Рабочие программы по русскому языку и чтению для 5 - 9 классов коррекционной школы VIII вида
календарно-тематическое планирование по теме

Тихонова Татьяна Ивановна

Данные рабочие программы по русскому языку и чтению составлены для детей с нарушением интеллекта с подробной расчасовкой на весь учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_progr_2011-2012.rar788.84 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  1. Настоящая программа по  развитию речи на основе знакомства с окружающим миром  для IV класса создана на основе:
  1. Федерального компонента государственного стандарта образования утвержденного приказом Минобразования  России от 5.03.2004Г.№1089.
  2. Закон РФ «Об образовании» ОТ 10.07.1992Г. №3266-1  (в ред.от 24.04.2008Г) ст.7, 9, 11.
  3. Областной учебный базисный план для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений  8 вида, приказ № 02-452 ОТ 27.05.08.
  4. Учебного плана МС(К)ОУ школы-интерната VIII вида на 2010-2011
  5. Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 1-4 классы, сборник   под ред. В.В. Воронковой.
  6. Письмо Министерства образования и  науки   Челябинской области от 3.08.2009 №103/3404 «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях».

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения развития речи на основе знакомства с окружающим миром, которые определены стандартом.

1.2. Рабочая  программа по развитию речи на основе знакомства с окружающим миром представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; календарно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; приложения (НРК, ИКТ).

1.3. Уроки  курса «Знакомство с окружающим миром» проводятся в рамках уроков развития речи на основе знакомства с предметами и явлениями окружающего  мира, и имеет особое значение. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.

        Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

        В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т.е. усвоенные слова включаются в речь.

        Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т.д.

        На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках – на основе непосредственных чувственных восприятий. Дети, наблюдая, учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

1.4. Курс направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного,  деятельностного подходов к обучению:

- направленное  исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

В методике преподавания русского зыка определены задачи обучения предмету детей с отклонениями в развитии:

  1. В развитии связной речи – оформление предложений в высказывание.
  2. В словарной работе – работа над семантикой слов.
  3. В грамматике – формирование языковых обобщений.
  4. В коррекционной работе – развитие механизмов скоординированной работы анализаторов и формирование межанализаторного взаимодействия на стимул.
  5. В Воспитательной работе – развитие мотивации к обобщению, формирование мотивации к учению, развитие эмоциональной адекватности поведения на основе освоения школьниками форм коммуникативного общения.

1.5.  Программа рассчитана на 68 часов

2 часа в неделю

1.6.  Программа и составленный на её основе тематический план выдвигают требования к знаниям, умениям и навыкам, которыми учащиеся должны овладеть к концу учебного года.

Основные требования к знаниям и  умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

  1. называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;
  2. активно участвовать в беседе;
  3. связно высказаться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений;
  4. выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая;
  5. соблюдать правила личной гигиены;
  6. соблюдать правила дорожного движения.

Учащиеся должны знать:

  1. названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы;
  2. правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы.

  1.7.  Разнородность состава учащихся данного класса по структуре

дефекта, предложенная врачом-психиатром, доктором педагогических наук М. С. Певзнер и педагогическая дифференциация по В.В.Воронковой доказывает необходимость использования дифференцированного подхода для адекватных условий обучения с учётом особенностей психофизического развития и уровня обученности (достижения).

неосложненная

торпидные

возбудимые

Характеристика учащихся по возможностям обучения.

В.В.Воронкова

I группа

В целом правильно решают предъявляемые задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программы

II группа

Более замедленный темп продвижения, успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, справляются с основными требованиями программы.

 

III группа

отличаются замедленной деятельностью, инертностью психических процессов, нарушениями внимания, что приводит к ошибочному выполнению действий; обучаются по сниженной программе.

IV группа

испытывают значительные затруднения в обучении; основное содержание учебных предметов недоступно; обучаются по индивидуальной программе, в которой даётся система минимальных знаний

При планировании учебного материала в данном  классе  учитываются психологические особенности обучающихся.

Наибольшее внимание уделяется эретичным и торпидным детям. Для них предусмотрены в плане индивидуальные формы контроля  усвоения учебного материала: индивидуальные задания с поэтапным их выполнением, задания с частичной подсказкой.

Для учащихся неосложнённой формы предусмотрены задания повышенной сложности и творческого характера, развивающие упражнения с использованием персонального компьютера.

  1. Учитывая степень обученности учащихся, в тематическом плане

предлагаются задания повышенной сложности и творческого характера, предусмотрено повторение учебного материала, самостоятельная работа с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей, дифференцированные задания.

        Учитывая познавательные возможности учащихся, для активизации умственной деятельности, развития самостоятельности, осознанности восприятия материала, в план включены уроки нестандартного типа:

- с применением ИКТ (приложение)

- тестирование

- урок-путешествие

- урок-рассуждение

-урок-диспут.

Тематический план составлен с учетом регионального компонента. Включено изучение региональных особенностей литературы Урала, области, города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий игры по русскому языку для 5-9 классов коррекционной школы VIII вида "Кто хочет стать миллионером?"

Данная игра проводится по типу известной телевизионной передачи «Кто хочет стать миллионером?»Цели проведения:Расширение кругозора обучающихся, воспитанников.Привитие детям интереса к русской словесно...

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 6 классов коррекционной школы VIII вида

Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета и  последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности дет...

Конспект урока русского языка «Сложные слова» 7 класс коррекционной школы VIII вида.

Конспект урока русского языка «Сложные слова» с презентацией 7 класс коррекционной школы VIII вида....

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 8 класса коррекционной школы VIII вида

Главная цель обучения русскому языку в специальном (коррекционном) учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать ...

рабочая программа по географии для обучающихся 6,9 классов коррекционной школы VIII вида

Данная рабочая программа составлена на основании Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 – вида 5-9 классы – М.: Владос, 2001. 232 стр.// - под редакцией Воронковой В.В....

Дидактические игры на уроках русского языка и чтения в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучению языку обуславлива...

Конспект урока по русскому языку для учащихся 6 классов коррекционной школы VIII вида "Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже"

Цель урока: закрепление знаний учащихся о согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже.Задачи:Коррекционно-образовательная: закрепить знания  учащихся о...


 

Комментарии

В программах есть потерянный час (34 х 4 = 136). Форма приемлема, поскольку это право Оу утверждать ее формат. А вообще интересно обсуждение рабочих программ, т.к. в каждом регионе и ОУ свои особенности