рабочая программа по географии для обучающихся 6,9 классов коррекционной школы VIII вида
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

НИКИТИНА ЯНА ЮРЬЕВНА

Данная рабочая программа составлена на основании Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 – вида 5-9 классы – М.: Владос, 2001. 232 стр.// - под редакцией Воронковой В.В.,  примерной программы по географии для 6 класса – «Физическая география», 9 класса – «География материков и океанов. Государства Евразии» основного специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения 8 – вида, автор Лифанова Т.М, Соломина Е.Н, отражающей содержание примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся с нарушением интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya.doc271 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан Государственное бюджетное образовательное учреждение Белебеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР ГБОУ Белебеевская коррекционная

школа VIII  вида

__________ Л. Р. Кульпина

 «___»__________20____г.                              

УТВЕРЖДАЮ:                        

Директор ГБОУ

Белебеевская коррекционная

школа VIII  вида

___________ Л. Р. Имаева

«___»__________20____г.

Рассмотрено  на заседании                                                                                   педагогического совета школы                                                                                         протокол №  1 от 30 августа 2013 года

Рабочая программа

по географии для обучающихся 6, 9 классов

срок реализации программы 1 год

Автор-составитель программы:

Я. Ю. Никитина,  учитель географии

                                                     

Белебей-2013

Содержание

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………..3
  2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН…………………………………..8

Начальный курс физической географии 6 класс……………………………8

Государства Евразии 9 класс…………………………………………………15

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ……………………………………......9

Начальный курс физической географии 6 класс……………………………9

Государства Евразии 9 класс…………………………………………………16

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...20
  2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ………………………………...24

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена на основании Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 – вида 5-9 классы – М.: Владос, 2001. 232 стр.// - под редакцией Воронковой В.В.,  примерной программы по географии для 6 класса – «Физическая география», 9 класса – «География материков и океанов. Государства Евразии» основного специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения 8 – вида, автор Лифанова Т.М, Соломина Е.Н, отражающей содержание примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся с нарушением интеллекта.

Вопросы теории, практики воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями изучались такими исследователями Т. Н. Головиной, И. В. Кобелко, Т. М. Лифановой, Т. И. Пороцкой, Е. Н. Сегалевичем, В. Н. Синевым, Е. Н. Соломиной,  было выяснено, насколько обучающимся доступны элементарные сведения по физической и экономической географии, как они овладевают знаниями о природных условиях,  ресурсах и труде людей в нашей стране и за рубежом.

В содержании программы по географии дается научное объяснение некоторых явлений природы, что также способствует формированию у обучающихся материалистического мировоззрения.

География как учебный предмет в специальной коррекционной школе VIII вида имеет большое значение для всестороннего развития у  обучающихся со сниженной мотивации к познанию.

Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей с ограниченными возможностями здоровья об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи. 

География даёт благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания обучающихся.

Основные задачи современного школьного курса географии – дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе. 

Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение обучающихся.

Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, СБО и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные  в курсах «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» и «Природоведение».

Актуальность: программа составлена с учётом психофизических особенностей обучающихся 6,9 классов с интеллектуальной недостаточностью и  возможностями их познавательной  деятельности.

Новизна: индивидуальный подход в обучении, создание  специальных (коррекционных) условий, сочетание традиционных и инновационных технологий в обучении детей с нарушением интеллекта.

Цель: создание комплекса условий для максимального развития личности каждого ребёнка с нарушением интеллекта при изучении географии.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

  • формирование элементарных географических представлений;
  • формирование умений работать с географической картой, графической наглядностью;

Коррекционно-развивающие:

  • коррекция и развитие ключевых компетенций обучающихся (коммуникативные, информационные, кооперативные и др.);
  • коррекция и развитие потенциальной познавательной деятельности;
  •  коррекция и развитие любознательности, научного мировоззрения.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитание любви к Родине;
  • воспитание бережного отношения к природе;
  • воспитание гражданских и патриотических чувств.

Учитывая задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания географии предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний и умений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Контингент обучаемых: обучающиеся 6, 9 классов коррекционной школы VIII вида.

Объем часов: обучение географии в 6,9 классах по 2 урока в неделю.

Учебный материал расположен по годам обучения следующим образом: 6 класс – «Начальный курс физической географии» (66 часов), 9 класс – «География материков и океанов» (52 часа) и «Наш край» (16 часов).

В программе выделены практические работы, а также по годам обучения сформулированы основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

В 6 классе («Начальный курс физической географии») обучающиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, её географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоёмами. Этот раздел предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоёмах своей местности.

В новый вариант программы 6 класса введены темы «Явления природы» (дождь, ветер, ураган, шторм, землетрясение, извержение вулканов), «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне», «Планеты», «Освоение космоса», изучавшиеся ранее в 9 классе.

Такой перенос позволит своевременно начать формирование элементарных географических знаний в тесной связи с физическими и астрономическими, что создаёт более полное представление о планете Земля и её оболочках.

Проведению практических работ в 6 классе  помогут изданные рабочие тетради и контурные карты, которые способствуют внедрению в учебный процесс современных методических приёмов. Часть заданий из тетради может быть выполнена на доске на этапе закрепления географического материала.

Некоторые из них даются в качестве домашнего задания. Для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к  учащимся с ограниченными возможностями здоровья, задания разной степени трудности могут быть использованы на этапе проверки знаний.

Расположение материала в 9 классе позволило больше времени (три четверти) выделить на изучение стран Евразии.

В процессе изучения стран Евразии предусматривается просмотр презентаций и видеофильмов о природе, достопримечательностях изучаемой страны, культуре и быте ее народа.

Заканчивается курс географии региональным обзором, на который отводится четвертая четверть 9 класса. 

На этих уроках обучающиеся не только систематизируют свои знания о природе республики Башкортостан и города Белебей, но и знакомятся с местными экономическими проблемами, узнают о профессиях, на которые имеется спрос в данном регионе.

На уроках будет усилено изучение социальных, экологических и культурологических аспектов. Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у обучающихся патриотических чувств и в значительной степени повысит интерес к изучаемому предмету.

Значительную помощь обучающимся окажут атласы (иллюстрированные приложения к учебникам), которые специально адаптированы к психофизическим и возрастным особенностям детей с интеллектуальными нарушениями. Используя их, обучающиеся могут давать комплексную характеристику иллюстрированной территории (растительный мир, животный мир, занятия населения).

Планируемый результат: сформированная социально-трудовая готовность выпускников к самостоятельной жизни в социуме города Белебей.

  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Начальный курс физической географии 6 класс

№ п/п

Тема

Всего

часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Введение

4

3

1

2

Ориентирование на местности

5

2

3

3

План и карта

9

7

2

4

Формы поверхности Земли

4

1

3

5

Вода на Земле

10

7

3

6

Земной шар

14

7

7

7

Карта России

20

8

12

Итого

66

35

31

III.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Начальный курс физической географии 6 класс

Тема № 1. Введение (4 ч)

География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности (1 ч). Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: осадки, ветер, облачность, температура. Признаки времен года. Явления природы. Меры предосторожности (2 ч).

Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки знаний, умений и навыков, полученных в 1-5 классах(1 ч).

Практические работы:

Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1-5 классы. Знакомство с новым учебником.

Тема № 2. Ориентирование на местности (5 ч)

Горизонт. Линия горизонта (1 ч). Стороны горизонта (1 ч). Компас и правила пользования им (1 ч). Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам (1 ч). Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и основных направлениях(1 ч).

Практические  работы:

Зарисовка линии, сторон горизонта. Схематическая зарисовка компаса. Упражнения в определении сторон горизонта по солнцу и компасу

Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам (на экскурсии или в уголке ориентирования).

Тема № 3. План и карта (9 ч).

Рисунок и план предмета (1 ч). Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека (1 ч). План класса (1 ч). План школьного участка (1 ч).Условные знаки плана местности (1 ч). План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты (1 ч). Условные цвета физической карты (1 ч). Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.) (1 ч). Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей (1 ч).

Практические  работы:

Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте. Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте. Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе. Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, класса).Изготовление в столярной мастерской во внеклассное время съемного плана-макета школьного участка. Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты. Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности).Прикрепление на магнитной карте к цвету или знаку соответствующих иллюстраций. Изготовление топографического лото.

Тема № 4. Формы поверхности Земли (4 ч).

Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности (1 ч). Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы (1 ч). Овраги, их образование (1 ч). Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов (1 ч).

Практические  работы:

Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага, вулкана. Зарисовки различных форм земной поверхности, схема вулкана в разрезе. Показ на физической карте России форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т.п.)

Тема № 5.  Вода на Земле (10 ч).

Вода на Земле (1 ч). Родник, его образование (1 ч). Колодец. Водопровод (1 ч). Река, ее части. Горные и равнинные реки (1 ч). Как люди используют реки (1ч). Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц (1 ч). Болота, их осушение (1 ч). Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы (1 ч). Острова и полуострова (1 ч). Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения (1 ч).

Практические  работы:

Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление макетов. Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова. Проведение опытов, показывающих: а) растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой; б) очистка воды фильтрованием. Упражнения в определении направления течения реки, различение берегов и других ее частей. Показ на физической карте России различных водоемов (не требуются знания конкретных названий рек, озер и т.п.).

Тема № 6. Земной шар (14 ч).

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне (1 ч).Планеты (1 ч). Земля — планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса (1 ч). Глобус — модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе (1 ч).Физическая карта полушарий (1 ч). Распределение воды и суши на Земле (1 ч). Океаны на глобусе и карте полушарий (1 ч).  Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида (1 ч). Первые кругосветные путешествия (1 ч). Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи) (1 ч). Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата (1 ч). Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий (1 ч). Природа тропического пояса (1 ч). Природа умеренных и полярных поясов (1 ч).

Практические  работы:

Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов. Показ с помощью теллурия смены дня и ночи. Оформление таблицы названий океанов и материков. Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий. Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре.«Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим поясам освещенности. Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных климатических поясах земного шара. Знакомство с последними публикациями об освоении космоса в периодической печати.

Тема № 7. Карта России (20 ч).

Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России — Москва (1 ч).  Границы России. Сухопутные границы на западе и юге (1 ч).  Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана (1 ч). Моря Тихого и Атлантического океанов (1 ч). Острова и полуострова России (1 ч). Работа с контурными картами (1 ч). Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья (1 ч). Работа с контурными картами (1 ч.) Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны (1 ч). Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа) (1 ч). Работа с контурными картами (1 ч). Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС (1 ч). Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС (1 ч). Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, ГЭС (1 ч). Реки Лена, Амур (1 ч).  Озера Ладожское, Онежское, Байкал (1 ч). Работа с контурными картами (1 ч). Наш край на карте России (1 ч). Повторение начального курса физической географии (1 ч). Контрольная работа (1 ч).

Практические  работы:

Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных географических объектов на контурную карту России. Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте. Изготовление планшетов: условный знак полезного ископаемого — образец из коллекции — его название — основные месторождения. Путешествия (на карте) по нашей стране.

Основные требования, предъявляемые к знаниям и умениям обучающихся:

Обучающиеся должны знать:

что изучает география; горизонт, линию и стороны горизонта; основные формы земной поверхности; виды водоемов, их различия; меры по охране воды от загрязнения; правила поведения в природе; отличие плана от рисунка и географической карты; масштаб, его обозначение; основные направления на плане, географической карте; условные цвета и знаки географической карты; распределение суши и воды на Земле; материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий; Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле; кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли; значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полетов людей в космос, имена первых космонавтов; различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем; расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий; основные типы климатов; географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий.

Обучающиеся должны уметь:

определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природе; выявлять на местности особенности рельефа, водоемов; делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности; читать планы местности (для начальных классов массовой школы);ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе; читать географическую карту; составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины; показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте; выполнять задания в «Рабочей тетради по начальному курсу физической географии» для 6 класса специальной коррекционной школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных возможностей обучающихся).

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Государства Евразии 9 класс

№ п/п

Тема

Всего

часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Государства Евразии

1

1

2

Западная Европа

6

1

5

3

Южная Европа

4

1

3

4

Северная Европа

3

1

2

5

Восточная Европа

10

2

8

6

Центральная Азия

5

1

4

7

Юго-Западная Азия

7

1

6

8

Южная Азия

2

1

1

9

Восточная Азия

6

2

4

10

Юго-Восточная Азия

2

1

1

11

Россия

6

1

5

12

Свой край

14

5

9

Итого

66

18

48

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Государства Евразии 9 класс

Тема № 1.  Государства Евразии (1 ч).

Политическая карта Евразии. Государства Евразии (обзор) (1 ч).

Тема № 2. Западная Европа (6 ч).

Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии) (2 ч). Франция (Французская Республика) (2 ч). Германия (Федеративная Республика Германия) (1ч). Австрия (Австрийская Республика). Швейцария (Швейцарская Конфедерация) (1ч).

Тема № 3. Южная Европа (4 ч).

Испания. Португалия (Португальская Республика) (1ч).  Италия (Итальянская Республика) (2 ч). Греция (Греческая Республика) (1ч).

Тема № 4. Северная Европа (3ч).

Норвегия (Королевство Норвегия) (1ч). Швеция (Королевство Швеция) (1ч). Финляндия (Финляндская Республика) (1ч).

Тема № 5. Восточная Европа (10 ч).

Польша (Республика Польша). Чехия (Чешская Республика). Словакия (Словацкая Республика) (1ч). Венгрия (Венгерская Республика) (1 ч). Румыния (Республика Румыния). Болгария (Республика Болгария) (1ч). Югославия. Албания (Республика Албания) (1ч). Эстония (Эстонская Республика) (1ч). Латвия (Латвийская Республика) (1 ч). Литва (Литовская Республика) (1 ч). Белоруссия (Республика Беларусь) (1ч). Украина (1ч). Молдавия (Республика Молдова) (1ч).

Тема № 6. Центральная Азия (5 ч).

Казахстан (Республика Казахстан) (1ч). Узбекистан (Республика Узбекистан) (1ч). Туркмения (Туркменистан) (1 ч). Киргизия (Кыргызстан) (1 ч). Таджикистан (Республика Таджикистан) (1 ч).

Тема № 7. Юго-Западная Азия (7 ч).

Грузия (Республика Грузия) (1 ч). Азербайджан (Азербайджанская Республика) (1 ч). Армения (Республика Армения) (1 ч). Турция (Республика Турция) (1 ч). Ирак (Республика Ирак) (1 ч). Иран (Исламская Республика Иран) (1 ч).  Афганистан (Исламское Государство Афганистан) (1 ч).

Тема № 8. Южная Азия (2 ч).

Индия (Республика Индия) (2 ч).

Тема № 9. Восточная Азия ( 6 ч).

Китай (Китайская Народная Республика) (2 ч). Монголия (Монгольская Народная Республика) (1 ч). Корея (Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея) (1 ч). Япония (2 ч).

Тема № 10. Юго-Восточная Азия (2 ч).

Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам). Лаос (Лаосская Народно-Демократическая Республика). Таиланд (Королевство Таиланд) или другие страны по выбору учителя (2 ч).

Тема № 11. Россия (6 ч).

Россия (Российская Федерация) — крупнейшее государство Евразии (1 ч). Сухопутные и морские границы России (повторение (1 ч). Административное деление России (повторение) (1 ч). Столица, крупные города России (1 ч). Обобщающий урок (1 ч).  Контрольная работа (1 ч).

Практические  работы:

Обозначение на контурной карте государств Евразии, их столиц и изученных городов. Нанесение границы Европы и Азии. Составление альбома «По странам и континентам».

Тема № 12. Свой край (14 ч).

История возникновения нашего края (1 ч). Положение на карте области, края. Границы. Поверхность (1 ч). Климат. Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы (1 ч). Полезные ископаемые и почвы нашей местности (1 ч). Реки, пруды, озера, каналы нашей местности. Водоснабжение нашего края питьевой водой. Охрана водоемов (1 ч).

Растительный мир нашего края (деревья, кустарники, травы, цветочно-декоративные растения, грибы, орехи, ягоды, лекарственные растения). Красная книга. Охрана растительного мира (1 ч). Животный мир нашей местности. (Хищные и травоядные, дикие и сельскохозяйственные животные, птицы, рыбы, земноводные, насекомые). Вред природе, наносимый браконьерами. Красная книга. Охрана животных. Помощь зимующим птицам. Заповедники, заказники (1 ч). Население нашего края (области). Его состав. Национальные обычаи, традиции, костюмы, фольклорные песни и танцы, национальная кухня (1 ч). Промышленность нашей местности. Ближайшее промышленное предприятие, где могут работать выпускники школы (1 ч). Специализация сельского хозяйства (растениеводство, животноводство, бахчеводство и т.п.) (1 ч). Транспорт нашего края (наземный, железнодорожный, авиационный, речной) (1 ч). Архитектурно-исторические и культурные памятники нашего края (1 ч). Наш город (поселок, деревня) (1 ч).  Обобщающий урок «Моя малая Родина» (1 ч).

Практические  работы:

На карте своей области обозначить условными знаками, вырезанными из картона, месторождения полезных ископаемых, цветными кружками — областной и районные центры. Обозначить на контурной карте России свою область. К карте своей области прикрепить контуры наиболее распространенных растений и животных, отметить заповедные места. Зарисовать и подписать растения и животных, занесенных в Красную книгу области. Записать в тетрадь названия местных водоемов, форм земной поверхности, фамилии известных людей края. Вычертить простейшую схему структуры народного хозяйства области. Регулярно читать местную периодическую печать. Выполнить рисунки и написать сочинение на тему «Прошлое, настоящее и будущее нашего края».

Основные требования, предъявляемые к знаниям и умениям обучающихся:

Обучающиеся должны знать:

географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств Евразии;  границы, государственный строй и символику России;  особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях; медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности.

Обучающиеся должны уметь:

находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы; по иллюстрациям характерных достопримечательностей узнавать отдельные города Евразии; показывать Россию на политических картах мира и Евразии; находить свою местность на карте России (политико-административной, физической и карте природных зон); давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края; называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области; правильно вести себя в природе.

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ОСНОВНОЙ СПИСОК

  1. Актуальные проблемы олигофренопедагогики. Сб. науч. трудов / под ред. В. В. Воронковой. М.: Изд-во АПН СССР, 1988.
  2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Книга для учителя / под ред. В. В. Воронковой. М.: Школа-Пресс, 1994.
  3. Граборов А. ГОсновы олигофренопедагогики / сост. В. Г. Петрова, Т. В. Шевырева. М.: Классика Стиль, 2005.
  4. Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / под ред. Т. А. Власовой и В. Г. Петровой. М.: Просвещение, 1981.
  5. Замский Х. С. История олигофренопедагогики. М.: Просвещение, 2005.
  6. Книга для учителей вспомогательной школы / под ред. Г. М. Дульнева. М.: Учпедгиз, 1955.
  7. Мозговой В. М., Яковлева И. М., Еремина А. А. Основы олигофренопедагогики. М.: Академия, 2006.
  8. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика / под ред. Б. П. Пузанова. М.: Академия, 2001.
  9. Т.М.Лифанова Е.Н.Соломина  Начальный курс физической географии. 6кл.: учебник для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида/ Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина.- М.: Просвещение, 2006.-184 с.: ил.+ Прил. (16 с., ил.).
  10. Т.М.Лифанова Е.Н.Соломина География материков и океанов. Государства Евразии. 9кл.: учебник для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида/ Т. М. Лифанова, Е.
  11. Программы специальной (коррекционной0 общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред.         В. В. Воронковой.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- Сб. 1. -232 с.
  12. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология".- 3-е изд., перераб. и доп. –М.: Просвещение, 1986. –192 с.
  13. Семаго Н.Я. Новые подходы к потреблению коррекционной работы с детьми с разными видами отклоняющегося развития // Дефектология. 2000. № 1.
  14. Тупоногов Б.К. Коррекционно-педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития // Дефектология. 1984. № 4. С. 9—14.
  15. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учебник для вузов. – М.: Владос, 2001. – 512 с.
  16. Шевченко  С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: метод, пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СПИСОК

  1. Баранчиков Е.В. – Сборник заданий и упражнений по географии, 6 класс. – М.: Экзамен, 2006.
  2. Баранчиков Е.В. и др. – География Земли: задания и упражнения – М.: Просвещение, 2007.
  3. Волобуев Г.П. – Технология тематического тестирования, 6 класс. – Р-на-Д.: Феникс, 2007.
  4. Головина Т.Н. Практические работы по географии во вспомогательной школе. М.:Просвещение, 1965г.
  5. География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И. Баринова), 2004.
  6. География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (автор И. И. Баринова),2004.
  7. Громов П.А. Рисунок в обучении физической географии. М.: Просвещение, 1979г.
  8. Гусева Е.Е. – «Конструктор» текущего контроля, 6 класс. – М.: Просвещение, 2008.
  9. Домогацких  Е.М., Домогацких Е.Е. – Рабочая тетрадь к учебнику Е М. Домогацких  и Н.И.  Алексеевского (География. Физическая география». 6 класс  – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
  10. Жижина Е.А. Контрольно-измерительные материалы. География. 6 класс. – М.: Вако, 2011.
  11. Заездный Р.А. Графическая наглядность в преподавании географии. М.: Просвещение, 1986г.
  12. Крылова О.В. – Сборник задач к атласу, 6 класс. – М.: Новый учебник, 2006.
  13. Крылова О.В.Тетрадь итоговых работ по географии – М.: Новый учебник, 2007.
  14. Лиознер В.Л., Митрофанова И.Б.- Тесты по географии: 6 класс: к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой - М.: Экзамен, 2011.
  15. Лобжанидзе А.А. – Планета Земля (тетрадь-тренажер), 6 класс. – М.: Просвещение, 2006.
  16. Николина В.В. – Мой тренажер, 6 класс. - М.: Просвещение, 2007.
  17. Новоженин И.В. – Тесты, 6 класс. – М.: Владос, 2001.
  18. Перлов Л.Е. – Дидактические карточки-задания, 6 класс. – М.: Экзамен, 2005.
  19. Пороцкая Т.И. Лекции по методике преподавания географии во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1970 г.
  20. Постникова М.В. – Контрольные вопросы, заним. задания, кроссворды и тесты, 6 класс. – М.: НЦ   ЭНАС, 2005.
  21. Синев В.Н. Коррекционная работа на уроках географии. Киев.: Радянська школа, 1977г
  22. Сиротин В.И. – Раздаточные материалы с к/к, 6 класс. – М.: Дрофа, 2005.
  23.  Смирнова М.С. – Сборник заданий и упражнений по географии. 6 класс. – М.: Экзамен, 2010.
  24. Смирнова М.С. – Тесты по географии. 6 класс. – М.: Экзамен, 2010.
  25. Суслов В.Г. – Развивающие упражнения на уроках географии, 6 класс. – М.: Астрель, 2004.
  26. Таможняя Е. А. Компьютерные технологии: возможности использования. Научно-методический журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 4, 2004 г, с. 46.
  27. Тематическое планирование по географии, ж. «Дефектология»,№ 1, 1994г.
  28. Чичерина О.В. – Тематический контроль, 6 класс. – М.: Интеллект-Центр, 2007.
  29. Чичерина О. В. – Тесты, 6 класс. – М.: Экзамен, 2005.

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБСПЕЧЕНИЕ

Содержание программы предусматривает разнообразные формы занятий: вводное, традиционное, практическое, занятие – ознакомление, усвоение, применение на практике, повторение, обобщения и контроля полученных знаний.

Стимулируют интерес к общению нетрадиционные занятия в виде игр, викторин, кроссвордов, конкурсов.

 Немаловажную роль играет совместная деятельность обучающихся и педагога в изготовлении дидактического материала к занятиям: образцов изделий, карточек, подбора рисунков и зарисовок эскизов, фотоальбомов. Качество условия содержания программы определяется выбором методов обучения и воспитания.

На занятиях используются следующие методы обучения:

  • объяснительно – иллюстративный; 
  • репродуктивный (педагог сам подбирает материал);
  • проблемный (педагог помогает в решении проблемы); 
  • поисковый (педагог помогает в решении проблемы); 
  • эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучаемых); 
  • креативный.

На занятиях педагог опирается на следующие методы воспитания: рассказ, беседа.

В работе  используются все виды деятельности, развивающие личность: игра,  труд, познание, учение, общение, творчество.

Формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная;
  • индивидуально-групповая;
  • групповая (или в парах);
  • фронтальная;
  • экскурсия;
  • конкурс.

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • проблемный;
  • частично поисковый или эвристический;
  • исследовательский.

Педагогические приемы:

  • Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
  • Организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование):
  • Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д. );
  • Сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;
  • Свободного выбора, когда детям предоставляется возможность выбирать для себя направление специализации, педагога, степень сложности задания и т.п.

Дидактический материал для уроков географии: таблицы, карты, глобусы, картины, инструкционные карты, перфокарты, дидактические карточки, памятки, научная и специальная литература, раздаточный материал, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства и др.

Форма подведения итогов: опрос, тестовые задания, контрольные занятия, зачет, самостоятельная работа, фотоотчеты, презентация творческих работ.

Приложение 1

Министерство образования Республики Башкортостан Государственное бюджетное

образовательное учреждение Белебеевская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа VIII вида

Урок географии в 6 классе на тему:

«Путешествие в страну карт»

Провела: Я. Ю. Никитина учитель географии

Белебей, 2013

Урок – игра «Путешествие в страну карт».

Цели и задачи урока:

  • Повторить изученный материал по разделу: «План и карта».
  • Систематизировать знания, полученные обучающимися при изучении данной темы.
  • Развивать и коррегировать память, мышление, речь
  • Воспитывать умения работать в группе, любовь к предмету.

Оборудование  и наглядный материал для урока:

Физическая карта полушарий, мультипроектор с компьютером, атласы, топографическая карта, глобус, магниты с магнитной доской, атласы, кроссворды (распечатанные для каждой команды), карточки для расшифровки текста (распечатанные для каждой команды), оценочные листы, презентация, жетоны.

Ход урока:

  1. Организация. Нацеливание.
  1. отчет дежурного
  2. проверка рабочих мест

Организация учащихся на урок: закройте глаза и мысленно повторяйте за мной: “Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе”. 

Я желаю вам успеха, и вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок. Спасибо.

  1. Актуализация знаний.

Учитель:  Дорогие, ребята!  Сегодня у нас будет урок-игра. Мы с вами изучили раздел темы «План и карта» и сегодня на уроке, обобщая знания по данной теме, должны сделать вывод, каким географом будет каждый из вас для стран (сл.1)

  1. Проверка знаний и умений.

Итак, мы начинаем игру. Первый конкурс «Визитная карточка». В нашей встрече участвуют две команды. Каждой команде было дано домашнее задание придумать название, девиз и эмблему команды (сл. 2)

I тур «Визитная карточка»

Команды представляют название и девиз,

1 команда «Полярная звезда»

Девиз: Гори всегда – полярная звезда!!!

Укажи дорогу нам…

Приведи к победе!!!

2 команда «Седьмой континент»

Девиз: Бороться и искать, найти и не сдаваться!

Капитаны команд устно представляют эмблему своей  команды.

Учитель: Молодцы ребята, с этим конкурсом вы справились хорошо. Данный тур оценивается по пятибалльной системе по следующим графам:

актуальность названия команды с учетом тематической, художественной и оригинальной направленности, девиз команды (учитывается смысловая направленность его соответствие названия команды), аннотация эмблемы команды.

Переходим во II тур, который называется «Прочитай зашифрованное письмо» (сл.3,4)

Задание:  В океане найдена бутылка, в которой обнаружена записка с указанием места нахождения клада. Попавшая в бутылку вода уничтожила некоторые буквы и цифры. Вместо точного указания места сохранились только следующие обрывки « 24 °… ш. и …   в.д. на остр...   … айва..». Помогите восстановить запись.!!!

(Конкурс  оценивается за  скорость и правильность ответа в 5 бал)

Правильный ответ: о.Тайвань  24˚с.ш. и 120˚в.д.

Молодцы ребята!

ФИЗМИНУТКА для глаз. (см. приложение)

III тур  «Эрудит - ринг» (сл. 5).

Учитель задает вопросы. Команды отвечают.

1.Часть земной поверхности, которую мы видим вокруг себя на открытом месте: Горизонт

2.Угол между направлением на север и на какой-нибудь определенный предмет местности: Азимут.

3. Чертеж небольшого участка земной поверхности, сделанный в определенном масштабе: План.

4.Как называются линии, параллельные экватору? Параллели.

5.Уменьшенная модель земного шара-Глобус.

6.Точки на земной поверхности, через которые проходит воображаемая ось Земли: Полюсы.

7. Параллель, находящаяся на одинаковом расстоянии полюсов: Экватор.

8. Самый большой океан? Тихий.

9.Условная линия, соединяющая полюса? Меридиан.

10.Самый маленький океан? Северный Ледовитый.

11. Прибор для определения сторон горизонта? Компас.

12.Определение своего местоположения относительно сторон горизонта называется: ориентирование.

13.Пропорция, которая показывает степень уменьшения длины линии на глобусе, карте или плане по сравнению с действительным расстоянии называется масштаб.

14.Через какой город проходит нулевой меридиан? Лондон.

15.Как называется условная линия, которая делит земной шар на Северное и Южное полушарие? Экватор.

За каждый правильный ответ 1 балл.

IVтур «Определение координат» (сл. 6,7, 8)

Учитель: У каждой команды на столе лежат карточки с географическими координатами, необходимо написать название географического объекта (острова), координаты которого равны:

Задание 1:

20˚ю.ш. и 46˚в.д.  /Мадагаскар

42ю.ш.  и 147˚в.д.  /Тасмания

70˚с.ш. и 40˚з.д.  /Гренландия

35˚с.ш. и 136˚в.д.  /Японские о-ва

Задание 2: Напишите названия гор, одна из точек которых имеет координаты:

15˚ю.ш. и 70˚з.д.  /Анды

40˚с.ш. и 110˚з.д.  /Кордильеры

43˚с.ш. и 80˚в.д.  /Тянь-Шань

30˚с.ш. и 80˚в.д.  /Гималаи

Оценивается  скорость и правильность каждого ответа в 1бал.

Физминутка (см. приложение).

Vтур   «Расшифруй текст» (сл.9).

Учитель: на столе у вас лежат карточки, необходимо расшифровать текст по топографическим условным знакам.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\разработки для 6 кл\план.gif

За каждый правильный знак 1 балл.

VI тур  «Конкурс капитанов» (из игры “Звездный час”) (сл. 10).

Оценивается в 5 баллов.

Участвуют по одному игроку от каждой команды.

Учитель: на доске слово “Гренландия”. За 1 мин. нужно придумать слова, начинающиеся на каждую из букв слова.

Г-оры

Р-ека

Е-гипед

Н-ил

Л-аншафт

А-нды

Н-ивелир

Д-непр

И-ртыш

Я-пония

Учитель: Кто быстрее закончит, получает дополнительный балл.

Физминутка для мелкой моторики.

VII тур «Кроссворд» (сл.11).

По вертикали:

1.Линии, условно проведенные по поверхности Земли параллельно экватору.

2.Прибор для определения сторон горизонта.

3.Угол между направлением на север, и на какой-нибудь определенный         предмет местности.

4.При определении географических координат  она бывает только восточная или западная?

5.Чертеж небольшого участка местности в уменьшенном виде.

6.Форма земли?

По горизонтали:

7.Линии соединяющие точки с одинаковой высотой.

8.C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\луг.gifЧто обозначает этот условный знак?

9.Уменьшенная модель Земли называется?

10.Самая длинная параллель.

Команды разгадывают кроссворд. За каждое слово 1 балл.

  1. Итог урока.
  2. Рефлексия.
  3. Домашнее задание.

Определите географические координаты:

Берлин  53˚с.ш. и 14˚в.д.

Токио  35˚с.ш. и 140˚в.д.

Пекин  40˚с.ш. и 117˚в.д.

Париж  48˚с.ш. и 1˚в.д.

Кроссворд

Приложение 2

Тестовая работа на  тему: «Вода на Земле» 6 класс

1)Установи соответствия (соедини стрелками):

-Водоем, имеющий начало и конец                                       русло

-Углубление на поверхности суши,

   заполненное водой и создано природой                             река

-Зарастающее озеро, пруд                                                       озеро

-Углубление, по которому течет река                                    родник

-Место, где подземная вода выходит                                     болото

  на поверхность

-Большой искусственный водоем, созданный                       водопад

   для строительства ГЭС

-Начало реки                                                                         водохранилище

-Падение реки с высокого крутого обрыва                           исток

2)Дай точный ответ: «да» или «нет»:

-Океан-это огромное водное пространство?

-В морях бывает пресная вода ?

-Пролив-это узкая полоса воды, разделяющая участки суши?

-Полуостров-это часть суши, со всех сторон окружена водой?

-Горные реки текут медленно и спокойно?

-Озеро- это водоем, сделанный человеком?

-Трясина-это топкое место в болоте?

-Бухта-это глубокий залив?

-Устье-это место, где начинается река?

-Течение равнинных рек медленное, спокойное?

Приложение 3

Министерство образования Республики Башкортостан Государственное бюджетное

образовательное учреждение Белебеевская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа VIII вида

Урок географии в 9 классе на тему:

«Таджикистан (Республика Таджикистан)»

Провела: Я. Ю. Никитина учитель географии

Белебей, 2013

Цели и  задачи урока:

  • Изучить ЭГП Таджикистана.
  • Развивать и коррегировать устную речь и мелкую моторику рук, память, мышление.  
  • Воспитывать у детей нравственные качества.

Оборудование: Политическая карта Азии, атласы, учебники, презентация «Таджикистан».

Словарные слова: Сейсмоопасная зона, чайхан, кишлак.

ХОД УРОКА:

  1. Организационно – подготовительный этап

Цель – подготовка учащихся к работе на уроке.

Содержание этапа:

☺ по звонку найти своё место;

☺ взаимное приветствие;

☺ запись числа;

☺ настрой учащихся на работу;

☺ проверка готовности к уроку (рабочее место, поза, внешний вид);

☺ сообщение темы и цели урока.

  1. Проверка домашнего задания:

Беседа по вопросам.

  1. Государственный язык Киргизии?
  2. Дать характеристику ФГП Киргизии?
  3. Самое большое озеро?
  4. Самый крупный заповедник?
  5. Полезные ископаемые страны?
  6. Основные отрасли промышленности страны?
  7. Чем занимается животноводство и растениеводство страны?
  8. Основное население страны?
  9. Чем издревне занимались киргизы?
  10. Традиционная еда?
  11. Национальный головной убор?
  12. Столица Киргизии?
  13. Политическое устройство?

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся.

На прошлом уроке мы познакомились с Киргизией, Сегодня уроке мы изучим республику Таджикистан и  выявим особенности физико-географического положения, природы, населения и его хозяйственной деятельности. Познакомимся с достопримечательностями городов страны.

IV. Изучение нового материала.

План

  1. Физико-географическое положение страны.
  2. Особенности рельефа.
  3. Внутренние воды.
  4. Климат.
  5. Растительный и животный мир.
  6. Полезные ископаемые.
  7. Сельское хозяйство.
  8. Промышленность.
  9. Народы, населяющие страну, их основные занятия.
  10. Путешествие по крупным городам Таджикистана.

ФИЗМИНУТКА для мелкой моторики

  1. Физико-географическое положение страны.

Учитель: Столица: Душанбе.

Государственный язык: таджикский.

Работа обучающихся с картой.

Учитель: Ребята, кто выйдет к карте и даст характеристику ФГП, т. е. необходимо показать страну на политической карте мира, назвать столицу и соседей.

Обучающийся: Таджикистан лежит на юго-востоке Центральной Азии. Граничит с Узбекистаном, Киргизией, Китаем и Афганистаном.

Учитель: Таджикистан – многонациональное государство. После создания в 1991 г. СНГ в Таджикистане стали возникать конфликты между людми разных национальностей. Большинство русских уехали в Россию. Борьба между политическими партиями переросла в гражданскую войну. Перемирие было достигнуто лишь в 1997 г. Сейчас Таджикистан – одна из беднейших стран Центральной Азии.

  1. Особенности рельефа.

 Таджикистан-типично горная страна. Почти всю его территорию  занимают горы Памир. Между величественными горными хребтами раскинулись долины. В горах берут свое начало многие реки Центральной Азии (рис. 118).

  1. Внутренние воды.

По территории страны несут свои воды многие быстрые реки, но крупных среди них немного. На северо-востоке страны протекает Сырдарья, а на юго-западе Амурдарья. В горах много минеральных источников.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ:

Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

  1. Климат жаркий, сухой. Здесь круглый год сияет солнце, осадков выпадает мало. В высокогорьях холоднее, чем на равнинах. Дороги в горах большую часть года перекрыты снежными завалами.
  2. Растительный и животный мир.

Учитель : Ребята, давайте с вами откроем приложение к учебнику на стр. 16 и посмотрим какие же животные обитают в Таджикистане? (…………………..)

Межгорные равнины страны занимают пустыни и полупустыни. Там водятся джейраны, лисицы, волки и многочисленные грызуны. Вдоль рек обитают кабаны и шакалы, а в горах – горные кабаны, винторогие козлы, леопарды, бурые медведи, снежные барсы.

Учитель: А как вы думаете в Таджикистане ведется ли охрана животного и растительного мира? (ДА).

Учитель: А как же охраняется растительный и животный мир? Что для этого создается? (создаются заповедники)

Учитель: В стране находится крупный заповедник Тигровая балка.

Учитель: Давайте откроем учебники на стр. 124 и прочитайте какой растительный и животный мир обитает и произрастает в заповеднике Тигровая Балка. (Тугайный тополь- приземистый и густоветвистый родственник нашего тополя, джиду - колючее дерево с серебристыми листочками и мучнистыми плодами, другие растения и кустарники, травы. Водятся шалы,  дикобразы, камышовые коты, кабаны, зайцы, фазаны, зимородки. Обитает редкое животное – ХАНГУЛ или ТУГАЙНЫЙ ОЛЕНЬ. Он похож на обычного оленя, только более изящный).

  1. Полезные ископаемые.

Учитель: Давайте посмотрим на карту полезных ископаемых мира и скажем какие же полезные ископаемые здесь встречаются? (Месторождения полиметаллических  руды, нефти, газа, угля, свинца, ртути, поваренной соли, драгоценных камней, строительных материалов и др. полезных ископаемых).

ВЫВОД: страна богата полезными ископаемыми.

  1. Сельское хозяйство

Учитель: несмотря на то, что в стране мало районов, пригодных для земледелия, главная отрасль экономики – сельское хозяйство. Для орошения земель построены водохранилища и арыки (см. словарь стр. 203 – оросительный канал в Средней Азии)

Учитель: Какие отрасли сельского хозяйства вы знаете? (растениеводство и животноводство).

 А как вы думаете какая отрасль сельского хозяйства развита в стране? (растениеводство и животноводство).

Учитель: Верно. Растениеводство больше развито в речных долинах, на орошаемых землях и оазисах, где выращивают кунжут, ячмень, хлопчатник. В садах растут абрикосы, персики, яблоки, груши, алыча, хурма, лимоны, гранаты, инжир, миндаль.

А в горных районах развито животноводство, так как здесь наиболее благоприятные условия для развития овец, приспособившихся к местным условиям, это овцы мясной породы

В южных районах разводят каракульских овец, высоко в горах – яков они обеспечивают местных жителей мясом, молоком, шерстью. Во всех районах занимаются шелководством.

  1. Промышленность здесь добывают и перерабатывают руды цветных металлов и редких металлов.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА (см. приложение).

  1. Народы, населяющие страну, их основные занятия.

Учитель: откройте учебники на стр. 124 и прочитайте о населении.  Опишите национальные особенности страны? (Таджики живут в селах – кишлаки. Во дворе они готовят пищу, пекут хлеб, едят, пьют чай, общаются с соседями.) Любимое блюдо таджиков? (плов из баранины). Как называется печь, где они пекут хлеб? (ТАНДЫР).

Из чего они пьют чай? (Из пиал-широкие чашки без ручки). Что такое ЧАЙХАНЫ? (место, где можно выпить чай и попробовать традиционные национальные блюда.) Кто собирается в чайханах? (мужики). В чем ходят мужчины, женщины? (Мужчины носят халат и тюбетейку, женщины- длинное платье, платок на голове рис. 122.)

Так кто же населяет страну? (таджики, узбеки, русские, киргизы и др.)

  1. Путешествие по крупным городам Таджикистана.

Учитель: Ребята, мне хочется рассказать вам о достопримечательностях, обычаях этой страны. Мы совершим заочное путешествие по отдельным городам Таджикистана.

Свое путешествие мы начнем со столицы – Душанбе. Это самый крупный город страны. Расположен в долине на западе страны, со всех сторон его окружают горы. Еще в 20 веке здесь стоял кишлак, а сейчас современный город. Вдоль улиц растут тополя, плакучие ивы, акации. На окраинах города стоят одноэтажные дома, окруженные садами. Таджикистан находится в сейсмоопасной зоне – территория с частыми землетресениями, поэтому здесь нет высоких домов, все они сейсмоустойчивы.

Один из самых древних городов – Худжанд расположен на севере страны. Ему 1500 лет.

V.  Итог урока.

Итак, ребята, наше заочное путешествие по Таджикистану подошло к концу. Мы познакомились с вами с природой страны, населением, их основными занятиями, достопримечательностями  городов.

VI. Закрепление новой темы:

Закончи предложение:

Столица Таджикистана…

Самое крупные реки страны…

Заповедник самый крупный…

Одна из наиболее развитых отраслей сельского хозяйства…

Главный город страны…

VII. Домашнее задание:

Составить экскурсию по городу Душанбе.

VIII. Рефлексия.

IХ. Подведение итогов.

Приложение 4

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА 9 класс: «Страны Балтии», Белоруссия.

  1. Выбери страны, относящиеся к странам Балтии:
  1. Эстония;
  2. Латвия;
  3. Польша;
  4. Белоруссия.
  1. Столица Эстонии:
  1. Таллин;
  2. Рига;
  3. Вильнюс.
  1. Валуны – это:
  1. Каменная глыбы;
  2. Равнинные глыбы;
  3. Водные глыбы.
  1. Латвия граничит:
  1. С Литвой, Польшей и Россией.
  2. С Россией, Эстонией, Литвой.
  3. С Россией, Белоруссией, Латвией.
  1. Полезные ископаемые в Белоруссии:
  1. Нефть;
  2. Бурый уголь;
  3. Минеральные материалы;
  4. Торф.
  1. Самая крупная река Латвии:
  1. Днепр;
  2. Висла;
  3. Даугава.
  1. Главные отрасли промышленности Латвии:
  1. Химическая; машиностроение; текстильная;
  2. Лесная; топливно-энергетическая; химическая;
  3. Пищевая, металлообработка, машиностроение.
  1. Эстония – это:
  1. Многонациональная страна;
  2. Однонациональная страна.
  1. Ведущая отрасль сельского хозяйства Эстонии…………………..
  2. Самый крупный город Эстонии…………………………………….
  3. Важный курортный центр страны Эстонии:
  1. Пярну;
  2. Нарва;
  3. Тарту.
  1. Ведущая отрасль промышленности Латвии…………………………...
  2. Опиши природу в Латвии………………………………………………….
  3. На предприятиях химической промышленности выпускают:
  1. Сыр;
  2. масло;
  3. трикотаж;
  4. текстиль;
  5. красители;
  6. пластмассы;
  7. лекарства.
  1.  Назовите традиционные латышские промыслы……………………………
  2.  Какие животные обитают в Литве, перечислите.
  3. Ведущие отрасли промышленности Латвии и Литвы? Сделай классификацию:

Машиностроение; химическая; текстильная; рыбная; пищевая.

  1.  В сельских  районах Литвы выращивают:
  1. Ячмень;
  2. Просо;
  3. Лен;
  4. Картофель;
  5. Бобовые;
  6. Подсолнух.
  1. Литву называют страной:
  1. золота,
  2. янтаря,
  3. серебра.
  1. Главные реки, протекающие по территории Белоруссии:
  1. Днестр,
  2. Волга;
  3. Неман;
  4. Западная Двина.
  1. Национальный парк Белоруссии…………………………
  2. Ведущие отрасли промышленности Белоруссии, перечисли………
  3. Какая отрасль промышленности выпускает: тракторы, самосвалы, мотоциклы, мотороллеры.
  4. Столица Белоруссии……………….
  5. В международном разделении труда Белоруссия поставляет…………………..
  6. Перечисли выгоды экономико-географического положения Белоруссии и отрицательную сторону.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 8 класса коррекционной школы VIII вида

Главная цель обучения русскому языку в специальном (коррекционном) учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать ...

календарно-тематическое планирование по географии для обучающихся 6,7 классов коррекционной школы VIII вида

Программа: Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В. В. Воронковой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.Учебники: 1)...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 6, 7 классов коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа по предмету изобразительное искусство для обучающихся 6,7 классов специальной (коррекционной) школы VIII  вида...

Рабочая программа по чтению и развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида

Рабочая программа по чтению и развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида...

Рабочая программа по письму и развитию речи. 5 класс коррекционной школы VIII вида

Представлена рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 5 класса коррекционной школы VIII вида....

Рабочая программа по изобразительному искусству в 3,4 классах коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа, тематическое планирование для уроков изо 3,4 кл корр, + пояснительная записка для 6 класса...