программа по коммуникации, правилам социального поведения для обучающихся 9-х классов коррекционной школы VIII вида
методическая разработка (9 класс) по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prgoramma_koommunikatsiya_9i.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья-

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 9

                                

РАССМОТРЕНА

на__________________

протокол №__________

от___________________

СОГЛАСОВАНА

заместитель директора по УВР__________________

______________________

(ФИО, подпись)

УТВЕРЖДЕНА

директор

_____________________

_____________________

(ФИО, подпись)

приказ №_____________

от____________________

МП

Коммуникации, правила социального поведения

9 И  класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

   

               

Мысковский городской округ   2013


                                                                                                                                      

Программа разработана ФИО, учителем Мартыновой Н.Е.. категория.2

Рабочая программа  «Коммуникация, правила социального поведения»» 9 и  класс разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией профессора педагогических наук И.М.Бгажноковой. и в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 г.).

   Структура рабочей программы

1) Пояснительная записка.

2) Общая характеристика учебного предмета.

3) Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

4) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

5)  Содержание учебного предмета.

6) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

7) Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

8) Планируемые результаты изучения учебного предмета.

  1. Пояснительная записка

Вопросы развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема воспитания становится все более актуальной. И именно поэтому целью педагога является оградить ребенка от мира жестокости и грубости, познакомить обучающегося с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия. Особенно  важной эта проблема становится для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Одним из основных стержней в общей системе всестороннего развития личности у  детей с ОВЗ является воспитание  правил социального поведения и коммуникативное воспитание.

Коммуникативное воспитание и воспитание правил социального поведения  - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности обучающегося, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

Задача коммуникативного  воспитания  и воспитание правил социального поведения  состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого обучающегося с ОВЗ.

Воспитание является основой всех основ, в зависимости оттого, что вложил педагог в душу обучающегося  в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.

Воспитание - искусство, и это искусство заключается в том, чтобы человек, которого мы воспитываем, очеловечивал мир вещей, которые входят в его жизнь, он должен чувствовать в них человеческое - разум, мудрость, любовь к людям. Если ребенок этого не переживет, то ему будет чужда подлинная человеческая чуткость восприятия.

Полнота человеческого счастья заключается в развитии всех творческих способностей и сил человека, в богатстве духовной жизни, в сознании того дела, которому отдаешь свои силы. В воспитании важно не только сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, но и самое главное, - включить обучающегося с ОВЗ  в различные виды деятельности, где раскрываются их отношения.

Эффективность  воспитания обучающихся с ОВЗ возможна при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной, операционной. Учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Рабочая программа курса «Коммуникация, правила социального поведения» для обучающихся 9и класса составлена с учетом возможностей обучающихся специальной коррекционной школы VIII вида (для обучающихся 9и класса), уровня их знаний и умений, на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» , под общей редакцией В.В.Воронковой, М.: Гуманитар. издательство центр ВЛАДОС, 2010 год, которая соответствует федеральному компоненту государственного стандарта (основного) общего образования в соответствии с объёмом времени, отводимого на изучение данного предмета по базисному учебному плану.

Рабочая программа по разделу «Коммуникация, правила социального поведения» для обучающихся 9и класса конкретизирует содержание предметных тем ФГОС, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и  последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, является основой для определения перечня учебного оборудования и приборов, необходимых для качественной организации образовательного процесса.

Программа коммуникации, правил социального поведения  способствует повышению уровня нравственных качеств личности, культуры поведения в обществе, формирование правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим. Одной из актуальных проблем в воспитании обучающихся  с нарушениями интеллектуального развития является подготовка таких детей к самостоятельной жизни. Ребенок с нарушениями в развитии нуждается в особой помощи для подготовки к независимому жизнеустройству. Общая незрелость личности умственно – отсталого ребенка выражается в низком уровне познавательных интересов, повышении внушаемости, недоразвитии воли, а также в искаженной самооценки. Эмоциональная сфера характеризуется бедностью оттенков переживаний, однообразием и малоподвижностью эмоций. Нередко такой ребенок отличается склонностью к вспышкам гнева, агрессивным реакциям.

Очень часто взрослые оказываются неготовыми принимать ребенка таким, каков он есть, со всеми присущими ему недостатками. Между тем при условии правильно организованной работы повышается вероятность приобретения черт нравственно – устойчивой и зрелой личности, способной в дальнейшим адаптироваться в социуме.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно – целостной ориентации обучающихся, оказании им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.

              Выбор комплексной программы по «Коммуникации, правил социального поведения» под редакцией В.В.Воронковой обусловлен причинами наличие большого количества информационного материала (презентаций, видеофильмов) позволяет проводить уроки, соответствующие уровню обучающихся коррекционной школы.

      Рабочая программа  по «Коммуникации, правил социального поведения» для обучающихся 9и класса выполняет две основные функции:

  • информационно-методическую функцию, которая позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета;
  • организационно-планирующую функцию, которая предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

    Программа обеспечивается УМК. При составлении  данной программы использованы:

- комплексная программа по СБО 5-9 класс. Воронкова В.В.., Гуманитар,изд.центр ВЛАДОС,  2010 г.

- методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя / Сост. А.Т. Смирнов, Б.И.Мишин; Под общ. ред. А.Т.Смирнова, -М.: Просвещение, 2001;

В базисном учебном  плане для специальных  (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  (вариант № 2 Базисный план общего образования умственно отсталых учащихся с тяжелой степенью) на изучение раздела «Коммуникация, правила социального поведения»  в  8и классе основной школы отводится 102 часа в год,3 часа   в неделю, всего – 102  часа.

2. Общая характеристика учебного предмета

Одной из важнейших задач обучения является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному устранению негативных проявлений личности, поведению с одновременным развитием, освоением разнообразных моделей коммуникативного поведения. Раскрытию внутренних целей и желаний обучающегося. Должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, в том числе и за рамками учебного процесса.

  1. Цели коррекционного образования:

1.    Формирование сознания, чувства, убеждения, осознанного поведения.

2.    Ориентирование  на общечеловеческие ценности: милосердие, доброту, способность к состраданию, сопереживанию, терпимость, доброжелательность, скромность. Готовность оказывать помощь близким и дальним, стремление к миру, добрососедству, понимание ценностей человеческой жизни.

3.    Воспитание таких  качеств как патриотизм, честность, порядочность, ответственность, гуманизм, трудолюбие, уважение к старшим.

.
Общие цели изучения раздела «Коммуникация, правила социального поведения» призваны способствовать:

1. Социализация воспитанников

2. Выработка положительных качеств

3. Формирование правильной оценки окружающих и самих себя

4.  Нравственное  отношения к окружающим.


Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
• формирование у учащихся  современного уровня культуры общения;

* развитие коммуникативных навыков;

* воспитание духовно-нравственных качеств.

Личностными результатами обучения по разделу «Коммуникация, правила социального поведения»  в основной школе являются:
• развитие навыка общения при коммуникации и соблюдении правил социального поведения;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к коммуникации  в современном обществе


       
В настоящее время актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам коммуникации и социального поведения в современном обществе.  В специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет большое значение  воспитательная работа, целью которой является социализация воспитанников, а основными задачами – выработка положительных качеств, формирование правильной оценки окружающих и самих себя.

Одной из задач, которые решает   специальная  (коррекционная) школа  VIII вида ,   является задача формирование правильного поведения и общения

Данная  рабочая программа по разделу «Коммуникация, правила социального поведения»  ориентирована на решение социальной задачи - воспитание у обучающихся навыков адекватного поведения в разных жизненных ситуациях.

Необходимость такой программы очевидна и подтверждается потребностями современной жизни.

При реализации программы предполагается использовать деятельностный подход, который позволит ученикам накапливать опыт в вопросах коммуникации и социализации.

     В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов:

  • Закон «Об образовании» (последняя редакция).        
  • Конституция Российской Федерации (последняя редакция).
  • Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ
  • Постановление Правительства Российской Федерации «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (последняя редакция).
  • Правила дорожного движения Российской Федерации (последняя редакция).
  • Семейный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
  • Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
  • Федеральный закон «О пожарной безопасности» (последняя редакция).
  • Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» (последняя редакция).

      Содержание программы выстроено по трем линиям: коммуникативное и социальное поведение в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования  у  обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий о коммуникации и социализации.

    В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания об общении в современном обществе в различных ситуациях, о социальном поведении в современном обществе. Большое значение придается также формированию  самозащиты, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.

Программа выполняет две основные функции.

1. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
2. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала по учебным модулям, разделам и темам с учетом межпредметных  и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся.

    Программа  в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по «Коммуникации, правилам социального поведения»
 , который доступен обучающимся в специальной (коррекционной) школе VIII вида с ОВЗ. Для отстающих учащихся, нуждающихся в дифференцированной помощи со стороны учителя, настоящая программа определяет упрощения, которые могут быть сделаны в пределах программных тем.

      Курс «Коммуникация, правила социального поведения» в коррекционной школе направлен на достижение следующих целей и задач:

Цель:

- формирование “личности современного типа”, знающей основы защиты человека и общества от современного комплекта опасных факторов и умеющих применять эти знания на практике;  воспитание граждан специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет воспитательная работа, целью которой является социализация воспитанников,

 а основными задачами – выработка положительных качеств, формирование правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим.

Основные задачи:

- выработка положительных качеств;

- формирование правильной оценки окружающих и самих себя;

- формирование знаний  в  освоении медицинских навыков и правил оказания первой медицинской помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях;

- развитие  нравственного отношения к окружающим;

- развивать умения и навыки планирования и организации деятельности, самостоятельности.

Коррекционные задачи:

-  работать над развитием всех психических функций;

-  работать над формированием навыка самоконтроля;

-  работать над воспитанием  эмоциональной адекватности поведения;

- формировать положительную  мотивацию к обучению и общению.

Метапредметными  результатами обучения коммуникации, правилам социального поведения в 9и классе  являются:
• овладение умениями формулировать личные понятия о коммуникации; анализировать правила социального поведения; обобщать и сравнивать жизненные ситуации ; выявлять причинно-следственные связи реальных жизненных ситуаций;

• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по социальному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей,  оценивать результаты своей деятельности в условиях социализации;

• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к общению в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации при общении;


• развитие умения выражать свои мысли и способности, слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;


• формирование умений  взаимодействовать с окружающими.


Предметными результатами обучения коммуникации, правилам социального поведения в 9и классе являются:

  1. В познавательной сфере:
    • знания о правилах общения; об оказании первой медицинской помощи ; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
  2.  В ценностно-ориентационной сфере:
    • умения общения и поведения в реальной жизни;

• умения применять полученные теоретические знания на практике —       вести диалог с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;


3. В коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.


4. В эстетической сфере:
• умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.


5. В трудовой сфере:
• знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
• умения оказывать первую медицинскую помощь.

Обучающимся с ОВЗ свойственны некритичность в выполнении действий, низкий уровень самоконтроля, обусловленные косностью и тугоподвижностью процессов мышления, связанных с инертностью нервных процессов.

При обучении коммуникации, правилам социального поведения общеобразовательная, коррекционно-развивающая, воспитательная и практическая задачи в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида решаются комплексно при осуществлении тесной связи коммуникации, правил социального поведения с другими учебными предметами.

При реализации программы предполагается использовать деятельностный подход, который позволит ученикам накапливать опыт в вопросах общения и социализации.

Программа предполагает широкое использование проблемных ситуаций, различных видов групповой работы.

Контроль за усвоением знаний.

Процесс обучения коммуникации, правилам социального поведения  постоянно сопровождается контролем.

Оценка усвоения знаний и умений на уроках коммуникации, правил социального поведения  осуществляется на этапе  предварительного контроля в процессе повторения и обобщения в начале учебного года или перед изучением новой темы; на этапе текущего контроля в процессе повторения, закрепления и обобщения изученного на каждом уроке и выполнения текущих самостоятельных работ с целью актуализации знаний; на этапе итогового контроля в процессе проведения текущих и итоговых контрольных работ с целью выявления результатов обучения после изучения темы раздела, в конце четверти или учебного года.

Способы контроля знаний по коммуникации, правилам социального поведения разнообразны: устный опрос (фронтальный и индивидуальный), письменные и практические работы, самоконтроль и взаимоконтроль.

Обучающиеся должны  постоянно видеть результаты своей работы для понимания значения отметок, выработки умения критически оценивать себя через:   отметки за разные задания.

Основными видами деятельности обучающихся по предмету «коммуникация, правила социального поведения» являются:

 выполнение тестовых заданий;

 практические упражнения;

 работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;

 развёрнутые объяснения при ответе на вопрос учителя, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю;

самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию прочных знаний по предмету.

Контроль за усвоением знаний.

     Проверка уровня усвоения изучаемого материала,  обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение  неуспеваемости обучающихся.         Текущая проверка проводится учителем в рамках календарно-тематического планирования.

 Оценка знаний проводится по следующим видам работ:      

- проверочная работа;

- тесты;

- контрольная работа.

          При устном опросе учитель выявляет степень понимания обучающимися изученного материала, овладение ими теорией, знание правил и умение применять их на практике.

          При фронтальном опросе вопросы ставятся в целом, но неодинаковой степени трудности. Учитель дифференцированно подходит к обучающимся класса, учитывая возможности каждого ребенка тем самым,  вовлекая  всех в активную работу.

          Индивидуальный опрос включает как проверку теоретических знаний, так и умение применять их на практике. Для индивидуального опроса учитель вызывает обучающегося к доске, привлекая к ответам внимание всего класса. Индивидуальный опрос позволяет более глубоко проверить знания обучающихся.

        Письменная проверка знаний проводится путем организации самостоятельных, контрольных работ, тестовых заданий, работ с рабочей тетрадью.

         В 8и классе самостоятельная работа может быть рассчитана на большую часть урока, но не более 18- 20 минут.

           Текущие контрольные работы проводятся после изучения темы, раздела, в конце четверти, года, но не более трех  в течение четверти по отдельному предмету.  Содержание текущих контрольных работ определяется учителем.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане ОУ

     Согласно учебному плану всего на изучение учебного предмета учебного предмета «Коммуникация, правила социального поведения» выделяется 102 часа (3 час в неделю, 34 учебные недели в 8и классе).

  1. Личностные,  метапредметные          и предметные результаты 

Личностными результатами обучения «Коммуникация, правила социального поведения» для обучающихся 8и класса в школе VIII вида являются:

  • развитие личностных, коммуникативных качеств в условиях социализации современного общества;

  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

  • воспитание ответственного отношения к социальному поведению в реальных условиях.

Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются:

• овладение умениями формулировать личные понятия о коммуникации; анализировать правила социального поведения; обобщать и сравнивать жизненные ситуации ; выявлять причинно-следственные связи реальных жизненных ситуаций;

• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по социальному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей,  оценивать результаты своей деятельности в условиях социализации;

• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации при общении;

• развитие умения выражать свои мысли и способности, слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

• формирование умений  взаимодействовать с окружающими.

Предметными результатами обучения коммуникации, правил социального поведения в основной школе являются:

        В познавательной сфере:

  1.  знания о правилах общения; об оказании первой медицинской помощи ; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
  2. В ценностно-ориентационной сфере

   • умения общения и поведения в реальной жизни;

  •    умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

  1.  В коммуникативной сфере:

 умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях

  1. В эстетической сфере:


• умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.


5. В трудовой сфере:

• знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
• умения оказывать первую медицинскую помощь.

5. Содержание учебного предмета

8и класс (102 часа, 3 час в неделю)

1. Правила хорошего тона  – 3 часа

Что такое правила хорошего тона. Что такое общение. Что такое поведение.

2. Общение дома  – 4 часа.

Общение с родителями .Общение с родственниками. Общение с сестрами (братьями).

3. Общение в школе  – 8 часов.

Общение с учителями в школе. Общение с одноклассниками. Общение с обучающимися в школе. Общение с работниками школы. Общение с сотрудниками библиотеки.

4. Общение в быту – 14 часов.

Общение на прогулке, на улице. Если оказался в незнакомом месте. Правила общения в общественных местах. Общение в магазине (совершаем покупки). Правила общения в парикмахерской. На приеме у врача. Выход в кинотеатр, в цирк. Общение при приеме на работу (ЦЗН). Гуляем в парке. Правила поведения в транспорте.

5. Защита прав ребенка государством – 16 часов.

Наша родина – Россия. Государственная символика : герб, флаг, гимн Российской Федерации. Право и закон. Права ребенка. Конвенция о правах ребенка. Права и обязанности детей. Практикум «Я рисую права».Конституция РФ о правах ребенка. Правомерное поведение. Практикум «Когда наступает ответственность». Соблюдение ваших прав в школе и дома.

6. Правила поведения и общения в непредвидимой ситуации – 5 часов.

Поведение при захвате в заложники. Поведение, если стал заложником. Поведение при обнаружении подозрительных предметов. Поведение при обнаружении взрывоопасных предметов.

7. Правила общения и поведения на дороге – 7 часов.

Правила пешеходов. Правила велосипедистов. Оказание первой медицинской помощи. Административный Кодекс по ПДД. Дорожно-транспортные происшествия. Статистика нашего города по ДТП.

8.Правила поведения при чрезвычайной ситуации  – 13 часов.

Как уберечься от обмораживания. Правила поведения при гололеде. Профилактика простудных заболеваний. Опасности при ледоставе. Опасности на льду весной. Поведение при наводнении и весенних паводках. Опасность поведения на воде. Клещевой энцефалит. Правила поведения при пожарах. Безопасное обращение с огнем. Оказание медицинской помощи в экстренных случаях. Ориентирование в лесу.

9. Общение и этикет – 20 часов.

Внешний вид. Поведение в театре, кинотеатре и т.п. Правила поведения и общения дома. Правила общения с девушками (юношами). Украшение жилища к празднику. Приготовление блюд к празднику. Сервировка стола. Правила поведения за столом. Правила поведения в гостях. Прием гостей. Правила общения на визитах. Правила общения в обществе. Правила выполнения ремонта и содержания жилища. Бытовая техника и правила обращения с ней.

 10. Региональный компонент –12 часов.

Дом, в котором ты живешь. Школа, где ты учишься. Город, где ты живешь. Моя малая Родина. Государственная символика : герб, флаг Кемеровской области. Права и обязанности детей.

       

  1. Таблица тематического распределения количества часов по разделу  «Коммуникация, правила социального поведения»

9и класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Форма контроля

Уроки

Практические

работы

Экскурсии

Контрольные работы

1

Правила хорошего тона

3

3

тест

2

Общение дома

4

4

Самостоятельная работа

3

Общение в школе

8

7

1

Тест

4

Общение в быту

14

13

1

карточки

5

Защита прав ребенка государством

16

15

1

Тест

6

Правила поведения и общения в непредвидимой ситуации

5

4

1

карточки

   7

Правила общения и поведения на дороге

7

6

1

Самостоятельная работа

8

Правила поведения при ЧС

13

12

1

Тест

9

Общение и этикет

20

19

1

Тест

10

Региональный компонент

12

12

Итого по разделу/ теме:

в том числе на региональный компонент

102/

12

83/

12

7

7.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса «Коммуникация, правила социального поведенгия»

Освещенность, микроклимат кабинета  Коммуникации, правил социального поведения соответствует СанПиНам 2.4.2.2821-10 № 189 от 29.12.2010.

 

При оборудовании  кабинета  соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:
    - между рядами двухместных столов - не менее 60;
    - между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;
    - между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50;
    - от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - 100;
    - от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;
    - от первой парты до учебной доски - не менее 240;
    - наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;
    - высота нижнего края учебной доски над полом - 70 - 90;
    - расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели - не менее 300.

Классные доски (с использованием мела)   изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаются влажной губкой,   износостойкие, имеют темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.
    Классные доски   имеют лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.

В  кабинете     система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками. Предусматривается люминесцентное освещение с использованием ламп по спектру светоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.

Эффективность преподавания курса  «Коммуникации, правил социального поведения» зависит от наличия соответствующего материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую очередь его многопрофильностью и практической направленностью.

В классе размещаются средства оснащения, необходимые для доведения до обучающихся общей информации по разделам и темам курса и дисциплины, а также средства, используемые в процессе проведения текущих занятий.

Средствами оснащения Коммуникации, правил социального поведения  являются:

  1. Учебно-методическая литература.
  2. Аудио, видео аппаратура, проекционная аппаратура.
  3. Средства программного обучения и контроля знаний.
  4. Стенды, плакаты.

 

1.        Учебно-методическая литература

Нормативная и правовая литература

  • Конституция Российской Федерации
  • Уголовный кодекс Российской Федерации
  • Федеральный закон  гражданской обороны
  • Закон «Об образовании»

2.        Аудио, видеоаппаратура, проекционная аппаратура

  • Телевизор
  • DVD-плеер
  • Мультимедиапроектор
  • Экран настенный

3.        Средства программного обучения и контроля знаний

  • Пособия по учебному разделу «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи»
  • Компьютерное учебное пособие «Безопасность на улицах и дорогах»
  • Электронное пособие «Безопасность на улицах и дорогах»

4.        Стенды, плакаты

Стенды

  • Безопасность на улицах и дорогах

Плакаты

  • Безопасность дорожного движения
  • Основы медицинских знаний и правила оказания  первой медицинской помощи

7.        Средства индивидуальной защиты

Средства защиты дыхания

  • Ватно-марлевые повязки

8. Аудиовизуальные пособия

Учебные видеофильмы

  • Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

8.  Планируемые результаты изучения учебного предмета

8.1 Предметными результатами в 9и классе  является формирование следующих умений:

Обучающиеся должны знать/понимать:

  1. Правила общения и безопасного поведения на улицах и дорогах ;
  2. Правила общения,  пожарной безопасности и поведения при пожарах;
  3. Правила общения и  безопасного поведения на воде;
  4. Правила общения при возможных аварийных ситуациях  в жилище (образовательном учреждении), причины их возникновения и правила поведения;
  5. Правила общения, различные опасные и аварийные ситуации, возникающие в общественном транспорте, и правила безопасного поведения;
  6. Правила общения, основные правила поведения при  профилактики травм в повседневной жизни дома, на улице, в школе и при занятиях спортом.

уметь/владеть навыками:

  1. предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам ;
  2. принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении различных жизненных  ситуаций;
  3. в оказании помощи терпящим бедствие  на воде;
  4. в приёмах оказания первой медицинской помощи при остановке сердца, кровотечениях, растяжениях, укусах насекомых, при тепловом и солнечном ударах, обморожении;
  5. общаться в современном обществе в условиях социализации;

Обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:

  1. обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях социального характера;
  2. общения и поведения в условиях действительности;
  3. оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

Список литературы

  1. Закон «Об образовании» (последняя редакция)
  2. Конституция Российской Федерации (последняя редакция)
  3. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года)
  4. Правила дорожного движения Российской Федерации (последняя редакция)
  5. Семейный кодекс Российской Федерации (последняя редакция)
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция)
  7. Федеральный закон «О безопасности» (последняя редакция)
  8. Федеральный закон «О пожарной безопасности» (последняя редакция)
  9. Федеральный закон «О противодействии терроризму» (последняя редакция)
  10. Игнатенко А.А. Кто покушается на твои права и свободы: пособие для учащихся / А.А.Игнатенко. – М.: Просвещение, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по социально бытовой ориентировке в 5 - 10 классах коррекционной школы VIII вида

Рабоча программа предмета " Социально бытовая ориентировка" разработана на основе программы для коррекционных школ VIII вида , под редакцией С. А. Казаковой и В.В. Воронковой. Занятия направлены на пр...

рабочая программа по географии для обучающихся 6,9 классов коррекционной школы VIII вида

Данная рабочая программа составлена на основании Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 – вида 5-9 классы – М.: Владос, 2001. 232 стр.// - под редакцией Воронковой В.В....

календарно-тематическое планирование по географии для обучающихся 6,7 классов коррекционной школы VIII вида

Программа: Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В. В. Воронковой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.Учебники: 1)...