Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике для учащихся 7 классов коррекционных школ VIII вида (по программе 5-го класса)
календарно-тематическое планирование (7 класс) по теме

Конева Екатерина Михайловна

Рабочая программа и КТП по математике 7 "б" класс (счет, арифметика)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников

 с ограниченными возможностями здоровья

«Волжская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

                                    ....................

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по    счету, арифметике

для   7 «Б»   класса

на 2014 – 2015 учебный год

                                                                           Автор – составитель:

Конева Е.М.

Рассмотрено на МО         Протокол №  1

от «     » 08.2014г.

Руководитель МО                            /......................./

Пояснительная записка.

        Рабочая программа по  математике  для 7 «Б» класса (далее - Рабочая программа) составлена на основе Программы специальных  (коррекционных.)  образовательных учреждений  VIII вида  5 – 9 кл./ под ред. И. М. Бгажноковой. - М., «Просвещение», 2013.  

          Содержание Рабочей программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике.

        Программа носит предметно - практическую направленность, тесно связана с жизнью, профессионально - трудовой подготовкой учащихся и с другими учебными предметами. Готовит учащихся к овладению трудовыми знаниями и навыками, учит использовать математические знания в нестандартных ситуациях.

          Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект: учебник Математика.  5 класс, М.Н. Перова, Г.М. Капустина Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: "Просвещение", 2012 г.

          Цель программы обучения:

       расширение у учащихся с нарушением интеллекта жизненного опыта, наблюдений о количественной стороне окружающего мира; использование  математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.

Задачи программы обучения:

  • ознакомление  обучающихся в доступной форме с количественными, пространственными, временными и геометрическими представлениями, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
  • формирование доступных учащимся математических знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов;
  • повышение уровня общего развития учащихся, коррекция и развитие  познавательной деятельности  и личностных качеств;
  • воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формирование  умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

      Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной и познавательной деятельности школьников.  

Основные направления коррекционной работы:

  • коррекция зрительной и вербальной  памяти; устойчивости, переключаемости и распределения внимания; повышение уровня общего развития обучающихся;
  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • коррекция аналитико-синтетической деятельности учащихся на основе упражнений по формированию ВПФ;
  • развитие пространственных представлений и ориентации;
  • развитие основных мыслительных операций;
  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  • коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
  • развитие речи учащихся, обогащении ее математической терминологией;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Программа рассчитана: счет – 99 часов (3 часа в неделю):

                                           арифметика – 66 часов (2 часа в неделю).

Количество часов по четвертям

Образовательная область

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

За год

Счет

27

21

27

24

99

Арифметика

18

14

18

16

66

Темы контрольных работ по четвертям:

Контрольные  работы

I четверть

1

Контрольная работа по теме: "Нумерация чисел в пределах 1 000".

II четверть

2

Контрольная работа по теме: "Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд".

III четверть

3

Контрольная работа по теме: "Умножение и деление чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд".

IV четверть

4

Контрольная работа по теме: "Все арифметические действия в пределах 1 000".

Содержание программы (счет):

I четверть (27 часов)

Нумерация.

Образование, чтение полученных чисел в пределах 100.

Разложение чисел на разрядные слагаемые в пределах 100

Образование, чтение полученных чисел в пределах 1 000.

Умение отложить любое число в пределах 1000 на микрокалькуляторе и счетах.

Разряды: единицы, десятки, сотни. Класс единиц.

Разложение чисел на разрядные слагаемые в пределах 1 000.

Сравнение чисел в пределах 1 000.

Счёт до 1 000  разрядными единицами и равными числовыми группами.

Правила округление до десятков и сотен.

Римские цифры.

Обозначение Ι – XΙΙ.

Арифметические действия, задачи.

Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд.

Нахождение неизвестного слагаемого.

Нахождение неизвестного уменьшаемого.

Нахождение неизвестного вычитаемого.

Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд (легкие случаи).

Геометрический материал.

Линия, отрезок, луч.

Линии, отрезки: взаимно перпендикулярные (знак "┴") и взаимно параллельные (знак "║").

Черчение взаимно перпендикулярных и взаимно параллельных прямых с помощью чертежного угольника и линейки.

Углы.        

Многоугольники.

Прямоугольник. Свойства элементов.

Квадрат. Свойства элементов.

Геометрические обозначения.

Периметр многоугольника. Обозначение  Рпр. Ркв.

II четверть (21 час)

Единицы измерения и их соотношения.

Меры длины- километр. Обозначение: 1 км. Соотношение 1км = 1 000м, 1м  = 1 000 мм.

Денежная купюра. 1000р.,500 р.

Меры массы. Обозначения: 1 кг, 1 г, 1 т. Соотношение 1т = 1 000кг, 1кг = 1 000г, 1т = 10ц

Термометр, шкала, цена деления. Определение температуры воздуха по шкале положительных значений.

Арифметические действия, задачи.

Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины и стоимости.

Сложение и вычитание круглых сотен и десятков.

Сложение и вычитание без перехода через разряд.

Разностное сравнение чисел.

Кратное сравнение чисел.

Сложение в пределах 1000 с переходом через разряд в единицах.

Сложение в пределах 1000 с переходом через разряд в десятках.

Сложение в пределах 1000 с двумя переходами через разряд.

Вычитание в пределах 1000  с переходом через разряд.

Вычитание из круглых сотен. Вычитание из тысячи.

Геометрический материал.

Нахождение периметра многоугольника.

Осевая симметрия. Ось симметрии. Симметричные предметы. Построение симметричных точек, отрезков относительно оси симметрии.

Треугольники. Свойства элементов.

Различие треугольников по видам углов.

Различие треугольников по длинам сторон.

Построение треугольника по видам углов.

III четверть (27 часов)

Доли и дроби.

Получение долей. Сравнение долей.

Обыкновенные дроби. Образование, чтение.

Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.

Сравнение дробей с единицей.

Правильные и неправильные дроби.

Устное сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями (без преобразования результата) вида 3/5±1/5.

Арифметические действия, задачи.

Умножение числа 10 и на 10; числа 100 и на 100.

Деление на 10, на 100 с остатком и без остатка (на основе знания табличного умножения).

Умножение и деление круглых десятков на однозначное число (на основе знания табличного умножения).

Умножение и деление круглых сотен на однозначное число (на основе знания табличного умножения).

Умножение и деление двузначных чисел на однозначное число без перехода через разряд.

Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд.

Совместное умножение и деление двухзначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд.

Единицы измерения и их соотношения.

Замена крупных мер мелкими.

Замена мелких мер крупными.

Меры времени: год, високосный год, 1 год=365(366) суткам.

Геометрический материал.

Построение разностороннего треугольника с помощью циркуля (по трём сторонам).

Построение равнобедренного треугольника с помощью циркуля (по трём сторонам).

Построение равностороннего треугольника с помощью циркуля (по трём сторонам).

Круг, окружность.

Радиус, диаметр, хорда. Обозначение R, D.

Построение окружности по заданному диаметру.

Построение окружности по заданному радиусу.

Измерение радиуса и диаметра.        

Решение задач на нахождение радиуса, диаметра.

IV четверть (24 часа)

Арифметические действия, задачи

Проверка умножения и деления.

Умножение двузначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.

Умножение трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.

Деление двузначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.

Деление трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.

Совместное умножение и деление двузначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.

Умножение и деление двузначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.

Совместное умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.

Совместное умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.

Сложение и вычитание  двузначных чисел с переходом через разряд.

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении.

Все действия в пределах 1 000.

Геометрический материал.

Масштаб.

Масштаб увеличения, масштаб уменьшения.

Масштаб 1 : 2,  1 : 5,  1 : 10, 1 : 100.

Построение по заданному масштабу.

Виды многоугольников.

Прямоугольник, квадрат.

Построение геометрических фигур.

Куб, брус, шар.

Нумерация.

Таблица разрядов в пределах 1000. Состав числа.

Сравнение чисел.

Содержание программы (арифметика):

I четверть (18 часов)

Нумерация.

Письменная нумерация в пределах 100.

Запись заданного числа в пределах 100.

Письменная нумерация в пределах 1 000.

Запись любого числа на микрокалькуляторе в пределах 1 000.

Запись заданного числа в пределах 1 000 в таблицу разрядов.

Запись заданного числа в пределах 1 000.

Сравнение чисел в пределах 1 000.

Запись чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

Замена арабских цифр римскими (и обратно).

Запись заданного числа в пределах 1 000.

Арифметические действия

Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 100, без перехода через разряд, ранее составленных.  

Составление простых задач на нахождение неизвестного слагаемого (на основе жизненного опыта)

Составление простых задач на нахождение неизвестного уменьшаемого (на основе жизненного опыта)

Составление простых задач на нахождение неизвестного вычитаемого (на основе жизненного опыта)

Решение задач на сложение и вычитание в пределах 100, с переходом через разряд.

II четверть (14 часов)

Единицы измерения и их соотношения.

Преобразование и арифметические действия с числами полученными при измерении стоимости, длины. Размен крупных купюр, замена нескольких мелких купюр одной крупной купюрой.

Решение задач с именными числами, ранее составленных.

Сравнение именных чисел.

Арифметические действия

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины и стоимости.

Решение примеров и задач на сложение и вычитание круглых сотен и десятков.

Увеличение и уменьшение чисел без перехода через разряд. Примеры на порядок действий (без скобок).

Решение примеров на увеличение числа с переходом через разряд.

Сложение трёх слагаемых.

Примеры на порядок действий со скобками и без скобок.

Уменьшение числа с переходом через разряд.

Примеры на порядок действий со скобками и без скобок (2 действия).

Арифметические  задачи

Решение задач на разностное сравнение чисел.

Решение задач на кратное сравнение чисел.

III четверть (18 часов)

Доли и дроби.

Задачи на нахождение одной или нескольких частей от числа.

Запись обыкновенных дробей. Числитель, знаменатель дробей.

Сравнение дробей с одинаковыми числителями.

Сравнение дробей.

Запись правильных и неправильных дробей.

Письменное сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями (без преобразования результата) вида 3/5±1/5.

Арифметические действия.

Решение примеров на умножение числа 10 и на 10; числа 100 и на 100.

Решение примеров и задач, ранее составленных.

Решение примеров на умножение и деление круглых десятков на однозначное число.

Решение примеров на умножение и деление круглых сотен на однозначное число.

Решение примеров на умножение и деление двузначных чисел на однозначное число без перехода через разряд.

Решение примеров на умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд.

Единицы измерения и их соотношения.

Преобразование чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы.

Преобразование чисел выраженных одной-двумя единицами измерения.

Решение задач с именными числами, ранее составленных.

Арифметические  задачи

Задачи в 2—3 арифметических действия на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.

IV четверть (16 часов)

Арифметические действия

Решение примеров на умножение и деление с проверкой (в том числе с помощью микрокалькулятора).

Умножение столбиком двузначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.

Умножение столбиком трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.

Деление столбиком двузначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.

Деление столбиком трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.

Порядок действий в выражениях без скобок и со скобками.

Выполнение и проверка арифметических действий (с помощью микрокалькулятора).

Арифметические действия с именными числами.

Решение примеров и задач на все действия в пределах 1000.

Арифметические  задачи.

Составление  и решение простых  задач.

Задачи в 2 арифметических действия, составленные из ранее изученных простых задач (в том числе на кратное сравнение).

Задачи в 2 арифметических действия, составленные из ранее изученных простых задач.

Нумерация.

Запись заданного числа в пределах 1 000.

Сравнение именных чисел.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Учащиеся должны уметь: 

  • считать разрядными единицами (сотнями, десятками, единицами) до 1 000 в прямой числовой последовательности, равными числовыми группами;
  • читать, записывать, откладывать на микрокалькуляторе, сравнивать числа в пределах 1 000;
  • выделять и называть разрядные единицы;
  • определять температуру воздуха с помощью термометра по шкале положительных значений (с помощью учителя);
  • устно складывать и вычитать круглые сотни в пределах 1000;
  • устно умножать и делить круглые сотни и десятки на однозначное число (80 × 2; 600:2);
  • письменно складывать и вычитать, умножать и делить на однозначное число без перехода через разряд в пределах 1000 (можно пользоваться таблицей умножения, калькулятором);
  • употреблять в речи название компонентов и результатов действий умножения и деления;
  • измерять длину в см, дм, м; измерять массу в кг;
  • записывать числа, выраженные одной и двумя единицами измерения стоимости, длины, массы;
  • сравнивать числа, полученные при измерении;
  • складывать и вычитать числа, полученные при измерении длины без преобразований (45 см – 34 см; 45 см 14 мм – 24 см; 45 см 14 мм – 24 см 7 мм);
  • получать, записывать, читать обыкновенные дроби, различать числитель и знаменатель;
  • решать простые текстовые задачи на разностное сравнение, нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания (с помощью учителя), составные — в два действия (с помощью учителя);
  • сравнивать треугольники по видам углов и длинам сторон; находить сходство и различие прямоугольников (квадратов);
  • строить диагонали прямоугольника, квадрата;
  • строить взаимно перпендикулярные прямые (с помощью учителя);
  • узнавать и называть цилиндр, конус.

Учащиеся должны знать:

  • способы получения трехзначных чисел и 1000;
  • разрядные единицы (сотни, единицы тысяч) и их соотношения; классе единиц;
  • округление чисел до десятков, сотен;
  • единицы измерения длины, массы, времени (1 км, 1 т, 1 год) и  соотношение мер измерения этих величин;
  • умножение и деление на 10, 100;
  • делении 0;
  • образование обыкновенных дробей, числитель и знаменатель дроби; виды дробей;
  • сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями (без преобразования результата);
  • диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойствах;
  • взаимно перпендикулярные и взаимно параллельные прямые;
  • куб, прямоугольных параллелепипед (брус) и название элементов этих тел;
  • цилиндр, конус на уровне узнавания, называния.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ:

  1. Перова М.Н., Капустина Г.М. Математика.  5 класс. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: "Просвещение", 2012 г.
  2.  Перова М.Н. Математика.  Рабочая тетрадь. 5 класс. Пособие для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  М.Н. Перова. М.: "Просвещение", 2008 г.
  3. Математика. 1-4 классы: коррекционно - развивающие задания и упражнения/авт. сост. Е.П. Плешакова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 206с.
  4. Математика: коррекционно - развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1-2 классов начальной школы/ авт. сост. А.А. Шабанова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 265 с.
  5. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. - М.: Мозайка - Синтез, 2007. - 136с.
  6. Перова М.Н. «Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида» М.-Владос, 2001.
  7. Перова М.Н. Особенности усвоения математических знаний,умений и навыков учащимся специальной (коррекционной)школы 8 вида // Методика преподавания математики вспециальной (коррекционной) школе 8 вида. - М.:Просвещение, 1999  http://www.pedlib.ru/Books/4/0351/4_0351-1.shtml
  8. Программа специальных  (коррекционных.)  образовательных учреждений  VIII вида  5 – 9 кл./ под ред. И. М. Бгажноковой. - М., «Просвещение», 2013.  
  9. Формирование знаний и умений у учащихся специальной коррекционной) школы VIII вида: учебное пособие http://window.edu.ru/window/library?p_rid=62556 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по математике для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Тесты – система специальных упражнений и заданий, организованных так, чтобы проверить, что именно из школьной программы усвоил обучающийся и насколько глубоко, где есть пробелы в знаниях. Важно подобр...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи для учащихся 5 классов коррекционных школ VIII вида

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи 5 класс для учителей коррекционных школ Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе Програм...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи для учащихся 5 классов коррекционных школ VIII вида

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи 5 класс для учителей коррекционных школ.Рабочая программа по письму и развитию речи составлена на основе Программы сп...

Конспект открытого урока истории в 6 классе коррекционной школы VIII вида (по программе Бгажноковой И.М.)

Вашему вниманию представляется конспект открытого урока истории в 6 классе для слушателей ГБОУ Высшего профессионального образования Московской области "Академия социального управления"...