Рабочая программа по изобразительному искусству в 3,4 классах коррекционной школы VIII вида
рабочая программа на тему

Рабочая программа, тематическое планирование для уроков изо 3,4 кл корр, + пояснительная записка для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_v_34_kl_korr.docx38.39 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал муниципального казённого общеобразовательного учреждения Шалинского городского округа «Шамарская средняя общеобразовательная школа №26» - «Горная средняя общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДАЮ:              

директор филиала

________Т.А.Желтышева

«_____»________2015 г.

Рабочая программа по ИЗО

для учащихся 3,4 классов коррекционной школы 8 вида

Разработчик:

Курзина Т.Е. – учитель

I квалификационной категории

д. Гора 2015

Пояснительная записка

За основу рабочей программы по изобразительной деятельности взята программа М. А. Грошенкова, которая опубликована в сборнике программ для коррекционной школы VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой (М.: Просвещение, 2004). В школьном учебном плане для изучения изобразительного искусства в 3 и в 4 классах отводится  34 часа, из расчёта 1 учебный час в неделю.

Школьный курс по изобразительному искусству в 1 – 4 классах направлен на решение следующих основных задач:

коррекции недостатков развития познавательной деятельности путём систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом  существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами:

развитие у учащихся деятельности обобщения, сравнения; формирование умения ориентироваться в задании, последовательном выполнении рисунка;

улучшение зрительно – двигательной координации путём использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала; формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;

развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства;

расширение и уточнение словарного запаса детей за счёт специальной лексики, совершенствование фразовой речи;

развитие у школьников аккуратности, художественного вкуса, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию. Для решения этих задач предусмотрены четыре вида занятий: Рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве. 

Рисование с натуры.  Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места. Большое значение на этих уроках имеет отбор соответствующего оборудования и моделей.   Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах – научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов. На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.

Декоративное рисование. На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьникам поручают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта. Краткие беседы о декоративно – прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определённой степени формированию у учащихся эстетического вкуса. Занятия по декоративному рисованию, как правило, предшествуют урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся.

Содержанием раздела «Рисование на темы» является изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений. В 1 – 2 классах задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по окраске. В 3 – 4 классах перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими. Ставя перед учащимися задачу, передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель сосредотачивает все свои усилия на формирование у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.

Беседы об изобразительном искусстве. Беседы об искусстве – важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников. В 1 – 3 классах занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах, отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10 – 15 минут в начале или в конце урока. Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.

Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, ведётся работа по обогащению речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.

В 3-м классе доминирует такой вид занятий, как декоративное рисование. (Это отображено в почасовой разбивке по видам занятий). Причина этому – несформированность технических и изобразительных навыков и умений учащихся. Постепенно технические и изобразительные навыки и умения формируются, что позволяет к 4 классу такой вид занятий, как рисование с натуры сделать доминирующим. .При задержке психического развития и умственной отсталости (как было выявлено психологом), наблюдается несовершенство цветоразличения и таких компонентов восприятия, как избирательность, целостность, осмысленность, точность. Движения и позу персонажей учащиеся никак не связывают с их эмоциональным состоянием. Эти отклонения в развитии не обеспечивают полноценную изобразительную деятельность детей. Нарушение пространственных ориентировок сказывается на рисовании предметов, человека и их расположении на бумаге. Ограниченность образов-представлений затрудняет сюжетное и предметное рисование. Учащиеся младших классов коррекционной школы не понимают явлений перспективы. Не различают частичных перекрытий. Поэтому особенность организации обучения изобразительной деятельности школьников с умственной отсталостью проявляется в обязательном наличии пропедевтического этапа, на котором проводится работа, направленная на развитие зрительного внимания, образного видения, восприятия предметов и их свойств (величины, формы, цвета, количества деталей). На этом этапе проводится работа по совершенствованию и дифференциации мелких движений пальцев, кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков.

Почасовая разбивка по видам занятий

Вид

занятий

3кл

Кол-

во

часов

4кл

Кол-

Во

часов

Требуемые умения

для учащихся 3 класса

Требуемые умения

для учащихся 4 класса

Декоративное

рисование

14

8

Уметь рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; уметь правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках плакатного характера.

Последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края. Размещать декоративные элементы в кругк на осевых линиях в центре и по краям; пользоваться акварельными красками; ровно заливать контуры, отдельные элементы орнамента. Подбирать гармоничное сочетание цветов.

Рисование

с натуры

14

12

Уметь изображать предметы округлой и овальной формы; различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; уметь определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и тёмный оттенки цвета.

Анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей); изображать объемные предметы цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и цвет его частей; пользоваться осевыми линиями при построении рисунка. Подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объёмную форму элементарной светотенью.

Рисование

на темы

5

6

Соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов. Объединяя их общим содержанием; уметь располагать изображения в определённом порядке (ближе, дальше, используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка).

Правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом. Передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного.

Беседы

(два раза в четверть)

8

8

Узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях картин характерные признаки времён года, передаваемые средствами изобразительного искусства; видеть красоту природы в различные времена года

Узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времён года, передаваемые средствами изобразительного искусства; видеть красоту природы в различные времена года.

Резерв

1

Всего за год:

34ч.

34ч.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся 3 класса

должны уметь

Учащиеся 4 класса

должны уметь

правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого; самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посредине листа бумаги; ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме; по инструкции учителя находить верхний правый, верхний левый, нижний правый и нижний левый углы;

правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги (изображение должно быть не слишком большим и не слишком маленьким);

делить лист на глаз на две и четыре равные части; анализировать с помощью учителя строение предмета;

анализировать с помощью учителя строение предмета, а также форму, величину и цвет его частей;

сравнивать несколько предметов по форме, величине, цвету и положению в пространстве;

намечать последовательность построения рисунка под руководством учителя;

изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;

рисовать плоские предметы симметричной формы, применяя среднюю (осевую) линию;

рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);

в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов – выше;

различать и называть цвета и их оттенки;

узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях картин характерные признаки времён года;

анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.

правильно определять изображения в зависимости от размера листа бумаги;

передавать в рисунке  форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном положении;

использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;

передавать объёмную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);

подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);

пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);

анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по вопросам учителя);

рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства;

употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов.

Критерии оценивания деятельности детей на уроках ИЗО разработаны учителем самостоятельно. За основу взяты основные требования к знаниям и умениям учащихся, определённые базовой программой и учтена степень самостоятельности учащихся и их самооценки при выполнении заданий.

Оценка

3 класс

«5»

Учащийся демонстрирует умение правильно располагать лист бумаги;

самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посредине листа бумаги; анализировать с помощью учителя строение предмета, а также форму, величину и цвет его частей;

сравнивать несколько предметов по форме, величине, цвету и положению в пространстве; изображать от руки предметы разной формы. Учащийся демонстрирует умение рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения; различать и называть цвета и их оттенки; узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях картин характерные признаки времён года;

анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.

«4»

Учащийся демонстрирует умение правильно располагать лист бумаги;

самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посредине листа бумаги;  затрудняется проанализировать строение предмета, но может назвать форму, величину и цвет его частей;  демонстрирует умение рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате. Учащийся не совсем аккуратно закрашивает рисунок цветными карандашами или красками, нарушая контур изображения. В рисунках на темы затрудняется изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов – выше.

«3»

Учащийся не может самостоятельно форму, величину или цвет частей предмета; затрудняется самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посредине листа бумаги; затрудняется изобразить от руки предметы разной формы, но может назвать их цвет, форму, величину. Умеет рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате, но при раскрашивании не соблюдает контуры изображения. Проанализировать свой рисунок не может.

Оценка

4 класс

«5»

Учащийся демонстрирует умения правильно определять изображения в зависимости от размера листа бумаги, передавать в рисунке  форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном положении;

использует осевые линии при построении рисунка симметричной формы;

передаёт объёмную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);

подбирает и передаёт в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);

Умеет пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);

анализирует свой рисунок и рисунок товарища (по вопросам учителя);

рассказывает о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства;

употребляет в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов.

«4»

Учащийся демонстрирует умения правильно определять изображения в зависимости от размера листа бумаги, передавать в рисунке  форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном положении, но затрудняется в использовании осевых линий при построении рисунка, рисунок получается несимметричным.

Подбирает и передаёт в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь), но закрашивает неаккуратно, не соблюдая контуры изображения. Рассказывает о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства с затруднениями, не употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов.

«3»

 Учащийся не может самостоятельно определять изображения в зависимости от размера листа бумаги, передавать в рисунке  форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном положении. Умеет рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу), но затрудняется использовать в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов, и комментировать свой рисунок и рисунок товарища.  

Рисунок закрашивает неаккуратно, не соблюдая контуры изображения.


Поурочное планирование уроков ИЗО в 3,4 классах малокомплектной специальной (коррекционной) школы VIII вида

I четверть

№ п/п

3 класс

Тема занятия

4 класс

Тема занятия

1

Рисование с натуры листьев берёзы и ивы. Беседа по картинам на тему «Лето» (А. Куинджи «Берёзовая роща»; И. Шишкин. «Рожь», «Ручей в лесу»).

Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков (4 – 6 на листе бумаги); рисование тех же предметов на классной доске.

2

Рисование в полосе узора из веточек с листочками.

Рисование с натуры листа дерева по выбору учителя (раздаточный материал).

3

Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями (ветка вишнёвого дерева).

Рисование с натуры веточки рябины.

4

Рисование на тему «Парк осенью». Беседа по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды».

Составление узора в квадрате из растительных форм.

5

Рисование с натуры предметов различной формы и цвета ( яблоко, груша, огурец, морковь).

Беседа на тему «Мы растём на смену старшим»

6

Рисование с натуры морских сигнальных флажков (3 – 4 флажка на одном листе).

Рисование геометрического орнамента по предложенной учителем схеме – кружки для столика квадратной формы.

7

Рисование с натуры доски для резания овощей.

Беседа «Декоративное искусство» Резьба по дереву, богородская игрушка.

8

Рисование шахматного узора в квадрате.

Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен).

9

Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем (Сыроежка» С. Козлова»).

Рисование предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля). Беседа о правилах перспективного сокращения круга; передача объёма светотенью.

Всего: 9 часов

II четверть

№ п/п

3 класс

Тема занятия

4 класс

Тема занятия

1(10)

Рисование с натуры игрушечного домика.

Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда).

2(11)

Беседа по картинам  на тему «Осень» (И. Левитан. «Золотая осень»; В Поленов «Золотая осень»).

Декоративное рисование – узор для косынки треугольной формы (треугольник – готовая форма).

Рисование на тему «Моя любимая игрушка» По выбору учащихся.

3(12)

Рисование геометрического орнамента в квадрате.

Рисование с натуры игрушки-грузовика (фургона).

4(13)

Рисование с натуры будильника круглой формы.

Рисование на тему «Городской транспорт»

5(14)

Рисование узора в полосе

(Снежинки и веточки ели)

Беседа по иллюстрациям в детских книжках «Как художники изображают зиму»

6(15)

Беседа по картинам на тему «Зима пришла» (И. Шишкин. «Зима»,

К. Юон. «Русская зима» или другие.) Рисование в полосе узора из чередующихся геометрических фигур, данных учителем.

Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика)

7(16)

Рисование на тему «Новогодняя ёлка»

Декоративное оформление новогодней поздравительной открытки.

Всего 7 часов

III четверть

№ п/п

3 класс

Тема занятия

4 класс

Тема занятия

1(17)

Рисование узора на рукавичке (выкройка рукавички вырезается из бумаги – готовая форма).

Декоративное рисование: панно «Снежинки».

2(18)

Рисование на тему «Ёлка зимой в лесу»

Беседа по картинам на тему «Кончил дело – гуляй смело»

3(19)

Рисование симметричного узора по образцу.

Рисование с натуры предмета симметричной формы (вымпел с изображением ракеты).

4(20)

Рисование с натуры молотка

Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура – раздаточный материал). Рисование с натуры игрушки несложной формы (бульдозер, экскаватор, грузовик)

5(21)

Рисование симметричного узора по образцу. Беседа на тему «Дымковские узоры».

Рисование с натуры раскладной пирамидки.

6(22)

Рисование с натуры теннисной ракетки. Беседа по картинам

К. Юона «Конец зимы», «Полдень» и др.

Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой»

7(23)

Показ репродукций картин о Российской Армии. Рисование на тему «День защитника Отечества».

Показ репродукций картин о Российской Армии. Рисование на тему «День защитника Отечества».

8(24)

Декоративное рисование – оформление поздравительной открытки к 8 марта

Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику 8 Марта

9(25)

Рисование с натуры детской лопатки.

Беседа об изобразительном искусстве «Художники рисуют весну»

10(26)

Рисование по образцу орнамента из квадратов.

Рисование на тему «Весна пришла». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март». К. Юон. «Первая зелень»).

Всего: 10 часов

IV четверть

№ п/п

3 класс

Тема занятия

4 класс

Тема занятия

1(27)

Рисование узора из растительных форм в полосе.

 Рисование с натуры цветов.

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

2(28)

Рисование с натуры весенней веточки

Беседа «Иллюстрации животных в детских книжках»

3(29)

Беседа по картинам о весне (И. Левитан «Март», А. Саврасов «Грачи прилетели») Рисование на тему «Деревья весной».

Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев)

4(30)

Составление узора для крышки коробки, изготовленной на уроке ручного труда.

Рисование на тему «Космические корабли в полёте»

5(31)

Рисование на тему «Листок календаря к празднику 1 Мая».

Рисование с натуры предметов конструктивной формы (игрушечные машины, часы-настольные, настенные, напольные и т.п.)

6(32)

Беседа по картине Т. Яблонской «Весна». Рисование поздравительной открытки к 9 Мая.

Рисование с натуры в виде набросков (3-4 предмета на одном листе бумаги) столярных или слесарных инструментов.

7(33)

Рисование с натуры земляники с цветами.

Рисование с натуры предмета симметричной формы (настольная лампа, раскрытый зонт)

8(34)

Резерв.

Беседа на тему «ДПИ»6 вышивка, кружево, керамика.

Всего: 8 часов

Итого :34 часа


Пояснительная записка

За основу рабочей программы по изобразительной деятельности взята программа М. А. Грошенкова, которая опубликована в сборнике программ для коррекционной школы VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой (М.: Владос, 2001). В школьном учебном плане для изучения изобразительного искусства в  6   классе – 34 часа, из расчёта 1 учебный час в неделю.

Школьный курс по изобразительному искусству в 5 – 7 классах направлен на решение следующих основных задач:

коррекции недостатков развития познавательной деятельности путём систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом  существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами:

развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в здании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;

улучшение зрительно – двигательной координации путём использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;

развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;

расширение и уточнение словарного запаса детей за счёт специальной лексики, совершенствование фразовой речи;

развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.

Для решения этих задач предусмотрены четыре вида занятий: Рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

Рисование с натуры. Содержанием уроков  рисования с натуры является изображение разнообразных предметов, подобранных с учётом графических возможностей учащихся. Объекты изображения располагаются, как правило, несколько ниже уровня зрения. Во время работы действуют две-три однотипные постановки, что обеспечивает хорошую видимость для всех учащихся. Модели небольших размеров раздаются им на рабочие места.

Для активизации мыслительной деятельности учащихся подбираются такие предметы, с которыми можно проводить реальный анализ. Очень полезен в этом отношении детский конструктор, позволяющий составлять из кубиков, брусков и других фигур различные варианты построек (домики, башенки, ворота и т.п.).

Рисованию с натуры предшествует изучение (обследование) предмета: определяются его форма, конструкция, величина составных частей, цвета и их взаимное расположение. У учащихся вырабатывается потребность сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию. А также пользоваться вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.

Декоративное рисование. Содержанием уроков декоративного рисования является составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов и т. п. Параллельно на уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства (ДПИ). Демонстрация предметов народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. Во время занятий школьники получают сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.

Задания по декоративному рисованию имеют определённую последовательность: составление узоров по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное составление узоров. В ходе уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для умственно отсталых школьников.

Рисование на темы. Содержанием уроков рисования на темы является изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений. В 6 классе рисование на темы тесно связывается с уроками рисования с натуры. Умения, навыки, полученные на уроках рисовании с натуры, учащиеся переносят на рисунки тематического характера, в которых, как правило, изображается группа предметов, объединенных общим сюжетом и соответственно расположенная в пространстве. Коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, решаются значительно эффективнее, если перед практической работой школьников была проведена соответствующая теоретическая подготовительная работа. Учащимся предлагается определить сюжет, назвать и устно описать объекты изображения, рассказать ,как, где и в какой последовательности их нарисовать. Для более точной передачи предметов в рисунке используются реальные объекты, а для более точного расположения элементов рисунка на листе бумаги следует более активнее включать комбинаторную деятельность учащихся с моделями и макетами. С целью обогащения зрительных представлений школьников используется как подсобный материал (не для срисовывания) книжные иллюстрации, плакаты, открытки.

Беседы об изобразительном искусстве. В 6 для бесед выделяются специальные уроки. На одном уроке показывают не более трёх-четырёх произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5-6 предметов декоративно-прикладного искусства.  Большое внимание учителем уделяется выработке у учащихся умению определять сюжет, пониманию содержания произведения и его главной мысли, а также некоторым  доступным для осмысления умственно отсталыми школьниками средств художественной выразительности.

Под влиянием обучения у учащихся постепенно углубляется понимание событий, изображённых на картине, а также вырабатывается некоторая способность рассказывать о тех средствах, которыми художник передал эти события (характер персонажей, расположение предметов и действующих лиц, краски и т.п.). Дети вместе с учителем составляют план рассказа по картине, учитель даёт образец описания картины. Если возможно, организуются экскурсии в музеи, в места народных художественных промыслов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 6 классов коррекционной школы VIII вида

Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета и  последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности дет...

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 8 класса коррекционной школы VIII вида

Главная цель обучения русскому языку в специальном (коррекционном) учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать ...

рабочая программа по географии для обучающихся 6,9 классов коррекционной школы VIII вида

Данная рабочая программа составлена на основании Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 – вида 5-9 классы – М.: Владос, 2001. 232 стр.// - под редакцией Воронковой В.В....

Рабочая программа по изобразительному искусству для 6, 7 классов коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа по предмету изобразительное искусство для обучающихся 6,7 классов специальной (коррекционной) школы VIII  вида...

Рабочая программа по чтению и развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида

Рабочая программа по чтению и развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида...

Рабочая программа по письму и развитию речи. 5 класс коррекционной школы VIII вида

Представлена рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 5 класса коррекционной школы VIII вида....

Рабочая программа элективного курса "Занимательная математика" в 4 классе коррекционной школы 8 вида

Рабочая программа элективного курса "Занимательная математика" в 4 классе коррекционной школы 8 вида...