Урок чтения и развития речи 6 класс коррекционная школа 8 вида Х.К.Андерсен "Ель"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Евдокименко Светлана Анатольевна

План-конспект урока чтения в 6 классе коррекционнаяшкола 8 вида.Использованы стихи известных поэтов,слайды,видеомультфильм "Ель".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon el.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  чтения б класс   Х.-К. Андерсен «Ель».

Тема урока: «Осознанное чтение 1 части сказки Х. К. Андерсена»

Цель — познакомить с новым литературным произведением, продолжать работу по формированию сознательного, выразительного чтения, составлению личного мнения о произведении.

Задачи урока:

Образовательные:  выявить ,смогут ли учащиеся использовать приём самостоятельной постановки темы и цели урока;  уточнить знания учащихся о сказках Х. К. Андерсена;  активизировать ”вдумчивое” чтение.

Коррекционно-развивающие: коррекция и развитие связной устной речи обучающихся с помощью построения собственных высказываний и привлечения к составлению рассказа на заданную тему; коррекция и развитие воображения, слуховых и зрительных восприятий ,мыслительной деятельности; развивать умение анализировать и оценивать поведение героев.

Воспитательные: привлечение внимания учащихся к главной идее сказке “Что самое ценное в жизни?”; воспитывать положительные, нравственные качества: умение сопереживать, бережное отношение к природе, любовь к жизни.

Оборудование: : проектор, компьютер, презентация, карточки для групповой работы.

                                                                   Ход урока.

1. Организационный момент . Эмоциональный настрой.

Учитель.-Начинаем урок  чтения.

Не бойтесь сказки, бойтесь лжи.

 А сказка? Сказка не обманет!

Тихонько сказку расскажи,

Добра побольше в мире станет!

2. Мотивация учебной деятельности. Звучит музыка Э. Грига “Пер Гюнт”“Последняя весна”.

Давным -давно жил на свете один удивительный сказочник. Свои сказки он не придумывал, не записывал чернилами на бумажных полях. Нет...эти очень красивые сказки росли у него в саду. И каждое утро чуть вставало солнце, и вода в колодце становилась лёгкой и розовой, старик брал лейку и поливал розовой водой свои  пока еще маленькие сказочки . А потом весь день, не разгибая спины, он вырывал злые колючки. И нельзя было иначе. Ведь если хоть одна колючка тронет красивую сказку, она вырастет колючей и злой. Ну, а кому нужна красивая, но злая сказка? Вот потому так и старался сказочный садовник от самого восхода до самого заката солнца. А сказки росли, росли...пускали листочки, цвели нежными цветами. И однажды, созрев, они начали шептать: “Пора, пора , мой добрый сказочник”! И тут сказочник открывал ворота своего сада и звал всех детей города собирать сказочный урожай. (О. Дриз)

- Почему так старался сказочник, работая в своём саду?

- Кого из удивительных сказочников вам напомнил садовник?  Почему? Слайд 1,2.

3. Активизация имеющихся у детей знаний .

-Почему вы любите слушать и читать сказки?

-Чем отличается сказка от других произведений?

В сказках Андерсена рядом живут слёзы и смех, горе и радость, как в настоящей жизни. Он понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь. С детства любил Андерсен наблюдать жизнь растений. Сам писал: « Мне кажется, будто каждый забор, каждый цветок говорят- взгляни на меня, и  тебе откроется история моей жизни. Всё, что тебе нужно сделать, это приглядеться повнимательнее. И стоит мне захотеть, как у меня тот час же появляются истории».

4.Игра « Узнайте, какие это сказки»(слайды 4)

Зоркими глазами Андерсен пристально всматривался в мир, замечая многое, ускользавшее от других. Видимо, так и появилась сказка, которую мы прочитаем и проанализируем. Нам предстоит разобраться в том, что хотел пробудить в сердцах сказкой, которую придумал сам?

5. Чтение стихотворения учителем.

В мире много сказок грустных и смешных

И прожить на свете нам нельзя без них.

А наш класс, вдруг, снова посетила сказка

Как она зовется — вот она подсказка.( Слайд с загадкой)

Её всегда в лесу найдёшь.

Пойдём гулять и встретим

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем. (На слайде)

6.Изучение новой темы урока.

а).Беседа по вопросам

- А что вы уже знаете о ели? (Дети рассказывают о ели.) Далее составляется рассказ о ели (на доске).

Ель

Ель — хвойное, вечнозелёное дерево, растёт в лесу.  Ёлка-кормилица. Семена шишек - это лакомая еда для птиц. Семена служат кормом лесным птицам (дятлам, клестам) и грызунам (мышам, белкам). Хвоя часто используется на корм скоту.

Ёлка—защитница. Густые еловые лапы не пропускают в чащу злой леденящий ветер, в ельнике целыми стайками птицы укрываются от холода и ветра.

Из легкой и мягкой древесины ели делают музыкальные инструменты, которые обладают изумительным звуком. Новгородские гусли средневековой Руси чаще всего делал из ели.

Из древесины ели изготавливают бумагу, искусственный шёлк, картон. Широко применялась еловая древесина и в кораблестроении.

Вывод: ель — широко используется человеком.

б). Чтение стихотворений

 Н. Филимоновой  «Ёлка»

Елка летом просто елка:

Тронешь ветку - пальцам колко,

Паутиной ствол обвит,

Мухомор внизу стоит.

Вот когда зима придет,

Елка будто оживет:

На морозе распушится,

Под ветрами распрямится,

Вовсе не колючая,

Как цветок пахучая.

Елка пахнет Новым годом!

Вывод: ёлка — символ Нового года.

- Как думаете, что мог рассказать нам автор в произведении с таким названием?

На доске — рисунок дерева с вопросами:

«Как будут развиваться события дальше?» , «Чем все закончится?»

в). Чтение сказки учителем

г). Просмотр мультфильма.

д). Чтение сказки учащимися (по ходу чтения — вопросы)

Физминутка.

е). Работа по иллюстрации (найти строчки к иллюстрации)

ж). Чтение стихотворений обучающимися

Сергей Михалков

В снегу стояла елочка -

Зелененькая челочка,

Смолистая, здоровая, полутораметровая.

Произошло событие

В один из зимних дней:

Лесник решил срубить ее! -

Так показалось ей.

Она была замечена, была окружена...

И только поздним вечером

Пришла в себя она.

Какое чувство странное!

Исчез куда-то страх...

Фонарики стеклянные

Горят в её ветвях.

Сверкают украшения -

Какой нарядный вид!

При этом, без сомнения,

Она в лесу стоит.

Не срубленная! Целая!

Красива и крепка!..

Кто спас, кто разодел ее?

Сынишка лесника!

Живи, елочка! (И. Токмакова)

Мне елку купили!

Мне елку купили!

В лесу на опушке ее не рубили.

А сделали елку на добром заводе

Хорошие дяди, веселые тети.

Скорей приходите,

Скорей поглядите

На елку из тонких серебряных нитей:

Вся в хвое мохнатой,

Блестящей и пышной, Задень

И она зазвенит еле слышно.

А елка лесная осталась живая,

Стоит на опушке,

Макушкой кивая.

Кому?

Никому!

Просто ветру, метели,

Такой же красивой

Не спиленной ели!

К. Чуковский

Для зеленой елки

Платье белое сама

Сшила без иголки.

Наша волшебница-зима.

Отряхнула белый снег

Елочка с поклоном

и стоит красивей всех

В платьице зеленом.

Ей зеленый цвет к лицу,

Елка знает это.

Как она под Новый год

Хорошо одета!

                       Ели.

И. Токмакова.

Ели на опушке -

До небес макушки -

Слушают, молчат,

Смотрят на внучат.

А внучата-елочки -

Тонкие иголочки

У лесных ворот

Водят хоровод.

7.Закрепление изученного материала.

а). Рассказ учителя.

А вы знаете, почему елки наряжают? Существует много легенд.

Я расскажу вам одну из них.

Согласно старинной легенде, ель стала символом Рождества по желанию небесных сил. Когда родился Иисус Христос, к пещере

поспешили не только люди, но животные и растения. Каждый старался показать новорожденному свою искреннюю радость и принести какой-нибудь подарок. Растения и деревья дарили Младенцу свои, цветы, плоды и листья. На радостное событие спешила с далекого севера и Ель. Она пришла самой последней и, стесняясь, встала в стороне, так как ей нечего было подарить Божественному Младенцу. И она боялась испугать Его или уколоть иголками. Тогда растения поделились с елью своими дарами, и на ее ветвях стали красоваться красные яблоки, орехи, яркие цветы и зеленые листочки. Ель очень обрадовалась, поблагодарила всех, и тихо подошла к Иисусу. Младенец улыбнулся, увидев красивую, разноцветную, добрую Ель, и тогда над самой ее верхушкой ярко засияла Рождественская звезда. Ель обрадовалась, но не загордилась, и за скромность Ангел наградил доброе деревце, сделав его отныне символом светлого праздника Рождества, а потом и Нового года. Теперь во многих странах и у нас в России в праздник Рождества и по Новый год наряжают елки.

В специальных лесных питомниках выращивают елочки для праздника. В больших городах их можно купить. Это важно знать. По закону ёлки можно рубить только по квитанциям, выписанным в лесничестве. Можно и купить елки прямо в лесничестве. Рубить ели можно только на отведенных участках или вдоль дороги под высоковольтной линией. и еще на бывших полях маленькие елочки тоже позволено вырубать.

Ёлки стоят по-разному:

1 метра — 40 рублей, от 1,10 м до 2 м — 75 рублей, от 2,10 4

до 3 м — 140 рублей, от 3,1 м до 4 м — 230 рублей, от 4,1 м до 5 м — 450 рублей, от 5 метров и выше — 550 рублей.

Вырубка елей без выписки и в неположенном месте наказывается штрафом от 5000 рублей и выше до 100 000 рублей

6). Сделать вывод: чему учит сказка Андерсена «Ель»?

1. Ель — очень красивое дерево. Им можно любоваться, писать о нем стихи и песни.

2. Ель- очень полезное дерево и для птиц, и для людей. Не стоит его зря губить.

З. И если уж очень хочется нарядить елочку к Новому год

можно купить искусственную или выписать в лесничестве и срубить там ,где это можно.

4. А еще можно летом посадить в большой горшок с землей маленькую елочку, а зимой под Новый год занести домой, а потом снова вынести на улицу. Ёлочка будет жива.

5. Сказка учит бережному отношению к ели, ко всему лесу.

в). Составление рассказа про ёлку.(На вырезанных из бумаги ёлочек написать 2 предложения ,дети выбирают только одно- про ёлку и читают .Ёлочки пронумеровать)

г). Нарядить ёлку.(сделать из пластиковых бутылок, можно оценками)

8.Итог урока (повторить, чему учит сказка), задание на дом.