Конспект урока по чтению и развитию речи в коррекционной школе VIII вида. 9 класс
план-конспект урока (9 класс) по теме

Пелипенко Елена Николаевна

Тема. Ю.И.Коваль «Приключения    Васи Куриленко» (В деревни Сычи)

Цель. Знакомить с жизнью и творчеством Ю.И.Коваля и его произведением  «Приключения Васи Куриленко» (В деревни Сычи)

Задачи:

1) Образовательные:

·         отрабатывать навыки чтения (беглость, правильность, осознанность, выразительность);

·         учить правильному последовательному пересказу с опорой на картинно-графический и текстовый план;

    2) Воспитательные:

  • воспитывать любовь и интерес к урокам чтения;
  • воспитывать бережное отношение к природе;

   3) Коррекционно-развивающие:

  • развивать связную речь учащихся через ответы на вопросы и пересказ;
  • обогащать словарный запас, расширять кругозор учащихся;
  • коррегировать и развивать произвольное внимание и логическое мышление через использование мобилизирующего этапа урока;
  • развивать психические процессы (зрительную память, логическое мышление, произвольное внимание) через использование дидактических заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchitel_pelipenko_e.n._koval.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель Пелипенко Е.Н.

9 класс  чтение и развитие речи

Тема. Ю.И.Коваль «Приключения    Васи Куриленко» (В деревни Сычи)

Цель. Знакомить с жизнью и творчеством Ю.И.Коваля и его произведением  «Приключения Васи Куриленко» (В деревни Сычи)

Задачи:

1) Образовательные: 

  • отрабатывать навыки чтения (беглость, правильность, осознанность, выразительность);
  • учить правильному последовательному пересказу с опорой на картинно-графический и текстовый план;

    2) Воспитательные:

  • воспитывать любовь и интерес к урокам чтения;
  • воспитывать бережное отношение к природе;

   3) Коррекционно-развивающие:

  • развивать связную речь учащихся через ответы на вопросы и пересказ;
  • обогащать словарный запас, расширять кругозор учащихся;
  • коррегировать и развивать произвольное внимание и логическое мышление через использование мобилизирующего этапа урока;
  • развивать психические процессы (зрительную память, логическое мышление, произвольное внимание) через использование дидактических заданий.

Оборудование:

портрет писателя,

карточки с блиц-тестом,

учебники 9 кл.,

Ходурока

  1. Орг.момент

Приветствие. Проверка готовности. Настрой на урок.

  1. Рефлексия. СЛАЙД 1

Ребята, сегодня мы будем говорить с вами о жизни и творчестве удивительного человека. Скажите, а знакомо ли вам имя писателя?

Какие рассказы Юрия Коваля вы читали в 7 классе?

  1.  Сообщение темы и  цели урока

Слово учителя. СЛАЙД 2

Сегодня мы познакомимся с необыкновенно одаренным человеком.

  1. Изучение нового материала.

Ю́рий Ио́сифович Кова́ль (9 февраля 1938, Москва — 2 августа 1995, Москва) — советский и российский детский писатель, а также сценарист мультфильмов и детских фильмов, художник и скульптор, автор и исполнитель песен.

Юрий Коваль — один из самых известных и любимых детских писателей  России, его книги многократно переиздавались и переиздаются. За свои произведения он был удостоен премии Всесоюзного конкурса на лучшее произведение для детей (1971), почётного диплома им. А. П. Гайдара (1983), «Андерсеновского диплома» — почётного диплома Международного совета по детской и юношеской литературе (1986), премии Всесоюзного конкурса на лучшую детскую книгу (1987), премии «Странник» Международного конгресса писателей-фантастов (1996, посмертно).

         Книги Юрия Коваля переведены на несколько европейских языков, на китайский и японский. По многим его произведениям сняты и продолжают сниматься художественные фильмы и мультфильмы.

Работа с фотографиями писателя.   СЛАЙД 3

Посмотрите на фотографию в учебнике (стр. 221), рассмотрите слайды, где представлен Юрий Иосифович в разные годы жизни, в разной обстановке.

Какое впечатление производит писатель? Как думаете, какой это был человек? Что можно сказать о его увлечениях?

Представление картин Коваля-художника. СЛАЙД 4

Человек, о котором мы с вами говорим сегодня, был необыкновенно одаренным. Литература, музыка, живопись, скульптура, кино – вот области, где Юрий Иосифович пробовал себя, проявляя свои таланты.

Посмотрите на эти картины:

-«Место встречи изменить нельзя»

-«Зима в Серебряническом переулке»

-«Птичий рынок»

-«Меня не любит чайник»

Понравились картины?

Что изображает на них художник?

Какая из них вам понравилась больше? Почему?

Какая заставляет улыбнуться?

Как эти картины характеризуют автора?

  1. Работа со статьей учебника.

Чтение учителем текста статьи (стр. 221)

СЛАЙД 5

Беседа:

  1. Когда и где родился писатель?
  2. Какое образование получил?
  3. Какова главная тема рассказов Ю. Коваля?
  4. Что является для писателя Родиной?

А что такое Родина для нас с вами? (город Амурск, Хабаровский край) )

Физминутка(аудиозапись – пение птиц)

1) снятие общего напряжения

 - А сейчас немножко отдохнем. Сели ровно, спинки прямые. Глаза закрыты. представьте, что вы в лесу. дует теплый ветерок. вы сидите на поляне и слушаете пение птиц. Наклонили голову назад и представили голубое небо. Наклонились вперед – зеленая травка. Вращаем головой – кругом природа, лес. Вы долго шли – ноги устали. Вытянули их вперед (вращение стопой по и против часовой стрелки).

IV. Изучение нового

Первичное восприятие (читает учитель)

 - открыли учебники на странице 236. Я читаю, а вы внимательно слушаете. Обратите внимание на мою  интонацию и темп речи, на ударение в словах и паузы.

Вторичное восприятие (читают дети)

 Беседа

 - Кто главный герой рассказа

- Давайте вспомним, с каким писателем мы познакомились на уроке?

 - Что вас заинтересовало в биографии и творчестве Юрия Иосифовича?

 - Кто желает рассказать о жизни писателя? (1 ученик пересказывает с опорой на план или самостоятельно).

 блиц-тест

 - Чтобы проверить, насколько внимательно остальные читали биографию писателя, я приготовила вам тест на карточках. Всего 4 вопроса.

1. В каком году родился Ю.И.Коваль?

а) 1938

б) 1838

в) 1900

2. Кем по образованию был Ю.И.Коваль?

а) учитель русского языка, литературы и рисования;

б) учитель физкультуры;

в) учитель музыки

3. Какую известную повесть написал Коваль?

а) «Повесть о настоящем человеке»;

б) «Приключения Васи Куролесова»;

в) «Приключения Незнайки».

4. В каком году умер Ю.И.Коваль?

а) 1938

б) 2000

в) 1995

V Итог урока.

- С каким рассказом Ю.И.Коваля мы познакомились на уроке?

 - О ком этот рассказ?

Домашнее задание  стр 222-227 пересказ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...

Система работы по развитию орфографической зоркости у обучающихся на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида.

В работе отражена значимость вопроса развития орфографической зоркости , а также обозначены формы и методы по предупреждению  и преодолению ошибок в письменных работах обучающихся  на уроках...

Конспект урока по письму и развитию речи в коррекционной школе VIII вида ст-цы Шкуринской на тему :Краткое изложение по упражнению 132 для 7 класса

Тема Краткое изложение по упражнению 132Цель : учить составлять краткий письменный рассказ.Задачи: формировать умение определять тему и основную мысль данного текста; развивать способность прогнозиров...

Конспект урока письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида на тему : Р/р. Деловое письмо. Анкета.

Цель: познакомить учащихся с деловой бумагой «анкета» и ее структурой.ЗадачиОбразовательные: учить отвечать на вопросы анкеты;Коррекционно-развивающие: корригировать память и внимание; раз...

Конспект урока чтения и развития речи в коррекционной школе VIII вида на тему : А.П. Чехов «Лошадиная фамилия».

Тема: А.П. Чехов «Лошадиная фамилия». Цель: познакомить с содержанием рассказа А.П. Чехова ”Лошадиная фамилия”, раскрыть природу смешного в рассказе.Задачи: Образовательны...