Метод эмоциональной стимуляции на уроках чтения и развития речи в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
учебно-методический материал (6 класс) на тему

Вайзерова Евгения Александровна

Метод эмоциональной стимуляции на уроках чтения и развития речи в спе­циальной (коррекционной) школе VIII вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метод эмоциональной стимуляции на уроках чтения и развития речи в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

          Эмоционально-положительный фон обучения предполагает создание таких условий, которые будут препятствовать возникновению у школьников как отрицательных ( унижение, страх, обида), так и «сверхположительных» эмоций (восторг, эйфория). Ученик, которого учитель постоянно сравнивает с более успешными одноклассниками, не сможет на уроке быть достаточно активным и в полной мере усваивать учебный материал. С другой стороны, если школьник находится на уроке в состоянии сильного  эмоционального возбуждения, он также воспринимает информацию, либо частично, либо слишком поверхностно. Кроме того, «сверхэмоции» требуют от педагога постоянного увеличения интенсивного воздействия, и то, что недавно приводило учеников в восторг, на данном уроке будет воспринято без энтузиазма. Следовательно, ребёнку на уроке должно быть комфортно, но это не значит, что всегда легко и просто – доброжелательность педагога должна сочетаться с разумной требовательностью. Основу эмоционально-положительного фона обучения составляет демократический стиль отношений между учителей и учениками.

          Для усиления познавательного интереса учащихся рекомендуется в рамках учебного занятия использовать методы эмоциональной стимуляции ( Ильина С.Ю., Чижова А.С. Личностно ориентированные и нетрадиционные технологии в обучению русскому языку школьников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: КАРО, 2013.), которые  повышают заинтересованность учеников  в выполнении заданий и положительно влияют на познавательную активность детей. Это могут быть как различного вида  игровые задания.

         Другим видом эмоциональной стимуляции учеников на уроке является альтернативный выбор заданий (действий, подходов для их решения). Дети с интеллектуальной недостаточностью чаще всего поставлены в жёсткие рамки следования требованиям окружающих, и возможности выбора, по существу, у них нет. Посредством предоставления школьнику права на выбор осуществляется развитие эмоционально-волевой сферы, самостоятельности, снижается конфликтность во взаимоотношениях детей, так как ситуация решения «задач на выбор» являет собой пример сотрудничества ( Носкова Н.В.,  Мингалёва О.Б). При использовании альтернативных заданий ученик не только формально участвует в процессе обучения, но и становится его активным действующим лицом.

          Эффективность системы выбора обеспечивается :

  • Отсутствие равнозначности выбора.
  • Избегание чрезмерного количества альтернатив.

Задания, которые предлагаются ученику на выбор, могут отличаться:

  • количеством;
  • оформлением.

      В 6 классе изучается рассказ Е.Носова «Хитрюга». Детям предлагается творческая работа: сделать обложку книжки этого произведения. После объяснения задания, учащимся предлагается несколько вариантов «фона» обложки ( одного содержания –земля, покрытая осенними листьями) и несколько вариантов  изображения главного героя -«ежика».

       Детям предстоит подготовить основу обложки, вырезать нужную деталь, расположить её на основе и подписать обложку.

      Расположение основы, цвет, размер, выбор шрифта – на усмотрение обучающихся.

      Работы размещаем на доске, организуя выставку готовых обложек.

       Во всех случаях следует помнить, что при выборе заданий ученики с интеллектуальной недостаточностью, в силу низкой критичности мышления, могут ориентироваться только на его внешние признаки : лёгкость выполнения, внешнее оформление, занимательность. Поэтому следует предлагать такие альтернативные задания, сложность которых была бы приблизительно одинаковой, но при этом она может варьировать в зависимости от возможностей конкретного ребёнка. Кроме этого, ученики должны иметь некоторый положительный опыт в выполнении каждого из заданий, предъявляемых на выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению и развитию речи для специальной (коррекционной) школы VIII вида "Что за прелесть эти сказки!"(по сказкам А.С.Пушкина)

В ходе урока старшеклассники инсценировали отрывки из сказок А.С.Пушкина для младших школьников, что не только пробуждало интерес к чтению, но и воспитывало ответственность и заботливое отношение дете...

Рабочая программа по чтению и развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида

Рабочая программа по чтению и развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида...

Урок чтения и развития речи 6 класс коррекционная школа 8 вида Х.К.Андерсен "Ель"

План-конспект урока чтения в 6 классе коррекционнаяшкола 8 вида.Использованы стихи известных поэтов,слайды,видеомультфильм "Ель"....

Рабочая программа по чтению для учащихся 10 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Данная программа составлена  на  основе  программы  «Литературное чтение и развитие устной речи» из сборника «Программно-методическое обеспечение для 10 –12 классов  с  у...

Конспект урока чтения для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида "Басня И.А.Крылова "Кукушка и петух""

Конспект урока чтения для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида "Басня И.А.Крылова "Кукушка и петух""...

Рабочая программа по чтению для учащихся 5 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Рабочая программа по чтению для учащихся 5 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида....