Развитие связной речи на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида.
статья по теме

Ерофеева Елена Андреевна

Речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Недоразвитие связной речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка. Своевременная и целенаправленная работа по развитию связной речи будет способствовать развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации учеников специальной (коррекционной) школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие связной речи на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида.


Современная теория обучения языку становится все более объемной, многомерной. Сегодня она включает в себя новые проблемы и аспекты учебного процесса, вовлекая в его осмысление широкий круг наук: философию, психологию, педагогику, психолингвистику и ряд других. Заинтересованность многих отраслей научного знания в обосновании теории и практики обучения языку объясняется осознанием обществом значимости владения языком. В школе язык выполняет двойную функцию: являясь не только предметом обучения, но и средством приобретения знаний по всем дисциплинам. Одной из основных целей обучения русскому языку в школе становится овладение речевой деятельностью. Полноценная речевая деятельность - это конечная цель школьного языкового образования, а языковой материал и языковая система — это средства обучения речевой деятельности.
    Общение – одна из форм человеческого взаимодействия. Вся жизнь человека  проходит в общении с другими людьми. Речь является одним из обязательных и незаменимых компонентов общения людей.
 Недоразвитие связной речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка. Своевременная и целенаправленная работа по развитию связной речи будет способствовать развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации учеников специальной (коррекционной) школы.

 Развитие речи у ребенка есть процесс овладения родным языком, умением пользоваться языком как средством познания окружающего, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как могучим средством общения и взаимодействия людей.
Огромное влияние в данном процессе оказывает учебная деятельность детей и воздействие речи учителя на учащихся. Именно от учителя зависит формирование и успешное развитие речи детей. На практике учитель постоянно решает двуединую задачу:

- Как преподнести знания, чтобы они наилучшим образом поняты учащимися.   

 - Поднимать уровень развития речи учащихся.         

 Развитие речи у учащихся процесс управляемый, который идет по пути расширения их словарного запаса. Поэтому, учителя на всех уроках сообщая новый материал, включают в него и те новые слова, которые являются понятиями. Раскрывая при этом их значение, следует опираться на уже сложившийся словарный фонд, чтобы ранее усвоенные слова не забывались, а вновь усваиваемые – лучше понимались и сохранялись в памяти. Нужно одновременно приучать учащихся пользоваться этими словами при решении конкретных учебных задач, так как пассивный запас является всего лишь подспорьем для пассивной речи, для понимания, а активный запас слов помогает излагать мысль. Для этого следует давать возможность учащимся чаще высказываться, применять активные формы ведения занятий, такие как беседы, дискуссии. Особое внимание при этом надо обращать на молчаливых, замкнутых учащихся, на тех, кто сомневается в своих знаниях, в способности сказать что – либо интересное, новое. Таким образом, развитие речи учащихся – одна из важнейших задач деятельности учителя. 
При специальном систематическом обучении ученики специальной (коррекционной) школы VIII вида в определенной мере могут овладеть связной устной речью. Это чрезвычайно расширяет сферу их общения, возможности приобретения новых знаний.

Речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Несформированность или недоразвитие связной речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка.  Своевременная и целенаправленная работа по развитию связной речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации обучающихся.
Дефекты произношения, лексики, грамматического строя, неумение связно излагать мысли – перечисленные нарушения речи, характерные для умственно отсталых детей, затрудняют процесс обучения грамоте, препятствует полноценному общению с людьми, приводит к речевой замкнутости, неуверенности в себе. Поэтому своевременное преодоление нарушений речи - залог успешного обучения умственно отсталых детей не только по русскому языку, но и по всем учебным предметам.
 Эффективными средствами развития письменной и устной речи на уроке являются:

-создание положительных эмоциональных ситуаций;

- проблемное обучение;

- дифференцированный подход ;

- использование ИКТ;

- игровая деятельность;

   Эффективными средствами развития письменной и устной речи на уроке являются:

-создание положительных эмоциональных ситуаций;

- проблемное обучение;

- дифференцированный подход ;

- использование ИКТ;

- игровая деятельность;

 Эффективными средствами развития письменной и устной речи на уроке являются:

-создание положительных эмоциональных ситуаций;

- проблемное обучение;

- дифференцированный подход ;

- использование ИКТ;

- игровая деятельность;

 Эффективными средствами развития письменной и устной речи на уроке являются:

-создание положительных эмоциональных ситуаций;

- проблемное обучение;

- дифференцированный подход ;

- использование ИКТ;

- игровая деятельность;

Одной из задач развития речи учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида является развитие словаря. Важными задачами словарной работы являются обогащение, уточнение и активизация словаря. Основа словарной работы — введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.

В коррекционной школе значительную часть составляют дети с нарушением фонетической стороны речи. Нарушение звукопроизношения может проявляться по-разному: отсутствием в речи ребенка тех или иных звуков, их искажением или заменой в пределах одной или разных групп, смешением согласных, нарушением слоговой структуры слова. Серьезные недостатки наблюдаются в лексике, проявляющиеся в ограниченности, бедности словарного запаса, неправильном понимании слов и неточном их использовании, патологическом различии между пассивным и активным словарем. Еще сложнее протекает процесс овладения умственно отсталыми детьми синтаксической стороной речи. Это малая распространенность предложений. Пропуск слов и словосочетаний, необходимых для построения фразы. Редкое использование сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций, неправильное их построение. Нарушение связи слов в предложении. Нарушение порядка слов, разрыв словосочетаний. Очень часто ребенок ограничивает свои ответы коротким «да», «нет» или строит их в виде нераспространенных предложений
Специфической особенностью обучения на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида  является их коррекционно-практическая направленность. Коррекция недостатков развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья происходит в условиях комплексного решения образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач урока. Необходимым условием является последовательность и комплексность работы по развитию устной речи. Изучение основных тем по грамматике и правописанию носит «сквозной» характер и проводится на всех годах обучения. Упражнения по развитию связной речи сопутствуют всему курсу. Такая структура дает возможность решать задачи последовательно, исходя из особенностей детей разных уровней обучаемости и усвоения ими знаний.  Отсюда исходит следующее требование, которое необходимо выполнять учителю коррекционной школы: учет индивидуальных возможностей детей. Подбор подавляющего большинства заданий, их выполнение осуществляется с учетом возможностей обучающихся.
Однако самой по себе наглядной и практической деятельности еще недостаточно для того, чтобы дети усвоили и переработали определенную информацию. Используются также словесные методы с целью направить внимание учащихся на рассматривание объектов, их сравнение, организовать действия с ними, побудить к высказываниям.
 Эффективными средствами развития письменной и устной речи на уроке являются:

-создание положительных эмоциональных ситуаций;

- проблемное обучение;

- дифференцированный подход ;

- использование ИКТ;

- игровая деятельность;


Участие в познании окружающего мира, максимального количества анализаторов, сочетание наглядных, практических и вербальных средств конкретизируют чувственный опыт детей, создают ту предметно-понятийную основу, на базе которой и формируется связная речь.       Важным в работе педагога является соблюдение требований к организации занятий по развитию связной речи:  создание соответствующих условий для возникновения у детей потребности говорить. Иными словами, восприятие предметов, явлений, их изображений, сведений о них должно затрагивать не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка.  Работа над логикой высказывания. Она должна быть результатом четкой организации предметной деятельности школьников (рассматривание предмета в определенной последовательности, выполнение строго по плану практических действий с ним, составление предмета из частей и др.) и фиксации этой деятельности в виде картинного, схематического или словесного плана. На уроках чтения и развития речи последовательность изложения мыслей, логическая связь частей высказывания отрабатываются с опорой на серию сюжетных картинок, собственные рисунки детей и иллюстрации в книге, на словесный план к прочитанному тексту или заданной теме. По мере перехода обучающихся из класса в класс словесный план становится доминирующим при подготовке их к связному изложению мыслей.  Организация языковой основы для высказывания. Это требование реализуется с помощью словарной работы, построения предложений с усвоенными словами, ответов на вопросы двумя-тремя предложениями, которые по образцу или напоминанию учителя связываются личными и указательными местоимениями, местоименными наречиями, одними и теми же видовременными формами глагола и др.  Четкая постановка перед детьми цели высказывания, что фактически определяет направление, по которому должен строиться рассказ.  Организация самого высказывания. Она осуществляется с опорой на уже составленный из частей предмет или на картинный, схематический (символический), словесный планы. При необходимо сводить до минимума свою собственную речевую деятельность, молча указывая на признак предмета или его символическое изображение либо на пункт плана, по поводу которого ребенок должен говорить в данный момент.  Многократная тренировка в устных связных высказываниях с использованием разнообразной тематики и видов упражнений; пересказ текста, описание предмета; рассказывание по серии сюжетных картинок, одной картинке, опорный словам, предложенной теме, заданному началу и т.д.

 Выполнение любого вида упражнений в связной речи обязательно состоит из 3-х этапов:

 - подготовка к высказыванию (целевая установка, мотивации речи детей),  

 -планирование изучаемого материала;

-и, наконец, его оформление (лексическое, морфологическое, синтаксическое).

  Методами развития диалогической речи выступают беседа и имитация. Эти методы реализуются двумя приемами: 1) приемом беседы, 2) приемами театрализации (имитации и пересказа). Использование приемов театрализации (игр-драматизаций, театрализованных представлений) в коррекционной школе является очень важным, так как способствует совершенствованию речи в эмоциональном отношении, обогащает словарь, формирует грамматический строй, активизирует речь умственно отсталого ребенка. Я использую на уроках как игры-драматизации стихотворных текстов, которые сначала заучиваются целиком, а затем воспроизводятся по ролям, так и игры-драматизации прозы (чтение по ролям).        

  Наиболее трудный для детей вид речевой деятельности – это монологическая речь. В процессе обучения следует добиваться, чтобы монолог ребенка был понятен слушателям, т.е. чтобы все его части были взаимосвязаны и взаимообусловлены. Формирование и развитие связной речи у детей с нарушением интеллекта происходит в процессе коррекционно-педагогического воздействия путем комплексной и систематической работы.

Целенаправленная коррекционная работа по формированию связной речи обучающихся с нарушением интеллекта, с учётом структуры дефекта и психического состояния ребёнка, влияет на развитие речевой и познавательной деятельности, а также повышает уровень общего развития. Коррекционная работа по коррекции нарушений связной речи у умственно отсталых детей должна быть направлена на коррекцию и развитие всех операций порождения речевых высказываний, на формирование всех уровней речи. Развитие связной речи должно быть теснейшим образом связано с развитием анализа, синтеза, сравнения, обобщения, особенно при отработке операций внутреннего программирования. Именно комплексный системный подход к развитию связной речи у умственно отсталых детей может обеспечить эффективность коррекционной работы.

Уроки чтения способствуют развитию связной устной речи детей. Не случайно в программе по русскому языку раздел, содержащий требования к данным урокам, назван «Чтение и развитие речи». Навык связного изложения прочитанного текста из года в год совершенствуется: от ответов на вопросы по содержанию прочитанного в 1-м классе до творческого пересказа в 8-м классе, когда школьники строят рассказ не только на основе изучаемого произведения, но и с привлечением ранее увиденного или услышанного материала. Главная задача уроков чтения – выработка у детей навыков правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения. Кроме того, уроки чтения в специальной школе выполняют функцию коррекции недостатков. У умственно отсталых школьников исправляется произношение, становится более стабильным внимание, совершенствуется память, сглаживаются некоторые дефекты логического мышления, в частности, затруднения в установлении последовательности и связи событий, причинной зависимости явлений. Работа над содержанием прочитанного в большой степени помогает исправить недостатки образного восприятия, активизировать словарь детей, в той или иной степени устранить нарушения монологической речи, усовершенствовать словесную систему мышления.
 Во 2-6 классах проводится объяснительное чтение, которое представляет собой целую систему учебных занятий, в процессе которых у школьников совершенствуется техника чтения, развиваются умения анализировать произведения, объяснять поступки героев и причинную обусловленность событий.

Начиная с 5-го класса, к разбору произведений привлекаются знания учащихся по истории России. Доступность понимания читаемого также достигается и за счет специального отбора произведения по жанрам.                                 

С 7-го класса начинается так называемое литературное чтение. Школьники знакомятся с произведениями классиков русской литературы или с фрагментами из этих произведений, читают произведения современных писателей и поэтов, изучают биографии авторов. Расположение материала в хронологической последовательности дает педагогу возможность к концу обучения систематизировать знания детей в области русской и современной литературы. Заметно увеличивается объем текстов, усложняется сюжет, образность его передачи, становится более разнообразной жанровая характеристика материала. Кроме рассказов, стихотворений, сказок, в учебниках для 7-9-го классов даются фрагменты из художественных произведений больших форм (повести, поэмы, баллады). Усложнение содержания произведений требует работы не только по актуализации опыта детей, но по формированию знаний о той или иной эпохе, описанной в произведении, об обстоятельствах биографии автора, послуживших источником творчества. В связи с этим отрабатываются умения выделять в прочитанном главную мысль, выявлять свое отношение к поступкам действующих лиц, давать им характеристику, находить средства языковой выразительности, пересказывать текст полно и кратко, с изложением лица рассказчика, делить произведения на части, озаглавливать их.

 На уроках чтения в 7-9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе  с ними требуется большая методическая вариативность. Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.

 На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания ,

школьники учатся:

 - отвечать на поставленные    вопросы;                                                                                                                                          - полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного;

- кратко пересказывать основные события ,изложенные в произведении;                              -называть  главных и второстепенных героев ,давать им характеристику, адекватно                           оценивать их действия и поступки ;                                                       

 -устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения;                           

 -делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.                               

Это требует серьезной методический подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.                                                 

Чтение – это один из видов речевой деятельности, представляющий собой перевод буквенного кода в звуковой и осмысление воспринятой информации. Умение читать включает в себя соотнесение зрительного образа речевой единицы (слова, словосочетания, предложения) с ее слухоречедвигательным образом и последнего с его значением. Триединство этого процесса сохраняется при любом виде чтения, будь то чтение вслух или чтение про себя. По мере расширения читательского опыта и совершенствования навыка быстрого чтения промежуточный компонент начинает играть все меньшую роль, а зрительный образ речевой единицы все в большей степени напрямую соотносится с ее значением.  И чем менее сформирована техника чтения, тем важнее роль громкого проговаривания. Именно оно помогает начинающему читателю осознать буквенные символы и связать их с наполненной смыслом устной речью, которой он уже давно владеет. Данная психологическая закономерность обусловливает такой подход, когда детей вначале учат чтению вслух и только затем постепенно переводят на чтение про себя как более продуктивный способ усвоения письменной информации. Особенно это важно в отношении умственно отсталых детей, для которых скрытого артикулирования явно недостаточно для установления связи между зрительным, слухоречевым и смысловым компонентами. Полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами: правильностью, беглостью, выразительностью и осознанностью. У умственно отсталых школьников в связи с затруднениями в осмыслении текста, бедностью речевого запаса, замедленностью смысловой догадки и узостью поля зрения темп чтения примерно в два раза медленнее, чем у нормальных детей. При этом наблюдается значительная амплитуда колебания скорости чтения у отдельных учащихся. Чем сложнее текст, тем медленнее читают дети. Показателен и тот факт, что даже школьники 8-го класса медленно и неравномерно наращивают темп чтения относительно сложных текстов.

Связная устная речь выполняет функции общения.   Диалог -  это подготовленный или неподготовленный разговор собеседников. Для него характерны простые, часто неполные предложения, своеобразный порядок слов. В диалоге широко используются внеязыковые (экстралингвистические) факторы: мимика, жест, общая ситуация, эмоциональный настрой и другие, которые вместе с репликами собеседников создают дополнительные условия для продолжения разговора. Монолог является более сложным видом речевой деятельности, чем диалог. Он не поддерживается репликами, поэтому требует сильных внутренних мотивов для продолжения речи. Для того чтобы быть понятным слушателям, монологическое высказывание должно строиться логично, развернуто, последовательно. Результатом речевой монологической деятельности является текст. Лингвисты характеризуют его с точки зрения смысловой цельности и языковой связности.
Связность устного речевого сообщения достигается за счет использования лексико - грамматических и интонационных средств. К ним относятся местоимения, местоименные наречия, союзы и союзные слова, частицы,  видо – временные формы глаголов (морфологические средства); порядок слов, вводные слова, неполнота предложений, актуальное членение (синтаксические средства); повторы отдельных лексических единиц, фразовые синонимы (лексические средства); различные виды интонации (фонетические средства). Включение в текст этих языковых средств цементирует предложения, делает их взаимосвязанными, тесно связанными друг с другом.
Работа, направленная на развитие связной устной речи, начинается с упражнения учащихся в диалоге. Основной вид упражнений – беседа учителя с учениками. Ее форма  может быть непринужденной, не стесненной строгими рамками полных ответов на вопросы. Вместе с тем, учитывая, что речевая практика умственно отсталых детей предельно ограничена и что одним из условий построения связного высказывания является развернутая форма предложений, наряду с непринужденным разговором осуществляется постоянная тренировка школьников в полных ответах на вопросы. От класса к классу ответы становятся более  развернутыми, включающими элементы монологического высказывания из двух, трех и более предложений. В процессе занятий важно также специально учить детей не только отвечать на вопросы, но и самостоятельно задавать их. Постановка вопроса самими учащимися – одна из форм выражения речевой активности. В связи с этим так важна организация диалогов типа «ученик  - ученик» (школьники спрашивают друг друга о непонятных словах, задают вопросы по прочитанному тексту, предлагают своему товарищу задания орфографического или грамматического характера), «ученик – учитель» (ученики ставят учителю вопросы такого же характера, что и в диалоге типа «ученик - ученик»). Последний вид диалога, с одной стороны, вызывает дополнительную активность учащихся, с другой – предполагает восприятие детьми образцов ответа, которые дает учитель.

Основанием для диалога могут служить яркие впечатления о недавно происходящих событиях, праздниках, экскурсиях. Основным методом формирования диалогической речи является беседа. Для организации бесед полезно использовать разнообразные наглядные пособия (реальные предметы, их графические и объемные изображения ) Они привлекают внимание к себе внимание школьников, вызывают у них интерес, способствуют активации познавательной деятельности, побуждают к эмоционально окрашенным высказываниям .    В старших классах беседы могут проходить с привлечением абстрактных наглядных средств-схем , таблиц . Иногда не вопросы учителя ,а его реакция на правильность или ошибочность высказывания школьника облегчает ученику переход от диалогической речи к самостоятельному  изложению воспринимаемого материала т.е монологу .   В беседах не преследуются цели дать полную характеристику какого-либо явления. Стоит задача пробудить чувства детей , освежить воспоминания, поделиться ими со сверстниками .Учитель в данном случае выступает, как интересный собеседник, партнер по общению. Понимание собеседника при непосредственном общении облегчается  рядом факторов. Оно происходит не только за счет произносимых фраз. Огромное значение имеют интонации голоса, мимика, жесты , вся обстановка при разговоре. Собеседник понимает сказанное не только потому что воспринимает речь  , но и потому ,что видит говорящего, находится с ним в общей ситуации. Проблема становления диалогической речи учащихся с ОВЗ теснейшим образом связана со многими важными вопросами их обучения и воспитания. Работа по развитию описательно-повествовательной речи ведется параллельно с развитием диалога. После разбора текста или картинки по вопросам следует связный рассказ самих учащихся.
В процессе работы над связной речью учащиеся приобретают следующие умения:

 - отличать связное высказывание от набора отдельных предложений;

 - определять тему высказывания;

- выделять идею высказывания;

 - соотносить заглавие и содержание текста;
- самостоятельно озаглавливать текст;
- находить части текста, относящиеся к вступлению, основному содержанию и заключению
- определять границы предложений и порядок следования предложений в тексте
- устанавливать логическую связь между частями текста и предложениями

 Усложнение работы по годам обучения происходит в плане увеличения объема материала. Сначала дети  составляют рассказы и описания на основе наглядной ситуации,  воспринимаемой в момент речи,  далее выполняют работы , требующие более творческого подхода к их написанию: рассказ по заданному началу, по опорным словам, на заданную тему,  пересказ с изменением лица рассказчика, краткий пересказ, свободный  рассказ  по теме.

Большое внимание должно уделяться формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности умственно отсталых школьников излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию во 2 – 4 классах. Подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую обучающимся 5 – 9 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.

        

  В развитии связной речи большую роль играют  сочинения по серии сюжетных картин. Учащиеся определяют тему, помогают вычленить общий замысел художника, регламентируют содержание и раскрывают последовательность сюжета, т.е. создают оптимальные условия для составления связного текста.
Более трудными для детей являются сочинения по заданной теме. Эта работа требует поэтапного подхода :  отбор нужного словарного материала, рассмотрение картинок и постановка разъясняющих или наводящих к основной мысли вопросов, беседа, самостоятельные устные рассказы отдельных учащихся.

Важным этапом в формировании связной устной речи является овладение умением собирать и систематизировать материал. Необходимо обучать детей различным формам устных связных высказываний: пересказам (близким к тексту, с сокращением, выборочным, с творческим дополнением текста; середины, конца и т.д.); творческим устным высказываниям (устным сочинениям); рассказам ( с различным соотношением повествования, описания, рассуждения, оценки), деловым и художественным описаниям одного и того же предмета, характеристикой литературных героев, в том числе сравнительных, устных отчетов, отзывов о книгах, просмотренных фильмах.


Особая роль в развитии связной устной речи принадлежит урокам чтения, на которых осуществляется знакомство и изучение образцов художественной литературы. Именно уроки чтения являлись средством приобщения детей к богатствам русской  культуры. Без знания художественной литературы невозможно хорошее владение языком. Кроме этого содержание произведений выступает одним из важнейших средств воспитания, накопления знаний, развития познавательных процессов и творческого воображения.
При изучении художественного произведения и постижения его главной идеи важную роль играло и осмысленное восприятие и понимание текстов .  Основным способом, позволяющим добиться лучшего понимания текста, является постановка вопросов или заданий. Подлинное понимание связывается с проникновением в смысл произведения, осознании подтекста, понимания мотивационной стороны поведения – поступков героев, отношение к произведению.

В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида среди работ по развитию речи на уроках чтения одно из значимых мест занимает пересказ прочитанного художественного произведения. Процесс включает в себя восприятие прочитанного, его понимание и речевое оформление. В ходе пересказа ученики, читая и анализируя текст произведения, должны выделить главное, понять идею, сюжет произведения, определить героев, мотивы их поступков, отобрать слова и выражения, необходимые для передачи его содержания и заменить их другими. Поэтому пересказ нельзя рассматривать как простое воспроизведение текста, основанное на его механическом запоминании с последующим повторением слов, составляющих содержание
Для обучения пересказу умственно отсталых школьников будет способствовать комплекс методов и приемов работы над литературным произведением, таких как:

 - формирование и закрепление основных умений в работе над пересказом (чтение, использование вопросов для выяснения основного смысла произведения, разделение текста на части, выделение смысловых опорных пунктов, составление вариативных видов плана: картинного, схематического, словесного);

 - повышение уровня проникновения в содержание художественного произведения, систему образов, его идею (всесторонний анализ произведения  с помощью вопросов, выборочного чтения, чтения по ролям);

 - увеличение словарного запаса учащихся и качественному совершенствованию (словарная работа, сопоставление высказываний учащихся с текстом произведения, лексико-стилистические упражнения);

 - активизация монологической речи умственно отсталых школьников;

- улучшение выразительности речи.

Пересказы прочитанного имеют большое значение: они обогащают и развивают речь учащихся, развивают навык связной речи, что в свою очередь отражается на умении последовательно излагать свои знания по другим предметам. Обучение детей передаче своими словами  прочитанного  должно проводится от класса к классу систематически. Пересказы  могут быть подробными и короткими, близкими к тексту или самостоятельными (своими словами); в той форме, какая дана в произведении, или измененной. Учащимся могут даваться задания по  пересказу целых произведений и отдельных глав, эпизодов, отдельных картин. Пересказ ведется по плану, заранее намеченному и обдуманному, он готовился заранее, чаще всего дома, так как материал в старших классах для пересказа довольно обширен и серьезен.

Формируя речь, мы работаем над обогащением,  точностью , выразительностью  на любом уровне – будь то слово, предложение или текст. Развитие названных качеств речи положительно влияет на коррекцию недостатков и совершенствование мыслительной деятельности учащихся.


Литература  :

АксеноваА.К.  Обучение  русскому  языку  во  вспомогательной  школе. М., 1998.

Воробьева В.К. Методика развития связной  речи у детей системным недоразвитием речи. М., 2007.    

Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. М., 1994.

Петрова В.Г. О некоторых особенностях усвоения текста умственно отсталыми школьниками // Специальная школа, 1958. №3. - С.45-46.
Разуван
 Е.И. Развитие речи учащихся специальной школы. Саранск, 1996. - 153 с.
Салахова
 А.Д. Развитие звуковой стороны речи детей / Автореф. дис. к.п.н. -М., 1972.- 16 с.

а также интернет-ресурсы


.

 Эффективными средствами развития письменной и устной речи на уроке являются:

-создание положительных эмоциональных ситуаций;

- проблемное обучение;

- дифференцированный подход ;

- использование ИКТ;

- игровая деятельность;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида

Обучение – это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у учащихся качеств, необходимых им для выполнения учебной деятельности. Обучение в условиях здор...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Части речи"

Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету, наряду с другими приёмами и методами, является нестандартный урок. Как показывает опыт, нетрадиционный уро...

Выступление на педагогическом совете на тему «Система оценивания учащихся на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида»

У педагогов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида и учителей общеобразовательных школ, работающих с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии, нередко возникают вопросы, связа...

«Технология личностно-ориентированного обучения при работе с детьми с ОВЗ на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида»

Раскрывается значение использования личностно-ориентированной технологии в развитии позгавательных возможностей учеников с ОВЗ на уроках русского языка и чтения.,...

«Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида»

laquo;Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида»...

Доклад "Система оценивания учащихся на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида»

Доклад "Система  оценивания  учащихся на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида...