Доклад на районном семинаре «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида»
консультация ( класс) на тему

Доклад " Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ssber_tehn_20_aprelya.docx30 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 2

Г. АБИНСКА

Доклад

на районном семинаре

«Использование

здоровьесберегающих технологий

 на уроках русского языка и чтения

в  коррекционной школе

VIII вида»

                                         Учитель русского языка и чтения Каракулина Е.В.

Г. Абинск

2016 год

Тема : «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида"

 «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка –                        … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества»

                                                                                               В.А.Сухомлинский
   

    В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как "Состояние полного физического, духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. 

Слайд 2-данные Минздрава.

    Сегодня школьное образование предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Проблема сохранения здоровья стала особенно значимой на современном этапе. В наши дни сбережение здоровья ребенка является одним из основных запросов, которые предъявляются современному обществу.

    Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью.   По данным статистики в последние годы происходит ухудшение здоровья детей: увеличилось количество хронических заболеваний, сократилось число здоровых первоклассников.

Слайд 3

  Причиной резкого снижения уровня здоровья детей  школьного возраста являются следующие факторы:

падение уровня жизни, социальные потрясения;

неблагоприятная экологическая обстановка;

ухудшение состояния здоровья матерей;

стрессы;

малоподвижный образ жизни;

неполноценное питание;

отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях (вредные привычки);

массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

    Всё это очень актуально для коррекционной школы.

    Одна из острых проблем для учителей нашей школы  – это проблема разработки и проведения действенных мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний на уроках и во внеурочное время.  

     Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как совокупность тех принципов и методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаками здоровьесбережения.

 Слайд 4    

   Основой здоровьесберегающей технологии в нашей школе является соблюдение следующих принципов:

1.    учет возрастных особенностей школьников;

2.     учет состояния здоровья при выборе форм, методов и средств обучения;

3.     структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная часть урока);

4.    осуществление здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.

Слайд 5

    В структуре  урока, мной применяются следующие элементы здоровьесберегающих технологий:

положительный эмоциональный настрой на уроке;

оптимальный темп ведения урока;

подача материала доступным  рациональным способом;

наглядность;

смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.);

физкультминутки, динамические паузы;

дифференцированный подход в обучении;

групповая работа, работа в парах;

игра, игровые моменты;

воспитательные моменты  на уроках и классных часах (беседы);

санитарно – гигиенические условия.

 Слайд 6

    Приведу подробные примеры выше перечисленных элементов здоровье-сберегающих технологий, и рассмотрим их влияние на состояние  школьников.

1.    Большое значение имеет микроклимат в классе, ведь ребенок

только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и его друзья-одноклассники. Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом урока.

Например, урок можно начать с таких небольших стихотворений:

 

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки – все для вас!

Пожелаем вам удачи –

За работу, в добрый час!

                             На вас надеюсь я, друзья.

                             Мы хороший дружный класс

                             Всё получится у нас!

Вот и прозвенел звонок.

Начинается урок.

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь.

    Положительный эмоциональный настрой на уроке снимает страх, создает ситуацию успеха.

  Слайд 7-девиз урока.

  Слайд 8-эпиграфы к уроку.

Всё это помогает настроить детей на активную работу на уроке.

2.    Оптимальный темп проведения  урока, демократичный стиль

 общения позволяют учащимся сосредоточиться на работе, лучше усвоить материал.

3.    Подача материала должна быть в доступной форме, понятной школьнику всех уровней, с учетом его возрастных особенностей.

4.    Наглядность, используемая на уроке,  способствует конкретизации

изучаемого материала, повышает интерес учащихся.

Слайд 9

Схема-шпаргалка для звукобуквенного анализа слов.

Слайд 10

Опорная схема при изучении существительного как части речи.

5.    Смена видов деятельности (работа у доски, с учебником, устно, в

тетрадях и п. д.), разнообразие заданий, направлены на поддержание интереса и снятие повышенной утомляемости.

6.    Среди всех других возможностей оздоровительной работы в школе

большое значение имеют физические упражнения.

 

   Еще в древности великий философ Аристотель утверждал, что: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».

    Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирование организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, способствует повышению общего тонуса организма учащихся.  

 Слайд 12

    Физкультминутки – естественный элемент урока, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Нравятся детям физкультминутки в стихотворной форме.

Слайд 13

 Например:

Поднимает руки класс –

Это «раз».

Повернулась голова –

Это «два».

Руки вниз, вперед смотри –

Это «три».

Руки в стороны пошире

Развернули на «четыре».

С силой их к плечам прижать –

Это «пять».

Всем ребятам тихо сесть –

Это «шесть».

    Физиологически обоснованное проведение физкультминуток – 15-20-я минута урока.

Учитывая быструю утомляемость наших детей, во всех (5-9) классах провожу 2-3 физкультминутки. Длительность их приведения 2-3минуты.

Комплекс физкультминуток состоит из 7-9 упражнений.

7.   Дифференцированное обучение позволяет снять трудности у слабых и

создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. Для медлительных детей  снижаю темп опроса. Не тороплю ученика, даю время на обдумывание и подготовку. Почти на каждом уроке использую индивидуальные поуровневые карточки.  При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает защищенность и испытывает интерес к учебе.

 8.    Часто на уроках развития речи организую групповую работу и работу в парах, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Так учащиеся могут видеть лица друг друга; контролировать свою работу и работу ребят, работающих с ним в группе; сотрудничать в процессе совместной работы. Групповая работа, в какой – то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.

9.   Часто применяю игровые технологии. Через игру

ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать. Широко использую  нестандартные уроки: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки-путешествия , дидактические игры.  

   Например:  игра «Ты – мне, я – тебе», «Перебрасывание мяча друг другу», «Кто больше?», «Угадай-ка» и т.д.

   Применение игровых технологий на уроке в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

    Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры – это хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. На больших переменах в любую погоду выходим на свежий воздух.

Слайд 14

10.   На своих уроках использую различные виды гимнастики.

   Так, пальчиковая гимнастика снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи.

   Дыхательная гимнастика помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей.

Слайд 15,16,17,18

Упражнения «Ладошки», «Насос».

    Гимнастика для глаз полезна в целях профилактики нарушения зрения, снятия напряжения с глаз.

   Видео.

   Разминка для губ и языка снимает напряжение органов артикуляции, развивает подвижность мышц лица.

Слайд19

11. Самомассаж и точечный массаж улучшает кровообращение, снимает мышечное напряжение.

    Учитывая особенности детей обучающихся в нашей школе, наши педагоги  часто включают в этапы урока кинезиологические упражнения, аромотерапию, хореотерапию, музыкотерапию, элементы сказкотерапии.

Слайд 20

     Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Развитие интеллекта напрямую зависит от сформированости полушарий головного мозга, их взаимодействий. 

Слайд 21
   Применение кинезиологических упражнений позволяют улучшить у дошкольников память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить работоспособность к произвольному контролю.

    Хореотерапия-(choreotherapy, dance and movement therapy). Использование танца, пластики и ритмики в лечебных и профилактических целях.

Слайд 22

    Сказкотерапия- основа коррекционной работы в развитии эмоционально – волевой сферы детей школьного возраста.

Слайд 23

   Лечение   сказкой – это творческая деятельность с элементами ИКТ, музыкотерапии, арттерапии, куклотерапии, все это и составляет  элементы сказкотерапии. 

   «Сказкотерапия» - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. И, конечно, это терапия средой – особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные возможности личности.

   На примере судеб сказочных героев ребенок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека.

Ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам, а  герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается.

   12.  Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью, как и все учителя нашей школы, посвящаю воспитательные беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о необходимости выполнения режима дня, правильном питании. Много проходит праздников, мероприятий,классных часов и бесед на переменах,  на которых решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни.

   13. Немаловажную роль в здоровьесбережении учащихся играет

санитарно - гигиеническое состояние класса, его освещенность.

   В последние годы в педагогической науке довольно актуальным стало понятие личностно-ориентированного обучения, т.е. обучения с учетом природы конкретного ребенка, его задатков, способностей, возможностей. При такой работе учитель вступает в новую для себя позицию - быть одновременно и учителем, и психологом.

   Личностно-ориентированное обучение является здоровьесберегающей технологией. Что же это такое? Это совокупность методов и приемов с целью максимального сохранения здоровья ребенка в школе.

Слайд 24

   Подведём итоги. Итак, только комплексное использование технологий  в содержательной связи друг с другом на единой основе можно назвать здоровьесберегающим. Благодаря ему можно решить не только задачи защиты здоровья детей и педагогов от угрожающих или патогенных воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья, воспитания культуры здоровья учащихся.

    Изложенные выше технологии показывают, что внедрение в обучение здоровьесберегающией технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в классе и  школе в целом, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.   

 

    Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в школе, позволяют сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье наших детей.

 Слайд 25

   Учителя нашей школы продолжают поиски   педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья учащихся.

Слайд 26,27

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Виды предложений по цели высказывания"

Цель данного урока не только ознакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания и научить использовать их с учетом речевой ситуации, но и воспитывать интерес к русской литературе...

Повышение эффективности коррекционной работы на уроках русского языка в школе 8 вида

Данный материал позволяет эффективно проводить коррекционную работу на уроках русского языка в школе 8 вида...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...

Семинар в системе уроков русского языка.

Урок-семинар как разновидность повторительно-обобщающего урока может стать основой разработки системы уроков по изучаемой теме. Уже на первом уроке по теме предлагаю ученикам серию  взаимос...

Доклад на тему: «Работа над сочинением на уроках русского языка в школе 4 вида».

Сочинение имеет важное значение для развития и формирования мыслительной деятельности учащихся. В связи с обеднением конкретных представлений у слабовидящих страдает письменная и устная речь. Проблема...

Доклад на тему: «Коррекционная работа на уроках русского языка в школе VIII вида»

На уроках русского языка систематически использую коррекционные приёмы и упражнения, направленные на развитие мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, классификации и др.) на разных этапах...