Адаптированная рабочая программа по русскому языку, для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными) нарушениями.
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс)

Крылова Наталья Владимировна

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с умственной отсталостью. Программа расчитана на 170 часов ( 5 часов в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_5_klass_nov.docx80.79 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 5 классе

(2021-2022 учебный год)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе составлена на основании Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Адаптированной основной  общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). – М.: «Просвещение», 2017г.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Программа учитывает особенности познавательной деятельности учащихся с нарушениями интеллекта, направлена на разностороннее развитие личности обучающихся. Содержание обучения русскому языку имеет практическую направленность, тесно связано с жизнью. Программа определяет оптимальный объём знаний и умений по русскому языку, который доступен большинству школьников.

Цель обучения:

-обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им в овладении речевой деятельностью.

Основные задачи курса:

-закрепить навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;

-выработать практические навыки грамотного письма;

-развивать речь учащихся, обогащать её словарь;

-учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

-воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность.

Поставленные задачи определяются особенностями психофизического развития воспитанников с нарушениями интеллекта. Знание особенностей развития этих детей необходимо для эффективной работы с ними, для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи их обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приёмов педагогического воздействия.

Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:

-Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.

-Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.

-Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;

 

развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

-Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.

-Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.

-Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.

В программе основными принципами являются:

-принцип коррекционно – речевой направленности;

-воспитывающий и развивающие принципы;

-принцип доступности обучения;

-принцип систематичности и последовательности обучения;

-принцип наглядности в обучении;

-принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Коммуникативно – речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно – развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.

При последовательном изучении курса русского языка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учётом психофизического развития. Типологических и индивидуальных особенностей учащихся.

Методы работы:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

-практические – упражнения, карточки, тесты.

Типы уроков:

-урок объяснения нового материала;

-урок закрепления знаний, умений и навыков (практический урок);

-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно – обобщающий урок);

-комбинированный урок;

-урок развития речи.

Критерии оценки.

Проверка знаний,умений и навыков учащихся по русскому языку. Грамматика, правописание и развитие речи (письмо).

Оценка устных ответов:

Устный опрос учащихся является одним из методов учёта знаний, умений и навыков учащихся с нарушениями интеллекта. При оценке устных ответов по грамматике принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевого оформление ответа. Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну – две ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя. Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

Оценка «1» за устные ответы не ставится.

Оценка письменных работ.

К классным и домашним письменным работам обучающегося характера относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям учителя, предупредительные, объяснительные, словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, свободные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.

В конце каждой темы проводится контрольная работа.

Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т.д.) Основные виды контрольных работ во 2-4 классах – списывание и диктанты, в 5-9 классах – диктанты.

Для грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи и членов предложения, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико- орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.

Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в него слов на правила, которые ещё не изучались. Если такие слова встречаются, их надо написать на доске или проговорить, выделив орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть

понятными учащимся вспомогательной школы.

Контрольные диктанты должны содержать по 2-3 орфограммы на каждое правило. Объем текстов контрольных работ в 5 классе – 45-50 слов. Учёту подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.

При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

«Пять» – без ошибок.

«Четыре» – 1 -2 ошибки.

«Три» – 3- 5 ошибок.

«Два» – 6 -8 ошибок.

«Единица» – 8 и более ошибок.

В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трёх исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на не пройденные правила правописания также не учитываются.

Изложения и сочинения: - 20- 45 слов. Могут быть только обучающего характера. При подготовке к проведению изложения учитель должен тщательно отобрать материал, учитывая тему рассказа, его объём, трудности синтаксических конструкций, словаря и орфографии.

С классом также должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова следует выписать на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарём, обращаться к учителю. В 5 классе для изложения рекомендуется тексты повествовательного характера.

При оценке изложений и сочинений учитывается правильность, полнота и последовательность передачи содержания.

Оценка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускается одна-две орфографические ошибки.

Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы), с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложений; допускается три-четыре орфографические ошибки.

Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с двумя-тремя ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с пятью-шестью орфографическими ошибками.

Оценка «2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более четырёх ошибок в построении предложений и употреблении слов, более шести орфографических ошибок. Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не справился с написанием изложения или сочинения.

Объём словарного диктанта – 10 – 15 слов.

Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных, устных повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.

Общая характеристика учебного курса.

В школе для детей с нарушениями интеллектуального развития в старших (5—9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

Учащиеся должны:

—        овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

—        получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;

—        научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

—        быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Специальная задача коррекции речи и мышления учащихся с нарушениями интеллекта является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

Грамматика и правописание

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций, учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

Звуки и буквы

В 5 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.

 

Слово.

С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.

Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.

Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки умственно отсталого школьника к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности учащихся с нарушениями интеллектуального развития излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию во 2—4 классах. Подготовительные упражнения

—        ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 5 класса овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.

Школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).

Графические навыки у учащихся формируются главным образом во 2—4 классах, хотя внимание к четкому и аккуратному письму должно иметь место и в старших классах. Описание места учебного курса в учебном плане.

Рабочая программа рассчитана на 170 часов (5 ч. в неделю согласно расписанию), из них 12 уроков развития речи (сочинения, изложения), 5 итоговых контрольных диктантов, 4 словарных диктанта (на проведение словарного диктанта на уроке отводится 15 мин.), 11 контрольных работ. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (45 мин.).

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, язык художественной литературы;

проведение различных видов анализа слова (фонетический, словообразовательный, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике.

Прогнозируемые результаты освоения учебного курса. Учащиеся научатся:

-различать звуки и буквы, гласные и согласные, обозначать их на письме;

-анализировать слова по звуковому составу;

-разбирать слово по составу;

-        выделять имя существительное как часть речи;

-        производить разбор предложения по членам;

-        составлять предложения на заданную тему, текст по серии картинок;

-производить редактирование текста;

-        восстановление деформированного текста;

-писать сочинения и изложения по плану и опорным словам.

Содержание учебного курса.

ПРОГРАММА

Письмо и развитие речи 5 класс (5 ч. в неделю)

Повторение. Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации.

Звуки и буквы

Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, е, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е, е, ю, я в начале слова и после глас- ных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Алфавит.

Слово

Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.

Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.

Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.

Части речи: Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.

Имя существительное. Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.

Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное число).

Род имен существительных, умение различать род (мужской и женский род, средний род). Мягкий знак (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож).

Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам. Понятие о 1, 2, 3-м склонениях существительных.

Первое склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения. Окончания

-ы, -и в родительном падеже (из комнаты, из деревни), окончание -е в дательном и пред- ложном падежах (к деревне, в деревне), окончания -ей, -ой в творительном падеже (за деревней, за страной).

Второе склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения. Окончания

-а, -я в родительном падеже (с озера, с поля), окончания -у, -ю в дательном падеже (к огороду, к морю), -е в предложном падеже (в городе, в море), окончания -ом, -ем в творительном падеже (за полем, за деревом).

 

Третье склонение имен существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения. Окончание -и в родительном, дательном и предложном падежах (с лошади, к лошади, на лошади), окончание -ью в творительном падеже (сиренью).

Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3-го склонения. Упражнения в одновременном склонении имен существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга). Предложение

Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные.

Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.

Связная речь

Заполнение дневника учащимися. Работа с деформированным текстом.

Изложение по предложенному учителем плану (примерная тематика: из жизни животных, школьные дела, поступки учащихся).

Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений.

Составление рассказа, по опорным словам, после разбора с учителем (примерная тематика: жизнь класса, школы, проведение каникул, игры зимой).

Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо родителям.

Повторение пройденного за год.

Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов по программе осуществляется следующим образом:

Контрольные диктанты.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся        5 класс

Восстановление деформированного текста. Составление предложений, изменяя слова по смыслу. Упражнение в составлении предложений.

Устное изложение текста по плану. Составление связного текста.

Звуки и буквы.

Восстановление деформированных предложений. Восстановление текста по опорным словам.

Составление предложений с заданными парами слов. Составление текста по опорным словам.

Редактирование текста

Коллективное сочинение по серии картинок. Устное составление предложений.

Давать характеристику звука.

Тренировать учащихся в написании словарных слов. Слово. Состав слова.

Подбор родственных слов. Объяснение смысла слова. Выделение корня слова.

Подбор однокоренных слов. Составление текста по плану.

 

Нахождение и выделение окончания. Работа с деформированным текстом.

Образование новых слов с помощью приставок. Согласование слов в словосочетаниях и предложениях. Объяснение значения образованных слов.

Подбор родственных слов к данным словам. Образование новых слов с помощью суффикса. Выделение основной мысли текста.

Восстановление деформированных предложений. Составление текста по серии картинок и опорным словам. Составление предложений на заданную тему.

Находить словарное слово в словаре.

Находить в тексте слова с приставками и предлогами. Составление рассказа, используя словосочетания.

Написание записки по образцу. Части речи

Написание текста описательного характера, по данным вопросам. Распознавать части речи по вопросам.

Редактирование текста. Составление рассказа.

Образование от одних частей речи другие. Ответы на вопросы.

Имя существительное

Деление текста на части по данному плану. Распознавание существительных по вопросам. Составление текста по рисунку.

Составление словосочетаний и предложений. Составление текста по плану и опорным словам. Изменение имён существительных по числам.

Определение рода имени существительного. Восстановление деформированного текста. Восстановление текста по опорным словам.

Употребление правила написания существительных женского и мужского рода с шипящей на конце.

Составление рассказа на основе фотографий и личного впечатления. Письменные ответы на вопросы.

Изменение существительных по падежам. Выделение словосочетаний из предложений. Редактирование текста.

Подбор слов для проверки безударной гласной в корне слова. Определение склонения имени существительного.

Подбор родственных слов к данному слову. Восстановление деформированных предложений.

Запись текста с опорой на рисунки и словосочетания. Написание изложения по вопросам и опорным словам. Пересказ текста по опорным словам.

Написание сочинения – миниатюры.

Составление рассказа по картинкам, вопросам и опорным словам. Предложение.

Составление предложений различных по интонации. Выделять главные члены предложения. распространять их. Письменные ответы на вопросы.

 

Разбор предложений по членам. Составление предложений.

Различать распространённые и нераспространённые предложения. Составление рассказа из деформированного текста по картинке.

Нахождение в тексте однородных членов предложения. Распространение предложений.

Пересказ текста с опорой на сделанную запись. Написание сжатого изложения.

Повторение.

Составление текста по плану.

Подбор родственных слов к данному слову. Составление вопросов к тексту.

Изложение текста по вопросам.

Составление рассказа из деформированного текста. Определение падежей.

Письменный ответ на вопрос к тексту.

Написание сочинения по плану и словосочетаниям. Составление текста.

Настоящая программа рассчитана на учащихся 5 класса. Программа согласно учебному плану рассчитана в 5 классе - на 5 часов в неделю, 170 часов за учебный год. Срок реализации программы 1 год.

Планируемые результаты изучения учебного курса.

В конце учебного года учащиеся должны знать:

-алфавит;

-способ проверки написания гласных и согласных (путём изменения формы слова). Учащиеся должны уметь:

-различать звуки и буквы, гласные и согласные, обозначать их на письме;

-подбирать группы родственных слов (несложные случаи);

-проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путём изменения формы слова;

-обозначать мягкость согласных буквой ь;

-разбирать слово по составу;

-выделять имя существительное как часть речи;

-строить простое распространённое предложение;

-связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);

-пользоваться школьным орфографическим словарём.

Календарно – тематическое планирование      5 класс (5 часов в неделю)

Тема

Количество   часов

Упражнения

План

Факт

1

Повторение. Звуки и буквы.

1

Стр.3(статья)

2

Звуки речи: гласные и согласные.

1

Стр.4 , упр.1 (выучить

алфавит)

3

Алфавит.

1

Стр.5, упр.3

4

Гласные и согласные.

Несовпадение звука и        буквы в слове.

1

Стр.8, упр.6, правило(стр.7)

5

Твердые и мягкие согласные перед  И, Е,Е,Ю,Я

1

Стр.9 , упр.8

6

Изложение. Пересказ текста по вопросам (упр.9)

1

Стр.9,упр.9 (дописать)

7

Мягкий знак(ь) на конце и в середине слова.

1

Стр.11, упр.12  правило стр.11)

8

Правописание слов с разделительным мягким знаком (Ь).

1

Стр.12, упр.13 ( правило       стр.12)

9

Правописание слов с разделительным мягким знаком (Ь).

1

Стр.13, упр.15

10

Р.р.Различение текста и не   текста.

1

Стр.15, упр.18 (правило стр.15)

11

Парные звонкие и глухие согласные, их правописание на конце слова

1

Стр.16, упр.19

12

Парные звонкие и глухие согласные, их правописание на конце слова

1

Стр.17, упр.21

13

Ударные и безударные гласные в слове.

1

Стр.18, упр.22 (правило стр.18)

14

Ударные и безударные гласные в слове.

1

Стр.19, упр.24

15

Проверка безударных гласных в слове.

1

Стр.21, упр.27 (стр.20 – правило)

16

Определение темы текста. Заголовок.

1

Стр.23, упр.30 ( стр.22 –правило)

17

Звуки и буквы. Закрепление знаний.

1

Стр.24, упр.33 ( работа с диалогом)

18

Контрольные вопросы и задания.

1

Стр.25, задание 5

19

Контрольные вопросы и задания.

1

Стр.26, задание 11 (составь текст по желанию)

20

Диктант (входной по теме « Повторение»)

1

Повторить правила

21

Работа над ошибками.

1

Придумать по 4 пары слов     на правила (с  проверочными: гласные и согласные)

22

Предложение. Текст.

1

Стр.28, упр.34

23

Выражение в предложении законченной мысли

1

Стр.29, упр.36

24

Распространение предложений

1

Стр.31. упр.39

25

Порядок слов в предложении

1

Стр.33, упр.42

26

Связь слов в предложении

1

Стр.34, упр.45(стр.34 правило)

27

Главные члены предложения.  Сказуемое.

1

Стр.36, упр.48 (стр.35 правило)

28

Главные члены предложения. Подлежащее.

1

Стр.37, упр.51 (стр.37 правила)

29

Второстепенные члены предложения.

1

Стр.39, упр.54 (стр.38 правило)

30

Текст. Отличие предложения от текста.

1

Стр.40, упр.56 ( стр.40 правило)

31

Деление текста на предложение.

1

Стр.41, упр.57

32

Разные по интонации предложения. Наблюдение за знаками препинания в конце предложения.

1

Стр.43, упр.60 (стр.42 - 43 правило)

33

Вопросительные    предложения.

1

Стр.45, упр.63 (стр.44 правило). Словарные слова: здравствуй, до свидания, благодарю.

34

Восклицательные предложения.

1

Стр.47 упр.66

35

Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.

1

Стр.49, упр.69. Словарное слово: облако.

36

Предложение. Закрепление знаний.

1

Стр.51, упр.71

37

Предложение. Закрепление     знаний.

1

Стр.51, упр.72(2 часть).

Словарное слово     каникулы.

38

Контрольные вопросы и задания.

1

Стр.52, задания 7,8, 9.

39

Диктант по теме «Предложение»: « Волга»

1

Повторить правила

40

Работа над ошибками.

1

Составить 5 предложений

на тему «Осень»

41

Состав слова.Текст.

1

Стр.54. (проанализировать статью); разобрать 5 слов по        составу.

42

Корень и однокоренные слова.

1

Стр.55, упр.73 (стр.55правило)

43

Корень и однокоренные слова.

1

Стр.56, упр.75 (стр.55 правило)

44

Общее и различия в значении однокоренных слов.

1

Стр.57, упр.76 (стр.57 правило)

45

Общее и различия в значении однокоренных слов.

1

Стр.58, упр.78 (стр.57 правило, словарные слова: граница, охрана)

46

Включение однокоренных слов в предложения.

1

Стр.59, упр.80

47

Включение однокоренных слов в предложения.

1

Стр.60, упр.81

48

Окончание- изменяемая часть слова.

1

Стр.61, упр.83 (стр.61

правило)

49

Окончание- изменяемая часть слова.

1

Стр.62, упр.84 (стр.62 правило)

50

Установление связи между словами с помощью

окончания.

1

Стр.64, упр.87

51

Приставка как часть слова.

1

Стр.65, упр.89 (стр.65 правило)

52

Приставка как часть слова.

1

Стр.66, упр.90 (стр.65 правило)

53

Изменение значения слова в зависимости от приставки.

1

Стр.67. упр.93 (стр.67 правило)

54

Приставка и предлог.

1

Стр.68, упр.94 (стр.68 правило)

55

Приставка и предлог.

1

Стр.69, упр.96 (стр.68 правило)

56

Суффикс как часть слова.

1

Стр.71, упр.99 (стр.71 правило)

57

Изменение значения слова в зависимости от

суффикса.

1

Стр.73, упр.101

58

Изменение значения слова

в зависимости от суффикса.

1

Стр.74, упр.102

59

Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне.

1

Стр.75, упр.105 (стр.75  правило)

60

Единообразное написание

гласных в корне однокоренных слов.

1

Стр.76, упр.107 (стр.76    правило)

61

Единообразное написание гласных в корне

однокоренных слов.

1

Стр.77, упр.108 (стр.76  правило)

62

Слово – корень с ударной гласной.

1

Стр.79, упр.111

63

Р.р.Деловое письмо. Адрес

1

Подписать конверт

64

Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов.

1

Стр.80, упр.114(стр.80 – правила) сл.слово-север

65

Проверка безударных гласных в корне слова.

1

Стр.82, упр.116

66

Р.р. Обучающее изложение. Пересказ   текста по вопросам.

1

Стр.82, упр.117

67

Проверка безударных гласных в корне слова.

1

Стр.84, упр.120

68

Правописание парных      звонких и глухих

согласных в корне.

1

Стр.84, упр.121( стр.85 –  правило)

69

Изменение формы слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне.

1

Стр.86, упр.123

70

Единообразное написание парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов.

1

Стр.87, упр.125 (стр.87 – правило)

71

Единообразное написание парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов.

1

Стр.88, упр.126 (стр.87 –

правило)

72

Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова.

1

Стр.89, упр. 129 (стр.89 – правило)

73

Проверяемые гласные и согласные в корне.

1

Стр.90, упр.131

74

Проверяемые гласные и согласные в корне (работа  с диалогом).

1

Стр.91, упр.132

75

Непроверяемые написания в корне.

1

Стр.93, упр.135

76

Единообразное написание корня в группе

однокоренных слов.

1

Стр.95, упр.138 ( стр.94 – правило)

77

Состав слова. Закрепление знаний.

1

Стр.96, упр.141. Словарное

слово: библиотека

78

Контрольные вопросы и задания.

1

Стр.98, задания 7,8,9.

79

Контрольный диктант по      теме «Состав слова» «Осень»

1

Повторить правила

80

Работа над ошибками

1

Подобрать слова к схемам

81

Части речи. Текст

1

Стр.99, подготовить

информацию по статье.

82

Названия предметов, действий, признаков.

1

Стр. 101, упр.141

83

Понятие о частях речи. Существительное.

1

Стр.102, упр.146 (стр.102 –правило)

84

Деловое письмо. Поздравление.

1

Написать поздравление.

85

Имя существительное.

1

Стр.103, упр.147

86

Глагол.

1

Стр.104, упр.148 ( стр.104 – правило)

87

Глагол.

1

Стр.105, упр.150

88

Прилагательное.

1

Стр.106, упр.152

89

Р.Р. Работа с текстом (письменный пересказ) упр.153

1

Стр.107, упр 153 (доработать)

90

Различение частей речи по вопросам и значению.

1

Стр.108, упр.154

91

Различение частей речи по вопросам и значению.

1

Стр.110, упр. 156

92

Употребление разных частей речи в предложении и тексте.

1

Стр.111, упр. 159

93

Контрольные вопросы и задания.

1

Стр.113, задание 5,6,7.

94

Контрольный диктант по теме «Части речи».«Зимой в лесу»

1

Повторить правила

95

Работа над ошибками.

1

Написать 5 предложений и указать сверху части речи.

96

Имя существительное как  часть речи.

1

Стр.114 ,пересказать статью, привести примеры существительных (7 сущ.)

97

Значение существительных в речи.

1

Стр.115, упр.161 (стр.115 –

правило)

98

Значение существительных в речи.

1

Стр.116, упр.162 (стр.115 –

правило)

99

Одушевленные и неодушевленные существительные.

1

Стр.117, упр.164 (стр.117 – правило)

100

Одушевленные и    неодушевленные существительные.

1

Стр.118, упр.165 (стр.117 – правило)

101

Собственные и нарицательные  существительные.

1

Стр.119, упр.166 ( стр.120 – правило)

102

Собственные и   нарицательные

существительные.

1

Стр.121, упр.168 ( стр.120 – правило). Словарное слово:

столица.

103

Правописание  имен        собственных.

1

Стр.123, упр.171 ( стр.120 –

правило). Словарное слово: космос.

104

Текст. Тема и основная

мысль текста.

1

Стр.124, упр.174 ( стр.124 –

правило)

105

Изменение существительных по числам. Понятие о  единственном и множественном числе.

1

Стр.126, упр.177 ( стр.126- правило)

106

Употребление существительных в единственном и множественном числе.

1

Стр.128, упр.180 . Словарное слово: ботинки

107

Изменение существительных по

числам.

1

Стр.130, упр.183

108

Деловое письмо. Записка.

1

Написать записку другу.

109

Род существительных. Знакомство с понятием рода.

1

Стр.132, упр.185 ( стр.132 –  правило)

110

Род существительных. Знакомство с понятием  рода.

1

Стр.132, упр.186 ( стр.132 – правило)

111

Существительные мужского рода.

1

Стр.135, упр.189. Словарное

слово: герой.

112

Существительные женского рода.

1

Стр.136, упр.192.

113

Существительные среднего рода.

1

Стр.138, упр.195.

114

Различение существительных по родам.

1

Стр.139, упр.197

115

Различение существительных по родам ( работа с диалогом)

1

Стр.140, упр. 198

116

Существительное. Закрепление знаний.

1

Стр.142, упр.200.

117

Существительное.Закрепление знаний.

1

Стр.143, упр.201.

Словарные слова: адрес, конверт.

118

Контрольные вопросы и задания.

1

Стр.145, задание 7

119

Контрольный диктант. По теме « Имя существительное». «Зима».

1

Повторить правило

120

Работа над ошибками.

1

Написать 5 предложений (разобрать 3 существительных)

121

Имя прилагательное.

1

Стр.146, статья (пересказ). Написать 7 прилагательных.

122

Значение прилагательных в речи.

1

Стр.148, упр.204 ( стр.147 – правило)

123

Различение признаков, обозначаемых прилагательными.

1

Стр.149, упр.207

124

Изменение прилагательных по родам.

1

Стр.150, упр.208 ( стр.150 – правило)

125

Зависимость рода прилагательных от рода

существительных.

1

Стр.151, упр.210 ( 2 часть)

126

Окончания прилагательных мужского рода.

1

Стр.153, упр.213 (стр.152 – правило). Словарные слова: телефон, телевизор.

127

Окончания прилагательных женского

рода.

1

Стр.156, упр.216 ( стр.155 – правило).

128

Окончания прилагательных среднего рода.

1

Стр.157, упр.219 ( стр.157 – правило).

129

Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода.

1

Стр.159, упр.222 ( стр.157 – правило).

130

Изменение прилагательных по родам.

1

Стр.161, упр.225

131

Прилагательное. Закрепление знаний.

1

Стр.162, упр.227

132

Р.р. Работа с текстом (письменный пересказ)

упр.228.

1

(доработать)Стр.163, упр.228

133

Контрольные вопросы и задания.

1

Стр.164, задания 6,7

134

Контрольные вопросы и задания.

1

Стр.164, задание 10

135

Контрольный диктант по теме «Прилагательное» «Зимой в лесу»

1

Повторить правила

136

Работа над ошибками.

1

Разобрать 3 прилагательных

по схеме (стр.165)

137

Глагол.

1

Стр.166 ( пересказ статьи) . Привести примеры глаголов– 7.

138

Значение глаголов в речи.

1

Стр.168, упр.231 9стр.167 –

правило)

139

Различение действий, обозначаемых глаголами.

1

Стр.169, упр.234

140

Изменение глаголов по временам. Настоящее время глагола.

1

Стр.171, упр. 237 (стр.170-   правило)

141

Прошедшее время глагола.

1

Стр.173, упр.240 ( стр.172 – правило)

142

Будущее время глагола.

1

Стр.174, упр.243 ( стр.174 – правило)

143

Различение глаголов по временам.

1

Стр.176 , упр.246 ( стр.175 – правило)

144

Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения  основной мысли.

1

Стр.178, упр.249 ( стр.177 – правило)

145

Глагол. Закрепление знаний.

1

Стр.180, упр.252

146

Контрольные вопросы и задания.

1

Стр.182, задания 8,9

147

Контрольные вопросы и задания.

1

Стр.183, задание 14

148

Контрольный диктант по теме «Глагол»      « Синица»

1

Повторить правила

149

Работа над ошибками. Деловое письмо. Письмо.

1

Написать письмо другу. Разобрать 5 глаголов по схеме ( стр.183)

150

Предложение. Текст.

1

Стр.184 (пересказать статью). Выписать из худ. литературы 3 предложения и разобрать их по членам предложения.

151

Главные и второстепенные члены предложения. Главные члены  предложения.

1

Стр.186, упр.255( стр.186- 186 – правила)

152

Второстепенные члены предложения.

1

Стр.188, упр.258 ( стр.187 – правило)

153

Постановка вопросов от главных членов предложения к второстепенным членам.

1

Стр.190, упр.261( стр.189 – правило)

154

Нераспространенные и распространенные предложения. Различение  е распространенных и распространенных предложений.

1

Стр.191, упр.264 9 стр.191- правило)

155

Распространение

предложений.

1

Стр.193, упр.267. Словарное

слово – победа.

156

Однородные члены предложения. Знакомство с однородными членами предложения.

1

Стр.195, упр.270 ( стр.194- правило)

157

Дополнение предложения однородными членами.

1

Стр.196, упр.273 .

словарное слово – однажды.

158

Предложение. Закрепление знаний.

1

Стр.198, упр.276

159

Контрольные вопросы и задания.

1

Стр.201, задания 14,15

160

Контрольный диктант по теме «Предложение. Текст» «Как белочка  зимует»

1

Повторить правила

161

Работа над ошибками

1

Разобрать 5 предложений по членам предложения (из        учебника литературы )

162

Повторение. Состав слова.

1

Стр.203, упр.279

163

Повторение. Состав слова.

1

Стр.204, упр.282

164

Существительное.

1

Стр.206. упр.286

165

Существительное.

1

Стр.208. упр.290

166

Прилагательное

1

Стр.210, упр.293

167

Прилагательное

1

Стр.212, упр.297

168

Глагол.

1

Стр.216, упр.303

169

Предложение.

1

Стр.218. упр.308

170

Текст.

1

Учебно –методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса.

1.        Учебники:

Н.Г.Галунчикова,Э.В. Якубовская. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные - М., «Просвещение», 2019.

2.        Литература для учителя:

Е.Я.Кудрявцева. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида. 5 – 7 кл. – М., ВЛАДОС, 2003.

Н.М.Барская, Л.А.Нисневич. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы. - М., «Просвещение», 1992.

О.В.Перекатьева, С.Н. Подгорная. Сборник разноуровневых проверочных работ по русскому языку. - Ростов –на –Дону, «Феникс», 2002.

А.К.Аксёнова, Н.Г.Галунчикова. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5 -9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М., «Просвещение», 2002

 Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. Бородулина С.Ю. Корекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников/ Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

Брунов Б.П. Обучение детей с проблемами в интеллектуальном развитии: Учебное пособие. - Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2005.

Ембулаева Т.Е. Обучение чтению на основе знаний о тексте //Русский язык в школе.1994. Зикеев А.Г.Особенности словесной речи учащихся с отклонениями в развитии при их переходе на вторую ступень обучения //Обучение и воспитание в специальной школе.2004. №5.

Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. -М.,1976.

Иполитова Н.А. Обучение школьников разным видам чтения. Изучающее чтение. // Русский язык в школе.1999. №1

Лурия А.Р.Речь и развитие психических процессов у ребенка. -М.,1956. Ожегов С.И.Словарь русского языка. -М., 2003.

Подласый И.П. Педагогика. Новый курс в 2 кн.: Учеб. для студ. высш. учеб. завед. Кн1.Общие основы. Процесс обучения. -М.: Владос,2004.

Пузанов Б.Г. Дефектология. Словарь-справочник: Т.Ц.Сфера, 2005. Пузанов Б.Г.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития:

3.        Демонстрационные таблицы: «Гласные буквы», «Согласные звуки», «Члены предложения», «Второстепенные члены предложения», «Главные члены предложения»,

«Падежи», «Состав слова», «Части речи», «имя существительное».

4.        Раздаточный материал: опорные таблицы, карточки, словари, предметные картинки, схемы, иллюстративный материал.

5.        Технические средства обучения: ПК.Мультимедиа Принтер

Приложение

Контрольные работы по изученным темам 5 класс

        Тематические контрольные работы с грамматическим заданием Раздел «Повторение»

Контрольная работа по теме «Предложение». Осень.

Как красива русская осень! Но почему называют осень печальной? Кругом яркие краски. Лес краше, чем летом. Вот красные клёны. Там пёстрые берёзы. А дуб остался зелёным. Ветер гонит сухие листья. Они тихо шуршат под ногами. Ярко блестит осеннее солнышко. Оно всё слабее греет землю. (45слов)

Задания:

 

Вариант №1

Подчеркни в тексте вопросительное предложение. Разберите по членам предложение: Ветер гонит…… Вариант №2

1.        Подчеркни в тексте восклицательное предложение.

2.        Разбери по членам предложение: Ярко блестит…..

Раздел «Звуки и буквы»

Контрольная работа по теме «Звуки и буквы»

Волга.

С чего начинается река? С маленького родничка. Вода быстрым ручейком бежит по земле. Так родилась русская река Волга. Через всю страну несёт она свои воды. Низкие берега покрыты большим цветочным ковром. Красота Волги близка и дорога русскому народу.

Люди прославили её в своих картинах, рассказах и песнях. (48 слов) Задания.

1.Проверь сомнительные согласные в словах низкие и близка, запиши проверочные слова. 2.Подчеркни слово, которое нужно писать с заглавной буквы.

3.Выполни фонетический разбор слова: родилась.

Раздел «Состав слова»

Контрольная работа по теме «Состав слова» Осень

По календарю ноябрь – последний месяц осени. С каждым днем все крепче утренние морозы. Под ногами уже хрустит тонкий ледок.

Речка у берегов замерзла. На озерах появились широкие полосы льда. И пруд затянуло льдом. Небо часто покрыто серыми тучами. Солнце редко светит и совсем не греет землю. (47 слов).

Задание:

Разобрать слова по составу:

Вариант №1: ЛЕДОК - , ПЕРЕХОД - . Вариант №2: МОРОЗЫ - , ПОЛЕТ - .

К слову МОРОЗ, подобрать родственные слова.

Контрольная работа по теме «Приставки и предлог» Синица

Синица влетела в сад. На дереве она нашла большого жука. Синица схватила его с ветки. Вдруг с крыши спрыгнул кот. Синица увидала у дорожки кота. Кот залез под куст и следил за синицей. В сад вбежала собака. Она набросилась на кота. Синица слетела с дерева. (45слов.)

Задание:

1.        Выписать из текста 5 слов с приставками и 5 слов с предлогами.

2.        Данное предложение разобрать по членам предложения: Синица увидала у дорожки кота.

Тема: «Части речи» Раздел «Части речи»

Контрольная работа по теме «Части речи». Зимой в лесу

 

На дворе мороз. Сильный ветер крутит хлопья снега. В лесу затихли голоса птиц. Только пестрый дятел стучит по коре своим крепким клювом.Холодно и голодно зверям зимой. Медведь залез в берлогу. Лиса скрылась в нору. Бедный заяц дрожит под кустом. Голодные волки рыщут по лесу.

(49 слов) Задание:

1.        Разобрать предложение по членам предложения. Указать в нем части речи: 1-й вариант: Бедный заяц дрожит под кустом.

2-й вариант: Голодные волки рыщут по лесу.

2.        Выписать из текста по 5 имен существительных и по 5 глаголов. 3.Разобрать по составу слова: ГОЛОДНЫЕ, КРЕПКИМ.

Раздел «Имя существительное»

Контрольная работа по теме «Изменение имен существительных по числам».

Зима

Наступила зима. Подул с севера сильный ветер. Глубокий снег покрыл землю пушистым ковром. Толстый лед лежит на реках и озерах. Замело все дороги. Часто бывают морозы и метели. Деревья стоят без листьев. Только сосны и ели зеленеют. Порывистый ветер качает деревья. Трещат сучья деревьев.

Холодно зимой! (49 слов) Задание:

Выписать из текста по 3 существительных единственного и множественного числа. Выписать из текста все имена существительные.

К словам «СНЕГ - , ЗИМА - , ДЕРЕВЬЯ - , ЛЕД - » подобрать проверочные слова.

Контрольная работа по теме «Изменение имен существительных по падежам». Весной

Наступила ранняя весна. Пригрело теплое солнце. Всюду начал таять снег. Опустели зимние квартиры жителей леса. У зверей и птиц появились заботы.Птицы из сухой травы и соломки спешат устроить себе гнезда.

Из земли показалась травка. На полянке стоит молодая березка. Весной на березке появилась листва.

Хорошо в природе весной! (50слов)

Задание:

Просклонять имена существительные: СОЛНЦЕ, ПОЛЯНКА, ТРАВКА.

Определить падеж существительных: ИЗ ТРАВЫ, ИЗ ЗЕМЛИ. НА ПОЛЯНКЕ. ВЕСНОЙ, В ПРИРОДЕ.

Контрольная работа по теме «Правописание падежных окончаний существительных 1 склонения»

Берёзка

На полянке стоит берёзка. У берёзки белая кора. Весной на берёзке появилась листва. На одной ветке листву объела гусеница. Кукушка поймала гусеницу и съела. Больше никто не вредил берёзке. В листве берёзки весело поет малиновка. Тут бывает и сойка. Под берёзкой хорошо устроилась ящерица. Тут её и мы нашли. (47слов)

Задание:

Выписать имена существительные 1-го склонения, указать падеж, выделить окончание. Просклонять имена существительные: ВИЛКА, КУКУШКА.

1-е предложение разобрать по членам предложения и указать части речи.

 

Контрольная работа по теме «Правописание падежных окончаний существительных 2 склонения»

Ландыш майский

Белые цветы ландыша заметны среди зелени. В конце мая в лесу стоит запах ландыша. На этот запах летит пчела, бабочка. Осенью на стебле ландыша есть ягоды. Из цветка ландыша делают лекарство. Этим лекарством лечат сердце. Хорош ландыш в букете.

Букет украсит комнату. Приятно его подарить подруге. (46 слов)

Задание:

Определить склонение и падеж существительных: В ЛЕСУ, НА СТЕБЛЕ, В БУКЕТЕ, У ЛАНДЫША.

1-е предложение разобрать по членам предложения. Просклонять существительное: ЛАНДЫШ.

Контрольная работа по теме «Правописание падежных окончаний существительных 3 склонения»

В степи

Весной мы часто уходили в степь. Хорошо весной в степи. Вся степь покрывается пёстрым ковром. Над степью гордо реет орёл. Он зорко смотрит вниз. Орёл наблюдает за жизнью в степи. Вот мышь. Она с осторожностью подбирается к молодому побегу. Один миг — и мышь в когтях у орла. И снова в степи тишина. (52 слова)

Задание:

Определить падеж существительного СТЕПЬ, обозначить окончания.

3-е предложение разобрать по членам предложения и указать части речи. Просклонять существительные: МЫШЬ, МЫШКА.

Контрольная работа по теме «Склонение существительных». Светлячки

Вечером у лесной тропинки мы увидели светлячков. Мы поймали одного. Он ползал по ладони и освещал на коже все морщинки и бугорки. Мы собрали в коробку несколько светлячков и посадили их на листья сирени. Всю ночь на сирени под нашими окнами горели зелёные огоньки. В тёплые летние дни вдоль тропинки много появляется

светлячков. (54 слова)

Задание:

Определить склонение и падеж существительных: У ТРОСТНИКА, ПО ЛАДОНИ, НА КОЖЕ, В КОРОБКУ, НА СИРЕНИ.

Подобрать однокоренные слова к слову: ЛЕСНОЙ. Просклонять существительные: КОЖА, БУГОРКИ.

Входящий контрольный диктант

 

Проверяемые орфограммы:

-        ь – показатель мягкости согласных;

-        безударные гласные в корне слова;

-        слова с непроверяемыми написаниями.

Сады

В одной деревне были большие сады. В садах росли фруктовые деревья. На них птицы каждый год вили свои гнёзда. Они выводили там птенцов. Дети стали их ловить. Бедные птицы покинули сады. Пришла осень. В садах больше нет фруктов. Дети поняли, что птицы спасали сады. (46 слов)

Грамматическое задание.

1.        Разобрать предложение (Бедные птицы покинули сады) по членам предложения.

2.        Подобрать проверочные слова к словам с безударными гласными: с_ды –          

д_ревья –          

Контрольный диктант за I четверть

Проверяемые орфограммы:

-        ь – показатель мягкости согласных;

-        безударные гласные в корне слова;

-        звонкие и глухие согласные;

-        приставка и предлог;

-        Ъ после приставок;

-        слова с непроверяемыми написаниями.

Осень

Осень пришла, холод и дождь принесла. Лужи покрыты тонким льдом. Пора жителям леса запас на зиму делать. Водяная крыса картошку с огорода тащит. Медведь сало под своей шкурой копит. Белка грибы по сучкам развесила. Хомяк с поля носит горох. Сам рядом спит, припас сторожит. Всё зимой съест. (48 слов)

Грамматическое задание.

1.        Найти предложение (Хомяк с поля носит горох.). Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.

2.        Подобрать проверочные слова к словам с безударными гласными:

-        в_дяная –         

-        гр_бы –          

3.        Подобрать проверочные слова к словам со звонкими и глухими согласными:

-        медве_ь -          

-        дож_ь -          

4.        Разобрать по составу слова: лужи водяная

Контрольный диктант за II четверть Проверяемые орфограммы:

-        ь – показатель мягкости согласных;

-        безударные гласные в корне слова;

-        звонкие и глухие согласные;

-        приставка и предлог;

 

-        правописание жи – ши;

-        слова с непроверяемыми написаниями;

-        имя существительное (собственные/нарицательные, одушевлённые/неодушевлённые, род, число, падеж);

-        предложение (главные и второстепенные члены).

Что за зверь?

Ночью был мороз. Утром выпал мягкий пушистый снег. Деревья, крыши, ступеньки крыльца стали белые. Девочка Катя хотела по снежку погулять. Она вышла на крыльцо. На снегу были маленькие ямки. Какой это зверь ходил по снегу? У зверька была тёплая шубка и длинные уши. Он любит морковку. Это был заяц.

(49 слов)

Грамматическое задание.

1.        Найти предложение (Утром выпал мягкий пушистый снег.). Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.

2.        Разобрать имена существительные по схеме: деревья, девочка, крыльцо.

3.        Определить падеж существительных: на снегу, у зверька, морковку.

4.        Разобрать по составу слова: зверька, морковку. Контрольный диктант за III четверть Проверяемые орфограммы:

-        ь – показатель мягкости согласных;

-        безударные гласные в корне слова;

-        звонкие и глухие согласные;

-        приставка и предлог;

-        правописание жи – ши;

-        слова с непроверяемыми написаниями;

-        имя существительное (1-е, 2-е, 3-е скл., безударные окончания существительных 1-го скл.);

-        предложение (главные и второстепенные члены предложения).

Как белочка зимует

Закрутила метель. Белка поспешила к гнезду. Гнездо у зверька тёплое. Забралась белка в гнездо, прикрылась пушистым хвостом. Холодный ветер и мороз не страшны зверьку.

Утихла непогода. Вылезла белка из гнезда. Она ловко поскакала с ветки на ветку. Вот белка взяла в лапки еловую шишку. Она стала её грызть.

(48 слов)

Грамматическое задание.

1.        Найти предложение (Белка поспешила к гнезду.). Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.

2.        Определить склонение имён существительных: метель, гнездо, непогода, дерево.

3.        Выделить окончания и определить падеж существительных: шишку, с ветки, на ветку.

4.        Сделать морфологический разбор слова - хвостом.

Контрольный диктант за учебный год

 

Проверяемые орфограммы:

-        ь – показатель мягкости согласных;

-        разделительный ь;

-        безударные гласные в корне слова;

-        звонкие и глухие согласные;

-        приставка и предлог;

-        имя существительное (безударные окончания существительных);

-        предложение (главные и второстепенные члены предложения, однородные члены предложения).

У бабушки

Летом Костя с Галей ездили в гости в деревню. К деревне они ехали по железной дороге. Утром дядя на машине отвёз их к бабушке. Домик бабушки стоял под высокой елью. По реке плавали гуси, утки. По берегу гуляла наседка с цыплятами. Костя и Галя стали помогать бабушке ухаживать за птицей.

(50 слов) Грамматическое задание.

1.        Найти предложение (Около домика бабушки росла высокая ель.). Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.

2.        Найти и подчеркнуть однородные члены предложения, соответствующие схеме: о, о.

3.        Разобрать имена существительные по схеме: в деревню, по берегу, под елью.

4.        Произвести морфологический разбор слов: бабушке, машине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по информатике 7-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, разв...

Рабочая адаптированная общеобразовательная программа по учебному предмету «Русский язык» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), 5-9 классы.

Рабочая адаптированная общеобразовательная программа по учебному предмету «Русский язык» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), 5-9 классы....

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с умственной отсталостью (и/н), вариант 1. Классы: 5-8.

Адаптированная рабочая  программа по русскому языку составлена на основе ФГОС....

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с умственной отсталостью (и/н). Класс: 9.

Адаптированная рабочая программа составлена  для обучающихся 9 класса с легкой умственной отсталостью....

Адаптированная основная рабочая программа по коррекционной работе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (5 – 9 классов)

Рабочая программа составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО, утвержден...

Адаптированная основная рабочая программа по коррекционной работе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1-4 классов)

Цель программы заключается в развитии и коррекции высших психических функций учащихся с ограниченными возможностями здоровья, как основы для формирования учебных навыков. Создание условий для преодоле...