Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с умственной отсталостью (и/н). Класс: 9.
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Адаптированная рабочая программа составлена  для обучающихся 9 класса с легкой умственной отсталостью. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus._yaz._9_klass.docx74.54 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптированная рабочая программа по предмету русский язык

для обучающихся 9 класса с легкой умственной отсталостью

(ступень образования / класс)

на 2023-2024 уч. год.

(срок реализации программы)

Программу составила: Сафонова Н.Д.

(Ф.И.О. учителя)

Иркутск 2023 г.

Пояснительная записка

Данная Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по русскому языку для обучающихся коррекционной школы (5-9 класс) составлена на основе учебной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся с умственной отсталостью (и/н) под редакцией В.В. Воронковой, «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений, 5-9 классы», сборник 1 «Владос», Москва, 2013 г. и допущена Министерством образования и науки Российской Федерации и ориентирована на учебник:

-Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской «Русский язык» 9 класс: учебник для общеобразовательных образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. – 5-е изд. - Москва: Просвещение, 2018 и нормативные документы:

1 Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ т 29 декабря 2012г.

2.Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант1) от 25.08. 2023г., № 185

3. Учебного плана ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа № 12 г. Иркутска» на 2023-2024учебный год, приказ № 186 от 25.08.2023г.

Учебная программа по русскому языку и развитию речи для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных школ с легкой умственной отсталостью (и/н) определяет содержание предмета «Русский язык», последовательность его прохождения по годам обучения.

Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе специальных (коррекционных) образовательных школ с умственной отсталостью (и/н). Она направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Содержание обучения по предмету имеет практическую направленность. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего речевого развития и нравственного воспитания детей, обучающихся по программе специальных (коррекционных) образовательных школ с умственной отсталостью (и/н) в процессе овладения учебным предметом. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных обучающихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

Обучение учащихся, обучающихся по программе специальных (коррекционных) образовательных школ с умственной отсталостью (и/н), носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.

Изучение русского языка в 9 классе имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

― расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;

― ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;

― использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;

― совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;

― развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;

― развитие положительных качеств и свойств личности.

Основные направления коррекционной работы:

 Корригировать артикуляционный аппарат.

 Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.

 Корригировать познавательную и речевую деятельность учащихся.

 Развивать речь, владение техникой речи;

 Корригировать слуховое и зрительное восприятие.

 Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.

 Развивать познавательные процессы.

 Корригировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.

Учащиеся должны:

- получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;

-научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

-быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с психическим недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается

- устная и письменная речь,

-формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки,

-воспитывается интерес к родному языку.

Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций обучающихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

Формы организации учебного процесса. В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения, как: словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником), наглядный (наблюдение, демонстрация), практический.

Программа предусматривает форму контроля знаний: контрольный диктант. Программа предполагает систематическое письмо, различные виды работ по развитию устной и письменной речи: изложение и сочинение.

Обучение построено на принципах:

-принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения;

- принцип систематичности и последовательности в обучении;

-принцип наглядности в обучении;

- принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.

Типы урока:

•урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

•Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) Имеет целью выработку умений по применению знаний.

•Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок) Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

•Урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

•Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно – обобщающий урок, урок развития речи.

Виды деятельности обучающихся основаны на переработке устного и письменного текста:

-составление плана текста;

-пересказ текста по плану;

-пересказ текста по предполагаемым вопросам;

-продолжение текста;

-выразительное чтение;

-чтение наизусть;

-чтение по ролям;

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана образования для обучающихся с легкой умственной отсталостью (1 вариант).

Количество часов в год в 9 классе – 170/161 (5 уроков в неделю).

Оценка письменных работ по русскому языку

Диктант.
«5» – ставится. если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии
«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
Ошибкой в диктанте следует считать:
• нарушение правил орфографии при написании слов;
• пропуск и искажение букв в словах;
• замену слов;
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
• неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку не считаются:
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
• единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
- повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Не грубыми ошибками считаются следующие:
- повторение одной и той же буквы в слове;
- недописанное слово;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
- дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматическое задание.
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;
Списывание текста.
«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы;
«4» – ставится, если в работе 1 ошибка и 1 исправление
«3» – ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки и 1 исправление
2 ошибки и 1 исправление (2 и 3 кл.);
«2» – ставится, если в работе допущены 3 ошибки
Контрольный диктант.
1. Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту).
2. Не грубые ошибки: исключения из правил; повторение одной и той же буквы (букварь);
перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова;.
3. Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
4 При трёх поправках оценка снижается на 1 балл.
Оценки за контрольный диктант.
«5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;
«4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.;
«3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках;
«2» - более 5 – 8 орфограф. ошибок;
Оценки за грамматические задания.
«5» – всё верно;
«4» – не менее 3/4 верно;
«3» – не менее 1/2 верно;
«2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий;
Словарный диктант 10 – 12 слов;
«5» – нет ошибок;

«4» – 1 – 2 ошибки

«3» – 3 – 4 ошибки
«2» – 5 – 7 ошибок
Контрольное списывание.
«5» – нет ошибок;
«4» –1 ошибка или 1 исправление
«3» –2 ошибки и 1 исправление
«2» – 3 ошибки

9 класс

Содержание учебного материала

Повторение

Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Обращение. Сложные предложения с союзами и, а, но, со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.

Звуки и буквы

Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Гласные ударные и безударные. Обозначение мягкости согласных буквой ь. Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Буквы е, ё, ю, я в начале слова. Разделительные ъ и ь знаки. Количество звуков и букв в слове.

Слово

Состав слова. Разбор слова по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов.

Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения.

Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения: без-(бес-), воз-(вос-), из-(ис-), рас-(раз-).

Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.

Имя существительное. Роль существительного в речи. Основные грамматические категории имени существительного. Правописание падежных окончаний имен существительных. Несклоняемые имена существительные.

Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений.

Глагол. Роль глагола в речи. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголов на –ться и –тся.

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа.

Частица не с глаголами.

Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные порядковые и количественные.

Правописание числительных от5 до 20; 30; от 50 до 80 от 500 до 900; 200,300, 400, 90 ,100.

Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия.

Правописание наречий с оиа на конце.

Части речи. Существительное, глагол, прилагательное, наречие , предлог. Употребление в речи.

Предложение

Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения распространенные и нераспространенные, с однородными членами, обращение.

Сложное предложение. Предложения с союзами и, а и без союзов, предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.

Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в предложениях.

Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи.

Связная речь.

Изложение.

Сочинения творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений, практической деятельности, прочитанных книг.

Деловое письмо: стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу на конкретное предприятие; автобиография, доверенность, расписка.Повторение пройденного за год.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

писать небольшие по объему изложение и сочинения творческого характера;

оформлять все виды деловых бумаг;

пользоваться словарем.

Учащиеся должны знать:

части речи, использование их в речи;

наиболее распространенные правила правописания слов.

Учебно - тематический план. 9 кл.

№п/п

Название раздела

Кол-во часов

Контрольные работы

Развитие речи

1

Повторение.

19

2

2

Звуки и буквы.

Предложение

3

Состав слова

19

2

2

4

Имя существительное

22

2

2

5

Имя прилагательное

20

2

2

6

Личные местоимения

14

1

7

Глагол

24

1

2

8

Наречие

11

1

9

Имя числительное

13

10

Части речи

4

11

Предложение

9

2

12

Повторение

6

1

Итого

161

12

12

Календарно - тематическое планирование. 9 класс (161 часа)

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Характеристика основных видов деятельности

Развитие связной письменной речи

Словарная работа

Индивидуальная работа

Повторение (19 часов)

Предложение – 10 ч.

1

Простое предложение.

1 ч

4.9

Актуализировать знания учащихся о простом предложении, главных членах предложения, простом предложении с однородными членами

Восстановление текста по опорным словам, распространение предложений однородными членами.

Былина

III группа – списывание готового текста

2

Простое предложение с однородными членами

1

5.9

Актуализировать знания учащихся о простом предложении с однородными членами

Наблюдать за предложениями, объяснять наличие однородных членов предложении, доказывать

III группа – списывание готового текста

3

Знаки препинания при однородных членах с союзами и без них.

1

6.9

Актуализировать знания учащихся о пунктуации при однородных членах

Выделение запятыми однородные члены предложения

III группа – списывание готового текста

4

Распространение простых предложений однородными членами.

1

7.9

Закреплять знания об однородных членах предложения и пунктуации при них

Выбор однородных членов по смыслу, тренировка в постановке запятых при однородных членах.

III группа – списывание готового текста

5

Обращение. Знаки препинания при обращении

1 ч

8.9

Актуализировать знания учащихся об обращении знаках препинания при нем.

Подбор обращений

обязанность

обычай

III группа – индивидуальные карточки

6

Сложное предложение без союзов и с союзами и, а, но.

1 ч

11.9

Актуализировать знания учащихся о сложном предложении без союзов и с союзами и, а, но.

Соединение частей сложного предложения подходящими по смыслу союзами

III группа – списывание готовых предложений

7

Сложное предложение со словами что, где, когда, который.

1 ч

12.9

Актуализировать знания учащихся о сложном предложении со словами что, где, когда, который.

Соединение частей сложного предложения подходящими по смыслу союзными словами

III группа – списывание готовых предложений

8

Составление сложных предложений.

1

13.9

Закреплять изученное о сложных предложениях

Составлять сложные предложения с разными средствами связи по сюжетным картинкам

III группа – списывание готовых предложений

9

Обобщающие упражнения.

1

14.9

Систематизировать изученное

Основная мысль текста

III группа – списывание готовых предложений

10

РР Краткое изложение

1

15.9

Развитие устной и письменной связной речи

Нахождение в тексте основной мысли, краткий пересказ по опорным словам.

III группа – списывание готового текста

Звуки и буквы (9 часов)

11

Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы.

1 ч

18.9

Актуализировать знания учащихся о гласных и согласных звуках и буквах.

Расположить слова по алфавиту

профессия

восстание

агрессия

агрессор

III группа –перфокарта

12

РР Краткое изложение

1

19.9

Актуализировать знания учащихся о тексте.

Пересказ текста по опорным словам.

III группа – списывание готового текста

13

Контрольный диктант по теме «Повторение». Вводный

1

20.9

Проверить качество знаний и умений учащихся по теме: «Предложение».

III группа – индивидуальные карточки

14

Работа над ошибками

1

21.9

Отработка навыка правописания в словах с ошибками

III группа – индивидуальные карточки

15

Парные согласные.

1

22.9

Актуализировать знания учащихся о правописании звонких и глухих согласных

Орфографическая работа с лексическими единицами. Составление словосочетан.

III группа –перфокарта

16

Ударные и безударные гласные.

1

25.9

Актуализировать знания учащихся об единообразном написании ударных и безударных гласных.

Закрепить практический навык проверки безударных гласных путем подбора однокоренных слов

благодарность

III группа –перфокарта

17

Правописание безударных гласных в корнях слов.

1

26.9

Закрепление знаний о правописании безударных гласных в корне

Тренировочные упражнения

III группа – индивидуальные карточки

18

РР Сочинение на основе наблюдения «Ранняя осень».

1

27.9

Актуализировать знания о тексте.

Составлять сложный план. Учиться сочинять текст на основе личных наблюдений

III группа – индивидуальные карточки

19

Деловое письмо. Объявление.

1

28.9

Актуализировать и дополнить знания об объявлении, его разновидностях.

Отрабатывать практический навык написания объявлений по общепринятой форме.

аэрофлот

жюри

III группа –списывание по образцу

Состав слова (19 часов)

20

Разбор слов по составу.

1 ч

29.9

Закрепить практический навык разбора слов по составу

Составление предложений из деформированных предложений

III группа –списывание готовых предложений

21

Корень и однокоренные слова

1

2.10

Актуализировать знания о корне и однокоренных словах

Подбор однокоренных слов разных частей речи, выделение корня, объяснение его значения

III группа –списывание готовых предложений

22

Единообразное написание ударных и безударных гласных в корнях слов.

1 ч

3.10

Актуализировать и дополнить знания учащихся об единообразном написании ударных и безударных гласных в корнях слов

Понаблюдать и сделать вывод о единообразном написании ударных и безударных гласных, привести примеры

парламент

гражданин

III группа –перфокарта

23-24

Единообразное написание звонких и глухих согласных в корнях слов.

2

4.10

5.10

Актуализировать и дополнить знания учащихся об единообразном написании звонких и глухих согласных в корнях слов

Понаблюдать и сделать вывод о единообразном написании ударных и безударных гласных, привести примеры

население

гарнизон

III группа –перфокарта

25

Непроизносимые согласные.

1

6.10

Актуализировать знания учащихся о правописании непроизносимых согласных в словах

Отработать способы проверки непроизносимых согласных

окрестность

III группа –перфокарта

26

Единообразное написание приставок на согласную об-, от-, под-, с- вне зависимости от произношения.

1

9.10

Актуализировать знания учащихся о единообразном написании приставок на согласную вне зависимости от произношения

Тренироваться в правописании единообразных приставок.

оборона

III группа – списывание готового текста

27-28

Правописание приставок, имеющих конечную согласную, в зависимости от произношения: без-(бес-), воз-(вос-), раз-(рас-), из –(ис-).

2

10.10

11.10

Познакомить учащихся с алгоритмом написания приставок, имеющих конечную согласную, в зависимости от произношения и закреплять правописание приставок на согласную.

Подбор по смыслу пропущенных слов с приставками

III группа – списывание готового текста

29

Контрольный диктант по теме «Правописание гласных и согласных в корнях и приставках»

1

12.10

Проверить качество знаний и умений учащихся по теме: «Имя существительное».

III группа – индивидуальные карточки

30

Работа над ошибками.

1

13.10

Отработка навыка в словах с ошибками на подобные правила

31

Сложные слова.

1

16.10

Актуализировать знания учащихся о способе образования сложных слов

Объяснять значения сложносокращенных слов по значению корней

автономия

авторитет

избиратель

III группа –перфокарт

32

Сложносокращенные слова.

1

17.10

Познакомить учащихся со способом образования сложносокращенных слов

Тренироваться в образовании сложносокращенных слов

воззвание

истязать

исцелять

III группа – индивидуальные карточки

33

Контрольный диктант за I четверть.

1

18.10

Проверить качество знаний и умений учащихся по темам Iчетверти.

III списывание готового текста

34

Работа над ошибками.

1

19.10

Отработка навыка в словах с ошибками

III списывание готового текста

35

Закрепление. Обобщающие упражнения

1

20.10

Обобщение и систематизация изученного по теме «Состав слова»

Характеристика героев

расправа

свидетельство

совершеннолетний

III группа – списывание готового текста

36

РР Подробное изложение повествовательного текста.

1

23.10

Актуализация и дополнение знаний о тексте, его основной мысли и плане.

Пересказать текст подробно, употребляя сложные слова.

III группа – индивидуальные карточки

37

Деловое письмо. Расписка.

1 ч

24.10

Актуализировать и дополнить знания о расписке

Формировать практический навык написания расписки по общепринятой форме

III группа –списывание по образцу

38

РР Сочинение на основе личных наблюдений «Берегите лес».

1 ч

25.10

Учить писать сочинение на основе личных наблюдений

Сочинение

III группа – индивидуальные карточки

Имя существительное (22 ч.)

39

Имя существительное как часть речи

1

26.10

Актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи, обозначающей предмет

Рисование словесной картины

III группа – индивидуальные карточки

40

Роль имени существительного в речи.

1

27.10

Актуализировать знания учащихся о роли имени существительного в речи

Рисование словесных картин с помощью существительных

агитация

агрегат

III группа – индивидуальные карточки

41

Грамматические признаки имени существительного.

1

7.11

Актуализировать знания учащихся о грамматических признаках имени существительного

комиссия

комиссар

III группа – индивидуальные карточки

42-43

Собственные и нарицательные имена существительные.

2

8.11

9.11

Актуализировать знания учащихся о правописании собственных и нарицательных имен существительных

Ответить на вопросы по тексту.

Работа с диалогом.

III группа – списывание готовых ответов

44

Род и число имен существительных.

1

10.11

Актуализировать знания учащихся об изменении имен существительных по родам и числам

митинг

ежемесячный

III группа – индивидуальные карточки

45

РР Сочинение «Как я помогаю родителям в домашних делах».

1

13.11

Учить писать сочинение на основе личных наблюдений и практической деятельности

Сочинение

III группа – списывание готового текста

46

Склонение имен существительных.

1

14.11

Актуализировать знания учащихся о трех склонениях имен существительных

бухгалтер

бухгалтерия

III группа – индивидуальные карточки

47

Контрольный диктант по теме «Склонение существительных»

1

15.11

Проверить качество знаний и умений учащихся по теме: «Склонение существительных» .

III группа – индивидуальные карточки

48

Работа над ошибками.

1

16.11

Отработка навыка правописания в словах с ошибками на подобные правила

49

Правописание существительных женского и мужского рода с шипящей на конце слова.

1 ч

17.11

Закрепить практические умения учащихся в правописании существительных женского и мужского рода с шипящей на конце слова

III группа – индивидуальные карточки

50-51

Правописание падежных окончаний существительных единственного числа.

2 ч

20.11

21.11

Актуализировать знания учащихся о правописании падежных окончаний существительных единственного числа. Закреплять практический навык проверки падежных окончаний путем подбора существительного того же склонения и падежа.

Распространение предложений однородными членами

III группа – индивидуальные карточки

52

Правописание падежных окончаний существительных множественного числа.

1

22.11

Актуализировать знания учащихся о правописании падежных окончаний существительных множественного числа.

III группа – перфокарта

53

Правописание существительных с шипящей на конце.

1 ч

23.11

Актуализировать знания учащихся о правописании существительных с шипящей на конце

III группа – перфокарта

54

РР Изложение, близкое к тексту по плану и опорным словам.

1

24.11

Развитие связной устной и письменной речи

Пересказ текста устно и письменно, близко к тексту

III группа –списывание по образцу

55

Несклоняемые имена существительные.

1 ч

27.11

Актуализировать знания учащихся о несклоняемых именах существительных

адвокат

отчизна

демократия

иждивенец

III группа – индивидуальные карточки

56

Деловое письмо. Заметка.

1 ч

28.11

Актуализировать знания учащихся о написании заметки в стенгазету

Составление заметки в стенгазету по шаблону

III группа – списывание готовой заметки

57-58

Обобщающие упражнения по теме «Имя Существительное».

2

29.11

30.11

Закреплять знания и умения по теме «Имя существительное»

диалог

III группа – индивидуальные карточки

59

Контрольный диктант по теме: «Имя существительное».

1

1.12

Проверить качество знаний и умений учащихся по теме: «Имя существительное».

III группа – индивидуальные карточки

60

Работа над ошибками.

1

4.12

Отработка навыка в словах с ошибками на подобные правила

III группа – индивидуальные карточки

Имя прилагательное (20 часов)

61

Имя прилагательное как часть речи

1

5.12

Актуализировать знания учащихся о прилагательном как части речи

Описание предмета прилагательных при помощи

III группа – списывание готовых предложений

62

Роль прилагательного в речи.

1 ч

6.12

Актуализировать знания учащихся о роли прилагательных в речи

Словесное рисование картин на заданную тему с использованием имен прилагательных

администратор

III группа – списывание готовых предложений

63-64

Согласование имени прилагательного с именем существительным.

2 ч

7.12

8.12

Закреплять практический навык согласования имен прилагательного существительным в роде, числе и падеже

Распространение предложений прилагательными

III группа – списывание готовых предложений

65-66

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

2 ч

11.12

12.12

Актуализировать знания учащихся о правописании безударных падежных окончаний прилагательных

Деление текста на части

III группа – индивидуальные карточки

67-68

Проверка безударных окончаний прилагательных.

2 ч

13.12

14.12

Закрепить навык проверки безударных окончаний прилагательных ударным окончанием вопроса

планета

планетарий

III группа – индивидуальные карточки

69

Контрольный диктант по теме «Правописание окончаний прилагательных».

1

15.12

Контроль качества знаний и умений учащихся по теме «Имя прилагательное».

III группы – списывание готовых предложений.

70

Работа над ошибками.

1

18.12

Отработка правописания в словах с ошибками.

III группы – списывание готовых предложений.

71-73

Прилагательные на –ий, -ье,-ья, -ьи.

3 ч

19.12

20.12

21.12

Актуализировать знания учащихся о правописании прилагательных на –ий, -ье,-ья, -ьи

Дополнение текста описанием

III группа – списывание готового текста

74

Контрольный диктант за II четверть.

1 ч

22.12

Проверить качество знаний и умений учащихся по темам II четверти.

III группа – индивидуальные карточки

75

Работа над ошибками.

1

25.12

Отработка навыка в словах с ошибками на подобные правила

III группа – индивидуальные карточки

76

РР Изложение по плану «Основание Москвы».

1 ч

26.12

Учить изложению текста по вопросам и плану

Изложение

III группа – индивидуальные карточки

77

Упражнения на правописание окончаний прилагательных.

1

27.12

Закреплять знания о правописании окончаний прилагательных, закреплять умение правильно писать и проверять их.

Объяснение смысла пословиц

III группа – индивидуальные карточки

78

Деловое письмо. Объяснительная записка.

1 ч

28.12

Учиться оформлять объяснительную записку по общепринятой форме

III группа – списывание по образцу

79

РР Изложение по коллективно составленному плану и опорным словам.

1

29.12

Формировать умение составлять план к тексту

пересказ

III- IV группа- списывание готового тектса

80

Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное».

1 ч

9.1

Обобщить знания и умения учащихся по теме «Имя прилагательное»

III группа – индивидуальные карточки

Личные местоимения (14 часов)

81

Личные местоимения как часть речи.

1

10.1

Актуализировать знания о местоимении как части речи

Подбор местоимений к тексту.

III группа – списывание готовых предложений

82

Роль личных местоимений в речи.

1ч.

11.1

Актуализировать знания учащихся о роли личных местоимений в речи

Замена повторяющихся слов в предложениях местоимениями

III группа – списывание готовых предложений

83-84

Лицо и число личных местоимений.

2ч.

12.1

15.1

Актуализировать знания учащихся о лице и числе местоимений. Формировать практический навык употребления местоимений в речи

Редактирование текста с помощью местоимений и существительных

III группа – списывание готового текста

85-87

Склонение личных местоимений.

3 ч

16.1

17.1

18.1

Актуализировать знания учащихся о склонении личных местоимений

Восстановление последовательности событий в тексте и запись предложений в этой последовательности

III группа – списывание готового текста

88-89

Правописание личных местоимений с предлогами.

2ч.

19.1

22.1

Закреплять практический навык раздельного написания личных местоимений с предлогами

Письмо по памяти

III группа – списывание готового текста

90-91

Склонение и правописание местоимений 3 лица.

2 ч

23.1

24.1

Актуализировать знания учащихся о склонении и правописании местоимений 3 лица

Подбор местоимений в нужном падеже

III группа – списывание готового текста

92

Деловое письмо. Письмо родным.

1 ч

25.1

Закрепить навык написания письма родным по общепринятой форме с опорой на данные словосочетания

Написание письма.

III группа – списывание по образцу

93

Контрольный диктант по теме «Местоимение».

26.1

Проверить качество знаний и умений учащихся по теме «Местоимение».

III группа – индивидуальныекарточки

94

Работа над ошибками

1

29.1

Отработка навыка в словах с ошибками на подобные правила

III группа – индивидуальныекарточки

Глагол (24 ч.)

95

Роль глагола в речи.

1 ч

30.1

Актуализировать знания учащихся о роли глагола в речи.

III группа – индивидуальные карточки

96

Различение глаголов по значению.

1ч.

31.1

Познакомить с различием глаголов по значению

III группа – запись готовых предложений

97-98

Грамматические признаки глагола.

2 ч

1.2

2.2

Актуализировать знания учащихся о грамматических признаках глагола

Подбор глаголов прошедшего времени к существительным

вентиляция

архив

III группа – запись готовых предложений

99

РР Сочинение по картине В.Поленова «Московский дворик».

1 ч

5.2

Учить писать сочинение с опорой на репродукцию и словосочетания

Сочинение

III группа – индивидуальные карточки

100

Неопределенная форма глагола.

1 ч

6.2

Актуализировать знания учащихся о неопределенной форме глагола

Дополнение предложений глаголами неопределенной формы по смыслу

правонарушение

извержение

III группа – запись готовых предложений

101

Частица не с глаголом.

1 ч

7.2

Актуализировать знания учащихся об использовании частицы НЕ для придания действию значения отрицания

Подбор глаголов с противоположным значением

III группа – перфокарта

102

Спряжение глаголов.

1 ч

8.2

Актуализировать знания учащихся об изменении глагола по лицам и числам (спряжении)

издательство

III группа – индивидуальные карточки

103

Правописание ударных и безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.

1 ч

9.2

Актуализировать знания учащихся о правописании ударных и безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения

коллега

III группа – индивидуальные карточки

104-105

Определение спряжения глагола.

2 ч

12.2

13.2

Познакомить учащихся с алгоритмом определения спряжения глагола

Составление предложений с использованием местоимений с данными выражениями

III группа – запись готовых предложений

106-108

Правописание личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.

3 ч

14.2

15.2

16.2

Актуализировать знания учащихся о правописании личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения. Закрепить практический навык определения личных окончаний глаголов по алгоритму

Запись текста с изменением лица глаголов

прогрессивный

III группа – списывание готового текста

109-110

Повелительная форма глагола

2ч.

26.2

27.2

Познакомить учащихся с глаголами в повелительной форме

III группа – индивидуальные карточки

111-112

Мягкий знак в глаголах.

2ч.

28.2

29.2

Познакомить учащихся с правописанием глаголов повелительной формы единственного и множественного числа

Запись текста с изменением числа глаголов

III группа – списывание готового текста

113

РР Изложение по вопросам, опорным словам «Правила поведения на производственной практике».

1 ч

1.3

Учить писать изложение-рассуждение с использованием глаголов в повелительной форме

Изложение

III группа – индивидуальные карточки

114

Деловое письмо. Анкета

1 ч

4.3

Учить писать автобиографию (анкету автобиографического содержания)

Написание анкеты

III группа – списывание по образцу

115-116

Обобщающие упражнения по теме «Глагол»

2ч.

5.3

6.3

Закрепить и обобщить знания по теме «Глагол»

117-118

Контрольный диктант по теме «Глагол»

Работа над ошибками

2ч.

7.3

11.3

Проверить качество знаний и умений учащихся по теме «Глагол». Отработка навыка в словах с ошибками на подобные правила

IIIгруппа –индивидуальныекарточки

Наречие (11 часов)

119

Понятие о наречии.

1 ч

12.3

Познакомить учащихся с наречием как частью речи

III группа – индивидуальные карточки

120

Согласование наречия с глаголом.

1 ч

13.3

Формировать практический навык согласования наречия с глаголом.

III группа – индивидуальные карточки

121

Контрольный диктант за III четверть.

1

14.3

Проверить качество знаний и умений учащихся по темам III четверти.

III группа – индивидуальные карточки

122

Работа над ошибками.

1

15.3

Отработка навыка в словах с ошибками на подобные правила

III группа – индивидуальные карточки

123-125

Наречия, обозначающие время, место и способ действия.

18.3

19.3

20.3

Познакомить учащихся с наречиями, обозначающими время, место и способ действия

Замена выделенных словосочетаний наречиями

III группа – списывание готовых словосочетаний

126

Наречия, обозначающие способ действия.

1 ч

21.3

Познакомить учащихся с наречиями, обозначающими способ действия

Восстановление последовательности операций при изготовлении изделия

ландшафт

легенда

III группа – списывание готового текста

127-129

Правописание наречий с О и А на конце

22.3

1.4

2.4

Познакомить учащихся с правописанием наречий с А и О на конце, закрепить правописание наречий

III группа – перфокарта

Имя числительное (13 часов)

130

Понятие об имени числительном.

1 ч

3.4

Познакомить учащихся с именем числительным как частью речи

III группа – индивидуальные карточки

131

Связь числительного с существительным.

1 ч

4.4

Учить устанавливать связь числительного с существительным

ликование

ликвидация

III группа – индивидуальные карточки

132-133

Числительные количественные и порядковые

2 ч

5.4

8.4

Познакомить учащихся с числительными количественными и порядковыми

III группа – индивидуальные карточки

134-135

Правописание числительных от 5 до 20 и 30, от 50 до 80.

2 ч

9.4

10.4

Познакомить учащихся с правописанием числительных от 5 до 20 и 30, от 50 до 80.

Замена чисел числительными

окружение

III группа – индивидуальные карточки

136-137

Правописание числительных от 500 до 900.

11.4

12.4

Познакомить учащихся с правописанием числительных от 500 до 900.

Письмо по памяти

буржуазия

III группа – индивидуальные карточки

138-140

Правописание числительных 200, 300, 400, 90, 100

3 ч

15.4

16.4

17.4

Познакомить учащихся с правописанием числительных 200, 300, 400, 90, 100

оригинальный

III группа – списывание готового текста

141

Числа в деловых бумагах.

Телеграмма.

1 ч

18.4

Познакомиться со значением чисел в деловых бумагах.

Написание телеграммы

III группа – индивидуальные карточки

142

Деловое письмо. Доверенность.

1 ч

19.4

Учить оформлять доверенность по общепринятой форме

Написание доверенности по образцу.

III группа – списывание по образцу

Части речи (4 часа)

143

Различение и классификация частей речи.

1 ч

22.4

Систематизировать знания учащихся о частях речи. Закрепить практический навык различения частей речи по значению и вопросам

воззвание

катастрофа

III группа – перфокарта

144

Различение прилагательного и порядкового числительного.

1 ч

23.4

Дифференцировать имя прилагательное и порядковое числительное.

Запись ответов на вопросы

изящный

III группа – списывание готовых ответов

145

Различение прилагательного и наречия

1

24.4

Дифференцировать имя прилагательное и наречие.

Закончить мысль в сложном предложении

III группа – списывание готовых ответов

146

Различение существительного и местоимения

1

25.4

Дифференцировать имя существительное и местоимение.

Работа с деформированным текстом

III группа – списывание готовых ответов

Предложение (9 часов)

147

Простое предложение с однородными членами.

1 ч

26.4

Систематизировать знания учащихся о простом предложении с однородными членами.

Дополнение предложений однородными членами

диагноз

исцелять

III группа – индивидуальные карточки

148

РР Описание картины

А. Саврасова «Грачи прилетели» по опорным словам.

1

27.4

Учить описанию картины при помощи распространения предложений

сочинение

III группа – списывание готового текста

149

Обращение. Знаки препинания при обращении.

1 ч

2.5

Систематизировать знания учащихся об употреблении обращения

Подбор обращений по смыслу

общежитие

досуг

III группа – запись готовых предложений

150

Деловое письмо. Письмо литературному герою.

1

3.5

Актуализировать и дополнить знания о письме.

Сочинение письма по плану.

III группа – запись готовых предложений

151

Сложное предложение

1

6.5

Систематизировать знания о сложных предложениях, закреплять умение правильно расставлять знаки препинания в них.

Соединение частей сложного предложения по смыслу

III группа – запись готовых предложений

152

РР Краткое изложение.

1

7.5

Учить пересказу текста при помощи сложных предложений.

Основная мысль

III группа – запись готовых предложений

153

Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.

1

8.5

Познакомить учащихся с понятием прямой речи, учить расставлять знаки препинания при прямой речи.

Устный пересказ текста.

III группа – индивидуальные карточки

154

Обобщающие упражнения по теме «Предложение»

1

13.5

Систематизация знаний и умений учащихся по теме «предложение»

Составление предложений на заданную тему

III группа – запись готовых предложений

155

Деловое письмо. Объявление.

1

15.5

Закреплять умение писать объявление

III группа – запись готовых предложений

Повторение ( 6 часов )

156

Контрольный диктант за год

1

16.5

Проверить качество знаний и умений учащихся по темам, изученным за год.

III группа – запись готовых предложений

157

Работа над ошибками

1

17.5

Отработка навыка в словах с ошибками на подобные правила

III группа – запись готовых предложений

158-160

Орфограммы в корне, приставке, окончании.

3

20.5

21.5

22.5

Систематизация знаний и умений учащихся по теме «Орфограммы в корне, приставке, окончании»

Устный пересказ текста, составление рассказа

III группа – запись готовых предложений

161

Части речи. Различение частей речи.

1

23.5

Систематизация знаний учащихся по теме «Части речи»

Составление устного рассказа

III группа – запись готовых предложений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для учащихся с умственной отсталостью, 9 класс, 34 часа

   Данная программа является вариативной для 9 класса С(К)К VIII вида. Составлена на основе программы С.Ю. Ильиной «Деловое и творческое письмо», программы для специальных (коррекцион...

Адаптированная программа по русскому языку для детей с умственной отсталостью ( 6 класс)

Основная цель рабочей программы -  создание условий для успешного овладения обучающимися того уровня образовательных умений и навыков, который необходим для социальной адаптации и реабилитации в ...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для детей с умственной отсталостью 7 класс

Календарно-тематическое планирование составлено для детей с умственной отсталосью, обучающихся интегрированно в общеобразовательной школе...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку, для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными) нарушениями.

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с умственной отсталостью. Программа расчитана на 170 часов ( 5 часов в неделю)...

Рабочая адаптированная общеобразовательная программа по учебному предмету «Русский язык» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), 5-9 классы.

Рабочая адаптированная общеобразовательная программа по учебному предмету «Русский язык» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), 5-9 классы....

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с умственной отсталостью (и/н), вариант 1. Классы: 5-8.

Адаптированная рабочая  программа по русскому языку составлена на основе ФГОС....