Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с умственной отсталостью (и/н). Класс: 9.
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Адаптированная рабочая программа составлена для обучающихся 9 класса с легкой умственной отсталостью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus._yaz._9_klass.docx | 74.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптированная рабочая программа по предмету русский язык
для обучающихся 9 класса с легкой умственной отсталостью
(ступень образования / класс)
на 2023-2024 уч. год.
(срок реализации программы)
Программу составила: Сафонова Н.Д.
(Ф.И.О. учителя)
Иркутск 2023 г.
Пояснительная записка
Данная Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по русскому языку для обучающихся коррекционной школы (5-9 класс) составлена на основе учебной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся с умственной отсталостью (и/н) под редакцией В.В. Воронковой, «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений, 5-9 классы», сборник 1 «Владос», Москва, 2013 г. и допущена Министерством образования и науки Российской Федерации и ориентирована на учебник:
-Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской «Русский язык» 9 класс: учебник для общеобразовательных образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. – 5-е изд. - Москва: Просвещение, 2018 и нормативные документы:
1 Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ т 29 декабря 2012г.
2.Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант1) от 25.08. 2023г., № 185
3. Учебного плана ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа № 12 г. Иркутска» на 2023-2024учебный год, приказ № 186 от 25.08.2023г.
Учебная программа по русскому языку и развитию речи для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных школ с легкой умственной отсталостью (и/н) определяет содержание предмета «Русский язык», последовательность его прохождения по годам обучения.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе специальных (коррекционных) образовательных школ с умственной отсталостью (и/н). Она направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Содержание обучения по предмету имеет практическую направленность. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего речевого развития и нравственного воспитания детей, обучающихся по программе специальных (коррекционных) образовательных школ с умственной отсталостью (и/н) в процессе овладения учебным предметом. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных обучающихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Обучение учащихся, обучающихся по программе специальных (коррекционных) образовательных школ с умственной отсталостью (и/н), носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.
Изучение русского языка в 9 классе имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
― расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
― ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
― использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
― совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;
― развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;
― развитие положительных качеств и свойств личности.
Основные направления коррекционной работы:
Корригировать артикуляционный аппарат.
Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.
Корригировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
Развивать речь, владение техникой речи;
Корригировать слуховое и зрительное восприятие.
Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
Развивать познавательные процессы.
Корригировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.
Учащиеся должны:
- получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
-научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
-быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с психическим недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается
- устная и письменная речь,
-формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки,
-воспитывается интерес к родному языку.
Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций обучающихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Формы организации учебного процесса. В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения, как: словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником), наглядный (наблюдение, демонстрация), практический.
Программа предусматривает форму контроля знаний: контрольный диктант. Программа предполагает систематическое письмо, различные виды работ по развитию устной и письменной речи: изложение и сочинение.
Обучение построено на принципах:
-принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения;
- принцип систематичности и последовательности в обучении;
-принцип наглядности в обучении;
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Типы урока:
•урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
•Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) Имеет целью выработку умений по применению знаний.
•Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок) Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
•Урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
•Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно – обобщающий урок, урок развития речи.
Виды деятельности обучающихся основаны на переработке устного и письменного текста:
-составление плана текста;
-пересказ текста по плану;
-пересказ текста по предполагаемым вопросам;
-продолжение текста;
-выразительное чтение;
-чтение наизусть;
-чтение по ролям;
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана образования для обучающихся с легкой умственной отсталостью (1 вариант).
Количество часов в год в 9 классе – 170/161 (5 уроков в неделю).
Оценка письменных работ по русскому языку
Диктант.
«5» – ставится. если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии
«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
Ошибкой в диктанте следует считать:
• нарушение правил орфографии при написании слов;
• пропуск и искажение букв в словах;
• замену слов;
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
• неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку не считаются:
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
• единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
- повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Не грубыми ошибками считаются следующие:
- повторение одной и той же буквы в слове;
- недописанное слово;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
- дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматическое задание.
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;
Списывание текста.
«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы;
«4» – ставится, если в работе 1 ошибка и 1 исправление
«3» – ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки и 1 исправление
2 ошибки и 1 исправление (2 и 3 кл.);
«2» – ставится, если в работе допущены 3 ошибки
Контрольный диктант.
1. Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту).
2. Не грубые ошибки: исключения из правил; повторение одной и той же буквы (букварь);
перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова;.
3. Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
4 При трёх поправках оценка снижается на 1 балл.
Оценки за контрольный диктант.
«5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;
«4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.;
«3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках;
«2» - более 5 – 8 орфограф. ошибок;
Оценки за грамматические задания.
«5» – всё верно;
«4» – не менее 3/4 верно;
«3» – не менее 1/2 верно;
«2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий;
Словарный диктант 10 – 12 слов;
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки
«3» – 3 – 4 ошибки
«2» – 5 – 7 ошибок
Контрольное списывание.
«5» – нет ошибок;
«4» –1 ошибка или 1 исправление
«3» –2 ошибки и 1 исправление
«2» – 3 ошибки
9 класс
Содержание учебного материала
Повторение
Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Обращение. Сложные предложения с союзами и, а, но, со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Звуки и буквы
Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Гласные ударные и безударные. Обозначение мягкости согласных буквой ь. Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Буквы е, ё, ю, я в начале слова. Разделительные ъ и ь знаки. Количество звуков и букв в слове.
Слово
Состав слова. Разбор слова по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов.
Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения.
Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения: без-(бес-), воз-(вос-), из-(ис-), рас-(раз-).
Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.
Имя существительное. Роль существительного в речи. Основные грамматические категории имени существительного. Правописание падежных окончаний имен существительных. Несклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений.
Глагол. Роль глагола в речи. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголов на –ться и –тся.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа.
Частица не с глаголами.
Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные порядковые и количественные.
Правописание числительных от5 до 20; 30; от 50 до 80 от 500 до 900; 200,300, 400, 90 ,100.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия.
Правописание наречий с оиа на конце.
Части речи. Существительное, глагол, прилагательное, наречие , предлог. Употребление в речи.
Предложение
Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения распространенные и нераспространенные, с однородными членами, обращение.
Сложное предложение. Предложения с союзами и, а и без союзов, предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в предложениях.
Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи.
Связная речь.
Изложение.
Сочинения творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений, практической деятельности, прочитанных книг.
Деловое письмо: стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу на конкретное предприятие; автобиография, доверенность, расписка.Повторение пройденного за год.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
писать небольшие по объему изложение и сочинения творческого характера;
оформлять все виды деловых бумаг;
пользоваться словарем.
Учащиеся должны знать:
части речи, использование их в речи;
наиболее распространенные правила правописания слов.
Учебно - тематический план. 9 кл.
№п/п | Название раздела | Кол-во часов | Контрольные работы | Развитие речи |
1 | Повторение. | 19 | 2 | 2 |
Звуки и буквы. Предложение | ||||
3 | Состав слова | 19 | 2 | 2 |
4 | Имя существительное | 22 | 2 | 2 |
5 | Имя прилагательное | 20 | 2 | 2 |
6 | Личные местоимения | 14 | 1 | |
7 | Глагол | 24 | 1 | 2 |
8 | Наречие | 11 | 1 | |
9 | Имя числительное | 13 | ||
10 | Части речи | 4 | ||
11 | Предложение | 9 | 2 | |
12 | Повторение | 6 | 1 | |
Итого | 161 | 12 | 12 |
Календарно - тематическое планирование. 9 класс (161 часа)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Характеристика основных видов деятельности | Развитие связной письменной речи | Словарная работа | Индивидуальная работа | |
Повторение (19 часов) | ||||||||
Предложение – 10 ч. | ||||||||
1 | Простое предложение. | 1 ч | 4.9 | Актуализировать знания учащихся о простом предложении, главных членах предложения, простом предложении с однородными членами | Восстановление текста по опорным словам, распространение предложений однородными членами. | Былина | III группа – списывание готового текста | |
2 | Простое предложение с однородными членами | 1 | 5.9 | Актуализировать знания учащихся о простом предложении с однородными членами | Наблюдать за предложениями, объяснять наличие однородных членов предложении, доказывать | III группа – списывание готового текста | ||
3 | Знаки препинания при однородных членах с союзами и без них. | 1 | 6.9 | Актуализировать знания учащихся о пунктуации при однородных членах | Выделение запятыми однородные члены предложения | III группа – списывание готового текста | ||
4 | Распространение простых предложений однородными членами. | 1 | 7.9 | Закреплять знания об однородных членах предложения и пунктуации при них | Выбор однородных членов по смыслу, тренировка в постановке запятых при однородных членах. | III группа – списывание готового текста | ||
5 | Обращение. Знаки препинания при обращении | 1 ч | 8.9 | Актуализировать знания учащихся об обращении знаках препинания при нем. | Подбор обращений | обязанность обычай | III группа – индивидуальные карточки | |
6 | Сложное предложение без союзов и с союзами и, а, но. | 1 ч | 11.9 | Актуализировать знания учащихся о сложном предложении без союзов и с союзами и, а, но. | Соединение частей сложного предложения подходящими по смыслу союзами | III группа – списывание готовых предложений | ||
7 | Сложное предложение со словами что, где, когда, который. | 1 ч | 12.9 | Актуализировать знания учащихся о сложном предложении со словами что, где, когда, который. | Соединение частей сложного предложения подходящими по смыслу союзными словами | III группа – списывание готовых предложений
| ||
8 | Составление сложных предложений. | 1 | 13.9 | Закреплять изученное о сложных предложениях | Составлять сложные предложения с разными средствами связи по сюжетным картинкам | III группа – списывание готовых предложений
| ||
9 | Обобщающие упражнения. | 1 | 14.9 | Систематизировать изученное | Основная мысль текста | III группа – списывание готовых предложений
| ||
10 | РР Краткое изложение | 1 | 15.9 | Развитие устной и письменной связной речи | Нахождение в тексте основной мысли, краткий пересказ по опорным словам. | III группа – списывание готового текста | ||
Звуки и буквы (9 часов) | ||||||||
11 | Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы. | 1 ч | 18.9 | Актуализировать знания учащихся о гласных и согласных звуках и буквах. | Расположить слова по алфавиту | профессия восстание агрессия агрессор | III группа –перфокарта
| |
12 | РР Краткое изложение | 1 | 19.9 | Актуализировать знания учащихся о тексте. | Пересказ текста по опорным словам. | III группа – списывание готового текста | ||
13 | Контрольный диктант по теме «Повторение». Вводный | 1 | 20.9 | Проверить качество знаний и умений учащихся по теме: «Предложение». | III группа – индивидуальные карточки
| |||
14 | Работа над ошибками | 1 | 21.9 | Отработка навыка правописания в словах с ошибками | III группа – индивидуальные карточки
| |||
15 | Парные согласные. | 1 | 22.9 | Актуализировать знания учащихся о правописании звонких и глухих согласных | Орфографическая работа с лексическими единицами. Составление словосочетан. | III группа –перфокарта
| ||
16 | Ударные и безударные гласные. | 1 | 25.9 | Актуализировать знания учащихся об единообразном написании ударных и безударных гласных. | Закрепить практический навык проверки безударных гласных путем подбора однокоренных слов | благодарность | III группа –перфокарта
| |
17 | Правописание безударных гласных в корнях слов. | 1 | 26.9 | Закрепление знаний о правописании безударных гласных в корне | Тренировочные упражнения | III группа – индивидуальные карточки | ||
18 | РР Сочинение на основе наблюдения «Ранняя осень». | 1 | 27.9 | Актуализировать знания о тексте. | Составлять сложный план. Учиться сочинять текст на основе личных наблюдений | III группа – индивидуальные карточки
| ||
19 | Деловое письмо. Объявление. | 1 | 28.9 | Актуализировать и дополнить знания об объявлении, его разновидностях. | Отрабатывать практический навык написания объявлений по общепринятой форме. | аэрофлот жюри | III группа –списывание по образцу
| |
Состав слова (19 часов) | ||||||||
20 | Разбор слов по составу. | 1 ч | 29.9 | Закрепить практический навык разбора слов по составу | Составление предложений из деформированных предложений | III группа –списывание готовых предложений | ||
21 | Корень и однокоренные слова | 1 | 2.10 | Актуализировать знания о корне и однокоренных словах | Подбор однокоренных слов разных частей речи, выделение корня, объяснение его значения | III группа –списывание готовых предложений | ||
22 | Единообразное написание ударных и безударных гласных в корнях слов. | 1 ч | 3.10 | Актуализировать и дополнить знания учащихся об единообразном написании ударных и безударных гласных в корнях слов | Понаблюдать и сделать вывод о единообразном написании ударных и безударных гласных, привести примеры | парламент гражданин | III группа –перфокарта
| |
23-24 | Единообразное написание звонких и глухих согласных в корнях слов. | 2 | 4.10 5.10 | Актуализировать и дополнить знания учащихся об единообразном написании звонких и глухих согласных в корнях слов | Понаблюдать и сделать вывод о единообразном написании ударных и безударных гласных, привести примеры | население гарнизон | III группа –перфокарта
| |
25 | Непроизносимые согласные. | 1 | 6.10 | Актуализировать знания учащихся о правописании непроизносимых согласных в словах | Отработать способы проверки непроизносимых согласных | окрестность | III группа –перфокарта
| |
26 | Единообразное написание приставок на согласную об-, от-, под-, с- вне зависимости от произношения. | 1 | 9.10 | Актуализировать знания учащихся о единообразном написании приставок на согласную вне зависимости от произношения | Тренироваться в правописании единообразных приставок. | оборона | III группа – списывание готового текста | |
27-28 | Правописание приставок, имеющих конечную согласную, в зависимости от произношения: без-(бес-), воз-(вос-), раз-(рас-), из –(ис-). | 2 | 10.10 11.10 | Познакомить учащихся с алгоритмом написания приставок, имеющих конечную согласную, в зависимости от произношения и закреплять правописание приставок на согласную. | Подбор по смыслу пропущенных слов с приставками | III группа – списывание готового текста | ||
29 | Контрольный диктант по теме «Правописание гласных и согласных в корнях и приставках» | 1 | 12.10 | Проверить качество знаний и умений учащихся по теме: «Имя существительное». | III группа – индивидуальные карточки | |||
30 | Работа над ошибками. | 1 | 13.10 | Отработка навыка в словах с ошибками на подобные правила | ||||
31 | Сложные слова. | 1 | 16.10 | Актуализировать знания учащихся о способе образования сложных слов | Объяснять значения сложносокращенных слов по значению корней | автономия авторитет избиратель | III группа –перфокарт | |
32 | Сложносокращенные слова. | 1 | 17.10 | Познакомить учащихся со способом образования сложносокращенных слов | Тренироваться в образовании сложносокращенных слов | воззвание истязать исцелять | III группа – индивидуальные карточки | |
33 | Контрольный диктант за I четверть. | 1 | 18.10 | Проверить качество знаний и умений учащихся по темам Iчетверти. | III списывание готового текста | |||
34 | Работа над ошибками. | 1 | 19.10 | Отработка навыка в словах с ошибками | III списывание готового текста | |||
35 | Закрепление. Обобщающие упражнения | 1 | 20.10 | Обобщение и систематизация изученного по теме «Состав слова» | Характеристика героев | расправа свидетельство совершеннолетний | III группа – списывание готового текста | |
36 | РР Подробное изложение повествовательного текста. | 1 | 23.10 | Актуализация и дополнение знаний о тексте, его основной мысли и плане. | Пересказать текст подробно, употребляя сложные слова. | III группа – индивидуальные карточки | ||
37 | Деловое письмо. Расписка. | 1 ч | 24.10 | Актуализировать и дополнить знания о расписке | Формировать практический навык написания расписки по общепринятой форме | III группа –списывание по образцу | ||
38 | РР Сочинение на основе личных наблюдений «Берегите лес». | 1 ч | 25.10 | Учить писать сочинение на основе личных наблюдений | Сочинение | III группа – индивидуальные карточки | ||
Имя существительное (22 ч.) | ||||||||
39 | Имя существительное как часть речи | 1 | 26.10 | Актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи, обозначающей предмет | Рисование словесной картины | III группа – индивидуальные карточки | ||
40 | Роль имени существительного в речи. | 1 | 27.10 | Актуализировать знания учащихся о роли имени существительного в речи | Рисование словесных картин с помощью существительных | агитация агрегат | III группа – индивидуальные карточки | |
41 | Грамматические признаки имени существительного. | 1 | 7.11 | Актуализировать знания учащихся о грамматических признаках имени существительного | комиссия комиссар | III группа – индивидуальные карточки | ||
42-43 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 2 | 8.11 9.11 | Актуализировать знания учащихся о правописании собственных и нарицательных имен существительных | Ответить на вопросы по тексту. Работа с диалогом. | III группа – списывание готовых ответов | ||
44 | Род и число имен существительных. | 1 | 10.11 | Актуализировать знания учащихся об изменении имен существительных по родам и числам | митинг ежемесячный | III группа – индивидуальные карточки | ||
45 | РР Сочинение «Как я помогаю родителям в домашних делах». | 1 | 13.11 | Учить писать сочинение на основе личных наблюдений и практической деятельности | Сочинение | III группа – списывание готового текста | ||
46 | Склонение имен существительных. | 1 | 14.11 | Актуализировать знания учащихся о трех склонениях имен существительных | бухгалтер бухгалтерия | III группа – индивидуальные карточки | ||
47 | Контрольный диктант по теме «Склонение существительных» | 1 | 15.11 | Проверить качество знаний и умений учащихся по теме: «Склонение существительных» . | III группа – индивидуальные карточки | |||
48 | Работа над ошибками. | 1 | 16.11 | Отработка навыка правописания в словах с ошибками на подобные правила | ||||
49 | Правописание существительных женского и мужского рода с шипящей на конце слова. | 1 ч | 17.11 | Закрепить практические умения учащихся в правописании существительных женского и мужского рода с шипящей на конце слова | III группа – индивидуальные карточки | |||
50-51 | Правописание падежных окончаний существительных единственного числа. | 2 ч | 20.11 21.11 | Актуализировать знания учащихся о правописании падежных окончаний существительных единственного числа. Закреплять практический навык проверки падежных окончаний путем подбора существительного того же склонения и падежа. | Распространение предложений однородными членами | III группа – индивидуальные карточки | ||
52 | Правописание падежных окончаний существительных множественного числа. | 1 | 22.11 | Актуализировать знания учащихся о правописании падежных окончаний существительных множественного числа. | III группа – перфокарта | |||
53 | Правописание существительных с шипящей на конце. | 1 ч | 23.11 | Актуализировать знания учащихся о правописании существительных с шипящей на конце | III группа – перфокарта | |||
54 | РР Изложение, близкое к тексту по плану и опорным словам. | 1 | 24.11 | Развитие связной устной и письменной речи | Пересказ текста устно и письменно, близко к тексту | III группа –списывание по образцу | ||
55 | Несклоняемые имена существительные. | 1 ч | 27.11 | Актуализировать знания учащихся о несклоняемых именах существительных | адвокат отчизна демократия иждивенец | III группа – индивидуальные карточки | ||
56 | Деловое письмо. Заметка. | 1 ч | 28.11 | Актуализировать знания учащихся о написании заметки в стенгазету | Составление заметки в стенгазету по шаблону | III группа – списывание готовой заметки | ||
57-58 | Обобщающие упражнения по теме «Имя Существительное». | 2 | 29.11 30.11 | Закреплять знания и умения по теме «Имя существительное» | диалог | III группа – индивидуальные карточки | ||
59 | Контрольный диктант по теме: «Имя существительное». | 1 | 1.12 | Проверить качество знаний и умений учащихся по теме: «Имя существительное». | III группа – индивидуальные карточки | |||
60 | Работа над ошибками. | 1 | 4.12 | Отработка навыка в словах с ошибками на подобные правила | III группа – индивидуальные карточки | |||
Имя прилагательное (20 часов) | ||||||||
61 | Имя прилагательное как часть речи | 1 | 5.12 | Актуализировать знания учащихся о прилагательном как части речи | Описание предмета прилагательных при помощи | III группа – списывание готовых предложений | ||
62 | Роль прилагательного в речи. | 1 ч | 6.12 | Актуализировать знания учащихся о роли прилагательных в речи | Словесное рисование картин на заданную тему с использованием имен прилагательных | администратор | III группа – списывание готовых предложений | |
63-64 | Согласование имени прилагательного с именем существительным. | 2 ч | 7.12 8.12 | Закреплять практический навык согласования имен прилагательного существительным в роде, числе и падеже | Распространение предложений прилагательными | III группа – списывание готовых предложений | ||
65-66 | Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных. | 2 ч | 11.12 12.12 | Актуализировать знания учащихся о правописании безударных падежных окончаний прилагательных | Деление текста на части | III группа – индивидуальные карточки | ||
67-68 | Проверка безударных окончаний прилагательных. | 2 ч | 13.12 14.12 | Закрепить навык проверки безударных окончаний прилагательных ударным окончанием вопроса | планета планетарий | III группа – индивидуальные карточки | ||
69 | Контрольный диктант по теме «Правописание окончаний прилагательных». | 1 | 15.12 | Контроль качества знаний и умений учащихся по теме «Имя прилагательное». | III группы – списывание готовых предложений. | |||
70 | Работа над ошибками. | 1 | 18.12 | Отработка правописания в словах с ошибками. | III группы – списывание готовых предложений. | |||
71-73 | Прилагательные на –ий, -ье,-ья, -ьи. | 3 ч | 19.12 20.12 21.12 | Актуализировать знания учащихся о правописании прилагательных на –ий, -ье,-ья, -ьи | Дополнение текста описанием | III группа – списывание готового текста | ||
74 | Контрольный диктант за II четверть. | 1 ч | 22.12 | Проверить качество знаний и умений учащихся по темам II четверти. | III группа – индивидуальные карточки | |||
75 | Работа над ошибками. | 1 | 25.12 | Отработка навыка в словах с ошибками на подобные правила | III группа – индивидуальные карточки | |||
76 | РР Изложение по плану «Основание Москвы». | 1 ч | 26.12 | Учить изложению текста по вопросам и плану | Изложение | III группа – индивидуальные карточки | ||
77 | Упражнения на правописание окончаний прилагательных. | 1 | 27.12 | Закреплять знания о правописании окончаний прилагательных, закреплять умение правильно писать и проверять их. | Объяснение смысла пословиц | III группа – индивидуальные карточки | ||
78 | Деловое письмо. Объяснительная записка. | 1 ч | 28.12 | Учиться оформлять объяснительную записку по общепринятой форме | III группа – списывание по образцу | |||
79 | РР Изложение по коллективно составленному плану и опорным словам. | 1 | 29.12 | Формировать умение составлять план к тексту | пересказ | III- IV группа- списывание готового тектса | ||
80 | Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное». | 1 ч | 9.1 | Обобщить знания и умения учащихся по теме «Имя прилагательное» | III группа – индивидуальные карточки | |||
Личные местоимения (14 часов) | ||||||||
81 | Личные местоимения как часть речи. | 1 | 10.1 | Актуализировать знания о местоимении как части речи | Подбор местоимений к тексту. | III группа – списывание готовых предложений | ||
82 | Роль личных местоимений в речи. | 1ч. | 11.1 | Актуализировать знания учащихся о роли личных местоимений в речи | Замена повторяющихся слов в предложениях местоимениями | III группа – списывание готовых предложений | ||
83-84 | Лицо и число личных местоимений. | 2ч. | 12.1 15.1 | Актуализировать знания учащихся о лице и числе местоимений. Формировать практический навык употребления местоимений в речи | Редактирование текста с помощью местоимений и существительных | III группа – списывание готового текста | ||
85-87 | Склонение личных местоимений. | 3 ч | 16.1 17.1 18.1 | Актуализировать знания учащихся о склонении личных местоимений | Восстановление последовательности событий в тексте и запись предложений в этой последовательности | III группа – списывание готового текста | ||
88-89 | Правописание личных местоимений с предлогами. | 2ч. | 19.1 22.1 | Закреплять практический навык раздельного написания личных местоимений с предлогами | Письмо по памяти | III группа – списывание готового текста | ||
90-91 | Склонение и правописание местоимений 3 лица. | 2 ч | 23.1 24.1 | Актуализировать знания учащихся о склонении и правописании местоимений 3 лица | Подбор местоимений в нужном падеже | III группа – списывание готового текста | ||
92 | Деловое письмо. Письмо родным. | 1 ч | 25.1 | Закрепить навык написания письма родным по общепринятой форме с опорой на данные словосочетания | Написание письма. | III группа – списывание по образцу | ||
93 | Контрольный диктант по теме «Местоимение». | 1ч | 26.1 | Проверить качество знаний и умений учащихся по теме «Местоимение». | III группа – индивидуальныекарточки | |||
94 | Работа над ошибками | 1 | 29.1 | Отработка навыка в словах с ошибками на подобные правила | III группа – индивидуальныекарточки | |||
Глагол (24 ч.) | ||||||||
95 | Роль глагола в речи. | 1 ч | 30.1 | Актуализировать знания учащихся о роли глагола в речи. | III группа – индивидуальные карточки | |||
96 | Различение глаголов по значению. | 1ч. | 31.1 | Познакомить с различием глаголов по значению | III группа – запись готовых предложений | |||
97-98 | Грамматические признаки глагола. | 2 ч | 1.2 2.2 | Актуализировать знания учащихся о грамматических признаках глагола | Подбор глаголов прошедшего времени к существительным | вентиляция архив | III группа – запись готовых предложений | |
99 | РР Сочинение по картине В.Поленова «Московский дворик». | 1 ч | 5.2 | Учить писать сочинение с опорой на репродукцию и словосочетания | Сочинение | III группа – индивидуальные карточки | ||
100 | Неопределенная форма глагола. | 1 ч | 6.2 | Актуализировать знания учащихся о неопределенной форме глагола | Дополнение предложений глаголами неопределенной формы по смыслу | правонарушение извержение | III группа – запись готовых предложений | |
101 | Частица не с глаголом. | 1 ч | 7.2 | Актуализировать знания учащихся об использовании частицы НЕ для придания действию значения отрицания | Подбор глаголов с противоположным значением | III группа – перфокарта | ||
102 | Спряжение глаголов. | 1 ч | 8.2 | Актуализировать знания учащихся об изменении глагола по лицам и числам (спряжении) | издательство | III группа – индивидуальные карточки | ||
103 | Правописание ударных и безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения. | 1 ч | 9.2 | Актуализировать знания учащихся о правописании ударных и безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения | коллега | III группа – индивидуальные карточки | ||
104-105 | Определение спряжения глагола. | 2 ч | 12.2 13.2 | Познакомить учащихся с алгоритмом определения спряжения глагола | Составление предложений с использованием местоимений с данными выражениями | III группа – запись готовых предложений | ||
106-108 | Правописание личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения. | 3 ч | 14.2 15.2 16.2 | Актуализировать знания учащихся о правописании личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения. Закрепить практический навык определения личных окончаний глаголов по алгоритму | Запись текста с изменением лица глаголов | прогрессивный | III группа – списывание готового текста | |
109-110 | Повелительная форма глагола | 2ч. | 26.2 27.2 | Познакомить учащихся с глаголами в повелительной форме | III группа – индивидуальные карточки | |||
111-112 | Мягкий знак в глаголах. | 2ч. | 28.2 29.2 | Познакомить учащихся с правописанием глаголов повелительной формы единственного и множественного числа | Запись текста с изменением числа глаголов | III группа – списывание готового текста | ||
113 | РР Изложение по вопросам, опорным словам «Правила поведения на производственной практике». | 1 ч | 1.3 | Учить писать изложение-рассуждение с использованием глаголов в повелительной форме | Изложение | III группа – индивидуальные карточки | ||
114 | Деловое письмо. Анкета | 1 ч | 4.3 | Учить писать автобиографию (анкету автобиографического содержания) | Написание анкеты | III группа – списывание по образцу | ||
115-116 | Обобщающие упражнения по теме «Глагол» | 2ч. | 5.3 6.3 | Закрепить и обобщить знания по теме «Глагол» | ||||
117-118 | Контрольный диктант по теме «Глагол» Работа над ошибками | 2ч. | 7.3 11.3 | Проверить качество знаний и умений учащихся по теме «Глагол». Отработка навыка в словах с ошибками на подобные правила | IIIгруппа –индивидуальныекарточки | |||
Наречие (11 часов) | ||||||||
119 | Понятие о наречии. | 1 ч | 12.3 | Познакомить учащихся с наречием как частью речи | III группа – индивидуальные карточки | |||
120 | Согласование наречия с глаголом. | 1 ч | 13.3 | Формировать практический навык согласования наречия с глаголом. | III группа – индивидуальные карточки | |||
121 | Контрольный диктант за III четверть. | 1 | 14.3 | Проверить качество знаний и умений учащихся по темам III четверти. | III группа – индивидуальные карточки | |||
122 | Работа над ошибками. | 1 | 15.3 | Отработка навыка в словах с ошибками на подобные правила | III группа – индивидуальные карточки | |||
123-125 | Наречия, обозначающие время, место и способ действия. | 3ч | 18.3 19.3 20.3 | Познакомить учащихся с наречиями, обозначающими время, место и способ действия | Замена выделенных словосочетаний наречиями | III группа – списывание готовых словосочетаний | ||
126 | Наречия, обозначающие способ действия. | 1 ч | 21.3 | Познакомить учащихся с наречиями, обозначающими способ действия | Восстановление последовательности операций при изготовлении изделия | ландшафт легенда | III группа – списывание готового текста | |
127-129 | Правописание наречий с О и А на конце | 3ч | 22.3 1.4 2.4 | Познакомить учащихся с правописанием наречий с А и О на конце, закрепить правописание наречий | III группа – перфокарта | |||
Имя числительное (13 часов) | ||||||||
130 | Понятие об имени числительном. | 1 ч | 3.4 | Познакомить учащихся с именем числительным как частью речи | III группа – индивидуальные карточки | |||
131 | Связь числительного с существительным. | 1 ч | 4.4 | Учить устанавливать связь числительного с существительным | ликование ликвидация | III группа – индивидуальные карточки | ||
132-133 | Числительные количественные и порядковые | 2 ч | 5.4 8.4 | Познакомить учащихся с числительными количественными и порядковыми | III группа – индивидуальные карточки | |||
134-135 | Правописание числительных от 5 до 20 и 30, от 50 до 80. | 2 ч | 9.4 10.4 | Познакомить учащихся с правописанием числительных от 5 до 20 и 30, от 50 до 80. | Замена чисел числительными | окружение | III группа – индивидуальные карточки | |
136-137 | Правописание числительных от 500 до 900. | 2ч | 11.4 12.4 | Познакомить учащихся с правописанием числительных от 500 до 900. | Письмо по памяти | буржуазия | III группа – индивидуальные карточки | |
138-140 | Правописание числительных 200, 300, 400, 90, 100 | 3 ч | 15.4 16.4 17.4 | Познакомить учащихся с правописанием числительных 200, 300, 400, 90, 100 | оригинальный | III группа – списывание готового текста | ||
141 | Числа в деловых бумагах. Телеграмма. | 1 ч | 18.4 | Познакомиться со значением чисел в деловых бумагах. | Написание телеграммы | III группа – индивидуальные карточки | ||
142 | Деловое письмо. Доверенность. | 1 ч | 19.4 | Учить оформлять доверенность по общепринятой форме | Написание доверенности по образцу. | III группа – списывание по образцу | ||
Части речи (4 часа) | ||||||||
143 | Различение и классификация частей речи. | 1 ч | 22.4 | Систематизировать знания учащихся о частях речи. Закрепить практический навык различения частей речи по значению и вопросам | воззвание катастрофа | III группа – перфокарта | ||
144 | Различение прилагательного и порядкового числительного. | 1 ч | 23.4 | Дифференцировать имя прилагательное и порядковое числительное. | Запись ответов на вопросы | изящный | III группа – списывание готовых ответов | |
145 | Различение прилагательного и наречия | 1 | 24.4 | Дифференцировать имя прилагательное и наречие. | Закончить мысль в сложном предложении | III группа – списывание готовых ответов | ||
146 | Различение существительного и местоимения | 1 | 25.4 | Дифференцировать имя существительное и местоимение. | Работа с деформированным текстом | III группа – списывание готовых ответов | ||
Предложение (9 часов) | ||||||||
147 | Простое предложение с однородными членами. | 1 ч | 26.4 | Систематизировать знания учащихся о простом предложении с однородными членами. | Дополнение предложений однородными членами | диагноз исцелять | III группа – индивидуальные карточки | |
148 | РР Описание картины А. Саврасова «Грачи прилетели» по опорным словам. | 1 | 27.4 | Учить описанию картины при помощи распространения предложений | сочинение | III группа – списывание готового текста | ||
149 | Обращение. Знаки препинания при обращении. | 1 ч | 2.5 | Систематизировать знания учащихся об употреблении обращения | Подбор обращений по смыслу | общежитие досуг | III группа – запись готовых предложений | |
150 | Деловое письмо. Письмо литературному герою. | 1 | 3.5 | Актуализировать и дополнить знания о письме. | Сочинение письма по плану. | III группа – запись готовых предложений | ||
151 | Сложное предложение | 1 | 6.5 | Систематизировать знания о сложных предложениях, закреплять умение правильно расставлять знаки препинания в них. | Соединение частей сложного предложения по смыслу | III группа – запись готовых предложений | ||
152 | РР Краткое изложение. | 1 | 7.5 | Учить пересказу текста при помощи сложных предложений. | Основная мысль | III группа – запись готовых предложений | ||
153 | Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. | 1 | 8.5 | Познакомить учащихся с понятием прямой речи, учить расставлять знаки препинания при прямой речи. | Устный пересказ текста. | III группа – индивидуальные карточки | ||
154 | Обобщающие упражнения по теме «Предложение» | 1 | 13.5 | Систематизация знаний и умений учащихся по теме «предложение» | Составление предложений на заданную тему | III группа – запись готовых предложений | ||
155 | Деловое письмо. Объявление. | 1 | 15.5 | Закреплять умение писать объявление | III группа – запись готовых предложений | |||
Повторение ( 6 часов ) | ||||||||
156 | Контрольный диктант за год | 1 | 16.5 | Проверить качество знаний и умений учащихся по темам, изученным за год. | III группа – запись готовых предложений | |||
157 | Работа над ошибками | 1 | 17.5 | Отработка навыка в словах с ошибками на подобные правила | III группа – запись готовых предложений | |||
158-160 | Орфограммы в корне, приставке, окончании. | 3 | 20.5 21.5 22.5 | Систематизация знаний и умений учащихся по теме «Орфограммы в корне, приставке, окончании» | Устный пересказ текста, составление рассказа | III группа – запись готовых предложений | ||
161 | Части речи. Различение частей речи. | 1 | 23.5 | Систематизация знаний учащихся по теме «Части речи» | Составление устного рассказа | III группа – запись готовых предложений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для учащихся с умственной отсталостью, 9 класс, 34 часа
Данная программа является вариативной для 9 класса С(К)К VIII вида. Составлена на основе программы С.Ю. Ильиной «Деловое и творческое письмо», программы для специальных (коррекцион...
Адаптированная программа по русскому языку для детей с умственной отсталостью ( 6 класс)
Основная цель рабочей программы - создание условий для успешного овладения обучающимися того уровня образовательных умений и навыков, который необходим для социальной адаптации и реабилитации в ...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для детей с умственной отсталостью 7 класс
Календарно-тематическое планирование составлено для детей с умственной отсталосью, обучающихся интегрированно в общеобразовательной школе...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку, для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными) нарушениями.
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с умственной отсталостью. Программа расчитана на 170 часов ( 5 часов в неделю)...
Рабочая адаптированная общеобразовательная программа по учебному предмету «Русский язык» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), 5-9 классы.
Рабочая адаптированная общеобразовательная программа по учебному предмету «Русский язык» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), 5-9 классы....
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с умственной отсталостью (и/н), вариант 1. Классы: 5-8.
Адаптированная рабочая программа по русскому языку составлена на основе ФГОС....