Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для учащихся с умственной отсталостью, 9 класс, 34 часа
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Шамсутдинова Светлана Николаевна

     Данная программа является вариативной для 9 класса С(К)К VIII вида. Составлена на основе программы С.Ю. Ильиной «Деловое и творческое письмо», программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, издательский центр ВЛАДОС 2011 г., 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение  средняя  общеобразовательная школа п. Нивенское

                                                                                                                         Утверждаю

                                                                                           Директор школы                                                        

                                                                                                                                     _________________ Г.Г. Граховская                                

                                                                                                                                     «  __  »   августа  2015 г.

Программа факультативного курса по  русскому языку

для учащихся с умственной отсталостью

«ДЕЛОВОЕ ПИСЬМО»

                                                                       

                                                                       9 «а» класс,   34 часа

    Программа составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида «Деловое и творческое письмо» под редакцией С.Ю.Ильиной., Москва: «Просвещение», 2006., программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, издательский центр ВЛАДОС 2011 г.,

                                                                          Учитель русского языка и литературы  Шамсутдинова  Светлана Николаевна

                       Рассмотрено на заседании МО

  Руководитель МО______________  С.Н. Шамсутдинова

 «___ »  августа 2015 года

                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                     Согласовано

                                                                                                                         Зам.директора  ____________ Т.А. Корнева

                                                                                                                                          «____ »  августа   2015 года

                 2015-2016  

                                                                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Изучение курса «Деловое письмо» для учащихся 9 класса направлено на дальнейшее развитие коммуникативных навыков учащихся  с умственной отсталостью на основе совершенствования их речевой практики.    
    Данная программа является вариативной для 9 класса С(К)К VIII вида. Составлена на основе программы С.Ю. Ильиной «Деловое и творческое письмо»,
 программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, издательский центр ВЛАДОС 2011 г.,

     Концепция и обоснованность  программы

       Речевое высказывание, характеризующееся определённым типом (повествование, описание, рассуждение) и стилем речи (разговорным, деловым, художественным), требует от пишущего (говорящего) сознательного использования коммуникативно-целесообразных средств языка. Осознание учащимися необходимости использования строго определённых языковых средств (слово, его грамматические формы, словосочетания и предложения) осуществляется в неразрывной связи с продуцированием речевых высказываний как на основе анализа готового текста-образца, так и в процессе создания собственных речевых высказываний. Речевые задания выступают в роли мотива для повторения грамматико – орфографических тем.

     Знания в области грамматики, которые учащиеся получили в предыдущие годы обучения, систематизируются и закрепляются в едином комплексе с развитием связной речи учащихся, что обеспечивает преемственность и перспективность между курсом «Деловое письмо» и курсом русского языка в 5-9 классах.

     Основная задача специальной (коррекционной) школы VIII вида - подготовка умственно отсталого ребенка к самостоятельной жизни, в том числе в приобретении умений составлять деловые бумаги, что является необходимостью существования в обществе.

     Актуальность программы «Деловое письмо» для учащихся с ограниченными возможностями здоровья в том, что реализация её содействует адаптации учащихся к окружающей действительности, удовлетворению социальных потребностей личности.

   Обучение деловому письму осуществляется по двум основным направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций); и - формирование навыков чёткого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме.
     Новизной курса «Деловое письмо» является блочно-модульный способ построения, заключающийся в том, что в его состав входят блоки (разделы). В состав каждого блока входят модули (темы). В пределах блока состав модулей может варьироваться с учётом возможностей учащихся.

     Основная цель курса – совершенствование умений продуцировать связное письменное высказывание в виде текста делового документа.

Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:

Образовательные: 

  • формирование умения определять, в каких случаях данная деловая бумага применяется; 
  • формирование умения выявлять обязательные элементы, специфичные только для данного документа; 
  • формирование умения подражать образцу; 
  • формирование умения составлять документы самостоятельно. 

Коррекционные: 

  • развитие связной устной и письменной речи; 
  • развитие произвольного внимания, самоконтроля; 
  • развитие эмоционально-волевой сферы, творческих способностей, эстетических чувств, способствующих развитию личности в целом.

Воспитательные: 

  • воспитание добросовестного отношения к работе, ответственности, аккуратности. 

В основу построения программы легли методические принципы обучения умственно отсталых школьников русскому языку (по А.К.Аксёновой):

  • Принцип коммуникативной направленности; 
  • Принцип единства развития речи и мышления; 
  • Принцип повышения языковой и речевой мотивации
  • Принцип формирования чувства языка и опоры на него; 
  • Принцип взаимодействия работы над устной и письменной речью

  Специфика и уровень подготовки  учащихся

     В 9 «а»  обучается 2 учащихся по специальной (коррекционной) общеобразовательной  программе VIII вида. Работа с  учащимися проводится дифференцированно с применением следующих методических приемов:

  • Поэтапное разъяснение заданий.
  • Последовательное выполнение заданий.
  • Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
  • Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
  • Близость к учащимся во время объяснения задания.
  • Перемена видов деятельности
  • Предоставление дополнительного времени для завершения задания.

   

  Содержание программы курса «Деловое письмо»

  Обобщая цели, задачи и условия документирования, курс «Деловое письмо» разделён на три следующих блока:

  • Личные документы официального характера. Формирование навыков чёткого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме при составлении документов. 
  • Деловые бумаги, необходимые для жизнеобеспечения. Формирование навыка заполнения бланков, квитанций по образцу; умения составлять текст по плану и опорным словам. 
  • Виды делового письма творческого характера.  Развитие логического мышления, творческого воображения, развитие навыков самостоятельного оформления мыслей через написание небольших по объёму сочинений. 

      В блок «Личные документы официального характера» включены документы, необходимые для поступления на работу (заявление, автобиография), а также объявление, доверенность, расписка, объяснительная. Общим для таких деловых писем является требование чёткого соблюдения правил оформления документов в соответствии с действующими ГОСТами и стандартами. 

     Блок «Деловые бумаги, необходимые для жизнеобеспечения» предусматривает знакомство с работой почты; обучение заполнению бланков телеграмм, переводов, по платежам за коммунальные услуги; ознакомление с видами писем; обучение составлению текстов телеграммы, открытки, письма.

     В третий блок «Виды делового письма творческого характера» включены заметка и отзыв о книге, которые лишь условно могут быть отнесены к деловой речи. По характеру изложения эти виды делового письма примыкают к сочинению, требующему творческого подхода и представляющему наибольшую сложность в овладении учащимися с ограниченными возможностями.

    Содержание программы «Деловое письмо» предусматривает степень нарастания сложности познавательного материала; от работы над текстами – трафаретами, содержащими языковые формулы (расписка, заявление), к микросочинениям, требующим творческого подхода, самостоятельности высказываний в письменной форме своих мыслей (заметка, отзыв о книге).

    Отбор учебного материала осуществляется с учётом возрастных и психологических особенностей развития учащихся с ограниченными возможностями, уровня их знаний и умений.

     Срок реализации программы 1 год. Программа рассчитана на 34 часа (1ч. в неделю)

Форма организации учебного процесса – урок.

Основными формами и методами обучения деловому письму являются практические работы, беседы, сюжетно-ролевые игры; широко используются наглядные средства обучения, дидактические материалы, технические средства.

      Учебная задача при изложении знаний учителем выполняется методами рассказа, объяснения, беседы, демонстрации наглядных пособий.

     Учебная задача, связанная с формированием у учащихся навыков и умений, требует метода упражнений и практических работ.

     В зависимости от задач урока и оснащённости кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные, так и индивидуальные. Беседа на уроках обучения деловой речи является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами: записями в тетрадь определённых правил, упражнениями и другими видами работ. Упражнения могут быть репродуктивными, направленными на воспроизведение и повторение изученного ранее, и творческими, связанными с п рименением полученных знаний в новых условиях. Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения деловой речи. В программе отводится время на вводную экскурсию, которая предшествует изучению нового материала по теме «Деловые бумаги, необходимые для жизнеобеспечения». Экскурсия может быть и текущей, итоговой.

   В блоках «Личные документы официального характера», «Деловые бумаги, необходимые для жизнеобеспечения» предусмотрена система упражнений, которые каждый ученик выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки у учащихся умений и навыков составлять и оформлять документы на основе полученных знаний.

   Блок «Виды делового письма творческого характера» содержит виды работы, которые могут быть отнесены к деловому письму условно: написание заметки в газету, составление отзыва о книге.

   В специальной (коррекционной) программе все творческие работы являются обучающими. Написание таких работ осуществляется по готовому или коллективно составленному плану, по опорным словам, на основе наблюдений.  

   Формы контроля: тестирование, текущие наблюдения, практическая работа, устный опрос, письменная самостоятельная работа. При проверке знаний, умений и навыков учащихся проводятся текущие наблюдения, устный опрос, практические работы, письменные самостоятельные работы.

    Дифференцированный подход реализуется путём подбора различных по объёму и трудности контрольных заданий в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.     

      На уроках делового письма используются информационно – коммуникативные технологии. 

Во избежание утомляемости  используются здоровьесберегающие технологии:

В.Ф.Базарного: динамические паузы, офтольмопаузы, диаграммы для разгрузки зрения;

А.Неретина: дыхательная гимнастика, релаксация.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся: 

Учащиеся должны знать: 

  • виды деловых бумаг (Заявление, объявление, автобиография и др.); 
  • в каких случаях данная деловая бумага применяется; 
  • обязательные элементы, порядок расположения частей текста, специфичные только для данного документа. 
    Учащиеся должны уметь: 
  • составлять и писать изученные виды деловых бумаг по плану, опорным словам и образцу (в том числе творческого характера); 
  • выявлять принадлежность высказывания к определённому типу речи с точки зрения его назначения (повествование или описание); 
  • находить в словах изученные орфограммы и применять на письме изученные орфографические правила (с помощью учителя или самостоятельно); 
  • пользоваться словарём. 


Ожидаемые результаты: 

  • знание назначения различных видов деловых бумаг; 
  • умение самостоятельно оформлять деловые бумаги по соответствующей форме (в т.ч. по образцу); 
  • проявление навыков сознательного использования коммуникативно-целесообразных средств языка (определённого типа и стиля речи); 
  • умение излагать свои мысли точно, ясно, коротко. 


                                    Список литературы и учебно-методическое обеспечение

Литература для учителя:

Учебники:

1. Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская «Русский язык». Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение», 2010. 

Методические пособия:

1. Программа «Деловое и творческое письмо» С.Ю.Ильина. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва: «Просвещение», 2006

2. А.К.Аксёнова, Н.Г.Галунчикова «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания» в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Пособие для учителя, Москва: «Просвещение», 2002

3. А.К.Аксёнова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». Учебник для вузов, Москва: Владос, 2004

4. Программа «Русский (родной) язык» В.В.Воронкова. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы сборник 1, Москва: Владос, 2011.

5. Н.Н.Бебешина, В.П.Свириденков «Развитие речи на уроках русского языка в V-VIII классах вспомогательной школы». Из опыта работы, Москва: «Просвещение», 1978.

6. С.Ю.Ильина «Формирование текстовой деятельности учащихся с интеллектуальным недоразвитием». Методическое пособие для педагогов-дефектологов и студентов педагогических вузов, Санкт-Петербург: Издательство «Каро», 2006

7. А.В.Прудникова «Виды работ по развитию речи», Москва: Учпедгиз, 1965

8. Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю.Кашаева «Русский язык и культура речи». Учебное пособие для вузов, Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2001

9. «Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика)» под редакцией Б.П.Пузанова, учебное пособие для вузов, Москва: Издательский центр «Академия», 2006

Литература для ученика:

  Учебники:

1. Галунчикова Н.Г. Якубовская Э.В. «Русский язык. 9 класс». Москва. Просвещение. 2010г.

  Художественная литература:

2. С.А.Есенин «Письмо к матери» 

3. Есенин С. А. Полное собрание сочинений: Кн. 1. 

4. А.П.Чехов «Ванька.

  Методические пособия:

1.Образцы деловых документов. 

2.Карточки с заданиями для дифференцированной и индивидуальной работы. 

3.Памятки для учащихся по составлению деловой документации (планы, схемы, инструкции): «Требования к составлению деловых бумаг», «Как написать заявление», «Правила составления телеграммы», «Правила оформления адреса», «Типы текстов», «Как составить текст-описание», «Как составит текст-рассуждение», «Виды орфограмм», «Отзыв о книге», «Памятка для написания личного письма», планы написания письма, заметки, заявления, автобиографии, объявления, доверенности. 

4.Таблицы: «Стили речи», «Правописание числительных», «Типы текстов», «Виды писем».

5.Газеты с объявлениями. 

оборудование:

  1. персональный  компьютер
  2. проектор




        Учебно-тематический план


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока,

форма и виды работ      

 Формы и методы контроля

 Сроки

Примечание

                                                                                Личные документы официального характера (9 ч.)

1

Из истории делового письма. Требования к составлению деловых бумаг. 

1

вводный урок, лекция,

беседа

Составление плана лекции учителя.

2

Расписка. 

1

Комбинированный,

Написание расписки

текущее наблюдение

3

Доверенность. 

1

Комбинированный,

написание доверенности

текущее наблюдение, практическая работа

4

Объяснительная записка. 

1

Комбинированный,

беседа,

написание записки

текущее наблюдение, практическая работа

5

Заявление. 

1

Комбинированный,

беседа, написание

заявления

текущее наблюдение, практическая работа

6

Объявление. 

1

Комбинированный, индивидуальная работа, написание объявления

текущее наблюдение, практическая работа

7

Автобиография. Великие люди о себе. 

1

сообщение новых

знаний, лекция, работа  с учебником 

текущее наблюдение, чтение информации

8

Автобиография. 

1

Комбинированный,  

написание автобиографии

 Написание автобиографии по образцу

9

Практикум по составлению деловой бумаги

1

Контрольный,

индивидуальная работа 

 Практическая работа

Деловые бумаги, необходимые для жизнеобеспечения (17 ч.)

10

Экскурсия на почту. Виды услуг, предоставляемых почтовым отделением

1

Вводный, групповая,

беседа 

текущее наблюдение

11

Коллективное сочинение об экскурсии на почту. 

1

Комбинированный, беседа,

работа в паре, творческий

 сочинение по плану, опорным словам и словосочетаниям

12

Числа в деловых бумагах. 

1

Закрепление и обобщение знаний правописания числительных, практикум 

 Выполнение упражнений

13

Заполнение бланка на посылку. 

    1

Комбинированный,   выполнение упражнения в оформлении деловых бумаг по образцу (при получении, отправлении).

 текущее наблюдение, практическая работа

14

Заполнение бланка на денежный перевод 

1

Комбинированный, Упражнения в оформле-нии почтового денежного перевода по образцу. 

текущее наблюдение, практическая работа

15

Заполнение бланков по платежам за коммунальные услуги. 

1

Комбинированный, беседа

Практикум работы с

бланками.

текущее наблюдение, практическая работа

16

 Практикум заполнения бланков 

1

контрольный

 текущее наблюдение, практическая работа

17

Телеграмма. 

1

сообщение новых знаний, рассказ

Написание телеграммы по образцу

18

Составление телеграммы. 

    1

Комбинированный, беседа

Заполнение телеграфного бланка (обычного, худо-жественного).

устный опрос по правилам составления телеграммы

19

Имена существительные собственные и нарицательные. Адрес. 

1

Закрепление, выполнение упражнений

 Лексическая работа: адрес, адресант, адресат.

20

Поздравительная открытка. 

1

комбинированный Составление и запись текстов.

текущее наблюдение, практическая работа

21

Эпистолярный жанр. Письма великих людей. 

1

сообщение новых знаний, рассказ, беседа 

Работа с книгой

22

Виды писем. 

1

Комбинированный, выполнение упражнений

текущее наблюдение, практическая работа

23

Коллективное составление писем. 

1

Комбинированный,

работа в паре

 Выявление особенностей структур делового и личного письма через сравнение их планов-схем.

24

Письмо родным или друзьям.

 

1

Закрепление,

самостоятельная работа 

текущее наблюдение, практическая работа

25

Работа над ошибками в написании писем. 

1

Повторение,  анализ тек-стов личных писем. Деле-ние письма на смысловые части. Коллективное составление плана письма

Работа с деформированными текстами писем

26

 Практикум написания письма 

1

контрольный 

Практическое занятие.

 

Виды делового письма творческого характера (8 ч.)

27

Коллективное обсуждение заметок из газет на морально-нравственные темы. 

1

Вводный, беседа. Чтение и обсуждение небольших статей из газет

  текущее наблюдение, практическая работа

28

Коллективное составление заметки. 

1

Комбинированный,

работа в паре

 текущее наблюдение, практическая работа

29

Составление заметки по образцу на тему «Так вести себя нельзя!» 

1

Закрепление, творческий 

Творческая работа. Написание заметки по плану. Пересказ содержа-ния заметки.

30

Самостоятельная работа по написанию заметки на тему «Моя мечта» («Мой выбор профессии») 

1

Закрепление,  творческий

Составление текста заметки на заданную тему

31

Работа над ошибками в написании заметки. 

1

комбинированный Определение основных частей заметки: заголовок, изложение сущности, выводы, предложения.

Анализ составленной заметки 

32

Отзыв о прочитанной книге.

1

Комбинированный, беседа

работа в паре

Рецензирование работы

 

33

 Практикум написания делового письма творческого характера

1

Контрольный, творческий 

текущее наблюдение, написание  делового письма творческого характера

 

34

Ролевая игра  «Поступаем на работу»

1

повторительно-обобщающий, групповая

 Речевой этикет. Правила поведения. Документы, необходимые для трудоустройства. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса «Русская словесность»

Рабочая программафакультативного курса по русскому языку для 9 класса«Русская словесность»   Рабочая программа составлена на основеПрограммы по русскому языку для общеобразователь...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии" для 7 класса.

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии" для 7 класса....

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 8 класса "Секреты русской орфографии"

Данная программа, возможно, поможет словесникам, уделяющим особое внимание повышению уровня орфогафической грамотности учащихся....

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Сначала было слово» Класс: 10 Количество часов: 17

 Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования по русскому языку, сборника нормативных документов учебного плана 2004 ...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Загадки русской орфографии", 6 класс.

  Факультативный курс «Загадки русской орфографии» рассчитан на 17 часов  и предназначен для обучающихся 6 класса. Рабочая программа факультативного курса составлена на ос...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (для 9 класса).

Рабочая программа составлена с учетом программы факультативного курса С.И. Львовой «Уроки словесности» для 7-9 классов. Программа содержит следующие разделы: 1) пояснительная зап...