Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Кузикова Любовь Герасимовна

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи. На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:

-  Федерального закона  Российской Федерации от 29.12.2012г. №273 –ФЗ «Об образовании в Российской   Федерации» (с изменениями и дополнениями);

- Федерального государственного  образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 .12.2010 № 1897);

- СанПиН 2.4.2.2821-10 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиями организации обучения в общеобразовательных учреждениях» ( от 29 .12.2010г. № 189 в редакции изменений №3, утверждённых постановлением  Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. № 81);

- Учебного плана МБОУ  гимназии г. Советский на  2018-2019 учебный  год.  - Примерной программы основного общего образования по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ.docx33.13 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности  «Практический курс речеведения» для 9 класса.

                                       1. Пояснительная записка.

                  Практическая значимость курса «Практический курс речеведения».

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи. На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:

-  Федерального закона  Российской Федерации от 29.12.2012г. №273 –ФЗ «Об образовании в Российской   Федерации» (с изменениями и дополнениями);

- Федерального государственного  образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 .12.2010 № 1897);

- СанПиН 2.4.2.2821-10 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиями организации обучения в общеобразовательных учреждениях» ( от 29 .12.2010г. № 189 в редакции изменений №3, утверждённых постановлением  Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. № 81);

- Учебного плана МБОУ  гимназии г. Советский на  2018-2019 учебный  год.  - Примерной программы основного общего образования по русскому языку.

Цель курса: создать условия для овладения русским языком как средством общения, подготовить учащихся к написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения.

Задачи курса:

- создать условия для овладения нормами литературного языка в письменной форме;

- создать условия для формирования умений и навыков вдумчивого, осмысленного чтения, интерпретации текста,

- совершенствовать речевую практику учащихся;

- совершенствовать навык работы с тестами.

Место учебного предмета в базисном учебном плане:

Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и закрепленными в учебном плане образовательного учреждения. На программу изучения факультативного курса в 9 классе выделяется 1 час в неделю. Общее количество часов за год обучения составляет 35 часов.

                                       2. Планируемые результаты изучения курса

Личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности:

  1. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  3. Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности,  на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  4. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  5. Формирование установки на  безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные  результаты:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели  и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  2. Использование знаково-символических средств представления информации.
  3. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации.
  4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  5. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  6. Умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета   «Русский язык».

Предметные результаты :

  1. знание базовых понятий курса: культура речи, речь, письменная и устная формы речи, языковая норма, виды языковых норм;
  2. умение давать характеристику основным стилям русского языка;
  3. знание художественно-изобразительных средствах речевой выразительности (тропах).
  4. знание основных видов лингвистических словарей и умение ими пользоваться.
  5. приобретение навыков речевого контроля, умение слышать себя, грамотно оценить качество речи и при необходимости её корректировать в пределах изученного материала;

В результате изучения материалов программы обучающиеся 9 класса научатся:

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
  • владеть разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
  • владеть умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
  •  свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
  • адекватно воспринимать  на слух текстов разных стилей и жанров; владеть различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
  • уметь сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;

                                            3. Содержание курса:

Раздел

Содержание раздела

Количество часов

Формы учебных занятий

Виды учебной деятельности

Сочинение-рассуждение.

Сочинение-рассуждение: основные требования к творческой работе, структура, понятие тезиса, умение формулировать его, аргумент, способы введения аргументов, выводов. Обучающее сочинение-рассуждение  

3

Практикум, развитие речи

Используют  речевые средства  для решения коммуникативных задач; владеют  устной и письменной речью, участвуют  в диалогах разных видов.

Текст. Стили речи. Типы речи. Композиция сочинения – рассуждения

Текст, основная мысль, структура текста. Функциональные стили речи: художественный, разговорный, научный, официально- деловой, их особенности. Типы речи: описание повествование, рассуждение. Композиция сочинения – рассуждения. Критерии и нормативы оценки творческой работы

3

Практикум, развитие речи, исследование, беседа

Используют  речевые средства  для решения коммуникативных задач; владеют  устной и письменной речью, участвуют  в диалогах разных видов.

Средства выразительности речи

Средства выразительности речи, эпитеты, метафоры, омонимы, сравнения, синекдоха, анафора, градация. Лингвистический анализ публицистического текста. План анализа публицистического текста

4

Практикум, развитие речи, исследование, беседа, коллективное обсуждение

Используют  речевые средства  для решения коммуникативных задач; владеют  устной и письменной речью, участвуют  в диалогах разных видов.

Текст. Виды связи предложений в тексте

Текст. Виды связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте: повторы, однородные слова, союзы, местоимения, указательные слова, описательные обороты, Сочинение-рассуждение о русском языке  

7

Практикум, развитие речи, исследование, беседа, коллективное обсуждение, контроль

Сопоставляют  и сравнивают речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Осваивают  правила коллективного обсуждения, дискуссии в соответствии с нормами русского языка, следовать морально-этическим и психологическим принципам общения

Тема текста. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы

Тема текста, тема и рема, заголовок текста. Формирование на основе текста системы аргументов для обоснования определенной позиции Оформление работы

3

Практикум, развитие речи, исследование, беседа

Используют  речевые средства  для решения коммуникативных задач; владеют  устной и письменной речью, участвуют  в диалогах разных видов.

Рецензирование и редактирование творческих работ о русском языке

Рецензирование и редактирование творческих работ о русском языке. Самостоятельная работа над редактированием текста : структурирование, преобразование, интерпретация  

3

Практикум, развитие речи, исследование, беседа

Используют  речевые средства  для решения коммуникативных задач; владеют  устной и письменной речью, участвуют  в диалогах разных видов

Типы ошибок. Исправление недочетов

Типы ошибок, исправление недочетов; оценка утверждений , сделанных в тексте, определение доводов, исходя из собственного представления о мире

2

Работа над ошибками, коллективное обсуждение

Используют  речевые средства  для решения коммуникативных задач; владеют  устной и письменной речью, участвуют  в диалогах разных видов

Рецензирование и редактирование творческих работ учащихся

Рецензирование и редактирование творческих работ учащихся, оценка содержания и формы текста, анализ подтекста ( использованных языковых средств и структуры текста)

2

Рецензирование, редактирование, работа над ошибками

Используют  речевые средства  для решения коммуникативных задач; владеют  устной и письменной речью, участвуют  в диалогах разных видов

Лингвистический анализ художественного текста.

Лингвистический анализ художественного текста; соответствие между частями текста и его основной мыслью, сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов.

3

Практикум, развитие речи, исследование, беседа

Используют  речевые средства  для решения коммуникативных задач; владеют  устной и письменной речью, участвуют  в диалогах разных видов

Работа с текстом о нравственных проблемах

Работа с текстом о нравственных проблемах. Обучающее сочинение-рассуждение о правилах поведения с окружающими. Рецензирование и редактирование творческих работ.  Сочинение - рассуждение по словам мудрых людей. Творческая мастерская. Сочинение-рассуждение по высказываниям мудрецов.

2

Практикум, развитие речи, исследование, беседа

Используют  речевые средства  для решения коммуникативных задач; владеют  устной и письменной речью, участвуют  в диалогах разных видов

Игра

Рецензирование чужого текста

1

Практикум

Использование всех  критерий для оценивания сочинения, речевых средств для коммуникативной задачи.

Резервные занятия

Внеурочная деятельность

2

                                                 

                     4. Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Дата /план

Дата /факт

1.

Ведение. Сочинение-рассуждение. Основные требования к работе

1

1

2

РР Обучающее сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

1

2

3

РР Обучающее сочинение-рассуждение на морально – этическую тему.

1

3

4

Текст. Стили речи. Типы речи.

1

4

5

Композиция сочинения-рассуждения

1

5

6

Критерии и нормативы оценки творческой работы

1

6

7 8

Средства выразительности речи

2

7 - 8

9

Лингвистический анализ публицистического текста

1

9

10

Роль средств выразительности в тексте

1

10

11

Виды связи предложений в тексте

1

11

12

Средства связи предложений в тексте

1

12

13

Цепная и параллельная связь

1

13  

14

Лексические, морфологические средства связи предложений в тексте

1

14  

15

Лексические, морфологические средства связи предложений в тексте

1

15

1617

РР Сочинение-рассуждение о русском языке

2

16- 17

18

Тема текста

1

18  

19

Корректное изложение собственного мнения по проблеме

1

19

20

Аргументы. Оформление работы.

1

20  

21

Обучение рецензированию и редактированию собственной творческой работы

1

21

2223

Практикум по рецензированию и редактированию собственной творческой работы

2

22-23

24

Типы ошибок, их исправление.

1

24  

25

Предупреждение логических и речевых ошибок.

1

25  

26

Редактирование творческой работы на основе примеров.

1

26  

27

Рецензирование творческой работы на основе примеров.

1

27  

28

Как выполнить лингвистический анализ текста

1

28

29

Лингвистический анализ художественного текста

1

29  

30

Практикум «Лингвистический анализ художественного текста»

1

30  

31

Обучающее сочинение-рассуждение о нравственных проблемах

1

31

32

«Нравственные проблемы, затрагиваемые русскими писателями 19 века в своих произведениях»  (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь) . Библиотечное занятие.

1

32  

33

Игра « Я эксперт»  (рецензирование чужого сочинения – рассуждения)

1

33

34

Резервное занятие.

1

34

35.

Резервное занятие.

1

35

                            5.  Формы организации внеурочной деятельности

Формами организации занятий являются индивидуальная, парная, групповая и коллективная работа (проекты, взаимная проверка сочинений, выступления). Во время занятий предусматривается индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приёмы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной и других видов деятельности. Программа предусматривает социальное партнёрство с детской библиотекой города.

6. Формы контроля и подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности

  • Фронтальная и индивидуальная проверка выполненной работы.
  •  Индивидуальные работы по основным формам письменной коммуникации  (написание сочинений.).
  •  Проектная деятельность.
  •  Устные выступления по поставленной проблеме. Презентация своей работы.
  •  Тестовые задания.
  •  Зачет в письменной форме

7. Перечень учебного оборудования и наглядных пособий

1. Методические таблицы.

2. Раздаточный материал.

                                   Список источников

1. Выразительные средства языка В.Приходько 2008 М, Изд.центр «Академия»

2. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. Д.Э.Розенталь 2003 М,»Оникс 21 век»

3. Ладыженская, Т. А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. - М., 1986.

                                                     Интернет – ресурсы

1.http://xn----7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/2013-02-03-10-53-18/sochineniya-2015-goda/1821-metodicheskie-rekomendatsii-po-napisaniyu-sochineniya-15-3-oge

2.. https://saharina.ru/metod/gia/

3.http:// www .fipi.ru «ФИПИ» / Открытый банк заданий

4. http://neznaika.pro/ «Незнайка» /Тесты.

5. http://gramotei.cerm.ru /онлайн -тренажёры/

                                                                                       Приложение  1

Оценочные материалы

по курсу внеурочной деятельности «Практический курс речеведения»

для 9 класса

Контроль за качеством усвоения материала предполагается осуществлять в виде письменного текущего контроля за год; текущего контроля в виде устного ответа. Написание сочинения  предназначено для организации дифференцированного итогового и тематического контроля уровня усвоения учащимися. Письменная  форма контроля знаний и умений способствует индивидуальному подходу, т.к. учащиеся сами выбирают тему сочинения. Проведение практикумов нацелено на практическое усвоение языкового материала. Предлагаемый зачет соотнесён с информацией курса и основан на привычных для учащихся видах работы, которые они выполняли на протяжении всего периода обучения. Проверяется умение приводить рассуждение на заданную тему, приводить примеры из текста и литературы, жизни. Работа должна отличаться  практической грамотностью и фактической точности письменной речи , композиционной стройностью и завершенностью , не имеет фактических ошибок. За сочинение  - 9 баллов + 5 баллов за практическую грамотность и фактическую точность письменной речи. Освоил – больше 7 и больше баллов, не освоил – меньше 7 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Рабочая программа факультативных занятий по русскому языку в 8 классе "Культура речи"

Рабочая программа I вида  факультативных занятий "Культура речи" для 8 классов  составлена на основе авторской программы "Русский язык.Элективные курсы" под редакцией С.И.Львовой,из-во "Мнем...

Рабочая программа факультативных занятий по русскому языку для 6 классов

Рабочая прграмма факультативного курса по русскому языку для 6 классов.34 часа...

Программа элективного курса по русскому языку "Практический курс речеведенья" 9 класс.

Программа элективного курса по русскому языку "Практический курс речеведенья" 9 класс.       ...

Рабочие программы по литературе и русскому языку для 11 кл. Рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»

Представлены рабочие программы по литературе к учебнику под ред. В.П.Журавлёва и русскому языку к учебнику В.Ф.Грекова, а также  рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативных занятий по русскому языку «Устойчивая грамотность» 9 класс

Рабочая программа предназначена для подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ...

Рабочая программа факультативных занятий по русскому языку «Секреты русской орфографии» 7 класс

Факультативный курс «Секреты русской орфографии» рассчитан на 17 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, формирование устойчивых навыков владения языком. Занятия данного курса ориент...