Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Развитие орфографических навыков у учащихся"
элективный курс по русскому языку (7 класс) на тему
Факультативный курс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по факультативному курсу русского языка для 7 класса разработана на основе программы по русскому языку для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией М.Т.Баранова, Т. А. Ладыженской, Л.А.Тростенцовой. Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.
Рабочая программа соответствует Программе, утвержденной Министерством образования и науки РФ, под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л.А.Тростенцовой – М.: Просвещение, 2011 г.
Программа соответствует учебнику Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т.Баранов, Т. А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. – 29-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает факультативное изучение русского языка в VII классе 1 часа в неделю, что составляет 35 часов в год.
Общая характеристика учебного предмета
Общие цели образовательной области
Учебный предмет «русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией, вырабатывает дружелюбное отношение и толерантность к представителям других сторон и их культуре..
Описание места учебного предмета « русский язык» в учебном плане школы
Факультативный курс русского языка рассчитан на 35 часов. В 7- м классе на изучение курса отводится 1 час в неделю, 35 учебных недель. Из них на проведение
- контрольных работ – 3 часа
Данный факультативный курс является дополнением к основному курсу русского языка и предназначен для учащихся 7 классов. Государственный образовательный стандарт предполагает получение учащимися данной возрастной категории устойчивых знаний в области фонетики, лексики, словообразования, морфологии и, конечно же, орфографии. Зачастую же в практике наблюдается, что орфографические навыки детьми 13-14- летнего возраста, в условиях современной действительности, усваиваются слабо. Проблема отсутствия «языкового чутья» сопровождает современного школьника вплоть до выпускных классов. Именно это заставляет учителей вновь и вновь обращаться к методикам, направленным на развитие навыков орфографической «зоркости».
Данный курс предлагает решить эту проблему через систему морфемико - словообразовательных упражнений. Изучение словообразования является благодатным материалом для решения задач развития мышления учащихся, и задача учителя состоит в том, чтобы полнее использовать эти возможности при обучении детей. Задача данного курса - не только вооружить ученика определённым багажом знаний, но и научить самостоятельно приобретать знания, развивать умения, навыки.
Методика изучения словообразования как основы формирования орфографических навыков и развития мышления предполагает знакомство со словообразовательными гнездами и лексическим значением входящих в них слов, знакомство с морфемами и их морфами: корнем, суффиксом, приставкой, изучение фонемо - буквенного состава морфемы, наблюдение над возможным позиционными и непозиционными чередованиями при словоизменении и словообразовании.
В рамках данного курса целесообразно обратиться к вопросу систематизации морфем (смыслообразующих и формообразующих). Особый раздел курса, конечно же, должен быть посвящен окончанию и правописанию окончаний различных частей речи.
Работа по созданию «банка морфем» помогает решить проблему усовершенствования орфографических навыков учащихся. В практике учителей возможна следующая система работы по созданию «банка морфем».
1.Введение морфем в память.
2.Выделение морфемы в словоформах.
3.Выделение морфем в производных словах.
4.Упражнения по словообразованию.
5.Включение изученных морфем в систему попутного повторения.
Важно отметить, что прохождение данного курса невозможно без знаний учащимися основ морфологии, которую учащиеся параллельно изучают ( а некоторые разделы повторяют) в основном курсе русского языка в 7 классе.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Использование знаково-символических средств представления информации.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен:
Знать:
- определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий,
- орфографические и пунктуационные правила, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
Уметь:
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
- находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
- правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
Содержание тем учебного курса
Основное содержание курса представлено следующими разделами, темами:
1. Введение. Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах – 1 ч
2. Правописание корней - 11 ч
3. Правописание приставок - 9 ч
4. Правописание суффиксов – 7 ч
5. Правописание окончаний – 4 ч
6. И-Ы после Ц в разных частях слова – 1 ч
7. О-Ё после шипящих в разных частях слова – 2 ч
8. Итоговая контрольная работа – 1 ч
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата план | Дата факт | Тема занятия | |
1 | Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах. | |||
2 | Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем. | |||
3 | Правописание корней с безударной гласной, проверяемой ударением. | |||
4 | Правописание корней с безударной гласной, не проверяемой ударением. | |||
5 | Классификация и правописание корней с чередующимися гласными. | |||
6 | Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-). | |||
7 | Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных (-лаг-, -раст-, -скоч-). | |||
8 | Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , -кос-). | |||
9 | Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-). | |||
10 | Правописание корней с сомнительными согласными. Оглушение согласных. Ассимиляция согласных. Чередование согласных в корнях слов. | |||
11 | Правописание корней с непроверяемыми согласными. Удвоенные согласные в корнях слов. | |||
12 | Контрольная работа на тему: «Правописание корней». | |||
13 | Правописание приставок. Классификация приставок (смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова). | |||
14 | Приставки с традиционным написанием. | |||
15 | Приставки с позиционным написанием. | |||
Правописание приставок пре, при-; пра-, про-; раз/с-, роз/с-. | ||||
16 | Правописание приставок пре, при-; пра-, про-; раз/с-, роз/с-. | |||
17 | Самостоятельная работа. | |||
18 | Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. | |||
19 | Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Буква Ы после приставок. | |||
20 | Контрольная работа. | |||
21 | Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов (смыслообразующие и формообразующие; суффиксы различных частей речи). | |||
22 | Правописание суффиксов существительных. | |||
23 | Правописание суффиксов прилагательных. | |||
24 | Правописание суффиксов глаголов. | |||
25 | Правописание суффиксов причастий. | |||
26 | Правописание суффиксов причастий. | |||
27 | Правописание суффиксов деепричастий и наречий. Самостоятельная работа. | |||
28 | Понятие об окончании. Правописание окончаний имен существительных. | |||
29 | Правописание окончаний имен прилагательных и причастий. | |||
30 | Правописание окончаний глаголов. | |||
31 | Правописание окончаний глаголов. | |||
32 | И-Ы после Ц в разных частях слова. | |||
33 34 | О-Ё после шипящих в разных частях слова. | |||
35 | Итоговая контрольная работа. |
Планируемые результаты в конце изучения факультативного курса русского языка в 7 классе
К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками
по орфографии:
- находить в словах изученные орфограммы;
- уметь обосновывать их выбор;
- правильно писать слова с изученными орфограммами;
- находить и исправлять орфографические ошибки;
- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами.
Уметь грамотно и чётко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/29/picture-225135-1540830271.jpg)
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса «Русская словесность»
Рабочая программафакультативного курса по русскому языку для 9 класса«Русская словесность» Рабочая программа составлена на основеПрограммы по русскому языку для общеобразователь...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/14/picture-165838-1358133922.jpg)
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии" для 7 класса.
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии" для 7 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/08/picture-238246-1365416650.jpg)
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 8 класса "Секреты русской орфографии"
Данная программа, возможно, поможет словесникам, уделяющим особое внимание повышению уровня орфогафической грамотности учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/10/picture-379489-1389372378.jpg)
Рабочая программа факультативного курса по математике "Коррекция вычислительных навыков" для специальных (коррекционных) классов VII вида (6 класс)
Рабочая программа рассчитана на преподавание 1 час в неделю, составлена для специальных (коррекционных) классов VII вида. Содержит разделы: пояснительная записка, планируемые результаты освоения курса...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/20/picture-246833-1634762869.jpg)
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для учащихся с умственной отсталостью, 9 класс, 34 часа
Данная программа является вариативной для 9 класса С(К)К VIII вида. Составлена на основе программы С.Ю. Ильиной «Деловое и творческое письмо», программы для специальных (коррекцион...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/16/picture-710287-1447685928.jpg)
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Загадки русской орфографии", 6 класс.
Факультативный курс «Загадки русской орфографии» рассчитан на 17 часов и предназначен для обучающихся 6 класса. Рабочая программа факультативного курса составлена на ос...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/22/picture-999686-1516628612.jpg)
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (для 9 класса).
Рабочая программа составлена с учетом программы факультативного курса С.И. Львовой «Уроки словесности» для 7-9 классов. Программа содержит следующие разделы: 1) пояснительная зап...