Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса «Русская словесность»
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме

Ганеева Наталья Миннагалеевна

 

Рабочая программа

факультативного курса

по русскому языку для 9 класса

«Русская словесность»

 

 

 

Рабочая программа составлена на основе

Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы(элективные курсы)/[авт.-сост. С.И.Львова]. -  3-е изд.,стер.,-М.:Мнемозина,2009.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gruppovye_zanyatiya.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новостроевская средняя общеобразовательная школа»

Кемеровского муниципального района Кемеровской  области

«Рассмотрено»                             «Согласовано»                                   «Утверждаю»        

Руководитель МО

гуманитарного  цикла                                 Заместитель                                                           И.о.директора МБОУ        

_______Гуськова Е.А.                                    директора  по УВР                                             «Новостроевская СОШ»

Протокол №_____ от                                   _________Коржова Н.Д.                                     ________Шулепова С.В.

«____»________2012г.                               Протокол №____от                                              Приказ №_____ от

                                                          «____»__________2012г.                                      «____»_________2012г.

Рабочая программа

факультативного курса

по русскому языку для 9 класса

«Русская словесность»

Рабочая программа составлена на основе

Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы(элективные курсы)/[авт.-сост. С.И.Львова]. -  3-е изд.,стер.,-М.:Мнемозина,2009.

Составитель:Ганеева Н.М.,

учитель русского языка и литературы,

 I квалификационная категория

2012

Пояснительная записка

         Данный курс берет за основу знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения на занятиях рассматривается известный учащимся лингвистический материал и углубляются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию.

        Курс предусматривает целенаправленное наблюдение за использованием разных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, где наиболее полно проявляется изобразительно-выразительная сила русского языка. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и сформировать элементарные навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения.

        Нужно иметь в виду, что каждый учитель вправе выбрать из представленного в программе перечня понятий именно те, с которыми он считает необходимым познакомить своих учеников. Можно перераспределить и количество часов на изучение тех или иных тем.

         Программа предполагает максимальное включение школьников в разнообразную по содержанию и форме творческую деятельность: от элементарного анализа текста до создания самостоятельного высказывания  с использованием  уже изученных языковых художественных приемов.

         Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.

Содержание учебного материала

Морфологические средства выразительности русской речи(17ч)

Имя существительное(2ч)

        Экспрессивная функция частей речи в художественных произведениях разных писателей.

        Изобразительно-выразительное использование имени существительного в художественной речи.

        Стилистическое  использование грамматических категорий имени существительного(число, падеж). Грамматический род и пол живых существ. Образное использование категорий рода при создании поэтического олицетворения.

        Имена собственные и нарицательные; стилистическая роль собственных наименований в литературных произведениях. Обыгрывание внутренней формы фамилий литературных героев как средство художественной характеристики.

Имя прилагательное(4ч)

        Образная функция имен прилагательных в произведениях писателей разных литературных направлений.

        Употребление относительных, притяжательных и качественных прилагательных в переносном значении как средство речевой экспрессии.

        Эпитет и языковые средства его создания; постоянные эпитеты.

        Роль имени прилагательного в создании цветовых образов. Стилистическая роль сложных прилагательных; индивидуально-авторские образования сложных прилагательных.

        Использование кратких и усеченных прилагательных в поэтическом тексте.

Имя числительное(1ч)

        Экспрессивная роль числительных в художественном тексте. Употребление числительных-символов(3,7,40,100) в произведениях устного народного творчества и литературных текстах.

Местоимение(2ч)

        Экспрессивная роль местоимения в художественном тексте. Стилистическое  использование устаревших местоимений.

         Синонимика местоимений разных разрядов и экспрессивное их использование.

         Употребление личных местоимений единственного и множественного числа как экспрессивное

средство.

Глагол и его формы(4ч)

          Экспрессивная роль глагола в художественном тексте. Употребление глагола в переносном значении; олицетворение как поэтический троп и языковые средства его создания. Использование усеченных глаголов в художественном тексте (прыг в траву).

          Грамматические категории глагола как источник выразительности речи: категории времени, наклонения, вида, лица. Употребление глаголов одного времени (наклонения) в значении другого как изобразительный прием. Соединение форм прошедшего времени и настоящего в предложении с целью придания живости повествованию (пришла и говорю, прибежал и видит).

          Семантико-стилистические особенности употребления инфинитива, причастия и деепричастия в художественных текстах.

Наречие(2ч)

           Специфические свойства наречия, которые определяют его изобразительную функцию: близость к образной функции прилагательного и соотнесенность с другими частями речи.

           Экспрессивное использование наречий разных разрядов.

             Наречия сравнения (по-детски, градом) и образное использование их в художественном тексте. Использование степеней сравнения  наречий и прилагательных для создания эмоционально-экспрессивной окраски.

Служебные части речи(2ч)

           Роль служебных частей речи в художественных текстах.

           Частица не в отрицательном сравнении. Семантическая роль противительных союзов и использование их в конструкциях художественного противопоставления.

           Анализ фонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических, словообразовательных, лексических, морфологических особенностей художественного текста и выразительное его чтение.

Синтаксическое богатство русского языка(17ч)

Особенности русского синтаксиса(2ч)

           Свойства русского синтаксиса, определяющие его богатство и разнообразие, безграничные возможности в передаче смысла речи и создании художественных образов: свободный порядок слов, развитая синонимика синтаксических конструкций, функционально-стилистическая закрепленность синтаксических средств.

Экспрессивное использование предложений разного типа(8ч)

             Интонационное многообразие и богатство эмоциональных значений побудительных и вопросительных предложений. Лексическое и грамматическое оформление вопросительных и побудительных предложений. Особенности интонации вопросительных предложений. Риторический вопрос и его художественные функции.

             Особенности интонации восклицательных предложений. Лексико-грамматические средства оформления восклицательных предложений. Наблюдение над стилистическим использованием вопросительных, побудительных и восклицательных предложений в художественных текстах.

             Типы односоставных предложений. Семантико- стилистические возможности определенно-личных, неопределенно-личных и безличных предложений; использование их в художественных текстах. Выразительные возможности номинативных(назывных) предложений. Именительный представления и его эстетическая функция в художественной речи.

             Семантико-грамматические свойства обобщенно-личного предложения, использование его в произведениях художественной литературы, в русских народных пословицах, поговорках, загадках.

             Слова-предложения; их семантика, грамматические способы оформления и стилистическое использование в речи.

             Наблюдения за употреблением в художественном тексте разных типов сложных предложений (ССП,СПП,БСП). Семантико-стилистическая роль союзов в сложных предложениях. Стилистическая окраска союзов.

             Сравнение как поэтический троп и разные языковые средства его создания: сравнительные обороты, сложноподчиненные предложения с придаточным сравнения, наречия со значением сравнения и др.

             Наблюдение за употреблением бессоюзных предложений  в художественных  текстах, в произведениях устного народного творчества.

             Семантико- стилистическая функция прямой речи. Несобственно-прямая речь. Использование прямой, косвенной, несобственно-прямой речи как средства создания речевой характеристики персонажа, описания психологического состояния героя.

             Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста. Структурный параллелизм сложного предложения как изобразительный прием.

Стилистические фигуры речи(7ч)

             Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью (бессоюзие, многосоюзие, инверсия, параллелизм, риторический вопрос и обращение, эллипсис, анафора, эпифора, антитеза, градация, умолчание и др.) .Наблюдение за использованием этих стилистических фигур в художественных текстах.

             Наблюдение за индивидуально-авторскими особенностями синтаксиса в произведениях русских писателей и поэтов.

              Многоаспектный языковой анализ и выразительное чтение произведений художественной литературы.

Учебно-тематический план

 №

п/п

Название темы

Лекция

Лабораторно-практ. занятия

Контрольная работа

Кол-во

часов

1

Морфологические средства выразительности русской речи

17ч

2

Имя существительное

3

Имя прилагательное

4

Имя числительное

5

Местоимение

6


Глагол и его формы

7

Наречие

8

Служебные части речи

9

Синтаксическое богатство русского языка

17ч

10

Особенности русского синтаксиса

11

Экспрессивное использование предложений разного типа

12

Стилистические фигуры речи

Календарно-тематическое планирование

дата

Количество часов

Тема занятия

1 четверть

17ч

Морфологические средства выразительности русской речи.

  1. Имя существительное. Стилистическое  использование грамматических категорий имени существительного(число, падеж). Грамматический род и пол живых существ.

2.2.      Имена собственные и нарицательные; стилистическая роль собственных наименований в литературных произведениях.

3.1.      Имя прилагательное.  Употребление относительных, притяжательных и качественных прилагательных в переносном значении как средство речевой экспрессии.

4.2.  Эпитет и языковые средства его создания; постоянные эпитеты.   

5.3.    Роль имени прилагательного в создании цветовых образов. Стилистическая роль сложных прилагательных.

6.4.   Использование кратких и усеченных прилагательных в поэтическом тексте.   

7.1.    Имя числительное. Употребление числительных-символов(3,7,40,100) в произведениях устного народного творчества и литературных текстах.

8.1.  Местоимение. Экспрессивная роль местоимения в художественном тексте. Стилистическое  использование устаревших местоимений.

9.2.    Синонимика местоимений разных разрядов и экспрессивное их использование. Употребление личных местоимений единственного и множественного числа как экспрессивное средство.

2 четверть












10.1.   Глагол и его формы. Употребление глагола в переносном значении; олицетворение как поэтический троп и языковые средства его создания. Использование усеченных глаголов в художественном тексте (прыг в траву).

11.2.    Грамматические категории глагола как источник выразительности речи: категории времени, наклонения, вида, лица.

12.3. Семантико-стилистические особенности употребления инфинитива, причастия и деепричастия в художественных текстах.

13.4.   Контрольная работа  по теме «Глагол и его формы».

14.1.  Наречие . Специфические свойства наречия, которые определяют его изобразительную функцию: близость к образной функции прилагательного и соотнесенность с другими частями речи.

15.2.   Экспрессивное использование наречий разных разрядов. 

16.1.    Служебные части речи.   Роль служебных частей речи в художественных текстах. Частица не в отрицательном сравнении.

3 четверть

















17.2. Контрольная  работа  по теме «Морфологические средства выразительности русской речи».

17ч

  Синтаксическое богатство русского языка.


18.1.Особенности русского синтаксиса. Свойства русского синтаксиса: свободный порядок слов, развитая синонимика синтаксических конструкций, функционально-стилистическая закрепленность синтаксических средств.

19.2.  Свойства русского синтаксиса: свободный порядок слов, развитая синонимика синтаксических конструкций, функционально-стилистическая закрепленность синтаксических средств.












Экспрессивное использование предложений разного типа.

20.1 Лексическое и грамматическое оформление вопросительных и побудительных предложений. Особенности интонации вопросительных предложений. Риторический вопрос и его художественные функции

21.2.    Особенности интонации восклицательных предложений. Лексико-грамматические средства оформления восклицательных предложений.

22.3.    Семантико- стилистические возможности определенно-личных, неопределенно-личных и безличных предложений; использование их в художественных текстах. Выразительные возможности номинативных (назывных) предложений.

23.4.   Семантико-грамматические свойства обобщенно-личного предложения, использование его в произведениях художественной литературы, в устном народном творчестве. Слова-предложения; их семантика, грамматические способы оформления и стилистическое использование в речи.

24.5.   Употреблением в художественном тексте разных типов сложных предложений (ССП,СПП,БСП). Семантико-стилистическая роль союзов в сложных предложениях.

25.6.    Сравнение как поэтический троп и разные языковые средства его создания: сравнительные обороты, сложноподчиненные предложения с придаточным сравнения, наречия со значением сравнения и др.

26.7. Употреблением бессоюзных предложений  в художественных  текстах, в произведениях устного народного творчества.   

4 четверть

27.8.  Использование прямой, косвенной, несобственно-прямой речи как средства создания речевой характеристики персонажа, описания психологического состояния героя. Проверочная работа по данному разделу.

   Стилистические фигуры речи

 28.1. Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью (бессоюзие, многосоюзие, инверсия, параллелизм, анафора, эпифора, антитеза, градация, умолчание и др.).

29.2.   Наблюдение за использованием  стилистических фигур в художественных текстах.

30.3. Наблюдение за использованием  стилистических фигур в художественных текстах.

31.4.  Индивидуально-авторские  особенности синтаксиса в произведениях русских писателей и поэтов.

32.5. Многоаспектный языковой анализ и выразительное чтение произведений художественной литературы

33.6.   Многоаспектный языковой анализ и выразительное чтение произведений художественной литературы.

34.7.   Контрольная работа по теме «Стилистические фигуры речи».

Литература

Для учащихся

Введенская Л.А., Колесников Н.П. от собственных имен к нарицательным.- М., 1984.

Граник Г.Г.,Бондаренко С.М. Секреты пунктуации.- М.,1986.

Егораева  ГИА. Практикум по русскому языку.9 класс.-М.,Экзамен,2011,2112.

Журавлев А.П. Звук и смысл.-М,1991.

Шанский Н.М. Занимательный русский язык.В 2ч.-М.,1996.

Шанский Н.М.Художественный текст под лингвистическим микроскопом.-М.,1986.

Словари

Бельчиков Ю.А. Словарь паронимов русского языка.-М.,2008.

Горбачевич К.С. Словарь синонимов русского языка.-М.:Эксмо,2007.

Горбачевич К.С. Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке.-М.,2004.

Гребенева Ю.Н. Словарь омонимов и омоформ русского языка.-М.:,Айрис-пресс,2008.

Крылов Г.А. Школьный этимологический словарь.- Ростов н/Д: Феникс,2008.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке.-М.:,Айрис-пресс,2008.

Сёмушкина Л.Н.Культура русской речи: словарь-справочник.- М.: Айрис-пресс,2008.

Степанова М.И.Школьный фразеологический словарь.-Ростов н/Д: Феникс,2010.

Для учителя

Анненков Е.И. и др. Анализ художественного произведения.-М.,1988.

Бахтин М.М. Человек в мире слова.-М,1995.

Купина Н.А.Лингвистический анализ художественного текста.-М.,1980.

Купина Н.А.Филологический анализ художественного текста:Практикум-М.,2003.

Францова Н.В. Литература. Анализ эпизода. Анализ стихотворения.-М.:Экзамен,2008.

Черемисина Н.В.Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь.-М.,1982.

и другая литература.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативный (элективный) курс по русскому языку 7 класс "Уроки словесности"

Документ содержит пояснительную записку, рабочую учебную  программы, календарно-тематическое планирование. Автор-составитель С. И. Львова....

Рабочая программа курса по русскому языку "Подготовка к ОГЭ -2015"

Практический курс разработан с целью подготовки обучающихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме. Дано описание содержания курса, которое делится на три раздела: обучение сжатому изложе...

Рабочая программа курса « Стилистика русского языка и стилистика речи»

Рабочая программа курса « Стилистика русского языка и стилистика речи» составлена в соответствии с нормативно- правовыми документами: - Федеральным законом № 273 - ФЗ «Об образовании в Российс...

Рабочая программа курсов по русскому языку "Формирование орфографической зоркости".

Рабочая пргорамма предназанчена для платных образовательных курсов по русскому языку....

Элективный курс по русскому языку 10 класс "Русское правописание: орфография и пунктуация"

Рабочая программа предназначена  для проведения элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация»  С.И. Львовой, В.В. Львова в 10- классе и рассчитана на 35часов...

Рабочая программа курса по русскому языку для 5 класса ФГОС

Рабочая программа  составлена в соответствии с требованиями:Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;Федерального государственного образовате...

План занятия факультатива по теме «Особенности развития системы подчинительной связи в русском языке», 9 класс, русский язык.

План занятия факультатива по теме «Особенности развития системы подчинительной связи в русском языке», 9 класс, русский язык.Цели:  проследить историю развития системы подчи...