Рабочая программа курса « Стилистика русского языка и стилистика речи»
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Руденко Лидия Николаевна
Рабочая программа курса « Стилистика русского языка и стилистика речи» составлена в соответствии с нормативно- правовыми документами: - Федеральным законом № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» -Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, в соответствии с БУП 2004 года приказ Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2004года № 1312 об утверждении Федерального БУП и примерных учебных планов для ОУ РФ, реализующих программы общего образования. -на основе методического пособия «Русский язык» для 8 класса. Автор Н. А. Сенина. Издательство «Легион» Ростов-на-Дону 2014 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stilistika_8_klass.docx38.37 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая  программа  курса « Стилистика русского языка и стилистика речи»  составлена   в соответствии с  нормативно- правовыми документами:

- Федеральным  законом № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

-Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, в соответствии с БУП 2004 года  приказ Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2004года № 1312 об утверждении Федерального БУП и примерных учебных планов для ОУ РФ, реализующих программы общего образования.

-на основе методического пособия «Русский язык» для 8 класса. Автор Н. А. Сенина. Издательство «Легион» Ростов-на-Дону 2014 год.

       Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, тексте. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа текста, в составлении собственного текста, приемам сжатия.
       
Практическая стилистика тесно связана с другими разделами курса современного русского литературного языка: теоретические положения лексикологии и грамматики служат основой для стилистической характеристики языковых средств. Для закрепления теоретических положений в программу включены задания и упражнения, назначение которых – выработать у учащихся навыки стилистического анализа текста, привить им умение оценивать и выбирать синонимические варианты. Иллюстративный материал для программы отобран из произведений художественной литературы, научных, публицистических и деловых текстов. В основном представлены микротексты – отдельные предложения, со структурой которых связаны те или иные правила. Курс рассчитан на 35 часов. В связи с тем, что учебные занятия выпали на праздничные дни, пришлось объединить уроки ( по 2 часа). Программа составлена на 33 часа, реализация программы произойдёт за счёт уплотнения материала.

                                                                            Цели и задачи  курса:

  1.дать общее представление о языковых стилях;   охарактеризовать нормы литературного языка;

  2.показать приемы и способы наиболее целесообразного использования средств языка в соответствии с содержанием текста, его жанром и назначением;  привить навыки обоснованного их выбора;

 3.содействовать повышению речевой культуры обучающихся.

                                               Общая характеристика учебного предмета.

           Содержанием практической стилистики являются: 1) общие сведения о языковых стилях; 2) оценка экспрессивно-эмоциональной окраски средств языка; 3) синонимия языковых средств.

Теория языковых стилей не является предметом практической стилистики, но для последней существенно важно распознавание стилистических особенностей лексических и грамматических средств общенародного языка. Выбор стилистически окрашенных слов, фразеологических оборотов, отдельных форм и конструкций должен производиться с учетом их более или менее прочной закрепленности за функциональными стилями.

Центральное место в практической стилистике отводится проблемам синонимии. Основанием для этого служит то обстоятельство, что развитой литературный язык представляет собой весьма сложную систему более или менее синонимических средств выражения, так или иначе соотнесенных друг с другом. Поэтому к стилистике всегда относится изучение дифференциально-смысловых и экспрессивных выражений.

Для практической стилистики большое значение имеет использование лексических и грамматических средств языка, в меньшей степени она занимается стилистическими ресурсами фонетики и словообразования. Что касается образных форм языка (тропов и фигур) , то ими в основном занимается стилистика художественной литературы, литературоведческая стилистика.

В грамматической стилистике большое внимание уделяется стилистическому синтаксису. Однако стилистическое использование морфологических категорий остается предметом исследования лингвистов.

Богатейшая синонимика средств русского литературного языка ставит перед практической стилистикой вопрос о критериях оптимального выбора нужных в конкретной ситуации вариантах. При оценке вариантных форм и конструкций нередко сказывается такое преимущество одной из них, как краткость, с которой связана экономия языковых средств, усилий, времени. Тенденция к экономии обнаруживается на всех уровнях языковой системы: в фонетике, в словоизменении, в синтаксисе и особенно в словообразовании. В области морфологии (в склонении и спряжении) также заметна эта тенденция.

Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области стилистики, стилистического использования форм частей речи, вариативность окончания имён существительных и прилагательных в формах косвенных падежей, вариативность форм глаголов, причастий, деепричастий, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи обучающихся.

                                                                             Содержание курса.

              Программа курса включает в себя толкование понятия стилистики. Сложность задач, стоящих перед стилистикой, позволяет выделить три её типа:

 1) стилистика языка как “системы систем”, или структурная стилистика, изучающая так называемые функциональные языковые стили (разговорный, научно деловой, газетно-публицистический, официально-канцелярский и др.

 2) стилистика речи, анализирующая различия семантического и экспрессивно-стилистического характера между разными жанрами

и общественно обусловленными видами устной и письменной речи (выступление в дискуссии, лекция, консультация, пресс-конференция, доклад, беседа и т.п.; передовая статья, научная рецензия и т.п.) ;

3) стилистика художественной литературы, рассматривающая все элементы стиля литературного произведения, стиля писателя, стиля литературного направления.

Нормативный характер практической стилистики сближает ее с широким разделом филологической науки, который носит название “культура речи”.

Помимо объективно-исторического изучения речевой жизни общества в определенную эпоху задачей этой филологической дисциплины является раскрытие норм литературного языка на всех “уровнях” языковой системы и установление на научной основе правил пользования языком, можно говорить о непосредственной связи некоторых проблем стилистики и проблем культуры речи.

                                                                       Тематическое планирование.

№ п-п

Тема. Раздел.

Количество часов

1

Стили русского языка.

Понятие стилистики.

Предмет и задачи практической стилистики

(15)

1

2

Понятие о функциональных стилях.

1

3

Научный стиль.

1

4

Практическая работа с текстом научного стиля

1

5

Официально-деловой стиль.

1

6

Практическая работа с текстами официально- делового стиля

1

7

Публицистический стиль.

1

8

Практическая работа с текстом публицистического стиля

1

9

Стили художественной литературы.

1

10

Практическая работа с текстами художественного стиля

1

11

Разговорный стиль

1

12

Практическая работа с текстами разговорного стиля

1

13

Лексическая сочетаемость. Стилистическое использование многозначности слов.

1

14

Стилистические функции омонимов, паронимов, синонимов, антонимов.

1

15

Стилистические свойства слов, связанные с их экспрессивной окраской.

1

16

Практическая работа по теме «Стилистическое использование форм частей речи.»

1

17

Стилистика и морфология.

Колебания в роде имен существительных. Род несклоняемых существительных.

(19)

1

18

Варианты окончаний родительного и предложного падежа единственного числа существительных мужского рода.

1

19

Варианты окончаний именительного падежа множественного числа существительных мужского рода.

1

20

Варианты окончаний родительного падежа множественного числа.

1

21

Синонимическое использование прилагательных и существительных в формах косвенных падежей.

1

22

Варианты сочетаний числительных с существительными.

1

23

Числительные собирательные и количественные как синонимы.

1

24

Числительные в составе сложных слов.

1

25

Практическая работа. Стилистическое использование форм существительных, прилагательных, числительных

1

26

Стилистическое использование личных местоимений.

1

27

Употребление возвратных и притяжательных местоимений.

1

28

Синонимия определительных местоимений.

1

29

Практическая работа. Стилистическое использование форм местоимений

1

30

Особенности образования некоторых личных форм глагола.

31

Варианты видовых форм.

1

32

Варианты форм причастий и деепрчастий.

1

33

. Практическая работа. Стилистическое использование форм глаголов, причастий и деепричастий.

1

 Календарно-тематическое планирование.

             Тема

Часы

По прог.

Дата факт

Основные виды учебной деятельности

Требования  к результатам обучения.

Вид контроля.

1

Понятие стилистики.

Предмет и задачи практической стилистики

1

06.09

Развитие навыка слушания

Знать содержание курса, требования к оценке знаний.

Текущий

2

Понятие о функциональных стилях.

1

13.09

Формирование умения и навыка чтения текстов разных стилей

Знать названия всех стилей речи, различать их.

Текущий

3

Научный стиль.

1

20.09

Формирование умения анализировать текст научного стиля

Уметь распознавать научный стиль, пользоваться им при составлении текста.

Текущий

4

Практическая работа с текстом научного стиля

1

27.09

Формирование умения собирать, обрабатывать, анализировать и излагать материал

Уметь применять тео-ретический материал при выполнении работы.

Промежуточный

5

Официально-деловой стиль.

1

04.10

Формирование умения  составления деловых бумаг

Уметь распознавать официально-деловой стиль, пользоваться им при составлении деловых бумаг..

Текущий

6

Практическая работа с текстами официально- делового стиля

1

11.10

Формирование умения собирать, обрабатывать, анализировать и излагать материал

Уметь применять тео-ретический материал при выполнении работы.

Текущий

7

Публицистический стиль.

1

18.10

Формирование умения анализировать текст публицистического стиля

Знать особенности публицистического стиля

Текущий

8

Практическая работа с текстом публицистического стиля

1

25.10

Формирование умения собирать, обрабатывать, анализировать и излагать материал

Уметь применять тео-ретический материал при выполнении работы.

Текущий

9

Стили художественной литературы.

1

15.11

Формирование умения анализировать текст художественного стиля

Уметь различать художественный стиль от других стилей речи.

Текущий

10

Практическая работа с текстами художественного стиля

1

22.11

Формирование умения собирать, обрабатывать, анализировать и излагать материал

Уметь применять тео-ретический материал при выполнении работы.

Промежуточный

11

Разговорный стиль

1

29.11

Формирование умения анализировать текст разговорного стиля

Знать особенности разговорного стиля, находить его в текстах.

Текущий

12

Практическая работа с текстами разговорного стиля

1

06.12

Формирование умения собирать, обрабатывать, анализировать и излагать материал

Уметь применять тео-ретический материал при выполнении работы.

Текущий

13

Лексическая сочетаемость. Стилистическое использование многозначности слов.

1

13.12

Исследовательская работа по определению стилистической принадлежности многозначных слов

Уметь распознавать слили русского языка.

Текущий

14

Стилистические функции омонимов, паронимов, синонимов, антонимов.

1

20.12

Формирование умения  определения стилистической принадлежности омонимов, паронимов, синонимов, антонимов

Уметь пользоваться лексическими особенностями при составлении текстов разных стилей речи.

Текущий

15

Стилистические свойства слов, связанные с их экспрессивной окраской.

1

27.12

Формирование умения  определения стилистической принадлежности слов с экспрессивной окраской

Уметь пользоваться лексическими особенностями при составлении текстов разных стилей речи

Текущий

16

Практическая работа по теме «Стилистическое использование форм частей речи.»

1

17.01

Формирование умения  использовать формы частей речи в текстах разных стилей

Уметь применять полу-ченные знания  при выполнении работы.

Промежуточный

17

Колебания в роде имен существительных. Род несклоняемых существительных.

1

24.01

Формирование умения  использовать формы частей речи в текстах разных стилей

Знать несклоняемые имена существитель-ные, особенности склонения

Текущий

18

Варианты окончаний роди-тельного и предложного па-дежа единственного числа сущ.  мужского рода.

1

31.01

Формирование умения  использовать формы частей речи в текстах разных стилей

Знать падежные окон-чания существитель-ных, учитывать их на-писание при создании текста худ. стиля речи.

Текущий

19

Варианты окончаний именительного падежа множественного числа существительных мужского рода.

1

07.02

Формирование умения  использовать формы частей речи в текстах разных стилей

Знать падежные окон-чания существитель-ных, учитывать их на-писание при создании текста худ. стиля речи

Текущий

20

Варианты окончаний родительного падежа множественного числа.

1

14.02

Формирование умения  использовать формы частей речи в текстах разных стилей

Знать падежные окон-чания существитель-ных, учитывать их на-писание при создании текста публ. стиля речи

Текущий

21

Синонимическое использование прилагательных и существительных в формах косвенных падежей.

1

28.02

Формирование умения  использовать формы частей речи в текстах разных стилей

Уметь использовать синонимы разных частей речи при составлении текстов разных стилей речи.

Текущий

22

Варианты сочетаний числительных с существительными.

1

28.02

Формирование умения  использовать формы частей речи в текстах разных стилей

Знать варианты сочета-ний разных частей речи с разными  стилями речи.

Текущий

23

Числительные собирательные и количественные как синонимы.

1

07.03

Формирование умения  использовать формы частей речи в текстах разных стилей

Знать варианты сочета-ний разных частей речи с разными  стилями речи.

Текущий

24

Числительные в составе сложных слов.

1

14.03

Формирование умения  использовать формы частей речи в текстах разных стилей

Знать варианты сочета-ний разных частей речи с разными  стилями речи.

Текущий

25

Практическая работа. Стилистическое использо-вание форм существи-тельных, прилагательных, числительных

1

04.04

Формирование умения собирать, обрабатывать, анализировать и излагать материал

Уметь применять полу-ченные знания  при выполнении работы.

Промежуточный

26

Стилистическое использование личных местоимений.

1

11.04

Формирование умения  использовать формы частей речи в текстах разных стилей

Уметь применять полу-ченные знания  при выполнении работы.

Текущий

27

Употребление возвратных и притяжательных местоимений.

1

18.04

Формирование умения  использовать формы частей речи в текстах разных стилей

Уметь применять полу-ченные знания  при выполнении работы.

Текущий

28

Синонимия определительных местоимений.

1

25.04

Формирование умения  использовать формы частей речи в текстах разных стилей

Уметь применять полу-ченные знания  при выполнении работы.

Текущий

29

 Стилистическое использование форм местоимений

1

25.04

Формирование умения собирать, обрабатывать, анализировать и излагать материал

Уметь применять полу-ченные знания  при выполнении работы.

Текущий

30

Особенности образования некоторых личных форм глагола.

1

16.05

Формирование умения  использовать формы частей речи в текстах разных стилей

Уметь применять полу-ченные знания  при выполнении работы.

Текущий

31

Варианты видовых форм.

1

16.05

Формирование умения  использовать формы частей речи в текстах разных стилей

Уметь применять полу-ченные знания  при выполнении работы.

Текущий

32

Варианты форм причастий и деепричастий

1

23.05

Формирование умения  использовать формы частей речи в текстах разных стилей

Уметь применять полу-ченные знания  при выполнении работы.

Текущий

33

Практическая работа. Стилистическое использование форм глаголов, причастий и деепричастий.

1

30.05

Формирование умения  использовать формы частей речи в текстах разных стилей

Уметь применять полу-ченные знания  при выполнении работы.

Промежуточный

                                                                    График проведения контрольных работ                                

№ п-п

Тема

Форма

Дата

1

Практическая работа с текстом научного стиля

Практическая работа

27.09

2

Практическая работа с текстами художественного стиля

Практическая работа

11.11

3

Практическая работа по теме «Стилистическое использование форм частей речи.»

Практическая работа

17.01

4

Практическая работа. Стилистическое использование форм существи-тельных, прилагательных, числительных

Практическая работа

04.04

5

Практическая работа. Стилистическое использование форм глаголов, причастий и деепричастий.

Практическая работа

30.05

                                             

                                             

                                               

                                                     Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

  1. Архарова Д.И., Долинина Т.А. Анализ текста и написание рецензий. Домашний репетитор.
  2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе.
  3. Григорьева Н.А. практикум – справочник для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.     
  4. Егорова Н.В., Дмитриева А.П. Поурочные разработки по русскому языку. Классическая программа и подготовка к ЕГЭ.
  5. Михайлова Е.В. Тесты и тексты для комплексного анализа.
  6. Сенина С.Я. Материалы для подготовки к промежуточной аттестации в 8 классе.  



Использование интернет ресурсов.


1. Грамота.ру 
http://www.gramota.ru/, на котором помимо словарей активно используются на уроках интерактивные диктанты;  коллекция диктантов кроме того находится на Российском образовательном портале http://language.edu.ru/ ;

      2  Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/


     3. Полный свод правил вместе с алгоритмами этих правил можно найти на портале «Основные правила грамматики русского языка» 
http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm   

                                                                     

                                               

                                                      Планируемые результаты:

  1. Обучающиеся должны иметь  общее представление о языковых стилях.

  1. Обучающиеся должны знать нормы литературного языка.

                3  .Обучающиеся должны владеть  приемами и способами наиболее целесообразного использования средств языка в    соответствии с содержанием текста, его жанром и назначением.

          4     Обучающимся должны владеть  навыками  обоснованного  выбора средств языка в соответствии с содержанием текста, его жанром и назначением.

               5    У обучающихся должна быть развита  речевая культура.

                           

                                                   

                                                   

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока для учащихся 10 классов по теме: «Культура речи. Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их преодоления».

Подготовка к ЕГЭ является основной задачей учителя старших классов. Задания по стилистике, как показывает практика, являются одними из самых сложных для учащихся. Данный материал помогает выпускникам ...

Элективный курс «Стилистика русского языка» для 10 класса

    Основная цель курса заключается в совершенствовании практических, коммуникативных умений и навыков обучающихся в процессе расширения их лингвистического кругозора за счет ус...

Дополнительный курс «Стилистика русского языка»

Дополнительный  курс «Стилистика русского языка»  предназначен для углубленной подготовки учащихся десятого класса  в той области русского языка, которая связана с  типами и ...

Элективный курс по русскому языку "Практическая стилистика в курсе русского языка"

Материал - Элективный курс по русскому в 9 классе "Практическая стилистика в курсе русского языка" содержит рабочую программу по курсу и календарно - тематическое планирование. Курс содержит 34 урока....

Рабочая программа факультатива по русскому языку «Основы стилистики и культуры речи»

Современное общество ставит перед школой цель – формирование и развитие умений и навыков обучающихся, формирование предметных, надпредметных и метапредметных универсальных учебных умений, что пр...

Рабочая программа элективного курса «Стилистика русского языка. Культура устной и письменной речи.»

Данная рабочая программа элективного курса «Стилистика русского языка. Культура устной и письменной речи.» ориентирована на обучающихся 9 классов....