ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТЫ С ТЕКСТОМ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
статья на тему

Зиатдинова Татьяна Александровна

 В данной статье рассматриваются стратегии смыслового чтения, их практическое применение на уроках русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx33.42 КБ
Файл formirovanie_strategii_smyslovogo_chteniya_i_raboty_s_tekstom.pptx675.89 КБ

Предварительный просмотр:

Зиатдинова Т.А.

учитель русского языка и литературы МОУ «Рудногорская средняя общеобразовательная школа»

ФОРМИРОВАНИЕ  СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТЫ С ТЕКСТОМ  В УСЛОВИЯХ  РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ  

«Наши дети умеют читать! Они просто не умеют понимать прочитанное…» - такой вывод сделали учёные по результатам международных исследований в области читательской грамотности.                             В современной педагогической литературе мы встречаем термины «грамотность чтения», «читательская грамотность», «функциональная грамотность», «навыки осознанного чтения и работа с текстом» и т. п. Во всех этих случаях с точностью до деталей имеется в виду способность человека

  • к пониманию письменных текстов и рефлексии на них,
  • к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.

          Почему сегодня на первый план выдвигается именно эта способность?
Потому что наши выпускники демонстрируют крайне низкие результаты в данном направлении, потому что все универсальные учебные действия базируются на «грамотном чтении», потому что никакие предметные результаты невозможно достичь без умения «грамотно читать». Сегодня необходимость формировать читательскую грамотность – это не только требование времени, но и весьма важный элемент для итоговой аттестации. В тестах ЕГЭ и ОГЭ по каждому предмету встречаются задания, которые не оценивают никакой предметный результат, а требуют умения прочитать нетекстовый источник (график, таблицу, схему, диаграмму) и сделать вывод, умозаключение, анализ или сравнение его элементов.
Иными словами, многочисленные изменения, происходящие в отечественном образовании, обязательно отразятся на качестве обучения чтению в его современных, развитых формах.                                                                                                                      Стандарты Второго поколения определяют, что выпускник школы должен уметь работать с текстом: искать нужную информацию и понимать прочитанное,  уметь преобразовывать и интерпретировать информацию,  извлечённую из текста, уметь высказывать собственное суждение о прочитанном, а самое главное быть способным переносить навыки, полученные на одном учебном предмете, на другой.

       Раньше основное ожидание по отношению к ученику сводилось к формуле: «Прочти и перескажи». Теперь надо учить поиску информации и её использованию. Следовательно, любые исследования, измеряющие читательскую грамотность учащихся, получивших обязательное школьное образование, должны быть сфокусированы на таких читательских умениях, как поиск, выбор, интерпретация и оценка информации из текстов, используемых во внешкольных ситуациях. Эти читательские умения не только определённым образом оттачивают умы учащихся, не только служат базой для учебной успешности во всех школьных дисциплинах, но и являются необходимым условием успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни.

Читательские умения и стратегии меняются в зависимости от целей чтения и типа текста. К примеру, для чтения сплошного чисто словесного и несплошного текста, включающего невербальные средства сообщения информации (рисунки, графики, схемы, таблицы), нужны разные стратегии.

Существуют стратегии предтекстовые, текстовые и послетекстовые. Традиционно учитель уделяет большое внимание послетекстовым стратегиям: задаёт вопросы по прочитанному тексту, просит найти в тексте конкретную информацию, сделать вывод или дать характеристику герою или событию.

Инновационная методика рекомендует активизировать учащихся на этапе до-знакомства с текстом и на этапе знакомства с текстом.

Работа с текстом до чтения.

С позиции пробуждения интереса к чтению  можно выделить следующие наиболее продуктивные предтекстовые стратегии:

1.«Мозговой штурм»

2.«Корзина идей» или   «Дерево предположений»

3.«Глоссарий».

4.«Ориентиры предвосхищения».

5.«Батарея вопросов».

6.«Предваряющие вопросы».

7.«Рассечение вопроса».

8.«Алфавит за круглым столом»

9.«Соревнуемся с писателем».

10. «Задай вопрос писателю»

11. Антиципация

12. Представь проблему по заголовку и предложи пути её решения

         Например, при изучении баллады В.А.Жуковского  «Кубок» в 5 классе принесла на урок настоящий спортивный кубок и спросила ребят, как этот предмет может быть связан с  уроком литературы. О чём  может говориться  в произведении с названием «Кубок»? Все версии были  оформлены в Дерево предположений. В конце урока мы вернулись к нашим записям.

 

Одним из приёмов предтекстовой стратегии   является и приём   «Эпиграф урока».  По эпиграфу детям предлагается предположить, о чём будет разговор на уроке. Например: Технология.  Эпиграф: «Ежели вы вежливы», тема: Этикет;  Математика. Эпиграф: «Меня не слышат – это минус, ни и не гонят – это плюс!», тема: Отрицательные числа.

Стратегии текстовой деятельности

 Основным принципом стратегий этого этапа, этапа текстовой деятельности является остановка деятельности, размышление вслух, прогноз, установление разнообразных и разнонаправленных связей и отношений в ходе развития сюжета. Учитель вмешивается в процесс чтения обучающегося с целью помочь, предоставить дополнительную информацию и просто обучить. Чем труднее материал, с которым работает читатель, тем большая помощь учителя ему необходима. Поэтому наиболее эффективными будут стратегии, связанные с ведением записей в самой различной форме, с руководствами по чтению, с многочисленностью вариантов работы со словом.

Стратегии текстовой деятельности:

1. «Чтение в кружок» (попеременное чтение»).

2. «Чтение про себя с вопросами».

3. «Чтение про себя с остановками».

4. «Чтение про себя с пометками».

«Чтение в кружок»

Ход работы:

1.Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача - читать с пониманием, задача слушающих - задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу.

2.Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

«Чтение про себя с вопросами»

Цель стратегии - научить читать текст вдумчиво, задавая самому себе все более усложняющиеся вопросы, вести «диалог с автором».

«Чтение про себя с пометками»

Данная стратегия чаще всего используется для работы со сложными научными текстами. Её целью является мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. Читатель делает на полях пометки. Характер пометок определяется целями чтения.

Мой любимый приём – это Чтение с остановками. Остановки в тексте - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий. Этот приём предполагает чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»

В старших классах на уроках литературы   можно использовать приём  «Трехчастные дневники».   Этот прием позволяет работать не только с текстом, но и проводить диалог с учителем по поводу прочитанного.

Цитата

Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание?

Вопросы к учителю

Трехчастный дневник может быть оформлен иначе:

Цитата

Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание? (вопросы)

Комментарии по прошествии некоторого времени (ответы)

Соответственно изменится и функция приема, он будет служить для более вдумчивого «длительного» чтения. Здесь учащиеся сами отвечают на свои вопросы по прошествии некоторого времени. Содержание граф «дневников» может быть изменено.

Нам уроках русского языка предлагаю детям самостоятельно изучить тему и заполнить деформированный конспект.

Например, при изучении темы «Собирательные числительные».

Учим правило! П.113

Собирательные числительные близки к ………………….числительным и обозначают…………………………. Это (приведите примеры собирательных числительных)……………………….                                                                      Собирательные числительные образуются с помощь…………………, кроме числительных ………………… Употребляются с существительными:                           1) обозначающими людей, например …………………..;                                                     2) …………………, например, семеро козлят;                                                                      3) …………………или ………………предметы: трое ножниц;                                     4)  с местоимениями нас, их :………………..                                                            Собирательные числительные склоняются как ………………….                                  В  предложении собирательные числительные …………………                            

 При изучении темы «Степени сравнения наречия» были предложены следующие разноуровневые задания.

Стратегии послетекстовой деятельности

Целью стратегий постчтения является применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность. Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.

Стратегии послетекстовой деятельности.

1.Море вопросов

2. Соотношение вопросов и ответов

3. Инсерт

4. Бортовой журнал

5.Кластер

6. План

7. Синквейн, хокку

      Интересна стратегия «Море вопросов». Существует много стратегий и приёмов, ориентированных на работу с вопросами (Тонкие и толстые вопросы, Ромашка Блума, Вопросительные слова, Море вопросов). Практика показывает, что иногда сформулировать вопрос по теме сложнее, чем ответить на предложенный вопрос. Цель перечисленных стратегий: научиться задавать к тексту вопросы разной сложности, так как они выводят на разную глубину понимания текста.
Стратегия «Море вопросов» наглядно знакомит с                                                         - вопросами, лежащими «на поверхности»,                                                                       - «подводными»,                                                                                                                            - вопросами «из сундука».

Простые вопросы – поверхностные (в «Море вопросов») – вопросы кроны (в «Дереве вопросов»)

Вопросы, которые лежат на «поверхности»,  самые простые.  Это вопросы, ответы на которые четко прописаны в тексте. Как правило, эта категория вопросов начинается со слов: КТО...? КОГДА...? ЧТО...? ГДЕ...? Формируют первую группу читательских умений.

         Подводные вопросы – вопросы ствола  требуют логического мышления. Ответ как бы скрыт «между строк», о нем можно догадаться, если внимательно читать текст и по некоторым «подсказкам» можно предположить, что имел в виду автор. Формируют вторую группу читательских умений.

 Глубинные вопросы – вопросы корни - вопросы, которые достаются из сундука на дне моря, самые сложные, так как они требуют связать текст с жизнью, опытом читателя. Как правило, это вопросы, ориентированные на личное восприятие какой-то информации. Чаще всего такие вопросы начинаются так:

На их месте я бы...

Как текст соотносится с реальной жизнью...?

Если бы я..., то...

Вопросы, раскрывающие позицию читателя  - формируется третья группа читательских умений.                                                             

       Мой любимый приём – это кластер. Приём «Кластер» – способ графической организации материала  -   развивает умение формирования собственного мнения на основе опыта и наблюдений. Кроме того, он содействует самообразовательной деятельности учеников, умению работать как в группе, так и самостоятельно, активизирует учебную деятельность. У ребят есть возможность вносить исправления в готовые схемы. При работе с кластером формируются следующие умения:1) умение формулировать вопросы; 2) находить главное в большом объеме учебного материала; 3)устанавливать причинно-следственные и логические связи;4) строить умозаключения; 5) переходить от частного к общему, воспринимая проблему в общем виде; 6)проводить аналогии, 7) сравнивать и анализировать.  

         По определению ЮНЕСКО, функционально неграмотным считается тот человек, который утратил навыки чтения и письма и не может использовать их в повседневной жизни. Помимо функционально неграмотных, в современном обществе можно выделить группу «слабых читателей». Чем характеризуются дети – «слабые читатели»? Прежде всего тем, что им скучно и утомительно читать. Хотя они и умеют читать, но делают это только в силу острой необходимости.

Таким образом, приемы и методы технологии смыслового чтения сегодня актуальны и востребованы, так как соответствуют основным требованиям модернизации образования – формированию предметных, личностных и метапредметных образовательных результатов, и решающим условием организации развивающего обучения выступает совместная учебная деятельность.

Литература.

  1. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей.// Педагогическая мастерская. Всё для учителя. – 2012 - №6
  2. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегии чтения в 5-9 классах: Как реализовать ФГОС. Пособие для учителя/Н.Н.Сметанникова – М.: Баласс, 2011
  3. Сметанникова Н.Н. «Описание стратегий смыслового чтения». [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: sites.google.com.
  4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под ред.А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011
  5. http://fb.ru/article/238540/klaster


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТЫ С ТЕКСТОМ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ Зиатдинова Т.А. учитель русского языка и литературы МОУ « Рудногорская средняя общеобразовательная школа» 1

Слайд 2

Что есть читательская грамотность (исследование PISA)? 2

Слайд 3

3

Слайд 4

4

Слайд 5

5

Слайд 6

Работа с текстом до чтения. 1.«Мозговой штурм» 2.«Корзина идей» или «Дерево предположений» 3.«Глоссарий». 4.«Ориентиры предвосхищения». 5.«Батарея вопросов». 6.«Предваряющие вопросы». 7.«Рассечение вопроса». 8.«Алфавит за круглым столом» 9.«Соревнуемся с писателем». 10. «Задай вопрос писателю» 11. Антиципация 12. Представь проблему по заголовку и предложи пути её решения 6

Слайд 7

Приём «Эпиграф урока» 7

Слайд 8

Стратегии текстовой деятельности Чтение в кружок» (попеременное чтение»). 2. «Чтение про себя с вопросами». 3. «Чтение про себя с остановками». 4. «Чтение про себя с пометками». 5. Трёхчастный дневник 6. Деформированный конспект 8

Слайд 9

Трёхчастный дневник Цитата Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание? Вопросы к учителю 9

Слайд 10

«Собирательные числительные». Учим правило! П.113 Собирательные числительные близки к ………………….числительным и обозначают…………………………. Это (приведите примеры собирательных числительных)………………………. Собирательные числительные образуются с помощь…………………, кроме числительных ………………… Употребляются с существительными: 1) обозначающими людей, например …………………..; 2) …………………, например, семеро козлят ; 3) …………………или ………………предметы: трое ножниц; 4) с местоимениями нас, их :……………….. Собирательные числительные склоняются как …………………. В предложении собирательные числительные ………………… 10

Слайд 11

Самостоятельное изучение нового материала. Тема: Степени сравнения наречий. 1 уровень. Открой учебник на странице § 117. Прочитай пункт 1 параграфа. Перечерти данную таблицу в тетрадь. Сравнительная степень Превосходная степень Простая форма Составная форма Прочитай пункт 2 параграфа, подчеркни карандашом суффиксы, образующие простую форму сравнительной степени наречий. Запиши эти суффиксы вместе с примерами в нужный раздел таблицы. В пункте 2 подчеркни карандашом слова, образующие составную форму сравнительной степени. Запиши эти слова вместе с примерами в нужный раздел таблицы. Прочитай пункт 3 параграфа, подчеркни карандашом слова, с помощью которых образуется превосходная степень сравнения наречий, и перепиши их вместе с примерами в нужную графу таблицы. 11

Слайд 12

Стратегии послетекстовой деятельности 1.Море вопросов 2. Соотношение вопросов и ответов 3. Инсерт 4. Бортовой журнал 5.Кластер 6. План 7. Синквейн , хокку 12

Слайд 13

13

Слайд 14

14

Слайд 15

15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение ресурсов медиатеки для самостоятельной работы учащихся при изучении биологии в рамках реализации ФГОС второго поколения»

Современная образовательная система претерпела колоссальные изменения. И в первую очередь изменилась сама цель образования: от классического понимания «научить, чтобы знать» мы плавно переходим к поня...

Смысловое чтение и работа с текстом на уроках физики в условиях введения ФГОС.

Зайцева Т.В. участник межтерриториальнойнаучно-практической конференции «Развитие профессиональной компетенцииучителей физии в условиях подготовкик реализации ФГОС основногообщего образования».г....

Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения

В статье выделены основные проблемы организации работы с одаренными детьми, формы и методы работы....

Проект"Диагностика УУД в обучении разным стратегиям чтения на примере 5 класса (немецкий, французский языки) в логике ФГОС второго поколения ".

С сентября 2011г. произошел переход на новые Федеральные государственные образовательные стандарты. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход. Стандарты налагают особую ответственность на учи...

Выступление на районном семинаре "Работаем по новым стандартам. ФГОС второго поколения".Тема:" Учебный проект для 5 классов. Сказки Г.Х.Андерсена."

Идея данного проекта возникла из-за отсутствия хорошего материала в учебном планировании и учебнике по творчеству Г.Х.Андерсена и из желания учащихся сделать театрализованное представлени...