Статья «Самостоятельная работа на уроках географии в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями"
статья по географии

Сычева Ольга Витальевна

Самостоятельная работа является приоритетным направлением в развитии современного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sycheva_o.v._sam.rabota_statya.docx31.09 КБ

Предварительный просмотр:

                  «Самостоятельная работа на уроках географии в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями».

     

                 В современных реалиях, в условиях внедрения ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) специального образования, коррекционная школа ставит перед собой цель: подготовить своих выпускников к повседневной реальной жизни, к достижению успехов в ней, к умению самостоятельно ставить цели и находить пути их достижения, то есть сформировать самостоятельную личность с активной гражданской позицией.

                Наиболее полно решение этой цели реализуется путём вовлечения обучающихся в процесс самостоятельной работы (самостоятельной деятельности).

Самостоятельная работа обучающихся является приоритетным  направлением в развитии современного образования. 2023 год Указом Президента России Владимира Владимировича Путина объявлен Годом педагога и наставника. И сегодня символично вспомнить слова «главного педагога», основоположника научной педагогики в России – Константина Дмитриевича Ушинского:   

                                                           Нужно, чтобы    дети,

                                                            по возможности,

                                                           учились самостоятельно,

                                                    а учитель руководил этим самостоятельным процессом

                                                           и давал для него материал

 Слова Константина Дмитриевича Ушинского отражают суть урока    

                  современного типа, в котором центральное место занимает    

                  самостоятельная работа и активная познавательная деятельность обучающихся.

 Существует множество определений самостоятельной работы, но мне  

показались наиболее полно отражающими суть самостоятельной работы,

два из них:

               Самостоятельная работа

  •      это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия    

    учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время,  

    при этом обучающиеся стремятся достигнуть поставленную цель, употребляя  

    свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или  

    физических действий (либо тех и других вместе).    Есипов Б.П.

               Самостоятельная работа

    – это такая форма организации учебной деятельности обучающихся, при  

которой они максимально проявляют свою внешнюю и внутреннюю активность.

             Целью  организации самостоятельной работы обучающихся на уроке:

                   является  развитие личности, компетентной в сфере самостоятельной  

                   познавательной деятельности. 

          В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:

                             Задачи самостоятельной работы обучающихся на уроке: 

          - формирование умений и навыков самостоятельной работы;

- повышение уровня самоорганизации, самоконтроля, самостоятельности,        

  сознательности и прочности усвоения знаний

  (лучше запоминается сделанное самостоятельно);

          - включение обучающихся в активную деятельность;

          - развитие познавательных способностей (наблюдательности, логического  

             мышления, памяти, воображения, творческой активности и инициативности);

          - использование полученных знаний и умений в повседневной жизни.

         Признаками самостоятельной работы как формы организации учебной  

               деятельности являются:

               - наличие цели самостоятельной работы;

               - наличие конкретного задания;

               - четкое определение формы выражения результата самостоятельной работы;

               - определение формы проверки результата самостоятельной работы;

              - обязательность выполнения работы каждым учеником, получившим задание.

        К  функциям самостоятельной работы обучающихся относится:

                            - выработка способности работать самостоятельно;

                            - развитие познавательной активности;

                            - стимулирование творческого мышления;

                 - осмысление приобретенных знаний

                           («прочно и хорошо усвоено то, что добыто собственным трудом");

                           - формирование умения планировать время;

                 - выработка ответственности и инициативности. 

Познавательная активность - главнейшее условие формирования у обучающихся потребности в знаниях, овладении навыками творческой деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний; фундамент, являющийся условием дальнейшего образования и личностного роста.

 К заданиям для самостоятельной работы предъявляются определённые    

                 требования.

       они должны быть:

  •  доступны для обучающихся;
  •  разнообразны по содержанию;
  •  применяться на каждом уроке (на разных этапах урока);
  •  постепенно усложняться;
  •  обязательно проверяться.

Самостоятельные работы обучающихся классифицируются по:

  •  по дидактическим целям (обучающие, закрепляющие, контролирующие);
  •  по уровню самостоятельности обучающихся (под непосредственным  

           руководством учителя, самостоятельно);

  •  по степени индивидуализации (фронтальные, групповые, парные, индивидуальные);
  •  по источнику и методу приобретения знаний  (работа с учебником, дополнительной литературой, СМИ(средствами массовой информации), информационно-коммуникационной сетью (Интернет);
  •  по форме выполнения (устные, письменные, практические работы, тестовые задания, контрольные   работы);

        - по месту выполнения (классные, внеклассные – домашние работы, экскурсии).

Среди предметов, изучаемых в коррекционной школе, важное образовательное, практическое и воспитательное значение имеет география.

       Формирование знаний и умений по этому предмету и развитие самостоятельной учебной деятельности обучающихся происходит в тесной взаимосвязи и является обязательной составной частью процесса обучения.

       География, несмотря на привлекательность учебной информации, вызывает трудности у обучающихся по причине:

            -большого количества информации и специальных терминов (сложностью произношения терминов), а также ограниченности географических представлений у обучающихся (географические представления сформировались в малой степени или не сформировались вообще).

     Кроме того у обучающихся наблюдается : рассеянное внимание, неусидчивость, неспособность запомнить большой объём информации).

     Обучение географии в коррекционной школе предполагает и требует применение большого количества видов самостоятельной работы.

   На своих уроках географии я использую следующие виды самостоятельной работы:

                               

Работа с учебником:

  • работа с текстом;
  • работа с вопросами и заданиями;
  • работа с иллюстрациями.

И опять вспоминаем слова Константина Дмитриевича Ушинского:

             Научить учеников пользоваться учебником

             и вообще книгой – великая, благодарная и самая необходимая задача.

Виды работы с учебником

                                      -Работа с текстом;

                                       Работа с системой вопросов и ответов;

                                       Работа с текстовыми картами;

                                       Работа со справочными материалами;

                                       Работа с приложением;

                                       Работа с диаграммами, графиками, таблицами;

                                       Работа с иллюстрациями;

                                       Работа с планом характеристики в конце учебника.

Ни один учебник, любого другого предмета, преподаваемого в школе, не имеет столько возможностей применения различных видов деятельности учащихся, как учебник географии

Душина И.В.

Таким образом

     Организация выполнения разнообразных по цели и содержанию самостоятельных работ способствует формированию у обучающихся самостоятельности (как черты личности).

     Самостоятельность является залогом получения обучающимися более глубоких знаний, выработке прочных умений и навыков.

     Систематически организуемая самостоятельная работа служит важным средством повышения познавательной активности обучающихся (интереса к учению, предмету, инициативности) и развитию у них познавательных способностей

(наблюдательности, логического мышления, памяти, воображения, творческой активности в добывании и применении знаний на практике и в реальной жизни).

В заключении я бы хотела процитировать древнекитайского  мыслителя, философа  Конфуция:

  Дай человеку рыбу, и ты накормишь его только  раз.

                            Дай ему удочку. Научи ловить рыбу, и он будет сыт всю жизнь.

И закончить  словами великого немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гёте

Недостаточно только получить знания;

                                                    надо найти им приложение.

                                                   Недостаточно только желать; надо делать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Требования к уроку математики в условиях реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ"

ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ МАТЕМАТИКИ  В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ Решетилова Алла Борисовна, учитель математикиНужно, чтобы дети, по возможности,       ...

Рабочая программа по природоведению 5 класс ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1.

В данную рабочую программу входит описание содерания курса, личностных и предметных результатов обучения, а также тематическое планирование. Данная программа адресована учителям природоведения, обеспе...

Доклад на семинаре по дефектологии "Организация предметно-развивающей среды в школе-интернате в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями"

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотимнаучить его читать и писать. Да, от того, как будетчув...

Особенности образовательной среды школы в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Особенности образовательной среды школы, содействуют формированию в ней социально-значимых умений детей. Под образовательной средой мы представляем сумму социально-значимых отношений, воздействий, вза...

Способы формирования навыков у обучающихся на уроках географии в условиях реализации ФГОС третьего поколения

В данном выступлении раскрываются теоретические и практические аспекты, способствующие формированию навыков школьников на уроках географии в условиях реализации ФГОС 3-го поколения как средство самооп...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Разговоры о важном" ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1), 8 класс

Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.У...

Деятельность учителя по формированию БУД в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Как мы знаем, система обучения умственно отсталых детей в нашей стране не предусматривает освоение ими цензового образования, сопоставимого по уровню с нормально развивающимися сверстниками. Система о...