Статья "Требования к уроку математики в условиях реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ"
статья по алгебре

Алла Борисовна Решетилова

ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ МАТЕМАТИКИ  В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

 

Решетилова Алла Борисовна,

учитель математики

Нужно, чтобы дети, по возможности, 

                                                                                              учились самостоятельно,

                            а учитель руководил этим  процессом и давал для него материал.                                                                                                                                                            

                             К.Д. Ушинский

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие ученика ОУ как субъекта познавательной деятельности.Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Формирование положительной мотивации к учению, формирование приемов продуктивной деятельности, привитие навыков исследовательской деятельности - вот основа успеха при работе в соответствии с ФГОС. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_reshetilova.docx242.94 КБ

Предварительный просмотр:

ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ МАТЕМАТИКИ                                    В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС                                            ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗC:\Users\Crystallize\Desktop\Фото учителей\reshitilova.jpg

Решетилова Алла Борисовна,

учитель математики

Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим  процессом                                                                                                                              

                                                           и давал для него материал.  

                                            К.Д. Ушинский

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие ученика ОУ как субъекта познавательной деятельности.Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Формирование положительной мотивации к учению, формирование приемов продуктивной деятельности, привитие навыков исследовательской деятельности - вот основа успеха при работе в соответствии с ФГОС. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении, в том числе и по математике.

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 48  Федерального закона  Российской Федерации  « Об образовании в Российской Федерации » № 273 - ФЗ все педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия,необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Передо мной, как и перед моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка с ОВЗ.

Одной из целей  нашей педагогической деятельности стало создание единого образовательного и воспитательного пространства, приоритетом которого является личностная самореализация каждого ребенка.Сквозными для всех вариантов стандарта являются содержательные линии обучения, раскрывающие как «академический» компонент, так и «жизненной компетенции», в то время как результаты обучения варьируются в зависимости от варианта ФГОС. Для  обучающихся с задержкой психического здоровья это:

1.Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением простых арифметических задач и др.).

 2. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах обыденной практической деятельности, разумно пользоваться карманными деньгами и т.д.).

3.Развитие способности гибко и самостоятельно использовать математические знания в жизни.

Поэтому главное для себя как учителя математики вижу не только и не столько в том, чтобы передать ученикам определенный объем знаний, а в развитии творческих возможностей, продуктивного мышления ребенка, понимания практического применения полученных знаний. Для этого стремлюсь поддерживать и развивать интерес к предмету; прививать навыки исследовательской работы; развивать логическое мышление, пространственное воображение учащихся; учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (Интернет, медиаресурсы, ЦОРы); показывать практическую направленность знаний, получаемых  школьниками на уроках математики; учить видеть роль и место математики в общечеловеческой культуре, ее связь с другими наукам.

При этом использую различные методы обучения: словесные, которые дают активизировать ребят с наглядно-образным мышлением, практические (лабораторные работы, конструирование, исследовательские задачи), которые формируют практические навыки, создавая одновременно широкий простор для творчества. На уроке не обойтись без репродуктивных методов обучения, служащих для формирования ЗУН, но все же всегда, когда это уместно, я стараюсь применять проблемно – поисковые методы, которые, с моей точки зрения, как раз и служат развитию самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческих способностей учащихся. Этим же задачам подчинены и различные формы работы на уроке: коллективная, индивидуальная, групповая. Для поддержания интереса к предмету часто на различных этапах урока провожу дидактические игры. Большую роль на уроке математики  я уделяю глубине понимания детьми изучаемой темы, научности подачи материала, не допускаю небрежности в употреблении математических терминов и понятий, требуя этого и от учеников. И, конечно, самую большую роль в развитии творческих способностей учащихся на уроках математики я отвожу решению задач. При этом стараюсь подобрать для каждой изучаемой темы систему задач таким образом, чтобы ребята имели широкий простор для творчества. Это - задачи с продолжением, с усложнением условия; очень эффективно решение одной и той же задачи различными способами, выбор наиболее рационального из них. Придерживаюсь принципа: на каждый урок – интересную задачу.Учитель предлагает задания, которые ориентированы на получение не только предметного, но и метапредметного и личностного результатов. К таким заданиям относятся продуктивные (творческие). Выполняя такие задания, учащиеся не найдут готовый ответ в учебнике, а значит учатся применять знания на практике, проектируют новые способы действий, формируют собственную жизненную позицию.

Формулировка таких заданий звучит иначе. Для примера рассмотрим несколько заданий: на традиционном уроке математики предлагают высчитать площадь прямоугольника, на современном же уроке задание может выглядеть так:предлагаю ученикам  план комнаты и размеры напольных покрытий. Прошу определить, какой из предложенных покрытий полностью закроет пол. Решая другую задачу, сообщаю ученикам, что в нашей школе учатся 113 человек. Для благоустройства пришкольной территории каждый ученик весной должен будет посадить по 2 саженца. В школу привезли 226 саженцев берез. Спрашиваю у пятиклассников, хватит ли саженцев на всех учащихся нашей школы?Выполняя такие задания, учащиеся применят имеющиеся знания в новой ситуации, связанной с реальной жизнью.

“Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений”.  Более  30 лет работая в школе, я прихожу к выводу, что слова Льва Николаевича Толстого будут актуальны столько, сколько будет существовать школа. Для меня очень важно, чтобы каждый ученик на уроке работал активно, увлеченно. Данной цели служат нестандартные формы уроков. Они, с одной стороны, позволяют мне вовлечь учеников в творческую деятельность, а с другой – лучше узнать и понять их, оценить индивидуальные особенности каждого. Планируя нетрадиционный урок, я учитываю специфику классного коллектива, характер учебного материала, возрастные  и психические особенности учащихся. Например, конкурсы, викторины, КВН, уроки-сказки в 5-6 классах – «Путешествие в страну дроби» 5 класс;  в 7-9 классах – урок-информация «Решение текстовых задач» 7 класс, урок «Математическая мозаика»  по теме «Обыкновенные и десятичные дроби»  в 6 классах; уроки с применением таких техник, где  ученики самостоятельно выводят правила и формулы – “Все действия с рациональными числами” 6 класс, “Формулы сокращенного умножения”, участие в месячнике по созданию геометрических фигур и многое другое.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!В отличие от традиционного урока, который отвечал требованиям образования конца XXвека, современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). Выделяют несколько наиболее важных аспектов такого урока. Современный урок-это урок, на котором ученик выступает не пассивный слушатель, а активный участник процесса. Основой такого урока должна стать самостоятельная деятельность на всех этапах, его осмысленный выбор и осознанная ответственность за этот выбор.

 Мотивационно-целевой этап современного урока математики-первый этап в его структуре, и потому смыслообразующий. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и понимает ее как лично для нее значимую, его деятельность становится мотивируемой, целенаправленной, результативной. Именно на этом этапе  урока возникает внутренняя мотивация ученика на деятельную позицию. Возникают побуждения: узнать, понять, найти, доказать и т. д.

Вот почему так важно на первом этапе урока создать такие условия, когда ученик сам формулирует цели урока или присваивает цели, предложенные учителем, когда ученик принимает предлагаемые учителем ситуации обучения, побуждающие его к решению учебных задач в рамках учебного предмета «здесь и сейчас» с опорой на внутренние мотивы и смыслы. Крайне важно, используя различные внешние стимулы, создать на уроке математики условия для активного целеполагания каждым учеником.

На языке универсальных учебных действий целеполагание относится к регулятивным  УУД  означает постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Целеполагание включает такие структурные компоненты, как формулирование темы урока, его целей - задач, планирование деятельности по их достижению.

Второй аспект современного урока - деятельностный аспект.Новым смыслом урока математики  является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем, больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.

Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения таких, как диалог, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, и т.д.Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий. На своих уроках  математики я использую технологиюкритического мышления, проектной деятельности, исследовательской работы, коллективную и индивидуальную мыслительную деятельность.

Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке математики. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.

Таким образом, важнейшая задача современной системы образования как формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков успешно реализуется в процессе обучения математике. Считаю, что  основная цель, которая стоит перед нами, учителями математики, на уроке – научить детей самостоятельно добывать знания. Для этого необходимо создавать образовательной среду обучающихся с ОВЗ  на основе системно- деятельностного подхода, создавать условия для развития познавательной активности обучающихся через использование в работе инновационных приемов и методов.

Литература:

1. Концепция федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.2. Малофеев Н.Н. «Обучение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС общего образования: вызовы и риски» // Институт коррекционной педагогики РАО. 2014г

3.Савельева И.Г. Коррекционно-развивающее обучение: нормативные документы, методические рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2010.4.Радаева А.Г. «Проектирование урока математики в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения ООП ООО» // Педагогические науки.2013г

5. Федеральный закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Современные подходы на уроках математики в условиях реализации ФГОС"

Доклад "Современные подходы на уроках математики в условиях реализации ФГОС"...

Организация современного урока математики в условиях реализации ФГОС

    Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестанд...

Расширение зоны использования ИКТ в образовательной деятельности на уроках математики в условиях реализации ФГОС ООО, ФГОС для обучающихся с ОВЗ

Расширение зоны использования ИКТ в образовательной деятельности на уроках математики в условиях реализации ФГОС  ООО, ФГОС для обучающихся с ОВЗ....

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики в условиях реализации ФГОС.

Суть творческого развития в соответствии с требованиями ФГОС заключается в создании учителем особых условий, в которых дети могут самостоятельно и под руководством учителя найти решение задачи, постро...

Статья «Самостоятельная работа на уроках географии в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями"

Самостоятельная работа является приоритетным направлением в развитии современного образования....