Доклад "Современные подходы на уроках математики в условиях реализации ФГОС"
статья по алгебре по теме

Доклад "Современные подходы на уроках математики в условиях реализации ФГОС"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx325.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

Молочницкая   основная  общеобразовательная школа

п. Молочница, Зубово-Полянский район,

Республика Мордовия

Тема доклада:

«Современные подходы на уроках математики  в условиях реализации ФГОС»

   

 

                                        Выполнила:

учитель математики и информатики

                                                                  МБОУ Молочницкая ООШ

                                                Маршанина М.В.

2013г.

Древняя китайская пословица гласит:
«Расскажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне попробовать, и я научусь».

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями (ОУ) поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие ученика ОУ как субъекта познавательной деятельности. Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются РФ в соответствии с требованием Статьи 7. «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования».Стандарт выдвигает три группы требований:

  • Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
  • Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования
  • Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных,  метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Предусматривается отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий.Универсальные учебные действия являются одной важнейших частей Федерального государственного образовательного стандарта. Представлены четыре вида УУД:

  • личностные
  • познавательные
  • регулятивные
  • коммуникативные.

Требования ФГОС к метапредметным  результатам освоения основной программы следующие:

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный. Программа развития УУД на ступени основного общего образования должна быть направлена на формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет. Программа должна содержать:

  • описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов), а также форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений;
  • описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ- компетенций;
  • перечень и описание основных элементов ИКТ- компетенций и инструментов их использования;
  • планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, подготовки индивидуального проекта, выполняемого в процессе обучения в рамках одного предмета или на межпредметной основе;
  • описание условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий у обучающихся, в том числе информационно-методического обеспечения, подготовки кадров;
  • методику и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий

 У многих учащихся в подростковом возрасте возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации.

Дети, которые обучаются в школе, разные не только по характеру и поведению, но и по уровню психического и физического развития. Одни учатся легко, схватывают все на лету, а другим для усвоения даже базового уровня школьной программы требуются напряженные усилия. И есть в школе дети, для которых процесс обучения оказывается слишком трудным, они не успевают прочно усвоить те основы, которые необходимы для дальнейшего обучения, и теряют веру в свои силы.

Несформированность учебной мотивации является одной из причин слабой успеваемости учащихся. Задача учителя – создать у неуспевающих школьников устойчивую мотивацию достижения успеха, размыть «позицию неуспевающего», повысить самооценку. Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе и классе, установление отношений сотрудничества между учителем и учеником.

Как известно, учебная мотивация является одним из основных условий эффективного усвоения материала. В свою очередь низкая учебная мотивация – причина пассивной учебной работы обучающихся. Именно поэтому учителю приходится решать проблему привлечения внимания обучающихся и развития их познавательных интересов, с целью повышения учебной мотивации.

Исследователи проблем мотивации и деятельности (А.Н. Леонтьев, А.М. Матюшкин) связывают активность личности в учебном процессе именно с познавательной мотивацией. Каким бы способным и эрудированным ни был школьник, без желания и толчка к учебе успехов он не добьется. Поэтому, чтобы повысить познавательную мотивацию, необходимо вызвать интерес к изучению предмета.

Решению данной проблемы способствует переход на интерактивное обучение. Обратимся к этимологии слова «интерактивный». Интерактивный – латинское: inter – взаимно, между собой + activus – деятельный, энергичный. Interaction (англ.) – взаимодействие, воздействие друг на друга. Таким образом, интерактивное обучение – это обучение, обеспечивающее взаимодействие активных субъектов образовательного процесса. По определению Остапенко А.А. «интерактивный режим обучения – это диалоговый режим с двусторонними информационными потоками, которые направлены как к ученику, так и от него»

В условиях современного обучения, где наиболее актуальным становится использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) можно отметить, что применительно к традиционному обучению термин «интерактивность»  не привносит ничего существенно  нового, так как обучение, так или иначе, по сути своей, всегда интерактивно. При этом интерактивность достигается использованием лишь традиционных средств и её степень полностью зависит от учителя.

Совершенно новое качество идея интерактивного обучения приобретает с использованием интерактивных компьютерных технологий. Здесь интерактивность достигается за счёт специальной организации обучающих компьютерных программ, а также использованием таких технических средств обучения, как интерактивная доска, интерактивный планшет и интерактивная система тестирования и др. Осмысление роли данных интерактивных средств в обучении, разработка для них соответствующих дидактических пособий способны принципиально изменить процесс обучения и отношение к нему обучающихся.

Мотив  не может возникнуть сам по себе – необходим внешний толчок (стимул). К числу стимулов познавательного интереса при обучении математике можно отнести новизну подачи учебного материала с помощью современных средств информационно-коммуникационных технологий.

Сегодня в процесс обучения активно внедряются технические средства, которые позволяют осуществлять различные виды деятельности: записывать текст и видеофрагменты, выходить в Интернет, выделять и трансформировать объекты, вносить различные корректировки в представленную информацию, сохранять и дорабатывать учебный материал, использовать многочисленные функции оборудования, делающие образовательный процесс более живым и наглядным. Все это вызывает неподдельный интерес у обучающихся, но эффективно лишь при условии реализации такой методики обучения, которая обеспечивает целенаправленное управление деятельностью учащихся.

С целью эффективного применения ЭОР и современных технических средств обучения необходимо тщательно проанализировать содержание школьного курса математики. Мной был проведен анализ школьного курса математики 5 –9 и анализ литературы по применению современных средств обучения на уроках математики. В результате  у меня сложилось мнение, что использование ЭОР и современных технических средств целесообразно использовать на каждом уроке математике, как в течение всего урока, так и на отдельных его этапах.

Анализ имеющихся стандартных программных сред Excel, Pain, PowerPoint, показал, что эти программы просты в освоении и могут быть использованы учителем для подготовки собственных ЭОР.

Компьютерная поддержка курса математики  создает принципиально новые (дополнительные) возможности для организации усвоения содержания курса. Она может и обогатить содержание, и обеспечивает новые активные формы и способы овладения.
       Электронные образовательные ресурсы позволяют решить задачи:
- индивидуализации и дифференциации обучения;
- стимулирования разнообразной творческой деятельности учащихся;
- воспитания навыков самоконтроля, привычки к рефлексии;
- изменения роли ученика в учебном процессе от пассивного наблюдателя до активного исследователя

       ЭОР активно использую при подготовке внеклассных мероприятий по математике :
• математический брейн–ринг;
• звездный час;
• смотр знаний;
• Поле чудес и др.

Использование ЭОР в обучении школьников позволяют не только сделать урок ярким, нестандартным, но и создают предпосылки для освоения способов деятельности. Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала повышают эффективность обучения:
—графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения;
— возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, изменять скорость их движения, размер, цвет и т. д. позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга.

Применение современных средств ИКТ, на уроках математики позволяет учителю не только разнообразить формы обучения, но и решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету и познавательную активность школьников.

Современные средства ИКТ могут быть использованы на различных этапах обучения.

  1. Проверка домашнего задания. Домашнее задание можно проверить с помощью сканера или документ камеры. Работа ученика сканируется и выводится на доску, он поясняет свое решение, при необходимости учитель и ученики исправляют допущенные ошибки. Если задача имеет несколько решений, то с помощью сканера можно вывести на доску другие варианты, при этом учащиеся имеют возможность быстро сравнивать различные способы решения задачи.
  2. Актуализация знаний. На данном этапе с использованием интерактивной доски у учителя имеется возможность быстро повторить важные моменты пройденного материала, необходимые для дальнейшего изучения. С этой целью учителем заранее могут быть подготовлены оформленные задания, требующие только пояснения и решения, либо есть возможность обратиться к содержанию уже пройденных уроков.
  3. Объяснение нового материала. Наличие ЭОР позволяет учителю на доске комментировать материал, обращая внимание на наиболее важные моменты и отвечая на вопросы обучающихся. При недостаточном содержании материала в учебнике, учитель может раздать материал в печатном виде и вывести его на доску.
  4. Закрепление материала, самостоятельная работа обучающихся. Обучающиеся выполняют задания в тетрадях, с помощью сканера или документа камеры решение одного из учеников можно спроецировать на доску, после чего ученик комментирует полученное решение. При этом исключается бездумное списывание решения с доски и экономиться время на воспроизведение решения.
  5. Подведение итогов урока. Вся информация, появляющаяся в процессе урока на доске сохраняется, что дает возможность быстро просмотреть решенные на уроке задачи, повторить основные моменты и сделать выводы.
  6. Домашнее задание. Обучающимся может быть выдано не только общее, но и индивидуальное домашнее задание в виде распечаток или на носителях (флешках). Ученикам, имеющим дома компьютер и выход в Интернет, могут быть даны адреса сайтов, где можно получить дополнительную информацию по пройденному материалу.

В качестве примера рассмотрим изучение темы «Координатная плоскость» на уроках математики в 6 классе. На данную тему отводится 3 часа.

Урок 1. Изучение нового материала.

Для заинтересованности ребят в изучении этой темы, в начале урока приводится пример игры «Морской бой», в которой точка попадания имеет две координаты: горизонтальную и вертикальную. Ребята активно включаются в работу и постепенно переходят к изучению темы.

Для изучения координатной плоскости мной был заготовлен тетрадный лист в программе Paint. Функции этой программы позволяют легко построить координатную плоскость и сохранить его в качестве шаблона. Эта программа была выбрана не случайно, информатика в нашей школе ведется с 5 класса, поэтому ребятам 6 класса интерфейс программы Paint уже знаком.

Данный шаблон соответствует тетрадному листу и чертеж, выполненный на нем будет полностью соответствовать чертежу обучающихся в тетрадях. С помощью этого шаблона вводится понятие координатной плоскости и наглядно демонстрируется построение точек по заданным координатам и определение координат построенных точек.

Урок 2. Совершенствование знаний, умений и навыков.

В начале урока отводится время на проверку домашнего задания. Работа одного из учеников сканируется и выводится на доску, он поясняет свое решение, при необходимости учитель и ученики исправляют допущенные ошибки.

При повторении ключевых моментов пройденного материала на доску выводится содержание первого урока по этой теме. При этом экономятся драгоценные минуты, которые пригодятся ученикам при выполнении заданий на совершенствование умений.

На этом уроке ребята выполняют задания по карточкам на построение фигур по заданным координатам точек, и наоборот определение координат граничных точек построенных фигур. В качестве примера приведу построение фигуры утенка: ученик отмечает первых две точки на координатной плоскости и соединяет их отрезком, после чего каждая последующая точка соединяется отрезком с предыдущей. В результате получается фигура.

        Домашним заданием является творческим. Ребятам необходимо придумать фигуру, которую можно получить путем соединения граничных точек, и записать координаты всех точек. Домашнее задание может быть выполнено на тетрадном листе или, при наличии дома компьютера, на готовом шаблоне координатной плоскости, который выдает учитель. При желании, шаблон координатной плоскости может выполнить и сам ученик.

        В качестве примера приведу работу одного из учеников, выполненную в файл-шаблоне.

Урок 3. Совершенствование знаний, умений и навыков.

В начале урока также отводится проверке домашнего задания. Две три работы выводятся на доску через сканер или с носителя (флешки, диска), проверяется правильность нахождения координат точек по рисунку.

Перед выполнением самостоятельной работы, быстро повторить основные моменты пройденного материала помогает интерактивная доска.  На доску выводятся основные моменты содержание первого и второго уроков.Эти задание повторяются и на уроках информатики. На каждый компьютер устанавливается шаблон координатной плоскости. Каждое выполненное учеником задание сохраняется в папке, при этом сам шаблон плоскости может быть использован многократно. Учитель может легко проверить задание каждого ученика на его рабочем месте или со своего головного компьютера.

Это один из примеров применения специальных программных систем (Paint) и интерактивной доски в процессе обучения математике. При этом не возникает сомнений, что использование таких средств обучения значительно повышают наглядность на уроке и вызывают у обучающихся «неподдельный» интерес.

Кроме этого предлагаю и другое: в качестве примера рассмотрим электронное пособие, соответствующее материалу учебника «Математика» 6 класс автор Н.Я. Виленкин.(Тренажёр по математике)  В рамках каждого задания имеется возможность создание большого количества аналогичных примеров и задач для решения. Ввод ответов осуществляется с помощью наведения курсора на набор цифр. При введении правильного ответа появляется заставка «Молодец!», при введении неправильного ответа предлагается новое задание. Структура тренажера включает контроль знаний. При контроле знаний имеется возможность выбрать количество заданий (5,7,10) и систему бального оценивания (5 баллов,12 баллов,100 баллов)

Использование ЭОР в обучении школьников позволяют не только сделать урок ярким, нестандартным, но и создают предпосылки для освоения способов деятельности. Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала повышают эффективность обучения:
—графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения;
— возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, изменять скорость их движения, размер, цвет и т. д. позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга.
      В помощь педагогам и детям создаются электронные образовательные ресурсы, размещенные в сети Интернет, на CD дисках.

• Интернет 
1. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования. Сайт ФЦИОР обеспечивает каталогизацию электронных образовательных ресурсов различного типа. Модульные мультимедиа системы (ОМС), объединяющие электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные.
2. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов. Одним из преимуществ Единой коллекции как образовательного Интернет-ресурса является наличие методического обеспечения по использованию ее ресурсов в образовательном процессе. Разработчиками методик являются сами учителя, которые смогли по-новому взглянуть на возможности использования ИКТ в преподавании различных учебных предметов.
3. Презентации PowerPoint. Презентации по разным предметам, картинки для оформления презентаций, бесплатные шаблоны презентаций.
4.
Учительский портал - всё для учителя! На этом портале можно совершенно бесплатно скачать презентации, уроки, практические, лабораторные, контрольные работы, тесты, поурочное и тематическое планирование.
5. ФИПИ. Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме.

Таким образом, используется все виды восприятия; закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка. Интерактивные средства обучения предоставляют уникальную возможность для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Ученики действительно получают возможность самостоятельно учиться. Могут самостоятельно провести практическую работу по математике и тут же проверить свои знания.

Литература

  1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994.
  2. Боровкова О.А. «Живая геометрия» в действии. //Математика в школе. №4, 2007.
  3. Емануилов А.В. Конструирование учебных занятий: Методические рекомендации. Омск. 2005.
  4. Кева Т.В. Сравнительная характеристика уроков, проводимых с помощью интерактивной доски, других технических средств и классических уроков. //Национальный проект «Образование».№2, 2007.
  5. Крымова Л.Н. Интерактивная доска на уроках математики. //Математика в школе. №10, 2008.
  6. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов Б.А. Формирования мотивации учения. – М., 1993.
  7. Немов Р.С. Пихология. – М., 1997.
  8. Остапенко А.А. Моделирование педагогической реальности: теория и технологии. - М., 2007
  9. Современная школа: приоритеты образования и социализации личности: итоги опытно-экспериментальной работы Русскополянской школы. Омск. 2008.
  10. Селевко Г.К. Информационные технологии в школе //Информационно-компьютерные средства в школе. Ярославль. 2003.
  11. Тенютина Е.Д. Интерактивные доски на уроках: преимущества, проблемы, решения. //Национальный проект «Образование».№2, 2007.
  12. Технология разноуровневого обучения учащихся основной школы (итоги опытно-экспериментального исследования). Омск, 2003.
  13. Третьяков П. И. Управление школой по результатам. – М., 1998.
  14. Шамова Т. И. Менеджмент в управлении школой. – М., 1991.
  15. Юнина Е.А. Технологии качественного обучения в школе. – М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход на уроках биологии в условиях реализации ФГОС ОО

Сегодня в нашей стране происходят большие изменения, не прошли они стороной и от системы образования. В настоящее время  в школах реализуются Федеральные государственные стандарты второго п...

Современные подходы на уроках «Технологии» в условиях реализации ФГОС ООО

Описаны некоторые подходы по реализвйии ФГОС ООО...

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «Системно-деятельностный подход на уроках биологии в условиях реализации ФГОС»

С момента вступления человечества в постиндустриальное общество, в котором помимо традиционных источников информации, используемых педагогом в своей работе, появилось множество новых, в образовательно...

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ «Системно-деятельностный подход на уроках математики в условиях реализации ФГОС»

 С момента вступления человечества в постиндустриальное общество, в котором помимо традиционных источников информации, используемых педагогом в своей работе, появилось множество новых, в о...

«Системно -деятельностный подход на уроках математики в условиях реализации ФГОС»

Системно – деятельностный подход (СДП) позволяет сформулировать краткое определение РО: развивающим можно назвать обучение, в котором у учащегося – субъекта УД в зоне ближайшего развития н...

«Системно -деятельностный подход на уроках математики в условиях реализации ФГОС»

Системно – деятельностный подход (СДП) позволяет сформулировать краткое определение РО: развивающим можно назвать обучение, в котором у учащегося – субъекта УД в зоне ближайшего развития н...