Системно-деятельностный подход на уроках биологии в условиях реализации ФГОС ОО
методическая разработка на тему

Балькина  Кристина Анатольевна

 

Сегодня в нашей стране происходят большие изменения, не прошли они стороной и от системы образования. В настоящее время  в школах реализуются Федеральные государственные стандарты второго поколения. Перед педагогами стоит вопрос: Как в свете новых требований к школе  и результатам образования эффективно учить детей?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

 (повышение квалификации) специалистов

 «Мордовский республиканский институт образования»

Школа молодого педагога

Выступление на тему:

«Системно-деятельностный подход на уроках биологии в условиях реализации ФГОС ОО»

Подготовила:

учитель биологии

 МОУ «Александровская СОШ»

Лямбирского муниципального района РМ

Фомина Кристина Анатольевна

(стаж работы 1,5 года)

МОУ «Лицей № 31» г.о.Саранск

28 октября 2014 года

Сегодня в нашей стране происходят большие изменения, не прошли они стороной и от системы образования. В настоящее время  в школах реализуются Федеральные государственные стандарты второго поколения. Перед педагогами стоит вопрос: Как в свете новых требований к школе  и результатам образования эффективно учить детей?

Принятие новых стандартов – это признание системно-деятельностного  подхода в образовании как основы для построения содержания, способов и форм образовательного процесса.

 Что же такое системно-деятельностный подход? Понятие системно - деятельностный подход введено в 1985г. Такой подход является объединением системного подхода, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной педагогической науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов) и деятельностного, который всегда был системным (его разрабатывали  Л.С. Выготский,  Л.В.Занков,  А.Ф.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов, и многие др. исследователи).

В основе системно-деятельностного  подхода в обучении биологии   лежит задача научить учеников пользоваться  знаниями в своей учебной  и повседневной деятельности. Поэтому процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования  своего опыты и опыта других людей. Это достигается тем, что ребята  в процессе обучения учатся  использовать полученные знания  в процессе выполнения конкретных заданий, связанных с повседневным опытом школьника и других людей. Решение проблемных творческих задач – главный способ изучения  предмета. Учащиеся должны разобраться с материалом  темы, подготовившись использовать этот текст для поиска ответов на задачи. При этом важнейшие и необходимые для жизни  человека знания запоминаются не путем их выучивания, а путем  их многократного  употребления для решения задач  с использованием  этих знаний. Таким образом, в соответствии с принципом «минимакса» А.А. Леонтьева, мы достигаем сочетания курса биологии для всех (сравнительно небольшой объем  необходимых  всем людям знаний, которые усваиваются при многократном  их использовании) и курса  биологии для каждого (разнообразные знания, которые могут усвоить школьники).

В связи с тем, что в 2015-2016 учебном году мне предстоит обучать детей и преподавать предмет по "новому", я стала знакомиться со стандартом, изучать методическую литературу по данной технологии и отрабатывать некоторые элементы технологий уже сейчас.

С "новым" подходом урок по биологии может  выглядит следующим образом.

Первый этап - постановка проблемы и актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы.

Учитель сообщает проблемный вопрос, который заключает в себе одну из главных мыслей в содержании темы. Ученики формулируют проблему или задачу урока, которая записывается на доске и служит ориентиром  для дальнейшей деятельности. Далее учитель просит учеников сообразить, какие  знания у них уже есть для решения поставленной проблемы, а каких знаний им не хватает.  Ученики обсуждают в начале знания, которые им пригодятся для изучения новой темы. (В том числе параллельно идет проверка домашнего задания.) Чем  более важны понятия, тем чаще им приходиться их использовать на каждом уроке. Основа усвоения важнейших понятий – постоянное дальнейшее их применение на этапе актуализации знаний и постоянное обнаружение все новых связей  изученных понятий с новым учебным материалом.

Например, на уроке по теме "Среда обитания организмов" в 5 классе, я делю доску пополам и слева пишу: «Мы уже знаем», а справа «Мы пока не знаем». На  левой половине  доски мы фиксировали те знания, которыми уже обладают ученики, параллельно  проверяя эти знания с помощью вопросов для актуализации знаний (например: царства живой природы (4 царства-Бактерии, Грибы, Растения, Животные); все живые организмы обитают в разных условиях; знаем признаки живых организмов (дыхание,

размножение, раздражимостью, питание ,выделение, рост и развитие, обмен веществ))

 На второй половине доски вместе с учащимися записывали те знания, которые  понадобятся нам на  уроке, но которыми школьники не располагают (пример: что такое среда обитания, сколько сред выделяют, чем характеризуется каждая среда обитания. Именно эти знания мы «открываем» с ребятами  на втором этапе урока.

Второй этап урока посвящен совместному «открытию» знаний, т.е. изучению правил и законов, которые вывели ученые, и знакомству с избранными примерами их применения. При этом в  процессе беседы учитель с помощью ребят (побуждающий или подводящий диалог), или самостоятельно (проблемный рассказ учителя в случае сложной темы) «открывает» суть незнакомого школьникам явления или закона природы и показывает, как можно применять полученные знания.

Важную роль на этом этапе играет работа с учебником. После обсуждения  версий школьников прошу их проверить  правильность с помощью  учебника. В этом случае  появляется  мотивация  к чтению, ведь текст в учебнике  читается для проверки истинности  собственных высказываний.

Например, при изучении темы "Развитие и размножение млекопитающих" в 7 классе: «В ходе урока вы должны познакомиться с характерными признаками млекопитающих основных отрядов и их многообразием. Для этого в учебнике на стр.  254-256  изучите материал о размножении и развитии млекопитающих, изучите схемы, иллюстрации в учебнике».  Во время работы учащихся, по мере  необходимости,  отвечаю  на вопросы учащихся, помогаю с выполнением заданий. После выполнения заданий происходит проверка  усвоение материала о размножении и развитии млекопитающих. Это могут быть тесты, вопросы по теме, биологические задачи.

Учащиеся учатся пользоваться книгами для поиска ответов на возникающие у них вопросы. Важную роль в этом играют популярные книги, используя которые школьники подготавливают свои сообщения.

Третий этап урока посвящен практикуму по самостоятельному применению и использованию полученных знаний. 

Вначале  учитель предлагает ученикам  ответить на репродуктивные  вопросы, помещенные в конце параграфа. Это необходимо для проверки  усвоения материала новой темы.

Затем учащиеся переходят к индивидуальной или групповой работе. Они выполняют  лабораторную работу или решают задачи.

Например, чем объяснить, что у одних млекопитающих потомство рождается зрячим и самостоятельным, а у других слепым и беспомощным? Белки, как правило, обитают в хвойном лесу и питаются преимущественно семенами ели. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции белок?

В процессе выполнения заданий, ребята, пользуясь текстом, учатся использовать полученные знания  для объяснения  окружающего их мира. Это и есть главный воспитывающий эффект курса биологии. Ученики должны не столько запоминать новые знания, сколько усваивать способы их применения.

Последний этап урока посвящен подведению итогов работы. Этот этап очень важен  и на него уходит много времени.  При обсуждении работ надо найти то общее, что  является главным содержанием  изучаемой темы, а кроме того, поделится  особенностями найденного ими способа применения полученных знаний.

На дом ребятам может быть задано: чтение текста и подготовка ответов на устные творческие вопросы.

Разнообразные формы деятельности на уроках  биологии, в том числе и с использованием информационных технологий практически на каждом уроке, позволяют формировать ученикам личный опыт - опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру, природе, жизни, которое необходимо в современном быстро меняющемся мире.

Освоение и реализация новых подходов, технологий и методик - это гарантия движения, динамики, роста, гибкости педагога и образовательной системы в целом. А, главное, создаёт благоприятные условия для решения многочисленных педагогических проблем и помогает адаптироваться к современным условиям жизни.