Выступление на педвыставке с опытом работы развития духовно-нравственного воспитания детей через ОПК "Воспитание добродетелей"
методическая разработка

Лепяхова Анна Николаевна

Рецензия

      Лепяхова Анна Николаевна является учителем ОПК в 5-8-х классах МБОУСОШ №3. Учителем было подготовлено выступление по теме «Воспитание добродетелей – основа формирования жизнестойкости детей». Цель: воспитание добрых навыков и привычек у детей в процессе становления их личности. Задачи: Учить детей видеть и выделять ценности своей жизни и окружающих людей; знакомить детей с православными добродетелями через Священное Писание, жития Святых, православные притчи, историю православия; формировать и развивать у детей добрые навыки и привычки, добродетели; воспитывать уважение к человеку и любовь к жизненным ценностям.

      В своем выступлении Анна Николаевна представила опыт воспитательной работы через преподавание основ православной культуры. Она использует следующие формы деятельности: урок ОПК, круглый стол, классный час, родительские собрания, кинолектории, экскурсии в церковь и участие в Богослужебной литургии, волонтерское  и миссионерское движение (акции), выставки,  праздники: Рождественские посиделки, День Петра и Февронии (День семьи, любви и верности), детский пост (подготовка к первой исповеди), театральные постановки,  участие в олимпиаде по ОПК. Методологические технологии: анкетирование (устное и письменное), знакомство  и цитирование Священного Писания, православных притч, житий святых, изучение  истории православия, просмотр и обсуждение документальных, короткометражных худ. и мульт.фильмов, рисунки, поделки, игры, пение, чтение молитв и их толкование, записки с указанием того, от чего ребенок может воздержаться в Великий пост (плохие мысли и поступки, вредные привычки).

     Опыт работы рекомендован для учителей ОПК, психологам, социальным педагогам, классным руководителям. Советы по применению знаний основ православной культуры в работе с детьми носят психологически адаптированный характер сопровождения в становлении личности ребенка. Это является основой формирования жизнестойкости детей, воспитание добрых навыков и привычек .

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                          Директор  МБОУСОШ №3     Л.В.Максимейко                       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_dobrodeteley_.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педвыставке

Зам.директора, социального педагога и

 учителя ОПК по ВР Лепяховой А.Н.

29.03.2017 г.

Воспитание добродетелей как основа формирования

жизнестойкости детей

Цель: Воспитание добрых навыков и привычек у детей в процессе становления их личности

Задачи:

  • Учить детей видеть и выделять ценности своей жизни и окружающих людей;
  • Знакомить детей с православными добродетелями через Священное Писание, жития Святых, православных притч, истории православия;
  • Формировать и развивать у детей добрые навыки и привычки, добродетели;
  • Воспитывать уважение и любовь к жизни человека

Формы деятельности:

  • Урок ОПК
  • Круглый стол
  • Классный час
  • Родительские собрания
  • Кинолектории
  • Экскурсии в церковь и участие в Богослужебной литургии
  • Волонтерское  и миссионерское движение (акции)
  • Выставки
  • Праздники: Рождественские посиделки, День Петра и Февронии (День семьи, любви и верности)
  • Детский Пост: подготовка к первой исповеди
  • Театральные постановки
  • Участие в олимпиаде по ОПК

методологические технологии:

  • Анкетирование

 (устное и письменное)

  • Знакомство  и цитирование Священного Писания, православных притч, жития святых
  • Изучение  истории православия
  • Просмотр и обсуждение документальных, короткометражных худ. и мульт.фильмов
  • Рисунки
  • Поделки
  • Игры
  • Пение
  • Чтение молитв и их толкование
  • Записки с написанием того, от чего ребенок может воздержаться в Великий пост

     В системе нравственных ценностей добродетель занимает одно из центральных мест. Следует, однако, прежде всего отметить, что слово «добродетель» как термин и как понятие является в настоящее время в значительной мере забытым. Его редко можно встретить в языке и литературе нашего времени. Чаще оно встречается в специальной литературе по этике. Однако в языке церковной    проповеди, в нравственных наставлениях пастырей Церкви этот термин никогда не исчезал, хотя смысл его очень обеднел и потускнел в сравнении с его прежним блеском и достоинством, которые выражались в эквивалентных ему понятиях «доблесть» и «красота».
     Как же объяснить ребенку что такое добродетель? И какая связь здесь имеется с жизненными ценностями.
Мы обращаемся за помощью в интернет: «Добродетель - положительное нравственное качество, высокая нравственность». Священники поясняют так: «Добродетель – это нравственная доблесть и красота, которые способны всякого человека восхищать и привлекать, к которым нужно стремиться и которые необходимо воспитывать и возделывать в себе ради достоинства своего существования и восхождения к идеальной норме бытия и нравственному богоуподоблению».

В Священном Писании написано: Источник любой добродетели – Бог.
Во Христе все добродетели существуют в высшей и совершенной степени;
кроме того, они неделимы и составляют единое целое. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять. (
Еф.2:10)
«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22-23).

Таким образом, мы детям объясняем, что добродетель состоит из: телесных и духовных добродетелей. Телесные: рукоделие и труд, духовные: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Все виды добродетелей взаимосвязаны и имеют одно целое.

Христианская добродетель есть постоянное, основанное на вере в Иисуса Христа и происходящее из любви к Богу и ближним, свободное исполнение Евангельского нравственного закона, совершаемое при непременном содействии Благодати    Божией.
Первое свойство добродетели есть свобода. «Иже хощет по Мне итти, да отвержется себе» – говорил    Спаситель (Мк. 8:34).

Основным побуждением к добродетели должна быть любовь к Богу и Его нравственному закону. «Кто    любит Меня, слово Мое соблюдет» – говорил Иисус Христос (Ин.14:15).

Рассмотрим с вами самую главную добродетель: любовь.

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, 5не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, 6не радуется неправде, а сорадуется истине; 7все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.» (Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла)

«БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ» - Первое послание Иоанна Богослова

Любовь к Богу проявляется во исполнение Заповедей. Совершенная Любовь – Бог Троица.

БЕЗ ЛЮБВИ… Любовь — высшая духовная добродетель и основание всякой добродетели. Без любви все наши намерения превращаются в полную их противоположность

На своих уроках, мероприятиях мы рассматриваем как добродетели, так и их противоположности. Мотивируя детей к задаваемым вопросам, ведем диалог расследования, осторожно направляя. Например, обида . Почему человек обижается? Что такое отчаяние? И к чему оно приводит? Почему человек ругается просто так? Как реагировать на непонимание или агрессию? На все эти вопросы мы отвечаем опираясь на православное учение Святых отцов. Приводим пример из их жизни, жизни Иисуса Христа. Даем советы, например, во время брани петь что-то церковное («Достойно есть…»)

Мы пришли к тому, что каждый урок мы начинаем с молитвы. Как мы можем говорить о возвышенном, о Боге, о Божественной Любви без обращения к Нему.

Последние годы современные умы бьются над созданием перечня мировоззренческих ценностей, цельной системы воспитания нравственности у детей, ибо не может быть ни прочной семьи, ни сильного государства, если люди развращены. Между тем великое учение о становлении добродетелей формулируется в творениях святых отцов, начиная с первых веков христианской эры. Это фундаментальные знания, которые имеет Церковь и о которых современный мир, светская наука не подозревают.

На своих уроках мы применяем опыт игумена Киприана (Ященко), описанного в книге «Воспитание добродетелей». Автор книги стоял у истоков возрождения традиции православного воспитания в новой России, много лет трудился на ниве просвещения по благословению архимандрита Кирилла (Павлова). Ныне игумен Киприан - кандидат педагогических наук, заведующий Педагогическим кабинетом Московской Православной Духовной Академии (МПДА), главный редактор журнала "Покров", директор комплексной целевой программы "Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России". В книге представлены лекции по православной педагогике, прочитанные автором на Высших Богословских Курсах при МПДА, а также в Московской Духовной Семинарии в 2012-2013 учебном году. Игумен Киприан затрагивает важные для каждого родителя, педагога и всякого православного человека вопросы нравственного становления личности, ее постепенного восхождения по лествице восьми главных христианских добродетелей. Автор опирается на систему мировоззренческих ценностей и труды святых отцов, которые современной светской педагогике неизвестны.

В книге представлены лекции по православной педагогике, прочитанные автором на Высших Богословских Курсах при МДА, а также в Московской Духовной Семинарии в 2012-2013 учебном году. Игумен Киприан затрагивает важные для каждого родителя, педагога и всякого православного человека вопросы нравственного становления личности, ее постепенного восхождения по лествице восьми главных христианских добродетелей. Автор опирается на систему мировоззренческих ценностей и труды святых отцов, которые современной светской педагогике неизвестны.

    Каждая добродетель представляет собой самостоятельную ценность, но все добродетели тождественны между собой в том смысле, что имеют самое непосредственное отношение к идее нравственного добра: каждая добродетель ведет человека к благу.  
   Таким образом, добродетель может быть понята функционально – как средство, возводящее личность на определенную ступень нравственного восхождения и открывающее доступ к переживанию блага. Но добродетель может быть понята как определенное, присущее конституции данной личности качество, указывающее на степень ее духовно-нравственной сформированное. Если нравственный закон, долг, совесть и другие виды нравственного сознания представляют собой несомненную ценность, то их ценность определяется тем, что они регулируют систему нравственных взаимоотношений людей и способны ориентировать личность в мире нравственных смыслов и выборов. Добродетели же, наполняя собой царство нравственного добра, суть объективные, безусловные и конечные ценности, поскольку являются целью нравственной ориентации личности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы: "Развитие мимической мускулатуры у детей с дизартрией"

мимика- это совокупность движений мускулатуры лица, сопровождающих эмоции. насколько это важно? какую роль играет мимика в произношении звуков? и как можно развить лицевые мышцы?...

Статья из опыта работы "Формирование духовно- нравственных ценностей обучающихся на уроках математики"

Цель моей работы – показать, что на уроках математики можно успешно реализовать направление  духовно-нравственного воспитания....

Обобщение опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей, находящихся на длительном лечении в больнице.

Материал предназначен учителям, воспитателям, работающим с детьми в больницах и санаториях....

РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В ПРОЕКТЕ «ГТО-НИКА»

В статье раскрыта тема с постановкой целей и задач, реальными способа-ми и методами их решения. Рассмотрены ценностные аспекты физической культуры и спор-та для детей и молодёжи. Сделаны конкретные и ...

Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию (региональный аспект)

Опыт работы по духовнонравственному воспитанию...

Из опыта работы «Формирование духовно-нравственных качеств личности посредством диалогового взаимодействия на уроках литературы»

        В условиях современного общества, перехода на новые образовательные стандарты необходимо создание условий для формирования внутреннего субъектного мира личности школ...

Обобщение опыта работы воспитателя по теме самообразования: «Развитие духовно-нравственной культуры воспитанников интерната через декоративно-прикладное творчество».

В современных условиях образования внеклассная и внешкольная работа приобретает важное значение, т. к. представляет возможности для углубления знаний по истории, культуре, народной педагогике, для при...