Обобщение опыта работы воспитателя по теме самообразования: «Развитие духовно-нравственной культуры воспитанников интерната через декоративно-прикладное творчество».
учебно-методический материал (5, 6 класс)

Вэнго Мальдюне Вэсаковна

В современных условиях образования внеклассная и внешкольная работа приобретает важное значение, т. к. представляет возможности для углубления знаний по истории, культуре, народной педагогике, для приобщения воспитанников школы-интерната к обычаям и традициям своего народа, для подготовки к самостоятельной жизни.Народные традиции, передаваемые из поколения в поколение, располагают богатыми традициями семейного воспитания, которые играют огромную роль в формировании личности, особенно детей, проживающих в интернате, оторванных продолжительное время от родителей. Не смотря на сложные исторические перемены в жизни народа нашей страны, народы России сумели сохранить традиции и обычаи в форме свода законов, правил, заповедей и наставлений.Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие, и на воспитание эстетических чувств и интересов. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше. Воспитательная работа с детьми в школе - интернате, направлена на формирование нравственных качеств и социально-нормативного поведения. В формировании правильного поведения у учащихся в школе - интернате важную роль играют условия, в которых протекает их жизнедеятельность - режим дня, личный пример взрослых.

Ручной художественный труд является необходимым элементом нравственного и эстетического воспитания детей. Чтобы человек мог заполнить свободное время интересным и содержательным делом, нужно с раннего детства развивать у него стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, культурным ценностям. Понятие наследия, традиции в обучении искусству художественных ремёсел всегда имело важное значение для преемственности поколениями всего лучшего и наиболее ценного. Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребёнка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа. Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несёт в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема самообразования: «Развитие духовно-нравственной культуры воспитанников интерната через декоративно-прикладное творчество».

Воспитатель: Вэнго М.В.

Образование: Высшее. Тобольский государственный педагогический институт имени Д.И.Менделеева, специальность учитель химии и биологии,1987год.

Курсы повышения квалификации:

  • Тема «Профилактика короновируса, гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций в образовательных организациях»,16ч, г. Саратов, 2020г.
  • Тема «Профилактика короновируса, гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций в образовательных организациях»,16ч, Саратов, 2020г.
  • Тема «Организация деятельности педагогических работников по классному руководству»,17ч ,Саратов, 2020г
  • Тема «Обеспечение комплексной безопасности общеобразовательных организаций»,26ч, Саратов, 2020г
  • Тема «Педагог дополнительного образования в объеме 250часов для осуществления профессиональной деятельности в сфере образования по профилю «Педагог дополнительного образования», Саратов, 2021г
  • Тема «Обеспечение санитарно – эпидемиологических требований к общеобразовательным организациям согласно СП 2.4.3648-20» в объеме 36часов, Саратов, 2021г
  • Тема «Навыки оказания первой помощи в образовательных организациях» в объеме 36часов, Саратов, 2021г
  • Тема «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с федеральным законодательством» в объеме 73часа, Саратов, 2021г
  • Тема «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в соответствии с приказом Минпросвещения России №287 от 31мая 2021года» в объёме 44часов, Саратов, 2022г
  • Тема «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в соответствии с приказом Минпросвещения России №286 от 31мая 2021года» в объёме 44часов, Саратов, 2022г
  • Тема «Использование воспитателями школ-интернатов современных подходов к созданию благоприятного климата для проживания, обучения и воспитания, обучающихся из КМНС из семей, ведущих традиционный образ жизни» в объеме 24часа, 2022г, г. Салехард ГАУ ДПО ЯНАО
  • Курс для педагогов образовательных организаций по взаимодействию с компонентами цифровой ФГИС «Моя школа» в объеме 36 ак.ч. 2023г, г. Москва ФГБОУ ВО «ГУП»

Введение

Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога!

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление κ идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли».

                                                                                                                           

Н.И. Пирогов

Проблемы общества, идеалы, мораль, культура, традиции и т.д. могут изменяться из века в век. А суть нравственности и культуры почти не меняется. Доказательством актуальности темы служат работы исследователей по культурно-нравственному воспитанию Я. А. Каменского, Г. Песталоцци, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и многих других мы встречаем понятия «воспитание нравов», «духовное воспитание», «идейно-нравственное воспитание». Они связывались главным образом с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает у личности формирование доброжелательных отношений к людям.

Тема самообразования: «Развитие духовно-нравственной культуры воспитанников интерната через декоративно-прикладное творчество».

Цель: 

Духовно-нравственного воспитание и развитие творческих способностей детей — содействие развитию у них основ, базиса личностной культуры в отношении к людям, явлениям общественной жизни, природе, предметному миру, к самому себе в соответствии с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе через декоративно-прикладное творчество.

Задачи: 

  • Создание  качественной воспитательной среды на основе традиционных духовно-нравственных ценностей.
  • Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со  взрослыми и сверстниками.
  • Субъективное психо - эмоциональное благополучие обучающихся и воспитанников.

Актуальность темы

«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

                                                                                    В. А. Сухомлинский.

 Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового. Поэтому основной показатель творчества – новизна его результата, которая носит объективный характер, поскольку создаётся то, что раньше не существовало. Развитие детского творчества является актуальной темой современной педагогики и психологии, что сегодня связано с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни, художественно-эстетическим и трудовым воспитанием, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества

          Изготовление поделок из различных материалов (бумаги, нитей, кусочков кожи и ткани, листьев, плодов растений, бросового материала и т.д.) в полной мере отвечает потребностям, интересам и возможностям детей с ограниченными возможностями. Изготовление поделок способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера, формированию его волевых качеств, целеустремлённости, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца.                                                  

Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия.    

               

п/п

Название

мероприятия

Дата

Изучила методической литературы, передового педагогического опыта (ресурсы интернета)

1. Богатеева З.А. «Чудесные поделки из бумаги»

2. Гульянц Э.К. «Что можно сделать из бумаги»

Январь - март

Посещение открытых занятий воспитателей

Февраль- май

Освоила и применила в организации досуговой деятельности с детьми способы изготовления поделок: изготовление поделок из бросового материала – пазлы, баночки, нитки, камешки, ракушки.

Февраль- май

Оформление выставки детских работ «Вот что мы умеем»: «День защитника Отечества», «8 Марта», «Пасха», «День космонавтики», «Мы помним, мы гордимся», «День Семьи», «День защиты детей», «Новый год. Рождество»

Февраль – декабрь

Организация досуговой деятельности с детьми по интересам, с применением новых технологий ручного труда: изготовление поделок из бросового материала.

Февраль - декабрь

Подготовка   и проведение консультации для воспитателей на тему: «Современные виды рукоделия, творческий подход»

        Май

 7.

Разработка памятки «Правила и приемы работы с инструментами и материалами» 

Май

8.

Отчет по самообразованию

Декабрь

Средства:

-Совместная деятельность воспитателя с детьми;

-Самостоятельная деятельность детей;

Методы: словесные, наглядные, практические.

Подводя итоги работы, направленной на развитие творческих способностей детей, можно отметить, что у детей повысился не только уровень творческих способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы.

Перечень вопросов по самообразованию:

1. Установление эмоционального контакта между участниками группы.

2. Составление плана работы.

3. Моделирование навыков и знаний, приобретаемых воспитанниками  для будущей успешной социализации в обществе.

4. Создание в группе  надлежащих условий для обеспечения воспитания личности.

5. Формирование  знаний  и умений, необходимых в быту и в жизни.

6. Продолжить изучение выбранной темы.

Ожидаемые результаты:

1. Воспитанники должны усвоить основные понятия, такие как - нравственность, этика, мораль, культура, воспитанность, вежливость, толерантность, достоинство, совесть;

2. Соблюдать правила нравственного поведения в школе,  в общественных местах;

3. Научиться анализировать свои поступки

Направление самообразования:

Основные направления

Действия

Сроки реализации

Практическое

1. Изучение практических материалов по выбранной теме.

2. Поиск и ознакомление с литературой в интернете.

3. Просмотр определенных телепередач.

4. Изучение информационно-компьютерных технологий.

5. Общение с коллегами и обмен опытом.

6. Прохождение курсов повышения квалификации.

2021-2025

 Периодически

 

В течение года

В течение года

В течение года

По требованию

Психологическое

1. Индивидуальный подход к каждому ребенку

2. Изучение современных психологических методик.

3. Применение диагностик и тестов.

Регулярно

В течение года

В течение года

Психолого-педагогическое

1. Ознакомление в интернете информацией по психологии и педагогике.

2. Применение полученных знаний на практике.

В течение года

Методическое

1. Знакомиться с новыми методами воспитания.

2. Принимать участие в семинарах, педсоветах и МО воспитателей.

3. Посещение предметных выставок и тематические экскурсии.

4. Посещение занятий и мероприятий коллег.

5. Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег.

6. Успешное прохождение аттестации.

 В течение года

 В течение года

 В течение года

 В течение года

Информационно-технологические

1. Изучение информационно-компьютерных технологий.

2. Обзор имеющейся в интернете информации, необходимой в работе.

В течение года

В течение года

                         

                                   Основные этапы работы по самообразованию:

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение имеющегося опыта и литературы по проблеме.

2021-2025

1.Курсы повышения квалификации.

2. Участие и выступление на заседании МО.

3. Изучение литературы по данной теме.

5. Изучение интернет ресурсов по данной теме.

Прогностический

1.Определение целей и задач темы.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Прогнозирование результатов.

2021-2025

1.Выступление на заседании МО.

2.Подготовка мероприятий и конкурсов.

3. Изучение интернет ресурсов по данной теме.

Практический

1.Внедрение опыта работы.

2.Формирование методического комплекса.

3.Корректировка работы.

2021-2025

1.Выступление по теме.

2.Открытые мероприятия.

3.Участие в открытых мероприятиях. 

Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.

2021-2025

1. Доклад по самообразованию.

2. Использование имеющегося опыта.

Внедренческий

Распространение опыта работы.

2021-2025

1. Консультативная помощь воспитателям и воспитанникам.

2. Публикация методических разработок.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ослабление внимания государства и общества к целенаправленному формированию общественного сознания, к вопросам воспитания, в целом, привело к изменению психологии обучающихся. У детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, культуре и патриотизме.

Наряду с девальвацией ценностей, происходит снижение доверия к старшему поколению, переориентация на личное благополучие, выживаемость, самосохранение, идет усиление процесса индивидуализации, отчуждения. Материальные блага стали занимать значительно больше места в желаниях школьников, культура и образование, как и духовно-нравственные ценности, отодвигаются на периферию их ценностных ориентаций.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

В чрезвычайно  сложной ситуации оказываются  воспитанники школ-интернатов, удаленные из семьи на период учебных занятий, а также дети, лишенные родительского попечения, и дети-сироты, проживающие в интернатах круглогодично. Кроме проблем с  воспитанием духовно нравственных качеств личности, практические и научные исследования в России, свидетельствуют о том, что многие выпускники школ-интернатов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью. Потребительское отношение, неумение строить жизнь по духовно-нравственным, социально-культурным нормам и правилам, непонимание социальных взаимоотношений между людьми затрудняет процесс социальной адаптации и интеграции воспитанников. Вышеизложенные проблемы усугубляются при наличии у воспитанников отклонений в интеллектуальном и психическом развитии.

Формы работы с детьми:

Беседы, игры нравственного и нравственно - этического содержания,

проведение совместных праздников, просмотр фильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.

Экскурсии, целевые прогулки, тематические вечера.

План реализации темы:

Предполагаемые результаты самообразования:

1. Повышение качества воспитания.

2. Разработка дидактических материалов, тестов, наглядности,

3. Обобщение опыта по исследуемой теме.

4. Овладение способами самопознания и самоанализа накопленного опыта.

Учебная исследовательская работа:

1. Включить в перспективный план деятельности примерные темы занятий и мероприятий.

2. Участие в системе методической работы.

3. Установить творческое сотрудничество с коллегами по вопросам темы самообразования.

4. Изучить передовой опыт воспитателей школы-интерната по применению инновационных технологий.

5. Участие в заседаниях МО и педагогических советах.

6. Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы.

Используемая литература:

1. Айзенберг, А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. — М., 1986.

2. Аверина Н.Г. О  духовно-нравственном   воспитании  младших школьников. Нач. школа. - 2005 - №11 - с. 68-71

3. Астанов В.М., Лебединский О.И., Шапиро Б.Ю. Современное состояние проблемы детей с ограниченными возможностями. Детский практический психолог.

4. Воронкова В.В. Воспитатель и обучение детей во вспомогательной школе. Школа-Пресс, 2007.

5. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации  нравственно-этического  образования в современных условия.  Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - с. 9-12

6. Петрусинский В. В. Игры: обучение, тренинг, досуг. М., Новая школа, 1994.



Предварительный просмотр:

Тема «Развитие духовно-нравственной культуры воспитанников интерната через декоративно-прикладное творчество».

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема духовно- нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями.

Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь.

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие, и на воспитание эстетических чувств и интересов. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

Воспитательная работа с детьми в школе - интернате, направлена на формирование нравственных качеств и социально-нормативного поведения.

В формировании правильного поведения у учащихся в школе - интернате важную роль играют условия, в которых протекает их жизнедеятельность - режим дня, личный пример взрослых.

Нравственное воспитание детей осуществляется в комплексе со всеми другими направлениями воспитательной работы.

Задачи духовно нравственного воспитания:

  • Формирование духовно-нравственных качеств личности.
  • Воспитание человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.
  • Воспитание нравственной культуры, основанной на самовоспитании и самосовершенствовании.
  • Воспитание доброты, чуткости, сострадания, заботы и милосердия по отношению ко всем людям и прежде всего самым близким.
  • Приобщение к православным духовным ценностям

Методы, с помощью которых происходит формирование у детей нравственных знаний, убеждений можно разделить на три группы

К первой группе можно отнести рассказ, беседу, разъяснение, убеждение.

Ко второй группе относятся методы, направленные на формирование опыта общественных отношений, умений, привычек нормативного поведения, то есть практическая организация различных видов деятельности межличностного общения в различных ситуациях, упражнения, приучение.

К третьей группе методов относятся средства воздействия на личность, которая дополнительно стимулирует, подкрепляет социально-нормативное поведение личности или тормозят проявление социальных отклонений (поощрение, соревнование, осуждение, наказание).

Большое значение в нравственном воспитании проблемных детей имеет правильное использование похвалы и наказаний, которые тормозят неправильные поступки и препятствуют превращению их в привычки, при этом необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, состояние его интеллектуального и эмоционально-волевого развития, а также учитывать возрастные и типологические особенности ребенка.

Но, следует учесть, что воспитание культуры поведения проблемных детей будет эффективным, если в школе – интернате будут созданы необходимые условия: правильно организованный режим дня, единство требований, предъявляемых к детям, благоприятная атмосфера, высокая культура педагогов, уют в школьных и спальных помещениях, должный уровень их эстетического оформления.

В нашей школе - интернате дети проводят большую часть времени, и воспитательная работа строится таким образом, чтобы школа – интернат была для детей родным домом,  в которой дают не только образование, но и создают условия для воспитания, развития, и реализации личности. Воспитатель в школе - интернате является организатором ситуаций, в которых раскрываются положительные черты воспитанников, создает ситуацию успеха в результате самостоятельного поиска, т. е. развивающую среду.

Кроме того что в задачи нравственного воспитания входит формирование у детей честности, правдивости. При этом не стоит забывать, что проблемные дети легко подвергаются внушению и могут повторять неправильные утверждения, что в дальнейшем может привести к нежелательным последствиям.

В воспитательной работе проводят работу по воспитанию у детей чувства дружбы, товарищества, коллективизма, которые легко закрепляются в совместных мероприятиях, играх.

Хороший воспитатель - это олицетворение справедливости, защиты. Необходимо быть для своих воспитанников примером для подражания, т.к. в силу своих особенностей, качеств личности, проблемного ребенка формируются с помощью опоры на положительный пример.

Воспитательная деятельность в школе в системе духовно- нравственного воспитания осуществляется: через реализацию предметных циклов, классных часов и внеклассную работу воспитателя в группе.

1. Учебная деятельность

Нравственное развитие воспитанников на уроках, т.е. воспитательских часах осуществляется через содержание программного и дидактического материала, организацию урока, личность воспитателя. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, который составляется согласно планированию работы воспитателя (6 дней планирования по направлениям «Я в социальном пространстве», «Я в мире книг» « Я в окружающем мире», «Я и творчество», «Я в свободное время» «Я в трудовой деятельности» направлены на развитие духовно-нравственных качеств и даже седьмое направление «Я и здоровье» согласно тому как составлено занятие тоже направлено именно на развитие этих качеств, так же как и многих других. 

Воспитательские часы и уроки мужества духовно-нравственной направленности, проводимые воспитателем в течение учебного года.

При проведении занятий затрагиваются основные нравственные проблемы, связанные с совершенствованием духовно- нравственных качеств личности, нравственными отношениями между людьми, человеком, обществом и природой.
2. Внеурочная деятельность (культурные практики)

Базовые ценности отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздниках, викторинах, выставках, дискуссиях, играх, беседах, тренингах и т.д., в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования.

Внеурочная работа воспитателя по программе духовно-нравственного воспитания проводится регулярно, системно:

  • коллективные творческие дела:
  • творческие работы, выполненные в разных техниках;
  • изучение биографий знаменитых Россиян, русских святых в рамках внеклассного чтения.
  • участие в тематических неделях;
  • участие в конкурсах.

Все это способствует развитию навыков художественно-творческой деятельности, воспитанию любви к родному краю, историческому наследию, культуре своего народа.

В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления.

Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению. Исчезли слова добро, мир и согласие в душе, покаяние, и таких слов можно перечислять множество. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу. Кто как не педагог, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому школа, а в частности педагог, решая задачи воспитания, должны опереться на  разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности.

Однако школа сама по себе не в состоянии решить вопросы, связанные с воспитанием, мы считаем чрезвычайно важным укрепление института семьи, потому что воспитательная работа должна начинаться в семье, а школа должна только проводить и завершать воспитательную работу. Первый опыт приобщения человека к созидательной жизни приобретается в семье. В семье формируются общечеловеческие ценности: личностные (самопознание, саморазвитие), социальные (человек, человечность, Родина, здоровье), нравственно-этические (доброта, труд, любовь), эстетические (красота, гармония, творчество). Именно поэтому мы стараемся установить контакты детей с родственниками (дети пишут письма, перезваниваются с ними, ездят на каникулы).

Ещё один источник нравственного воспитания в школе - интернат.

3. Внешкольная деятельность (социальные и культурные практики)

Внешкольные мероприятия: экскурсии, посещение мероприятий в ДК, турслеты, соревнования выездные и местные, полезные дела и т.д. – организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства. Социальная практика формирует социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения, позволяет школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие педагоги и школьники, ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д. - субъекты гражданской деятельности.

Во внеурочной и внешкольной деятельности формируется ценностный и  поведенческий компоненты российской идентичности.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость: ее необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных.

Проблема духовно-нравственного оздоровления: восстановление ценностей традиционной культуры является настолько трудной, что эффективность её решения может быть обеспечена только совместными действиями педагогического, ученического и коллективов при условии системного подхода. Основой системного подхода в восстановлении духовно-нравственной культуры общества является принцип комплексности решения спектра проблем.

Используемая литература:

1. Айзенберг, А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. — М., 1986.

2. Аверина Н.Г. О  духовно-нравственном   воспитании  младших школьников. Нач. школа. - 2005 - №11 - с. 68-71

3. Астанов В.М., Лебединский О.И., Шапиро Б.Ю. Современное состояние проблемы детей с ограниченными возможностями. Детский практический психолог.

4. Воронкова В.В. Воспитатель и обучение детей во вспомогательной школе. Школа-Пресс, 2007.

5. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации  нравственно-этического  образования в современных условия.  Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - с. 9-12

6. Петрусинский В. В. Игры: обучение, тренинг, досуг. М., Новая школа, 1994.



Предварительный просмотр:

Россия, Тюменская область, Ямальский район, село Сеяха

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сеяхинская школа-интернат»

Тема «Развитие духовно-нравственной культуры воспитанников интерната через декоративно-прикладное творчество».

Подготовила:

воспитатель1 категории

МБОУ «Сеяхинская школа-интернат» с.Сеяха

Вэнго М.В.

 «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…»

К.Д. Ушинский

Воспитание подрастающего поколения – процесс чрезвычайно сложный, трудный, многоплановый и многосторонний. Одним из важнейших условий воспитания полноценной, гармонически развитой, толерантной личности, любящей свой народ и свою страну, заботящейся о ее настоящем и будущем является приобщение к народным традициям, места, где проживает школьник, области, страны.

Особенностью народных традиций является то, что в условиях изменяющегося мира они остаются неизменными целыми веками и столетиями. Эти традиции охватывают все стороны воспитания: трудовое, физическое, патриотическое, нравственное, экологическое, эстетическое, которые представляют важнейший аспект для развития и формировании полноценной личности.

В современных условиях образования внеклассная и внешкольная работа приобретает важное значение, т. к. представляет возможности для углубления знаний по истории, культуре, народной педагогике, для приобщения воспитанников школы-интерната к обычаям и традициям своего народа, для подготовки к самостоятельной жизни.

Народные традиции, передаваемые из поколения в поколение, располагают богатыми традициями семейного воспитания, которые играют огромную роль в формировании личности, особенно детей, проживающих в интернате, оторванных продолжительное время от родителей.

Не смотря на сложные исторические перемены в жизни народа нашей страны, народы России сумели сохранить традиции и обычаи в форме свода законов, правил, заповедей и наставлений.

Народ основывался на них и передавал свой опыт подрастающему поколению. В последние годы открылись большие возможности для обобщения их и результативного использования в практике учебно-воспитательного процесса.

Основное назначение педагогов школы - интерната обусловлено современной задачей, которую ставит перед собой общество – максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для духовного, умственного и физического совершенствования.

Исходя из этой цели, основными задачами педагогов интерната являются:

  • создание коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребёнка;
  • организация взаимодействия и сотрудничества всех воспитательных сил: школа-интернат-семья;
  • содействование воспитанникам в соблюдении прав и свобод, охрана их жизни, здоровья и безопасности;
  • активная пропаганда ЗОЖ;
  • передача детям  культуры народа, воспитание чувства глубокого уважения к родителям, людям пожилого возраста.

       Задачи этнопедагогики:

  1. Изучение культуры морали и нравственности наших предков.
  2. Изучение народных промыслов и ремёсел.
  3. Приобщение детей к хозяйственной деятельности предков. Подготовка к самостоятельной жизни. Умение выживать благодаря трудовым навыкам.
  4. Сохранение эстетического восприятия мира, которое создавалось и укреплялось тысячелетиями.
  5. Привитие интереса к изучению родной речи. Пробуждение языкового чутья.

 Воспитательный процесс в интернате проходит  в соответствии с планом работы школы. При планировании воспитательной работы большое внимание уделяется приобщению воспитанников к ведущим духовным ценностям народа, к его культуре. В своей педагогической  деятельности, для успешного обучения, знакомим детей с фольклорными жанрами: сказками, легендами, загадками, песнями, прибаутками. 

          Как известно, у ненцев нет традиционных народных праздников, но есть дни большой радости. Это — день рождения ребенка, приезд желанных гостей и родных, наконец, создание новой семьи — свадьба.
Каких-либо особых своих праздников, кроме более или менее определенных периодов (но не дней) жертвоприношений, связанных с оленеводством и промыслами, не имелось. В результате долгого общения с русским населением, европейские ненцы стали отмечать некоторые из православных праздников. Связывая их с периодами своего оленеводческо-промыслового цикла. Вот некоторые из них (по старому стилю):

25 марта – Ворна яля (Благовещение; начало весенних перекочевок);
23 апреля – Егор яля (считалось, что к этому времени надо подойти к отельным местам);
9 мая – Николя яля (начало ледохода);
29 июня – Петров яля (конец вонзевого лова рыбы, начало сорового);
20 июля – Ильин яля (середина лета);
15 августа – Успенье яля (убой оленей на малицы);
1 сентября - Семен яля (до этого дня сдавали пески, нанимались на рыбалки);
Новый год – сыра ер’яля (середина зимы).

На протяжении последних лет мы проводим традиционные национальные праздники: «День оленевода», «День рыбака». В подготовке этого праздника участвуют воспитанники, педагоги, родители. Перед проведением народных праздников обязательно знакомим детей с историей возникновения этих праздников. В подготовке праздников используем такие методы:

  • поисковая деятельность – детям предлагается самостоятельно, либо с помощью взрослых найти и подготовить сообщения о празднике, его обычаях, традициях. Дети находят и приносят в школу предметы бытовой утвари, предметы декоративно – прикладного творчества.
  • продукт детской деятельности – к празднику готовят поделки из меха, сукна и бисера.

 Прививаем любовь к традиционным народным промыслам через знакомство с творчеством местных мастеров –умельцев, демонстрацию изделий декоративно – прикладного искусства народа, художественных промыслов, практические занятия по изготовлению изделий ДПИ из ткани, сукна, меха.

Совместно с школьным музеем успешно проводим мероприятия по сохранению и пропаганде  культуры народа. Музей оказывает необходимую помощь в решении многих образовательно- воспитательных задач, т. к. предусматривает и обучение, и воспитание учащихся на музейном материале. Воспитанники погружаются в специально предметно – организованную среду, включающую произведения искусства, памятники природы, экзотические предметы и исторические реликвии. В музее дети приобщаются к культурным ценностям, осматривая выставленные коллекции и получая информацию о них.

 Традиционными в группе являются «Часы творчества», на которых дети рисуют, лепят изделия из теста, изготавливают аппликации. Очень нравятся детям занятия по изготовлению кукол: «Нгухуко», лепке, пошиву народных платьев, на которых раскрывается творческий потенциал и индивидуальные особенности каждого ребёнка. Воспитанники соприкасаются с творчеством поколений своего народа и испытывают гордость за своих предков.

Жизнь народа неразрывно связана с окружающей его природой и бережное отношение к её ресурсам воспитывалось с раннего детства. Во время экскурсий в тундру, «Трудовых десантов» проводится работа по развитию эстетического восприятия экологической культуры каждого ребенка, развитию навыков речи, пропаганде здорового образа жизни, знакомство с многовековым опытом выживания народов севера суровых условиях, сбор природного материала для изготовления изделий.

С первых дней пребывания в интернате детям прививается любовь к физическому труду. Проводятся «Трудовые часы» по уборке пришкольной территории, классных кабинетов и спальных комнат. Постоянные и разовые поручения способствуют выработке у детей послушания, приучают к точности, своевременности, развивают традиционные чувства уважения и почитания старших. Поручение всегда выглядит как поощрение ребенка.

Народные игры  и состязания являются важнейшим средством воспитания детей, звеном в физическом и нравственном развитии воспитанников, т. к. они воспроизводят семейные и социальные отношения. Игры дают детям конкретные навыки и общую гибкость поведения, формируют способность к восприятию нового и неожиданного, обеспечивают развитие  не только конкретных умений, в том числе и интеллектуальных, но и общую готовность к адекватному эмоциональному реагированию. Народная игра способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений.

Воспитательная работа в интернате проходит в тесном сотрудничестве с родителями. Родители приглашаются не только в качестве зрителей, но и в качестве непосредственных участников и консультантов мероприятий. Они совместно с детьми проводят сбор информации по темам исследования, сообща изготавливают предметы декоративно – прикладного искусства.

Уже стало ежегодной традиций проводить сезонные праздники-выставки в группе, на которых ребята демонстрируют выполненные совместно с воспитателями поделки из природного материала: из меха, кожи, сукна,  из ненужных вещей. Каждый год придумываем новые творческие задания: придумай доброе название своей поделке, составь загадку, сочини сказку о своей поделке, и очень забавно проходит оживление поделок! На глазах у всей группы каждое творение заговаривает голосом ученика. Ребенок вживается в образ героя, которого он сделал вместе воспитателями.

Большое место в воспитании школьников занимает изучение национальных обычаев и праздников других народов проживающих на территории нашей страны. Фестиваль творческих проектов «Группа года-2022» в рамках года культурного наследия народов России и школьного проекта «Лабтэйко», в номинации «Актерское обаяние». Подобные мероприятия  позволяют вооружить воспитанников системой знаний о традициях разных народов, помогают детям увидеть нечто, присущее другим народам, и то общее, что появилось в результате тесных соседских взаимоотношений.

Проводя воспитательную работу  с детьми  по использованию традиций этнопедагогики, выявили критерии, определяющие уровень нравственной воспитанности детей:

- полнота знаний детей и соблюдения ими в повседневной жизни народных традиций, умение определять их нравственное содержание;

- перенос изученных или знакомых, понятных, выполнимых традиций народа в привычную норму поведения воспитанников.

Возможности народной педагогики безграничны, и поэтому предстоит еще много работы по сохранению, углублению и пропаганде традиций предков.

        

Используемая литература:

1. Айзенберг, А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. — М., 1986.

2. Аверина Н.Г. О  духовно-нравственном   воспитании  младших школьников. Нач. школа. - 2005 - №11 - с. 68-71

3. Астанов В.М., Лебединский О.И., Шапиро Б.Ю. Современное состояние проблемы детей с ограниченными возможностями. Детский практический психолог.

4. Воронкова В.В. Воспитатель и обучение детей во вспомогательной школе. Школа-Пресс, 2007.

5. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации  нравственно-этического  образования в современных условия.  Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - с. 9-12

6. Петрусинский В. В. Игры: обучение, тренинг, досуг. М., Новая школа, 1994.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Развитие познавательных интересов и способностей младших школьников, как пути эффективного и качественного повышения уровня успеваемости и развития мыслительных действий".

ПРЕДСТАВЛЕНЫЙ МАТЕРИАЛ РАСКРЫВАЕТ ТЕМУ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ И СПОСОБНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА НА ЗАНЯТИЯХ САМОПОДГОТОВКИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ УСПЕВАЕМОСТИ НА УРОКАХ В ШКОЛЕ....

Духовно-нравственное воспитание личности учащихся на занятиях декоративно-прикладного творчества в рамках изучения темы:"Русские народные куклы"

Духовно-нравственное воспитание личности учащихся на занятиях декоративно-прикладного творчества в рамках изучения  темы:"Русские народные куклы"...

Обобщение опыта работы логопеда по теме: «Развитие мелкой моторики у детей с проблемами в развитии»

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие мелкой моторики у детей с проблемами в развитии»...

Обобщение опыта работы "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческих способностей обучающихся"

Целью данной работы: обобщение педагогического опыта использования метода проектов для развития творческих способностей учащихся....

Обобщение опыта (отчет) по реализации темы самообразования

В работе обобщён опыт подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе в 2019 - 2020 учебном году,...

Доклад Тема: Развитие духовно-нравственных качеств у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Доклад Тема: Развитие духовно-нравственных качеств у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья...