РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В ПРОЕКТЕ «ГТО-НИКА»
методическая разработка по физкультуре на тему

Насирова Аджара Махмудовна

В статье раскрыта тема с постановкой целей и задач, реальными способа-ми и методами их решения. Рассмотрены ценностные аспекты физической культуры и спор-та для детей и молодёжи. Сделаны конкретные и качественные выводы для проекта «ГТО-НИКА». Представлен теоретический анализ литературы по проблеме ценностей физической

культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_duhovno.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

В ПРОЕКТЕ «ГТО-НИКА»

Насирова А.М.

МБОУ гимназия № 11 г. Железнодорожный, г.о. Балашиха, Россия

Аннотация. В статье раскрыта тема с постановкой целей и задач, реальными способа-ми и методами их решения. Рассмотрены ценностные аспекты физической культуры и спор-та для детей и молодёжи. Сделаны конкретные и качественные выводы для проекта «ГТО-НИКА». Представлен теоретический анализ литературы по проблеме ценностей физической

культуры.

Ключевые слова: проект «ГТО-НИКА», ценности, физическая культура, ценности фи-зической культуры.

THE DEVELOPMENT OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES AMONG CHILDREN

AND YOUTH IN THE PROJECT «TRP-NIKA»

Nasirov A.M.

MBOU gymnasium № 11 in Rail, Balashikha, Russia

Abstract.the article deals with the theme of setting goals and objectives, the actual methods

of their solution. Considered value aspects of physical culture and sport for children and youth. Made

specific and qualitative insights for the project of «GTO-NICK». Presents a theoretical analysis of the

literature on the problem of values of physical culture.

Key words:project «TRP-NIKA», values, physical culture, moral values of physical culture.

Введение.

Проблема здорового образа жизни является одной из самых актуальных в современном

обществе и приоритетным направлением развития образовательной системы России. Сегодня

стратегическая цель образования – воспитание и развитие свободной жизнелюбивой лично-сти, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творче-ской деятельности и нравственному поведению. В свете этой цели ведущими задачами школы

можно определить следующие: развитие интеллекта обучающихся, формирование у них нрав-ственных чувств, забота о здоровье детей.

Ценностный аспект физической культуры представлен обширной совокупностью ма-териальных и духовных ценностей, специально созданных для эффективного физического со-вершенствования человека.

«ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ» 703

Материальные ценности воплощены в физкультурно-спортивных сооружениях (стади-оны, бассейны, залы), специальном оборудовании и инвентаре (легкоатлетические и гимна-стические снаряды, лыжи, мячи, тренажеры и т.д.). Духовные ценности физической культу-ры  представлены  исторически  отобранными  и  апробированными  на  практике  физическими

упражнениями, сконцентрированными в форме гимнастики, спорта, игры и туризма, основан-ных на физической активности.

Вместе с тем, исходя из задач, поставленной в национальной доктрине «Наша Новая

школа», необходимо существенно увеличить число российских граждан, ведущих активный

и здоровый образ жизни. Исправить ситуацию и достичь указанных целей, призван ряд мер,

принимаемых на государственном уровне. Ключевой из них стало введение в действие с 1 сен-тября 2014 г. в Российской Федерации Всероссийского физкультурно-оздоровительного ком-плекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), главной целью данной меры является охват всего на-селения страны, как взрослых, так и детей, общим спортивным движением.

Однако следует учитывать возможность различного подхода к реализации этой инно-вации.

Один подход состоит в том, что на основе введения комплекса ГТО ставится лишь одна

задача – содействовать формированию физических качеств и двигательных способностей де-тей и молодежи, т.е. повысить уровень их физической подготовленности.

Такой подход базируется на традиционной концепции физического воспитания, соглас-но которой физическое воспитание понимается лишь как обучение движениям (двигательным

действиям), как целенаправленное формирование и совершенствование физических качеств и

умений, характеризующих физическую подготовленность человека (для трудовой и военной

деятельности) [1,5].

Однако авторы большинства инновационных подходов к пониманию современного фи-зического воспитания подвергают критике эту концепцию физического воспитания, так как

она имеет ярко выраженную утилитарную, прагматическую ориентацию, существенно огра-ничивает социокультурное и педагогическое значение физического воспитания в личностном

развитии детей и молодежи, в процессе их социализации.

В рамках реализации проекта «ГТО-НИКА» предполагается проведение полного ком-плекта  новых  нетрадиционных  физкультурно-оздоровительных  спортивно-массовых  меро-приятий детей и молодежи содействующий не только их физическому, но также психическому

и духовно-нравственному совершенствованию [1].

Название «ГТО-НИКА» расшифровывается как сокращение, составленное из первых

трех букв русских слов: «Готов к труду и обороне» и греческого слова «Νίκη» – «победа» – имя

древнегреческой богини победы, олицетворяющая победу в военных сражениях и спортивных

состязаниях.

Основная цель проекта – разработка и внедрение в практику общеобразовательных ор-ганизаций  новых  нетрадиционных  физкультурно-оздоровительных  спортивно-массовых  ме-роприятий, направленных на развитие у детей и молодежи не только основных физических ка-честв и подготовке к сдаче норм ГТО, но также воспитанию активной, целостно развитой лич-ности, для которой характерно полноценное и гармоничное развитие физических, психиче-ских и духовных качеств.

Основные задачи проекта:

– содействовать популяризации и пропаганде среди детей и молодежи нового комплек-са ГТО, повышению для них привлекательности этого комплекса через новые нетрадицион-ные физкультурно-оздоровительные спортивно-массовые мероприятия;

– содействовать формированию осознанного отношения к здоровому образу жизни и

формированию физических качеств и двигательных способностей, в игровой и соревнователь-ной деятельности;

– поиск, экспериментальная апробация и широкое внедрение новых нетрадиционных

форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, разработка и внедрение

программ физкультурно-оздоровительной направленности;

704 НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ

– организация увлекательного, творческого, активного досуга.

Программа проекта состоит из двух разделов:

1. Спортивный раздел направлен на развитие у детей   и  молодежи  основных  физи-ческих качеств и подготовке к сдаче норм ГТО.

2. Творческий раздел направлен для формирования духовно-нравственных ценностей

детей и молодежи [2].

Поиск наиболее сильных мотивационно-ценностных ориентаций детей и молодежи в

процессе занятий физкультурно-оздоровительных мероприятий – самое узкое звено в решении

поставленной проблемы. В рамках реализации проекта «ГТО-НИКА» предполагается прове-дение полного комплекта физкультурно-оздоровительных спортивно-массовых мероприятий,

которые позволят изменить в содержание и структуру организации этой деятельности и обе-спечить высокий уровень физкультурно-спортивной активности, формированию у них потреб-ности в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании, интереса к физкультурной

деятельности [3].

28 сентября 2015 года на базе НОУ «Православная гимназия г. Саратова» прошел спор-тивный фестиваль «ГТО-Ника», в котором приняли участие 5 общеобразовательных учрежде-ний Саратовской области. В заключение спортивного фестиваля был проведен социологиче-ский опрос по удовлетворённости школьников в новом проекте «ГТО-НИКА» [3].

Показатели удовлетворения школьников от проведенного мероприятия «ГТО-НИКА», %

Степень ак тивности Юноши

n =300

Девушки

n = 300

Полностью удовлетворяют 286 279

Скорее удовлетворяют, чем нет 13 19

Скорее не удовлетворяют, чем удовлетворяют 1 2

Полностью не удовлетворяют – –

Затрудняюсь ответить – –

Результаты исследования показали положительные результаты апробации спортивно-го фестиваля «ГТО-НИКА», который выявил большой социально-педагогический потенциал

игровой и соревновательной деятельности при подготовке детей и молодежи к выполнению

норм ГТО, а так же для улучшения физического состояния школьников и развития духовных,

нравственных и других личностных качеств [4]. Для более широкого внедрения и распростра-нения среди детей и молодежи нового проекта «ГТО-НИКА», необходимо апробировать в пе-риод с 2015-2016 г. в средних общеобразовательных школах Московской области, а также в об-щеобразовательных учреждениях г. Саратова.

Проект «ГТО-НИКА» ориентирован на здоровье учащихся, на нравственное воспита-ние и позволяет в полной мере реализовать огромный гуманистический культурный потенци-ал игровой и соревновательной деятельности.

Данный  проект  направлен  на  формирование  отношения  у  детей  и  молодежи  к  заня-тиям  физической  культурой  и  спорта  в  досуговой  деятельности,  активной,  творческой  лич-ности, для которой характерны социальное поведение и культура с ориентацией на духовно-нравственные и эстетические ценности, а также здоровый образ жизни [5].

Социально-экономический и нравственный эффекты от реализации проекта позволит

уже в кратчайшие сроки получить ощутимые результаты.

Конечным  результатом  реализации  проекта  «ГТО-НИКА»  должен  стать  социально-экономический, духовный и культурный подъем, укрепление государства, возрождение здоро-вого образа жизни и молодежи России.

Огромный потенциала проекта "ГТО-НИКА" развивает духовно-нравственные и дру-гие личностные качества, который позволяет использовать игровую и соревновательную дея-тельность не только для решения задач физического воспитания, а также решение задач всесто-

«ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ» 705

роннего гармоничного и общегуманистического воспитания. Таким образом, данный проект

«ГТО-НИКА» направлена на формирование отношения у детей и молодежи к занятиям физи-ческой культурой и спорта в досуговой деятельности, активной, творческой личности, для ко-торой характерны социальное поведение и культура с ориентацией на духовно-нравственные

и эстетические ценности, а также здоровый образ жизни.

CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Фирсин С.А. Программа «СПАРТ–ГТО», как игровая рационализация комплекса ГТО

в физическом воспитании и социализации школьников // журнале "Международный журнал

экспериментального образования" №11 (Часть 3) 2015. С.359-361.

2. Фирсин  С.А.  Спортивный  фестиваль  «ГТО-НИКА»  /  С.А.  Фирсин//  Физическое

воспитание  и  студенческий  спорт  глазами  студентов:  материалы  Всероссийской  научно-практической конференции с международным участием. Казань, 6 – 8 ноября 2015 г.– Казань:

Изд-во КНИТУ-КАИ,2015. – С.539-540.

3. Фирсин  С.А.  Современные  технологии  игровой  рационализации  комплекса  ГТО  в

физическом воспитании детей и учащейся молодежи /С.А. Фирсин// Современные здоровьес-берегающие  технологии:  материалы  международной  научно-практической  конференции.  –

Орехово-Зуево: ГГТУ, 2015. С. 255-260.

4. Фирсин  А.С.  Проект  «ГТО-НИКА»  в  физическом  воспитании  детей  и  молодежи  /

С.А. Фирсин/ Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лес-гафта» № 2 (132) – 2016 г. С. 194-197.

5. Фирсин С.А., Пальцева Н.В. Формирование духовно – нравственных ценностей у де-тей и молодежи через инновационный проект «ГТО-НИКА»/ С.А. Фирсин, Н.А. Пальцева//

Гармоничное развитие личности: психология и педагогика: сборник научных трудов по мате-риалам I Международной научно-практической конференции 30 апреля 2016 г. Нижний Нов-город: НОО «Профессиональная наука», 2016. С. 39-43.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения в 6-м классе. Развитие духовно-нравственных ценностей через осмысление рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»

В подобных мероприятиях подготовительный этап играет важную роль. Детям предложено было самим составить вопросы для обсуждения. Чтобы составить вопросы, нужно было внимательно  прочитать текст, о...

Возможности урока английского языка для развития духовно-нравственных ценностей школьников.

Возможности урока английского языка для развития духовно-нравственных ценностей школьников....

Статья "Проект "Тольятти-город мира" как ресурс развития духовно-нравственного здоровья обучающихся в МБУ СОШ № 94 г. о. Тольятти". 2014 г.

Статья посвящена реализации городского сетевого проекта "Тольятти-город мира", целью которого является развитие межкультурного языкового пространства г. о. Тольятти, что неразрывно связано с духовно-н...

Духовно-нравственное воспитание школьников в системе работы отдела инновационных проектов Дворца творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону в процессе проектно-исследовательской деятельности

Анализ особенностей дополнительного образования детей, его функций и ценностей позволяет сделать вывод о том, что эта сфера образования является наиболее благоприятной для духовно-нравственного воспит...

Проект духовно-нравственного направления "Ценности, которым нет цены..." (в рамках городского проекта Компетентные родители)

Социальная значимость реализации проекта, на наш взгляд, состоит в том, что  ориентация на семейные ценности является важной частью духовно-нравственного развития  и воспитания личности...

«Развитие духовно – нравственных ценностей на уроках хора».

Духовные и нравственные законы сопровождают любого из нас от первого и до последнего вздоха -  без этого общество обречено на гибель.Образование отвечает за сохранение, передачу и развитие общече...