Статья из опыта работы "Формирование духовно- нравственных ценностей обучающихся на уроках математики"
статья по алгебре на тему

Лыкова Лариса Валентиновна

Цель моей работы – показать, что на уроках математики можно успешно реализовать направление  духовно-нравственного воспитания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование духовно- нравственных ценностей

обучающихся на уроках математики

 Воспитать человека интеллектуально,
не воспитав его нравственно, - значит
вырастить угрозу для общества.
Теодор Рузвельт

Актуальность.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в формировании личности обучающегося. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами  важной педагогической задачей является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности. Считаю, что любой учебный предмет должен способствовать воспитанию человека, и математика в том числе. Поэтому на каждом уроке необходимо уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Причем, можно делать это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся.

Считается, что духовно-нравственное воспитание легко решать на уроках, связанных с гуманитарными науками и гораздо труднее на уроках естествознания, тем более на математики.   Однако математика является не просто областью знаний, но прежде всего существенным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике.

Духовно-нравственное воспитание формирует у человека: 
- нравственные чувства (совесть, долг, ответственность, гражданственность, патриотизм);
- нравственный облик (терпение, милосердие, кротость, незлобивость);
- нравственную позицию (способность к различению добра и зла, проявление самоотверженной любви, готовность к преодолению жизненных испытаний)

- нравственное здоровье (создание условий для сохранения физического, психического здоровья, воспитание негативного отношения к вредным привычкам, пропаганда физической культуры и здорового образа жизни);
- нравственное поведение (готовность служения людям и Отечеству, проявление духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Цель моей работы – показать, что на уроках математики можно успешно реализовать направление  духовно-нравственного воспитания.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи.

Задачи:

  1. Изучить теоретический материал по теме работы.
  2. Познакомиться с имеющимся опытом работы по данному направлению.
  3. Представить материал реализации направления духовно-нравственного воспитания на уроках математики.
  4. Проанализировать результативность работы.

Теоретическая часть


       Реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний и возможна при особом состоянии души учителя. По словам К.Д.Ушинского, настоящего учителя и учеников роднит «особенная теплота и задушевность отношений», основой которой являются духовные качества личности педагога: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, манера поведения, речь. И не важно, какой предмет он ведёт, главное, какие условия создает учитель на своих уроках для гармоничного развития личности. 

Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств - тема, которую изучают ученые уже много лет.

Проблемы духовно-нравственного воспитания  рассматриваются в исследованиях таких педагогов, психологов, философов, как В.А.Беляева, Н.А.Бердяев, П.П.Блонский, С.Н.Булгаков, В.П.Вахтеров, К.Н.Вентцель, З.В.Видякова, В.В.Зеньковский, П.Ф.Каптерев, П.Ф.Лесгафт, В.М.Меньшиков, А.Н.Острогорский, В.П.Острогорский, Н.И.Пирогов, М.М.Рубинштейн, К.Д.Ушинский и др.

Е.И.Власова, И.Ф.Гончаров, Н.Д.Никандров, Л.Н.Погодина и др. связывают духовное воспитание личности со всей  русской традиционной культурой.

А.Белкан, Б.В.Емельянов, В.П.Кузовлев, В.Н.Мезинов, Т.И.Петракова, Т.А.Петрунина, А.Н.Стрижёв, выделяя духовно-нравственную проблематику, связывают её с возрождением православного образования в России.

Принципиальное значение для решения данной проблемы имеют творения православных авторов: свт. Иоанна Златоуста, свт. Феофана Затворника, свт. Тихона Задонского, св. прав. Иоанна Кронштадского.

Ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности. Даже выполнение скучных и рутинных преобразований опосредованно способствует выработке таких качеств, как собранность и систематичность.

Математика учит строить и оптимизировать деятельность, вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки, различать аргументированные и бездоказательные утверждения, а значит, видеть манипуляцию и хотя бы отчасти противостоять ей. Решение задач требует от учащихся добросовестной и серьезной работы над приобретением и укреплением знаний, что приводит к систематическому напряжению умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей.      

При этом у учащегося воспитываются такие черты характера как трудолюбие, усидчивость, упорство в преследовании намеченной цели, умение не останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах.   

Надо использовать такие воспитательные моменты на уроке, которые бы оставили след в душе ребенка. Основным пространством любого воспитательного процесса в школе является урок. Каждый урок должен обогащать учащихся новыми знаниями, расширять их кругозор, должен иметь большую воспитательную ценность, формируя у учащихся нравственные качества личности. Создание такого рода условий в конкретных жизненных обстоятельствах – это уже творчество учителя. Это подтверждают слова Горация: «Новый сосуд долго пахнет тем, чем наполнили его впервые».

Практическая часть

Я на своих уроках реализую данное направление через решение математических задач с практическим содержанием.  Однако в учебной практике такие задачи – большая редкость. Составлять такие задачи к уроку не так и сложно. Главное, выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка. Можно составить целый урок, посвященный определенной теме нравственного, патриотического  воспитания, а можно использовать только одно задание, после решения которого,  сообщить интересную информацию.  Наряду с решением готовых текстовых задач  учу детей преобразованию и составлению, т.е. творческой работе над задачей. При этом текст задачи дополняю краткой информацией по теме, отраженной в условии задачи.

Большую духовно-нравственную направленность, на мой взгляд, имеют задачи, решение которых предполагает рассмотрение интересных фактов, эпизодов из истории России, родного края. Я выбираю тот материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка. На моих уроках, например, учащиеся с удивлением узнают много нового о православных праздниках, истории нашего края и т.д. Надо только тщательно продумать выбираемый материал, чтобы избежать искажения самой идеи, как это бывает, когда конкретное содержание задачи мало естественно, "притянуто за волосы" или когда задача, сообщая достаточно интересные цифры и факты, ставит по поводу них такой вопрос, который явно не имеет ни непосредственного интереса, ни какого-либо практического значения.

Считаю, что знакомство школьников с родным краем, православной культурой необходимо проводить в процессе изучения всех школьных предметов, в том числе и математики. Тема родного края неисчерпаема. Используемые материалы по краеведению, формируют чувство любви к малой Родине, эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, развивается умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях своего края, его природы, истории.

Современное поколение детей не могут и представить себе все,    что пережила наша Родина за годы войны, в тяжелое  послевоенное время. И  мы не вправе забывать об этом, и должны не только в дни юбилейных торжеств вспоминать о подвиге нашего народа.

Например:

5 класс. Тема: «Действия с дробями».

Задачи православного содержания:

  1. Паломники отправляются в поездку в  Кирилло-Белозерский монастырь. Каким маршрутом выгоднее ехать?

 1 маршрут: От Верховажья до Вельска 42,7 км, от Вельска до Кириллова 378,8 км.

2 маршрут: От Верховажья до Вологды 224,5 км, от Вологды до Кириллова 127,9 км.

Вычислите и  сравните  длину маршрутов. Выразите длину второго маршрута в метрах.

  1. На башне колокольни Софийского собора установлено 26  колоколов, общим весом  2950 пудов. Особенно выделяется большой колокол  «Большая лебедь» отлитый И. Ф. Моториным, создавшим знаменитый Царь-колокол. Пересчитайте вес колоколов в килограммах, если 1пуд = 16 кг. 380 г.
  2. Среди 500 пасхальных яиц, подготовленных в художественной мастерской к празднику Воскресения Христова, было 20%  крапанок, 30% крашенок, а остальные писанки.  Сколько штук  писанок было приготовлено к празднику?  

Задачи краеведческого содержания:

  1. Ежегодно в Вологодской области незаконно вырубают древесину. В 2012 году вырублено 728 м3 древесины, что на 59% меньше чем в 2011 году. Сколько древесины незаконно вырублено в 2011 году? Если ежегодно браконьеры будут вырубать лес как в 2012 году, то сколько гектар леса останется через 10 лет? (общая площадь леса 11680,4 тыс. га).

Задачи, посвященные Победе в Великой Отечественной войне:

1.  От подножья кургана до его вершины посетитель проходит 200 гранитных ступеней, так как Сталинградская битва продолжалась 20 дней и ночей.  Высота ступени 0,15м, ширина 0,35м. Какова Высота Мамаева кургана?

2. В Похоровском сражении участвовала 1-я дивизия СС «Лейбштандарте СС Адольф Гитлер», имевшая около 200 танков, в том числе 13 «Тигров», а в 5-ой танковой армии П.Ротмистрова в 4,1 раза больше танков Т-34. Сколько советских танков участвовало в этой битве?

Выводы

 Опыт моей работы показывает, что  ученики с большим интересом решают задачи, в которых говорится  об их родном крае, стране, ее законах и культуре.

Составила и применяю в своей работе накопленный материал: разработки отдельных уроков  и дидактический материал, который можно использовать на различных уроках. (сборник задач)

Используя описанные приёмы на своих уроках, я достигла определённых результатов:

  • Воспитание у детей гордости за великих соотечественников и за свою страну, воспитание патриотизма.
  • Воспитание интереса к истории своей малой Родины.
  • Повышение интереса учащихся  к математическим наукам.   (результаты анкетирования)
  • Использование учениками информационных технологий.

(накоплен банк задач, составленных учащимися в электронном виде)

У большинства отмечен рост познавательной и творческой активности.  Это отражено в следующих данных:

  • развитие интереса в получении знаний о ценностях и традициях отечественной духовной культуры, в том числе истории культуры православия (83%);
  • развитие интереса к пониманию смыслового и символического содержания православной атрибутики, исторических событий страны  (81,5%);
  • интерес к сохранению духовно-нравственных традиций семьи и общества (78%);
  • стремление расширить круг своего чтения за счёт православной литературы (47%);
  • включение в различные виды художественно-творческой деятельности (72%);
  • включение в новые  творческие объединения системы дополнительного образования (93%);
  • стремление помочь людям, попавшим в трудные ситуации, беду; проявление отзывчивости (57%);
  • проявление меры нравственной требовательности к себе и окружающим; степень уважительного, доброжелательного отношения к людям (75%);
  • развитие позитивного отношения к математике (49%).    

В заключении хотелось бы отметить, что прежде чем воспитывать на уроке математике духовно-нравственную личность, нужно для начала заинтересовать самим предметом, чтобы его изучали не с одной лишь целью сдать егэ, а чтобы их интерес к предмету был настолько велик, чтобы они сами могли бы видеть применение математических знаний в разных областях жизни, открывать новое, а следовательно, прославлять свою страну и быть патриотом своей Родины.

Согласитесь, «человек не должен жаловаться на времена; из этого ничего не выходит. Время дурное: ну что ж, на то и  человек, чтобы улучшить его». (Т.Карлейль). 

За одиннадцать лет обучения в школе ученик приобретает множество разнообразных знаний и умений, но одной из главных задач остается задача воспитания Человека, Личности, а учитель математики может и должен помочь формированию душ учащихся.

Практическая значимость  работы состоит в том, что накопленный материал может быть использован педагогами общеобразовательных школ.

 

Понятия

Объяснили

Не объяснили

5 класс

6 класс

5 класс

6 класс

Кол.

%

Кол.

%

Кол.

%

Кол.

%

1. Счастье

9

67,7

10

72

1

32,3

3

27,9

2. Свобода

4

77,4

7

86

7

22,6

4

13,95

3. Мудрость

9

35,5

9

58,1

2

64,5

4

41,9

4.Мужество

11

54,8

10

53,5

1

45,2

3

46,5

5.Умеренность

10

32,3

5

11,6

5

67,7

4

88,4

6.Справедливость

10

61,3

8

65,1

2

38,7

2

34,9

7 Дружба

10

96,8

11

95,3

1

3,2

2

4,7

8. Добро

11

93,5

13

79,1

0

6,5

0

20,9

9. Зло

11

90,3

10

88,4

1

9,7

3

11,6

10. Милосердие

5

22,6

4

37,2

8

77,4

8

62,8

11. Долг

1

67,7

3

76,7

10

32,3

10

23,3

12. Вина

5

48,4

13

69,8

6

51,6

0

30,2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

духовно-нравственное воспитание на уроках математики

в своей работе отразила опыт работы по данному направлению, показала значимость духовно-нравственного воспитания в современное время, приведён дидактический материал, который используется на уроках....

реализация духовно-нравственного воспитания на уроках математики

Статья на тему:"Реализация духовно-нравственного воспитания на уроках математики"...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ УРОКИ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ.

На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача учителя...

Статья "Духовно-нравственное воспитание на уроках математики"

Духовно-нравственное развитие школьника является одним из важнейшим аспектов развития личности в условиях реализации стандартов второго поколения....

Духовно-нравственное воспитание на уроках математики [Автосохраненный]

По словам К.Д. Ушинского  настоящего учителя и учеников роднит «особенная теплота и задушевность отношений», основой которой являются духовные качества личности педагога:...