Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию (региональный аспект)
статья по истории

Колпачков Николай Николаевич

Опыт работы по духовнонравственному воспитанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н.Н. Колпачков, первый заместитель начальника Департамента Смоленской области по образованию и науке, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 26 г. Смоленска

«Об итогах работы по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи на территории Смоленской области в 2014-2015 учебном году»

(региональный опыт)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования

1. В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули).

2. Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.».

Примерная основная образовательная программа основного общего образоваия:

«Духовно-нравственное воспитание — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие — осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

• усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

• формирование осознанного и уважительного отношения к традицион-ным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;

• формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

• воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);»

Образовательная сфера Российской Федерации с принятием нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» переживает кардинальные изменения в содержательной области, связанные с современными общественными процессами. Социализирующая функция образования за эти годы видоизменилась и приобрела национально-региональный оттенок.  Регионы и центр сходятся на том, что в новых условиях образование в своей структуре и содержательном аспекте должно отражать фактор региональности. Становление, взросление, социализация всякого человека заключается в принятии, усвоении определенных общественных правил и норм. Будущее Смоленской области, как и страны в целом, во многом будет определяться тем, какую жизненную позицию займет подрастающее поколение.

В таких условиях сущность регионального компонента содержания образования, общие подходы к его формированию и вся система воспитательной работы должны быть направлены не на обособление региональной образовательной системы, а на решение задачи формирования у подрастающего поколения российской самоидентификации, причастности к русской культуре, истории, духовности.

Работа по духовно-нравственному воспитанию осуществлялась по следующим направлениям:

- формирование у детей и молодежи целостного мировоззрения, представления о православной культуре как о важнейшей составляющей российской и мировой культуры;

- расширение охвата детей и молодежи духовно-просветительской и гражданско-патриотической деятельностью;

- содействие реализации программ, направленных на развитие духовно-нравственного воспитания и образования, на территории Смоленской области;

- совершенствование форм и методов работы по приобщению детей и молодежи к духовному и культурному наследию России и Смоленской области.

- обеспечение правовых и экономических гарантий развития духовно-нравственного образования и воспитания в областных государственных образовательных учреждениях, областных государственных учреждениях социального обслуживания, а также в муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях, расположенных на территории Смоленской области.

Очевидно, что для решения этих задач необходим комплекс мер, позволяющий создать целостную управленческую систему формирования  личности на отечественных традициях и идеалах.  

Департаментом Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи уделяется особое внимание развитию системы духовно-нравственного воспитания юных смолян, которое осуществляется с 1993 года. 

В целях объединения усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, общественных объединений, религиозных и иных организаций и реализации государственной политики по вопросам семьи, материнства и детства в 2003 году был создан Координационный совет при Администрации Смоленской области по развитию системы духовно-нравственного воспитания, в работе которого Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи принимает непосредственное участие.

Подписание договора о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между Администрацией Смоленской области и Смоленской и Калининградской епархией Русской Православной Церкви в 90-е годы позволило начать работу по созданию региональной системы духовно-нравственного воспитания и образования.

В феврале 2014 года Губернатором Смоленской области                              А.В. Островским совместно с Епископом Смоленским и Вяземским Исидором (с 21.05.2015 - Митрополит Смоленский и Рославльский) подписан План мероприятий по выполнению соглашения о мерах по реализации Договора о сотрудничестве в сфере образовательной и культурно-просветительской деятельности между Администрацией Смоленской области и Смоленской епархией Русской Православной Церкви.

В рамках исполнения данного Плана в Смоленской области утверждена Концепция развития системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в культурно-образовательной среде региона, целью которой является развитие системы духовно-нравственного воспитания, способствующей формированию внутренних структур личности и присвоению ею базовых национальных ценностей, отраженных в культурно-историческом наследии России и Смоленской области.

Содержание направлений деятельности по реализации концепции базируется на идее интеграции наследия, традиций и инноваций, обеспечивающих духовно-нравственное воспитание детей и молодежи.

В рамках областных государственных программ «Развитие образования и молодежной политики в Смоленской области» и «Социальная поддержка граждан, проживающих на территории Смоленской области» реализуются мероприятия, направленные на укрепление института семьи как основы современного общества, нравственное и духовное воспитание детей и молодежи.

Формирование национальной идентичности происходит под воздействием многих факторов и одним из них является знакомство детей с православными культурно-историческими памятниками, духовными святынями в рамках курса «Основы православной культуры» и региональных учебных курсов «Азбука Смоленского края» и «История православной культуры земли Смоленской». В целом в Смоленской области курсы религиоведческой направленности изучаются в 400 общеобразовательных организациях, функционирующих в  349 населенных пунктах.

Предмет «История православной культуры земли Смоленской» изучают все учащиеся 8-х классов (8174),

Информация о выборе родителями (законными представителями) обучающихся 3-х классов модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

учебный год

Кол-во 3-х кл.

Общее

кол-во

обуч-ся

Модули ОРКСЭ

Основы мировых религиозных культур

Основы светской этики

Основы православной культуры

Основы исламской культуры

Основы иудейской культуры

Основы буддийской культуры

2015-2016

572

8174

211

1169(14%)

6792(83%)

2

0

0

2014-2015

610

8439

326

2589(30%)

5514(65%)

0

1

9

Общеобразовательные организации

Кружки по основам православной культуры

Всего во всех ОО

Модуль «Основы православной культуры» предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

Предмет "История православной культуры земли Смоленской" 8 класс

Курс «Основы православной культуры»

Дошкольные образовательные организации

Организации дополнительного образования

Факультатив

Предмет в  рамках экспериментальной апробации

К-во школ

К-во уч-ся

Кол-во школ

Кол-во уч-ся

К-во школ

К-во уч-ся

К-во школ

К-во уч-ся

К-во ОУ

К-во уч-ся

К-во ОУ

К-во уч-ся

К-во уч-ся

370

5514

388

7123

134

4525

69

2862

35

927

10

363

21314

Всего:

Факультативы и предмет в рамках экспериментальной апробации

203

-26

7395

+216

Региональный компонент (ИПК)

388

-26

7123

-270

Проф.образ.

12

-2

825

-212

Доп.образ.

10

-5

363

-98

Дошкольные

35

-7

927

-139

ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры»)

370

-27

5514

+867

Итого:

457

-30

22139

+438

Совместно с  телерадиокомпанией «РЕН ТВ Смоленск» осуществляется проект по созданию серии телепередач «Одигитрия»», которые эмоционально подкрепляют изучаемые предметы регионального компонента образования.

Воспитание и обучение представляют собой сложный процесс влияния на подрастающее поколение различных образовательных субъектов: семьи; образовательных организаций; учреждений культуры; учреждений социальной защиты; учреждений и организаций системы здравоохранения, реализующих образовательные программы; общественных и религиозных объединений и организаций; средств массовой информации. Эффективное решение основных задач воспитания без согласования работы всех образовательных и воспитательных институтов и организации системного управленческого воздействия на них невозможно.

Только выход на новый определенный уровень отношений и понимание необходимости и важности для всех субъектов образовательного пространства наличия и функционирования по определенным правилам и с определенными целями единого образовательного пространства обеспечивают условия реального содержательного прогресса в духовно-нравственном воспитании и просвещении детей и молодежи.

Традиционно для Смоленской области стало проведение следующих мероприятий:

- участие в образовательных чтениях Центрального федерального округа;

- олимпиады по основам православной культуры «Русь святая, храни веру Православную»;

- фестиваля «Отечество мое православное»;

- благотворительного марафона «Пасхальные дни милосердия»;

- областной научно-практической конференции «Шаг в науку»;

- Елизаветинских и Кирилло-мефодиевских чтений.

Так, в 2014 году в Смоленске проведены IX Образовательные чтения Центрального федерального округа, в которых приняло участие  163 человека (представители органов государственной власти, епархий и метрополий, региональных институтов развития образования, образовательных организаций) из 18 регионов Центрального федерального округа, гости из Санкт-Петербургской епархии, Мордовской митрополии.

Ежегодно проводится Региональный этап Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми дошкольного, школьного возраста и молодёжью до 20 лет  на соискание премии «За нравственный подвиг учителя»

Конкурс проводится в целях стимулирования творчества педагогов образовательных учреждений по внедрению инновационных разработок, содействующих духовно-нравственному развитию личности, претворению в жизнь лучших моделей воспитания, обучения и внеклассной работы с детьми и молодежью. В текущем году в отборочном туре участвовало 85 работ, 158 участников. Лауреатами Конкурса стали 6 работ (6 участников), победителями в номинациях ‒7 работ (19 участников).

В номинации «Педагоги высшей школы - средней школе» лауреатом (III место) стала Тамара Михайловна Зыбина, преподаватель риторики Смоленской Православной Духовной Семинарии, представившая пособие для учителя  «От слова – к Слову. Интегрированное обучение религиозной лексике».

В апреле 2015 г. подведены итоги очередного регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» (общее количество работ – 38, общее количество участников – 60). Работы Корнеевой Анны Сергеевны, Сокур Ольги Викторовны, Орешенковой Елены Вячеславовны (МБДОУ детский сад № 24 г. Смоленска) «Электронный путеводитель для детей «Культурно-исторический Смоленск»»; Гайвас Ольги Владимировны (МБОУ «Средняя школа № 4» г. Рославля) Доброслов. Дидактические и методические материалы: в помощь учителю в формировании нравственных качеств младшего школьника; Дидук Ирины Алексеевны, Марчевской Татьяны Николаевны (ГАУ ДПОС «Смоленский областной институт развития образования») «Педагогические династии Смоленщины в ретроспективе опыта духовно-нравственного воспитания»  направлены на участие во втором межрегиональном этапе Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежи до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя».

В рамках Всероссийской олимпиады школьников четвертый год в области проводится олимпиада по основам православной культуры «Русь святая, храни веру Православную», в муниципальном и региональном этапах которой принимает участие более 600 обучающихся 5 – 11 классов общеобразовательных учреждений Смоленской области. В 2015 году Иванова Александра, ученица 8 класса Смоленской Православной гимназии, получила диплом III степени на Общероссийской олимпиаде школьников по Основам Православной культуры.

С 2008 года ежегодно Департамент совместно со Смоленской Епархией Русской Православной Церкви проводит областной фестиваль «Отечество моё православное». Фестиваль содействует культурному, духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей и молодежи, содействует возрождению, сохранению и развитию лучших традиций национальной русской культуры.

В 2014 году такой  конкурс традиционно проведен.

Уже в 2015 г. проведены муниципальный и региональный этапы VI областного фестиваля православной культуры «Отечество мое православное», посвященного 1000-летию преставления святого равноапостольного великого князя Владимира, подведение итогов которого состоится 28 мая 2015 г.

Ежегодно проводится областная научно-практическая конференция «Шаг в науку», на которой обучающимися образовательных организаций рассматриваются вопросы «Православная семья и будущее России», «Проблемы здорового образа жизни как основной христианской ценности. Проблемы репродуктивного здоровья», «Духовные основы и национальные традиции семьи». В 2015 г. в XV областной научной студенческой конференции «Шаг в науку» «Духовная традиция земли русской: культурно-исторический и религиозно-философский аспекты», посвященная святому равноапостольному великому князю Владимиру приняли участие 96 человек.

В 2015 году учащаяся 9 класса школы № 4 города Десногорска Виктория Мелёхина (педагог – Татьяна Алексеевна Селиванова) заняла 2 место среди 8-9 классов в Международном детско-юношеском литературном конкурсе имени И.С. Шмелева «Лето Господне». Конкурс проводится Издательским советом Русской Православной Церкви впервые. Конкурс был посвящен 1000-летию преставления святого равноапостольного великого князя Владимира и 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.

Образовательные организации приняли участие в IV межрегиональном конкурсе «Лучшая образовательная организация по формированию системы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи «Вифлеемская звезда». В Оргкомитет Конкурса направлены материалы 3 образовательных организаций.

Ежегодно проводятся Елизаветинские чтения, цель которых сохранение и развитие традиций милосердия и служения идеалам на примере жизни Великой княгини Елизаветы Федоровны и других святых, посвятивших свою жизнь делам милосердия.

Воспитание и обучение представляют собой сложный процесс влияния на подрастающее поколение различных образовательных субъектов: семьи; образовательных организаций; учреждений культуры; учреждений социальной защиты; учреждений и организаций системы здравоохранения, реализующих образовательные программы; общественных и религиозных объединений и организаций; средств массовой информации. Эффективное решение основных задач воспитания без согласования работы всех образовательных и воспитательных институтов и организации системного управленческого воздействия на них невозможно.

Только выход на новый определенный уровень отношений и понимание необходимости и важности для всех субъектов образовательного пространства наличия и функционирования по определенным правилам и с определенными целями единого образовательного пространства обеспечивают условия реального содержательного прогресса в духовно-нравственном воспитании и просвещении детей и молодежи.

На современном этапе развития наше общество все больше приходит к пониманию того, что процветание страны невозможно без духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

Духовно-нравственное воспитание понимается как деятельность, направленная на приобщение человека к Высшему миру, самоопределении личности и совершенствовании её  добродетелей.         Поэтому педагогические работники детских садов, общеобразовательных школ, школ – интернатов, коррекционных школ, системы дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций используя потенциал культурно-исторического наследия региона, православной церкви, приобщают детей к русским национальным традициям, ценностям православной культуры.

В условиях, когда государство и общество стоят перед необходимостью модернизировать страну, большое социальное и политическое значение приобретают солидарная устремленность в будущее, нацеленность на достижение качественно нового общественного состояния, наполненность личной жизни социальными смыслами.

Духовно-нравственное воспитание гражданина России  это начало и результат, смысл и основной ресурс социального и экономического прогресса общества. Модернизация страны начинается с воспитания личности, способной ее осуществить. Но сама модернизация нужна для повышения качества жизни в стране, т.е. создания максимально благоприятных (по мировым стандартам) условий для развития личности. Таким образом, воспитание гражданина и модернизация России есть две стороны одного процесса, который приближенно можно назвать прогрессом общества. Соответственно, национальный воспитательный идеал и цель современного образования не могут быть осуществлены одной только системой образования. Их реализация требует, применительно к образованию, консолидации сил, согласования полномочий и ответственности важнейших субъектов национальной жизни  образовательных учреждений, семьи, общественных организаций, религиозных объединений, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, средств массовой информации. Только объединившись, мы сможем преодолеть существующие негативные явления в современной школе, возродить духовно-нравственные основы российской педагогики и вернуть в систему отечественного образования утраченную духовную сущность.

Из обращения Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, а ныне Святейшего Патриарха Московского и всея Руси к школьникам «Слово пастыря о христианстве»: «…вера христианская ныне возрождается после десятилетий гонений: восстанавливаются храмы  и монастыри, воссоздаются духовные школы, развивается церковная жизнь. И самое главное – в Церковь вновь приходят тысячи и миллионы людей, в том числе дети и подростки, юноши и девушки – те, чья сознательная жизнь пройдет в XXI веке» (учебное пособие «История православной культуры земли Смоленской»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы "Формирование духовно- нравственных ценностей обучающихся на уроках математики"

Цель моей работы – показать, что на уроках математики можно успешно реализовать направление  духовно-нравственного воспитания....

Обобщение опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей, находящихся на длительном лечении в больнице.

Материал предназначен учителям, воспитателям, работающим с детьми в больницах и санаториях....

Деятельностное освоение опыта прошлого - основа духовно-нравственного воспитания

Статья Даниловой Татьяны Алексеевны, учителя истории и обществознания МБОУ СШ №16 г. Арзамаса "Деятельностное освоение опыта прошлого - основа духовно-нравственного воспитания"....

«Особенности работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в рамках преподавания внеурочного курса «Православная культура» в 1-4 классах и Духовного краеведения Подмосковья в 8 классе»

Работа посвящена вопросам духовно-нравственного воспитания школьников. Автор раскрывает своё понимание этого процесса и приводит различные приёмы преподавательской и воспитательной деятельности в рамк...

Выступление на педвыставке с опытом работы развития духовно-нравственного воспитания детей через ОПК "Воспитание добродетелей"

Рецензия      Лепяхова Анна Николаевна является учителем ОПК в 5-8-х классах МБОУСОШ №3. Учителем было подготовлено выступление по теме «Воспитание добродетелей – ...

Из опыта работы «Формирование духовно-нравственных качеств личности посредством диалогового взаимодействия на уроках литературы»

        В условиях современного общества, перехода на новые образовательные стандарты необходимо создание условий для формирования внутреннего субъектного мира личности школ...