«Особенности работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в рамках преподавания внеурочного курса «Православная культура» в 1-4 классах и Духовного краеведения Подмосковья в 8 классе»
методическая разработка на тему

Щербинкина Наталья Анатольевна

Работа посвящена вопросам духовно-нравственного воспитания школьников. Автор раскрывает своё понимание этого процесса и приводит различные приёмы преподавательской и воспитательной деятельности в рамках внеурочного курса «Православная культура» в начальной школе и предмета «Духовное краеведение Подмосковья» в 8 классе.  Приведены различные примеры проектной и исследовательской деятельности обучающихся, показано, какую роль в духовно-нравственном воспитании играет сотрудничество с представителем благочиния. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Из опыта работы по ДНВ293.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Туровская основная общеобразовательная школа»

Серпуховский муниципальный р-он.

«Особенности работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в рамках преподавания внеурочного курса «Православная культура» в 1-4 классах и Духовного краеведения Подмосковья в 8 классе»

Автор:

Щербинкина Наталья Анатольевна

Учитель истории и обществознания

МОУ Туровской ООШ

с. Турово

2015 г.

Введение.

Статья 2 закона «Об образовании в Российской Федерации» определяет понятие «воспитание» как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства», [1]

Духовно-нравственное воспитание - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей общества.

Духовно-нравственное воспитание школьников – это не только ключевое требование ФГОС, но и самая важная задача, которую ежедневно, ежеминутно призваны решать родители, учителя, воспитатели – все мы, кто несёт ответственность за воспитание и обучение детей.  Эта задача глобальная, и я не ставлю целью осветить все возможные пути и методы её решения.  Решать её можно и нужно и на уроках математики и химии, истории и обществознания, и на классных часах, и родительских собраниях. Путей много. Поделюсь лишь опытом своей работы в этом направлении на занятиях «Православная культура» в 1-4 классе, а также на уроках и во внеурочной деятельности по предмету Духовное краеведение Подмосковья.

Что такое духовность?  На этот вопрос сегодня нет однозначного ответа. Мне ближе понимание духовности как пути обретения смысла жизни, но этот путь невозможен без религиозного воспитания. На этом пути ценности Православия становятся главными ориентирами.

Как воспитать в ребёнке духовность, нравственность? Для себя, как педагога, я нашла единственный, на мой взгляд, путь – это путь через приход детей к вере. Именно к вере, настоящее воцерковление детей, а не избирательное использование элементов православной культуры для воспитания духовности, нравственности. Введение в школе преподавания предмета «Православная культура», будь то в форме урока или кружка внеурочной деятельности, помогает направить духовно-нравственное воспитание детей именно русло приобщения их к вере. Хотя противников такого подхода много. Споры вокруг подобного пути решения задачи духовно-нравственного воспитания детей не утихают. Недавно в газете прочла заметку учителя начальных классов, которая возмущалась тем, что отняли час математики, ввели Основы православной культуры, приходит батюшка с бородой и в длинной чёрной рясе, дети пугаются.

В нашей школе, когда вводился курс «Православная культура» в рамках внеурочной деятельности, родители отнеслись к нему настороженно, с сомнениями. Пришлось выступать перед ними, объяснять важность этого курса. Сегодня, спустя 4 года, недоверия к этому кружку у родителей уже нет. Они понимают, что изучение основ православной культуры способствует формированию в детях традиционных ценностей российской культуры, семейных ценностей.   Именно эти ценности могут явиться основой духовно-нравственного оздоровления (воспитания, перевоспитания) современных школьников.

Часть 1. Духовно-нравственное воспитание школьников средствами внеурочного курса «Православная культура» в 1-4 классах.

С 2011 года в нашей школе в 1-4 классах ведётся внеурочный курс «Православная культура». Дети занимаются 1 раз в неделю. В основу рабочих программ по этому курсу положена авторская программа Л. Л. Шевченко «Православная культура». [4]. Но данную программу пришлось значительно переработать, учитывая, что это внеурочное занятие и оно требует особой организации.

Каждое занятие условно делится на три части:

  1. Теоретическая часть, (15-20 мин.)
  2. Динамическая пауза, (7-10 мин.)
  3. Творческий проект, поделка, (15-20 мин)

 Теоретические вопросы мы изучаем по учебникам Л. Л. Шевченко. Хотя иногда приходится отходить от учебника, чтобы познакомить детей с особенностями православных праздников или другими важными темами.  В какой форме преподнести детям эти теоретические вопросы?

Устный рассказ и этическая беседа помогают вовлечь эмоциональную сферу ребёнка в сложный процесс усвоения основных христианских ценностей.  

  • Рассказ или чтение вслух текста из учебника должно сопровождать иллюстративным рядом, презентацией. Для облегчения понимания материала часто использую православные мультфильмы. Для усиления эмоциональной окраски рассказа часто включаю различные музыкальные отрывки
  • Этическая беседа отличается от рассказа учителя тем, что ребёнок высказывает своё мнение, «примеряет» проблемную ситуацию на себя. Вот небольшой обзор бесед по различным темам курса «Православная культура» в 1-4 классах:
  •  «Для чего люди строят храмы?»
  •  «Какие правила жизни самые важные?».
  • «Если добрый ты…»
  • «Кто такой богатырь?»
  • «В чём проявляется материнская любовь?»
  • «Роль женщины в семье»
  • «Как сохранить красоту в себе и в мире?»
  • «Как относиться к братьям нашим меньшим?»
  • «В чём христианская радость, как ею поделиться?»
  • «Что значит «страх Господень»?»
  • «Как «лечить» грех непослушания?»
  • «Что значит любить ближнего?»
  • «Чудо в нашей жизни»
  • «Какая разница между личным врагом и врагом Отечества»
  • «Что такое святыня?».

На первый взгляд, многие из этих проблемных вопросов слишком сложны для младших школьников, но опыт показал, что дети могут задумываться над ними, давать свои ответы, размышлять.

  • Работа со звуковым рядом может и должна широко применяться на занятиях «Православная культура». В УМК Л. Л. Шевченко уже разработан набор музыкального сопровождения. Я часто его применяю. Оказывается, дети могут слушать классическую музыку, нужно только подвести их к пониманию настроения этой музыки. Дети сравнивают музыкальные отрывки, говорят о своих впечатлениях, подбирают варианты музыкального сопровождения к иллюстрации или к сюжету рассказа. Кроме предложенных Л. Л. Шевченко музыкальных произведений иногда использую песни Светланы Копыловой, отрывки из церковных песнопений и некоторые другие музыкальные произведения. В классе при знакомстве с темой «Красота Божьего мира» использую звуки природы, пение птиц. Детям нравится отгадывать звук дождя, шум моря, завывания ветра и многое другое. Конечно, в некоторых темах нельзя обходиться и без популярных детских песен из мультфильмов и художественных фильмов. Можно утверждать, что ни одно занятие не обходится без музыкального сопровождения.
  • Работа с иконой также очень важна на занятиях курса «Православная культура». Необходимо подобрать иллюстрацию иконы, написанную по православному канону, и учить детей читать её. Для этого нужно дать детям всмотреться в неё, описать, кого и что они на ней видят. Задача учителя состоит не в передаче информации, а в организации осмысления детьми библейского или евангельского сюжета через восприятие изображения на иконе. Нужно указать на детали изображения, давая всем детям возможность рассмотреть их и увидеть, о чем идет речь. Педагогу надо постараться внимательно слушать детские ответы, а затем обобщить их, обращая внимание на отдельные детали изображения и обращаясь к уже имеющемуся у детей опыту.

Динамическая пауза на внеурочном занятии не должна ограничиваться парами минут разминки. Ведь эти занятия проходят часто уже после основных уроков, то есть на 5-6 уроке. Дети устали сидеть, им требуется эмоциональная и двигательная разгрузка. Поэтому не менее 7-10 минут каждого занятия посвящены подвижным играм. Игра помогает ребёнку научиться действовать по установленным правилам, способствует социализации младших школьников, воспитывает коллективизм, взаимовыручку. Часто можно тематически связать эти игры с теоретическим вопросом урока. Если в игре есть ведущий, то это связывается с темой послушания, игра «Море волнуется» может быть связана с темой красоты Божьего мира, с днями творения. Вариантов много, творческий учитель всегда сможет придумать что-нибудь интересное.

Творческий проект занимает последние 15 – 20 минут занятия. Это смена деятельности тоже очень важна для младшего школьника.  Дети выполняют самые разнообразные поделки, рисуют, раскрашивают. Некоторые варианты тематических поделок беру из методического пособия для учителей Воскресных школ, [2]. Например, в 1 классе на нескольких занятиях после изучения темы «Сотворение мира» дети выполняли групповой проект аппликацию «Бог - творец красивого мира». Ко всем православным праздникам мы выполняем различные тематические поделки. Это декупаж яиц к Пасхе Христовой, поделки птичек к празднику Благовещенья, самодельные ёлочные игрушки и открытки к Рождеству Христову и многое другое. Работа может быть индивидуальная и групповая. Особенно важными считаю групповые проекты. Они учат детей сотрудничеству, учат прислушиваться к мнению других, помогать друг другу.  Приведу некоторые темы творческих проектов:

  •  «Бог – Творец красивого мира». (На листе ватмана группы рисуют море, землю, небо, затем размещают на этом фоне аппликации птиц, животных, рыб. Эта работа позволяет не только развить фантазию и творческие способности детей, но и закрепить знания о днях творения).
  • «Ноев ковчег» (дети по шаблону вырезают ковчег, раскрашивают и наклеивают его на лист картона в виде кармашка, затем этот кармашек наполняют фигурами зверей, вырезанными и раскрашенными, над ковчегом рисуют радугу.)
  • «Дорога к храму» (дети соединяют разрезанные части храма в правильном порядке, наклеивают их на лист ватмана с заготовленным пейзажем, рисуют к нему дорогу, на которую помещают фигуры людей, выполненные из кусочков ткани, пластилина, спичек)
  • «Мой первый пост» (В этом проекте мы почти не говорим о воздержании в пище. Речь идёт о духовной составляющей поста. Проект оформляется в виде книжки-раскладушки, на каждую страницу которой дети записывают добрые дела, которые они хотели бы сделать за время поста, каждая такая страница украшается рисунками. В конце поста возвращаемся к этой книжке, и дети рассказывают, что им реально удалось сделать).
  • «Древо добродетелей». (На большом листе группы рисуют дерево, вырезают листочки и подписывают их разными добродетелями, листочки украшают узорами и приклеивают к дереву. Затем каждая группа рассказывает, какие добродетели они выбрали и поясняют их значение).
  • Фото-проекты «Этот красивый мир: весна», «Моё родное село», «Память», (подробнее об этих проектах будет сказано ниже).

 В конце четверти проводятся презентации выполненных проектов перед ребятами из других классов, перед нашим батюшкой или родителями.C:\Documents and Settings\Наталья\Мои документы\к Рождественским чтениям\урок православной культуры в 1 классе.jpg

Можно ещё долго перечислять различные поделки, раскраски, самодельные открытки. Сейчас в Сети есть огромный выбор вариантов для детского творчества, главное, чтобы детям эти поделки нравились и занимали не только руки, но и голову. В качестве примера в приложениях приведён пример тематического планирования в 1 классе, в котором прослеживаются все этапы занятия, о которых шла речь выше. (Приложение № 1)

На занятиях «Православная культура» я обращаюсь к эмоциям детей, к их чувственному восприятию мира. Красной линией через весь курс в начальной школе проходит тема красоты Божьего мира. Как научить детей видеть эту красоту, любить её?

Экскурсия – ещё один важный приём, который применяю на занятиях «Православная культура». Во-первых, экскурсии на природу. Наше село находится в очень живописном месте. Обязательно провожу с детьми экскурсии в ближайший лесок. Мы проводим экскурсии по нашему родному селу и его окрестностям, посещаем памятник павшим героям и памятный знак Дмитрию Донскому. Наблюдаем, как меняется природа по временам года. В беседах приходим к пониманию того, что этот красивый мир возник не случайно, он результат творения, результат любви Бога к миру, к людям.

На основе этих экскурсий мы готовим фото-проекты «Память», (1-2 класс) «Этот красивый мир: весна». (1-2 класс), «Моё родное село», (3 класс), «Добрые люди моего села» (4 класс). Дети сами фотографируют  наши улицы, лес, поля. Затем отбираем лучшие фотографии, подбираем музыкальное сопровождение из предложенных мною отрывков, а я уже монтирую фильм. Познакомиться с лучшими проектами можно на официальном сайте Туровской ООШ в разделе «Деятельность – Банк проектов». Что даёт такая внеурочная работа? – умение видеть красоту мира, чувствовать, понимать любовь, с которой Бог создавал этот красивый мир, любить свою Родину, свою землю.

Знакомство с православной культурой невозможно без посещения храма. К этому шагу детей следует готовить. Не секрет, что и многие взрослые не знают, как шаг ступить в храме, что там можно делать, что нельзя. Это часто останавливает нас от первого посещения храма. Поэтому детей к экскурсии в храм готовлю заранее. В первом классе мы рассматриваем красоту храма, знакомимся с его назначением и устройством. Ознакомительные экскурсии в храм можно провести уже в 1 классе. В нашем селе есть ещё не полностью восстановленный храм Рождества Богородицы. Можно привести детей к этому храму, осмотреть его снаружи.  Как часть этой работы была экскурсия в храм Флора и Лавра села Игумново. C:\Documents and Settings\Наталья\Рабочий стол\14112011xram1.jpg

Настоятель храма протоиерей Владимир Кирпичёв помог провести это интересное внеурочное занятие. Многие первоклассники впервые побывали в христианском храме. Познакомились с его убранством, задали массу неожиданных вопросов отцу Владимиру.  Дети учились видеть и понимать красоту храма, его символику. Для многих это стало незабываемым событием.

На дальнейших занятиях с опорой на игровой диск «Православный храм» мы учимся, как вести себя в храме. Нет, я не учу детей класть поклоны, но призываю их к скромности в делах, словах, одежде. Всё, что касается приходской жизни, для наших детей не является новинкой, экзотикой. В школе работает Воскресная школа матушки Елены Карловны Кирпичёвой. Православие постепенно становится частью жизни наших детей.  

Во 3 классе провожу урок подготовки к новому посещению храма по теме «Благочестивое поведение в храме», (Приложение № 2).  Здесь мы говорим о правилах поведения в храме, повторяем и закрепляем знания об устройстве храма, названиях его частей. После этой подготовки обязательно организуем с отцом Владимиром Кирпичёвым новую экскурсию в храм, где детям поясняют назначение Божественной Литургии, исповеди, причастия. C:\Documents and Settings\Наталья\Рабочий стол\14112011xram2.jpg

Недавно в нашем селе началось восстановление храма Рождества Богородицы. Ребята по первому призыву идут убирать мусор вокруг храма, участвовали в закладке камня в колокольню, сажали деревья вокруг храма. C:\Documents and Settings\Наталья\Мои документы\к Рождественским чтениям\закладка камня в храм.jpg

Сегодня воцерковлёнными являются достаточно много туровских детей. Дети часто делятся со мной своими впечатлениями от службы в храме, проводят параллели с теми или иными темами, которые мы рассматривали на занятиях, а они потом слышали на Воскресной службе. Конечно, я не считаю это только моей заслугой. Дети ходят в Воскресную школу матушки Елены Кирпичёвой, вместе с ней посещают службы. Но хочется верить, что и моя лепта есть в этом успехе.

Часть 2. Духовно-нравственное воспитание школьников средствами ученического исследования в рамках преподавания курса «Духовное краеведение Подмосковья».

Предмет «Духовное краеведение Подмосковья» помогает достигать целей духовно-нравственного воспитания и историко-культурологического образования школьников в системе полного среднего образования, освоения ценностей русской и мировой культуры. Этот предмет преподаётся в нашей школе в качестве регионального компонента в 8 классе, 1 час в неделю.  Работаю по авторской программе Л. Л. Шевченко «Духовное краеведение Подмосковья». [3].  Но на этом уроке мы не ограничиваемся работой с учебником.

Для старших детей проводятся экскурсии в храм.  Но для подростков мало просто приехать в храм, поглазеть по сторонам. Перед экскурсией ребята получали задания, знакомились с историей храма, со святыми, в честь которых он назван, с символикой убранства храма. Это подготовительная работа помогала им лучше понять назначение храма, его красоту, гармонию.  (Приложение  № 3).E:\Documents and Settings\Владелец\Мои документы\фото и рисунки поработе\фото по работе\экскурсия в храм игумново фото и план\экскурсия в храм\1 (6).jpg

Старшие подростки уже не удовлетворяются лишь чувственным эмоциональным восприятием мира. В среднем и старшем звене на первое место выходит познавательный интерес учащихся, который я широко использую в организации поисковой и исследовательской деятельности. Так, в конце изучения курса Духовное краеведение Подмосковья в 8 классе проводим ученическую конференцию на основе поисково-исследовательских проектов, темы которых дети выбирают из списка, готовят несколько недель, оформляют их в виде презентаций, а затем выступают с этими исследованиями на школьной конференции.

Темы ученических исследований:

  • Добро и зло в христианстве.
  • Библия как источник знания.
  • Распространение христианства на Руси.
  • Почитание святых, рассказ о своём небесном покровителе.
  • Православный монастырь, подвиг монашества.
  • Места Подмосковья, связанные со святыми.
  • Русские поэты и писатели о вопросах веры.
  • Традиции православных праздников.
  • Традиции празднования Пасхи в моей семье.
  • Язык символов христианства.
  • Почитание икон, рассказ об одной иконе.
  • Чудеса Христовы.
  • Красота православного храма, рассказ об одном храме.
  • Русские христианские писатели.

Особенно привлекательным для учащихся является краеведческое направление исследования. Уже четыре ученические исследовательские работы по Духовному краеведению Подмосковья были написаны при непосредственном участии и активной помощи отца Владимира Кирпичёва. В 2009 году работа была посвящена храмам в сёлах Турово и Игумново. В 2010 году новой темой исследования мы взяли храм в селе Енино.  Отец Владимир организовал поездку исследовательской группы в этот храм, рассказал об истории его строительства, показал устройство храма, поделился информацией о разрушении храма в 30-е годы 20 века. Посмотреть видео из этого исследования можно на школьном сайте.  На основе этих исследований составлен урок ДКП «Храмы моей малой Родины» (Приложение 4)D:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Мои рисунки\Изображение\храм\Изображение 226.jpg

И произошла чудо. Сегодня этот храм восстановлен, действует, хотя, когда мы собирали о нём информацию, надежды на это не было никакой. F:\фото енино\DSC02296.JPG

В 2011-2012 учебном году поисковая группа при помощи отца Владимира собирала материал о последнем настоятеле Туровской церкви Рождества Богородицы священномученике Александре Воздвиженском, расстрелянном  в 1937 году на полигоне Бутово. И здесь произошло чудесное событие. На мой сайт, где выложены работы учеников, пришло обращение родственников отца  Александра Воздвиженского, которые благодарят за информацию, многого о своём родственнике они не знали. Это письмо взволновало ребят, которые участвовали в исследовании. Они поняли всю важность их работы. На основе материалов этого ученического исследования подготовлен урок Духовного краеведения Подмосковья «Новомученики и исповедники земли Российской». (Приложение 5)

В 2014 году мы закончили работу о последнем настоятеле храма Флора и Лавра в селе Игумново отце Савелии Гаврилове. Все эти исследования затем используются на уроках Духовного краеведения Подмосковья. Познакомиться с этими и другими ученическими исследованиями в русле духовно-нравственного и патриотического воспитания можно на школьном сайте в разделах «Деятельность – Музей» и «Видео».

С недавнего времени нам в  исследовательской работе стал помогать и архитектор, который восстанавливает храм в селе Турово, Владимир Владимирович Чириков. Он предоставил нашей группе архивные материалы по строительству храма в селе Турово в 19 веке. Это тема следующего ученического исследования.

Таким образом, воспитательные задачи решаются через самостоятельную познавательную активность школьников, через знакомство с основными ценностями христианства, с Евангелием, с жизнью святых, с примерами духовного подвига простых сельских священников.

Систематически  отец Владимир Кирпичёв принимает участие в занятиях по Духовному краеведению Подмосковья или по Православной культуре. C:\Documents and Settings\Наталья\Мои документы\к Рождественским чтениям\отец Владимир Кирпичё ведёт урок.png

Он рассказывает детям о духовном смысле праздников Рождества, Крещения, Пасхи. (Приложение № 6). Ещё один урок был посвящён теме «Христос - Учитель», на нём отец Владимир не только рассказал о том, чему и как учил Христос, но и провёл параллели с современным учительством, пояснил детям, как важно для них послушание и старание в учёбе.

Вот лишь небольшой обзор работы по духовно-нравственному воспитанию на кружках, уроках и в исследовательской ученической работе.

Заключение.

Духовно-нравственное воспитание не может быть эпизодическим, от случая к случаю. Это непрерывный процесс, в котором участвуют педагоги, воспитатели, родители.  Я поделилась лишь некоторыми приёмами, которые использую в своей педагогической деятельности. Огромную помощь в этой работе мне оказывают протоиерей Владимир Кирпичёв и матушка Елена Карловна.  С 2000 года они ведут Воскресную школу, куда ходят дети со всех окрестных сёл.  Без тесного сотрудничества со священнослужителем работа по духовно-нравственному воспитанию в школе просто не возможна. В процессе работы постоянно возникают различные проблемы. Вопросы детей также часто ставят в затруднительное положение. Приходится многому учиться самой.  Но я всегда уверена, в помощи и поддержке со стороны отца Владимира и матушки Елены. Такая поддержка является прочным фундаментом моей преподавательской и воспитательной деятельности.


Список литературы и источников.

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/ 
  2. Жукова В. В., Волкова Т. Г. Я иду на урок в Воскресную школу: Закон Божий и уроки детского творчества. – М.: Издательство Московской Патриархии РПЦ, 2011 г.
  3. Шевченко  Л. Л.  Духовное краеведение Подмосковья. (История и культура религии (Православие)). Методическое пособие для учителя. – М., 2010 г.
  4. Шевченко Л. Л. Православная культура. Методическое пособие для учителя. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2013 г.

  Приложения.

  1. Тематическое планирование курса «Православная культура» в 1 классе.
  2. Методическая разработка внеурочного занятия по курсу «Православная культура» в 3 классе «Благочестивое поведение в храме».
  3. Методическая разработка урока экскурсии по  ДКП «Православный храм».
  4. Методическая разработка урока «Храмы моей малой Родины»
  5. Методическая разработка урока ДКП «Новомученики и Исповедники земли Российской»
  6. Методическая разработка урока ДКП с протоиереем Владимиром Кирпичёвым «Рождество, Святки».
  7. Официальный сайт МОУ Туровской ООШ. Ученические проекты по Православной культуре и Духовному краеведению Подмосковья. Режим доступа: http://schoolturovo.ucoz.ru/video 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Формирование духовно – нравственных ценностей через предмет Духовное краеведение Подмосковья"

Острой проблемой современного общества является нарастание из года в год негативных тенденций в подростковой среде. Проявление бездуховности, нравственного бескультурья заставляет сегодня многих задум...

Духовное Краеведение Подмосковья 8 класс 1 год обучения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе Учебно-методический комплект по учебному курсу «Духовное краеведение Подмосковья» 8 класс входят: программа, учебник, методическое пособие 5-...

Программа духовное краеведение Подмосковья 5 класс

Программа духовное краеведение Подмосковья 5 класс...

Рабочая программа по Духовному Краеведению Подмосковья 8 класс

Рабочая программа к учебнику Шевченко Л.Л. для 8 класса на 1 год преподования...

Выступление на областных Рождественских чтениях на тему: «Святоотеческое наследие в обучающем процессе на уроках основ православной культуры и духовного краеведения Подмосковья».

Выступление на областных Рождественских чтениях на тему: «Святоотеческое наследие в обучающем процессе на уроках основ православной культуры и духовного краеведения Подмосковья»....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....

КТП 7 класс ФГОС 2019-2020,КТП 7 класс ФГОС 2021-2022, РП 6 класс ФГОС 2020-2021,РП 7 класс ФГОС 2021-2022

Учебник алгебра 7 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова.Учебник геометрия 7-9 классы. Автор: А.В Погорелов...