Рабочая программа по Духовному Краеведению Подмосковья 8 класс
рабочая программа (8 класс) на тему

Монахова Ирина Сергеевна

Рабочая программа к учебнику Шевченко Л.Л. для 8 класса на 1 год преподования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovnoe_kraevedenie_podmoskove_8_.doc406.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

 Маливская  средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа

по  Духовному краеведению Подмосковья

для обучающихся 8 класса

        Составитель

  Монахова Ирина Сергеевна,

учитель второй  квалификационной  категории 

                                                             

                                                                  

Коломенский муниципальный район

2016 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Духовное краеведение Подмосковья» для обучающихся 8 класса составлена на основе

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»         от 29.12.2012  № 273-ФЗ;
  • Приказ Министерства образования  Российской Федерации от 05.03.2004    № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в действующей редакции от 31.01.2012 №2);
  • Приказ Министерства образования  Российской Федерации от 09.03.2004    № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для  образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в действующей редакции от 01.02.2012 №5);
  • Приказ Министерства образования науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»
  • Приказ Минобрнауки России от 26 января 2016 г. № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»
  • Приказ министра образования Московской области от 15.04.2016                     № 1427 «Об утверждении Регионального базисного учебного плана для государственных образовательных организаций Московской области и муниципальных и частных общеобразовательных организаций в Московской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования на 2016-2017 учебный год»;
  • Приказ Управления образования администрации Коломенского муниципального района «Об организации работы по Региональному базисному учебному плану в 2016-2017 учебном году»
  • Образовательная  программа основного  общего образования МОУ Маливской средней общеобразовательной школы.
  • Приказ МОУ Маливской СОШ «О переходе на пятидневную учебную неделю» №181-од от 03.06.2016г.

Авторской программы JI. J1. Шевченко «Духовное краеведение Подмосковья».

Шевченко Л.Л. учебное пособие для обучающихся образовательных организаций Московской области Москва 2015 рекомендованный к использованию в общеобразовательных учреждениях на 2016-2017 учебный год

Цели и задачи программы обучения:

  • дать школьникам знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли;
  • дать знания о христианской нравственной культуре; понимании христианами этических категорий добра и зла, смысла жизни и показать примеры их воплощения в традициях жизни, житея святых и героев Отечества;
  • способствовать решению задач нравственного воспитания школьников: формированию качеств патриотизма и гражданственности, ответственному, уважительному отношению к святыням родной земли, к наследию отечественной и мировой культуры, любви к отечественной истории,

осознанию себя потомками славного прошлого России и Подмосковья.

Актуальность изучения предмета «Духовное краеведение Подмосковья» (История христианской православной культуры) обусловлена социально-педагогической потребностью в решении задач духовно-нравственного образования школьников. Указанный предмет ставит цели историко-культурологического и духовно-нравственного образования в системе полного среднего образования. В современной России во всех слоях общества растет интерес к ее культурно - историческому наследию. Культура России на протяжении тысячелетия формировалась под воздействием православной религии. Без знаний истории христианской православной культуры невозможно освоение ценностей русской и мировой  культуры.

В настоящее время в разных регионах России сформированы условия для изучения истории  христианской православной культуры в системе государственного образования. Формы и способы их реализации определяются законодательством РФ об образовании и правовыми условиями деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений: принципами государственной политики в сфере образования и требованиями к содержанию образования (Закон РФ «Об образовании»

Базисный учебный план МОУ Маливской средней общеобразовательной школы предусматривает обязательные изучения предмета «Духовное краеведение Подмосковья» в 8 классе. На изучение предмета отводится 1 час в неделю из образовательного компонента, итого 34 часа за учебный год .

Содержание программы учебного предмета

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Духовное краеведение Подмосковья»

Требования к уровню подготовки учащихся определяются в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету».

Требования представлены в виде номенклатуры знаний о православной культуре, изложенных на общеобразовательном и углубленном уровнях в соответствии со ступенями обучения и структурой содержательных линий предмета. Уровни выражены через действия, которые учащиеся должны выполнять для оценки подготовленности. Представленные действия легко контролируемы и измеряемы. В рамках требований учащиеся должны знать и уметь:

-        называть и показывать;

-        определять и измерять, фиксировать;

-        описывать, составлять;

-        объяснять;

-        прогнозировать (простейшие действия).

Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.

В связи с этим критериями оценки образовательно-воспитательных результатов изучения православной культуры школьниками являются: критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала), критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтами учреждениям) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит). Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности. Формы контроля могут быть

еловиями деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений: грпнципами государственной политики в сфере образования и требованиями к содержанию образования (Закон РФ «Об образовании» ст. 2, 14, 14.5).

Место предмета в учебном плане

Базисный учебный план МОУ Маливской средней общеобразовательной школы предусматривает обязательные изучения предмета «Духовное краеведение Подмосковья» в 8 классе. На изучение предмета отводится 1 час в неделю из регионального компонента, итого 34 часа за учебный год .

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕВНИЕ ПРЕДМЕТА

Называть:

- части православного храма; святых, изображаемых на иконах;

- имена просветителей славян;

- первых проповедников на Подмосковных землях;

- имена создателей православной азбуки;

- имя русского патриарха, возглавлявшего Православную Церковь в начале XX века;

- крупные монастыри, расположенные в Подмосковье; сельские храмы Серпуховского края;

- самое главное богослужение Православной Церкви;

- три самые главные христианские благодетели;

- храмы Московской области, названные в честь христианских святых;

- называть полные, принятые Церковью, имена святых: святой великомученик Геогргий

Победоносец, святой великомученик и целитель Пантелеймон, святитель Николай

Чудотворец, святые благоверные Дмитрий Донской и Александр Невский, преподобные

Сергий Радонежский, Серафим Саровский, святая блаженная Ксения Петербургская,

святой праведный Иоанн Кронштадтский;

- иконы Божией Матери;

- главные нравственные правила, данные Богом людям;

Объяснять понятия:

- святой человек; вера; религия; культура; культурный человек; историческая память;

духовное краеведение; духовность; христианство; православие; добро; зло; добродетель;

страсть; грех; красота рукотворная; красота нерукотворная; красота духовная; милость;

милосердие; христианская любовь; спасение; монастырь; монах; Бог; Троица; Бог Отец;

Святой Дух; Творец; Спаситель; Крестная Жертва; Искупление; Воскресение; Церковь»

Богородица; Вертеп; Ветхий Завет; Новый Завет; Евангелие; Голгофа; Вифлеем; догмат;

икона; лавра; лампада; молитва; Назарет; распятие; Свеча; Священное Писание; Царские

врата; фреска; Тайная Вечеря; Престол; певчие; Пасха; Плащаница; иконостас

- смысл праздников Воскресения Христова, Рождества Христова, Крещения, Сретения,

Вознесения;

- почему христиане называют Христа Спасителем;

- символы православной культуры;

Определять:

- самые главные христианские благодетели;

- христианские добродетели, противоположные страстям и греховным поступкам человека:

гордость, нетерпеливость, жестокость, гневливость, ненависть, жадность, лицемерие,

печаль, неверие, зависть, себялюбие, раздражительность, непослушание

Пересказывать:

- притчу о Блудном сын;

- историю посещения Древней Руси апостолом Андреем Первозванным;

- основное содержание Священной истории, опираясь на ключевые понятия: сотворение-

послушание – грехопадение – десять заповедей – прощение – Благовещение – Рождество

Христово – Крещение – Бог Троица – заповеди блаженства – Преображение – Тайная Вечеря – Кресная Жертва – Воскресение – Вознесение – схождение Святого Духа

(образование Церкви)

 

Содержание учебного предмета

№ п/п

Название темы, раздела

Количество часов

Контрольные работы

Творческие работы

в авторской программе

в рабочей программе

Часть 1. Предмет «Духовное краеведение Подмосковья» (история христианской

православной культуры).

Что такое «религиозная культура»?

2

111

О чем рассказывает христианская православная культура.

6

2

Крещение Руси и распространение христианства на землях Московского края  

4

2

Особенности православной культуры

2

2

Древнерусский монастырь — центр христианской православной культуры

2

1

Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры

6

2

Язык древнерусского искусства

2

Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма

2

1

Религиозная живопись. Как разговаривает икона

2

2

Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык.

4

2

1

Часть II. Христианская культура на землях Подмосковья: образы и духовный смысл.

Северное Подмосковье. К игумену Русской земли — преподобному Сергию Радонежскому.

3

3

Южное Подмосковье. Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый и преподобный Сергий Радонежский. Серпуховской Высоцкий монастырь

2

2

Восточное Подмосковье. Святая Угреша и великий Димитрий Донской. Николо-Угрешский монастырь

1

1

Юго-Восточное Подмосковье. Святыни Коломенской земли. Духовная преемственность исторических событий

2

2

Западное Подмосковье. Крепость христианской веры — Иосифо-Волоцкий монастырь в истории Московского края

4

4

Западное Подмосковье. Русский Иерусалим Патриарха Никона

4

2

Южное Подмосковье. Подмосковный Синай. Монастырь в честь святой Екатерины

2

1

Западное Подмосковье. Бородинский Спас.

2

2

Новомученики и Исповедники земли Российской

2

1

Иконы Божией Матери в истории христианской  

2

2

1

Итого

64

34

2


Содержание программы учебного предмета

Часть 1. Предмет «Духовное краеведение Подмосковья» (история христианской

православной культуры).

Что такое «религиозная культура»? /2ч./

Название учебного предмета. Понятия: краеведение, духовность, духовное краеведение, Культура, культурный человек, историческая память, религия, религиозная культура. Основные понятия предмета, духовная культура. Ее характеристики. Примеры феноменов духовной культуры. Что изучает духовное краеведение Подмосковья? Определение понятия «духовное» в рамках религиозного мировоззрения. Этические нормы христианства. Определение добра и зла.

 О чем рассказывает христианская православная культура? /6ч./

Когда возникла христианская религия. Определение «наша эра». Ее определение от Рождества Христова. Основные понятия православного христианства. Содержание православной религии. Основные положения христианства: догмат о Троице, о Боговоплощении. Источники христианской духовной культуры. Библия как источник религиозного знания и культуры.

Ветхий Завет. Новый Завет. Изложение учения Иисуса Христа в Евангелиях. Евангелисты. Отражение христианского мировоззрения в феноменах культуры. Христианская антропология — о природе человека. Положения христианской антропологии в работах русских педагогов, мыслителей, поэтов. Отражение христианского учения о человеке в русском фольклоре. Этимология о христианском значении некоторых слов русского языка. Отражение христианского учения о спасении в русской духовной поэзии разных веков.

 Крещение Руси и распространение христианства на землях Московского края. /4ч./ Христианские святые. Что означает почитание святых? Христианский подвиг святых. Литература древней Руси рассказывает о христианском понимании красоты русской земли. Изображение святых в иконописи. Икона «Все святые, в Земле Российской просиявшие. Изображение святых, а поэзии. Какие святые почитались на землях Московского края. Маршрут духовного краеведения: «Храмы Подмосковья, названные в честь святых».

Особенности православной культуры. /2ч./

Какие виды искусства объединяет в себе православная культура? Церковный характер искусства древней Руси. Взаимосвязанность разных видов христианского искусства. Спасение человека Богом — основное содержание православной культуры. Творец и Его творения. Как христианская культура объясняет возможность творчества? Креационная теория сотворения мира. Ее представители — ученые, писатели, поэты, композиторы, художники, два корня христианской православной культуры. Святая Земля. Евангелия рассказывают о событиях, произошедших на Святой Земле. Исторические свидетельства описанных в Евангелиях событий. Туринская Плащаница. Византийская христианская культура и православная культура Руси.

Древнерусский монастырь — центр христианской православной культуры. /2ч./

Православие — традиционная религия России. Христианство в жизни русских людей. Смысл жизни христиан. Грех и добродетель. Христианские добродетели: вера в Бога, надежда на Бога, любовь к Богу и к блаженным, умеренность, целомудрие. Христиане о таланте — даре любви, данном человеку. Притча о талантах. Пути к добродетельной жизни. Монашеский путь. Смысл монашеской жизни. Монастырь в истории христианской православной культуры. История русского монашества. Святые Антоний и Феодосий Печерские, святой воин — богатырь Илья Муромец, преподобный Нестор Летописец. Культурное просвещение христианской Руси. Как возводились русские монастыри? Красота рукотворная и нерукотворная. Красота внешняя и внутренняя. В чем заключается красота православного монастыря? Название монастыря. Монастыри Подмосковья и имена святых, с ними связанные. Лужецкий Можайский монастырь. преподобный Ферапонт Белозерский. Русские поэты разных веков размышляют о смысле красоты и ее отражении в объектах православной культуры: К. Бальмонт, Н. Рубцов, Ф. Соллогуб. Подмосковная усадьба Лукино Ф. Соллогуба. Ее история и обычаи христианского благочестия, о которых она рассказывает. Отражение христианского мировоззрения в творчестве Ф. Соллогуба. А.С. Пушкин о значении монастырской культуры для русской истории и просвещения. Влияние митрополита Московского святителя Филарета (Дроздова) на формирование христианского мировоззрения Пушкина. Поэтическая переписка святителя и поэта, Святитель и поэт обсуждают вопросы поведения христианства. Христианская этика. Места Подмосковья, связанные с именами святителя Филарета и А.С. Пушкина.

Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры. /6ч./ Как создавалась Библия? Книги, входящие в состав Библию. Отражение Библейской истории в произведениях православной культуры: хоровой музыке, духовной поэзии, религиозной и светской живопись, литературе. Расположение событий Священной истории вокруг четырех основных тем: Сотворение мира — Боговоплощение (Рождество Христово) — Распятие,  Крестная Жертва) — Воскресение Христово — создание Церкви. Отражение сюжетов этих тем з произведениях православной культуры и в традициях жизни христиан: иконописи, духовной поэзии, Музыке, христианских праздниках и др. Отражение содержания Священной истории в православном богослужении. Всенощная. Описание богослужения Всенощной в поэзии И.А. Аксакова. Маршрут духовного краеведения Подмосковья, указанный поэтом — село Холмы. Исследование а нем объекта православной культуры — православного храма.

Язык древнерусского искусства. /2ч./

Символы христианской православной культуры — крест, голубь, рыба, нимб и др. Священная история рассказывает о смысле почитания креста. Формы почитания Бога в истории мировой религиозной культуры: в ветхозаветные и новозаветные времена. Из истории христианской духовной культуры: Воздвижение Креста. Храмы Подмосковья, названные в честь Воздвижения Креста Господня.

В чем заключается смысл красоты православного искусства? Русская поэзия рассказывает о символах православной культуры. Почитание святыни. Пожертвование, жертва, жертвенность. Что сложнее, что легче? Как христиане понимали почитание святыни?

Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма. /2ч./ Храм дом, посвященный Богу. Внешняя красота храма и духовная красота его создателя. Словарик зодчего: основные части храма. Символический смысл храма. Иконостас, четверик, алтарь, Престол, Горнее место. Христианский храм в священной топографии Подмосковья. Названия православных храмов Подмосковья рассказывают о событиях Священной истории. Истории подмосковных храмов. Их архитектурные стили. Русские поэты рассказывают о православных храмах, их устройстве, богослужении, колокольном звоне, христианской радости. Правила поведения в храме.

Религиозная живопись. Как разговаривает икона? /2ч./

Как человек воспринимает красоту окружающего мира? Христианская религия о мире материальном и нематериальном. Икона христианская святыня. Кому посвящались христианские иконы? Что означает почитание иконы? Почему икона является священным изображением? История создания первой иконы. Спас Нерукотворный. Иконописные изображения. Фреска. Мозаика. Словарик иконописца. Иконография Христа и Богородицы. Духовная красота иконы. Из источников христианской духовной культуры о сохранении икон во времена иконоборчества. Представление иконы «Спас Нерукотворный» в иконописи и поэзии. Картина и икона. Их отличия.

Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык. /4ч./

Буквы на иконах и предметах древнерусского прикладного искусства. Церковнославянская азбука. Ее создатели — святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Кого называют просветителями? Значение слова «просвещение». О чем рассказывают буквы церковнославянской азбуки? Красота буквиц заглавных, духовный смысл буквиц. Как книжная грамотность пришла на Русь. Псалтирь, Евангелие — первые книги на Руси. Летописи. Жития святых. Русские летописцы рассказывают о значении священных книг. Монастыри — центры просвещения и книжности. Литературные памятники древней Руси. Произведения духовной литературы и их авторы. Первые русские христианские писатели. Преподобный Феодосий Печерский, митрополит Илларион, митрополит Никифор, епископ Кирилл Туровский. О чем рассказывают произведения древнерусской литературы? Остромирово Евангелие. «Слово о законе и благодати». По каким книгам обучались дети в древней Руси? Библейские сюжеты в творчестве русских поэтов и писателей. Места Подмосковья, где они создавали свои произведения. Какие из написанных ими произведений относятся к произведениям духовной литературы?

Часть II. Христианская культура на землях Подмосковья: образы и духовный смысл.

Северное Подмосковье. К игумену Русской земли — преподобному Сергию Радонежскому.

Как формировалась духовная культура России? Святая Русь. Подвиг святых. Святой благоверный князь Даниил Александрович Московский. Житие преподобного Сергия Радонежского рассказывает святой Елифаний Премудрый. Святитель Алексий — митрополит Московский. Благословение святого правоверного князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Помощники — священноиноки Александр Пересвет и Родион Ослябя. Путешествие по святым местам родной земли — Троице-Сергиева Лавра. Из истории Троице-Сергиевой Лавры. Архимандрит Дионисий и старец Авраамий Палицын. Святыни Лавры. Соборы. Архитектурно-художественные ценности. Представление иконы «Троица». Преподобный Андрей Рублев. Как преподобный Андрей Рублев написал икону «Троица». Ученики преподобного Андрея Рублева. Росписи храмов Лавры. Из источников христианской духовной культуры - Патриарх Московский и всея Руси Ермоген. Крестное целование. Культурное наследие — роман И.С. Шмелева «Богомолье» о традициях жизни христиан. Русская духовная поэзия — о жизни святых.

 Южное Подмосковье. Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый и преподобный Сергий Радонежский. Серпуховской Высоцкий монастырь. /2ч./

Понятия «боголюбие» и «послушание». Преподобные Афанасий Высоцкий (старший) и (Младший). История Серпуховского Высоцкого монастыря. Архитектура монастыря. Высоцкий чин. Святыни монастыря. Христианская культура на землях Южного Подмосковья. Храмы, иконы Подольского, домодедовского  районов. История иконы «Неупиваемая Чаша». Христианские святые в истории Южного Подмосковья — преподобный Герман Аляскинский, святитель Варсонофий Тверской, мученики Флор и Лавр.

Восточное Подмосковье. Святая Угреша и великий Димитрий Донской. Николо-Угрешский монастырь. /1ч./

О святом  чудотворце Николае Мирликийском. Добродетели кротости и смирения. Путешествие по святым местам родной земли. История Николо-Угрешского монастыря. О преподобном Пимене Угрешском и его благочестивых сподвижниках. Святыни монастыря. Архитектура монастыря. Изучаем икону «Явление князю Димитрию Донскому иконы святителя Николая». Отражение почитания святителя Николая Мирликийского в русской поэзии. Храмы в честь святителя Николая в Подмосковье,

Юго-Восточное Подмосковье. Святыни Коломенской земли. Духовная преемственность исторических событий. /2ч./

Почему почиталась христианами святая Параскева? Отличие почитания христианских святых от языческих традиций идолослужения. Из источников христианской духовной культуры — святая великомученица Параскева. Путешествие по святым местам родной земли. История Богородице- Рождественского Бобренева монастыря. Святыня монастыря — чудотворная икона Божией Матери «Феодоровская». Архитектурно-художественный облик монастыря. Богоявленский Старо-Голутвин монастьирь. Преподобный Григорий Голутвинский. Памятники церковной архитектуры. О христианских мучениках рассказывают русские поэты. Представление иконы «40 мучеников Севастийских». В честь каких христианских мучеников названы храмы Подмосковья? Что такое историческая память?

Западное Подмосковье. Крепость христианской веры — Иосифо-Волоцкий монастырь в истории Московского края. /4ч./

Как понимали на Святой Руси цель христианской жизни? Из источников христианской духовной культуры. Преображение Господне. Христианские добродетели и святость. Два подхода в понимании монашеского подвига. Преподобные Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Для чего человеку нужно просвещение? Из истории Иосифо-Волоцкого монастыря. О цели христианской жизни рассказывает великий русский святой преподобный Серафим Саровский. Современная духовная поэзия о смысле жизни, совести, христианских добродетелях. Христианские мотивы в творчестве русских поэтов и композиторов А.К. Толстого, Н.С. Гумилева, С.И.Танеева, СВ. Рахманинова, П.И. Чайковского и др.

Западное Подмосковье. Русский Иерусалим Патриарха Никона. /4ч./

В чем заключались ценности жизни христиан? Сокровища земные и небесные в истории русской и западноевропейской культуры. Совесть христианина как мера ценностей жизни. Патриарх Никон. Царь Алексей Михайлович. Власть церковная и власть светская. Симфония власти. Реформа Патриарха Никона. Почему возникли разногласия Патриарха и царя? История создания Новоиерусалимского монастыря. О чем хотел напомнить русским людям устроением обители Патриарх Никон? Образ Святого града Иерусалима на русской земле. Из источников христианской духовной культуры. Как людям войти в Царство Небесное? Отражение смысла христианской жизни в русской поэзии и прозе. Книжная духовная культура в жизни православныххристиан России. Ценности жизни современного человека.

Южное Подмосковье. Подмосковный Синай. Монастырь в честь святой Екатерины. /2ч./

О духовных ценностях жизни великомученицы Екатерины. Из источников христианской духовной культуры. Притча о драгоценной жемчужине. Какую красоту, рукотворную или нерукотворную искала святая Екатерина? Какие заповеди выполнила в своей жизни святая великомученица Екатерина?

Христианская мудрость. Русские поэты размышляют о человеческой мудрости. Мудрые буквы церковнославянской азбуки. Культурный человек. Путешествие по святым местам. Два монастыря в честь великомученицы Екатерины — на Синае и в Подмосковье. История подмосковного монастыря. Святыни монастыря и его архитектурно-художественный комплекс.

 Западное Подмосковье. Бородинский Спас. /2ч./

История одной семьи и одного монастыря. О защитниках Отечества. Русские монастыри и русские войны. Воинский подвиг. Русские писатели о чудотворной Смоленской иконе Божией Матери на Бородинском поле. Почитание памяти павших в войне 1812 года. О чем рассказывают слова псалма царя Давида, выбитые на памятных медалях императора Александра I? Наше культурное наследие размышление М.Ю. Лермонтова о Промысле Божием в войне 1812 года. Храм Христа Спасителя в Москве. Путешествие по святым местам родной земли. История Спасо-Бородинского монастыря и семьи Тучковых. Памятники православной культуры Подмосковья, связанные с именами святых, героев Отечества.

Новомученики и Исповедники земли Российской. /2ч./

Разрушение духовной культуры, традиций государственной власти, христианских традиций семейной жизни в России в 20 веке. Убийство Царской семьи. Святые страстотерпцы. Гонения на Церковь. Святой Патриарх Тихон. Разрушение памятников христианской культуры. Новые святые России. Из источников христианской духовной культуры — Крест и Воскресение Христово. Что связывает события Священной истории и события русской истории 20 века? Что такое христианский подвиг? Русские поэты размышляют о христианском подвиге. Христианские добродетели терпение и любви как проявление христианского подвига. Христианский смысл библейского Выражения «Мне отмщение и Аз воздам» и последних слов императора-страстотерпца «Не зло победит зло, но только любовь». Русская Голгофа. Система лагерей ГУЛАГ. Новомученики и Исповедники христианской веры на землях Подмосковья. Представление иконы «Собор Новомучеников и исповедников Российских». Разрушенные и возрожденные святыни на землях Подмосковья. Историческая память.

Иконы Божией Матери в истории христианской православной культуры Подмосковья. /2ч./

Что такое чудотворная икона? Почему на Руси сложились традиции почитания икон Пресвятой Богородицы? Из истории христианской духовной культуры. Земная жизнь Пресвятой Богородицы. «Тихвинская», «Казанская», «Владимирская», «Смоленская», «Донская», «Державная», «Феодоровская» иконы Божией Матери. Икона «Покров Пресвятой Богородицы». Из источников христианской духовной культуры — история праздника Покрова Божией Матери и его отражение в русской литературе. Храмы Подмосковья в честь икон Богородицы, духовные плоды христианской жизни. Какого человека можно назвать культурным? Выставка по маршрутам духовного краеведения: «Христианская православная культура на землях родного Подмосковья».

Итоговое повторение /4

Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Тема

Плановые сроки проведения урока

Скорректированные сроки проведения урока

Часть 1. Предмет «Духовное краеведение Подмосковья» (история христианской православной культуры). 16 ч

        Что такое «религиозная культура»? 1 ч

1

Основные понятия предмета, духовная культура.

О чем рассказывает христианская православная культура. 2 ч

2

Содержание православной религии. Основные положения христианства

3

Отражение христианского учения о человеке в русском фольклоре

Крещение Руси и распространение христианства на землях Московского края  2  ч

4

Христианские святые

5

        Изображение святых в иконописи. Икона «Все святые, в Земле Российской просиявшие»

Особенности православной культуры 2 ч

6

Церковный характер искусства древней Руси.

7

Исторические свидетельства описанных в Евангелиях событий.

Древнерусский монастырь — центр христианской православной культуры

8

Монастырь в истории христианской православной культуры. История русского монашества

Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры 2

9

Отражение Библейской истории в произведениях православной культуры:

10

Отражение содержания Священной истории в православном богослужении.

Язык древнерусского искусства

11

Символы христианской православной культуры — крест, голубь, рыба, нимб и др

Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма 1

12

Храм дом, посвященный Богу.

Религиозная живопись. Как разговаривает икона 2 ч

13

Как человек воспринимает красоту окружающего мира?

14

Картина и икона. Их отличия.

Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык.

2 ч

15

Церковнославянская азбука. Ее создатели — святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.

16

Литературные памятники древней Руси.

17

Контрольная работа по теме: «Духовное краеведение Подмосковья»

Часть II. Христианская культура на землях Подмосковья: образы и духовный смысл.

Северное Подмосковье. К игумену Русской земли — преподобному Сергию Радонежскому. 4 ч

18

Житие преподобного Сергия Радонежского

19

 Из истории Троице-Сергиевой Лавры

20

Преподобный Андрей Рублев и его ученики.

21

Культурное наследие — роман И.С. Шмелева «Богомолье» о традициях жизни христиан

Южное Подмосковье. Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый и преподобный Сергий Радонежский. Серпуховской Высоцкий монастырь 1ч.

22

История Серпуховского Высоцкого монастыря.

Восточное Подмосковье. Святая Угреша и великий Димитрий Донской. Николо-Угрешский монастырь 1ч

23

О святом  чудотворце Николае Мирликийском. Храмы в честь святителя Николая в Подмосковье,

Юго-Восточное Подмосковье. Святыни Коломенской земли. Духовная преемственность исторических событий 2 ч

24

Отличие почитания христианских святых от языческих традиций идолослужения.

25

Путешествие по святым местам родной земли.

Западное Подмосковье. Крепость христианской веры — Иосифо-Волоцкий монастырь в истории Московского края 1 ч

26

Два подхода в понимании монашеского подвига.

Западное Подмосковье. Русский Иерусалим Патриарха Никона 2 ч

27

Патриарх Никон. Реформа Патриарха Никона.

28

Русский Иерусалим.

Южное Подмосковье. Подмосковный Синай. Монастырь в честь святой Екатерины 1 ч.

29

Два монастыря в честь великомученицы Екатерины — на Синае и в Подмосковье.

Западное Подмосковье. Бородинский Спас.  2ч

30

История одной семьи и одного монастыря

31

Русские монастыри и русские войны.

Новомученики и Исповедники земли Российской 1ч

32

Разрушение духовной культуры, традиций государственной власти, христианских традиций семейной жизни в России в 20 веке

Иконы Божией Матери в истории христианской  2 ч

33

Из истории христианской духовной культуры

34

Итоговая контрольная работа

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

1. Авторская программа Л.Л. Шевченко. Духовное краеведение Подмосковья. М., 2013.

Л.Л. Шевченко. Духовное краеведение Подмосковья.

2. Учебник. Духовное краеведение Подмосковья Под. ред. Л.Н. Антоновой. М., 2015.

1. Компьютер

2. Мультимедийный проектор

Дополнительная литература

  1. Библейский богословский словарь. Под редакцией В. Михайловского. М., 1995.
  2. Библия. Издание Московской Патриархии. М., 1995
  3. Бородина А.В. Основы православной культуры. М., 2002.
  4. Глушкова В.Г. Монастыри Подмосковья. М., 2005.
  5. Колмовский А.А. Памятники архитектуры Подмосковья. М., 2000.
  6. Комеч А.Н. Русские монастыри. История культуры (X - XVIII         в.). М., 2001.
  7. Костерев Н.А. Словарь краеведа Подмосковья. М., 2003.
  8. Опыты православной педагогики. Сост. А. Стрижева и С. Фомина. М., 1993.
  9. Поселянин Е. Святые вожди земли русской. М. –СПб. 2000.
  10. Серия книг «Храмы Московской области». Автор-составитель протоиерей Олег Пэнэжко.   Владимир, 2001 – 2004 гг.
  11. Скоробогатько Н. Русские святые. М., 2004.
  12. Федотов Г. Святые Древней Руси. М., 1990.
  13. Шевченко Л.Л. Православная культура. Экспериментальное учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 1-ый год обучения. Книги 1 и 2. М., 2003.

 Мультимедийные средства обучения

  1. Монастыри и храмы Подмосковья. Новый диск, 2006.
  2. Старинный русский быт. Энциклопедия школьника. ИДДК, 2007.
  3. Земное и небесное. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007
  4. Серпухов православный. Ю. Соломатин, 2000.
  5. Обитель на Высоком. Ю. Соломатин, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по географическому краеведению -6 класс

Рабочая программа по географическому краеведению - 6 класс...

Рабочая программа по географическому краеведению 6 класс.

Данная рабочая программа содержит пояснительную записку, тематический план, подробное календарно-тематическое планирование и ресурсное обеспечение....

Рабочая программа по курсу краеведения 9 класс общеобразовательной школы Республика Хакасия

Программа курса рассчитана на учащихся 9 классов, возраст, когда важнейшее значение имеет принцип связи исторического прошлого с сегодняшней жизнью, воспитание ценности достижений прошлого, когда расш...

Рабочая программа курса "Духовное краеведение Подмосковья"

Рабочая программа курса "Духовное краеведение Подмосковья". 8 класс. 1 час в неделю...

Рабочая программа по духовному краеведению Подмосковья.

Рабочая  программа по предмету «Духовное краеведение Подмосковья»  для VIII  класса составлена в соответствии с основной образовательной программой основного общего образова...

Рабочая программа по духовному краеведению (8 класс)

Программа на год по дуовному краеведению Подмосковья...

Проект рабочей программы по духовному краеведению Подмосковья для 8 класса ФГОС к учебному пособию Л.Л.Шевченко для учащихся основной школы общеобразовательных учреждений Московской области Духовное краеведение Подмосковья

Данная рабочая программа по духовному краеведению Подмосковья для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана...