Проект рабочей программы по духовному краеведению Подмосковья для 8 класса ФГОС к учебному пособию Л.Л.Шевченко для учащихся основной школы общеобразовательных учреждений Московской области Духовное краеведение Подмосковья
рабочая программа по краеведению (8 класс)

Белова Наталья Геннадьевна

Данная рабочая программа по духовному краеведению Подмосковья для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе авторской программы Л.Л. Шевченко Духовное краеведение Подмосковья и учебного пособия Л.Л.Шевченко для учащихся основной школы общеобразовательных учреждений Московской области Духовное краеведение Подмосковья под. ред. Л.Н. Антоновой. М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_duhovnoe_kraevedenie_podmoskovya.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мухановская средняя общеобразовательная школа»

                                                                                                                                  Утверждаю

                                                                                                                      Директор школы      

                                                                                                                 ___________/О.В.Тетерина/

                                                                                                                       «____»__________2019 г.

                                                                                       

Рабочая программа по духовному краеведению Подмосковья

(базовый уровень)

8 класс

Составитель: Белова Наталья Геннадьевна,

учитель истории  и обществознания 1 категории

2019 г.

        Данная рабочая программа по духовному краеведению Подмосковья для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:

  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Мухановская СОШ»
  • Учебного плана на 2019-2020 учебный год МБОУ Мухановская СОШ, на основании которого выделен 1 час в неделю;
  • авторской программы Л.Л. Шевченко Духовное краеведение Подмосковья. М.,2015
  • учебного пособия Л.Л.Шевченко для учащихся основной школы общеобразовательных учреждений Московской области Духовное краеведение Подмосковья под. ред. Л.Н. Антоновой. М., 2011.

Планируемые предметные результаты

Предметные результаты изучения духовного краеведения Подмосковья включают: - расширение информационного поля учебного знания;- раскрытие духовной основы русской истории;-формирование нравственных ценностей на примерах святых и героев отечественной истории как образцах

нравственного поведения;- формирование нравственного идеала жизни человека — любви к Отечеству, а также его понимание в рамках христианского

мировоззрения;- восприятие феноменов христианской культуры, отражающих идеал святости;- получение знаний о духовной основе жизни страны, родного края, известных людей России, воплотивших в своей жизни идеал святости, и

деятелей русской культуры, христианское мировоззрение которых отражено в их творчестве;- осознание преемственности культурных традиций, связи поколений, исторической памяти;- знакомство с творчеством выдающихся деятелей русской культуры, живших в Подмосковье: например, поэтов А.С.Пушкина,

М.Ю.Лермонтова. Ф.И. Тютчева, ВА. Жуковского, писателей Ф.М.Достоевского, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, композиторов

М.И.Глинки, П.И. Чайковского, С.И. Танеева, художников И.И. Шишкина. И.И. Левитана, А.А. Иванова В.М. и А.М. Васнецовых и многих

других.- знакомство с выдающимися лицами православной культуры. Например, Андрей Рублев, святые русские князья — страстотерпцы Борис и

Глеб, благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской, преподобный Сергий Радонежский и многие другие;

- знакомство с историей родного края.

Обучающийся научится:

- идентифицировать себя как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

 - принимать активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни, заинтересованный не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины;

 - формировать правильные ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству и его культуре, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;

на признании равноправия народов, на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций.

- формировать целевые установки учебной деятельности;

 - выстраивать последовательность необходимых операций;

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

 - составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

 - искать и выделять необходимую информацию;

- определять новый уровень отношения к себе как к субъекту деятельности;

 - в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

- формировать основы смыслового чтения учебных и познавательных текстов;

- выделять существенную информацию из текстов разных видов;

 - осуществлять поиск нужной социальной информации в различных источниках;

 - адекватно ее воспринимать, применяя основные религиозные термины и понятия;

 - преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями);

 - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков с целью осознания религиозного мировоззрения;

 - давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей.

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

- в дискуссии выдвигать аргументы и контраргументы;

 - критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

 - понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;

- смотреть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися иных позиций;

- оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей;

- определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Обучающийся получит возможность научиться:

- уважительно относиться к своей стране, малой Родине и ее культуре, испытывать гордость за нее

- самостоятельно ставить новые учебные цели задачи.

ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Содержание учебного предмета

I Тема. О предмете «Духовное краеведение Подмосковья (История христианской православной культуры) - 13  ч.

II Тема. Христианская культура на землях Подмосковья: образы и духовный смысл - 21 ч.

I Тема. О предмете «Духовное краеведение Подмосковья (История христианской православной культуры)

Что такое «религиозная культура»? О чем рассказывает христианская православная культура? 0 христианстве и православии. Крещение Руси и распространение христианства на землях Московского края. Особенности православной культуры. Древнерусский монастырь - центр христианской православной культуры. Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры. Язык древнерусского искусства. Символы христианской православной культуры. Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма. Религиозная живопись. Как разговаривает икона? Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык. Обобщение  темы «История христианской православной культуры»

II Тема. Христианская культура на землях Подмосковья: образы и духовный смысл

Северное Подмосковье. К игумену Русской земли-преподобному Сергию Радонежскому. Западное Подмосковье. К звенигородскому чудотворцу Савве Сторожевскому. Южное Подмосковье. Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый и преподобный Сергий Радонежский. Серпуховской Высоцкий монастырь. Восточное Подмосковье. Святая Угреша и великий князь Дмитрий Донской. Николо-Угрешский монастырь. Северное Подмосковье. Святыни Дмитровской земли. Святые князья Борис и Глеб. Борисоглебский монастырь. Юго-восточное Подмосковье. Святыни Коломенской земли. Западное Подмосковье. Крепость христианской веры-Иосифо-Волоцкий монастырь в истории Московского края. Западное Подмосковье. Русский Иерусалим Патриарха Никона. Южное Подмосковье. Подмосковный Синай. Монастырь в честь святой Екатерины. Западное Подмосковье. Бородинский Спас. История одной семьи и одного монастыря. Новомученики и Исповедники земли Российской. Иконы Божией матери в истории духовной культуры Подмосковья. Обобщение по теме «Христианская культура на землях: образы и духовный смысл»

Календарно-тематическое планирование  

Название изучаемой темы

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки прохождения темы

I Тема. О предмете «Духовное краеведение Подмосковья (История христианской православной культуры) - 13  ч.

1.

Что такое «религиозная культура»? О чем рассказывает христианская православная культура?

-Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу.

-Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их.

-Раскрывать смысл, значение понятий  краеведение, духовность, культура, религиозная культура.

-Объяснять значение Русской Православной Церкви в истории Руси;

-Характеризовать особенности этических норм и духовной культуры.

2.

0 христианстве и православии

-Определять особенности христианской живописи, архитектуры, музыки, литературы.

-Отстаивать свои убеждения, основанные на духовно-нравственных православных традициях.

-Раскрывать причинно-следственные связи духовной истории.

-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать
высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

3.

Крещение Руси и распространение христианства на землях Московского края

- Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

 -Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания

известных личностей.

-Высказывать предположения о последствиях неправильного
(безнравственного) поведения человека.

-Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

4.

Особенности православной культуры

-Понимать язык христианской православной культуры.

-Собирать информацию (извлечение необходимой информации из различных источников).

-Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания

известных личностей.

-Строить рассуждения, обобщения.

5.

Древнерусский монастырь - центр христианской православной культуры

-Определять роль монастырей в жизни православной Руси,

-Оценивать с нравственных позиций подвиг отшельничества,

-Описывать впечатления, возникающие от восприятия церковной музыки.

произведения живописи.

-Раскрывать смысл, значение понятий инок, игумен, собор.

-Приводить примеры монашеских подвигов.

6.

Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры. Ветхий Завет.

-Строить нравственную позицию на основе содержания изучаемых библейских сюжетов.

-Понимать язык христианской православной культуры.

-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

-Характеризовать основные сюжеты Священной истории, анализировать их сущность.

7.

Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры. Новый Завет

-Строить нравственную позицию на основе содержания изучаемых библейских сюжетов.

-Понимать язык христианской православной культуры.

-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

-Характеризовать основные сюжеты Священной истории, анализировать их сущность.

8.

Язык древнерусского искусства. Символы христианской православной культуры

-Раскрывать смысл, значение понятий крест, нимб, голубь, рыба.

-Описывать впечатления, возникающие от восприятия церковной музыки.

произведения живописи.

-Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

9.

Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма

-Характеризовать основные догматы христианства в памятниках зодчества.

-Определять смысл внешнего и внутреннего устройства православного храма.

-Раскрывать смысл, значение понятий: базилика, крест, ротонда, купол, притвор, иконостас, алтарь, клирос, жертвенник, царские врата

10.

Религиозная живопись. Как разговаривает икона?

-Различать основные типы икон.

-Характеризовать процесс создания иконы.

-Определять роль иконы в жизни православного человека.

-Определять отличия иконы от картины.

-Составлять сравнительную таблицу по типам икон.

11.

Письменные источники христианской православной культуры.

-Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста.

-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

-Раскрывать смысл, значение понятий кириллица, буквица, устав, Псалтирь.

12.

Церковнославянский язык

-Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов.

-Уметь договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

-Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста.

-Раскрывать смысл, значение понятий кириллица, буквица, устав, Псалтирь.

13.

Обобщение  темы «История христианской православной культуры»

-Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов

-Создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя

-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

-Выступать перед аудиторией (сверстников) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).

II Тема. Христианская культура на землях Подмосковья: образы и духовный смысл - 21 ч.

14.

Северное Подмосковье. К игумену Русской земли-преподобному Сергию Радонежскому

-Определять роль монастыря в жизни православной Руси,

-Оценивать с нравственных позиций подвиг отшельничества.

-Создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя

-Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями

- Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека;

15.

Северное Подмосковье. Архитектурно-художественные ценности Троице-Сергиевой Лавры

-Характеризовать архитектурно-художественные особенности монастыря.

-Описывать впечатления, возникающие от восприятия произведения иконописи.

-Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

16.

Западное Подмосковье. К звенигородскому чудотворцу Савве Сторожевскому

-Создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя.

-Понимать роль человека в обществе, принимать нормы нравственного поведения.

-Высказывать предположения о последствиях неправильного
(безнравственного) поведения человека.

–Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

17.

Западное Подмосковье. Саввино-Сторожевский  монастырь

-Определять роль монастыря в жизни православной Руси,

-Характеризовать архитектурно-художественные особенности монастыря.

-Описывать впечатления, возникающие от восприятия произведения иконописи.

-Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

18.

Южное Подмосковье. Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый и преподобный Сергий Радонежский.

-Создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя.

-Понимать роль человека в обществе, принимать нормы нравственного поведения.

-Высказывать предположения о последствиях неправильного
(безнравственного) поведения человека.

19.

Серпуховской Высоцкий монастырь

-Определять роль монастыря в жизни православной Руси,

-Характеризовать архитектурно-художественные особенности монастыря.

-Описывать впечатления, возникающие от восприятия произведения иконописи.

20.

Восточное Подмосковье. Святая Угреша и великий князь Дмитрий Донской.

-Характеризовать объекты духовной культуры и раскрывать христианские добродетели смирения, благонравия, терпения.

-Оформлять маршрут духовного краеведения.

- Обосновывать свою позицию по отношению событиям истории.

-Понимать роль человека в обществе, принимать нормы нравственного поведения.

21.

Николо-Угрешский монастырь

-Определять роль монастыря в жизни православной Руси.

-Характеризовать архитектурно-художественные особенности монастыря.

-Описывать впечатления, возникающие от восприятия произведения иконописи.

22.

Северное Подмосковье. Святыни Дмитровской земли.

-Характеризовать объекты духовной культуры Подмосковья, связанные с именами князей Бориса и Глеба.

-Раскрывать смысл, значение понятия страстотерпцы.

-Составлять маршрут духовного краеведения «По следам святых Георгия Победоносца, Димитрия Солунского, Бориса и Глеба»

23.

Святые князья Борис и Глеб. Борисоглебский монастырь

-Составлять рассказ о христианском подвиге святых князей Глеба и Бориса.

-Понимать роль человека в обществе, принимать нормы нравственного поведения.

-Высказывать предположения о последствиях неправильного
(безнравственного) поведения человека.

-Отстаивать свои убеждения, основанные на духовно-нравственных православных традициях.

24.

Юго-восточное Подмосковье. Святыни Коломенской земли

-Составлять список христианских святых, которые почитались на землях Подмосковья.

-Раскрывать смысл, значение понятия мученики

-Создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет великомученицы Параскевы.

-Понимать роль человека в обществе, принимать нормы нравственного поведения.

-Высказывать предположения о последствиях неправильного
(безнравственного) поведения человека.

25.

Юго-восточное Подмосковье. Святыни Коломенской земли

-Составлять список христианских святых, которые почитались на землях Подмосковья.

-Раскрывать смысл, значение понятия мученики

-Создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет великомученицы Параскевы.

-Понимать роль человека в обществе, принимать нормы нравственного поведения.

-Высказывать предположения о последствиях неправильного
(безнравственного) поведения человека.

26.

Западное Подмосковье. Крепость христианской веры-Иосифо-Волоцкий монастырь в истории Московского края

-Раскрывать смысл, значение понятий: преображение, христианские добродетели, смысл жизни.

-Определять роль монастыря в жизни православной Руси.

-Характеризовать архитектурно-художественные особенности монастыря.

-Описывать впечатления, возникающие от восприятия произведения иконописи.

27.

Западное Подмосковье. Русский Иерусалим Патриарха Никона

- Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

 -Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания

известных личностей.

-Высказывать предположения о последствиях неправильного

(безнравственного) поведения человека.

-Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

28.

Южное Подмосковье. Подмосковный Синай. Монастырь в честь святой Екатерины

-Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями.

-Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей.

-Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

29.

Западное Подмосковье. Бородинский Спас. История одной семьи и одного монастыря

-Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями

-Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи.

-Определять особенности христианской живописи, архитектуры, музыки, литературы.

-Отстаивать свои убеждения, основанные на духовно-нравственных православных традициях.

30.

Новомученики и Исповедники земли Российской

- Обосновывать свою позицию по отношению событиям истории.

-Понимать роль человека в обществе, принимать нормы нравственного поведения.

-Высказывать предположения о последствиях неправильного

(безнравственного) поведения человека

31.

Гонения на церковь

-Собирать информацию (извлечение необходимой информации из различных источников).

-Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания

известных личностей.

- Обосновывать свою позицию по отношению событиям истории.

-Понимать роль человека в обществе, принимать нормы нравственного поведения.

-Высказывать предположения о последствиях неправильного

(безнравственного) поведения человека

32.

Иконы Божией матери в истории духовной культуры Подмосковья

-Характеризовать традиции в почитании икон Богородицы.

-Определять художественно-культурные особенности икон, находящихся в храмах Подмосковья.

-Описывать впечатления, возникающие от восприятия, произведения живописи, иконописи.

33.

Икона Божией матери «Державная»

-Описывать впечатления, возникающие от восприятия, произведения живописи, иконописи.

-Понимать язык христианской православной культуры.

-Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения

34.

Обобщение по теме «Христианская культура на землях: образы и духовный смысл»

-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

-Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

-Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.

-Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Духовное краеведение Подмосковья"

Рабочая программа курса "Духовное краеведение Подмосковья". 8 класс. 1 час в неделю...

Рабочая программа по немецкому языку 2-4 класс ФГОС (Содержание учебного предмета)

  Рабочая программа учебного предмета «Немецкий язык», составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и примерной...

Рабочая программа по немецкому языку 5-9 класс ФГОС (Содержание учебного предмета)

Рабочая программа  учебного предмета «Иностранный язык» составлена на основе следующих нормативных документов:1.   ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российск...

Рабочая программа по Духовному Краеведению Подмосковья 8 класс

Рабочая программа к учебнику Шевченко Л.Л. для 8 класса на 1 год преподования...

Рабочая программа по духовному краеведению Подмосковья.

Рабочая  программа по предмету «Духовное краеведение Подмосковья»  для VIII  класса составлена в соответствии с основной образовательной программой основного общего образова...

Рабочая программа по духовному краеведению (8 класс)

Программа на год по дуовному краеведению Подмосковья...

Материалы учебного пособия для студентов филологических факультетов вузов, ссузов, учащихся общеобразовательных учреждений. Методика проблемного обучения. Фрагмент урока. Проблемные вопросы. Урок 1. Лингвистический анализ текста. Вводный курс. 10А. 03.09.

По теме эвфемизации, языкового процесса, описанного в методических рекомендациях «Уроки эвфемизации в школе» (2020) публикую также практическую часть «Материалов учебного пособи...