Патриотическое воспитание подрастающего поколения на Колымской земле (из опыта работы)
учебно-методический материал на тему

В  статье представлено описание воспитательной работы учителя истории и классного руководителя. Обозначены цели модели воспитательной деятельности, задачи воспитания. Определены направления и формы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trapitsyna_elena_alekseevna_vystuplenie.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

«Патриотическое воспитание подрастающего поколения на Колымской земле (из опыта работы)»

Трапицына Елена Алексеевна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №30» г.Магадана

город Магадан

Магаданская область

Все более очевидна постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

 Нельзя не отметить и то, что в плане формирования патриотизма резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования. А в некоторых местах патриотизм стал перерождаться в национализм и за последнее время в нашем обществе значительно усилились националистические настроения.

 Обозначенные проблемы, мне близки и знакомы, т.к уже  в течение  почти 20 лет я преподаю историю и обществознание в школе, и вижу как с каждым годом меняется (далеко не в лучшую сторону) уровень нравственной культуры молодежи.  Негативными процессами стали депатриотизация духовной жизни, размывание ценностно-мотивационного ядpa национального самосознания, резкое снижение чувства человеческого единства и достоинства. Отечественная история, ее героические события, персоналии выдающихся деятелей, независимо от того, какой социальнo-политической ориентации они придерживались, утратили силу нравственного идеала как основы воспитания. В общественном сознании молодежи и особенно в молодежной субкультyре получили широкое распространение апатия и равнодушие, нигилизм и цинизм, безответственность и немотивированная агрессивность, индивидуализм и эгоизм, утилитарное и патерналистское отношение к государству и социальным инститyтам.

 

Основу моей воспитательной работы,  как классного  руководителя, составляет  мысль выдающегося русского религиозного философа И. Ильина: «Никто не может указать другому человеку его Родину – ни воспитатели, ни друзья, ни общественное мнение, ни государственная власть. Патриотизм есть состояние духовное, и поэтому он может возникнуть только самостоятельно в порядке автономии – в личном, но подлинном и предметном духовном опыте. Всякое извне идущее предписание может только помешать этому опыту или привести к злосчастной симуляции. Нельзя любить по принуждению или по чужой указке; любовь может возникнуть только «сама», в легкой и естественной предметной радости, побеждающей и умиляющей душу».  Исходя из этого, главной целью своей воспитательной деятельности считаю не столько воспитание патриотизма (ведь как можно диагностировать его у уч-ся?),  сколько создание условий  в воспитании учеников при которых возникала бы  любовь к Родине, своему народу, чувство гордости за свою страну.

 Цели модели воспитательной деятельности:

  • Воспитание интереса к прошлому через изучение культуры, быта, знакомство  с судьбами людей  разных эпох,  приобщение школьников  к традициям и культуре страны, сохранение и развития чувства гордости за свою страну;
  • Социализация личности, формирование в процессе патриотического воспитания и образования навыков активного гражданского действия, социального и политического участия.

Задачи воспитания:

  • Развитие интереса у школьников к изучению истории русского народа, истории Вооруженных сил, культурного наследия нашей страны;
  • Воспитание милосердия, доброты, уважения к ветеранам войн и труда, посвятившим всю жизнь служению Родине и своему народу;
  • На основе изучения героических страниц истории родного края формирование у молодого поколения патриотического сознания, активной  социальной и гражданской позиции;
  • Привлечение  учащихся к социально-значимой деятельности, развитие социальной инициативы в подростковой среде.

Нормативно - правовое обеспечение патриотического образования и воспитания.

В Российской Федерации разработана нормативно-правовая база патриотического образования  как на федеральном, так и на региональном уровнях. В настоящее время разрабатывается и апробируется целостная государственно-общественная система

 гражданско-патриотического образования учащихся, направленная на формирование готовности к достойному служению Отечеству. Работа по патриотическому воспитанию потребовала от меня знакомства со следующими основополагающими законодательными актами РФ, которые стали ориентирами в моей деятельности:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года;
  • Национальная доктрина образования в РФ;
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011 -2015 годы»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт (полного) общего образования.
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Новое содержание  патриотического образования и воспитания определяется новым пониманием образования в Законе РФ «Об образовании» (ФЗ от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Под образованием в настоящем Законе понимается: «…единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства…»  (Статья 2). 

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжение Правительства РФ от  17 ноября 2008 г. №1662 – р) указано на необходимость достижения высоких стандартов благосостояния человека, социального согласия и социальной справедливости, а также поддержки программ формирования единой российской нации, национально-государственной идентичности… В документе  также определены основное ценности гражданской идентичности, среди которых особое место занимает патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалоге культур.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации, охватывающей период до 2025 года, подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества; уважающих права и свободы личности, законы;  обладающих высокой нравственностью; проявляющих национальную и религиозную терпимость».

В Федеральных государственных  образовательных стандартах второго поколения содержатся также наиболее значимые на сегодняшний день новые ориентиры развития гражданско-патриотического образования. Провозглашается новая цель образования – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Идеологической и методологической основой ФГОС является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая определяет систему базовых национальных ценностей, современный национальный воспитательный идеал, цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в единстве учебной и внеучебной деятельности. Среди базовых национальных ценностей особо выделяются патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд наука и др. Под «патриотизмом» в Концепции понимается любовь к России, к своему народу, к свое малой родине, служение Отечеству. В патриотизме духовно-нравственное начало является исходным и определяет его суть, равно как и основу, содержание и другие структурные компоненты патриотического воспитания. Вместе с тем социальный компонент в патриотическом воспитании является наиболее значимым и занимает приоритетное положение по отношению к остальным:  историческому, культурному, государственному, военному и др.

Региональная нормативная правовая база развития гражданско-патриотического образования также достаточно разнообразна и позволяет вести полноценную деятельность в этом направлении. В Магаданской области разработана Программа по патриотическому воспитанию граждан.

Направления работы:

  • Героико-патриотическое (сохранение памяти о героических событиях, подвигах, формирование уважения к военной профессии).

  • Музейно-экскурсионное(  воспитание потребности в изучении родного края,, изучение шедевров народной и мировой культуры, воспитание грамотного зрителя)  

  • Краеведческое и поисковое (освоение детьми и подростками традиционной культуры своего народа, развитие творческой деятельности, сохранение и развитие русской культуры через изучение народных обычаев, традиций, ремесел. Изучение истории Отечества).

  • Социальное(Привлечение  учащихся к социально-значимой деятельности, развитие социальной инициативы в подростковой среде)

  • Военное( участие в Смотрах песни и строя).

Формы работы:

Исходя из понимания патриотизма, как ценностного отношения к своей стране, считаю, что используемые в воспитательной работе формы, можно сгруппировать в 3 группы:

Первая группа: формы работы, использование которых приводит к  формированию ценностного отношения к стране, неравнодушного отношения к судьбам России на эмоциональном уровне.

Мероприятия:

  • Классные часы: «Когда мы едины», «Сталинградская битва», и т.п.
  • Тематические выставки: «Династия Романовых», «Покорители космоса».

Вторая группа: формы работы, которые  побуждают  учащихся к размышлениям на темы своей страны, долга перед страной, истории  духовного роста народа на когнитивном (рациональном уровне).

Мероприятия:

  • Открытые уроки в рамках Областных Рождественских чтениях: «Русская церковь в период Смуты» (февраль 2010),  «За Христа пострадавшие» ( февраль 2012) .

  • Уроки мужества: «Подвиг Евгения Родионова»(солдат Чеченской войны), «И помнит мир спасенный…» (методическая разработка мероприятия заняла 1 место в Региональном конкурсе, посвященном формированию гражданственности и сохранению исторической памяти народа в свете 65-летия со дня Победы в ВОВ и опубликована в Информационно-аналитическом вестнике «Образование в Магаданской области» №11 (2010 г.))
  • Разработка программы элективного курса для уч-ся 10-11 кл. по истории «Церковь и война», ее презентация в рамках доклада на Всероссийской педагогической конференции по теме: «Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности» (конференция организована Центром гражданско-правового образования «Восхождение» г.Казань, декабрь 2011 г. Выступление опубликовано на сайте Центра)
  • Работа с одаренными детьми: подготовка докладов, выступлений, презентаций по гражданско-патриотической тематике.

- Третий Всероссийский конкурс социальных сочинений «Выход есть!» - Черкасова Юлия (9 кл), Гринько Дарья (8 кл) – лауреаты, работы уч-ся опубликованы в сборнике Работ победителей конкурса «Взгляд» (Казань 2012 г.)

- II Всероссийский (с международным участием) конкурс презентаций «Топ Слайд» (Центр поддержки инициатив в сфере образования и науки «Ариадна») - Образцова Софья (9 кл) работа «От Георгиевского креста до георгиевской ленты» - лауреат.

  • Встречи трех поколений (общение с ветеранами).
  • Посещение выставок («Награды России»), городских мероприятий «Вахта Памяти».

Третья группа: формы работы, которые помогают сформировать ценностное отношение на деятельностном уровне, где проявляется готовность к конкретным делам, мотивированным не только индивидуальными, но и общественными интересами.

Мероприятия:

  • Участие класса в смотрах Песни и строя,
  • Разработка, подготовка и представление проекта «Недаром помнит вся Россия…»(из опыта реализации проекта гимназии «Наше классное дело»).Проект был представлен на городском слете ученического самоуправления. (октябрь 2012) По итогам слета команда гимназии награждена Дипломом победителя, кубком победителя городского слета ученического самоуправления «Самая активна школа», благодарностью управления образования за представленный опыт по теме: «Недаром помнит вся Россия..». На Областном форуме ученического самоуправления (ноябрь 2012) – проект получил 2 место.
  • Разработка и реализация социально-значимого КТД «Никто не забыт, ничто не забыто!»(  по просьбе Городского военкомата учащиеся класса отыскали могилу ветеран ВОВ Макаренко Василия Тимофеевича – полного кавалера 3-х орденов Славы, познакомились с родственниками, организовали уход за  могилой. Работа была отмечена  командующим войсками Восточного Венного округа  Грамотами за активную работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи в ознаменование 94 годовщины со дня образования Краснознаменного дальневосточного военного округа. Июль 2012 г. )  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация из опыта работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения «И помнит мир спасённый…».

Презентация из опыта работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения  «И помнит мир спасённый…».  Использование  на уроках истории по изучению темы "Великая Отечественная в...

«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)

Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...

Конкурсная работа на тему:"Патриотическое воспитание подрастающего поколения в условиях современной системы образования"

Данный проект участвовал в конкурсе на лучшую организацию патриотической работы в школе. В нём представлено видение автора новых подходов к  воспитанию чувства любви к Родине и исторической памят...

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В КОНТЕКСТЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ (из опыта работы)

В статье представлены материалы в рамках проведения Всероссийской научно-патриотической конференции «Идея патриотизма в системе воспитания подрастающего поколения»,где особое...

Программа работы МБОУ ДОД «Тазовский районный Дом детского творчества» по патриотическому воспитанию подрастающего поколения на 2015-2019 гг.

     В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, с активной граж...