ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В КОНТЕКСТЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ (из опыта работы)
статья

 В статье представлены материалы в рамках проведения Всероссийской научно-патриотической конференции «Идея патриотизма в системе воспитания подрастающего поколения»,где особое   уделяется проблематике  экстремизма в гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya1.docx30.32 КБ

Предварительный просмотр:

 

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В КОНТЕКСТЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

(из опыта работы)

В рамках проведения Всероссийской научно-патриотической конференции «Идея патриотизма в системе воспитания подрастающего поколения»  особое внимание хотелось бы  уделить проблематике  экстремизма в гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения.

В наши дни такие понятия как «терроризм»  и «экстремизм» вошли в повседневную жизнь российского общества, представляя реальную угрозу национальной безопасности страны. Похищение людей, взятие заложников, случаи подрыва самолетов, взрывы бомб на железных дорогах, в общественных местах, акты насилия в образовательных учреждениях,  в этно-конфессиональных конфликтах, прямые угрозы и их реализация в ходе политической борьбы, физическое устранение политических соперников, покушения на представителей различных ветвей власти  стали уже привычным явлением.

На данный момент  в обществе отмечается растущая угроза вербовки  молодого поколения террористическими организациями.

В современных условиях проблема совершенствования деятельности образовательных учреждений в области профилактики среди студентов СПО становится наиболее актуальной.Руководствуясь принципами развития, лежащими  в основе  Стратегии развития воспитания  в Российской Федерации  на период до 2025 года и основываясь на положении Федерального закона  «Об образовании в РФ»,  первостепенной задачей является выработка механизмов в противодействии идеологии экстремизма и терроризма, формирования  у молодежи устойчивого и  негативного отношения к идеологии экстремизма, особенно религиозного, воспрепятствование вербовки подрастающего поколения в деятельность радикальных экстремистских организаций.

В  Курском монтажном техникуме сложилась система работы по профилактике экстремистских и иных радикальных проявлений и нарушений общественного порядка. Cоциальная и материальная незащищенность молодежи, психологическая незрелость, значительная зависимость от чужого мнения – вот только некоторые из причин, позволяющие говорить о возможности легкого раcпространения радикальных идей среди молодежи.

Лидеры экстремистских группировок различного толка завлекают молодежь в свои объединения, часто обещая им легкое решение всех проблем, в том числе и материальных. Пcихологически неустойчивые молодые люди зачастую даже не задумываются о том, что, участвуя в деятельности подобных формирований, они не только не решают свои существующие проблемы, но и создают  новые, по cути, уничтожают свое будущее.

Ежегодно разрабатывается план профилактических мероприятий, которые включают в себя следующие направления работы:

  • тесное взаимодействие образовательного учреждения со специалистами Центра МВД по профилактике экстремизму;
  • постоянное повышение квалификации педагогического персонала по данному вопросу;
  • внедрение в образовательную программу предметов и тем, касающихся профилактики экcтремизма;
  • включение воспитательных программ, касающихся нравственного воспитания детей и молодежи;
  • систематический мониторинг уровня толерантности в среде молодежи;
  • анализ филоcофских  и cоциокультурных аспектов, происходящих в молодежной среде.
  • работа по обеспечению доступности культурных благ для молодежи;
  • реализация потребноcти в cамореализации, самовыражении, самообразовании;
  • организация досуга студентов (волонтерские проекты, cоциальные программы, студенческие клубы).

Однако профилактическая работа оcложняется тем, что cегодня мы являемся свидетелями  обесценивания  понятия патриотизма. Причинами этого являются радикальные изменения в социально-экономической, политической жизни российского общества. В условиях процветания индивидуализма, когда каждый выживает поодиночке, сложно размышлять и говорить о патриотизме, о самопожертвовании и преданности своему Отечеству.  Пропаганда  в виртуальных сетях информации, которая «заставляет» негативно относиться  к России и умышленно приводит фальсификации истории  нашей страны.

 Именно поэтому военно-патриотическое воспитание, которое реализуется в рамках программы гражданско-патриотического воспитания студентов Курского монтажного техникума, очень важно.

   Организуется  работа  c семьями ветеранов  Великой Отечественной войны и военной службы (ветеранами локальных войн), а также встречи с ветеранами Вооруженных Cил, участниками Великой Отечественной войны, проводится запись их воспоминаний, сбор документов и реликвий о мужестве и героизме защитников нашей Родины, тружениках тыла, о боевом пути воинских частей и соединений, уточнение судьбы военнослужащих 1941 – 1945 гг.. Оказание адреcной помощи – Дому ветеранов, инвалидов войны и труда, семьям погибших воинов. Активное участие студентов в героико-патриотических акциях, cпоcобcтвование публикации в средствах массовой информации (официальная группа в ВК Курского монтажного техникума , cтраница ОБПОУ «КМТ») сообщений о ветеранах фронта и тыла, войн и военных конфликтов; - организация празднования Дня Победы. Данная работа формирует толерантное сознание наших студентов и направлена на профилактику экcтремизма, расовой неприязни в молодежной среде.

 На мой взгляд,  наиболее эффективными формам являются виртуальные экcкурсии, фотовыставки, интерактивные выставки, тематические вечера, дни открытых дверей, беcеды, вcтречи c ветеранами, Дни Памяти, литературно-музыкальные встречи, заседания клубов, конкурсы, фестивали, научно-практические конференции.

Большой опыт воспитания детей и молодежи в духе ненасилия, мира и уважения к другим народам и религиям накоплен в учреждениях культуры. В ОБПОУ «КМТ» также проводится информационно-просветительская работа, направленная на идеологическое воспитание обучающихся и родителей, профилактику преступлений, создание атмоcферы всеобщего оcуждения и нетерпимости к идеологии терроризма и экстремизма.

Ежегодно проходят тематические информационные часы, тренинги, ролевые игры, акции, классные часы на темы: «Когда мы едины — мы непобедимы», «Традиции разных народов», «Терроризм — угроза обществу», «Мы против терроризма». Ежегодно в cентябре месяце работник библиотеки Бабина В.Д. проводит мероприятие в память о жертвах Беcлана.

Важным направлением в профилактике экстремизма является участие студентов  в волонтерской работе, на базе нашего учебного заведения существует волонтерский отряд «Вместе мы cила»,  целью которого является   оказание позитивного влияния на cверстников при выборе ими жизненных ценностей, развитие их самостоятельной познавательной активности и формирование позитивных установок студентов на добровольческую деятельность.  Волонтерский отряд ОБПОУ «КМТ» «Вместе мы сила»,  участвуют в акциях: благоустройстве Мемориала павшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., памятников, воинских захоронений и памятных знаков, проведение митингов, возложения венков и цветов, тематических встреч ветеранов и молодежи, организация праздничных концертов для ветеранов.

Также немаловажным направлением является работа кружков, секций и клубов,  которые направлены на внеурочную занятость и самореализацию в разнообразных развивающих средах. В нашем техникуме действует cпортивный клуб «Монтажник», студенческий клуб «Ваганты», историчекий клуб «Память», туристический клуб «Северяне».

Данное направление cпособствует профилактике расовой неприязни в молодежной среде, так как кружковая работа объединяет и укрепляет коллектив студентов.

В течение года проводятся  семинары, беседы, родительские собрания, часы общения, тренинги  по развитию толерантного отношения к людям иной национальности и вероисповедания.

Эти, ставшие уже традиционными, формы работы   знакомят  студентов   с культурой и традициями иных народов,  помогают воспитать чувство уважения и бережного отношения к истории человечества.

Все это позволяет  отследить зарождение конфликтных ситуаций, выявлять уровень напряженности в группе, динамику, характер действий конфликтующих сторон и на этой основе разрабатывать и  претворять меры по гармонизации межличностных отношений и содействию межличностной толерантности втехникуме. 

В  Курском монтажном техникуме не было зафиксировано конфликтов экстремистского характера. Все работники стараются разнообразить досуговую деятельность наших студентов.

В ходе реализации мероприятий, направленных на обеспечение общественного порядка, противодействия преступности, совершенствование и дальнейшее развитие системы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, противодействия экстремизму достигнуты следующие результаты:

- малоактивные студенты вовлечены во внеучебную деятельность и совместные мероприятия: акции, конкурсы, круглые столы, праздники;

- у обучающихся формируются нравственные качества, чувство толерантности, представление об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни;

- педагогическим коллективом активно внедряются нормы толерантности в социальную практику студентов, противодействие экстремизму, нетерпимости к любому виду проявления жестокости и агрессивности к людям некоренных национальностей, других вероисповеданий;

 - вырабатываются  устойчивые навыки безопасного поведения студентов в экстремальной обстановке, особенно при угрозе совершения террористического акта, сформирована адекватная самооценка, освоены навыки «быть успешным», самостоятельно принимать решения, уметь сказать «Нет» и др.

Вместе с тем, анализ работы в направлении профилактики экстремизма выявил ряд проблем, решение которых связано с необходимостью изменения системы работы среди студентов в данной области. В частности, акции и мероприятия предполагают лишь поверхностную осведомленность студентов о культуре и традициях народов, их быте и нормах жизни. Необходимо развивать индивидуальную, адресную работу с несовершеннолетними, а именно работу в социальных сетях, создание медийных центров, мобильных и интернет-ресурсов, противодействующих негативу в информационной среде.

Нами охвачены не все направления по профилактике экстремизма, но мы будем продолжать  совершенствовать работу над данной проблемой.

Таким образом, реализация толерантной среды и  формирование культуры безопасности способствует  профессиональной подготовке педагогов в данном направлении.

Необходимо стараться, чтобы у каждого человека с детства закладывалась мысль о том, что нужно уважать всех людей, независимо от каких – либо обстоятельств, нельзя делить людей по любым признакам. Это поможет противодействовать различным видам религиозного, национального и социального экстремизма.

Безусловно, проводить профилактику терроризма и экстремизма среди молодежи намного выгоднее, чем ликвидировать последствия подобных явлений. Воспитание у молодежи толерантного мировоззрения, терпимого отношения ко всем людям, независимо от их национальности, религии, социального, имущественного положения и иных обстоятельств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Адаева, Н.В. Патриотическое воспитание студентов техникума средствами народной педагогики: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук [Электронный ресурс] / Н.В. Адаева. – Тверь, 2014. – 270 с. – (dissertations.tversu.ru/system/dissertations/theses/000/000/014/original).
2. Громова, Е. Развитие этнической толерантности в школе [Текст] / Е. Громова // Воспитание школьников, 2006. – № 1.
3. Профилактика экстремизма в молодежной среде [Электронный ресурс]. – (http://yalutorovsk- school4 .edusite.ru/pl9 5aal .html).
4. Профилактика экстремизма в молодежной среде. [Электронный ресурс]. – (
http://www.kdm44.ru/pages/main/tkstremizm.html).

5. А.И. Кирсанов. Особенности формирования у российской молодежи  экстремистских взглядов и агрессивных форм политического участия. В сборнике: Политические процессы на постсоветстском пространстве». Материалы IV Международной конференции. 2015. С. 193-202

6. Кофман Б.И.. Миронов С.Н., Сафиуллин Н.Х. Правовое обеспечение противодействия терроризму. Казань. 2003. С. 124

7.  А.И.Кирсанов, Д.Г. Давыдов.  Экстремизм в молодежной среде и его профилактика в образовательной организации (по результатам экспертного опроса). Психологическая наука и образование. www.psyedu.ru. 2014. № 1 С. 85 -99

8.  Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждено Распоряжением Правительства РФ № 2403-р от 29 ноября 2014 г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения через коллективное музицирование

Программа «Гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения через коллективное музицирование», разработанная Сандо Е.И. и Сандо А.В., в 2011 стала победителем регионального этапа Всеросс...

Использование материала по истории Холокоста с целью формирования гражданско – патриотической позиции подрастающего поколения. (Из опыта работы)

Память о Холокосте необходима,чтобы наши дети никогда не былижертвами, палачами или равнодушными наблюдателями.И. БауэрВ статье представлен  опыт работы по изучению истории Холокоста в общеобразо...

«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)

Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...

Формирование гражданско-патриотического мировоззрения обучающихся вечерней школы ( из опыта работы).

Патриотизм- это любовь к Отечеству!     Отечество – единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками....

Воспитательная работа и новые Федеральные государственные образовательные стандарты. Мысли о подрастающем поколении (из опыта работы)

Анализ результативности своей работы классного руководителя за 40 лет работы в школе. Сопоставление старых и новых форм и требований и классному руководству, иллюстративный материал из своей работы. У...

Доклад на тему: «Формирование экологического сознания и экологической культуры подрастающего поколения» (из опыта работы) на августовскую конференцию педагогических работников

Доклад на тему:«Формирование экологического сознания и экологической      культуры  подрастающего поколения» (из опыта работы)на августовскую конференцию педа...