Доклад на тему: «Формирование экологического сознания и экологической культуры подрастающего поколения» (из опыта работы) на августовскую конференцию педагогических работников
опыты и эксперименты по экологии

Тащеева Наталия Владимировна

Доклад на тему:

«Формирование экологического сознания и экологической      культуры  подрастающего поколения» (из опыта работы)

на августовскую конференцию педагогических работников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokdad_po_ekologii.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Чтоб радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить,

Должна быть чистою Земля

 И небо чистым быть.

И.Трофимов

В процессе действующих реформ образовательной системы огромное внимание уделяется приоритетам экологического образования, его новейшим подходам.

Главным аспектом в экологическом образовании и воспитании учащихся является формирование экологической культуры подрастающего поколения.

         Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром, поэтому формирование экологического сознания и  экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом,  является неотъемлемой частью воспитательной работы в школе и неразрывно связано с другими направлениями воспитания учащихся.

Школа учит и воспитывает детей, готовит их ко взрослой реальной  жизни, давая не только знания, но и умения применять их на практике, формирует жизненно важные компетенции. Одной из таких компетенций является умение знать и понимать природу, видеть экологические проблемы, а также находить пути их решения.

           Необходимо, чтобы каждый гражданин своей Родины обдумывал результат своих поступков по отношению к природе. Иначе нам не только не возместить ущерб, возникший от нерационального использования природных ресурсов, но и не улучшить условий жизни для последующих поколений.

   Успех экологического воспитания в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания, а именно:

1. Предметные недели;

2. Проведение интегрированных уроков по разным предметам;

3. Проведение классных часов и внеклассных мероприятий;

4. Организацию исследовательских проектов;

5. Анкетирование школьников;

6. Проведение экологических акций;

7.Изготовление стендов и стенгазет;

8. Выставки поделок из природных материалов;

9. Выставки рисунков;

10. Фотовыставки;

11. Конкурсы и игры, соревнования, КВН;

12. Демонстрацию презентаций, экологических представлений и т.д.

   Все эти формы обучения направлены на формирование у обучающихся целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе.

  Формирование экологической культуры является необходимым компонентом всех основных направлений воспитания.

  Традиционно в школе проводятся Месячники по предметам, где обязательно затрагиваются актуальные экологические проблемы.

  Осенью в школе проводится выставка цветов, изделий из природного материала, экологическая ярмарка.

  Этот праздник урожая и изобилия дает нашим детям понять насколько богата и плодородна наша земля. Хорошо, когда ребенок с малолетства знает, сколько труда нужно вложить, чтобы вырастить полезные овощи и прекрасные цветы, как благодарит земля за заботу о ней.

  Осенние ярмарки всегда проходят шумно, весело. В школах проводятся конкурсы: на лучшее оформление, оригинальные костюмы, лучшие блюда из даров природы и т.д. Каждый класс старается как можно ярче и оригинальнее оформить свой кабинет и место на ярмарке. Хозяева накрывают праздничные столы, шутками-прибаутками, а то и песнями зазывают гостей, угощают их разносолами.     Никто не уходит без памятных подарков и замечательных покупок.

       Экологические природоохранные акции

   

    Ежегодно учащиеся школы участвуют в экологических природоохранных акциях.

       В сентябре, апреле проходят экологические недели, когда организованно благоустраиваются школьная территория, хотя работа на пришкольном участке ведется систематически, по плану. Большое внимание в это время уделяется наведению должного санитарного состояния внутри школы: рекреаций кабинетов, внутреннему озеленению, подводятся итоги.

 Акции «Чистый уголок планеты», «Земля – наш дом», «Где чисто, там рай»», «Зеленый наряд школы», «Посади своё дерево»   способствуют воспитанию сознательного отношения к труду, чувства ответственности за место, где ты живешь. Благодаря проведенным акциям территория школы имеет более привлекательный внешний вид, создает благоприятную атмосферу и приносит эстетическое удовольствие. Мы уверены, что человек сегодня убирающий мусор, высаживающий цветы и деревья, завтра не допустит их уничтожения и захламления. Известный педагог В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: "Если ребенок вложил частицу своей души и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, недобрым человеком». В акциях принимал участие весь коллектив школы.

 Акция «Самый зеленый кабинет» помогает учащимся развить умение ухаживать за комнатными растениями и бережно к ним относится.

   Акция «Помоги зимующим птицам» (создание скворечников, кормушек) позволяет участникам оказать непосредственную помощь птицам родного края, очень хорошо, что в акции участвуют не только дети, но и их родители. Кормушки были развешаны на территории школы.

    Мероприятия эколого – просветительского направления
Наибольший интерес и наибольшую активность вызывают у учащихся мероприятия
эколого – просветительского направления. Мероприятия, посвященные Дню воды способствовали формированию знаний о значении воды на планете, привлечению внимания к водным ресурсам, их охране, рациональному использованию воды.

  Стало традицией в нашей школе проведения Дня Земли, в этом году для учащихся начальных классов  было проведено мероприятие «Шар земной – наш дом родной!» в остальных классах были проведены беседы об охране окружающей среды, а также желающие могли поучаствовать в конкурсе фотографий «Мир глазами детей».  Благодаря проведенным мероприятиям у учащихся происходит формирование образа «малой» Родины, познается реальная картина экологического состояния родного края. 

  Привлечение внимания к нашим пернатым друзьям, воспитание ответственности и заботы о них – такова цель мероприятий, посвященных Дню птиц.

      Конкурсы рисунков, стенгазет,  презентаций, листовок экологической направленности способствуют развитию творческого мышления, познавательной активности учащихся. Лучшие презентации «Вода-это жизнь» и стенгазеты «Прозрачная капелька» учащихся были направлены на городской конкурс,  который проводил Стахановский департамент ГУГ ЛНР «Лугансквода».

 В школе ведется экологическая работа среди учащихся, родителей, учителей и остального населения. Проблемы экологического воспитания решаются на классных часах, экологических праздниках и конференциях, родительских собраниях, педагогических советах, на уроках и во внеурочное время.

  На уроках природоведения, биологии, географии, химии физики учащиеся знакомятся с основными законами экологии, с целью понимания принципов сбалансированного существования природы и общества.

   Традиционными стали мероприятия, проведённые совместно с филиалом библиотеки №3.

  В школьной библиотеке постоянно организована тематическая выставка книг. 

    Работая над созданием творческих проектов, принимая участие в различных акциях, мероприятиях, конкурсах и т.д., наш коллектив приумножает школьные традиции.

И хотя сделано по экологическому воспитанию наших учеников  немало в новом учебном году мы продолжим работу и запланированную экологическую работу проведем с использованием интересных методов и форм воспитания и обучения. 
  Педагогический коллектив убежден, что роль природы в развитии личностных качеств выражается в воспитании доброты, предостерегающей от бессмысленного зла и хищнического отношения к природе, в  воспитании чувства ответственности за судьбу природы своей Родины, понимания необходимости научиться беречь свой дом, свою Землю. 

   Работа по экологическому воспитанию наших школьников в этом учебном году продолжается. Запланированы много интересных мероприятий.

          Спасибо за внимание!!!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Формирование экологического сознания средствами художественно-эстетической деятельности».

Актуальность. Существенной чертой современной цивилизации остается экологический кризис, проявляющийся в виде разнообразных проблем.Преодоление экологического кризиса возможно через формирование...

Конспект беседы с детьми подготовительной группы о бережном отношении к пище по теме: "Формирование экологического сознания у детей подготовительной группы, средствами художественного творчества".

Наш детский сад с 2011 года работает по экологическому проекту "Мусор", основные темы, это "Твердые бытовые отходы", "Пищевые отходы", их утилизация и переработка, моя статья одна из серии бесед, и ме...

Конспект беседы с детьми подготовительной группы о Гжельской росписи по теме:"Формирование экологического сознания у детей подготовительной группы, средствами ознакомления с народно-прикладным искусством Гжели"

Наш детский сад с 2011 года работает по проекту "Мусор" в рамках Международной экологической программы ЭКО -школа "Зеленый флаг". Основные темы: "ТБО" (твердые бытовые отходы), и "Пищевые отходы", их ...

Использование материала по истории Холокоста с целью формирования гражданско – патриотической позиции подрастающего поколения. (Из опыта работы)

Память о Холокосте необходима,чтобы наши дети никогда не былижертвами, палачами или равнодушными наблюдателями.И. БауэрВ статье представлен  опыт работы по изучению истории Холокоста в общеобразо...

Доклад по теме «Формирование метапредметных результатов на уроках химии» ( из опыта работы)

Доклад на тему: "Формирование метапредметных результатов на уроках химии" (из опыта работы)...