Обобщение опыта по теме: «Формирование экологического сознания средствами художественно-эстетической деятельности».
презентация к уроку по теме
Актуальность. Существенной чертой современной цивилизации остается экологический кризис, проявляющийся в виде разнообразных проблем.
Преодоление экологического кризиса возможно через формирование общественного сознания, проникновение экологических идей, знаний в жизнь общества и каждого человека.
Цель: выявление, определение теоретических и методических основ и приемов формирования у детей эколого-эстетических ценностных ориентаций, применимых на занятиях художественно-эстетической направленности.
Презентацию по данной теме можно скачать по ссылке: http://vk.com/doc146894874_145172540?hash=6aa4e676...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta.docx | 136.71 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНКУРС МАЛЫХ ФОРМ ОБОБЩЕНИЯ ОПЫТА РАБОТЫ «Я - ПЕДАГОГ»
г. Салехард
2009
Составитель: Новосёлова Светлана Владимировна, педагог дополнительного образования МОУДОД СЮН
Анкета участника конкурса
малых форм обобщения опыта работы «Я - педагог»
- Ф.И.О. участника: Новосёлова Светлана Владимировна.
- Год рождения: 1969.
- Место работы, занимаемая должность: МОУДОД СЮН, педагог дополнительного образования.
- Базовое образование: средне - специальное, Тюменский техникум Советской торговли,1989, технолог.
- Педагогический стаж, квалификационная категория: 11 лет.
- Преподаваемый предмет, направленность деятельности: творческое объединение «Мастерская Марьи-искусницы», вязание крючком.
- В каких классах и возрастных группах работает: 4 – 7 классы, 8 – 14 лет.
- Учёная степень, звание, правительственные и отраслевые награды: -
- Результат участия в других профессиональных конкурсах, конференциях: - городской конкурс методических материалов и образовательных программ дополнительного образования детей – 2 место за разработку образовательной программы.
- Заявленная номинация: презентация.
Дата___________ Подпись______________
Обобщение опыта по теме:
«Формирование экологического сознания средствами художественно-эстетической деятельности».
Актуальность. Существенной чертой современной цивилизации остается экологический кризис, проявляющийся в виде разнообразных проблем.
Преодоление экологического кризиса возможно через формирование общественного сознания, проникновение экологических идей, знаний в жизнь общества и каждого человека.
Цель: выявление, определение теоретических и методических основ и приемов формирования у детей эколого-эстетических ценностных ориентаций, применимых на занятиях художественно-эстетической направленности.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- использование в учебно-воспитательном процессе экологической этики, содержание которой ориентировано на природо - и здоровьесберегающие ценности, ценностное отношение к природе;
- системное и систематическое использование на занятиях и во внеурочной деятельности приемов работы по экологической этике, обеспечивающей эмоциональное стимулирование и понимание практической значимости решения вопроса, как каждый из нас в повседневной деятельности своими действиями может минимизировать вредное воздействие на окружающую среду.
Практическая значимость исследования.
Состоит в том, что создана и проходит опытную проверку образовательная программа дополнительного образования детей «Мастерская Марьи-искусницы», одной из составляющих которой является курс «Экология и мы». В рамках курса средствами художественно-эстетической деятельности развивается отношение к прекрасному в природе как к общественно важной функции, соответствующей биологической сущности человека и необходимой для его полноценного существования.
Целесообразность.
Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. В нашей стране существует ряд официальных документов, в которых подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования: Постановление Правительства РФ “О мерах по улучшению экологического образования населения”, 1994 г.; Постановление “Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации”, 1994 г. В 2000 г. Разработан проект “Стратегии экологического образования в Российской Федерации”. В нем особо подчеркивается важность формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь детей. Прежде всего, мы должны уделять внимание следующим вопросам:
- формированию понимания самоценности природы;
- осознанию ребенком себя как части природы;
- воспитанию уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от личных симпатий и антипатий;
- формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;
- пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы “цепная реакция”;
- пониманию того, что человек не должен уничтожать то, что не может создать;
- формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознанию ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;
- усвоению основ экологической безопасности;
- формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
Средства для достижения цели.
- Курс «Экология и мы».
- Внеклассные мероприятия.
- Тренинговые упражнения.
- Содержание курса «Экология и мы».
- Утилизация остатков пряжи.
Изготовление помпонов из остатков пряжи; остатки пряжи – как материал для изготовления и набивки мягкой игрушки.
- Экологичная альтернатива пластиковому пакету. Изготовление модной сумки, сумки – авоськи.
- Меняем статус полиэтиленового пакета или «мусорные штучки».
Изготовление различных изделий из полиэтиленовых пакетов.
- Вторичное использование предметов домашнего обихода.
Изделия из капроновых колготок;
Использование пластиковых флаконов для изготовления изделий.
2. Методическая копилка идей проведения внеклассных мероприятий экологической направленности.
- Экологический праздник, посвященный дню животных.
- Экологический праздник «Праздник весны и цветов».
- Беседы об экологии.
- Тест «Правильно ли вы питаетесь».
- Тест «Экологический след».
- Опрос школьников «Радуга настроения».
- Занятие – инсайт. «Послания воды» по книге Масару Эмото.
- Посещение мероприятия «Экологическая неделя» в музейно-выставочном комплексе имени Шемановского в весенние каникулы.
Весь материал представлен на диске в папке «приложения».
3. Тренинговые упражнения.
ЭКОЛОГИЯ - это не только научная дисциплина, изучающая взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собою и с окружающей их средой, но и состояние организмов, в том числе и человека, населяющих территорию, их отношение друг к другу и к окружающей среде.
На каждом занятии уделяется время здоровьесберегающим приемам: проводятся физкультминутки, гимнастика для рук, «пальминг» для глаз, используются элементы психотехники. Разработанные мероприятия находятся на диске в папке «приложения».
Эффект расслабления нервной системы (психологическая релаксация) при больших нагрузках и усталости достигается с использованием аудиовизуальных каналов восприятия (слушание записи звуков живой природы: морского прибоя, щебетания птиц или шума ветра).
Вывод.
Данный опыт дает возможность через познание окружающего мира формировать экологическое мировоззрение человека, поступки которого в будущем не нанесут вреда окружающей среде, а будут способствовать ее восстановлению, а также может быть использован педагогами дополнительного образования подобного профиля.
Список рекомендуемых ресурсов:
http://festival.1september.ru/
http://www.mirknig.com/vyazanie/
список материалов на электронном носителе:
- Анкета участника конкурса.
- Конкурсная работа, выполненная в программе Microsoft Office Power Point.
- Приложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Формирование ключевых компетентностей через организацию внеурочной деятельности"
Разработанная система развития ключевых компетентностей учащихся через внеурочную деятельность (через работу правового кружка и работу по индивидуальным программам) может быть использована учителями и...
Формирование экологического сознания учащихся в природоохранной деятельности.
Описывается формирование экологического сознания школьников через работу экологического лагеря....
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ:«ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА».
Задача современного образования – формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельности принятия решений, инициативность.Технология классно-урочной системы эффе...
Конспект беседы с детьми подготовительной группы о бережном отношении к пище по теме: "Формирование экологического сознания у детей подготовительной группы, средствами художественного творчества".
Наш детский сад с 2011 года работает по экологическому проекту "Мусор", основные темы, это "Твердые бытовые отходы", "Пищевые отходы", их утилизация и переработка, моя статья одна из серии бесед, и ме...
Конспект беседы с детьми подготовительной группы о Гжельской росписи по теме:"Формирование экологического сознания у детей подготовительной группы, средствами ознакомления с народно-прикладным искусством Гжели"
Наш детский сад с 2011 года работает по проекту "Мусор" в рамках Международной экологической программы ЭКО -школа "Зеленый флаг". Основные темы: "ТБО" (твердые бытовые отходы), и "Пищевые отходы", их ...
Обобщение опыта по теме "Формирование экологической культуры учащихся на уроках и во внеурочное время"
Обобщен опыт работы по формированию экологической культуры у учащихся с ОВЗ на уроках и во внеклассной деятельности...
Доклад на тему: «Формирование экологического сознания и экологической культуры подрастающего поколения» (из опыта работы) на августовскую конференцию педагогических работников
Доклад на тему:«Формирование экологического сознания и экологической культуры подрастающего поколения» (из опыта работы)на августовскую конференцию педа...