Доклад на августовскую конференцию педагогических работников Кировского района РСО-Алания
материал

Туаева Альбина Ивановна

Из опыта  работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_avgustovskuyu_konferentsiyu.docx29.12 КБ

Предварительный просмотр:

                            МКОУ СОШ с.Комсомольское

Д О К Л А Д

на августовскую конференцию педагогических работников Кировского района:

 «Организация работы с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности по математике».

Подготовила руководитель РМО

Туаева А.И.

30 августа 2021гг

       Мы   живём в то время, когда к современной школе предъявляются всё возрастающие требования. Сегодня возрос спрос на людей, обладающих   нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи, обладающих такими качествами как самостоятельность, мобильность, динамизм и конструктивность. Пассивным, не умеющим анализировать ситуацию и решать проблему, трудно найти себе достойное место.  Качества личности, востребованные обществом, формируются и прививаются   в школе, на всех уроках без исключения, в том числе и на уроках математики.

      И мне, как учителю математики, приходится искать новые методы, способы и приёмы работы, позволяющие не только вооружить ученика определённым объёмом знаний, но и формировать, развивать упомянутые   личностные качества.  Важным   становится   научить школьников учиться, а это означает – научить их хотеть учиться.

    Не секрет, что сегодня, очень часто для ребенка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в тяжелую повинность, трудную, малопривлекательную работу.  Педагогическая практика последних лет показывает, что число детей, не тяготеющих к учению, из года в год стремительно растет.

    Я задаю себе риторический вопрос: «Что делать?».

     Ответ простой: урок должен быть просто интересным! Это не значит, что учитель должен развлекать детей на уроке. Это значит, что он должен организовать такую деятельность обучающихся на уроке, которая будет им интересна и значима для них.   Учение станет для детей   привлекательным, когда они сами будут проектировать, конструировать, исследовать, открывать. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это   возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.

    А поскольку «интерес» (по И.Герберту) – это синоним учебной мотивации, надо иметь ввиду, что какими методиками не владели бы мы, без положительной мотивации на уроке, урок пройдёт мимо сознания учащихся, не оставив следа в нём. Поэтому вытекает проблема важности развития мотивации на каждом уроке. Так как же сформировать интерес, а значит и учебную мотивацию у школьника? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

   Разные ученики требуют разного подхода к мотивированию. Кого–то надо вовлекать в деятельность «за компанию», кого-то мотивировать поощрениями, а кого-то предоставленной свободой. Но неоспоримо одно: «Если хотим мотивировать детей –надо найти общий язык со всеми учениками без деления на сильных и слабых, поощрять добрые начинания каждого, хвалить за достигнутые цели и стремление к учёбе. Тревожность и страх – помеха развитию мотивации».

   Мотивация учебной деятельности присуща всем этапам урока.

Урок начинается с этапа целеполагания. Этот этап занимает ведущее место в структуре урока. Сегодня, с позиции ФГОС, предусматриваются качественные изменения этого этапа: учитель не транслирует свою цель, а создаёт условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь в том случае, когда ученик поймёт, что полезного и нового он узнает на уроке, где сможет применить усвоенное, какие преимущества ему даст усвоение материала на уроке, его деятельность станет мотивированной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникает желание узнать, найти, доказать.

Чтобы цели учителя стали целями учащихся, я применяю определённые методические приёмы. Они могут быть:

  • Визуальные
  • Тема – вопрос
  • Работа над понятием
  • Ситуация яркого пятна
  • Исключение
  • Домысливание
  • Проблемная ситуация
  • Группировка
  • Аудиальные
  • Подводящий диалог
  • Собери слово
  • Исключение
  • Проблема предыдущего урока

     Практически все приёмы строю на диалоге. Поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учу детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.

    Цель записывается на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи. Они также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого формулируется домашнее задание.

Рассмотрим некоторые приёмы этапа целеполагания, которые позволяют мне с мотивировать обучающихся на познавательный процесс.

Тема – вопрос

Тема урока формулируется в виде вопроса. Например: Как сложить два отрицательных числа? Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений. Чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа.

Работа над понятием

Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение слов (слова) или отыскать в «Толковом словаре».
Например, тема урока «Куб. Модель куба». Далее от значения слова определяем цель урока, его задачи. Аналогично можно сделать через подбор родственных слов. Например, тема «Треугольник».

При изучении темы «Первообразная функции» учитель предлагает объяснить с значение слова первообразная. Учитель: «От каких двух слов происходит слово первообразная?» Ученики: «Первый и образ». Учитель: «Значит, что такое первообразная функции?» Ученики: «Это первый образ функции». Учитель предлагает классу поставить цели урока. Ученики формулируют их и определяют задачи по их достижению.

Подводящий диалог

     При устной работе с определённым учебным материалом, учитель строит беседу, направленную на обобщение, сравнение. Диалог подвожу к тому, о чём дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточного полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель и определяются задачи.

     Таким образом, используя различные методические приёмы, я стремлюсь формировать и поддерживать у учеников устойчивую мотивацию к развитию познавательных УУД на уроках математики, и воспитывать интерес к предмету в целом. 

  Из опыта работы математического кружка нашего  района хочу сказать, что в соответствии с Приказом   Министерства образования и науки РСО-Алания от 12.11.2019 № 997 с 1 октября  во всех районах РСО – Алания  в рамках реализации проекта "Развитие математического образования в РСО - Алания" начали функционировать математические кружки. Занимались в них школьники 3-6  классов, которые успешно преодолели барьер отборочных соревнований.

    В математических кружках школьники могут развивать интерес к точным наукам, познакомиться с интересными задачами, выходящими за рамки школьной программы. Одарённые дети будут углубленно заниматься математикой с целью популяризации математики, как науки. И самое главное - школьников ждут интересные задачи, участие в олимпиадах и общение с единомышленниками. В нашем районе такие кружки  работали на базе опорной  школы  в  МКОУ СОШ №3 с.Эльхотово . В 3-4 классах преподавала Зортова С.З., в 5-6 классах   учитель математики МКОУ СОШ с.Комсомольское Туаева А.И.,  всего в двух группах обучалось 30 учащихся.

      В декабре  кружковцы  приняли   участие    в   международной онлайн-олимпиаде по математике для школьников «BRICSMATH» от образовательного портала Учи.ру. 4 ученика  6 класса стали победителями:  Малиев Хетаг, Чемисова Екатерина, Плиева Милана, Ходов Герман. Джиоева Виктория, Короева Алана,  Едзаева Дзерасса , Козаев Станислав, Гаглоев Максим, Хинчагова Ада награждены похвальными грамотами.

   Также приняли участие в онлайн-олимпиаде Центра педагогического мастерства (Москва) и Яндекс. Учебник «Я люблю Математику».

    1 победитель (Черткоева Залина); 8 призеров (Азиев Давид, Чемисова Екатерина, Джиоева Виктория, Едзаева Дзерасса, Козаев Станислав, Малиев Хетаг, Плиева Милана, Тутова Даяна).

   15 мая  команда  «Сатурн» Кировского района в состав которого вошли 4 кружковца (Азиев Давид, Малиев Хетаг, Козаев Станислав, Ходов Герман) в  интеллектуальной викторине, проводимой РФМЛИ заняла 3 место.

   Программа  математических кружков рассчитана на 4 года, наиболее талантливые дети смогут продолжить углубленное изучение математики в Республиканском физико-математическом лицее-интернате. В июле, в результате отборочного тестирования , проводимого РФМЛИ 3 ученика математического кружка были приняты в 7 класс для продолжения учебы  в  лицей. Это Малиев Хетаг,  Козаев Станислав (МКОУ СОШ №2 ст.Змейская) и Азиев Давид (МКОУ СОШ с.Комсомольское).

https://urok.1sept.ru/articles/671560/img4.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на августовском совещании педагогических работников Красногвардейского района руководителя МО учителя физической культуры КМОУГ №1 Молчановой Валентины Ивановны

Выступление на августовском совещании педагогических  работников Красногвардейского района руководителя МО учителя физической культуры КМОУГ №1  Молчановой Валентины Ивановны...

План РМО учителей географии Кировского района РСО-Алания на 2020-2021 учебный год

Методическая тема: «Совершенствование личного и профессионального роста учителя  географии средствами методической работы».Задачи методической работы:обеспечение внедрения в практику ...

АНАЛИЗ РАБОТЫ РМО учителей географии Кировского района РСО-Алания за 2019-2020 учебный год

Успешность профессиональной деятельности педагога обуславливается сформированностью профессиональных методических умений. Этот процесс протекает эффективнее при активном участии педаго...

Доклад на тему: «Формирование экологического сознания и экологической культуры подрастающего поколения» (из опыта работы) на августовскую конференцию педагогических работников

Доклад на тему:«Формирование экологического сознания и экологической      культуры  подрастающего поколения» (из опыта работы)на августовскую конференцию педа...

Выступление на районной конференции педагогических работников с докладом «Проектно-исследовательская деятельность на уроке английского языка в начальной школе»

В работе рассматривается использование современной проектно-исследовательской деятельности, способствующей повышению мотивации в изучении иностранного языка в начальной школе....

Приказ УО Августовского совещания педагогических работников Советского района 2023 года

Августовское совещание педагогических работников Советского района 2023 года...