АНАЛИЗ РАБОТЫ РМО учителей географии Кировского района РСО-Алания за 2019-2020 учебный год
материал по географии

Джатиева Зарина Валерьевна

 

Успешность профессиональной деятельности педагога обуславливается сформированностью профессиональных методических умений. Этот процесс протекает эффективнее при активном участии педагогов в профессиональных объединениях.

Работа районного методического объединения учителей географии была направлена на реализацию единой методической темы:

 

«Новые подходы к преподаванию географии в условиях обновления содержания и технологий преподавания учебного предмета  с учётом требований ФГОС и в связи с принятием Концепции развития географического образования в России».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_mo_19-20.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ РАБОТЫ

РМО  учителей географии Кировского района РСО-Алания

за 2019-2020 учебный год

Успешность профессиональной деятельности педагога обуславливается сформированностью профессиональных методических умений. Этот процесс протекает эффективнее при активном участии педагогов в профессиональных объединениях.

Работа районного методического объединения учителей географии была направлена на реализацию единой методической темы:

«Новые подходы к преподаванию географии в условиях обновления содержания и технологий преподавания учебного предмета  с учётом требований ФГОС и в связи с принятием Концепции развития географического образования в России».

В связи с этим в учебном году решались следующие задачи:

  1. Дальнейшее внедрение в педагогическую практику современных образовательных технологий с целью повышения качества образования.
  2. Создание оптимальных условий для раскрытия способностей учащихся и удовлетворения их потребностей в результате изучения предмета.
  3. Повышение профессиональной компетентности учителей географии через методическую работу, обмен опытом, самообразование, курсы повышения квалификации.
  4. Изучение и применение современных педагогических технологий с целью повышения качества обучения, активизации познавательной деятельности, развития познавательного интереса на уроках и во внеурочное время.
  5. Формирование у обучающихся положительной мотивации к учёбе, потребности в обучении и саморазвитии. Развитие познавательного интереса учащихся к географии через исследовательскую и проектную деятельность.
  6. Индивидуализация обучения и психолого-педагогическая поддержка одарённых детей.
  7. Продолжить работу по воспитанию у обучающихся гражданственности, патриотизма с использованием краеведческого принципа обучения, являющихся центральной задачей преподавания географии на уроках и во внеурочное время.
  8. Привлечения талантливой молодежи к результативному участию во всероссийской олимпиаде школьников.
  9.  Изучение, апробирование,  внедрение современных педагогических технологий, необходимые в работе с детьми ОВЗ и инвалидностью.

 Учителя района работали над формированием у учащихся ключевых компетенций, то есть готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни.

Выявление проблем, наиболее актуальных вопросов деятельности педагогов ОУ, отслеживание динамики учителей по вопросам совершенствования учебно-воспитательного процесса, собеседование с учителями позволило определить круг вопросов, на которые необходимо было обратить внимание.

Качественный состав педагогов по категориям

за 2019-2020 учебный год.

Высшая категория                               4 чел.                      35 %

Первая категория                                 3 чел.                      30 %

Соответствие                                        4 чел.                      35 %

                

Повышение квалификации.

                  В 2019-2020  учебном году два учителя географии прошли КПК в дистанционной форме 15.05.2020 г.:

ОУ

ФИО

1

МКОУ СОШ №2

с. Эльхотово  

Джатиева З.В.

2

МКОУ СОШ №2

ст. Змейская

Гизоева И.С.

 

 Основные формы работы МО:

  заседания методических объединений по заданной тематике (1 раз в четверть);

    участие в работе круглых столов, конференций, семинаров по учебно-методическим    вопросам, творческие отчеты учителей и т.п.;

  изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта;

  анализ олимпиадных заданий;

  мониторинговые исследования по предметам

  организация  экскурсий

В деятельности  РМО, направленной на профессиональное просвещение, повышение  профессионального мастерства педагогических работников, были использованы такие организационные формы, как круглый стол, семинар, экскурсия, научно-практическая конференция, сообщение. Кроме того, в работе с педагогическими кадрами использовались такие инновационные формы, как мастер-класс, самоанализ, презентация, деловая игра, рефлексия.

 

Результаты итоговой аттестации обучающихся в 2020 году  НЕТ СВЕДЕНИЙ

- ЕГЭ

Анализ результатов олимпиады

В олимпиаде принимали участие учащиеся 7-11 классов школ района. Задания в каждой возрастной категории состояли из 2-х туров. Первый тур был тестовым, где учащимся предстояло ответить на 20 вопросов общего характера, причем некоторые из них были подобны вопросам ОГЭ по географии.   В целом вопросы оказались не очень трудными, вполне приемлемыми по уровню сложности. Наиболее сложным оказался второй (теоретический) тур, хотя и в нем были  некоторые вопросы вполне решаемые.  2- й тур также содержал много вопросов исторического и краеведческого  плана. Некоторые вопросы в параллелях перекликались. Наиболее легкими оказались вопросы об определении направлений по карте, чтение гипсометрического профиля местности, о соотнесении выдающихся личностей с их профессиями (7-8 класс); о соотнесении тематики докладов с городами, для которых актуальна данная тематика (8-9класс).  Наиболее сложный – это последний 6-ой вопрос для 9-11 классов  -  рабата с топографической картой: здесь многие учащиеся не приступали к выполнению или допустили ошибки в чтении карты, прокладке маршрута по ней, расчётах  площади водного сечения, расхода воды реки и т.п. (9-11класс).

Большее количество баллов  учащиеся получили за ответы на вопросы  1-го тура, т.к. эта форма работы для учащихся всех классов наиболее привычна.  Но даже в тестовой части олимпиады было допущено много ошибок.

По результатам олимпиады можно сделать выводы, что учащиеся:

  1. Не умеют работать с топографической картой (7-11 класс), особенно с теми вопросами, где надо вычислить  длину, ширину, глубину, скорость течения, характер дна, направление течения  по известным гидрографическим характеристикам реки;
  2. Знают условные знаки плана (7-8 класс)
  3. Знают основные характеристики городов России (7-9 класс);
  4. Слабо знают исторические факты (10-11 класс)
  5. Хорошо знают краеведческий материал (7-11 класс)

       В целом итоги олимпиады оказались выше по сравнению с прошлым годом.

На протяжении 2019-2020 учебного года учителя географии  района принимали активное участие в следующих  районных мероприятиях с последующим обсуждением и обменом опытом:

- Всероссийский географический диктант (ноябрь 2019 год);

- Всероссийская олимпиада школьников по географии (школьный, муниципальный и региональный этапы);

- мастер-класс урока географии в 7 классе «Мировой океан и его части» с использованием системно-деятельностного подхода (октябрь, 2019 год);

- урок географии для учащихся 10 класса «Мировые природные ресурсы» с использованием элементов проектной деятельности (январь 2020 год);

- мастер-класс для учителей географии «Алгоритм деятельности учителя в процессе подготовки ГИА по географии» (февраль  2020 год);

Проведение открытых мероприятий показало, что учителя владеют методикой преподавания предмета на достаточно высоком уровне,

обладают профессиональной компетентностью. Уроки отличались высокой плотностью, доступностью изложения материала, эффективностью методов и приёмов работы, целесообразностью распределения времени, логической последовательностью и взаимосвязью этапов, которые способствовали подготовке к итоговой аттестации в новой форме ГИА и ЕГЭ.

Большое  внимание в учебном году было уделено ГИА и ЕГЭ. Учителями подробно рассмотрены требования к проведению ГИА и ЕГЭ, правила заполнения бланков, типы заданий, наиболее сложные задания, разбирались и обсуждалась правильность оформления ответов. Данная работа помогла всем учителям географии в организации консультаций по подготовке к экзаменам.

На заседаниях МО был рассмотрен учебно-методический комплект и программы для преподавания географии в новом учебном году.

 Все учителя получили консультации по составлению рабочих программ по географии с 5 по 11 классы. Учителя на заседаниях могли ознакомиться с опытом работы своих коллег и затем использовать его в своей практике.

Анализируя работу учителей методического объединения в истекшем году, можно отметить, что большинство из них работают творчески, имеют достаточно высокую профессиональную подготовку, знают задачи, поставленные перед современной школой. Главное в их работе – поиск новых технологий, которые влияют на развитие интеллектуальных умений учащихся, учат детей использовать полученные знания на практике.

Задача методической службы – помочь учителям овладеть техникой получения информации и на этой основе переходить к методической помощи по широкому использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Благодаря сайту учителей географии (Дневник.ру) все учителя могут вовремя отслеживать все события, посещать разные мероприятия, использовать необходимую для работы методическую информацию, делиться опытом своей работы.

Основными формами проведения заседаний были семинары, семинары-практикумы, мастер-классы. В течение года систематически проводилась научно-методическая работа по изучению методических писем, рекомендаций, что способствовало профессиональному росту педагогов.

 На каждом заседании поднимался и обсуждался вопрос о методическом сопровождении ФГОС НОО и ФГОС ООО в рамках работы районных методических объединений педагогов. Это послужило тем, чтобы этот вопрос стал одним из ключевых вопросов в работе РМО в следующем учебном году.

В текущем учебном году было проведено 4 заседания РМО.

30.08.2019 – Тема: «Организация учебного процесса»

(Присутствовало 9 человек).

09.10.2019 – Тема: «Проектные технологии и роль самооценки учащихся» (Присутствовало 9 человек)

11.12.2019  -  Тема: «Знакомство с особенностями ФГОС средней школы» (Присутствовало 11 человек)

25.03. 2020 - Тема: «Система выявления и поддержки талантливых детей, изучение методики работы с одарёнными и мотивированными учащимися» из-за пандемии вируса COVID-19 заседание не состоялось.

20.05.2020  – Тема: «Изменение рекомендованного УМК в целях создания единой образовательной среды в республике» Анализ работы РМО за учебный год и перспективное планирование работы на новый учебный год.

(Присутствовало 9 человек) Форма проведения – дистанционная.

Отличительной особенностью выступлений была их практическая направленность. Учителя на заседаниях могли познакомиться с опытом работы своих коллег и затем использовать его в своей практике. По результатам такой работы на последнем заседании РМО обсуждался вопрос о создании общей базы данных по наработкам педагогов (презентаций, видеороликов, дидактических материалов) внутри объединения.

Среди основных направлений в работе районного методического объединения особое место занимает «способный, одарённый» ребёнок. Значимым условием успешного развития одарённых детей является максимальная индивидуализация их учебной деятельности.

С целью реализации потенциала особо мотивированных детей, формирования интереса к учебным дисциплинам в районе традиционно проводятся предметные олимпиады. В этом учебном году туры предметных олимпиад прошли более активно и организованно. Показатели были выше, чем в прошлом учебном году. Эта тенденция отслеживалась и в региональном туре олимпиад. После обсуждения итогов олимпиад, педагоги МО пришли к выводу, что районному методическому объединению необходимо направить деятельность учителей на поиск новых форм и методов целенаправленной работы с одаренными детьми, своевременное выявление и оказание поддержки обучающимся, проявляющим повышенный интерес к изучению предмета.

Анализируя работу учителей методического объединения в истекшем году, можно отметить, что большинство из них работают творчески, имеют достаточно высокую профессиональную подготовку, знают задачи, поставленные перед современной школой. Главное в их работе - поиск новых технологий, которые влияют на развитие интеллектуальных умений учащихся.

Несмотря на некоторые положительные тенденции в этом направлении, проблемой остаётся нежелание многих общеобразовательных учреждений участвовать в конкурсах. В связи с этим возникает необходимость активизировать работу по привлечению педагогов к участию в конкурсах разного уровня, а также способных учащихся общеобразовательных учреждений района.

Тема, цель, задачи РМО на 2020-2021 учебный год.

Методическая тема: «Совершенствование личного и профессионального роста учителя  географии средствами методической работы».

Задачи методической работы:

  • обеспечение внедрения в практику инновационных педагогических технологий;
  • повышение уровня педагогического мастерства в системе непрерывного обучения и географии;
  • овладение педагогами новой системы требований к оценке итогов образовательной деятельности обучающихся;
  • развитие системы поддержки талантливых детей;
  • формирование профессиональной компетентности современного учителя.

Формы работы методических объединений:

  • самообразование педагогов;
  • взаимопосещение уроков;
  • курсовые мероприятия по изучению передового педагогического опыта;
  • предметная неделя;
  • круглые столы по проблемам образования;
  • профессиональные конкурсы;
  • научно-практические конференции.

 Основные формы работы:

  заседания методических объединений по заданной тематике (1 раз в четверть);

      участие в работе круглых столов, конференций, семинаров по учебно-методическим    вопросам, творческие отчеты учителей и т.п.;

  изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта;

  подготовка и анализ олимпиадных заданий;

  мониторинговые исследования по предметам

 организация  экскурсий.

РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. Создать сайт работы РМО учителей географии Кировского района РСО – Алания
  2. Улучшить работу по подготовке учащихся  к  ВОШ
  3. Уделять MAX внимание на детей при работе с топографической картой, опмощь в чтении топокарты.
  4. Направить как можно больше усилий на выявление одарённых детей.

Руководитель РМО учителей географии  - Джатиева З.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План РМО учителей географии Кировского района РСО-Алания на 2020-2021 учебный год

Методическая тема: «Совершенствование личного и профессионального роста учителя  географии средствами методической работы».Задачи методической работы:обеспечение внедрения в практику ...

Анализ деятельности ОДОД ГБОУ школа № 588 Колпинского района Санкт- Петербурга за 2019-2020 учебный год

Отделение дополнительного образования детей является структурным подразделением школы и осуществляет реализацию программ дополнительного образования по художественному, физкультурно-спортивному, социа...

Анализ работы РМО учителей химии Пригородного района РСО – Алания за 2021-2022 учебный год

Анализ работы РМО учителей химии Пригородного района РСО-Алания  за  2021-2022 учебный годМетодическая тема РМО «Концепция преподавания химии как основа совершенствования профессиональ...