Психолого-педагогические условия для повышения качества географического образования (из опыта работы)
статья

Жалсабон Людмила Владимировна

Цель: Создание совокупных психолого-педагогических  условий для формирования ключевых компетенций учащихся и повышения качества географического образования

В соответствии с темой и целью концепции были поставлены задачи:

1. Формирование устойчивого интереса учащихся к географическим знаниям с применением комплексного использования инновационных технологий.

2. Формирование ключевых компетенций при широком внедрении в преподавание географии информационно-коммуникационных технологий, проектной и исследовательской деятельности в сочетании с информационными технологиями.

3. Формирование положительного образа региона, через инновационный краеведческий подход при обучении географии.

4. Создание условий для творчества и самореализации с помощью инновационных средств обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Настоящее время – период активных поисков такой организации образовательного процесса, который бы позволил наиболее успешно решать проблемы обновления образования. Источников информации в настоящее время много. А вот как ребятам сориентироваться в этом огромном потоке противоречивых данных? Учитывая, то, что каждый ребенок – личность. Как подобрать к каждому ученику ключик? Ответить на эти вопросы я пытаюсь ответить через свою педагогическую деятельность. География – песня, молодость моей души, особый ритм жизни.  На уроках я стараюсь ставить детей в такую учебную ситуацию, в которой они должны сами анализировать, сравнивать, сопоставлять, прогнозировать, программировать. Существуют некоторые проблемы: есть дети из дальних сел, у которых языковой барьер, есть учащиеся, которые долго думают, не умеют анализировать, не знают алгоритмов сравнения и сопоставления. А это ведь те навыки, которые в нашей жизни играют решающую роль.

Деятельность по разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса

Мною разработаны рабочие программы по всем классам. Цель рабочих программ – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по предмету «География».

Рабочие учебные программ разработаны на основе Образовательных программ основного общего образования, на основе программы основного общего образования по географии: 5-9 классы авторы И. И. Баринова, Т.П. Герасимова, В. П. Дронов, И. В. Душина, издательство Дрофа (серия «Стандарты второго поколения»).

В рабочей программе 5 класса соблюдается преемственность с программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.  Также по всем классам составлены поурочные планы с 5 по 10 классы, подобраны методы и средства обучения с учетом возрастных особенностей. Структура Программ является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала.

Деятельность по разработке электронных, интернет - ресурсов, по формированию информационной образовательной среды

Ежегодно представляю свой опыт на сайте https://nsportal.ru/lyudmila-vladimirovna, на сайте школы http://novoselinternat.ru,   где распространяю свой опыт работы среди учителей Российской Федерации. Совместно с учащимися создаем в электронном виде работы по Селенгинскому району; большой интерес у учащихся всех классов вызывают беседы, сопровождаемые показом презентаций. Достоинством компьютерных презентаций является увеличение темпа занятия. Они практически заменяют традиционный мел и доску. Презентации удобны тем, что отбирается именно тот материал, который необходим для конкретного урока в нужной последовательности. Это позволяет сделать урок более ярким и увлекательным. Хочется отметить, что многие из моих учащихся сами создают презентации, проявляя большой интерес к поиску необходимой информации в различных источниках.

Повышение квалификации, совершенствование

педагогического мастерства

Систематически работаю над повышением своего профессионального мастерства, регулярно изучаю новинки методической литературы, внедряю в опыт своей работы новые технологии.

Повышаю свою квалификацию на различных курсах и вебинарах. Вхожу в состав школьной комиссии по экспертизе  рабочих программ, экзаменационных материалов, проверки экзаменационных работ ГИА, проверки олимпиадных и исследовательских работ. Неоднократно выступала с обобщением опыта на районных методических объединениях, имею публикацию в Международном сборнике материалов научно - практической конференции педагогов интернатных учреждений РБ и педагогов «Национальной школы-лаборатории Оуюны Ирээдуй» г. Дархан, Монголия. Тема «ИСУД как один  из ресурсов реализации ФГОС ООО на уроках географии»

Проектирование образовательного процесса

Методическое и  технологическое обеспечение.  

Инновационная деятельность

Обществу нужна творчески мыслящая личность, способная к самообучению и самостоятельному анализу информации. Именно такая личность способна принести обществу максимальную пользу.

Но как воспитать такую личность? Какая из многочисленных педагогических систем, методик и технологий наиболее адаптирована к данному заказу общества? Таким инструментом являются инновационные технологии обучения. Активизировать творческий потенциал учащихся возможно с помощью комплексного использования инновационных технологий обучения. Работая в данной школе 19 лет, в течение моей педагогической деятельности остановилась на комплексном использовании информационно-коммуникационных, личностно-ориентированного обучения  (технология ИСУД), проектно-исследовательских технологий         и технологии проблемного обучения. Чем меня привлекли меня  данные технологии? Они позволяют достичь необходимого и достаточного уровня индивидуализации учебного процесса. Реализуют потребность в выборе различных форм и приемов работы, которые обеспечат каждому ученику свой путь к успеху. Дают возможность мониторинга и коррекции полученного результата. Цель концепции: Создание совокупных психолого-педагогических  условий для формирования ключевых компетенций учащихся и повышения качества географического образования

В соответствии с темой и целью концепции были поставлены задачи:

1. Формирование устойчивого интереса учащихся к географическим знаниям с применением комплексного использования инновационных технологий.

2. Формирование ключевых компетенций при широком внедрении в преподавание географии информационно-коммуникационных технологий, проектной и исследовательской деятельности в сочетании с информационными технологиями.

3. Формирование положительного образа региона, через инновационный краеведческий подход при обучении географии.

4. Создание условий для творчества и самореализации с помощью инновационных средств обучения.

 Мною разработана методическая система с использованием контрольно-методических срезов, в том числе разноуровневых творческих заданий. Для реализации поставленных задач использую следующие методы и приёмы работы, направленные на развитие учебного успеха ученика на уроках географии: метод аналогии; ассоциации; метод эвристического комбинирования; мозговая атака; метод наводящих вопросов; изменение формулировки; метод активизации творческого процесса; метод моделирования процессов; проблемно - поисковый; практический; словесный.

Наиболее приемлемыми считаю следующие формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная. В связи со спецификой нашего образовательного учреждения чаще других применяю индивидуальные.

Для создания мотивационного поля к учению в целом, и к географии в частности, использую также специфические методы и педагогические подходы: Субъект – субъектный (основанный на равноправии учителя и ученика); интерактивный (основан на свободе ученика, решающего образовательную задачу; на непрерывном общении учителя с учащимися. Это «обучение, погруженное в общение».

Чтобы учение стало удовольствием, включаю в содержание учебного материала интересные сведения, яркие факты, стихи, песни, загадки, краеведческий материал. Росту успешности обучения способствует оборудованный кабинет географии, где сосредоточен и систематизирован материал, необходимый для выполнения программ: демонстрационный и раздаточный (тесты, проверочные и самостоятельные работы, карточки, разноуровневые задания). Создана библиотека научно-популярной, занимательной литературы, ведётся подборка справочников, словарей, энциклопедий для детей, тематические стенды подготовки к итоговой аттестации (в форме ГИА). Имеется весь набор настенных карт, атласов, глобусов, тетрадей на печатной основе для всех классов, электронных уроков «Кирилла и Мефодия».

Учебный кабинет оборудован автоматизированным рабочим местом для учителя: компьютером, мультимедиа. Имеется отдельная лаборатория, где систематизированы наглядные материалы (таблицы, модели, коллекции, т.д.). (Приложение № 1)

Особое внимание обращаю на рабочее место обучающихся. Для того чтобы все было под рукой, каждая парта укомплектована (для соответствующего класса), атласом, контурной картой, планами-характеристиками географических объектов.

 ( Приложение № 5).

Экспериментальная деятельность

Для развития учебного успеха ученика разрабатываю новую систему мониторинга педагогической деятельности учителя и результативности учебной деятельности обучающегося. Для этого создаю благоприятный психологический климат на уроке, атмосферу творчества и сотрудничества, обеспечивающую возможность самовыражения, личностного развития в ходе овладения знаниями. (Приложение № 3).

Дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса можно развивать благодаря дидактическому материалу, который подбирается и составляется индивидуально для ученика. Для этого была создана контрольная группа из обучающихся разных классов и составлена характеристика благодаря несложным психологическим заданиям, тестам. Характеристика была составлена при помощи школьного психолога. (Приложение № 4).

На основании данных характеристик составлялись задания разного уровня, учитывая индивидуальный стиль учебной деятельности каждого в отдельности.

При составлении заданий учитываю, что необходимо развивать творческий потенциал ученика, поддерживать его стремление к учебному успеху, творить при выполнении заданий разного уровня.

Диагностика проводится при помощи разноуровневых заданий, срезов, работ как творческого, так и образовательного характера. Всё это помогает увидеть успехи и проблемы, как каждого ученика, так и всего класса в целом. И это можно увидеть не только по отметкам, но и по активности учащихся.

Образовательные результаты обучающихся на муниципальном и региональном уровнях

У меня как учителя сельской школы есть возможность отследить продвижение каждого ученика к максимальному учебному успеху.

По таблице видно что абсолютная успеваемость стабильна в течение года и составляет 100%, а степень обученности и качественная успеваемость увеличиваются. До 100 % обучающихся выбирают географию при проведении государственной итоговой аттестации.

Таблица «Позитивная динамика учебных достижений учащихся»

Результаты участия обучающихся

в предметных олимпиадах, конкурсах

2013-2017 Предметные олимпиады Всероссийские олимпиады по географии и химии муниципальный уровень – 3 место Чернова Татьяна (география), 3 место Петров Исмаил (география)

2013 - Всероссийские массовые соревнования «Российский азимут - 2013» 1 место Левченко Галина

2013 – Республиканский эколого-краеведческий слет в Мухоршибирском районе «По тропам Чингисхана».  3 место общекомандное

2013 – Муниципальный краеведческий фотоконкурс «Моя малая родина», 1 место Чернова Татьяна

2013 НПК «Шаг в будущее» Муниципальный уровень, 5 место - Бадмацыренова Анастасия

2014 – Республиканский конкурс «Ученик года» - защита проекта календарь «Между прошлым и будущим» Будаев Тимофей – лауреат конкурса.

2014 – НПК «Шаг в будущее» Муниципальный уровень - Аюшеева Хажидма, 4 место

2015 – Республиканский конкурс «Ученик года» защита проекта «Великая Отечественная война в истории моей семьи» -  Чимитов Дмитрий, диплом лауреата конкурса

2017 – Республиканский конкурс «Байкальский сундучок» - Машиев Бальжиним, Данцорунов Алексей, сертификаты участников

2017 – Республиканская научно-практическая конференция среди интернатных учреждений - Ванданова Саяна, свидетельство участника

2017 -  Всероссийский экологический конкурс, посвященный Году экологии «Сделаем вместе» Дугаржапова Чимита, Поспелова Аня, Жапов Владимир, Кокорина Катя – дипломы лауреатов

2017 – Республиканский конкурс-викторина «Многоликая Бурятия», посвященная Международному Дню туризма и экологии в России – 1 место общекомандное

2017 – Республиканский конкурс видеороликов «Сохраним леса Бурятии», благодарственное письмо

2017 – III Международный Географический диктант, 30 школьников, подведение итогов

Распространение опыта  профессиональной деятельности

Результативность участия в профессиональных конкурсах

2013 - Муниципальный конкурс среди учителей географии. Полевая практика. Спортивное ориентирование – 1 место

2013 - Всероссийские массовые соревнования «Российский азимут -2013» среди учителей – Диплом 3 место

2013 - Республиканский конкурс «Урок - исследование» в рамках реализации мероприятий «Наша новая школа», сертификат участника.

2014 - Республиканский конкурс «Самый классный классный», посвященный Году культуры - диплом лауреата в номинации «Патриот России»

2015 -  Международный конкурс «Лучшее портфолио педагога – 2014»  диплом 3 степени

2017 - Международный географический диктант. Результат 88 баллов из 100

2017 - Всероссийское тестирование для педагогов "ФГОС как основной механизм повышения качества основного общего образования". Диплом 2 степени

Участие в работе  методических объединений

Методическое обеспечение: Классическая линия Ром-Дронов

В этой связи веду работу по теме: «Формирование ключевых компетенций и повышение качества географического образования с помощью инновационных технологий обучения».

Проанализировав свою работу и деятельность детей, могу сделать вывод: все участники образовательного процесса вовлечены в активную творческую и поисковую деятельность. Моя педагогическая деятельность соответствует современным тенденциям образования. В перспективе - осваивать новое, успешно выполнять творческие задачи, ведь именно творческая деятельность человека делает его обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Социализация личности. Мотивация осознанного обучения и повышение качества знаний путем интеграции основного и дополнительного образования" (из опыта работы ГБОУ СОШ № 312)

В статье рассматривается вопрос необходимости интеграции общего и дополнительного образования. Предложены схемы и взаимосвязи, возникшие в оезультате практической работы в данном направлении коллектив...

Экологическое воспитание учащихся в системе дополнительного географического образования ( из опыта работы школы №777 г.Москвы) Белова А.А., учитель географии и экологии школы №777

Экологическое воспитание учащихся  в системе дополнительного географического образования ( из опыта работы школы №777 г.Москвы)Белова А.А., учитель географии и экологии школы №777...

«Повышения качества географического образования и патриотического воспитания на уроках географии».Доклад

Школьная география относится к числу важнейших учебных дисциплин, содержащих в себе большие возможности для осуществления гражданского и патриотического воспитания учащихся , призвана прививать любовь...

Формирование ключевых компетенций и повышение качества географического образования с помощью инновационных технологий обучения.

Учитывая современный социальный заказ школе на формирование активной творческой личности, на повышение качества образования сформулирована концепция....

Активизация познавательной деятельности учащихся как условие повышения качества географического образования в условиях реализации ФГОС

В статье раскрыты методы, приемы, формы и средства обучения, которые стимулируют активную познавательную деятельность, развивают интерес к предмету,способствуют повышению качества образования....

Мотивация учебной деятельности как условие повышения качества географического образования

Современная модернизация российского образования характеризуется смещением акцентов с усвоения основ наук на воспитание и развитие личности школьника. Таким образом, меняются функции учебных предметов...