Выступление на районной августовской конференции по теме: «Индивидуальные образовательные маршруты как условие повышения качества образования» /обобщение опыта работы учителя русского языка/.
методическая разработка по теме

Исанчурина Фаиля Фаритовна

Внедрение в практику индивидуальных маршрутов -условие повышения качества образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnye_marshruty.docx41.45 КБ

Предварительный просмотр:


На сегодняшний день единый государственный экзамен (ЕГЭ) стал единственной формой государственной аттестации выпускников российских школ, инструментом управления качеством образования. С помощью ЕГЭ выпускники могут оценить собственные возможности и выбрать дальнейший жизненный путь.

Новая форма сдачи экзамена, внедрение новых образовательных стандартов потребовали использование новых авторских разработок и методик.

Участвую в этой форме сдачи экзамена с 2005г., поэтому существует своя система подготовки к аттестации учащихся по предмету, которая даёт неплохие результаты: 2005г. - Абушахмина Росалина - 73 балла, 2006г. – Муртазина Русалина – 77 баллов, 2009г. – Габдуллин Ильмир  – 71 балл, 2011г. – Кузахметова Алия  – 90 баллов, 2012г. – Хасанов Руслан – 84 балла. Средний балл у моих учащихся 11 класса (выпуск 2010 -2011 уч. г.) составил 70 баллов (по району и нашему региону составил 63 балла и по России 60,5 балла). Средний балл за этот учебный год  у моих учащихся составил 68 баллов. Это  выше среднего балла по Оренбургской области(63 балла) и по России(65,5 балла).

Это позволяет сделать вывод о стабильности качества знаний по русскому языку.

С целью эффективной подготовки выпускников к ЕГЭ в работе с учащимися возникла необходимость разработки системы  для отслеживания уровня сформированности  знаний, умений и навыков. И опыт показал, что внедрение ИОМ помогает ликвидировать пробелы в знаниях, осуществляет психолого – педагогическую поддержку ребенка, тем самым повышает уровень учебной мотивации.

Методика моей работы заключается в следующем:

1)подготовка к ЕГЭ учащихся начинается с пятого класса. Для этого активно начинаю внедрять  после изучения разделов  уроки – зачеты, состоящие из двух частей: теоретической и практической. В теоретической части дети отвечают на вопросы, оценивающие  базовый уровень ( образовательный стандарт) по данной теме. С переченью  вопросов для зачета дети знакомятся на первом уроке  изучения раздела.  Учащиеся выбирают 5 билетов - вопросов, средний балл – соответствующая оценка. На практической части урока предлагаются тестовые задания. Учитель работает на уроке с каждым  учеником индивидуально, выявляет пробелы в знаниях, фиксирует в своей тетради. Остальные работают самостоятельно. Учащиеся, которые не справились с зачетом или имеют желание получить иную оценку, затем работают с одноклассниками, которые лучше всех усвоили темы раздела. Только после сдачи зачета проводится контрольная работа по изученному разделу, и это уже не тест, а диктант с грамматическими заданиями.

Диктанты анализирую, выписываю каждую ошибку ученика с указанием даты и темы выявленной ошибки, и такие записи ведутся в течение всех шести лет, пока ученик учится в школе. Поэтому можно проследить, с какими знаниями пришел ученик в 5 класс и чего он достиг к окончанию 11 класса.

2)Также с 5 по 11 классы работаем с пособиями «Тесты для промежуточной аттестации» Н. А. Сениной издательства «Легион», которые приобретаем в «Фолианте» на каждого ученика.  Ученики под руководством учителя заводят специальные тетради «Моя подготовка к ЕГЭ. Контроль знаний, умений, навыков». Дети выполняют предложенный вариант дома, а в начале урока учитель называет верные ответы, дети ставят «+» или «-».  Коллективно  объясняют свое решение при выполнении тестового задания, ошибки разбираются. Такая работа проводится во всех классах систематически.

3)С целью эффективной подготовки учащихся к ЕГЭ в 11 классе,  к ГИА в 9 классе, также региональному экзамену в 7-8 классах сейчас  практикую введение индивидуального маршрута с 5 класса.

Индивидуальный образовательный маршрут – это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе обучения.

От четкого и правильного «диагноза» состояния уровня обученности учащегося зависит составление его индивидуального маршрута подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Работа с индивидуальными образовательными  маршрутами:

  1. В содержательную структуру индивидуального образовательного маршрута положены «Перечень проверяемых элементов содержания по кодификатору», которые обязательно предлагаются в спецификации экзаменационной работы.
  2. Механизм мониторинга прост:  ученику нужно выполнить несколько тестовых заданий, выявить явные пробелы по предмету, заполнить Лист учета ошибок, составить вместе с учителем индивидуальный маршрут.
  3. Коррекционный этап предполагает работу учителя, ученика и родителей непосредственно по индивидуально-образовательному маршруту, где определены темы для ликвидации пробелов, указано, какие знания, умения, навыки приобретёт ребёнок в результате освоения данной темы, а также какие ОУУН (обще учебные умения и навыки) ему необходимы.
  4. Способы работы с учеником разнообразны: индивидуальные задания, организация парной и групповой работы, работа с консультантами, выбор “своего” домашнего задания.
  5. В результате ликвидации пробелов в знаниях ученика учитель выставляет отметку о выполнении и знакомит с ней родителей ребёнка, которые подписывают лист ИОМ (индивидуально-образовательного маршрута).

С самого начала учебного года даю нужную информацию о ЕГЭ учащимся и родителям, чтобы создать положительный психологический настрой и снизить тревожность детей. Практика показывает, дети уверенны в себе, повысился интерес к предмету, многие выбирают каждый год  в качестве промежуточного экзамена еще и устный экзамен по русскому языку в 8,9 классах, активно принимают участие во внеклассных мероприятиях по предмету.

В заключение еще раз отмечу, что для достижения цели –сдачи ЕГЭ на высоком уровне -необходимо сотрудничество учителя с каждым учащимся по достижению учебной цели. Большой упор необходимо направить на  включенность детей в сам процесс познания, помочь детям осознать практическую ценность теоретических сведений, научить учеников учиться, а не только «натаскивать» на тестирование. И обновление системы среднего образования, то есть новые стандарты учат детей самостоятельно добывать знания, делать выводы и умозаключения. Критически мыслящий ученик с багажом глубоких, прочных знаний и хорошо сформированных умений справится с любыми экзаменационными испытаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 2 ст.Архонская» Пригородного района РСО-Алания Коцур Лидии Ивановны

Обобщение опыта работы     учителя русского языка и литературы   МБОУ «СОШ № 2 ст.Архонская» Пригородного района РСО-Алания                 ...

Обобщение педагогического опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ "Покровская основная школа" Атяшевского района Республики Мордовия Сыркиной Елены Дмитриевны "Повышение грамотности"

В настоящее время учащиеся школ  допускают большое количество ошибок при выполнении письменных работ.  Это связано с тем,что дети перестали уделять должное внимание художественной лите...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОВЕНЬСКОГО РАЙОНА

Сборник включает методические разработки уроков русского языка для общеобразовательных учреждений Ровеньского района, реализующих образовательные программы основного общего образования. Уроки разработ...