Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ "Владимировская ООШ" Мамадышского района РТ.
материал по русскому языку на тему

Данилова Любовь Алексеевна

В данном материале я поделилась своим опытом работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ «Владимировская ООШ» Мамадышского района РТ Даниловой Любови Алексеевны.

 «Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается  с невероятной быстротой», - писал в свое время М. Горький. И сейчас, в век сплошной компьютеризации, в век, когда техника шагнула далеко вперед, особенно актуально звучат слова М. Горького: «В карете прошлого никуда  не уедешь…»

         Развитие технологий во всех сферах человеческой деятельности влечет за собой изменения в требованиях, предъявляемых к выпускникам общеобразовательных учреждений. В настоящее время от выпускников школ требуются не только знания самых разнообразных наук, но и качества свободной, творческой и ответственной личности, способной оптимально строить свою жизнь в быстроменяющемся информационном социуме. В этих условиях становится все более очевидным, что традиционное образование, ориентированное на прямую передачу эталонных знаний, уже не в полной мере способно решать поставленные перед ним задачи. Говоря о назначении современной школы, Д.Медведев подчёркивал: «Суть и смысл в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитывать в них интерес к учёбе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности»

        Таким образом главной целью филологического образования является достижение нового качества общеобразовательной подготовки школьников.

  Моя методическая тема: «Использование информационно- коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы». Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы – это не дань моде, а необходимость, так как они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся.

Я убеждена, что задача каждого учителя-словесника – сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным. В рамках достижения нового качества подготовки школьников по русскому языку, литературе я активно внедряю в учебный процесс современные проектные и информационные технологии.

Технология опыта

Основная цель – создание на уроках русского языка и литературы условий для развития творческой личности учащихся в результате внедрения информационных технологий.

Ставлю перед собой следующие задачи:

  • В рамках урока помочь каждому из учеников реализовать свой потенциал, то есть поставить и достичь своих учебных целей.
  • Чтобы учащиеся не только усвоили программу, но и приобрели умение сознательно работать с предложенным материалом.
  • Использовать компьютер в качестве средства для развития личности учащихся, для повышения эффективности процессов самопознания, самоутверждения, самоопределения, самореализации.

Я по-разному применяю компьютер в работе: на уроках, во внеклассной работе по русскому языку и литературе.

С какой целью я применяю компьютер на  уроках? 

           Во-первых, для того, чтобы решать  практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- обогащение словарного запаса;
- овладение нормами литературного языка;
- знание лингвистических и литературоведческих терминов;

          Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся использую обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить, знает  или не знает предмет обучающийся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.

 В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы и  учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе. Их  в настоящее время создано достаточно много.

Приведу  примеры использования ИКТ на уроках русского языка.

  1. Мультимедийные  презентации.

 Использование данной технологии позволяет:

1.Значительно сэкономить время на уроке .

2.Повысить уровень наглядности в ходе обучения.

3. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.   

Презентации можно использовать на любом этапе урока:

  • На этапе объяснении нового материала
  • На этапе закрепления
  • На этапе  повторении, когда надо за короткий промежуток времени  воспроизвести теоретический материал
  • На этапе контроля
  1. Тестирующие программы со справочным материалом не только являются средством проверки знаний, умений и навыков учащихся, но и помогают быстро и эффективно восполнить пробелы в знаниях. Например, компьютерная программа «Фраза» имеет диагностические тесты по всем разделам, а также систему обучающих упражнений, заданий, контрольных диктантов. Обучающие упражнения сопровождаются справочным теоретическим материалом, научная база которых соответствует школьной программе и требованиям ОГЭ.
  2. Интерактивные таблицы.

Использование интерактивных таблиц позволяет, с одной стороны, реализовать системный подход в обучении русскому языку, а с другой – активизировать внимание и мышление учащихся на уроке.
Интерактивная таблица помогает научить ученика самостоятельно описывать наблюдаемые предметы и явления, а значит, избавить учащегося от необходимости заучивать на память все определения, а также запоминать подробные тексты. Если научить учащихся самостоятельно наблюдать явления, распознавать их существенные признаки сходства и отличия, на основании этого формулировать определения и строить рассказы, то этим самым они научатся овладевать описательным материалом на основе его прогнозирования. Им остается сравнивать результаты своего прогностического описания с теми данными, которые изложены в учебниках, и в случае ошибок вносить соответствующие поправки и коррективы.

Таким образом, компьютер как средство обучения вносит изменения не только в содержание, методы обучения, но и создаёт новые формы учебного процесса.

Дистанционные олимпиады, викторины и конкурсы дают возможность проявить себя каждому школьнику. Нестандартные творческие задания позволяют ученикам с разным уровнем обученности проявить фантазию, творчество, смекалку.

Уже второй год учащиеся участвуют во Всероссийской интернет-олимпиаде «Матрёшка» по русскому языку. Ежегодно принимаем участие в конкурсе «Русский медвежонок», «Рассударики». В 2014-2015 учебном году участвовали в интеллектуально-творческом конкурсе, приуроченном к к году Литературы «Время проходит, но написанное слово остаётся».

Широко используются ИКТ и на различных этапах проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся.

Учащимися 5 класса была проведена исследовательская работа «Чудо чудное» по прочитанным сказкам.

                     

Результативность использования ИКТ

Экспериментальный опыт использования ИКТ на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе свидетельствует об эффективности этой технологии:
• ученик превращается в активную личность;
• реализуется целеполагание и мотивация;
• ученику предоставляется свобода выбора деятельности и темпа работы;
• изменяется форма контроля;
• обучение становится индивидуальным и дифференцированным;
• используются различные формы работы (парные, групповые);
• меняется роль учителя: он становится партнером, «учит учиться».

Качество знаний по предметам

русский язык и литература.

Учебный год

Предмет

Качество обучения

(% обучающихся  на «4» и «5» в общей численности)

Успеваемость (%)

2011-2012 учебный год

Русский язык

54%

100%

2012-2013 учебный год

52%

100%

2014-2015 учебный год

54%

100%

2011-2012 учебный год

Литература

80%

100%

2012-2013 учебный год

88%

100%

2014-2015 учебный год

80%

100%

Результаты участия обучающихся в очных предметных олимпиадах.

Предмет

Уровень (образовательное учреждение, район, город, республиканский, федеральный, международный уровень)

Результат (занятое место)

 Документы (материалы) подтверждающие результаты (при наличии высоких результатов)

2011-2012 учебный год

районный

участник

2012-2013 учебный гол

районный

участник

2014-2015 учебный год

районный

призёр

Протокол проведения муниципального этапа олимпиады

2014-2015

республиканский

участник

Свидетельство об участии

Результаты участия  обучающихся в конкурсах, смотрах, концертах, соревнованиях и др. мероприятиях по предмету в очной, так и в дистанционной форме.

Вид, название мероприятия

Уровень (образовательное учреждение, район, город, республиканский, федеральный, международный уровень)

Результат (занятое место)

Дата проведения  

 Документы (материалы) подтверждающие результаты (при наличии  высоких результатов

Конкурс сочинений «Моя семья»

районный

2 место

2011- 2012 учебный год

грамота

Конкурс сочинений «Летопись Победы моей семьи»

районный

3 место

2014-2015 учебный год

грамота

Интеллектуально-творческий  конкурс, приуроченный к году Литературы «Время проходит, но написанное слово остаётся»

федеральный

Грамота за хорошую работу

2014-2015 учебный год

грамота

Конкурс «Рассударики»

федеральный

2 место

2014-2015 учебный год

грамота

Всероссийская олимпиада по русскому языку «Матрёшка»

федеральный

1 место

2015-2016 учебный год

грамота

Заключение.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учётом особенностей детей, их уровня обученности,  использование ИКТ на уроках и во внеклассной работе   развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 2 ст.Архонская» Пригородного района РСО-Алания Коцур Лидии Ивановны

Обобщение опыта работы     учителя русского языка и литературы   МБОУ «СОШ № 2 ст.Архонская» Пригородного района РСО-Алания                 ...

Обобщение педагогического опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ "Покровская основная школа" Атяшевского района Республики Мордовия Сыркиной Елены Дмитриевны "Повышение грамотности"

В настоящее время учащиеся школ  допускают большое количество ошибок при выполнении письменных работ.  Это связано с тем,что дети перестали уделять должное внимание художественной лите...

Из опыта работы учителя русского языка и литературы "Использование педагогических (творческих) мастерских на уроках русского языка и литературы".

Статья для выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы об актуальности образовательной технологии "Творческая мастерская"....

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОВЕНЬСКОГО РАЙОНА

Сборник включает методические разработки уроков русского языка для общеобразовательных учреждений Ровеньского района, реализующих образовательные программы основного общего образования. Уроки разработ...