Из опыта работы учителей русского языка и литературы Карталинского муниципального района
методическая разработка

Районное методическое объединение учителей-филологов

Предварительный просмотр:

Тест Морфологические нормы (подготовка к ЕГЭ)

Проверяются и отрабатываются умения оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм русского литературного языка. Выполняя предложенные задания, учащиеся вынуждены обращаться к учебнику, чтобы вспомнить некоторые правила образования форм слова разных частей речи. Есть задания на определение частей речи. Предложено рассмотреть морфологические формы, в образовании и употреблении которых допускается наибольшее количество ошибок.

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

А) в две тысячи восьмом году В) с восьмьюдесятью одной розой

Б) в двух тысяч восьмом году Г) более семисот участников

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

А) около семиста человек В) редакторы

Б) профессора Г) инженеры

3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

А) две пары чулок В) две пары носок

Б) наикрасивейший Г) очень смелый

4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

А) пять абрикосов В) десять амперов

Б) мало отметок Г) согласно расписанию

5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

А) более глубочайший В) шофёры

Б) лягте на пол Г) в трёхстах метрах

6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

А) больше шестиста рублей В) красивый тюль

Б) шесть апельсинов Г) много ботинок

7. С каким падежом употребляется предлог БЛАГОДАРЯ?

А) родительный Б) творительный В) предложный Г) дательный

8. В каком предложении выделенное слово – наречие? А) Сестре нужно ЛУЧШЕ учиться

Б) Курсовая работа ВАЖНЕЕ реферата.

В) В Карпатах маршрут СЛОЖНЕЕ, чем на Урале.

Г) Роман в книге ИНТЕРЕСНЕЕ экранизации.

9. В каком предложении выделенное слово – краткое прилагательное?

А) КРАСИВО ты вошла в мою жизнь.

Б) И хозяйка танцевала по-прежнему КРАСИВО.

В) В долине всё было КРАСИВО.

Г) КРАСИВО жить не запретишь.

10. Какие местоимения используются в сложноподчинённых предложениях в качестве союзных слов?

А) притяжательные В) определительные

Б) относительные Г) указательные

11. В каком предложении КАК - частица?

А) Как воспитанный человек, брат обязан был объясниться.

Б) Как только вернётся дедушка, пойдёшь гулять.

В) Как вихрь, налетела монгольская конница.

Г) Как хороши, как свежи были розы в моём саду!

12. Укажите пример, где нет ошибки в образовании формы слова.

А) тремястами пятидесятью рублями. В) к обоим ученицам

Б) две тысячи тринадцатого года Г) в полуторастах километрах

13. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова А) несколько яблок В) до тысяча восемьсот двенадцатого года

Б) лежит на шкафе Г) богатейший выбор

14. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

А) кожаные пояса В) возле поместьев

Б) гарантия успеха Г) первые два месяца

15. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

А) коллективные договоры В) возле селений

Б) более пятисот человек Г) два больших портрета

16. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

А) белые воротнички платий В) новые сорта помидоров

Б) опытные доктора Г) пропуски занятий

17. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

А) за исключением них В) пренебречь опасностью

Б)) предстоящие выборы Г) в военные годы

18. Укажите пример, где нет ошибки в образовании формы слова.

А) пара туфлей В) ихние письма

Б) несколько полотенец Г) в обоих руках

19. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

А) дешевле В) по их указанию

Б) вопреки прогнозу Г) ехай быстрее

20. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

А) лажу по крышам В) часовые пояса

Б) разожгёт костёр Г) с семьюстами метрами

21. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

А) их тетради В) из полтора метров материи

Б) самый молодой Г) несколько полотенец

22. В каком варианте ответа выделенное слово – предлог?

А) не сможет В СИЛУ обстоятельств В) посмотрел ВОКРУГ

Б) не было ВБЛИЗИ никого Г) в доме НАПРОТИВ их нет

23. Укажите пример, где нет ошибки в образовании формы слова.

А) двое подружек В) положьте на полку

Б) в полутора часах Г) одень тёплые носки

24. Укажите пример, где нет ошибки в образовании формы слова.

А) выздоравливай скорее В) у новых туфлей

Б) много носок Г) у обоих подруг

25. Укажите пример, где нет ошибки в образовании формы слова.

А) очень прекрасно В) пирожки с повидлой

Б) солдатские ордены Г) строгие директора

26. Укажите пример, где нет ошибки в образовании формы слова.

А) памятник поэта В) скучать за вами

Б) с обеих сторон Г) несколько зеркальцев

27. Укажите пример, где нет ошибки в образовании формы слова.

А) вопреки желанию В) согласно предсказания

Б) золотые куполы Г) у обоих сестёр

28. Укажите пример, где нет ошибки в образовании формы слова.

А) четыре пары чулков В) меткие снайперы

Б) старше него Г) неоплаченные счёты

29. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

А) опытные бухгалтеры В) трое в сером пальто

Б) более интереснее Г) из трёхсот восьмидесяти страниц

30. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

А) он метается по комнате В) четверо суток

Б) вкусные торты Г) ответственные редакторы

Ответы

зад.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

отв.

Б

А

В

В

А

А

Г

А

В

Б

зад.

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

отв.

Г

Б

Б

В

Г

А

А

Б

Г

Б

зад.

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

отв.

В

А

Б

А

Г

Б

А

В

Б

А



Предварительный просмотр:

Смысловая связь между примерами – иллюстрациями

Основные смысловые отношения

Возможные типовые конструкции

Противопоставление

Противопоставляя эти примеры (этих героев), автор показывает…

Сравнение, сопоставление

Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть…

Причина

Что стало причиной этих поступков героя (событий)? Об этом автор пишет далее.

Следствие, вывод

Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…

Уступка

Несмотря на то что все убеждены в правильности…, герой (автор) думает иначе…

В каком месте комментария может быть обозначена смысловая связь между примерами?

1.Указание смысловой связи как зачин

  • Размышляя над проблемой, писатель противопоставляет героев (различные точки зрения, поступки…)
  • Размышляя над проблемой, писатель сравнивает героев…
  • Противопоставляя (сравнивая) своих героев (разные точки зрения), писатель раскрывает проблему с разных сторон. Во-первых,… (текст + пояснение). Во-вторых,… (текст + пояснение).

2.Указание на связь примеров при переходе от первого ко второму примеру-иллюстрации

  • Для сравнения обратимся к другому примеру.
  • Второй герой сравнивается с первым, чтобы …

3. Указание на связь примеров как итог комментирования

  • Оба приведённых примера, дополняя друг друга, позволяют увидеть…
  • Приведённые примеры позволяют увидеть героя в развитии и показать становлении личности…
  • Два приведённых примера-иллюстрации свидетельствуют о том, что…

4. Слова – маркёры на протяжении всего комментария

Что проверяет эксперт?

Кол-во баллов

Кол-во примеров

Пояснение

Смысловая связь

Фактические ошибки

5

2

2

+

нет

4

2

1

+

4

2

2

-

3

2

1

-

3

1

1

-

2

2

0

-

1

1

0

-

0

  • если комментарий отсутствует
  • если комментарий написан БЕЗ ОПОРЫ на текст;
  • если комментарий написан по проблеме, отсутствующей в тексте, или по проблеме,  не сформулированной учеником

1 и более

Текст

(1)Это случилось давно, осенью 1988 года, когда неожиданно рано, напутав с календарём, наступила зима. (2)Огромные, толстые льды покрыли северные моря и прижали к берегам Аляски несколько серых калифорнийских китов. (3)Животные метались на узкой полоске чистой воды между ледяными торосами и скалистыми берегами мыса Барроу. (4)С каждым днём полоска воды становилась всё меньше, и киты должны были погибнуть. (5)С берега за китами наблюдали жители посёлка, но помочь им не могли: не было ледоколов, способных взломать такие льды и пробить водный путь для погибающих морских животных.

(6)Помощь пришла из страны, обладавшей тогда самым мощным ледокольным флотом в мире. (7)Флагманский ледокол Дальневосточного пароходства «Адмирал Макаров» и дизель-электроход «Владимир Арсеньев» устремились на помощь.

(8)С рассветом подошли к огромным полям льда, тянущимся почти до самого берега, а там, впереди, за этими ледовыми нагромождениями, прижатые к берегам, погибали киты.

(9)Первым, круша льды, пошёл красавец ледокол, способный взламывать даже мощнейшие паковые торосы, за ним — дизель-электроход. (10)На обоих судах: опытные полярные капитаны, много лет работающие в Заполярье. (11)Спокойные команды, выверенные, чёткие решения, безукоризненное исполнение. (12)Тут понимают друг друга почти без слов.

(13)Работа предстояла сложная. (14)Пробить такой лёд этим гигантам было нетрудно, но как выйти точно на китов, что мечутся на узкой полоске свободной воды? (15)Как заставить их пойти в пробитый проход, поверив людям? 16) Как не дать льдам вновь сомкнуться, похоронив под собой животных?

(17)Такой практики эти морские волки не имели. (18)Ещё неделю назад шли в Заполярье на помощь гибнущим сухогрузам и успешно спасали и людей, и корабли, и грузы. (19)То была часть обычной для них героической работы, а здесь — киты, которые боятся человека и не понимают его действий. 20) Им не скажешь: «Следуйте за мной, я проведу вас к спасению, на чистую воду, свободную ото льда». (21)Их не убедишь, что ты спасатель, а не китобой.

(22)Но эти суровые, немногословные люди, много раз смотревшие в глаза опасности, сделали невероятное и вывели морских исполинов в море. (23)Киты ушли в своё бесконечное плавание, забыв сказать добрым и смелым людям спасибо, а отважные полярники опять пошли мимо мыса Дежнёва в наши северные моря, где очередной пароход ждал их помощи. (24)Там была обычная их работа — проводить торговые суда через полярные льды, потому что без этих судов и их грузов невозможно поддерживать жизнь на Крайнем Севере нашей страны. (25)Потому что огромная держава должна твёрдой ногой стоять на этих холодных и далеких берегах, где живут замечательные и смелые люди.

(26)Ныне во Владивостоке, в чудесном месте с видом на Амурский залив стоит памятник спасённым китам, который привезли к нам в дар из Америки (27)И бывший капитан ледокола «Адмирал Макаров» Сергей Фёдорович Решетов может прийти сюда и вспомнить то дорогое и удивительное время и, возможно встретить здесь своего коллегу, капитана дизель-электрохода «Владимир Арсеньев» Руслана Зайнигабдинова и других отважных, скромных, так и оставшихся неизвестными участников той ледовой эпопеи.                                                      

(По С. Сальникову)

Сергей Сальников (род. в 1949 г.) – современный писатель, публицист

22.Какие из высказываний  не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Киты оказались между ледяными торосами и скалистыми берегами мыса Барроу в результате раннего прихода зимы.
  2. На обоих судах были малоопытные капитаны, не знавшие, что киты доверяют людям и понимают их действия.
  3. Команде ледокола Дальневосточного пароходства «Адмирал Макаров» и до 1988 года приходилось участвовать в спасении китов.
  4. Флагманский ледокол Дальневосточного пароходства «Адмирал Макаров» сумел пробить толстые льды, прижавшие к берегам Аляски несколько серых калифорнийских китов.
  5. В Калифорнии поставлен памятник капитанам судов, спасших серых китов около мыса Барроу в 1988 году.

 26.

«Описать всю сложность положения, в котором оказались пришедшие на помощь китам моряки, автору помогает синтаксическое средство________(предложения 14-16). Характеризуя личности моряков Заполярья и подчёркивая особенности их ежедневного труда, С. Сальников использует лексическое средство выразительности _______________ ( «морские волки» в предложении 17), синтаксическое средство ____________( в предложении 18), а также троп ___________ («героической работы» в предложении 19, «отважные полярники» в предложении 23)».

Текст С. Сальникова. Комментарии (созданы учителями)

Проблема взаимоотношений человека и диких животных

В тексте С. Сальников рассказывает о событии, произошедшем осенью 1988 года у берегов Аляски. Серые киты оказались в ледяном плену и могли погибнуть. На помощь морским исполинам пришли люди.

Автор показывает ситуацию с двух сторон. Киты – дикие животные, «боятся человека… их не убедишь, что ты спасатель, а не китобой». И для людей это тоже не повседневная ситуация: на помощь диким животным морские волки приходят впервые. И делают невероятное – выводят китов в море.

Морские исполины должны были довериться людям, чтобы те смогли их спасти. А люди, спасая их, проявили лучшие человеческие качества: доброту и отвагу.

Проблема проявления героизма

Образец 1

Автор рассказывает историю, которая произошла осенью 1988 года у берегов Аляски, когда несколько калифорнийских китов были зажаты ледяными торосами. Жизнь морских исполинов оказалась в опасности. И на спасение устремились опытные командиры ледокольного флота нашей страны. Писатель показывает ежедневный труд моряков-полярников, которые «шли на помощь гибнущим сухогрузам и успешно спасали и людей, и корабли, и грузы». Это и была для них привычная работа, которую они не считали подвигом.

А теперь, спасая китов, они сделали невозможное. Эти «суровые, немногословные люди», не имевшие подобной практики, «вывели морских исполинов в море». Эти смелые люди в очередной раз совершили героический поступок.

Анализируя эти примеры, читатель приходит к мысли, что не только в экстремальных ситуациях, но и в трудовые будни можно проявить героизм.

          Образец  2

Рассуждая о проблеме, автор рассказывает о трагических событиях 1988 года у берегов Аляски, когда в результате аномальных погодных условий серые калифорнийские киты оказались запертыми во льдах. На помощь им пришли опытные отважные полярники, «добрые и смелые люди». Жизнь их – это постоянный подвиг, будь то помощь сухогрузам, спасение людей, кораблей или помощь китам, которые «боятся человека и не понимают его действий».

            Сопоставляя поведение морских волков в экстремальной ситуации и в каждодневном труде, автор подчеркивает, что в любых условиях моряки действуют четко и слаженно. Неслучайно публицист характеризует полярников, как опытных, отважных, смелых людей, выполняющих важную задачу – поддержание жизни на Крайнем Севере. Именно так проявляется героизм в повседневной жизни.

           Образец 3

В жизни всегда есть место подвигу! И это не просто расхожая фраза. Настоящий героизм скромен, он не требует благодарности.

1988 год.  У берегов Аляски зажатые льдами киты должны были погибнуть, если бы рядом не оказались «суровые и немногословные люди», которые устремились им на помощь. Это была их обычная работа. Обычная? Перед полярниками стоит вовсе не обычная задача: пробив лед, вывести в свободные воды не послушный механизм – корабль, а способных раздавить ледокол морских исполинов. Осознавая это, люди идут на этот подвиг спокойно, понимая друг друга без слов.

Этот случай не остался без внимания: памятник спасенным китам, привезенный из Америки, стоит во Владивостоке. А герои этой «ледовой эпопеи» так и остались «неизвестными участниками». Наверное, так и должно быть, потому что истинный героизм, и в этом, скорее всего, и состоит авторская позиция, не должен быть кричащим и бьющим себя в грудь. Истинный героизм всегда «немногословен».

Образец 4

Рассуждая о проблеме героизма, автор использует сопоставление. Публицист рассказывает о поведении моряков, настоящих «морских волков», в трудной, неординарной ситуации. Они выполняют свой долг, спасая китов, оказавшихся «запертыми в ледяном плену». Точно так же ведут себя полярники, выполняя каждодневную работу по спасению кораблей и людей. Автор подчеркивает, что настоящий героизм не требует благодарности. Именно эти «суровые, немногословные» моряки, «много раз смотревшие в глаза опасности», оказываются «добрыми и смелыми» людьми, которые знают слово «долг» и работают во благо огромной державы. Намеренно автор  называет героическую работу обычной. Мы чувствуем искреннюю симпатию писателя («замечательные и смелые люди»), который показывает нам трудность сложившейся ситуации с помощью риторических вопросов (предложение №14-16).

Образец 5

Как часто мы кричим о недобросовестности людей в профессии. Как редко мы говорим об обратном: верном служении своей профессии. И такое служение в последнее время  воспринимается нами как героизм. Пожарный спас людей из горящего дома, а сам погиб – герой. Врач едет лечить детей в Сирию – герой.

А эти люди просто добросовестно выполняли и выполняют свою работу. И это не героизм «запредельный», а героизм обыденный. Ты работаешь, и перед тобой стоят задачи, и иногда ты решаешь их на пределе возможностей, не ожидая благодарности. Потому что работа у тебя такая – людей спасать. И если ты не пришёл и не сделал – там погибнут. Как погибали бы люди в Заполярье, если бы не «обычная героическая» работа наших морских волков. Об этом и говорит Сальников в тексте.

Героизм обыденный. Героизм в профессии. Как увидеть тебя? Как услышать героическую ноту? Очень просто. Просто сравнить: спасение людей в Заполярье и спасение китов у берегов Аляски. Различий много. Люди понимают, что их спасают, а киты – нет. И задача сложнее (в техническом отношении): как выйти точно на китов, как заставить их пойти в проход, как предотвратить повторное замерзание прохода? И при этом автор «наращивает» слова с корнем «гиб»: погибнуть, гибнущим. И люди могут погибнуть, и киты. А приходят моряки, и гибель отступает, и «жизнь на Крайнем Севере» продолжается. Только киты – не часть работы полярников. И поэтому в ситуации с китами это героическое – звучащее в каждодневном – и проявилось.

Звучащее в каждодневном. Почему героическое звучит? От людей это зависит. Человек выбрал профессию и живёт в ней. Идёт в горящее здание, едет в Сирию, спасает людей, а иногда и китов, потому что он не может не идти, не ехать, не спасать. Он – настоящий. Он – Человек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы учителя русского языка и литературы Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 148 Граневой Ирины Юрьевны

Анализ практической деятельности учителей показал, что понимание учебного предмета «Русский язык» в качестве цели и средства одновременно в результате породило изучение предмета ради предм...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 2 ст.Архонская» Пригородного района РСО-Алания Коцур Лидии Ивановны

Обобщение опыта работы     учителя русского языка и литературы   МБОУ «СОШ № 2 ст.Архонская» Пригородного района РСО-Алания                 ...

Обобщение педагогического опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ "Покровская основная школа" Атяшевского района Республики Мордовия Сыркиной Елены Дмитриевны "Повышение грамотности"

В настоящее время учащиеся школ  допускают большое количество ошибок при выполнении письменных работ.  Это связано с тем,что дети перестали уделять должное внимание художественной лите...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОВЕНЬСКОГО РАЙОНА

Сборник включает методические разработки уроков русского языка для общеобразовательных учреждений Ровеньского района, реализующих образовательные программы основного общего образования. Уроки разработ...