Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 2 ст.Архонская» Пригородного района РСО-Алания Коцур Лидии Ивановны
методическая разработка по русскому языку на тему

Коцур Лидия Ивановна

Обобщение опыта работы     учителя русского языка и литературы   МБОУ «СОШ № 2 ст.Архонская» Пригородного района РСО-Алания                             Коцур Лидии Ивановны по теме "Парная и групповая работа с учащимися на уроках русского языка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                            Обобщение опыта работы  

  учителя русского языка и литературы   МБОУ «СОШ № 2 ст.Архонская» Пригородного района РСО-Алания

                            Коцур Лидии Ивановны

Заинтересовать и привлечь учащихся к изучению  русского языка и литературы  можно, используя многочисленные способы и средства познания. Я четко понимаю, что знания, умения, навыки учащихся по моему предмету  должны отвечать требованиям современного общества. Для меня важно, чтобы информация, полученная на уроке, заинтересовала учащихся, потому что тогда у школьников возникнет желание изучать  русский язык и литературу  и вне урока, узнавая все больше и больше. Хорошо организованный и интересно проведенный урок  помогает обогатить знания детей, проявить их инициативу и самостоятельность, способствует развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов, и может даже повлиять на выбор профессии в будущем.Поэтому я всегда помню слова педагога  П. Д. Юркевича о том, что «науки должны делать детей мудрыми, но вредно, если они их делают старыми; не количество сведений, не многознанье, а качество их преподавания имеют первостепенную важность».

При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую нетрадиционные подходы в преподавании  русского языка : игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных типах уроков, использую ИКТ .Например, уроки формирования новых знаний проходят  в виде уроков-лекций, семинаров, уроков- путешествий, уроков-исследований, учебных конференций (пресс-конференций). А на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений – игровые: КВН, “Что? Где? Когда?”, уроки-конкурсы, уроки-соревнования. На уроках проверки и контроля знаний и умений провожу викторины, конкурсы,.тестирование. Использование нетрадиционных методов обучения ведёт к активизации познавательной деятельности на уроках.

Для повышения качества преподавания мною запланированы следующие мероприятия:

        Являюсь участником  районных и республиканских заседаний МО учителей- словесников, руководителем МО учителей русского языка и литературы  в своей школе ,посещаю все семинары, курсы, мастер –классы.

        В прошлом учебном году на базе нашей школы проходил семинар учителей русского языка и литературы  Пригородного района на  тему : « Использование национально-регионального компонента на уроках русского языка и литературы» , на котором я проводила открытый урок литературы  в форме Фольклорного праздника « В стране осетинских сказок».

             В Республиканском конкурсе чтецов « Поэты  Серебряного века»,проводимом  Домом работников образования, заняла первое место.

        Изучила  тематику  и основные требования к содержанию элективных курсов по  русскому языку  при предпрофильной подготовке и  профильном обучении, составила программу элективного  курса  для 9 класса « Всемогущий синтаксис», работаю в классе с профильным изучением  литературы и русского языка.

        Знакомлюсь  с практикой и опытом работы лучших учителей(сайты учителей  русского языка и литературы России и стран СНГ),применяя их разработки на практике.

        В 2008 году повышала свою квалификацию в СОРИПКРО  по программе «Средства информационных технологий в профессиональной деятельности работника образования». В 20012 году прошла курсы повышения квалификации в РИПКРО ,выполнила итоговую работу на тему« Парная и групповая работа на уроках русского языка как метод интерактивного обучения».

       Основной целью  современного школьного образования является целостное и многоаспектное развитие личности школьника, его социальная адаптация. Всем хорошо известно, что научиться строить свою речь правильно и в соответствии с ситуацией можно лишь постоянно тренируя свои речемыслительные умения. И здесь  особое место в образовании отводится интерактивным технологиям, которые объединяют процесс обучения школьным дисциплинам и проблему освоения коммуникативной компетентности школьников.

       Интерактивное обучение я начинаю с работы в парах. Пара – идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. Впаре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное.

Устная работа:

   1.Игру « Интервью- знакомство» провожу на одном из первых уроков в 5 классе. Каждый уч-ся беседует с соседом по парте, а потом рассказывает о нем всему классу ( чем он любит заниматься, что коллекционирует, чем увлекается, что любит читать и т. д.). Игра помогает создать портрет класса, в котором предстоит работать, и провести начальную диагностику сформированности коммуникативных умений ребят.

2. Традиционно провожу  взаимопроверку правила( устный опрос). Один ученик задает вопросы по изученному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. При этом снимается монотонность и однообразие устных опросов. Диалог привлекает внимание, заставляет включаться в работу.

3.Устно работаем и с домашним заданием , особенно если оно сложное. Мы называем такую работу « Хочу спросить».Форма работы та же: один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разными:

- найди в дом.упражнении два слова с безударной гласной в корне;

- определи тему и основную мысль текста;

- найди грамматическую основу предложения.

Письменные работы:

   1. « Словарный диктант для соседа». Дома ребята составляют на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами ( на отдельной карточке). Сверху подписывают: « Составлял…» Затем на уроке обмениваются карточками, выполняют задание, внизу подписывают « Выполнял..» Заранее  оговаривается количество слов в диктанте.

   2. Аналогичная работа-« Графический диктант для соседа». Каждый ученик выписывает из художественных текстов, учебников или справочников  5 предложений на изученные пунктограммы , а сосед расставляет  в карточке знаки  препинания, разбирает предложения по членам, чертит схемы предложений.

   Составление карточек развивает орфографическую и пунтуационную зоркость, способствует расширению словарного запаса школьников, учит работать с учебной книгой, справочной литературой.

   3. Работа в парах помогает ученикам при написании  сочинения. При чтении своего или чужого сочинения вслух легко заметить речевые неточности, стилистические ошибки: что-то ученик исправит сам, а что-то сосед увидит, поможет переделать.

   Мои наблюдения показывают ,что работать в парах ребятам очень нравится. Они с удовольствием готовят дома словарные и графические взаимодиктанты, карточки-зачеты, с большим желанием и интересом работают с ними на уроке. Усвоение системы языка происходит в непосредственном учебном диалоге. Роль учителя в этом случае – оказывать помощь и консультировать , решая спорные вопросы.

    С 5 класса начинаю работать в группах. В первую очередь  это игры-соревнования, основанные на групповой деятельности :

  1. « Кто больше?»( « Кто быстрее?») Кто больше подберет  однокоренных слов, глаголов 2-го спряжения, и т. д.

   2. Эстафета . С последней парты передается листочек , на который нужно записать по цепочке примеры на правило. Выигрывает тот, кто быстрее отдаст учителю листок  с меньшим количеством ошибок в записанных словах.

   3. Рассказ правила по цепочке. Условие – соблюдать логику изложения. Побеждает та группа, которая даст самый логичный и правильный ответ.

   4. Аукцион вопросов по теме( каждый ряд-команда задает вопросы по теме другому ряду). Оцениваются как интересные, оригинальные вопросы,так и правильные ответы.

  Подобные  игры-соревнования развивают у ребят чувство личной ответственности за результат, быстроту реакции. Такие виды работы насыщают урок  эмоционально, поддерживают высокий уровень интереса к предмету.

  К старшим классам игровая деятельность все больше замещается ролевыми , деловыми играми, уроками-практикумами, конференциями ,уроками-презентациями. Разделив  ребят на группы, предлагаю им выступить , в зависимости от учебной ситуации , в роли редакторов, корректоров, составителей рекламы, экскурсоводов и т. д.

  Групповая работа возможна на уроке любого типа, на разных его этапах.

Усвоение нового материала.

  После объяснения нов. Материала или изучения темы предлагаю группам изложить материал в виде опорной схемы, рисунка таблицы, чтобы данное правило было легче запомнить. Затем происходит коллективное обсуждение, понравившиеся схемы записываются в справочник- конспект для правил. Например, при изучении темы « Правописание суффиксов –чик-( -щик-)» у ребят получились рисунки.

Закрепление изученного.

   Разбившись на группы, ребята составляют коллективный текст с использованием  слов-исключений, вводных слов, обращений, или пишут письмо соседней группе.

Обобщение материала.

  Каждая группа выполняет практическое задание на какое-то правило ( например, 1гр.обобщаетправописание о/е после шипящих в корне, 2гр. В суффиксе, 3гр.- в окончании) , затем составляется коллективная таблица « О/е после шипящих в разных частях речи».

   Обобщение материала провожу в форме урока-пресс-конференции. Выбираются наиболее знающие учащиеся. Остальные ( в роли журналистов) задают вопросы. Подобная работа вызывает интерес: ребятам хочется задать вопросы потруднее, да и « отличникам» скучать не приходится – нужно проявить свои знания, эрудицию, смекалку.

Ребята работают по 4 человека, если возникают вопросы, задают их мне, вместе решаем спорные ситуации, затем кто-то из группы отвечает.

Интерактивные технологии способствуют личностному росту учащихся.

 Для работы с учебным материалом использую опорные конспекты,наглядность.

        Веду вместе с учащимися проектно- исследовательскую деятельность. Ребята, участвующие со своими исследованиями в районных конкурсах, занимают призовые места.

        Мои ученики  становятся победителями  муниципальных олимпиад, творческих конкурсов, пишут  стихи,  их материалы  печатаются в газете.

Новые технологии приходят в школу. Что они нам обещают? С какой стороны к ним лучше подступиться? Как применить их у себя в классе? Над этими вопросами думают сегодня все больше учителей. "Нашествие" компьютеров - это уже не завтрашний, а сегодняшний день. Не сам компьютер диктует методы и содержание обучения,  он адекватно и эффективно включается в программы обучения, обеспечивая полноценную организацию учебной деятельности.

Систематизировала собственные и заимствованные в сети Интернет медиа–материалы по курсам и разделам. Мои учащиеся выполняют практические и  творческие работы не только в виде рефератов и проектов, но и на компьютере в виде презентаций.

         Презентации дают возможность иллюстрировать новый материал, выносить на экран вопросы, на которые учащиеся могут отвечать устно, давать развернутые планы урока, быстро проводить короткие викторины, давать в текстовом изложении пояснения и задания. Презентативные иллюстрации, особенно, если есть анимационные материалы, оживляют урок, дают большую наглядность, что способствует развитию образного мышления, делает урок наглядным и интересным.

        Использовать компьютерные презентации можно на разных типах уроков: комбинированном, изучении нового материала, закрепления знаний, на уроках контроля и оценки знаний. Для демонстрации материала, чаще всего, я использую PowerPoint. Информацию для презентации беру из книг, с CD-дисков, Интернета.      

        Таким образом, использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности - это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи. На уроках важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приемы поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их познавательной деятельности, любом направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Обобщение педагогического опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ "Покровская основная школа" Атяшевского района Республики Мордовия Сыркиной Елены Дмитриевны "Повышение грамотности"

В настоящее время учащиеся школ  допускают большое количество ошибок при выполнении письменных работ.  Это связано с тем,что дети перестали уделять должное внимание художественной лите...

«Интегрирование курса «Социокультурные истоки» в преподавание русского языка и литературы» Ярусова Татьяна Геннадьевна учитель русского языка и литературы МБОУ «Цивильская СОШ № 2» Цивильского района Чувашской Республики

В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это так...

Описание опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ "Школы № 182 Граневой Ирины Юрьевны

В  условиях снижающегося интереса к школьным предметам, в частности к литературе и русскому языку, а также к процессу обучения вообще, особые надежды возлагаются на новые подходы в преподавании, ...

Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы

Обобщение опыта работы учителя русского языка и литератур...