Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 2 ст.Архонская» Пригородного района РСО-Алания Коцур Лидии Ивановны
методическая разработка по русскому языку на тему
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 2 ст.Архонская» Пригородного района РСО-Алания Коцур Лидии Ивановны по теме "Парная и групповая работа с учащимися на уроках русского языка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы Коцур Л.И. | 26.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы
учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 2 ст.Архонская» Пригородного района РСО-Алания
Коцур Лидии Ивановны
Заинтересовать и привлечь учащихся к изучению русского языка и литературы можно, используя многочисленные способы и средства познания. Я четко понимаю, что знания, умения, навыки учащихся по моему предмету должны отвечать требованиям современного общества. Для меня важно, чтобы информация, полученная на уроке, заинтересовала учащихся, потому что тогда у школьников возникнет желание изучать русский язык и литературу и вне урока, узнавая все больше и больше. Хорошо организованный и интересно проведенный урок помогает обогатить знания детей, проявить их инициативу и самостоятельность, способствует развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов, и может даже повлиять на выбор профессии в будущем.Поэтому я всегда помню слова педагога П. Д. Юркевича о том, что «науки должны делать детей мудрыми, но вредно, если они их делают старыми; не количество сведений, не многознанье, а качество их преподавания имеют первостепенную важность».
При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую нетрадиционные подходы в преподавании русского языка : игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных типах уроков, использую ИКТ .Например, уроки формирования новых знаний проходят в виде уроков-лекций, семинаров, уроков- путешествий, уроков-исследований, учебных конференций (пресс-конференций). А на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений – игровые: КВН, “Что? Где? Когда?”, уроки-конкурсы, уроки-соревнования. На уроках проверки и контроля знаний и умений провожу викторины, конкурсы,.тестирование. Использование нетрадиционных методов обучения ведёт к активизации познавательной деятельности на уроках.
Для повышения качества преподавания мною запланированы следующие мероприятия:
Являюсь участником районных и республиканских заседаний МО учителей- словесников, руководителем МО учителей русского языка и литературы в своей школе ,посещаю все семинары, курсы, мастер –классы.
В прошлом учебном году на базе нашей школы проходил семинар учителей русского языка и литературы Пригородного района на тему : « Использование национально-регионального компонента на уроках русского языка и литературы» , на котором я проводила открытый урок литературы в форме Фольклорного праздника « В стране осетинских сказок».
В Республиканском конкурсе чтецов « Поэты Серебряного века»,проводимом Домом работников образования, заняла первое место.
Изучила тематику и основные требования к содержанию элективных курсов по русскому языку при предпрофильной подготовке и профильном обучении, составила программу элективного курса для 9 класса « Всемогущий синтаксис», работаю в классе с профильным изучением литературы и русского языка.
Знакомлюсь с практикой и опытом работы лучших учителей(сайты учителей русского языка и литературы России и стран СНГ),применяя их разработки на практике.
В 2008 году повышала свою квалификацию в СОРИПКРО по программе «Средства информационных технологий в профессиональной деятельности работника образования». В 20012 году прошла курсы повышения квалификации в РИПКРО ,выполнила итоговую работу на тему« Парная и групповая работа на уроках русского языка как метод интерактивного обучения».
Основной целью современного школьного образования является целостное и многоаспектное развитие личности школьника, его социальная адаптация. Всем хорошо известно, что научиться строить свою речь правильно и в соответствии с ситуацией можно лишь постоянно тренируя свои речемыслительные умения. И здесь особое место в образовании отводится интерактивным технологиям, которые объединяют процесс обучения школьным дисциплинам и проблему освоения коммуникативной компетентности школьников.
Интерактивное обучение я начинаю с работы в парах. Пара – идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. Впаре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное.
Устная работа:
1.Игру « Интервью- знакомство» провожу на одном из первых уроков в 5 классе. Каждый уч-ся беседует с соседом по парте, а потом рассказывает о нем всему классу ( чем он любит заниматься, что коллекционирует, чем увлекается, что любит читать и т. д.). Игра помогает создать портрет класса, в котором предстоит работать, и провести начальную диагностику сформированности коммуникативных умений ребят.
2. Традиционно провожу взаимопроверку правила( устный опрос). Один ученик задает вопросы по изученному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. При этом снимается монотонность и однообразие устных опросов. Диалог привлекает внимание, заставляет включаться в работу.
3.Устно работаем и с домашним заданием , особенно если оно сложное. Мы называем такую работу « Хочу спросить».Форма работы та же: один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разными:
- найди в дом.упражнении два слова с безударной гласной в корне;
- определи тему и основную мысль текста;
- найди грамматическую основу предложения.
Письменные работы:
1. « Словарный диктант для соседа». Дома ребята составляют на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами ( на отдельной карточке). Сверху подписывают: « Составлял…» Затем на уроке обмениваются карточками, выполняют задание, внизу подписывают « Выполнял..» Заранее оговаривается количество слов в диктанте.
2. Аналогичная работа-« Графический диктант для соседа». Каждый ученик выписывает из художественных текстов, учебников или справочников 5 предложений на изученные пунктограммы , а сосед расставляет в карточке знаки препинания, разбирает предложения по членам, чертит схемы предложений.
Составление карточек развивает орфографическую и пунтуационную зоркость, способствует расширению словарного запаса школьников, учит работать с учебной книгой, справочной литературой.
3. Работа в парах помогает ученикам при написании сочинения. При чтении своего или чужого сочинения вслух легко заметить речевые неточности, стилистические ошибки: что-то ученик исправит сам, а что-то сосед увидит, поможет переделать.
Мои наблюдения показывают ,что работать в парах ребятам очень нравится. Они с удовольствием готовят дома словарные и графические взаимодиктанты, карточки-зачеты, с большим желанием и интересом работают с ними на уроке. Усвоение системы языка происходит в непосредственном учебном диалоге. Роль учителя в этом случае – оказывать помощь и консультировать , решая спорные вопросы.
С 5 класса начинаю работать в группах. В первую очередь это игры-соревнования, основанные на групповой деятельности :
1. « Кто больше?»( « Кто быстрее?») Кто больше подберет однокоренных слов, глаголов 2-го спряжения, и т. д.
2. Эстафета . С последней парты передается листочек , на который нужно записать по цепочке примеры на правило. Выигрывает тот, кто быстрее отдаст учителю листок с меньшим количеством ошибок в записанных словах.
3. Рассказ правила по цепочке. Условие – соблюдать логику изложения. Побеждает та группа, которая даст самый логичный и правильный ответ.
4. Аукцион вопросов по теме( каждый ряд-команда задает вопросы по теме другому ряду). Оцениваются как интересные, оригинальные вопросы,так и правильные ответы.
Подобные игры-соревнования развивают у ребят чувство личной ответственности за результат, быстроту реакции. Такие виды работы насыщают урок эмоционально, поддерживают высокий уровень интереса к предмету.
К старшим классам игровая деятельность все больше замещается ролевыми , деловыми играми, уроками-практикумами, конференциями ,уроками-презентациями. Разделив ребят на группы, предлагаю им выступить , в зависимости от учебной ситуации , в роли редакторов, корректоров, составителей рекламы, экскурсоводов и т. д.
Групповая работа возможна на уроке любого типа, на разных его этапах.
Усвоение нового материала.
После объяснения нов. Материала или изучения темы предлагаю группам изложить материал в виде опорной схемы, рисунка таблицы, чтобы данное правило было легче запомнить. Затем происходит коллективное обсуждение, понравившиеся схемы записываются в справочник- конспект для правил. Например, при изучении темы « Правописание суффиксов –чик-( -щик-)» у ребят получились рисунки.
Закрепление изученного.
Разбившись на группы, ребята составляют коллективный текст с использованием слов-исключений, вводных слов, обращений, или пишут письмо соседней группе.
Обобщение материала.
Каждая группа выполняет практическое задание на какое-то правило ( например, 1гр.обобщаетправописание о/е после шипящих в корне, 2гр. В суффиксе, 3гр.- в окончании) , затем составляется коллективная таблица « О/е после шипящих в разных частях речи».
Обобщение материала провожу в форме урока-пресс-конференции. Выбираются наиболее знающие учащиеся. Остальные ( в роли журналистов) задают вопросы. Подобная работа вызывает интерес: ребятам хочется задать вопросы потруднее, да и « отличникам» скучать не приходится – нужно проявить свои знания, эрудицию, смекалку.
Ребята работают по 4 человека, если возникают вопросы, задают их мне, вместе решаем спорные ситуации, затем кто-то из группы отвечает.
Интерактивные технологии способствуют личностному росту учащихся.
Для работы с учебным материалом использую опорные конспекты,наглядность.
Веду вместе с учащимися проектно- исследовательскую деятельность. Ребята, участвующие со своими исследованиями в районных конкурсах, занимают призовые места.
Мои ученики становятся победителями муниципальных олимпиад, творческих конкурсов, пишут стихи, их материалы печатаются в газете.
Новые технологии приходят в школу. Что они нам обещают? С какой стороны к ним лучше подступиться? Как применить их у себя в классе? Над этими вопросами думают сегодня все больше учителей. "Нашествие" компьютеров - это уже не завтрашний, а сегодняшний день. Не сам компьютер диктует методы и содержание обучения, он адекватно и эффективно включается в программы обучения, обеспечивая полноценную организацию учебной деятельности.
Систематизировала собственные и заимствованные в сети Интернет медиа–материалы по курсам и разделам. Мои учащиеся выполняют практические и творческие работы не только в виде рефератов и проектов, но и на компьютере в виде презентаций.
Презентации дают возможность иллюстрировать новый материал, выносить на экран вопросы, на которые учащиеся могут отвечать устно, давать развернутые планы урока, быстро проводить короткие викторины, давать в текстовом изложении пояснения и задания. Презентативные иллюстрации, особенно, если есть анимационные материалы, оживляют урок, дают большую наглядность, что способствует развитию образного мышления, делает урок наглядным и интересным.
Использовать компьютерные презентации можно на разных типах уроков: комбинированном, изучении нового материала, закрепления знаний, на уроках контроля и оценки знаний. Для демонстрации материала, чаще всего, я использую PowerPoint. Информацию для презентации беру из книг, с CD-дисков, Интернета.
Таким образом, использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности - это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи. На уроках важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приемы поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их познавательной деятельности, любом направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районной августовской конференции по теме: «Индивидуальные образовательные маршруты как условие повышения качества образования» /обобщение опыта работы учителя русского языка/.
Внедрение в практику индивидуальных маршрутов -условие повышения качества образования....
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».
В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...
Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ "Владимировская ООШ" Мамадышского района РТ.
В данном материале я поделилась своим опытом работы....
Обобщение педагогического опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ "Покровская основная школа" Атяшевского района Республики Мордовия Сыркиной Елены Дмитриевны "Повышение грамотности"
В настоящее время учащиеся школ допускают большое количество ошибок при выполнении письменных работ. Это связано с тем,что дети перестали уделять должное внимание художественной лите...
«Интегрирование курса «Социокультурные истоки» в преподавание русского языка и литературы» Ярусова Татьяна Геннадьевна учитель русского языка и литературы МБОУ «Цивильская СОШ № 2» Цивильского района Чувашской Республики
В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это так...
Описание опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ "Школы № 182 Граневой Ирины Юрьевны
В условиях снижающегося интереса к школьным предметам, в частности к литературе и русскому языку, а также к процессу обучения вообще, особые надежды возлагаются на новые подходы в преподавании, ...
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литератур...