«Интегрирование курса «Социокультурные истоки» в преподавание русского языка и литературы» Ярусова Татьяна Геннадьевна учитель русского языка и литературы МБОУ «Цивильская СОШ № 2» Цивильского района Чувашской Республики
методическая разработка (5 класс)

Ярусова Татьяна Геннадьевна

 В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность <...> общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

В связи с этим в рамках нового Федерального государственного образовательного стандарта была разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В этой Концепции определена стратегическая задача: новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.

Авторы программы «Социокультурные истоки» (И.А. Кузьмин, профессор Российской Академии естественных наук, г.Москва, А.В. Камкин, профессор Вологодского государственного педагогического университета, г. Вологда) еще 15 лет назад были убеждены в том, что Россия стремительно приближается к тому времени, когда приоритетным для нашего образования будет духовно-нравственное направление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_rabota_.doc197 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

«Интегрирование курса «Социокультурные истоки» в преподавание русского языка и литературы»  Ярусова Татьяна Геннадьевна учитель русского языка и литературы МБОУ «Цивильская  СОШ № 2» Цивильского района Чувашской Республики

 

 В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность <...> общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

В связи с этим в рамках нового Федерального государственного образовательного стандарта была разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В этой Концепции определена стратегическая задача: новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.

Авторы программы «Социокультурные истоки» (И.А. Кузьмин, профессор Российской Академии естественных наук, г.Москва, А.В. Камкин, профессор Вологодского государственного педагогического университета, г. Вологда) еще 15 лет назад были убеждены в том, что Россия стремительно приближается к тому времени, когда приоритетным для нашего образования будет духовно-нравственное направление.

Главной стратегической целью программы «Социокультурные истоки» (общеупотребимое название — программа «Истоки») является преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией становится гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать духовный и социокультурный опыт Отечества.

Программа «Истоки» способствует решению ряда важнейших задач:

  • развитию духовно-нравственных основ образования;
  • интеграции обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе ценностей отечественной культуры;
  • формированию гражданской ответственности и осознанию учащимися, его родителями и педагогами духовного смысла служения Отечеству;
  • приобщению в равной степени представителей всех национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности и поликультурных контактов современного социума;
  • укреплению статуса школы как социального института, способствующего стабилизации и консолидации социума.

Так же на протяжении десяти лет в стране реализуются и кадетское воспитание. Кадетское воспитание – воспитание, получаемое учащимися и в процессе обучения в учреждениях кадетского образования, основанное на исторических принципах кадетского воспитания и кадетской этике служения Отечеству, и призванное:

  • формировать ценностную и патриотическую национальную самоидентификацию своих воспитанников;
  • давать своим воспитанникам государственническую патриотическую социализацию;
  • вырабатывает устойчивую нравственную позицию и способность различения добра и зла;
  • ориентировать участников образовательного процесса на необходимость совершения нравственных выборов в их жизни, на работу и службу на благо своих сограждан и своего Отечества;
  • вырабатывать навыки жизни в коллективе и обществе, а также уважение к людям, труду, культуре и знаниям.

 Легко заметить, что стратегические цели Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Федерального государственного образовательного стандарта и программы «Социокультурные истоки», и цели кадетского воспитания практически совпадают.

     В МБОУ «Цивильская СОШ №2» реализуется программа кадетского воспитания.  Школа является членом Республиканской общественной организации «Ассоциация кадетских школ и кадетских классов Чувашской Республики «Кадеты Чувашии». Я, как классный руководитель и как учитель русского языка и литературы, преподающий в кадетских классах, вижу целесообразность интегрирования курса «Социокультурные истоки» в преподавание русского языка и литературы.

     Поэтому целью моей работы является формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством интеграции курса «Истоки» с уроками русского языка и литературы.

     Согласно классификации тенденций развития образовательных технологий, интегрированный урок относится к группе технологий «воспитания в процессе жизни», которая представляет собой стремление уйти от школярского подхода к образованию, крайней дифференциации предметного обучения и привести его в естественную органическую связь с жизнью. Интегрированный урок- это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины. В нашем случае ведущими дисциплинами являются русский язык и литература, а вспомогательной дисциплиной – курс «Истоки».

     Обратимся к методике подготовки и проведения интегрированных уроков (ИУ). Структура ИУ отличается от обычных уроков следующими особенностями: предельной чёткостью, компактностью, сжатостью учебного материала; логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока; большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке.

     При планировании и организации ИУ учителю важно учитывать следующие условия: 1. Важно правильно определить главную цель урока; 2. При планировании требуется тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения, а также определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке. Каковы дидактические требования к проведению интегрированных уроков?

— Интегрированный урок должен иметь чётко сформулированную задачу, для решения которой необходимо привлечение знаний из других предметов, в нашем случае из курса «Истоки»;

— На таком уроке должны быть обеспечены высокая активность и интерес учащихся при применении знаний из других предметов;

— Интегративные связи на уроке не должны носить внешний или искусственный характер, они должны способствовать пониманию обучающимися сущности изучаемых понятий и явлений;

— На основе интегративных связей важно сформулировать мировоззренческие выводы, сформировать убеждения учащихся в материальности и познаваемости мира.

Важно шире использовать на уроках такие методические пути активизации познавательной деятельности обучающихся, как:

— проведение повторительной беседы, выявляющей знания из других предметов, в начале урока или в процессе объяснения нового материала;

— создание проблемных ситуаций, постановка и решение проблемных вопросов, требующих знаний из смежных предметов;

— предварительные домашние задания на повторение знаний из смежных предметов;

— сочетание индивидуальных и групповых заданий (по интересам, по выбору, обязательных) с коллективной учебной работой в классе;

— опора на внеклассную работу, обобщающую знания учащихся из различных предметов, и др.

Преимущества интегрированных уроков.

Почему именно интегративный подход к обучению рассматривается нами как наиболее эффективный для современной школы?

1. Повышает мотивацию, формирует познавательный интерес, что способствует повышению уровня обученности и воспитанности  обучающихся; позволяет  включиться в контекст истории, культуры, человеческих отношений;

2. Способствует формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;

3. Позволяет систематизировать знания и умения из различных предметных дисциплин для решения реальных жизненных задач;

4. Способствует развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно – образного, творческого); позволяет воспитывать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, компетентных;

5. Обладая большой информативной ёмкостью, способствует увеличению темпа выполняемых учебных операций, позволяет вовлечь каждого школьника в активную работу на каждой минуте урока и способствует творческому подходу к выполнению учебного задания;

6.   Формирует в большей степени общеучебные умения и навыки, и рациональные навыки учебного труда;

7. Способствует повышению роста профессионального мастерства учителя, т.к. требует от него владения методикой новых технологий учебно–воспитательного процесса, осуществления деятельностного подхода к обучению.

8. Способствует осознанию преемственности и взаимосвязи процессов, происходящих в обществе в разные времена его истории, приверженности своему национальному наследию, осознанию его роли и места в мировом духовном развитии;

9. Способствует уважению и открытости ко всем другим системам и традициям.

Интеграция курса «Истоки»  на уроках русского языка и литературы.      Мир культуры есть мир целостный, непрерывный. Мысль становится действием, действие – вещью, а вещь порождает мысль. Духовная культура есть динамический аспект культуры, который, во-первых, соотносится с материальной культурой, во-вторых, с физической культурой, в-третьих, с общественной жизнью в целом. Следовательно, отделить материальную и духовную культуру практически невозможно, т.к. духовная культура проявляется не только в идеях, но и в умении видеть в любой вещи красоту, как и в поведении и внешнем облике человека. Таким образом, духовная культура развивает душевные возможности, дисциплинирует ум, формирует нравственные, эстетические и интеллектуальные интересы, в которых выражены нужды личности как субъекта культуры, как члена социальной и культурной общности.

      Особая роль в становлении гражданина мира и формировании гуманистического сознания занимает русский язык и литература. Изучение русского языка в концепции глобального образования предполагает развитие способности понимать и ценить культуру других народов, формирование неподкупного взгляда на мир, ломку сложившихся стереотипов, искажающих восприятие иной культуры, обучение культуре общения. В связи с этим правомерен вопрос о ценности, духовном и нравственном наполнении содержания знаний, о развивающем потенциале русского языка как языка всех школьных дисциплин.

     Такие учебные предметы, как, в первую очередь, литература, история, мировая художественная культура, а также и курс «Истоки», построены на принципах гуманизации и глобализации образования. Это способствует осознанию неоднородности восприятия мира, т.к. дают возможность увидеть мир как единство многообразного, как динамичную систему, особое место в которой занимает культура и история родной страны, края.

    Современные педагогические образовательные технологии позволяют не только расширить возможности речевой коммуникации, но и помогают осознанию глобальных проблем современности.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ТЕМАТИЧЕСКИХ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ и КУРСА «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ» (5 класс)

Предмет, класс

Тема урока

Форма урока

Цель урока

русский язык; 5 класс

Лексика. Устаревшие слова (историзмы и архаизмы)

Интегрированный урок

1. Познакомить с устаревшими словами  

2. познакомить с причинами их  «старения»;

3. учить правильно и уместно употреблять их в речи.

русский язык; 5 класс

 Однородные члены предложения

Интегрированный урок

Повторить и закрепить изученное ранее; формировать интерес к русскому языку.

Литература; 5 класс

 Древнерусская литература. Где писались летописи?

Интегрированный урок

Историческая основа произведения.

Русский язык; 5 класс

 Типы текста. Описание.

Интегрированный урок

Заочная экскурсия по городу

 Формирование активной позиции гражданина – носителя культуры.

Литература; 5 класс

 Устное народное творчество. Пословицы и поговорки.

Интегрированный урок

 

 

 

Литература; 5 класс

 Устное народное творчество. Народные сказки.

Интегрированный урок

Приобщение к духовному наследию,  быт и нравы того времени.

Русский язык; 5 класс

 Орфография. Непроизносимые согласные.

 Интегрированный урок

 Повторить и закрепить изученное ранее; формировать интерес к русскому языку.

Литература; 5 класс

Древнерусская литература. Летопись. «Повесть временных лет»

  Интегрированный урок

 

Приобщение к духовному наследию. Историческое начало повести.

 Русский язык; 5 класс

 Обращение.

Интегрированный урок

 

Повторить и закрепить изученное ранее; формировать интерес к русскому языку.

 Русский язык; 5 класс

 Главные и второстепенные члены предложения

Интегрированный урок с использованием элементов технологии «Творческая мастерская»

 Повторить и закрепить изученное ранее; формировать интерес к русскому языку.

Литература, 5 класс

« Москва, как много в этом звуке…» А.С. Пушкин

Интегрированный урок с элементами мастерской

 

Осознание роли языка и литературы в процессе передачи и освоения системы общечеловеческих проблем и ценностей.

Примечание: данный перечень интегрированных тематических уроков примерный, носит рекомендательный характер. Данные уроки апробированы на практике.

 

  Заключение.   

     Считаю, что использование интегрирования курса «Истоки» в преподавании русского языка и литературы сказывается и на качестве обучения. Какой вижу результат после и перед   проведением интегрированных уроков:

- повышение мотивации и уровня знаний, умений и навыков.

- проявление самостоятельности и творческого подхода учащихся к выполнению задания;

- большая информативная ёмкость материала и его систематизация;

- способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого);

- способствуют повышению, роста профессионального мастерства учителя, так как требуют от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельного подхода к обучению.

 - активизируется познавательная деятельность учащихся, так как большинство интегрированных уроков включает в себя элементы проблемного обучения. Проблемное обучение является эффективным способом повышения интереса учащихся к урокам.

Интегрированные  уроки имеют несколько целей:  

- продолжить работу с литературоведческими терминами; лингвистическими понятиями; эстетическими терминами, историческими датами и событиями; продолжить работу над развитием речи русского языка

 -  донести идею литературного произведения через события и образы личностей истории, психологические и эстетические понятия, образы и примеры курса «Истоки»  в одном временном отрезке;  

 - продолжить  работу по  патриотическому  воспитанию, развитию родного языка, культуры  посредством других наук и дисциплин;

 - формировать коммуникативные навыки;  

 - воспитывать человеческие качества, присущие гражданину своей страны.

      Интегрированным урокам присущи значительные педагогические возможности. Здесь учащиеся получают глубокие разносторонние знания об объектах изучения, используя информацию из различных предметов, по-новому осмысливают события, явления.  

      Интегрированные уроки – необычные по замыслу, организации, методике проведения – больше нравятся учащимся, чем традиционные учебные занятия, поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но они не могут стать главной формой работы из-за неизбежно возникающей при этом проблемы недостатка времени на подготовку, перегрузки учащихся и педагогов. Эффективность интегрированных уроков в большой степени зависит от высококачественной предварительной подготовки.

       В линии УМК "Русский язык. 5–9 классы" под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта мало текстов для работы на уроках. И мне кажется, что весьма целесообразно использовать тексты из пособий по курсу «Истоки».

Тема «Однородные члены предложения».

 25 сентября 1392 года скончался преподобный Сергий. Его обитель, Троице-Сергиева лавра, стала самым почитаемым монастырем России. И столетиями хранили троицкие иноки наследие святого игумена: сточенный ножичек в суконных ножнах, что висел у него на поясе, выщербленную деревянную ложку из черенка дикой яблони, ризу-фелонь из грубой, домодельной ткани орехового цвета, с синеватым, выцветшим оплечьем из такой же крашенины и с тремя серебряными пуговками.

Задание: 1. найдите в данном тексте предложение с однородными членами, отметьте их графически (синтаксис).

2. Есть ли в данном тексте устаревшие слова, найдите их, объяснение посмотрите в «Словаре устаревших слов» (лексика).

 

При изучении темы «Непроизносимые согласные» можно использовать следующий текст из курса «Истоки».

 

   Москва- сердце Русской Земли, средоточие и воплощение всех особенностей жизни русского человека. Кого любил, почитал, чествовал, перед кем благоговел русский народ, того чествовала и Москва. Напротив, что особенно почитала Москва, то становилось дорого сердцу каждого русского человека. В особенности если это касалось почитания святыни и святых угодников.

   Величественный памятник - Храм Христа Спасителя - был воздвигнут в память о спасении России от нашествия наполеоновской армии. На церемонии открытия храма в 1880 году император Александр II сказал: «Да будет сей храм стоять века, вознося славу русскому народу».

 При изучении темы «Сложные предложения» работа проходит по следующему тексту:

   В начале XVIII века в устье Невы, в том самом месте, где бился со шведами девятнадцатилетний князь Александр, Петр Великий начал строить новую столицу России, Санкт-Петербург. По велению Петра выстроена была в городе Александро-Невская лавра: преобразователь страны почитал святого князя-воина более всех российских святых.

   В 1724 году мощи святого князя Александра, всю жизнь охранявшего Северо-Запад Руси, перевезли из Владимира в Санкт-Петербург. В устье Невы ладью со святыней встретил сам Петр, перенес серебряную раку Александра Невского на свою галеру. При колокольном звоне, при громе пушек медленно плыла галера Петра Великого к  Александро-Невской лавре. И сам император правил ладьей, ведя древнюю славу России в новую столицу.

Задание: Найдите в тексте сложные предложения, выделите грамматическую основу.

Литература. Тема «Русские народные сказки». Составить сказку по рисункам.

Русский язык. Тема «Абзац» (развитие речи).

В первой половине X века неприятели подступили к стенам Константинополя. Днем и ночью служили священники в храмах осажденного Царьграда, моля о спасении города и народа. И свершилось чудо. Во Влахернском храме, где хранилась риза Богоматери, стояли на молитве вместе с другими горожанами юродивый блаженный Андрей и ученик его, отрок Епифаний, и только они двое видели: раскрылись Царские врата, и, ступая по воздуху, Пресвятая Богородица в сияющем покрывале, сотканном из мягкого, золотого света, вошла в храм. Преклонив колени, молилась Она вместе со всеми о спасении осажденного города, обо всех, кто стоял в тот час на молитве во Влахернах, о том, чтобы услышана была в небесах всякая молитва человеческая... А после, Она сняла с Себя покрывало, сотканное из света, и окутала Покровом Своим всех бывших во храме.

Задание: Прочитайте текст, озаглавьте и разделите на абзацы.

 Русский язык. Тема: «Типы речи».

Праздник Покрова Богородицы возник на Руси. В середине XII века установил этот праздник князь Андрей Боголюбский. Он хорошо знал старое византийское предание о том, как однажды Богородица спасла христиан, собравшихся в храме и горячо молившихся о спасении от врагов. Помогла Пресвятая Дева и самому князю Андрею, когда тот собирался в опасный поход. Накануне ему приснился сон. Богородица простирала над ним Свой покров. Князь понял, что одержит победу. И когда это случилось, он задумал построить в память о победе храм.

 

Литература. Тема: «Древнерусская литература. Историческая повесть. Повесть о разорении Рязани Батыем».

В конце XIV века чужеземный завоеватель Тамерлан собирался покорить Россию. Великий князь Василий собрал рать и вышел навстречу вражеским полчищам. Но более, чем на силу воинскую, князь рассчитывал на небесное покровительство. Послали во Владимир за знаменитой иконой. В час, когда Тамерлан спал в своем шатре, в воздухе, в сиянии ярких лучей появилась Лучезарная Дева. В бесчисленном множестве ангелы окружали Ее и держали в руках огненные мечи, с которыми устремились на Тамерлана. Он проснулся в ужасе, созвал своих мудрецов и потребовал объяснения. Мудрейшие ответили ему, что виденная им во сне Дева есть заступница русских, и сила Ее неодолима. После этого, Тамерлан отдал приказ повернуть назад. Все были глубоко изумлены этим событием.

Литература. Тема «Устное народное творчество. Пословицы, поговорки». Проведите соответствие между  пословицами и их объяснением.

Русский язык. Тема «Словосочетание».

Место для храма было выбрано неподалеку от Боголюбова. Оно располагалось при впадении реки Нерли в реку Клязьму. Место это невысокое, в половодье водой заливается. Древние мастера нашли мудрый выход. Они стали строить толстые стены. Присыпали землю снаружи. Так вырос искусственный холм четырехметровой высоты, в глубине которого скрывается мощный фундамент. На нем и стали воздвигать храм. Холм же вскоре зазеленел травой и не стал казаться искусственным. Лишь очень внимательный взгляд мог заметить, что уж слишком правильна его четырехугольная форма. Храм же, благодаря холму, был приподнят над всей округой. Вот и призывал он людей стремиться к горнему миру, чистому и священному.

Задание: 1. Озаглавьте текст, выделите главную мысль.

2. Найдите в тексте словосочетания, выпишите их, разделив на две группы «Именные и глагольные словосочетания».

 Литература. Тема «Древнерусская литература. Летописи. Где писались летописи?»

Стены храма белы как снег. А в солнечный день кажется, что они излучают свет. Это не случайно. Белый цвет - символ душевной внутренней чистоты, безгреховности.  Именно такой православные люди представляют Богородицу. Плывущим по реке были видны издалека белые стены храма среди летней зелени. В утренней дымке тумана могло показаться, что сама Пречистая Дева, поднявшись на холм, встречает путников и хранит их от опасностей.

Местность вокруг храма ровная, низкая. Рядом протекают реки, в которых он отражается. Белый храм как бы парит над водой и лугами. Облака, проплывающие над ними, отражаются в воде, как в зеркале. И не различишь - на земле стоит храм или на небе.

 Русский язык. Тема: «Текст. Тема и основная мысль».

Он создал вселенную, землю, жизнь на земле и людей. Но случилось так, что люди отвернулись от Бога и забыли Его. Он выбрал Себе народ, который пошел от Авраама, и сказал, чтобы они слушались только Его и никаких других богов не признавали, потому что они ложны. Он принес в мир радостную весть, что самое лучшее орудие -это любовь. Для Него ничего не было невозможного. Всю Свою жизнь Он творил чудеса: возвращал людям здоровье, даже оживлял умерших. Он добровольно пошел на смерть за грехи людей и вытерпел страшные муки. Он умер. Но прошло три дня, и Он воскрес, победив самое, казалось бы, непобедимое зло на земле -смерть.

                                      Использованная литература

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика.      -  1996.

Дьяченко В.К. Основное направление развития образования в современном мире. – Москва. -  2005.

Закон Российской Федерации «Об образовании». - Москва. - 2006.

Иванов Д.А. Компетентный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. / Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В./ – М.: АПК и ПРО. - 2008.

 Камкин А. В. Истоки: 5 класс. – М., 2001.

Матрос Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. – Москва.     – 2010.

Сальникова Т.П. Педагогические технологии. – Москва. – 2009.

Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. - Москва.     - 2005.

Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1986.

Доманский В.А. Литература и культура: Культурологический подход к изучению словесности в школе. Учебное пособие. – М.: Флинта Наука, 2002

Л. П. Ильенко. Интегрированный эстетический курс. Пособие для учителя. М., 2001.

Л. Л. Кочергина, Л. А. Тропкина. История-литература. Интегрированные уроки в 5-11 классы. Волгоград., 2002.

Т.Г. Браже. Интеграция предметов в современной школе// Литература в школе. 2008. №5. С.150.

Шевченко Л.А. Об интеграции на уроках русского языка// Русский язык  в школе. 2008. №5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы в преподавании русского языка как неродного Л.Х. Абдуллиной, учителя русского языка и литературы и МХК

О работе коллектива МОБУ СОШ №2 села Инзер, материалы о работе по теме самообразования, о применении новых образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы, о задачах, принципах р...

Опыт педагогической деятельности учителя русского языка и литературы МБОУ Запрудновской СШ Кстовского района Доронькина А.А.

Опыт педагогической деятельности учителя русского языка и литературы МБОУ Запрудновской СШ Кстовского района Доронькина А.А....

Обобщение педагогического опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ "Покровская основная школа" Атяшевского района Республики Мордовия Сыркиной Елены Дмитриевны "Повышение грамотности"

В настоящее время учащиеся школ  допускают большое количество ошибок при выполнении письменных работ.  Это связано с тем,что дети перестали уделять должное внимание художественной лите...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ «Жуковская СОШ» Торбеевского района Республики Мордовия. Лискиной Елены Александровны. Февраль, 2023год.

Публичное представление  собственного инновационного педагогического опыта  учителя русского языка и литературы МБОУ «Жуковская СОШ»  Торбеевского района Республики Мордовия...