Инновационная педагогическая деятельность учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Сосновка Тандинского кожууна Республики Тыва Оюн Татьяны Шыыраповны.
материал на тему

 

                                                                      Инновационная педагогическая  деятельность  учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Сосновка Тандинского кожууна  Республики  Тыва

Оюн Татьяны Шыыраповны.

1.Введение

    В современном мире имеются негативные факторы (социальные, экономические, экологические условия), которые неблагоприятно отражаются на здоровье людей. Растет число детей, которым необходима  медицинская и психологическая помощь, умелая организация учебно - воспитательного  процесса.

  Таким образом, в учебно-воспитательном процессе необходимо учитывать психологические и психофизические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития.

   Цель современного  образования – сформировать у учащихся умение и желание самосовершенствования и самообразования. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебно – воспитательного  процесса, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса.        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovats_deyat_t.sh_.rar54.07 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                      Инновационная

педагогическая  деятельность  учителя русского языка и литературы

МБОУ СОШ с. Сосновка Тандинского кожууна  Республики  Тыва

Оюн Татьяны Шыыраповны.

1.Введение

    В современном мире имеются негативные факторы (социальные, экономические, экологические условия), которые неблагоприятно отражаются на здоровье людей. Растет число детей, которым необходима  медицинская и психологическая помощь, умелая организация учебно - воспитательного  процесса.

  Таким образом, в учебно-воспитательном процессе необходимо учитывать психологические и психофизические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития.

   Цель современного  образования – сформировать у учащихся умение и желание самосовершенствования и самообразования. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебно – воспитательного  процесса, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса.        

 Цель моей педагогической деятельности - создать условия для формирования ключевых и предметных компетентностей учащихся через совершенствование методов, форм обучения русскому языку и литературе средствами различных видов искусства, через сочетание урочной и внеурочной деятельности.        

  Свою миссию как учителя русского языка и литературы вижу в формировании и развитии творческой личности, способной на самоопределение, самовыражение, саморазвитие и самореализацию, так как в первую очередь именно филологические предметы призваны реализовать стратегию и цели школьного образования.

Показать  практическую ценность и необходимость  в дальнейшей жизни, формировать систему ценностных ориентаций, в том числе и в состоянии здоровья.

  Выпускники школы  должны уметь беречь и укреплять своё здоровье.

Тема  инновационного опыта: Применение здоровьесбереагающих технологий на уроках русского языка и литературы.

2.Актуальность и перспективность опыта.

  Актуальность и перспективность опыта обусловлена современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа».  

  В концепции модернизации Российского образования отмечается, что главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества»,  «сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха».
        
Моя задача   – используя здоровьесберегающие технологии, пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе. Школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья.

     Новизна предлагаемого опыта  заключаются в том, что применение здоровьесберегающих технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.      

    Практическая значимость  данной проблемы заключается в том, что использование здоровьесберегающих технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных, здоровых граждан.

Наличие  базы опыта:

С 2003 года наша школа является  Республиканской экспериментальной площадкой – «Школа укрепления и развития Здоровья».

 Учебно-методическое сопровождение:

- Превентивные профилактические программы.

   Программа «Несущая свет». Коллектив РЦПМСС «Сайзырал» МО РТ.

   Лечебно-профилактические программы. Адаптивные программы.

- Ступеньки здоровья. Сб. под ред. Кузнецовой И.В.

Педагогические технологии, используемые педагогами:

1. Личностно-ориентированный подход.

2.3доровьесберегающие технологии: организационно-педагогические, психолого-педагогические, учебно-воспитательные, социально-адаптирующие и личностно-развивающие, лечебно-оздоровительные, профилактические.

Методологической основой являются философские работы, раскрывающие деятельностную сущность личности, ее целостность, связь активности, творчества и здоровья (В.Г. Афанасьев, Н.А. Бердяев, СИ. Гессен, П.А. Кропоткин, В.Ф. Сержантов, А.И. Суббетто, Э. Фромм). Фундаментальные исследования в области педагогической валеологии (Л.Г. Татарникова), психотерапевтические и психофизиологические работы (В.М. Бехтерев, В.И. Гарбузов, П.Ф. Лесгафт, А.А. Дубровский, И.С. Кон, и др.).

Теоретическую базу составляют психологические (Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, и др.) и педагогические (Ю.К. Бабанский, Н.Е. Щуркова и др.), по проблемам личностно-ориентированного, дифференцированного подхода в обучении и воспитании, опыт инновационных школ (В.А. Караковский, Л.И. Маленкова и др.).

Поэтапная разработка программы действий (мероприятий)  по реализации проекта до 2010г.

1 этап. Информационно-мотивационный. 2003-2004 гг.

Создание модели «Школы здоровья и развития», модели комплексного сопровождения в условиях МОУ СОШ с. Сосновка.

2 этап. Подготовительный. 2004-2005 гг.

Научно-методическое обеспечение содействия создания «Школа Здоровья и Развития», комплексного сопровождения      ребенка в условиях     МОУ     СОШ с. Сосновка.

3 этап. Основной. 2004-2008 гг.

   Создание положительного опыта работы по здоровьесберегающим технологиям, комплексному сопровождению   ребенка в условиях МОУ СОШ с. Сосновка.

4 этап. Обобщающий. 2008-2009 гг.

   Анализ  полученных результатов, обобщение опыта работы.

5 этап. Заключительный. 2009-2010 гг.

   Внедрение созданного опыта в практику работы школ кожууна, ОУ РТ. Республиканский эксперимент «Школа укрепления и развития  здоровья» успешно апробирован и завершился.

   С 2010 года школа  стала Республиканским учебно – методическим центром по теме  «Здоровьесберегающее образовательное пространство в условиях сельской школы».

    МБОУ СОШ с. Сосновка Тандинского кожууна Республики Тыва   на основании приказа  №481/д  от 18 мая 2010 года Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Тыва подкрепляет главную задачу современной школы: воспитание здоровой личности, создание такой организации образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенку.

   Все это потребовало от наших педагогов особых подходов в образовании и воспитании, построенных на основе здоровьесбережения.

      Основной целью деятельности  республиканского учебно-методического центра  является распространение педагогического опыта по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебно – воспитательный процесс  образовательных учреждений Республики Тыва.

       Методический центр  решает следующие задачи: оказание информационно – методической поддержки  по проблемам внедрения здоровьесберегающих технологий в УВП ОУ через проведение обучающих семинаров, практикумов соответствии с планом, распространение методических памяток, рекомендаций по формированию ценностных ориентаций на здоровый образ жизни.  

      За время работы проведены следующие мероприятия.

  Краткосрочные курсы  повышения квалификации в соответствии с планом РУМЦ:

  • «Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий в учебно - воспитательный процесс школы» (16 – 20 января 2012г., 72час.).  Лекционных –  42 час.  Практических – 30 часов (из них самостоятельных -  10час.). Всего присутствовало 49 человек. На курсах повышения квалификации были раскрыты темы: внедрение здоровьесберегающих и здоровьеформирующих   технологий в обучение и воспитание, концепция образовательной программы по формированию ЗОЖ в образовательной среде, инновационная деятельность  образовательных учреждений с позиции здоровьесбережения, стратегии и технологии охраны здоровья школьников. Здоровьесберегающая деятельность, модель организационно-педагогической деятельности по сохранению здоровья учащихся в классе и др. На практикумах давались основы интерактивных методов проведения занятий с детьми по сохранению и укреплению здоровья, по проектированию здоровьеформирующей образовательной среды ОУ.
  • «Здоровьесберегающие образовательные технологии. Психологическое здоровье: теория и практика» (72час.).      Курсы повышения квалификации проведены с октября 2011г. по февраль 2012г. включительно. Занятия проводились каждую вторую среду месяца специалистами Республиканского учебно – методического центра «Здоровьесберегающие образовательные технологии в условиях сельской школы» МБОУ СОШ с. Сосновка Тандинского кожууна Республики Тыва для педагогов по заявке ОУ. Всего присутствовало 49 человек (все повторно). Программа рассчитана на 72 часа. Лекционных:  30 ч. Практических: 42ч. (из них самостоятельная работа – 10ч.) На курсах повышения квалификации были раскрыты темы: психологическое здоровье педагога - важнейшее условие решения комплексных задач всестороннего развития личности подрастающего поколения, психологический дискомфорт и  физическое, психическое здоровье  учителя. Факторы, влияющие на здоровье, критерии психического и психологического здоровья, психологические показатели здоровья, уровни и оценки здоровья и др. Проведены практикумы: аутотренинговые тренировки - расслабление и релаксация, самооценка психического здоровья, мультимедийный тренинг, музыкотерапия. На практикумах давались основы интерактивных методов проведения занятий с детьми по сохранению и укреплению здоровья, по проектированию здоровьеформирующей психологически безопасной образовательной среды ОУ.

Охват слушателей КПК составил   100 (2 – дистанционно)  человек.

  • По заявке Сут – Хольского кожууна провели выездной семинар «Здоровьесберегающие образовательные технологии» (36час.). Охват составил 40 человек.
  • Создана официальная страничка Центра на  сайте школы.
  • ГАОУ ДПО  (ПК) С Тувинский государственный институт переподготовки и повышения квалификации кадров на учебно – методическом совете (протокол № 8 от 03.10.11г.) рассмотрел наши методические разработки из опыта работы по внедрению здоровьесберегающих образовательных технологий в учебно – воспитательный процесс и издал их в феврале 2012г. (4 брошюрки и 2 приложения): «Создание здоровьесберегающего образовательного пространства в условиях сельской школы» (с приложением),  «Здоровьесберегающие образовательные технологии в учебно – воспитательном процессе: программы обучающих семинаров», «Концепция воспитательной системы», «Взаимодействие школы и социокультурного сообщества в целях создания единого социального здоровьесберегающего пространства», «Родительские университеты: методический аспект» (с приложениями)
  • Распространено 1700 памяток, 372 методических разработок.
  • Проведена игра «Санпост»  по заявке Кызылского педагогического колледжа (охват составил   80 студентов) и для учащихся кожууна (232 учащихся). Общий охват игрой «Санпост» составил 312 человек.
  • Принимали участие в курсах повышения квалификации – (10)  ТГИПиПКК МОиН РТ  в 2011 – 2012 учебном году  (читали лекции по формированию ЗОЖ, проводили практикумы. Общее количество часов составило 278):
  • 2012, апрель. Совершенствование форм и методов работы по предупреждению преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних в ОУ. (4ч.)
  • 2012, март. Менеджмент (в сфере здравоохранения)  (36ч.)
  • 2012г., февраль. Моделирование воспитательной системы в условиях перехода на новые образовательные стандарты. ФГОС ЗиБОЖ» (8ч.)
  • 2012г., январь. Менеджмент в образовании (36ч.)
  • 2012г., январь. Специальная психология. Олигофренопедагогика.  Логопедия (12ч)
  • 2011г., октябрь. Управленческая компетентность руководителя ДЮСШ (10ч.)
  • 2011г., сентябрь. Особенности организации воспитательного пространства в начальной школе (10ч.)
  • 2011г., апрель. Инновационный ресурс управления качеством дополнительного образования детей (6ч.)
  • 2011г., март. Здоровье как важнейшая ценность учителя (12 ч.)
  • Проведена научно – практическая конференция (14 марта  2012г., для учащихся и педагогов ОУ РТ) «Культура сохранения и совершенствования собственного здоровья и здоровья других людей».      На конференции присутствовали 180 человек: педагоги образовательных учреждений Тандинского кожууна – 49, учащихся - 51, МБОУ г. Кызыла № 2 – соответственно – 4/ 7, № 8 – 2 / 2, № 12 – 4/ 5. В разрезе кожуунов: Сут – Хольский – 11/13, Каа – Хемский – 6/1, Улуг – Хемский – 3/4,  Кызылский – 3/5. Представители ТывГУ - 1, Кызылского педагогического колледжа - 3, Республиканского Центра медпрофилактики – 2, Республиканского Центра СПИД – 1, администрации и отдела образования Тандинского кожууна – 3.   На НПК работали секции: «Биология» (участников – 10), «Информатика» (4), «Экология. Химия» (7), «Психология» (11), «Медицина. Народная медицина» - 8 – 9 классы (12), «Родная литература. Этнопедагогика» (10), «Русская литература» (5), «Иностранные языки». (11), Секция «Физическая культура. ОБЖ» (39), «Начальные классы» (8), секция учителей 2 (5/7). После работы секций была проведена игра «Азбука здоровья». Участвовали сборные команды школ по 10 участников. Заслушав и обсудив  доклад «ФГОС ЗиБОЖ», выступления и представленные материалы участники конференции отмечают высокую актуальность и своевременность постановки и рассмотрения проблем внедрения  здоровьесберегающих образовательных технологий в учебно – воспитательный процесс образовательных учреждений Республики Тыва на современном этапе развития общества и модернизации системы образования в рамках реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», внедрением новых ФГОС в области формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Были приняты рекомендации, рассмотрена примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в соответствии с ФГОС ЗиБОЖ.
  • Проведены республиканские конкурсы:
  • Конкурс  разработок уроков, внеклассных  мероприятий - было представлено  10 работ:  МБОУ СОШ №8 г. Кызыла – 1, МБОУ СОШ с. Сосновка Тандинского к-на – 7, МБОУ СОШ с.Балгазын Тандинского к-на – 2.
  • Конкурс плакатов  и рисунков «В здоровом теле – здоровый дух» среди учащихся РТ: на конкурс было представлено 67 работ. Начальные классы – 35 работ, учащиеся 5 – 8 классов – 18,  учащиеся 9 – 11 классов -14. В конкурсе приняли участие: МБОУ СОШ №8 г. Кызыла – 9 учащихся, МБОУ СОШ с. Ильинка Каа-Хемского к-на  - 27, МБОУ СОШ с. Сосновка Тандинского к-на – 11, МБОУ СОШ с. Балгазын Тандинского к-на – 4, МБОУ ДОД СЮН с. Балгазын Тандинского к-на – 10, МБОУ СОШ с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского к-на – 6.

  Всего охват за 2011 – 2012 учебный год составил: педагогов – 242, учащихся – 387, студентов – 80.

  • Приняли активное участие в республиканском фестивале  Педагогический опыт - копилка профессионального мастерства», который проводил  Тувинский государственный институт переподготовки и повышения квалификации кадров Министерства образования и науки РТ (16.03.2012г.). Приняли участие в работе площадок №2, №3, 4 (на данной площадке заняли 1 место).
  • Публикации: 2011г. Ж. «Башкы», № 2. «Интерактивные и активные методы деятельности классного руководителя» (с. 83 – 87).

             Не состоялись семинары в соответствии с планом РУМЦ: для педагогов Тандинского кожууна – «Развитие коммуникативной культуры педагога: психолого – педагогический аспект» (36час.),  «Создание информационно-методической поддержки, психолого-медико-социально-педагогического воздействия на родителей обучающихся в условиях ОУ» (36час.) в виду отсутствия заявок.  

       Разработан  и начал внедряться проект «Дистанционное повышение квалификации в рамках информационно – методической поддержки специалистов ОУ РТ «Здоровьесберегающее образовательное пространство в условиях ОУ». Программа дистанционного обучения предусматривает формирование и обеспечение функционирования и развития системы распространения педагогического опыта по внедрению здоровьесберегающих технологий в  учебно – воспитательный процесс посредством информационных технологий.  Оказание информационно – методической поддержки по проблемам внедрения здоровьесберегающих технологий в  учебно - воспитательный процесс через дистанционное обучение и консультирование.  С января 2012г. в рамках данного проекта  прошли курсы повышения квалификации по теме «Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий в учебно - воспитательный процесс школы» (72часа.)   2 педагога Сут – Хольского кожуунаОУ. Новой возможностью повышения квалификации воспользовались педагоги Сут – Хольского  кожууна. Получили консультации – онлайн -  12 педагогов. 

      Разработан проект «Живая вода», кураторами которого являются: ГБУ НИИ медико-социальных проблем и управления Республики Тыва, ФГБУН «Томский НИИ  курортологии и физиотерапии ФМБА России», ГБОУ ВПО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова». Цель: Создание паспорта  аржаанов Танды  совместно с учеными. Выявление их влияния на здоровье людей. Направленность проекта: Научно – исследовательский, практико-ориентированный.

Вывод: информационно – методическая поддержка педагогов ОУ РТ осуществлялась в соответствии с запросами педагогов.

 Как критерии эффективности информационно - методической поддержки можно отметить:

1. При рациональных затратах времени и усилий быстро растут профессиональные умения специалистов Центра, усиливаемые целостностью коллективного психолого-педагогического воздействия.

2. Рост профессионального мастерства специалистов, проявляющийся в расширении тематики семинаров для педагогов  ОУ РТ, использование информационных технологий.

3. Демократизм действий, свобода выбора методов и средств методической поддержки как одно из главных условий сотрудничества, сотворчества специалистов Центра.  

Результаты информационно - методической поддержки специалистов Центра:

  • Создана система информационно -  методической поддержки участников образовательного процесса ОУ РТ по  внедрению здоровьесберегающих образовательных технологий в УВП, профилактики асоциального поведения несовершеннолетних.

                                 

   С 2013 года школа стала «Федеральной стажировочной площадкой с целью распространения современных моделей успешной социализации детей по направлению «Распространение моделей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся» (Приказ МО и Н РТ №785/д от 5 июня 2013г.)

3.Основная часть.

3.1.Здоровьесбережение на уроках русского языка и литературы.

Русский язык – серьёзный и сложный предмет. Учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Русский язык – богатый язык, он вмещает в себя всю мудрость и весь исторический опыт народа. В нем найдутся крылатые выражения и поговорки на все случаи жизни. Их можно объединить в «Словарь мудрых мыслей». Желательно, чтобы ученики завели такой «Словарь…» и делали в нем записи:

  •  «Здоровому и горе не горе, а беда не в зарок».
  • «По яблоку в день – и доктор не нужен.,
  • «Ешь просто - доживёшь лет до ста».
  • «Здоров на еду, да хил на работу».
  • «Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест».
  • «Здоровью цены нет».
  • «Здоровья за деньги не купишь».

 Без применения здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка не обойтись, т.к. они, в свою очередь, «работают» на усвоение учебного материала и влияют на качество образования. Этот вопрос необходимо рассматривать в комплексе. Большое значение имеет организация урока. Учитель строит урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывает время для каждого задания, чередует виды работ. Так, например, во время объяснительного диктанта целесообразно не только объяснять орфограммы, пунктограммы, но и провести морфемный, фонетический, лексический разборы.

Во избежание усталости учащихся необходимо на каждом уроке разнообразить виды работ: ввести игровые моменты, работу с учебником (устную или письменную), комментированное письмо, выполнение  небольших творческих заданий. Все это способствует развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят. Тут важен и сам подбор заданий по определенной тематике, связанной с укреплением здоровья, спортом. Например, в 5 классе при изучении темы: «Стили речи» можно детям предложить такой текст:

 В Древней Греции огромное значение придавали силе и красоте гармонически развитого тела. Недаром именно здесь зародились олимпийские игры... Это было одно из наиболее почитаемых празднеств Эллады. Победители олимпийских игр пользовались исключительным почётом и уважением. В их честь сочинялись хвалебные оды, им ставились памятники. Спортсмены освобождались от налогов и пожизненно обеспечивались питанием за счёт государства. Олимпийские игры считались праздником мира. Во время их проведения прекращались все военные действия между враждовавшими государствами.

 Также с помощью подбора  текста можно развить определенные орфографические и пунктуационные навыки, решить учебные методологические задачи. Пропаганда здорового образа жизни, занятия физкультурой и спортом – неотъемлемая часть и воспитательного процесса. Желательно на уроке отвести время (2-3 минуты) для проведения «Оздоровительной страницы». Ученики продолжают вести свой персональный Словарь мудрых мыслей:

  • “Пешком ходить - долго жить”,
  • “Будешь двигаться - через хребет перевалишь, будешь сидеть - в яму скатишься”,
  • “Систематически заниматься спортом - значит заботиться о своём здоровье”,
  • “Воздух, солнце и вода – три кита здоровья”.

Также школьникам предлагается выполнить задания:

  • I. Напишите 5-7 спортивных игр, героем которых является мяч.
  • II. Запишите предложение, заменив один из причастных оборотов придаточным определительным.

Великий философ Платон, всю жизнь занимавшийся гимнастикой, называл хромыми людей, пренебрегавших ежедневной тренировкой мышц.

  • III. Творческий словарный диктант.

1. Вид спортивной гимнастики   (аэробика)

2.Система физических упражнений, способствующая общему развитию организма и укреплению здоровья    (гимнастика)

3. Расслабление и снятие психического напряжения     (релаксация).

4. Правила времяпровождения  (распорядок дня)

   Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках в 10-11 классах блочно-модульной системы снижает нагрузку учащихся в объёме домашнего задания; разноуровневые задания также способствуют сохранению здоровья учащихся. Школьной программой предусмотрено выполнение   творческих работ на спортивную тематику. Так в 5 классе ученики учатся составлять спортивный репортаж, в 6 классе школьникам предлагается написать сочинение-описание по картине Т.Н.Яблонской «Утро», в 7 классе сочинение-интервью по картине А.Сайкиной «Детская спортивная школа». Необходимо педагогу вводить в учебный процесс комплекс развивающих технологий.

    Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке. Использование ИКТ дает возможность сэкономить время и провести его интересно, избегая перегрузки, тем самым повышая мотивацию к учению.

  • Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём всех видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию. Во время выполнения сложных заданий для снятия напряжения используется  

«Психологическая страница».

              Словарь мудрых мыслей:

  • “Хороший смех оздоравливает душу”,
  • “Здоровый сон – прекрасное самочувствие днём”,
  • “Улыбка – лучшая таблетка”.
  • “Чистота - залог здоровья”.
  • “Болен – лечись, а здоров - берегись“.
  • “Баня – здоровит, разговор веселит “.
  • Предлагается текст для орфографического разбора в 7 классе:

      Очень полезно и приятно смотреть на аквариум с разноцветными рыбками. Плавно раскачивающиеся водоросли и плавающие рыбки погружают нас в состояние невесомости. Всё наше тело медленно расслабляется, кровеносные сосуды расширяются, сердце начинает биться ровнее, полностью исчезают напряжение в теле и головная боль. Аквариум - прекрасное средство от страха в зубном кабинете.

   На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки (2-3 раза), делать игровые  паузы, зрительную гимнастику  и, конечно,  эмоциональную  разгрузку (2-3 минуты) – послушать хорошую музыку, связанную с темой урока, посмотреть слайд с изображением пейзажа, обсудить увиденное и услышанное.

   Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий. Конечно, это все требует от учителя больших затрат времени,  душевных сил и эмоциональной нагрузки.

     И все же цель таких уроков -  обогащение словарного запаса учащихся, закрепление орфографических и пунктуационных навыков на материале, который поможет детям грамотно заботиться о своем здоровье, предупреждать вредные привычки, будет способствовать их стремлению к здоровому образу жизни. Такие уроки повышают интерес к учебе, помогают учителю установить доверительные отношения с детьми, максимально использовать индивидуальные особенности и способности школьников для повышения результативности их обучения.

Программа по литературе (для 5-11 классов) включает стихи поэтов: Жуковского В.А., Пушкина А.С., Толстого А.К., Бунина И.А., Тютчева Ф.И., Фета А.А., Блока А.А., Есенина С.А., Ахматовой А.А. о неповторимых красотах русской природы. Анализируя их поэзию с художественной точки зрения, педагог обращает внимание школьников на роль пейзажа в раскрытии внутреннего мира лирического героя и читателя. А на домашнее задание можно предложить подготовить рисунок на тему: «Зарисовка деревьев с натуры» и составить план устного рассказа для защиты на уроке. В процессе этой работы ученик, несомненно, прогуляется на свежем воздухе, чтобы подобрать для своего рисунка дерево. При изучении биографий писателей и художников показываем тесную взаимосвязь духовного и физического развития человека. Особенно это видно на примере жизни Льва Николаевича Толстого, который писал: « Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле». Сам писатель всю жизнь работал физически, занимался спортом, сохранял душевное равновесие, пропагандировал культуру, богатство русского языка и народного искусства. Учащиеся убеждаются в том, что здоровый образ жизни способствует долгой и плодотворной жизни.   В соответствии с особенностями каждого обучающегося учитель составляет задания, разные по степени сложности и требующие разнообразных видов деятельности. К примеру, на уроках литературы можно предложить учащимся тесты трех уровней сложности. Задания первого уровня рассчитаны на знания и воспроизведение текста (например, найти какой-либо эпизод и пересказать его). Второй уровень сложности предполагает какие-либо формальные, фактические наблюдения (например, найти стилистические фигуры и тропы), а задания третьего уровня сложности - целостное восприятие произведения - в единстве формы и содержания (например, определить композиционную роль того или иного эпизода).

         Внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективах. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.

3.2.Ведущая педагогическая идея.

     Как педагог я стремлюсь к созданию системы оптимального сочетания элементов современных образовательных технологий и индивидуализации образования с точки зрения здоровьесбережения детей.

3.3. Оптимальность и эффективность средств.

  Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения.

В настоящее время на уроках русского языка использую такие средства ИКТ: «Русский язык. 1С: Репетитор. Весь школьный курс», «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия». Различие между ними  определяется назначением программы, основным видом деятельности, степенью трудности и самостоятельности, типом оценки результатов.

    На уроках литературы применяется CD «Литература. Хрестоматия», «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия» для всех классов,  уроки-презентации.

 Обучение делается более эффективным, когда вовлекаются все виды чувственного восприятия ученика с помощью мультимедийных функций компьютера.

3.4. Результативность опыта.

   Я убедилась, что использование  здоровьесберегающих  технологий  на уроках русского языка и литературы  дают высокие результаты: 

- развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;

- способствует  более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;

- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;

- повышают мотивацию к обучению.

Применение современных образовательных технологий позволяет мне:

•      наполнить уроки новым содержанием;

•      развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность                   учащихся;

•      формировать элементы информационной культуры;

•      прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;

•      поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;

•      идти в ногу со временем.

Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения, для того чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников. Одним из показателей результативности считаю, что выпускники школы поступают в  ВУЗы (по профилю) и другие специализированные учебные заведения.

Информационные  технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации  и  дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение  новых  информационных  технологий  в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп  урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

     Знание ИКТ значительно облегчает подготовку к  уроку, делает  уроки  нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными. Интеграция ИКТ  и  современных  педагогических   технологий  способна стимулировать познавательный интерес к физике, создавая условия для мотивации к изучению этих предметов. Это рациональный способ повышения эффективности  и  интенсификации обучения  и  самообучения, повышения качества образования.

     Хороший  урок  невозможно представить без хорошо сформулированной темы, постановки его целей  и  задач, планирования этапов, а также цели на каждом отдельном этапе урока. Обычно для этого используется классная доска, на которой выписываются все необходимые термины, составляются таблицы и схемы. Теперь есть прекрасная возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности и поместить. На слайдах мы можем, например, разместить иллюстрации, которые заменят нам старые таблицы.

 На мой взгляд,  использование  презентаций при подготовке докладов или конференции трудно представить без слайдового сопровождения.

Думаю, что каждый учитель может распланировать свои  уроки  таким образом, чтобы  использование  компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным  и  интересным, что будет способствовать развитию креативных способностей учащихся, повышению качества образования

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

     Улучшение и сохранение здоровья детей возможно при условии компетентного применения здоровьесберегающих технологий педагогами, поиска наиболее оптимальных средств укрепления здоровья обучающихся – физического, психического и социального; создания наиболее благоприятных условий для формирования у детей устойчивого интереса к здоровому образу жизни, к самореализации и саморазвитию.

   Основное достоинство и ценность здоровьесберегающих технологий заключается в их гуманистической направленности. Они призваны обеспечивать уважение к личности каждого ребенка, создавать условия для развития его уверенности в себе, инициативности, творческих способностей, самостоятельности и ответственности, двигательной активности.

    Педагоги для сохранения здоровья детей должны стремиться свести к минимуму все возможные факторы риска: стрессовую тактику педагогического воздействия, не соответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям детей, не соответствие условий обучения санитарно-гигиеническим требованиям .

  Целесообразно учебный день начинать с проведения физкультминутки, где за несколько минут учащиеся выполняют 5-6 упражнений, желательно под музыку или с речёвкой. На уроках, где детям требуется проявлять повышенное внимание и усидчивость, двухминутные физкультпаузы, снимают усталость, нормализуют психические процессы.

  Использование нами режима динамических поз и тренажеров В.Ф. Базарного (плакат-схема зрительно-двигательных траекторий, тренажер со зрительными метками) в сочетании с такими приемами здоровьесбережения, как чередование видов деятельности на уроке, использование оздоровительных моментов (физ-культминуток, дыхательных упражнений, гимнастики для глаз, упражнений для профилактики нарушения зрения, осанки, эмоциональных разрядок, положительной учебной мотивации и др.) способствовало снижения заболеваемости учащихся, улучшению их осанки, остроты зрения.

     В опытно-экспериментальной работе по внедрению здоровьесберегающих технологий на уроках по предметам русский язык и литература. Мы убедились в том, что реализация технологий здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе способствует сохранению и укреплению здоровья школьников.

   Учащиеся  бережно относятся к своему здоровью,  требовательнее относятся к питанию и режиму дня.

Использованная литература:

1. Зимняя, И.А. Педагог как субъект педагогической деятельности: Учебное пособие / И.А. Зимняя.  – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 480 с.

2. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций / А.В. Хуторской // Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения: сб. научн. трудов / – М.: ГНУ ИСМО РАО, 2006. – С. 65-79.

3. Спенсер, Лайл М. Компетенции at work: модель максимальной эффективности работы: перевод с англ. / Лайл М., Спенсер-мл, Санй М. Спесер. – М.:HIPPO,2005. – 371 с.

4. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова.  -  М.: Магистр, 1997. – 224 с.    

5. Бережнова, Е.В. Профессиональная компетентность как критерий качества подготовки будущих учителей / Е.В. Бережнова // Компетенции в образовании: человекосообразный ракурс. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. – С. 267-273.  

        6. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании : учеб. посо-

бие для студ. высш. учеб. заведений / И. Г. Захарова. – 5-е изд., стер. – М. :

Издательский центр «Академия», 2008. – 192 с.

       7 . Пивоварова, М. А. Информационные технологии в учебном процессе: воз-

можности и опасности // Соц.- гуман. знания. – 2000, №5. – с. 139 – 140.

       8. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии

в системе образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С.

Полат, М. Ю. Бухаркина, 2-е изд.,стер. – М. : Издательский центр «Акаде-

мия», 2008. – 368 с.

        9. Суртаева, Н. Н. Нетрадиционные образовательные технологии – Новокуз-

нецк : 2000. – 63 с.