Активизация познавательной деятельности учащихся как условие повышения качества географического образования в условиях реализации ФГОС
статья (6, 7, 8, 9 класс)

Гартвих Светлана Николаевна

В статье раскрыты методы, приемы, формы и средства обучения, которые стимулируют активную познавательную деятельность, развивают интерес к предмету,способствуют повышению качества образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация   познавательной деятельности учащихся  как условие повышения качества географического образования в условиях реализации ФГОС

(из опыта работы)

Гартвих Светлана Николаевна,

 учитель географии

 МБОУ «СОШ №128»,

г. Барнаула

               

При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом  общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. На первый план выходит личность школьника, способность к самореализации, самостоятельному решению проблем, формирование у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы. Главная задача учителя, реализующего ФГОС – организовать деятельность учеников таким образом, чтобы у детей возникло желание решать проблемы урока. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Целью современной школы является не столько обогащение знаниями, сколько овладение способами деятельности. Большое значение в повышении качества географического образования играет умение учителя географии организовать учебную деятельность учащихся по практическому применению имеющихся у них теоретических знаний и самостоятельному получению из различных источников новых знаний, необходимых им для решения поставленных учебных задач.

Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся– развитие их творческих способностей.

Несмотря на достаточно большое количество научных работ, касающихся темы «познавательная деятельность», сущность данного понятия раскрыта различными авторами не однозначно. Чаще всего это связано с различным наполнением структуры познавательной деятельности и смешении понятий «учение», «учебная деятельность», «познавательная деятельность» и «познавательная активность». Кроме того оперируя данным понятием многие исследователи не дают ему четкого определения.

Отечественный психолог А.Н. Леонтьев определяет деятельность как «процесс, посредством которого осуществляется связь с предметом той или иной потребности. Деятельность всегда побуждается определенными мотивами» [1, с. 38].

Н.Ф. Талызина говорит о познавательной деятельности как о «системе определенных действий ученика и входящих в них знаний» [5, с. 18].

Психологический словарь дает более полное определение данного понятия «сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний» [3].

Г.И. Щукина в своих работах рассматривает понятия «учение» и «познавательная деятельность», как равноправные и определяет их как деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами, умениями и навыками, с помощью которых ученик получает образование [6, с. 96].

Краткое и четкое значение рассматриваемого понятия представлено Н.А. Половниковой, «познавательная деятельность это – осознанные, целенаправленные процессы, выражающие активное отношение учащихся к овладению знаниями, умениями и навыками, а также способами их получения»[4, с. 131].

Таким образом, в современной дидактике такие понятия как «учение» «учебная деятельность», «познавательная деятельность» часто рассматриваются как тождественные (Г.И. Щукина,   Н.Ф. Талызина и др.).

Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность учащегося в обучении, их способность в учебном познании, является средством развития познавательных способностей обучаемых.

          Развитие познавательных способностей учащихся – цель деятельности учителя, а применение различных приемов активизации является средством достижения этой цели. Понимание этого важно для работы учителя. Поэтому необходимо чаще использовать активные методы обучения.

Работая по проблеме “Активизация познавательной деятельности как условие повышения качества географического образования в условиях реализации ФГОС» ”, я ставила задачи, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными и всё это достигалось  учениками,  преимущественно – самостоятельно.

        В своей практике я использую разнообразные методы, приемы, средства и формы обучения,  которые стимулируют активную познавательную деятельность, развивают интерес к предмету, способствуют повышению качества образования. Подробнее остановлюсь на некоторых из них.

Прием «новизны» предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных.

Прием «создания проблемной ситуации» позволяет   не только сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков, достигать высокого уровня развития школьников, но и позволяет сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.

Метод проблемного обучения разработан философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи в начале двадцатого столетия. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению [2, с. 38]. Здесь могут быть любые задания, в которых учащийся осознает цель, но не знает способов ее достижения. Он оказывается в положении исследователя, вырабатывает мышление свободное от шаблона, выдвигает новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходит к познанию действительности

Прием «педагогического прогнозирования позволяет  получить опережающую информацию об объекте.

          Прием «узнавания» предполагает использование заданий на узнавание объектов, явлений по признакам. Например, работа с диаграммами, художественным описанием.

Карта – второй язык географии. Нет практически таких вопросов, тем в курсах школьной географии, ответ на которые не нуждался бы в картографическом сопровождении. Карта является необходимым условием при проведении географических диктантов, уроков-путешествий. Особенность диктантов, основанных на проверке знаний номенклатурного характера в том, что они разнообразят методику проверки и вносят в нее элементы новизны. Диктанты с географическими ошибками позволяют внести элементы занимательности в проверку усвоения материала, но в то же время дают возможность осуществить проверку знаний, выявить пробелы у отдельных учеников и помочь им устранить их в дальнейшем

         Через исследовательский метод обучения учащийся в процессе работы  постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений и конструированию новых процессов.

Познавательную деятельность учащихся хорошо  развивать через использование «Логических схем». Опыт работы показывает, что обучение с применением логических схем развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учеников

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Современные педагогические технологии  при этом становятся мощным средством, позволяющим активизировать мыслительную деятельность школьников, повысить познавательный интерес и, в конечном счете, добиться успешности каждого ученика в процессе изучения географии.

Список литературы.

1. Леонтьев А. H. Деятельность. Сознание. Личность / А.H. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 115 с.

2. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Кн. для учителя.– М.: Просвещение, 1977. – 80 с.

3. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана.– СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК: 2002. – 656 с.

4. Половникова, Н.А. Исследование процесса формирования познавательной деятельности школьников в обучении: дис. д-ра пед. наук / Н.А. Половникова. – Казань, 1976. – 483 с.

5. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: ИЦ «Академия», 1998.

6.Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Инновационная деятельность и развитие профессионально-личностных качеств педагогов, как необходимое условие повышения качества образования»

Компетентностный подход –  создание условий для овладения учащимися комплексом  компетенций, направленных на форми-рование личности, способной адапти-роваться в условиях социально-полити-чес...

Активизация познавательной деятельности учащихся 5-9 классов на уроках истории в свете требований ФГОС нового поколения.

В ходе исследования данной темы поставлены следующие задачи :   1. Изучить и охарактеризовать учебную деятельность школьников. 2. Проанализировать формы познавательной деятельности такие, как ...

Активизация познавательной деятельности учащихся 5-9 классов на уроках истории в свете требований ФГОС нового поколения.

В ходе исследования данной темы поставлены следующие задачи :   1. Изучить и охарактеризовать учебную деятельность школьников. 2. Проанализировать формы познавательной деятельности такие, как ...

«Развитие познавательного интереса школьников как условие повышения качества иноязычного образования в рамках реализации ГОС»

laquo;Развитие познавательного интереса школьников как условие повышения качества иноязычного образования в рамках реализации ГОС»...

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ по теме самообразования: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии в условиях реализации ФГОС ООО и внедрения ФГОС СОО»

Данный материал подготовлен в целях обобщения и систематизации проделанной работы по методической теме самообразования....

Мотивация учебной деятельности как условие повышения качества географического образования

Современная модернизация российского образования характеризуется смещением акцентов с усвоения основ наук на воспитание и развитие личности школьника. Таким образом, меняются функции учебных предметов...