Краеведческий компонент в системе школьного географического образования (Педагогическая концепция на основе опыта работы)
статья (краеведение) по теме

Понятие "школьное краеведение" по  своему содержанию включаает в себя разностороннее изучение местного края. Школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, направленную на  изучение края, но и как одно из условий, обеспечивающих обучение географии на  конкретном жизненном примере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koncepciya_.doc309.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Даньковская основная общеобразовательная школа

Подгоренского муниципального района

Воронежской области

Педагогическая концепция

на основе опыта работы

Краеведческий компонент в системе школьного географического образования

Выполнила:

Иванова Марина Фёдоровна,

учитель географии I (первой) квалификационной категории

х.Красюковский, 2010

Содержание

I. Актуальность проблемы.

II. История краеведения.

III. Понятие краеведения.

IV.Суть школьного краеведения и его значение.

V. Краеведческий компонент в системе школьного краеведческого образования.

  1. Использование краеведческого компонента при изучении начального курса географии (VI класс).
  2. Использование краеведческого компонента при изучении курса географии материков (VII класс).
  3. Использование краеведческого компонента при изучении курса географии России (VIII класс).
  4. Организация и проведение краеведческих экскурсий.
  5. Интеграция школьных предметов при изучении вопросов краеведения.
  6. Профориентационная направленность краеведения.
  7. Экологическая направленность краеведения.
  8. Патриотическое и эстетическое значение краеведения.
  9. Роль краеведения в природоохранительном воспитании.
  10. Фенологические наблюдения в школьном краеведении.
  11. Внеурочная работа по краеведению.

VI. Результативность краеведческой работы в школе.

Литература.

Приложения.

I. Актуальность проблемы

Вложите, учителя, в детей любовь к Отчизне, чтобы в детях сердца от чувств высоких этих отважней стали и святей.

                            Ю.Марцинкявичус

        Важная задача школы – воспитать человека пытливой, творческой, ищущей мысли. Я представляю себе детские годы как школу мышления, а учителя как человека, заботливо формирующего духовный мир своих воспитанников. Забота о развитии  и укреплении мозга ребёнка – одна из главных обязанностей педагога.

        Я вижу свою задачу в том, чтобы помочь детям понять связи в явлениях окружающего мира, чтобы главным в процессе обучения было развитие пытливого, острого, наблюдательного ума.        

        Я стремлюсь показать связь прошлого и настоящего в духовной жизни нашего народа. Очень важно, чтобы детям было дорого всё созданное старшими поколениями, всё добытое и завоёванное в тяжёлой борьбе за свободу и независимость Отечества. В то же время стараюсь не допускать беззаботного наслаждения жизненными благами. Познание ребёнком окружающего мира и самого себя должно протекать в процессе его добросовестного разнообразного труда.

Одним из направлений при воспитании личности ученика является краеведение, которое содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся. Краеведение способствует воспитанию чувства любви к своим родным местам, чувства уважения к людям труда, ветеранам Великой Отечественной войны, которые живут рядом.

        Любовь к Родине связана с любовью к родным местам – городу, селу, где человек родился, вырос, живёт. Неотъемлемой частью нашей страны является наш край – Воронежская область. Её история тесно связана с историей нашего Отечества и своими корнями уходит в седую старину. Воронежская земля – свидетель важнейших исторических событий прошлого и настоящего.

        Главная цель краеведения – формирование личности, приобщившейся к общечеловеческим ценностям культуры, воспринявшей идеалы гуманизма, свободы, демократии, ответственной за судьбу своей страны.

        Каждому надо верить в себя, в силу и мудрость российского народа, в его могущество. Это особенно важно в нынешнее непростое время.

Краеведческий подход в преподавании географии имеет большое значение, он учит учащихся видеть, ощущать, наблюдать, создавать; ведь близкое в природе, в человеческой жизни, в хозяйстве понятнее, проще, яснее, чем чужое и далёкое.

        Примеры из местной природы, хозяйства более понятны и доступны, помогают перейти от книги к реальной жизни.

        География – это тот предмет, который с первого урока способствует наблюдению, исследованию учащимися природы и хозяйственной деятельности человека.

Основной проблемой географического образования является разрыв между теоретическими знаниями и их практическим воплощением. Школьники изучают огромную массу понятий, но на практике сталкиваются лишь с 20-30 % изучаемого материала. Учащиеся, изучая учебный материал, знакомятся с географическими моделями и фотографиями холмов, речных террас, оврагов, родников, болот, озер, но крайне редко сталкиваются в жизни с этими природными объектами.  Поэтому школьного географическое краеведение призвано сгладить этот разрыв, перекинув «мостик» между теорией и практикой.        

II. История краеведения

             Педагогическая ценность обучения географии на основе изучения родного края была осознана очень давно. Уже достаточно отчетливо эта идея формулировалась в “Великой дидактике” Я. Коменского в первой половине XVII в.

В дореволюционной русской школе принцип родиноведения в обучении географии получил определенное развитие в первой половине XIX в.

В 1840 г. в предисловии к учебнику Ф. Студитского сказано, что географию нужно начинать с “того места, где живут люди”. Эта же мысль была высказана в предисловии к учебнику географии Д. Д. Семенова (1862). Идеи родиноведения получили отчётливое отражение в первой русской методике преподавания географии “Педагогические заметки для учителей” (1864) того же Д. Д. Семёнова.

Начавшаяся в 70—90-х годах XIX в. реакция резко повернула преподавание в школах России к идеям религии, самодержавия и схоластики.

Некоторое оживление родиноведческого начала в обучении географии вновь наблюдалось в конце XIX—начале XX в. Однако, в царское время в школах России родиноведение не получило массового развития. До революции и в первые годы Советской власти школьное краеведение называлось родиноведением. Впервые термин “краеведение” был предложен в 1914 г. Маньковым, но широко вошел в употребление лишь в советское время.

Уже первые советские программы по географии в 20-х годах были составлены на основе краеведения.

Развитие школьного краеведения нашло отражение в постановлении ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 г. “Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе”. В нем говорилось: “Признать необходимым в учебные программы по обществоведению, литературе, языкам, географии и истории ввести важнейшие знания, касающиеся национальных культур народов СССР, их литературы, искусства, исторического развития, а также и элементы краеведения СССР (природные особенности, промышленность, сельское хозяйство, социально-экономическое развитие и т. д.)”.

III. Понятие краеведения

По вопросу о краеведении написано немало работ. Однако до сих пор нет единого понимания термина “краеведение”.

В разные годы в понятие “краеведение” вносилось различное содержание.

В 20-х годах XX в. оно рассматривалось как метод синтетического изучения какой-либо определенной, выделяемой по административным, политическим или хозяйственным признакам относительно небольшой территории .

         В 30-х годах краеведение определялось как “общественное движение, объединяющее местное трудовое население, активно участвующее в соцстроительстве всего края на основе всестороннего его изучения”. Были также высказывания о нем как об особой науке, предмете преподавания.

А. С. Барков говорил, что “краеведение есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края”. ( Барков А. С. О научном краеведении.— В кн.: Вопросы методики и истории географии. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961)

Обычно считается, что краеведением занимается каждый, кто непосредственно изучает то или иное природное или общественное явление на данной территории. Однако большинство авторов сходятся на том, что “краеведение ставит себе такие же задачи, как и география. Оно стремится не только собрать данные о какой-то территории, но и поставить их в зависимость, выяснить влияние одних факторов на другие, т. е. стремится также дать комплексную картину природы и жизни в данной местности” (А. С. Барков. Вопросы методики и истории географии. (Избранные работы.) М., Изд-во АПН РСФСР, 1961, стр. 74.) Исходя из того, что объект и методы изучения географии и краеведения совпадают, А. С. Барков рассматривал краеведение как “малую географию”, или, точнее, как “малое страноведение”.

Но краеведением занимаются историки, естествоиспытатели, специалисты языка и литературы, архитекторы, работники искусств. Поэтому краеведение может быть различное: историческое, естественно-историческое и т. п. вплоть до археологического.

Однако ни в какой другой науке оно не находит для себя столь пригодных методов исследования, как в географии. В настоящее время, говоря о краеведении, чаще всего понимают его именно как краеведение географическое, в задачу которого входит всестороннее, синтезированное изучение родного края.

         В краеведении, так же как и в географии, предметом изучения является местность, территория. Сам термин “краеведение” означает, что изучается территория, определяемая понятием “родной край.

IV. Сущность школьного краеведения и его значение

Понятие “школьное краеведение” по своему содержанию включает в себя разностороннее изучение местного края. В связи с этим конкретное место для своих предметов в школьном краеведении находят учителя литературы, истории, биологии и географии. Благодаря синтезирующей, комплексной особенности географической науки преподаватели географии часто выступают организаторами, руководителями школьного краеведения.

Школьное краеведение как система в учебно-воспитательной работе проводится в плане географического, исторического, литературного, природоведческого краеведения и в других направлениях. Все эти направления, представляя собой части целого, являются основными структурными элементами общешкольного краеведения, тесно связаны между собой как по своему содержанию, так и по форме организации и методам проведения.

Каждое из направлений школьного краеведения обусловлено конкретными задачами, стоящими перед тем или иным учебным предметом. Каждое направление имеет собственный объект изучения, представляет собой самостоятельную систему краеведческой работы в школе.

Конкретным проявлением связей между различными направлениями краеведческой работы является исторический подход, осуществляемый учителем в изучении природных и социально-экономических условий родного края, его культуры, искусства, литературы, устного народного творчества.

В школьном краеведении главная роль в изучении принадлежит учащимся под руководством учителя. Изучением края может заниматься и местное население, а также туристы.

Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края по разным источникам и главным образом на основе непосредственных наблюдений под руководством преподавателя.

Школьное краеведение отличается от общественного тем, что оно осуществляется только учащимися и развивается в соответствии с учебными и воспитательными задачами школы. Одно из условий школьного краеведения — руководящее участие в нем учителя. Исходя из программы, состава учащихся класса и местных возможностей, он определяет объекты для исследования, виды и методы работы, организует на изучение края учащихся и руководит их работой. Поэтому успешные результаты школьного краеведения во многом зависят от того, в какой степени учитель сам краевед и как он сумеет заинтересовать своих учеников. Учитель должен хорошо знать край, систематически его изучать и владеть знаниями краеведческой работы со школьниками. Самому учителю краеведение также приносит большую пользу. Занимаясь краеведческой работой с детьми, он обогащается знаниями, улучшается и его педагогическое мастерство; он знакомится ближе с населением, с родителями своих учеников, изучает работу местных организаций и предприятий. Краеведение для учителя — верный путь к научной исследовательской деятельности.

В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания.

В обучении географии краеведение—одно из средств осуществления воспитывающего обучения. Работы, связанные с изучением родного края, помогают формированию географических понятий. Материал о природе края, хозяйственной деятельности местного населения может использоваться в качестве примеров и иллюстраций на уроках, в своем краю имеется больше возможностей и условий для практического применения приобретенных знаний.

Таким образом, школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, направленную на изучение края, но и как одно из условий, обеспечивающих обучение географии на конкретном жизненном материале.

Краеведческий принцип в обучении географии и его значение

Как любая система, географическое краеведение в школе представляет собой комплекс элементов, находящихся в определенных организационно-методических взаимосвязях и взаимоотношениях. Комплекс элементов географического краеведения — это его задачи, и принципы организации, содержание краеведческой работы, формы и методы ее проведения, планирования и руководства.

Географическое краеведение как система в учебно-воспитательной работе обусловлено общими целями и задачами воспитания и образования. Основными задачами географического краеведения, направленными на практическое осуществление связи обучения и воспитания с жизнью, трудом являются, во-первых, всестороннее изучение учащимися природных и социально-экономических условий родного края и, во-вторых, использование добытых при этом краеведческих знаний, практических умений и навыков учащихся в целях более глубокого и осмысленного усвоения учебного материала и активизации учебно-воспитательной работы.

Составными частями географического краеведения являются учебная (программная) и внеклассная краеведческая работа. По своему существу, педагогическому значению и целевым установкам оба эти направления тесно связаны между собой, взаимообусловлены и дополняют друг друга. Практически нельзя представить одно направление работы без другого.

Школьное географическое краеведение—составная часть школьного краеведения. Оно направлено на всестороннее и взаимосвязанное познание школьниками (в учебное и внеурочное время) природы, природных богатств, населения и хозяйства местного края, т. е. изучение географии своей местности, или “малой географии”. На примерах знакомых фактов, касающихся окружающей природы и хозяйства, учащиеся практически, наглядно знакомятся с важнейшими географическими понятиями. В этом случае будет иметь место  краеведческий принцип   в преподавании географии. Следовательно, развитие географического краеведения в школе дает возможность успешно применить важнейшее средство повышения качества географических знаний и умений учащихся—краеведческий принцип в преподавании географии.

На краеведческом принципе должны строиться обычные уроки, тогда как многие учителя краеведение связывают с организацией походов и кружковой работой по изучению края. Это происходит оттого, что практически в школе бывает легче заинтересовать учащихся однократным краеведческим походом, чем наладить систематическое изучение края. От учителя требуется меньше усилий для организации похода, чем на постановку всего преподавания географии на краеведческой основе. В этом и кроется одна из причин того, что внеклассное краеведение получало более широкое распространение, а его связь с учебными занятиями была недостаточной. При правильной организации краеведения в школе должен обеспечиваться тесный контакт учебных занятий со всей краеведческой работой.

Основными краеведческими факторами активизации учебно-воспитательной работы являются:

а) содержание краеведческого материала как источника возбуждения познавательного интереса учащихся, которое способствует осознанному пониманию причинно-следственных связей в природных и экономических явлениях и процессах;

б) практическое осуществление связи обучения и воспитания с жизнью, трудом. Этот принцип, являясь методологической основой школьного краеведения, выступает одним из важнейших средств активизации учебно-воспитательной работы;

в) создание проблемной ситуации, связанной с решением учебно-практических задач краеведческого содержания, которая является основным источником активизации мыслительной деятельности школьников;

г) организация наблюдений за природными и социально-экономическими явлениями родного края и использование добытых учащимися краеведческих знаний в учебной и воспитательной работе;

д) организация учебных и внепрограммных экскурсий, походов по родному краю, близких и дальних путешествий, тематических экспедиций, вечеров встреч, олимпиад, конференций и других работ краеведческого содержания;

е) система групповых и индивидуальных самостоятельных заданий (письменно-графическое оформление краеведческого материала, составление отчетов, докладов, рефератов, альбомов) и поисково-исследовательских задач;

ж) организация общественно полезной деятельности учащихся и привлечение их к агитационно-пропагандистской работе краеведческого содержания.

Краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс. Краеведческие походы и экскурсии помогают учителю лучше узнать своих воспитанников, так как возникает непринужденное общение учителя и учащихся, благодаря которому познаются моральные качества и духовный мир школьников. Занимаясь краеведением, учащиеся развивают индивидуальные склонности и способности.

Вместе с тем связь с местными предприятиями в процессе их краеведческого изучения способствует осуществлению политехнического обучения, требующего ознакомления учащихся с техникой и технологией производства.

Велико значение школьного краеведения в охране природы. Занимаясь краеведением, учителя знакомят учащихся с конкретными примерами преобразования природы края, а учащиеся обычно активно включаются в работу по ее охране. В процессе краеведения могут быть учтены все ценные природные объекты, исторические памятники и места отдыха. А это, собственно, первое условие для осуществления непосредственной работы по охране природы и рациональному использованию ее богатств. Школьники-краеведы много могут сделать и для воспитания бережного отношения к “зеленому другу” и жителей городов. В работу по изучению своего микрорайона города должна быть включена и охрана городских насаждений.

Изучение своей местности открывает школьникам возможность активно включиться в  общественно полезный труд и тем самым принять участие и в дальнейшем обогащении родного края. При этом различный характер содержания краеведения и многообразие форм его осуществления позволяет учащимся найти для себя применение в соответствии со своими интересами, склонностями и силами.

Краеведение — самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В краеведении возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы.

Краеведение создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии школьников.

Систематическое изучение природы в процесс краеведческих наблюдений воспитывает у школьников активное природоохранительное отношение к ней.

Большие возможности у краеведения для эстетического воспитания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у школьников любознательность и желание больше вникать в тайны природы.

Краеведение помогает видеть красоту природы, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. А это имеет огромное значение для воспитания  патриотизма.

V. Краеведческий компонент в системе школьного географического образования

Краеведческий принцип работы в нашей школе положен в основу всего педагогического процесса, начиная с I и заканчивая IX классом. После экскурсии (или похода) дети дают её описание, делают зарисовки, изготовляют коллекции и гербарии растений, пишут доклады на различные темы, а это способствует накапливанию богатейшего материала для использования его на уроках географии.

Накопление краеведческого материала

Для накопления краеведческого материала большое значение имеют экскурсии и кружковая работа.

Использование краеведческого материала на уроках

Когда собрано необходимое количество краеведческого материала, продумываю, как лучше использовать его на различных этапах урока, чтобы успешнее решать вопросы связи обучения географии с жизнью, с практической деятельностью людей.

Краеведение не должно, однако, стать самоцелью учителя географии, потому что урок был и останется основной формой изучения предмета. Поэтому нельзя искусственно привязывать краеведческий материал к каждому уроку.

Здесь я собираюсь рассказать о том, при изучении каких тем курса и как мне приходилось использовать накопленный, краеведческий материал.

1.  Использование краеведческого компонента при  изучении начального курса географии (VI класс)

Прекрасный ландшафт имеет такое огромное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, и день, проведённый среди рощ и полей, стоит многих недель, проведённых на школьной скамье.

                                                                                  К.Д.Ушинский

        Каждый человек  по своей внутренней природе – романтик и путешественник, а подросток тем более. Кто из нас в этом возрасте не мечтал отправиться в далёкое и опасное путешествие, кто из нас не зачитывался приключенческими романами! А география помогает осуществить эту мечту, пусть и виртуально. Однако – увы! – очень скоро романтика дальних странствий незаметно исчезает, и география превращается в обычный школьный предмет, где надо что-то и зачем-то учить, запоминать, зубрить…  Этого нельзя допустить, ведь география, помогающая маленькому человеку открывать всё многообразие и красоту окружающего мира,  не просто школьный предмет, это даже скорее не предмет, а особое видение мира. Уникальная роль географии в формировании личности детей очень точно подмечена ещё Н.В.Гоголем в его знаменитых «Мыслях о географии»: «Велика и поразительна область географии… Где найдутся предметы, сильнее говорящие юному воображению! Какая другая наука может быть прекраснее для детей, может быстрее возвысить поэзию младенческой души их!»

        Начальный курс географии – это первая ступенька, от которой во многом зависит успех дальнейшего изучения предмета. Если в VI классе познавательный интерес к обучению не появится, наивно полагать, что он проявится в более старших классах. Поэтому особенно важно, чтобы изучение нового предмета как можно больше опиралось на повседневный опыт учащихся, что позволило бы им самим добывать знания, участвовать в открытии своих Америк. Принцип малых географических открытий поможет ученику стать исследователем, откроет ему широкий простор для творческого познания мира.

        Начальный курс географии благодаря краеведческому содержанию имеет прекрасные возможности для изучения предмета не в кабинете, а на природе.

Программа географии в VI классе включает достаточно широкий круг краеведческих сведений, правильное использование которых способствует формированию у учащихся многих общих и единичных географических понятий.

Уже на первом уроке, знакомя учащихся с целью и задачами изучения курса, вспоминаем методику организации метеорологических и фенологических наблюдений. Изучению географии предшествует экскурсия, в процессе которой учащиеся изучают форму и строение рельефа окружающей местности, знакомятся со слагающими её горными породами, с вопросами исследования и описания ближайшей реки, пруда (озера) или источника.

При изучении темы “План и карта” привлекается план родного колхоза. Непосредственно на местном материале учащиеся учатся ориентироваться, выполнять съемку плана пути в окрестностях школы, усваивают условные топографические знаки, изучают план.

Изучение темы «Формы земной поверхности” начинается с рассказов учащихся о рельефе нашей местности, об основных его формах и их образовании. Прежде чем дать понятие о плоской и холмистой равнине, прошу учащихся рассказать, где они видели участки плоской поверхности, а где холмистой, чем они отличаются друг от друга. После этого перехожу к рассмотрению понятий о холмистой и плоской равнине, как они даны в учебнике. Используя метод сравнения, стараюсь после рассмотрения маленьких участков суши дать детям представление об огромных пространствах Западной Сибири и Русской равнины. После того как дети узнали, что такое низменность, возвышенность, им сообщается, что наша местность расположена на южных отрогах Средне-Русской возвышенности, что сильная изрезанность поверхности здесь зависит от того, что на южных склонах снег тает интенсивней, поэтому образуются мощные потоки воды, которые легко размывают рыхлые породы. Это и является причиной того, что наша территория сильно расчленена оврагами я балками. Даю понятие о вреде оврагов, о возможностях борьбы с ними, а также указываю, к чему эта борьба приводит.

При изучении темы «Гидросфера» многие вопросы рассматриваются на основе краеведческого материала и лучше усваиваются учащимися. Местные источники (реки, озера, болота, искусственные водоемы и др.) являются объектами исследований при изучении подземных и поверхностных вод и их взаимосвязей и взаимозависимостей с рельефом. На практических занятиях по изучению и описанию реки или озера учащиеся узнают о простейших методах гидрологических исследований.

Изучение темы “Воды суши” начинается с просмотра отчетов учащихся об экскурсии, проведенной осенью. Учащиеся на основе непосредственных наблюдений рассказывают, что в нашей местности начало ручьям дают родники. На территории нашего поселения имеются небольшие пруды, которые раньше использовались для водопоя скота, а сейчас используют в рекреационных целях. Больших прудов не строят, потому что близко к поверхности располагается мел, через который вода может уйти в нижележащие слои. Широко используются человеком подземные воды — роются колодцы. Рассказывается об охране колодцев. На краеведческом материале о местном ручье учащиеся получают знания о частях реки, о том, что река имеет исток, устье, левый и правый берега, русло и т. д. Большое внимание на уроке уделяю изучению поймы и долины реки, водосборной площади и водораздела реки. Так необходимо сделать потому, что этих понятий учащиеся в младших классах не изучали. При изучении бассейна реки обязательно разбираю, к бассейну какой реки принадлежит территория нашего поселения.  Изучая пороги и водопады, мы вновь возвращаемся к материалам осенней экскурсии. На экскурсии ребята разобрались, почему вода речки в отдельных местах падает с шумом, огибает камни. Опираясь на наблюдения местных миниатюрных “водопадиков”, стараюсь создать в воображении учащихся образ всемирно известных водопадов. Здесь же, при изучении этой темы углубляются знания учащихся об образовании оврагов под действием силы текучей воды, вспоминается о путях борьбы с оврагами.

Активно используется краеведческий материал при изучении темы “Погода и климат”. Чтобы накопить этот материал, у нас каждый ученик ведет календарь погоды. Отдельно ведется настенный календарь. Его ведут два ученика, которые в конце недели составляют отчет. В начале учебного года отчет по ведению календаря погоды за неделю учились первоначально составлять все учащиеся класса. Затем эту работу выполнял каждый самостоятельно. К моменту изучения темы “Погода и климат” у детей накапливается большое количество материала о погоде в своей местности. В период изучения этой темы дети учатся составлять отчеты за месяц и по сезонам года. Опираясь на собранные материалы о погоде, учащиеся устанавливают связи между направлением ветра и характером погоды.

Краеведческие знания учащихся, полученные ими при изучении литосферы, гидросферы и атмосферы, являются определяющими при рассмотрении природных комплексов и взаимосвязей между их отдельными компонентами.

Программа предусматривает экскурсию по изучению и описанию природных комплексов своей местности и выявлению взаимосвязей между рельефом, горными породами, почвой, растительностью и другими компонентами. Изучение природных комплексов является обобщающим в начальном курсе - физической географии. Усвоение понятия о природных комплексах служит основой для дальнейшего развития географического мышления школьников и изучения страноведческих курсов физической географии России и географии материков.

Содержание начального курса физической географии предусматривает ознакомление учащихся с вопросами охраны и восстановления природных условий и ресурсов своей местности и предполагает активное участие школьников в этом общенародном деле. Наличие доступного природного окружения является благодатным источником в изучении начального курса физической географии, особенно в условиях сельской школы.

2.  Использование краеведческого компонента при  изучении курса географии материков  (VII класс)

Курс географии материков в VII классе по сравнению с начальным курсом физической географии имеет ограниченные возможности в осуществлении краеведческого подхода. Но и в изучении этого курса при тщательном планировании урока и методики его проведения можно осуществлять краеведческий подход. Краеведческий принцип в курсе географии материков заключается не в том, что природа материка раскрывается на примере рельефа, климата, рек, растительности своей местности. Он состоит в том, что особенности природы изучаемой территории сравниваются с соответствующими природными явлениями своей местности, хорошо знакомыми учащимся.

Содержание и целевая установка раздела «Общие географические закономерности» позволяют использовать краеведческий материал при изучении следующих вопросов: строение земной коры, устойчивые и подвижные участки земной коры, развитие рельефа суши, изменение рельефа и очертания материков, климаты Земли и климатообразующие факторы, географическая зональность на равнинах и в горах, умеренные пояса, закономерности и характерные черты географической оболочки, взаимодействие природы и общества, природные богатства и охрана природы.

Внеурочная (программная) краеведческая работа  при изучении географии материков основывается на продолжении наблюдений по начальному курсу физической географии. Это главным образом систематическое ведение метеорологических и фенологических наблюдений с периодической их обработкой. Из внеклассной работы, не связанной с учебной программой, проводится экскурсионное изучение отдельных мест родного края, походы по своему краю, сбор образцов полезных ископаемых, почв, изготовление схем, диаграмм для музея, фотографирование местных природных и хозяйственных объектов и т. д. Продолжается работа по охране природы.

3. Использование краеведческого компонента при  изучении курса физическая география России (VIII класс)

Особенно широкая возможность осуществления краеведческого подхода представляется при изучении основных вопросов общего физико-географического обзора России . Знания учащихся о строении рельефа своей местности и использование их на уроке, практические работы по изучению и определению горных пород и полезных ископаемых родного края являются необходимым дидактическим условием при изучении темы «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые на территории России».

Содержание учебного материала по теме «Климат России» является относительно сложным для восьмиклассников. Необходимость использования краеведческого материала диктуется здесь и содержанием учебного материала, и дидактическими требованиями. Основными элементами краеведения в содержании данной темы являются: преобладающие сезонные ветры, характер влияния океанов на климат данной местности, преобладающая погода по временам года, коэффициент увлажнения и осадков своей местности.

При изучении темы «Внутренние воды» необходимо выяснить связи между характером строения рельефа и климатическими условиями, являющиеся определяющими в формировании и развитии внутренних вод. Это возможно лишь при широком использовании краеведческого материала. Гидрографические наблюдения за местными водоемами и использование приобретенных в предыдущих классах краеведческих знаний учащихся — необходимое условие в усвоении таких понятий, как влияние рельефа и климата на питание и режим рек, их эрозионная и аккумулятивная деятельность, происхождение озер, гидрографические особенности подземных вод и других вопросов.

Широки возможности использования краеведческого материала при изучении почв, растительности и животного мира. Основное назначение краеведческого материала при изучении темы «Почвы. Природные зоны» — помочь школьникам понять причинно-следственные связи в природной среде.

В течение учебных занятий школьникам даются задания, связанные с краеведческими наблюдениями и их обработкой. Характер заданий определяется программой, и почти все учебные занятия могут быть так построены, чтобы каждая изучаемая тема подкреплялась какой-либо практической работой из географии родного края. Кроме наблюдений в природе, краеведческие работы в 8 классе могут включать и изучение населения, хозяйства, населенных пунктов и т. д. как подготовку для использования результатов в 9 классе. Важное значение имеют всевозможные измерительные и картографические работы, обработка метеорологических и фенологических наблюдений, географические описания отдельных природно-территориальных комплексов (ландшафтов).

При изучении темы “Население России” можно использовать факты из практики  развития хозяйства и культуры в родном крае, которые могут служить иллюстрациями к текущему учебному материалу.

Вторая часть курса—природные условия и естественные ресурсы России — имеет больше возможностей для связи программного материала с краеведением, особенно при изучении крупного региона, в который входит свой край. Допустимо изучение темы “Своя область” вместе со своим регионом. В этом имеется большой смысл. Учащиеся уже владеют многими знаниями о своем крае, а учебный материал позволяет проводить всесторонние и содержательные связи как в отношении природной среды, так и в отношении хозяйства своего края со всем регионом, частью которого он и является.

В курсе экономической географии России краеведческий принцип находит очень широкое применение, так как учащиеся обладают уже значительными знаниями по физической географии края. Но его осуществление целесообразнее проводить, связывая вопросы программы с местным материалом при изучении отраслевого обзора РФ и своего экономического района. Большая часть краеведческой работы в этом курсе проводится по изучению местного производства.

Очень много может дать в сельских школах практика, связанная с сельскохозяйственными работами. Участвуя в этих работах, школьники знакомятся с местным сельским хозяйством. Учитель при помощи специальных заданий может это ознакомление направить на усвоение учащимися представлений и понятий, необходимых при изучении сельского хозяйства в курсе экономической географии; например, можно предложить школьникам следующие задания:

1. Выяснить, какие сельскохозяйственные культуры из зерновых, технических, кормовых возделываются в хозяйстве.

2. Определить, что составляет основу хозяйства — земледелие или животноводство.

3. Выяснить, какая сельскохозяйственная техника используется в хозяйстве и как она способствует повышению производительности труда и облегчению труда работников сельского хозяйства.

4. Определить экономическую выгодность различных отраслей хозяйства с учетом затрат труда и средств на производство продукции.

Изучение местного промышленного производства дает наглядный материал для раскрытия таких понятий, как производительность труда, специализация и кооперирование предприятия, технологический процесс, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, поточный метод, а по сельскому хозяйству — земельный фонд, сельскохозяйственные угодья, структура сельского хозяйства. Особенно важно знакомство с местными предприятиями для понимания значения использования в производстве местных природных ресурсов, внутрирайонных производственных связей и роли местных предприятий в межрайонном территориальном разделении труда. Правильное представление о производственных связях промышленных предприятий формируется на примере предприятий своего района.

Весь собранный материал о местном производстве дает возможность проводить уроки, опираясь на представления, которые сложились у учащихся в процессе всей краеведческой работы. На примере собственного края могут быть яснее показаны те факторы, которые обусловили размещение и развитие производства, а затем от частных и конкретных выводов сделать переход к изучению общих принципов размещения хозяйства России и его перспектив .

4. Организация и проведение краеведческих экскурсий

“Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь”

Китайская пословица

            Преподавание географии немыслимо без проведения экскурсий. Непосредственное наблюдение за природными явлениями под руководством учителя способствуют формированию у учащихся первых представлений о материальности мира, взаимосвязях и развитии компонентов любого природного комплекса, о природных богатствах и необходимости их беречь. Экскурсия в природу - увлекательная форма работы учителя с классом. На экскурсиях ребята учатся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, видеть нужные объекты, находить примеры взаимосвязей в природе. Каждая экскурсия дает хороший материал для воспитания эстетических чувств, формирования картины целостности мира, его хрупкости и уязвимости. Наблюдая живописные уголки природы, школьники учатся понимать красоту родной земли.

Экскурсионное дело в школе только тогда развернет в полноте свою воспитательную и образовательную силу, когда экскурсия будет не случайной и произвольной инициативой, а неотъемлемой частью образовательного процесса.

        Наша школа находится в сельской местности, в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для краеведческого и экологического воспитания. Места, в которых мы живём, богаты историческими, этнографическими, археологическими памятниками. Флора и фауна помогают развернуть с детьми краеведческую и экологическую работу, провести наблюдения. Мы, взрослые, в большинстве своём уже поняли, что уничтожать природу – это всё равно, что рубить собственные корни. Моя задача – донести до ума и сердец ребят, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья природы и человека.

        Многое из того, что увидят и услышат ребята сейчас, они со временем забудут. Но я уверена, придя когда-нибудь на луг или берег реки, они вспомнят свои детские ощущения от встреч с природой.

        Для меня, сельского учителя, природа является неотъемлемым компонентом жизни и труда. Сейчас появилось какое-то безразличие по отношению к земле, месту, где родился и живёшь, остро встаёт вопрос о гуманизации воспитания. Но эта тема безгранична. Я же хочу донести до сознания ребят не только гордость за нашу богатую природу, но и боль за нашу маленькую речку Сухая Россошь, берега которой превращены в свалку. Дети должны сердцем почувствовать: не сохраним природу – не будет и России!

Успешность краеведческого и экологического образования во многом определяется возможностями использования в учебных целях природного окружения. Этот фактор имеет особое педагогическое значение для сельской школы, так как для обучающихся в ней детей природные компоненты являются обязательной составной частью среды их жизни.

Почему именно сельская среда обладает особой силой воздействия на становление эколо-краеведческой культуры личности и формирование экологически оправданного поведения человека? Дело в том, что сельские жители каждодневно испытывают на себе теснейшие и разнообразные связи со средой своей жизни, в состав которой включены окружающие населённый пункт природные экосистемы – лес, луг, озеро, река или болото. Эстетическая выразительность этих компонентов сельского ландшафта привлекает внимание детей с самого раннего возраста. При этом у младших школьников формируются правильные представления о структурной мозаичности окружающей среды.

Педагогический потенциал сельской среды не исчерпывается лишь её эстетической привлекательностью. Для сельских школьников не составляет труда описать или отметить в зарисовке специфику состояния или изменения (например, сезонного) экосистем, которые образуют естественное окружение жителей села. Эта особенность свидетельствует о сформированности в сознании учащихся образа объектов окружающей действительности.

Довольно частое посещение природных объектов позволяет ребятам визуально, без предварительных разъяснений со стороны учителя, зарегистрировать те нежелательные преобразования, которые происходят в результате загрязнения. Учащиеся понимают, что наиболее сильно на окружающую среду влияют три вида загрязнений, связанных с добычей и переработкой  сырья, производством пищи и развитием транспорта. Накопление загрязнений, обусловленное промышленной, транспортной или сельскохозяйственной деятельностью человека, усиливается в связи  с ростом численности городского населения (урбанизацией), который сопровождается разрастанием территорий пригородных свалок. Все названные причины приводят естественные компоненты среды к деградации и разрушению.

Для детей становятся очевидными огромные масштабы разрушений окружающей среды и неадекватность мер, принимаемых для восстановления разрушенного. Возникающее при этом чувство переживания за судьбу окружающей природы создаёт нужный фон для развития такой личностной характеристики, как ответственное отношение, признаваемое сегодня в качестве одной из задач краеведческого и экологического образования.

Жизнь в сельской среде способствует также более глубокому пониманию проблемности в развитии экологической ситуации, характерной как для той местности, где живут и учатся дети, так и сложившейся в мире. Так, если для городского школьника проблема поддержания нормального температурного режима в квартире связана с технологией подачи горячей воды в трубы и батареи, то для учащихся сельской местности эта проблема ассоциируется в первую очередь с использованием природных ресурсов (дров, угля, торфа, газа) и выбрасыванием в окружающую среду значительных количеств углекислого газа и сажи, а также с динамикой состояния здоровья людей.

Участие в производстве агропродукции в месте своего проживания готовит учащихся к осознанию экологических механизмов возникновения продовольственной проблемы, трудно воспринимаемой городскими школьниками. Учащиеся сельской школы ощущают также и процессы истощения и деградации почвенного покрова планеты под воздействием сельского хозяйства и транспорта, что приводит к пониманию важности и необходимости осуществления противодеградационных мер, обязательности внедрения «щадящих» окружающую среду технологий и изменения потребительского отношения к использованию естественных ресурсов планеты.

5. Интеграция учебных предметов в краеведении

        Анализ программы по биологии и географии позволяет установить, что ведущей идеей курса является установление связи в биологических системах и природной среде, что именно реализация данной идеи способствует формированию целостной системы естественнонаучного представления об окружающей природе. Эта идея является основой для сближения и связи  наук, т.е. интеграции.

        Первый шаг к интегрированию – совместное тематическое планирование с учителем биологии с целью согласования, сближения предметных знаний. При этом порядок изучения некоторых тем может изменяться.

        Затем выделяются уроки с элементами интеграции и определяется их содержание. Требования к знаниям, умениям и навыкам, формы интеграции (полное слияние учебного материала; слияние большей части учебного материала; построение автономных блоков в рамках единого урока и их взаимосвязь). В соответствии с задачами урока определяются формы организации познавательной деятельности (фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная и т.п.).

Примеры интегрированных уроков.

  • «Введение» (6 кл.). Цель – раскрытие значения знаний по географии и биологии при формировании идеи взаимосвязи всех компонентов природы, её целостности.
  • Урок-экскурсия «Осенние явления в жизни растений. Глазомерная съёмка местности» (6 кл.). Цель – закрепление умений составлять план местности, наблюдения в природе сезонных изменений в растительном мире с обязательным оформлением результатов наблюдений. Эта экскурсия позволяет обратить внимание на местность и окружающую ребят природу и показать взаимосвязь факторов живой и неживой природы.
  • «Взаимосвязь живых организмов с оболочками Земли» (6 кл, конец года).
  • «Природные зоны материков» (7 кл.)
  • Урок-экскурсия «Выявление взаимосвязей между компонентами природного комплекса, обусловленными различиями в количестве тепла и влаги» (7 кл.).
  • Урок-экскурсия «Взаимосвязь животных, растений и факторов неживой природы в природном сообществе» (8 кл.). Цель – выявление взаимосвязи компонентов природы в пределах сообщества с целью расширения, конкретизации экологических знаний, формирования у ребят убеждённости в необходимости охраны окружающей среды. Экскурсию можно провести в форме деловой игры, где свои научные исследования проводят картографы, геоморфологи, почвоведы, ботаники, зоологи и экологи.

Интегрированные уроки помогают школьникам соединить полученные по разным предметам знания в единую систему, получить более глубокие знания, в том числе эколого-краеведческие, расширить кругозор. Учителю эти уроки помогают более эффективно использовать учебное время, увеличить время на отработку практических умений и навыков, использовать более современные формы организации обучения.

Другие школьные предметы также успешно можно интегрировать с географией, не забывая при этом о краеведческой составляющей урока.

6. Профориентационная направленность географического краеведения

В современном обществе  сельская школа стала важным фактором жизнеспособности, сохранения села. Воспитывая и обучая подрастающее поколение, школа оказывает влияние на повышение образовательного и культурного уровня населения. В условиях многообразия форм собственности, развития фермерства на селе содержание образования должно учитывать потребности сельских ребят в специальных знаниях, так как они включаются в производительный труд с детства. Это требует дополнить базовое содержание географического образования знаниями, необходимыми сельчанину в повседневной жизни, приблизить содержание их к условиям конкретной школы. Будущий фермер должен знать природу окружающей территории, её экологическое состояние, сельскохозяйственную специализацию.

        Выпускник сельской школы должен не только обладать теоретическими знаниями о системе понятий современной географии, объяснять структуру, законы развития, функционирования и размещения на Земле природных и хозяйственных объектов, но и уметь применять их на практике: вести наблюдения за природными и хозяйственными явлениями и процессами, правильно фиксировать и обрабатывать их результаты, комплексно подходить к их анализу.  Особенности сельской школы предъявляют дополнительные требования к организации и содержанию обучения, на которое оказывают влияние сельскохозяйственное производство, близость к природе, необходимость воспитания чувства хозяина Земли.

        Важнейшим средством повышения профориентационной направленности школьной географии является краеведческий подход в её преподавании и в организации как учебной, так и внеурочной краеведческой работы.

Элективные занятия, организуемые с целью углубления знаний, развития разносторонних интересов, склонностей и профессиональной ориентации школьников, являются в то же время одним из средств повышения их общеобразовательной, трудовой и политехнической подготовки.

Факультативные курсы по географии как по своему содержанию, так и по организационным формам и методам проведения носят краеведческую направленность. Исследования и передовой опыт в организации элективных профориентационных занятий подтверждают, что учебный материал, построенный на краеведческой основе, наилучшим образом удовлетворяют познавательные и профориентационные интересы и запросы школьников.

Примером предметно ориентированного элективного курса краеведческой направленности может служить разработанный мною, утверждённый районной комиссией и прошедший апробацию в МОУ Даньковская ООШ профориентационный курс «Во саду ли, в огороде». (см. Приложение)

Одним из необходимых условий формирования профориентационных знаний и умений учащихся в преподавании элективных курсов являются учебные экскурсии и тематические походы с целью более широкого ознакомления школьников с природными условиями родного края, жизнью и хозяйственной деятельностью населения, различными промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, объектами строительства и транспорта. Установлено, что краеведение в системе профориентационного обучения:

а) является наиболее рациональным, убедительным средством в познании общих закономерностей природы и в ознакомлении учащихся с основами производства. Непосредственный контакт с природой и деятельностью людей обеспечивает прочность и глубину знаний учащихся не только по географии своей местности, но и по географии вообще;

б) даёт возможность связать теорию с практикой, помогает развивать важные практические умения и навыки;

в) позволяет учащимся участвовать в общественно полезной работе, особенно в условиях сельской местности (География и школьное краеведение/ Под ред. Н. Е. Дика. М.: Просвещение, 1971, с.129).

7. Экологическая направленность школьного географического краеведения

Географ должен воспринимать ландшафт всеми пятью чувствами. В пустыне он видит горы барханов, слышит звон цикад, осязает ступнями сыпучий песок, чувствует запах полыни и ощущает во рту её горечь.

                                                                             Н.Н.Баранский

        Современное состояние взаимодействия общества и природы  обуславливает необходимость совершенствования экологической подготовки самых широких масс населения, и в первую очередь подрастающего поколения. В этой связи следует подчеркнуть большое значение школьного краеведения в экологическом воспитании учащихся. Краеведение экологично по своей сути, ибо изучение свое местности не что иное, как изучение окружающей среды.

        Диапазон эколого-краеведческого изучения территории достаточно велик. Одним из аспектов краеведческой работы является формирование географического образа окружающего ландшафта. Удобной организационной формой изучения образа территории является эколого-краеведческая экскурсия.

        Формируемый по ходу следования географический образ территории складывается из многих компонентов, куда входят рассказ о палеоландшафтах, истории создания и функциональной зависимости застройки, экологическая обстановка, местная топонимика и др. в ходе экскурсии широко используются произведения литературы и искусства. Впечатление, производимое художественным словом, усиливает восприятие рассматриваемого объекта или явления. Художественное описание сопровождается пояснениями к нему, вопросами и заданиями на выявление причинно-следственных связей. Постепенно в ходе экскурсии вырисовывается образный портрет места, выделяются его главные черты. Такое глубокое личное восприятие малой родины способствует патриотическому воспитанию и формированию экологической культуры.

8. Патриотическое и эстетическое значение краеведения

Между Родиной и родным краем существует неразрывная связь. Любовь начинается с родной местности, расширяется затем до пределов всей страны. Любовь к родному краю питает любовь к Родине. Познать свой край, изучить его — значит полюбить его еще более глубоко.

А.С.Барков

Краеведческий подход в преподавании школьной географии и внеклассная краеведческая работа, организуемая в определенной системе, являются важнейшим средством последовательного развития у учащихся чувства патриотизма.

В организации краеведческой работы патриотическое воспитание тесно переплетается с эстетическим воспитанием. Раскрывая перед учащимися величие и красоту родной природы учитель пробуждает у школьников чувство восхищения, глубокой гордости и искренней любви к своему родному краю, к своей Родине.

Географическое краеведение как педагогическое средство эстетического воспитания школьников выступает как источник пробуждения у них эстетических чувств и развития эстетического отношения к окружающей действительности. Факторами эстетического воспитания в процессе краеведческой работы являются непосредственное природное и социально-экономическое окружение.

Задача заключается в том, чтобы научить детей видеть прекрасное в природе, наслаждаться ею, научить беречь и умножать это прекрасное. Но это еще не все. Учащиеся должны чувствовать и осмыслить, что природа прекрасна не только своей первобытной красотой, но и преобразованная трудом человека.

9. Роль краеведческой работы в природоохранительном воспитании учащихся

 Роль краеведческой работы в природоохранительном воспитании учащихся характеризуется следующими особенностями:

а) в процессе природоохранительного воспитания создается благоприятная обстановка для восприятия учащимися явлений и объектов природы в целом и во взаимосвязях между ними;

б) экономические и историко-литературные аспекты краеведения дают конкретный и убедительный материал о формах и видах взаимосвязей в системе «природа — человек — общество»; у школьников формируется убеждение в огромной и разнообразной (экономической, нравственной, эстетической) роли природы в жизни общества;

в) краеведческие экскурсии и походы связаны с общественно полезной деятельностью учащихся;

г) краеведение способствует воспитанию культуры поведения человека в природе

Природоохранная направленность краеведческой работы особо важное значение приобретает в условиях сельской общеобразовательной школы. В сельской школе контакты учащихся с природой непосредственны. Учащиеся имеют возможность глубже понять связи человека с природой, установить зависимость человека от природы и поэтому прийти к выводу о необходимости постоянной заботы о природе. В сельской школе легче организовать общественно полезную деятельность школьников по охране природы.

Многообразны формы краеведческой работы по охране природы. Основными из них являются:

а) изучение и описание окружающей природной среды и природных ресурсов с целью их охраны, разумного использования и воспроизводства;

б) обследование местности с целью выявления эрозионноопасных участков, нанесение их на схематический план и участие в мероприятиях по борьбе с эрозией почвы;

в) выявление и описание достопримечательностей местной природы (пещер, геологических обнажений, микроландшафтов, родников, минеральных источников), изучение и учёт редких видов растений и животных;

г) участие в озеленении насёленных пунктов и охране зелёных насаждений, в укреплении и озеленении берегов рек и водоёмов, уход за лесом и лесопитомниками;

д) участие старшеклассников в массовых агитационно-пропагандистских мероприятиях по охране природы (лекции, доклады, вечера, конкурсы, встречи, наглядная агитация и др.).

10. Фенологические наблюдения в школьном краеведении

Фенологические наблюдения в школе имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они способствуют раскрытию причинно-следственных связей между природными явлениями, помогают учащимся более глубоко познать законы развития живой природы, способствуют осознанному изучению природы родного края, а также являются важнейшим средством углубления естественнонаучных знаний учащихся, повышения их трудовой и политехнической подготовки.

Фенологические наблюдения включают в себя изучение гидрометеорологических явлений, наблюдения за изменениями фенофаз растений, жизнью животных, за ходом развития сельскохозяйственных культур и сельскохозяйственной деятельностью населения по временам года.

Памятки по организации и оформлению наблюдений см. в Приложении.

11. Внеурочная работы по краеведению

Учебное и внеклассное краеведение тесно связаны между собой. Едины у них образовательные и воспитательные задачи. Внеклассная краеведческая работа диктуется дидактической необходимостью осуществления краеведческого подхода в учебном процессе. Кроме того, внеклассная краеведческая работа основана на требованиях примерных программ по воспитательной работе. Содержание этих программ, составленных с учетом возрастных особенностей и общего кругозора учащихся, предполагает последовательное обогащение их краеведческими знаниями и вовлечение в посильную общественно полезную работу.

Содержание и организация внеклассных занятий должны быть подчинены учебно-воспитательным задачам школы. Важно отбирать такой материал, который содействовал бы расширению общеобразовательного и политехнического кругозора школьников, нравственному и трудовому воспитанию, развитию у школьников политического сознания, эстетических вкусов и физических сил.

Формами внеурочной работы по краеведению могут быть:

Тематические мероприятия.

Природоохранная и пропагандистская деятельность.

Участие в краеведческих конференциях.

Встречи с земляками, фиксация и оформление их рассказов.

Оформление материалов для краеведческого музея.

Туристско-краеведческое движение.

Создание «троп природы» и организация маршрутных экскурсий на них.

Сбор и оформление фото- и видеоматериалов о родном крае.

VI. Результативность краеведческой работы

Краеведческая работа дает эффективные результаты в том случае, если в её организации соблюдаются систематичность и непрерывность. Принцип систематичности и непрерывности направлен на последовательное расширение и углубление краеведческих знаний и умений школьников. Он предполагает организацию краеведческой работы в определенной плановой системе в течение всего учебного года как на уроках, так и во внеклассной работе. Краеведческий материал, собранный учащимися в процессе внеклассной работы, обогащает учебный процесс, уроки становятся интереснее и содержательнее. Теоретические и практические занятия по краеведению должны сочетаться с общественно полезной работой учащихся.

        Любовь к Родине связана с любовью к родным местам – городу, селу, где человек родился, вырос, живёт. Неотъемлемой частью нашей страны является наш край – Воронежская область. Её история тесно связана с историей нашего Отечества и своими корнями уходит в седую старину. Воронежская земля – свидетель важнейших исторических событий прошлого и настоящего.

        Уроки краеведения я начала с ответа на вопрос: «Кто мы? Откуда мы?» Сначала определили, где мы живём, что окружает нас, чем знаменито место, где живут дети. Начали с деревень и сёл нашего района. Сначала дети молчали в ответ на вопрос, чем знаменита их деревня, а потом разговорились.

        Дети стали приглядываться ко всему, всё замечать, расспрашивать старших. Сами рассказали, что интересного в природе: почему зарастает луг, что особенного в речках Дон и Сухая Россошь.

        С интересом приступили к изучению истории школы, составили её летопись.

        Учащиеся Даньковской школы – постоянные участники районных краеведческих конференций. Члены детского объединения школы участвовали в долгосрочной районной игре «Мы живём в Подгоренском районе». Ребята школы регулярно встречаются с земляками, добившимися успехов в своей профессиональной деятельности. Учащиеся являются организаторами и активными участниками таких акций по благоустройству территории, как «Чистая Земля», «Марш парков», «Весенняя неделя добра», «Обелиск». В минувшем учебном году в школе силами педколлектива и учащихся был создан краеведческий музей, где наряду с различными экспонатами представлены и работы учащихся в области краеведения. Ребята активно включились в создание фото- и видеоархива своей местности.

        Сейчас работа краеведа сужена: мы не можем совершать экскурсии по историческим местам нашей Родины. Не всегда есть возможность посетить места родного края, но теперь на помощь приходит Интернет. Мы можем совершать виртуальные путешествия в любую точку земного шара, но при первой же возможности отправляемся с ребятами на экскурсии по родному краю. Я глубоко убеждена: всё, что делается по изучению своего родного края, западает в души ребят, что они с гордость будут рассказывать о том месте, где живут.

        В Даньковской школе краеведческой работе всегда уделялось должное внимание. И работа эта не пропала даром. Выпускники не забывают свою школу и родное село. Нет у нас «отказников» в армию, нет рецидивистов, нет ребят, которые находятся на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних. Зато есть влюблённый в краеведение Фёдор Алексеевич Воробьёв, выпускник нашей, Даньковской,  школы, автор краткого очерка истории села «Родина моя, Большедмитровка». Его мечта – издать историю родного села отдельной книгой и вручить её в каждый дом – сбылась. Теперь эта книга есть в каждой семье и её с интересом изучают. Есть Сергей Иванович Подстрешный, выпускник Даньковской школы, Почётный Гражданин России, ныне проживающий в Санкт-Петербурге, но не теряющий связи с малой родиной и школой. Именно благодаря его финансовой помощи наша школа стала красивой и уютной. Есть десятки доблестных воинов, которые несли и несут службу  на рубежах Отчизны, которые с честью выполняли свой  солдатский долг в Афганистане, Чечне и других горячих точках.

        И пускай не все наши выпускники будут краеведами, но равнодушными к Родине  точно не будут.

Гидрометеорологические явления

1. Появление первых проталин.

2. Начало интенсивного таяния снега.

3. Исчезновение сплошного снежного покрова.

4. Вскрытие реки (отмечается начало и конец ледохода).

5. Время наибольшего весеннего паводка.

8. Исчезновение ледяного покрова на озерах и прудах.

7. Исчезновение снега в лесу.

8. Появление первых кучевых облаков.

9. Первый весенний дождь.

10. Первая весенняя гроза.

11. Последний заморозок в воздухе (дата последней температуры 0° или ниже).

12. Последний заморозок на почве.

       13. Возврат похолодания (указываются температура, направление ветра и виды атмосферных осадков).

14. Последняя гроза.

15. Последний осенний дождь.

16. Последний день с кучевыми облаками.

17. Первый осенний заморозок на почве.

18. Окончательное замерзание почвы.

19. Замерзание реки и водоемов.

20. Появление первого снега.

21. Установление повсеместного снегового покрова.

22. Появление первой сильной пурги.

23. Средняя высота снегового покрова на полях.

24. Самый сильный мороз (указывается температура и продолжительность морозных дней).

25. Даты оттепелей.

26. Последняя пурга.

Фенологические фазы развития деревьев и кустарников

1. Начало сокодвижения (устанавливается по появлению капелек сока в отверстиях, сделанных на солнечной стороне ствола, при установлении температуры воздуха свыше +5°).

2. Распускание плодовых почек.

3. Развертывание первых листьев.

4. Зацветание (отмечается днем, когда появляется несколько раскрывшихся цветков 3—4 деревьев или куста данной породы).

5. Массовое цветение.

6. Начало созревания плодов и семян.

7. Начало осеннего окрашивания листвы.

8. Начало листопада.

9. Полное осеннее окрашивание листвы.

10. Конец листопада.

11. Вторичное цветение плодовых деревьев и кустарников. При этом отмечается: название вида, одиночное или массовое цветение, характер местоположения вторично зацветших растений от нецветущих. 

Фенологические наблюдения над птицами

1. Весенний перелет птиц (отмечается весенний отлет птиц, зимовавших в данной местности, и весенний пролет — пролетные стаи и массовый пролет птиц).

2. Весенний прилет (определяется массовое птиц, прилетевших на свои гнездовья).

3. Начало постройки гнезда.

4. Появление первых птенцов.

5. Осеннее стаение птиц.

6. Осенний перелет птиц (отмечается отлет — день исчезновения птиц с мест гнездовий, пролет — день массового пролета и прилет птиц). 

Фенологические наблюдения над насекомыми 

1. Первое появление насекомых (отмечается день появления первых водоемных, летающих насекомых и муравьев).

2. Массовое появление различных насекомых.

3. Начало откладки насекомыми яиц на листьях растений и стволах деревьев.

4. Появление гусениц — личинок насекомых.

5. Массовые перелеты насекомых.

Наблюдения над фазами развития зерновых культур

1. Первые всходы.

2. Массовые всходы.

3. Появление третьего листа.

4. Начало кущения.

5. Выход в трубку.

6. Колошение.

7. Зацветание.

8. Молочная спелость,

9. Восковая спелость.

10. Полная спелость.

 

Наблюдения за ходом сельскохозяйственных работ

1. Начало весенних полевых работ по обработке почвы (отдельно указываются дни начала пахоты, боронования, культивации и других работ).

2. Начало посевных работ (отдельно указываются дни начала посева и посадки культур в грунт, посева культур в парники, высадки рассады, высадки плодовых деревьев и кустарников).

3. Начало ухода за культурами (отдельно указываются дни начала подкормки озимых и других культур, боронования зерновых, пропашных и технических .культур, прополки, подошва, обрезки плодовых деревьев и кустарников).

4. Уборка (отдельно указываются дни начала уборки зерновых, пропашных, технических и огородных культур, сбор плодов садовых культур),

5. Начало осенней обработки почвы.

Одним из необходимых условий в организации фенологических наблюдений является тщательная подготовка учащихся к предстоящей работе. Она включает в себя:

а) предварительное изучение физико-географических условий территории колхоза;

б) выбор наиболее характерных для данной местности объектов для фенологических наблюдений и составление примерной программы.

Для организации фенологических наблюдений учащиеся разбиваются на группы по 3—4 человека. Каждой группе дается конкретное задание. По данным наблюдений группа в конце каждого месяца составляет месячный календарь природы по следующей схеме (табл. 5):

Дата

Гидрометеорологические явления

Фитофенологи-

ческие явления

Зоофенологи-

ческие явления

Ход сельскохозяй-

ственных работ

 

 

 

 

 

 

 

ГИДРОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 Местные источники и водоемы играют большую роль в хозяйственной жизни населения. Организация гидрографических исследований силами юных краеведов имеет не только познавательное, но и важное общественно полезное значение.

Гидрографические исследования включают ряд этапов. На начальной стадии организуется подбор, изучение имеющейся краеведческой литературы и составление на этой основе гидрографического обзора своей местности. Затем начинаются непосредственные полевые работы, после чего проводится камеральная обработка и оформление собранного материала.

Изучение источников 

Изучение подземных вод рекомендуется проводить по следующему плану:

1. Определить, к каким горным породам приурочены выходы источника.

2. Установить петрографический состав и мощность горных пород, слагающих водоупорные и водоносные горизонты.

3. Составить схему обнажения, зарисовать ее или сфотографировать.

4. Определить физические свойства воды, прозрачность и температуру.

5. Минеральные отложения вокруг источника и их состав.

6. Определить расход воды источника в единицу времени.

7. Каково влияние источника на окружающую местность (наличие провалов, размывов, оползней и т. д.).

8. Характер растительного покрова вокруг источника.

9. Нанести на карту местонахождение источников.

10. Как используется источник.

11. Наметить меры по охране и благоустройству источника.

Изучение малых рек

Работу по изучению малых рек на территории своей местности можно проводить в таком порядке:

1. Рельеф бассейна реки.

2. Почвы и растительность поймы.

3. Изучение долины рек.

4. Характеристика основных элементов русла реки и составление поперечного профиля.

5. Режим реки (уровень, расход, свойства воды, ледовый режим и т. п.).

6. Хозяйственное использование реки и  меры ее охраны. 

Изучение озера (пруда)

Изучение озера ведется по следующим вопросам:

1. Географическое положение озера. Его происхождение,

2. Рельеф берега. Горные породы, слагающие берега, дно и прибрежную часть.

3. Режим озера: характер течений, источники питания, приход и расход воды, сроки замерзания и вскрытия, толщина ледяного покрова и др.

4. Физическое состояние воды (температура на разных глубинах, прозрачность, цвет, состав).

5. Растительный и животный мир озера.

6. Глазомерная съемка озера, определение его площади, промеры глубины и составление профиля поперечного сечения в различных направлениях.

7. Народнохозяйственное значение озера.

8. Охрана озера от зарастания, загрязнения и замора.

9. Составление физико-географической характеристики озера.

Фенологические наблюдения.     Лето

Фенологическое явление

Срок начала

явления

Фенологическое явление

Срок начала

явления

Зацветает калина

Кукушка замолкает

Зацветает красный клевер

Жаворонок замолкает

Зацветает белая акация (робиния)

Созревание садовой малины

Зацветает малина садовая

Зацветает пижма

Зацветает шиповник

Начало уборки ржи

Зацветает жасмин

Созревание яблок

Зацветает жгучая крапива

Начало сева озимой ржи

Первый рой пчёл

Массовое появление грибов

Конец пения соловья

Созревание семян берёзы

Созревание плодов земляники

Начало уборки картофеля

Зацветают огурцы

Появление первых жёлтых листьев

Зацветает картофель

Начало уборки овса

Начало сенокоса

Покраснение плодов рябины

Зацветает липа

Отлёт ласточек

Фенологические наблюдения.     Осень

Фенологическое явление

Срок начала

явления

Фенологическое явление

Срок начала

явления

Осеннее стаение грачей

Полный листопад черёмухи

Первый заморозок на почве

Полный листопад липы

Начинается лёт осенней паутины

Первый заморозок в воздухе

Последняя гроза

Отлёт водоплавающих (уток, гусей)

Начинается листопад клёна

Последнее массовое появление кучевых облаков

Начинается листопад орешника

Полный листопад осины

Начинается листопад ясеня

Первый день со снегом

Изменение окраски листьев рябины

Полный листопад клёна

Изменение окраски листьев липы

Полный листопад берёзы

Изменение окраски листьев берёзы

Полный листопад орешника-лещины

Начинается листопад осины

Затягиваются льдом лужи

Начинается листопад дуба

Первый день со снеговым покровом

Изменение окраски листьев осины

Замерзает пруд

Изменение окраски листьев яблони

Средняя суточная температура устойчиво держится ниже 0 о С

Устанавливается прочный снеговой покров

 

Фенологические наблюдения.  Весна

  Отметьте даты перечисленных в таблице фенофаз.

Фенологическое явление

Срок начала явления

Фенологическое явление

Срок начала явления

Прилёт передовых грачей

Прилёт деревенской ласточки

Появление первой проталины в поле

Пылит осина (тополь)

Начало быстрого таяния снега

Зеленеет берёза

Прилёт скворцов

Зацветает черёмуха

Появление клопов-солдатиков

Появление майских жуков

Пылит (цветёт) орешник

Первые укусы комаров

Вскрытие реки

Первое пение соловья

Появление комаров-толкунов

Начало кукования кукушки

Начало сокодвижения берёзы

Зацветает одуванчик

Появление бабочки-крапивницы

Распускается клен остролистный

Зацветание мать-и-мачехи

Распускается клен ясеневидный

Зацветает гусиный лук

Распускается липа

Зацветание пролески

Распускается ясень

Зацветание фиалки

Распускается дуб

Появление лягушки

Зацветает слива (тёрн)

Первая гроза

Зацветает яблоня

Зацветание хохлатки

Зацветает вишня

Появление бабочки-лимонницы

Зацветает чистотел

Начало полевых работ

Зацветает ландыш

Пылит берёза

Зацветает желтая акация (карагана)

Пылит клён остролистный

Зацветает сирень

Появление бабочки-капустницы

Зацветает земляника лесная

 Выберите в качестве объекта наблюдения 2 вида древесных растений, 1 вид кустарников,  2 вида травянистых растений. Отметьте фенофазы, названные ниже и заполните таблицу (укажите дату начала явления).

Фенологические наблюдения за древесными растениями и кустарниками

Фенологические фазы

деревья

кустарник

1. Начало сокодвижения.

2. Набухание почек.

3. Начало распускания почек.

4. Появление первых листьев.

5. Полное распускание листвы.

6. Зацветание.

7. Начало массового цветения.

8. Конец массового цветения.

9. Начало роста верхушечной почки.

10. Первое появление плодов и семян.

11. Массовое созревание плодов.

12. Вторичное цветение.

13. Начало осеннего расцвечивания листвы.

14. Начало листопада.

15. Массовый листопад.

Литература

1. Астафьев А.В. Уроки радости и вдохновения. Ж. «География в школе», №1, 1994.

2.Барков А.С. О научном краеведении.— В кн.: Вопросы методики и истории географии. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961г.

3. Васильев С.В., Кононова Г.А. Формирование образа территории в школьном краеведении. Ж. «География в школе», №6, 1995.

4. Иванова Г.Ф., Костыгова М.Ю. Интеграция в процессе обучения географии и биологии. Ж. «География в школе», №5, 1995.

5. Иванов Ю.П. Как помочь школьнику совершить «малое географическое открытие». Ж. «География в школе», №5, 1994.

6. Матрусов И.С. Краеведение и краеведческий подход в преподавании географии. М.: Академия педагогических наук, 1963 г.

7. Морозова Г.А. Влияние краеведения на личность ученика. Ж. «География в школе», №4, 1997.

8. Сафиуллин А. 3.Географическое краеведение в общеобразовательной школе: Пособие для учителей,— М.: Просвещение, 1979.

9. Чурляев Ю.А. Краеведческий подход в обучении географии. Воронеж: ВОИПКРО, 2002 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учителя географии ГБОУ СОШ №1234 Курбатовой Е.Е. "Развивающее обучение в школьном географическом образовании".

Методическая система предлагается к использованию учитлям географии в средних общеобразовательных школах....

Региональный компонент школьного географического образования

В статье рассматриваются  вопросы: 1.Актуальность регионального компонента в обучении географии....

ТЕМА: «Роль воспитательной системы в организации жизнедеятельности детского объединения» - доклад из опыта работы педагога дополнительного образования.

Процесс воспитания – это устойчивый, обладающий свойствами целостности педагогический механизм, с достаточной степенью вероятности реализующийся в опыте, в практике. Концепция воспитательной системы о...

" Реализация регионального компонента в содержании школьного иноязычного образования ".

" Реализация регионального компонента в содержании школьного иноязычного образования "....

Православный компонент школьного географического образования

Цели географического образования согласно требованиям ФГОС и цели Православного стандарта во многом идентичны, так как придают особое значение духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации...

Экологическое воспитание учащихся в системе дополнительного географического образования ( из опыта работы школы №777 г.Москвы) Белова А.А., учитель географии и экологии школы №777

Экологическое воспитание учащихся  в системе дополнительного географического образования ( из опыта работы школы №777 г.Москвы)Белова А.А., учитель географии и экологии школы №777...