Главные вкладки

    ТЕМА: «Роль воспитательной системы в организации жизнедеятельности детского объединения» - доклад из опыта работы педагога дополнительного образования.
    статья на тему

    Выродова Надежда Васильевна

    Процесс воспитания – это устойчивый, обладающий свойствами целостности педагогический механизм, с достаточной степенью вероятности реализующийся в опыте, в практике. Концепция воспитательной системы объединения  охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей (не только досуг), разнообразную деятельность и общение за пределами ДДТ. школы. В сообщении я- как педагог. работая с детьми в объединении,  делюсь своими мыслями, опытом работы в этом направлении.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dokl._vosp-e.doc64 КБ

    Предварительный просмотр:

    ТЕМА: «Роль воспитательной системы в организации жизнедеятельности детского объединения»

    Дом детского творчества.с. Кочубеевское, Ставропольский край.

     Объединение  «Мастерица». Педагог: Выродова Н.В.

    Восточная мудрость гласит: “Если ты думаешь на год вперед, посади семя, если ты думаешь на десятилетие, посади дерево, если ты думаешь на век вперед, воспитай человека”.

    Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность – в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.

    Чтобы выжить в социальном и духовном отношении, подрастающий человек должен уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся мире производства, бизнеса, общественно-политической жизни, коммуникаций, не потерять при этом своей самобытности, нравственных начал, уважения к себе и другим людям, способности к самопознанию и самосовершенствованию.

    Кроме этого, каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью, источником творческого начала, субъектом жизнедеятельности, имеющим равное с другими право эффективно выступать в каждой из социальных сфер или плоскостей бытия человека. Понимая актуальность вопросов воспитания, я работаю над созданием условий для благоприятного взаимодействия всех участников  учебно-воспитательного процесса.

    Разрабатывая концепцию воспитательной системы, я определила, что система воспитания – это устойчивый, обладающий свойствами целостности педагогический механизм, с достаточной степенью вероятности реализующийся в опыте, в практике. Концепция воспитательной системы объединения  охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей (не только досуг), разнообразную деятельность и общение за пределами ДДТ, влияние семьи, влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды, непрестанно расширяющее воспитательное пространство.

    В концепции модернизации российского образования на последний период, определена приоритетность воспитания: «Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативы, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе…»

    Основными идеями, которые легли в основу моей воспитательной системы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного развивающего пространства.

    Воспитательная система  – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов детского сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

    Выбранная мной  воспитательная система призвана стать своеобразным посредником между ребенком и миром, помощником в организации жизнедеятельности, в осмыслении своего я, создателем благоприятной развивающей среды в объединении, координатором усилий педагога, семьи, социума – всех воспитывающих сил, влияющих на становление и развитие личности воспитанника.

    Исходя из этого, ставлю перед собой следующие цели:

    1. Создание условий для проявления учащимися инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к деятельности в доп.образовании, использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья.
    2. Оказание помощи ученикам в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения и творческие способности в окружающей среде.

    В связи с поставленными целями необходимо решить следующие задачи:

    • Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья; формировать культуру интеллектуального и творческого развития.
    • Формировать у уч-ся культуру общения в системе «педагог - учащийся», «ученик -  ученик», «взрослый - ребенок», формировать у уч-ся осознание ценности человеческой жизни.
    • Организовать психолого-педагогическое просвещение родителей, создавать условия для благоприятного взаимодействия, организовать совместное проведение досуга детей и родителей.

            Одним из моих   принципов работы с детьми  является  принцип формирования  стойкой мотивации ребенка к развитию. Я  часто разговариваю с детьми на эту тему, желая вызвать у них интерес к получению знаний. Рассказываю про свою учебу в школе, в проф. Учебных заведениях о том, как эти знания пригодились мне в жизни. Пытаюсь каждому на примерах объяснить, как  пригодятся ему эти знания. И как результат – активное участие детей в праздниках, конкурсах, выставках . Результаты достижений ребята хранятся в портфолио.

    Воспитательная работа представляет собой  синтез принципов индивидуальной и коллективной творческой деятельности и является эффективным средством гармоничного развития личности и детского коллектива.  В своей  работе я использую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы: КВН-ы,ролевые игры, презентации,  интерактивные беседы и др.

    Как педагог я стараюсь сделать так, чтобы каждый ребенок почувствовал свою значимость в коллективе, чтобы жизнь ребят была наполнена интересными делами, чтобы каждая минутка пребывания в объединении приносила радость от совместного творчества. Вот уже три года, как мои воспитанники самостоятельно или с моей помощью готовят творческие  проекты- презентации, дети ср. шк. возраста используют ИКТ. Многие из уч-ся  активно принимаются за работу. У многих детей возникают вопросы по предложенной теме, они уже сами начинают искать литературу,эскизы, приносят, детские книжки, журналы,  используют образовательные ресурсы Интернета. А потом пытаются в интересной форме рассказать об этом другим так,  чтобы никто не остался равнодушным. Регулярно веду мониторинг участия ребят во внеучебной  работе, из которого видна степень вовлечения каждого в жизнь объединения. Результаты мониторинга еще больше убеждают меня в правильном выборе методов работы.

    Хочется отметить, что  тему здоровья, здорового образа жизни не затрагивать нельзя. Ведь здоровье – это физическое, психологическое и социальное благополучие человека. Мы с ребятами стараемся ходить в походы, экскурсии, поездки неоднократно, «проводим дни здоровья- тематические праздники», каждый раз открывая для себя новые горизонты.  Вместе с ними готовим стенгазеты, используем  публикации о здоровом образе жизни, приглашаем на них родителей, встречаемся с работниками социально-психологической службы.  Некоторые дети, особенно мальчики посещают спортивную секцию, принимают участие в спортивных соревнованиях в селе.

    Военно-патриотическое воспитание учащихся в нашем объединении имеет также свое отражение.  Любовь к Родине, патриотизм, начинается с любви к близким, к дому, к школе. Вот почему патриотическое воспитание  имеет четко свою линию: моя семья –  школа - родной село – родная страна. Все мы – граждане России, и, объективно оценивая ситуацию, я стараюсь формировать у учащихся  представление о том, что судьба гражданина неразрывно связана с судьбой страны, а успех гражданина – с успехом страны. К основным формам работы, которые я использую  в этом направлении, встречи с ветеранами, благотворительные акции, литературно – музыкальные композиции, встречи с интересными людьми, различные беседы.  Всё это повышает  интерес учащихся к истории малой родины, человеческим судьбам, дает понимание значимой роли простого человека в исторических событиях, способствует воспитанию уважительного отношения к старшему поколению.

    В смене будней у педагога дополнительного образования особая миссия, не пройти мимо воспитанника, заметить даже маленькую искорку творчества, таланта и не дать ей потухнуть. В течение нескольких лет веду диагностику творческих способностей учащихся, которая позволяет определить склонности, интересы каждого ребенка. Моя задача как педагога заметить эти искорки в душе ребенка, увидеть и будущего художника, мастера и артиста,   и помочь проявить им  свой талант.   По результатам диагностики  даю рекомендации детям и родителям.

    Дети приходят к нам добровольно и это важно, т.к. родители доверили мне самое дорогое, что у них есть, – своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, чем занимается в свободное от школы время его ребенок , с кем общается вне школы, какие отношения  со сверстниками. Поэтому встречи с родителями, родительские собрания - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей, формирующая их общественное мнение, родительский коллектив. Каждая встреча обязательно включает беседу, психолого-педагогические рекомендации по наболевшим вопросам в воспитании подрастающего поколения, представление творческих работ учащихся. Родительские собрания стараюсь провести так, чтобы родители были уверены в том, что вместе мы можем достичь многого.  Некоторые из родителей  активные участники мероприятий, организаторы досуга детей, помощники . Вместе мы не только воспитываем наших детей, но и стараемся создать уют в нашем  кабинете.

    Воспитательная система в объединении охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь детей. И тут я использую различные технологии, которые помогают формированию жизненного опыта у воспитанников. Каждая педагогическая технология объективно имеет свои методические возможности для формирования умений и навыков,  социализации ребенка, качеств самостоятельной и творческой личности, создания комфортного микроклимата.  

    Я думаю, что у каждого ребёнка в глубине спрятаны серебряные капельки. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они засияли весёлым добрым светом, чтобы мир ребят стал ярким и радостным.

    Только поддерживая друг друга, педагогические приёмы дают радужный эффект, а технология – свой результат.

    Если детский  коллектив един, то каждая встреча с ним сияет всеми цветами радуги.

    Р  -радостью общения и взаимопонимания

    А-  активным участием каждого ребёнка и родителя в жизни объединения

    Д- добротой, исходящей из детских сердец по отношению ко всем                   окружающим

    У-успехом, достигнутым в совместном творчестве и обучении

    Г - гордостью за свой коллектив, малую Родину, село, страну

    А-  а также милосердием, толерантностью,  любовью, сотрудничеством.

    Только сотрудничая, можно создать все те условия, в которых ребёнок чувствует себя нужным и значимым, раскрывает свои способности.

    И главное, что я уже могу  сказать, что иногда вижу  сияние учащихся моего объединения всеми цветами радуги.

    Используемая      литература:

    1.ж. Дополнительное образование   №9- 2008г. Стр.22

    2. Учебное пособие  «Русское слово»- М- 2009г.

    3.Шехтер С.И. Н. М. Воскресенский «Гражданское образование. Содержание и методы обучения» М. Просвещение-1997г

    4. Тубельский А. Н. «Школа самоопределения»   -М. 1999г  

    5. интернет.ресурсы с. www Informika.ru  

                   


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    обобщение опыта работы педагога дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ "Росинка" Прохоровой Юлии Александровны

    обобщение опыта работы в хореографической студии педагога дополнительного образования...

    Обобщение опыта работа педагога дополнительного образования

    Обобщенине опыта работы педагога дополнительного образования...

    Из опыта работы педагога дополнительного образования детей

    В помощь педагогам дополнительного образования....

    Детское объединение «Рукодельница». Статья из опыта работы педагога дополнительного образования.

    Основные направления. формы и методы  реализации программы дополнительного образования декоративно-прикладного направления "Рукодельница"...

    Из опыта работы педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории, руководителя детского объединения "Незабудка" Коваленко Ольги Валерьевны

    Из опыта работы по авторской программе "Незабудка" педагога дополнительного образования, руководителя детского объединения "Незабудка" Коваленко Ольги Валерьевны....

    Курс «Художественное макетирование» в системе художественного образования школьников (из опыта работы педагога дополнительного образования)

    В статье исследуется влияние курса "Художественное макетирование" на художественное образование учащихся....