Обобщение опыта работа педагога дополнительного образования
статья на тему

Манакина Ирина Михайловна

Обобщенине опыта работы педагога дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_raboty_pedagog_dop_obrazovaniya.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

 В Центре детского творчества «Росинка» в должности педагога дополнительного образования  я работаю 11  лет .

Являюсь руководителем студии «Народное творчество», работая в области декоративно-прикладного искусства.

В 1993 году окончила Рыбинское педагогическое училище по специальности воспитатель дошкольного учреждения.

Основной целью работы студии, которой я  руковожу, является стимулирование творческой активности детей, развитие индивидуальных задатков и способностей, создание условий для самореализации.

Большое внимание в своей работе я уделяю изучению, пропаганде и возрождению угасающих видов народного декоративно-прикладного творчества. Особый интерес для меня и моих воспитанников представляют те виды творчества, которые тесно связаны с художественной обработкой местных растительных материалов: береста, соломка и др.

 Основными задачами занятий в студии «Народное творчество» являются:

- развитие у детей эстетического восприятия, художественного вкуса и эмоционально – чувственного отношения к природе и предметам;

- воспитание детей интереса и любви к декоративно – прикладной работе, народному искусству родного края;

- развитие художественно – творческих способностей детей;

- формирование трудовых умений и навыков;

- обучение детей приемам обработки различных природных материалов – бересты, флористики – с целью выполнения художественных изделий;

- привлечение учащихся к изучению литературы с целью получения новых знаний по истории и развитию декоративно – прикладного искусства.

В целом занятия по программе  призваны способствовать решению комплекса задач по эстетическому, трудовому и нравственному воспитанию.

Обучение в студии ведётся мной по модифицированной программе «Народное творчество». За основу взята учебная программа для внешкольных учреждений  и общеобразовательных школ кружка «Сувенир», рекомендованная Министерством Просвещения СССР.

Программа рассчитана на 3 уровня обучения и ориентирована на детей с 4 до 17лет.

1-й уровень обучения  предполагает общехудожественное развитие детей, практическое овладение основами и знаниями в данной области, адаптацию в коллективе, выявление интересов и потребностей, знакомство со спецификой декоративно прикладного искусства.

2- уровень обучения детей предполагает развитие и углубление профессиональных интересов и навыков, расширение спектра теоретических знаний, художественных и технических дисциплин по всем видам деятельности.

План этого уровня рассчитан на детей, которые уже на первом этапе проявили свои способности. Большое значение и место уделяется практической работе по закреплению полученных знаний, умений и навыков.

3-уровень обучения предполагает изготовление изделий наибольшей сложности и создание творческих проектов, что ориентирует детей на самостоятельное приобретение и применение детьми новых знаний, умений, целостных ориентаций, отношений.

Учебно-воспитательный процесс базируется на обучении основным приёмам и технологии изготовления различных изделий, сочетающих в себе эстетические и практические качества.

Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с различными растительными материалами, учащиеся создают не только полезные, но и красивые изделия, познают радость от сознания сопричастности в преобразовании обычного, казалось бы, материала, в художественное произведение.

В процессе работы у детей развиваются:

- чувства цвета, ритма;

- тренируются пальцы рук, глазомер;

- воспитываются наблюдательность, усидчивость, культура труда и

  эстетическое восприятие мира;

- формируется понятие о красоте вещей, созданных своими руками,

  знание природных качеств материалов и их применение, любовь и бережное    

   отношение к природе

В своей работе я использую разнообразные методы обучения:

  1. методы формирования сознания (рассказ, беседа, работа с литературой, метод примера);
  2. методы организации деятельности (инструктаж, иллюстрации и демонстрации, практические работы);
  3. методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (познавательная игра, поощрение);
  4. методы контроля эффективности (творческие проекты, практическая работа);

     При работе со студийцами я выбираю следующие формы работы:

  1. анализ работ учащихся;
  2. выставки работ учащихся;
  3. коллективное творчество;
  4. выбор органа самоуправления студии;
  5. использование фольклора;
  6. физкультминутки;
  7. технологическое проектирование.

 При коллективном анализе работ учащихся  я акцентирую  внимание на том, что получилось, т.е. даю положительную оценку деятельности ребёнка, тем самым создаю благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии.

Одна из интереснейших форм стимулирования учащихся к знаниям это выставки детских работ. Совместно с детьми я отбираю лучшие работы, при этом опираюсь на мнение ребят. Данная форма работы помогает сформировать у детей способность объективно оценить свою работу и работу товарищей, т. е. учитывать положительные и отрицательные стороны, развивает стремление к более качественному выполнению работы.                                                                     Работы, выполненные коллективно, служат украшением интерьера. Этот             вид деятельности сплачивает ребят единой целью, развивает стремление к    общему результату. Взаимопомощь способствует формированию дружеских взаимоотношений.

Ежегодно в нашей студии выбирается орган самоуправления. Ребята сами выбирают лидера-командира студии, назначают ответственных за  дисциплину и порядок, а также за культурно-массовый сектор. Эта форма работы, помогает проявить детям свои лидерские качества, воспитывает в детях чувство ответственности за порученное дело.

 По ходу занятий я использую пословицы и поговорки, призывающие к творчеству: «Заняты руки, не будет скуки», «Руки да душа - и горница хороша», «Всякому молодцу ремесло к лицу».

Для того чтобы снять возникшую во время занятий усталость, я провожу с детьми физкультминутки.

Технологическое проектирование является одной из форм моей работы с детьми.

Её цель- стимулирование активности и самостоятельности обучающихся, развитие познавательных способностей детей, получение конкретного результата.

Провожу анализ усвоения знаний, полученных детьми на занятиях с помощью индивидуальных маршрутных книжек. (Мониторинг результатов обучения ребёнка по дополнительной образовательной программе)

         

На протяжении всех лет работы я занимаюсь самообразованием. Приобретаю литературу для студии , использую в работе журналы «Внешкольник», «Дополнительное образование и воспитание», пользуюсь услугами Интернета.

Ежегодно пополняю методический банк студии. За период  работы мной выполнено более 50 изделий. Оформляю проекты учебных пособий.

В дальнейшем я планирую продолжать работу по повышению уровня профессионального мастерства путём овладения новыми технологиями в работе с природными материалами.                                                                                                                  

Ежегодно я принимаю участие в конкурсах различного уровня «Лучший педагог года», «Мастер золотые руки», «Душа Центра», «Артист года». Неоднократно моя работа отмечалась грамотами, благодарственными письмами Центра «Росинка» и управления образования.

Активно участвую в культурно-массовых мероприятиях Центра ( Новогоднее театрализованное представление, «День открытых дверей», и др.), платных услугах( «Посвящение в первоклассники»,  «Осенний бал», «Широкая масленица»).

Через реализацию программ «Страна детства», «Семья-это будущее России» я привлекаю родителей студийцев к участию в жизни Центра. Одна из важнейших моих задач - способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребёнка. В основе моего сотрудничества с родителями лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи. Сотрудничество с родителями студийцев осуществляется мной в следующих формах:

  1. Дни открытых дверей ;
  2. Анкетирования ( родителей, детей) ;
  3. Собрания;
  4. Беседы, встречи (индивидуальные, коллективные);
  5. Дни творчества детей и их родителей «Семейная гостиная»;        
  6. Организация совместного досуга (концертные и праздничные программы);
  7. Семейные выставки.

За время работы студии сформировалась группа ребят, которая добилась значительных успехов в работе с природными материалами. Это-Жуков Владимир, Маричева Кристина, Комарова Настя, Миронова Альбина, Колосова Ольга, Манакин Владислав. Ребята являются активными участниками конкурсов рисунков на различные темы: «К 15-летию МЧС России», «Юный пожарник», «Милая мама», «Мы вами гордимся», «Всероссийская перепись населения 2010», «День Защитника Отечества» и др. Ежегодно учащиеся студии принимают  участие в выставках декоративно-прикладного творчества Центра, района и области, неоднократно становились их победителями и отмечались благодарственными грамотами и призами.

На протяжении многих лет мной поддерживается тесная связь и сотрудничество с педагогами школ Царёвой Н. Ю., Барсковой Л. А., Черновой В. А. и другими.

Также веду сотрудничество с библиотеками, районным отделом культуры, воинской частью.

Налажен контакт с жителями нашего микрорайона (проведение концертных программ, выставки-экспозиции).  

В студии  мной созданы комфортные условия для занятий детей. Ежегодно обновляется интерьер, проводится косметический ремонт, кабинет студии мной эстетично оформлен.

В 2003 году мне была присвоена первая квалификационная категория в должности педагога дополнительного образования.                                

За период работы в должности педагога дополнительного образования мной достигнуты следующие результаты:

- Созданы комфортные условия для занятий детей в студии;

- Сохраняется постоянный контингент учащихся;

- В 2007-2008 учебном году было организовано 9 выставок декоративно-прикладного творчества, в которых приняли участие ребята студии «Народное творчество»;

- Учащиеся студии заняли 1 место в районной выставке технического творчества среди учащихся школ и учреждений дополнительного образования, Это ребята: Рихтер Кристина, Мочалова Ирина, Сонина Света, Колосова Ольга, Денисова Света, Кабанова Катя и другие.

- Ребята студии «Народное творчество принимали участие в областной выставке «Юннат 2008» и заняли 3 призовое место. Это Телегин Артём, Аверьянова Яна, Глистина Диана, Мордовина Юля, Телегина Аня, Сонина Светлана, Рихтер Кристина , Колосова Ольга./Приказ Департамента образования/.

- В смотре-конкурсе среди воспитанников «Лучший студиец 2007-2008 уч. года» стали победителями и награждены благодарственными грамотами 7 человек. Это Пашенина Настя, Маричева Кристина, Бабочкина Яна, Игнатьева Диана, Денисова Анна, Плешкова Аня, Телегина Настя.

- Ежегодно ребята принимают участие в конкурсах рисунка различного уровня. «Краски осени» ( победили Серова Катя, Асташина Алёна),

      «Мы вами гордимся» ( победили Аверьянова Яна, Красильникова Аня),

      «К 15-летию МЧС России» (призовое место Денисова Света),

      «Юный пожарник» ( призовое место Сонина Света),

      «Всероссийская перепись населения 2010» ( 3 место Манакин Владислав).

     - Мной разработано и оформлено более 50 пособий.

      Только за период с 2008 по2011 год я  разработала и оформила

      проекты: « Подсвечник», «Органайзер», «Дерево счастья», «Шкатулка из  

      бересты», «Объёмная картина из бересты», «Игольница из  

      бересты», сувенирные куклы из бересты «Времена года», серия картин из

      проекта «Моя малая Родина»

- Ежегодно пополняю методический банк студии. Приобретено 20 книг по    

 направлению декоративно-прикладного творчества.

- Принимаю участие в реализации трёх образовательных проектов «Я, ты, мы»,  

      «Страна детства», «Прекрасный сад труда и вдохновенья». Участвую в  

реализации трёх программ: программа гражданско-патриотического воспитания «Возрождение», «Семья-это будущее России», программа летнего оздоровительного лагеря «Мы - Гороховчане».

- Участвуя в различных конкурсах «Мастер золотые руки», «Душа Центра», «Артист года», я повышаю свой профессиональный уровень.

     В 2003 году была аттестована на 1-ю квалификационную категорию.

- Мной налажен тесный контакт с родителями студийцев.

- Способствую увеличению посещаемости  детьми и родителями культурно-массовых мероприятий нашего центра.

     Самыми любимыми мероприятиями у детей стали Новогодние  

    театрализованные представления, а у родителей выставки и мероприятия с  

    участием родителей, о чём свидетельствуют благодарственные записи в книге  

    отзывов Центра.

- Мной налажено сотрудничество с педагогическими коллективами школ  

     города, отделом культуры, библиотеками, Воинской частью.

- Принимаю участие по улучшению материально-технической базы Центра.

     Мной ведётся работа с организациями и предпринимателями города по  

     изысканию дополнительных источников для приобретения призов и пошива  

     костюмов.

     Принимаю участие в мероприятиях Центра, проводимых на платной основе.      

    ( культурно-массовые мероприятия).

     Ежегодно создаю условия для занятий воспитанников студии, уделяя        

     особенное внимание эстетическому оформлению.

     -  Неоднократно моя работа отмечалась благодарственными грамотами и  

     премиями Центра «Росинка» и управления образования:

     - в 2000 году – благодарственная грамота Отдела образования Гороховецкого

     Района за активное участие в конкурсе «Лучший педагог УДО»;

     - в 2001 году – премия Администрации Гороховецкого района;

     - в 2004 году – стала победителем смотра-конкурса Центра «Лучший педагог  

     года» и «Мастер золотые руки»;

     - в 2005 и 2008 году становилась победителем смотра-конкурса «Артист года»;

     - в 2008 году  благодарственная грамота и премия управления образования  

     Гороховецкого района;

     - неоднократно награждалась грамотами за работу воспитателем в  летнем  

     оздоровительном лагере Центра «Росинка»,

     - в 2009 году -  диплом Управления Образования «Лучший  

     методический материал» в номинации «Сценарий»,

     -  в 2010 году награждена почётной грамотой Администрации Гороховецкого  

     района.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы педагога дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ "Росинка" Прохоровой Юлии Александровны

обобщение опыта работы в хореографической студии педагога дополнительного образования...

Вечер – портрет «Зоя – по-гречески жизнь», посвященный обобщению опыта работы педагога дополнительного образования

Вечер – портрет «Зоя – по-гречески жизнь», посвящен обобщению опыта работы педагога дополнительного образования, руководителя музея  Дудко З.Н.Целью обобщения опыта является  развитие ...

Вечер – портрет «И даже через много лет зажженный Вами не погаснет свет», посвященный обобщению опыта работы педагога дополнительного образования

Вечер – портрет «И даже через много лет  зажженный Вами не погаснет свет», посвящен обобщению опыта работы педагога дополнительного образования Диды В.М., работающей по программе «Основы пр...

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Боровковой Е.В.

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования по работе с детьми в студии "Рукодельница"....

Курс «Художественное макетирование» в системе художественного образования школьников (из опыта работы педагога дополнительного образования)

В статье исследуется влияние курса "Художественное макетирование" на художественное образование учащихся....

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования...

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования...