Технологии организации обучения в парах и группах сменного состава9из опыта работы педагога дополнительного образования
методическая разработка

Литвинов Дмитрий Вячеславович

Литвинов Д.В., педагог дополнительного образования

                                                                              ГБОУ СОШ №359 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

                                    Семинар ПТ

Технологии организации обучения в парах и группах сменного состава9из опыта работы педагога дополнительного образования.

Работа в парах ограниченной сменности, парах свободно-сменного характера, работа в мини-группах являются действенным и постоянно используемым инструментом обучения в спортивных секциях дополнительного образования учащихся. Педагог дополнительного образования, стремящийся сделать процесс обучения максимально познавательным и увлекательным для своих воспитанников, постоянно находится в процессе поиска. Как избежать монотонности, рутины? Что можно сделать, чтобы игроки с разным потенциалом приобрели как можно больше знаний, умений и навыков? Как решить проблему нехватки времени, когда за 45 минут нужно обеспечить эффективную работу каждого из игроков? Как добиться, чтобы игроки понимали, что каждый из них , вместе с руководителем спортивной секции, несет ответственность и может сам существенно улучшить  уровень своей подготовки, подготовки партнёра, повлиять на результаты выступлений всей команды?

В течение многих лет обучение основывалось на принципах индивидуализма и соперничества. Такое обучение носит односторонний характер, ведь главным становится личный успех, который противопоставляется неудачам другого. Безусловно, умение работать самостоятельно и достигать поставленных целей очень важно.

Однако мы призваны готовить детей к жизни в мире взрослых, где в наше время большую роль приобретает умение сотрудничать и вместе решать поставленные задачи. Стремительное развитие экономики, возможно, прежде всего, благодаря высоким технологиям и сверхскоростному процессу накопления, анализа и передачи информации, и нормой профессиональной деятельности становится взаимодействие нескольких команд, решающих комплексные задачи, которые не под силу выполнить в одиночку. Именно на принципе сотрудничества и строится коллективное обучение.

Метод коллективного обучения решает ряд задач. Прежде всего - педагогу следует учитывать некоторые организационные моменты, впервые решив провести коллективную работу в группе, учесть возраст, опыт, темперамент, физические данные  детей и уже возникшие в группе взаимоотношения. В первый раз выбирается для работы в парах простейший материал, возможно, даже из уже пройденного и хорошо усвоенного. Продолжительность работы в парах планируется на 10-15 минут, не более.

Сначала используются пары постоянного состава, - те, пары, подобранные педагогом с учётом ряда факторов. Когда игроки немного привыкнут к работе в парах, можете ввести пары ограниченной сменности, - один игрок меняет партнёра под руководством педагога (и по выбору педагога). Только после того, как игроки хорошо освоятся с работой в парах, можно вводить пары сменного состава со свободным выбором партнёров.

Примеры  видов работы в парах на тренировке: организовать эффективный  игровой эпизод, выступить в качестве отягощения при выполнении партнёром упражнения,  осуществлять строгий контроль правильности выполнения упражнения.

Источники эффективности работы в парах:

*внутренняя мотивация (когда человек делает выбор и совершает действие по своему выбору, тогда возникает подлинно внутренняя мотивация)

*комфорт (общение с партнером  в чём-то комфортнее, чем с тренером;  возможность выбора подходящего партнера; самостоятельное регулирование скорости работы; регулирование объема  задания)

*социализация (работа в коллективе объединяет), работа с подходящим партнером (комфорт и качество работы)

Итак, у игроков при парном обучении есть несколько свобод: свобода по времени, свобода в установке скорости действий, свобода по выбору партнера в паре и свобода по выбору места для занятий.

Специалисты утверждают, что даже одной из этих свобод, которыми обладает ученик в парном процессе обучения, вполне достаточно для высокой мотивации ученика к учебе.

Еще одна форма обучения – групповая. Эстонский ученый Х.И. Лийметс выделяет следующие принципы групповой работы:

- команда разбивается на несколько групп от 3 до 6 человек;

- каждая группа получает свое задание, которое может быть одинаковое для всех либо - дифференцированное;

- внутри каждой группы, между ее участниками распределяются роли («лидер», «спикер», «аналитики», «хранитель времени», разыгрывающий игрок, игрок, атакующий в игровой манере ,игрок, атакующий в игровой манере  и т.п.);

- процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;

- выработанные в группе решения обсуждаются всей командой.

Игроки, работая в группе, пытаются совместно выполнить поставленную задачу. При этом задание строится таким образом, чтобы игрок не смог выполнить его без помощи остальных участников группы. Меняется  роль педагога, который превращается из единственно возможного источника информации и контроля в советника и консультанта, направляющего работу группы в правильное русло.

Тренировочный процесс в командных видах спорта характеризуются высокой интенсивностью, требуют большой концентрации внимания, умственного  и физического напряжения со стороны учащихся. Предотвратить физическую и психологическую перегрузку, поддержать работоспособность, снять усталость на тренировке может помочь помогает групповая работа. Она формирует у учащихся новое умение оценивать свою работу, сопоставлять ее с работой товарища по команде, активизирует их инициативу и самостоятельность.

Надо помнить, что не всякий учебный материал подходит для групповой работы. К нему предъявляются, по крайней мере, два требования:

-по своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было расчленить на отдельные подзадачи и подпункты;

-содержание материала должно быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать различные точки зрения, несовпадение позиций.

Одно из важных условий эффективной организации групповой работы - правильное, продуманное комплектование групп. Важно учитывать характер межличностных отношений учащихся. Только в этом случае возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх. В том случае, когда перед педагогом стоит задача научить сотрудничать, можно применить способ «случайной группы».

Еще одним преимуществом группового обучения является возможность осуществлять многоуровневый подход к преподаванию. Педагоги, использующие работу в группе, без особого труда могут обеспечить  игроков с разным потенциалом и способностями  многоуровневыми заданиями. При этом игрок, считавшийся самым “слабым”, почувствует себя способным выполнить данное ему задание, что в конечном итоге повысит его мотивацию к изучению данного предмета. Таким образом, с уверенностью можно сказать, что технология группового обучения вобрала в себя достаточно много преимуществ, что позволяет использовать ее наряду с традиционными методами преподавания в школе.

Групповое обучение основывается на четырех основных принципах:

- социальное взаимодействие

- позитивная взаимозависимость

- личная отчетность

- равная доля участия каждого.

Принцип позитивной взаимозависимости заключается в том, что успешное выступление всей команды зависит от результатов работы каждого из игроков. В большей или меньшей степени такой ситуации можно достигнуть в случае, если:

задание построено таким образом, что каждый из участников группы получает для работы лишь часть материала;

- за каждым из участников группы заранее закреплена определенная роль;

- вся группа должна представить единый продукт своей деятельности;

- успех группы зависит от достижения определенной цели всеми участниками группы;

- участники группы ощущают себя частью единого целого – группы.

Таким образом, коллективное обучение, как современный высокотехнологичный способ достижения поставленной образовательной цели, в полной мере можно назвать подходящим для использования в работе спортивных секций учреждений дополнительного образования.

Мкртчян М. А. Становление коллективного способа обучения. Красноярск, 2010. 228 с.

Лебединцев В. Б. Виды учебной деятельности в парах // Школьные технологии. 2005. № 4. С. 102—112.

Дьяченко В. К. Новая дидактика. М.: Народное образование, 2001. 496 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл litvinov_seminar_pt.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                              Литвинов Д.В., педагог дополнительного образования

                                                                              ГБОУ СОШ №359 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

                                    Семинар ПТ

Технологии организации обучения в парах и группах сменного состава9из опыта работы педагога дополнительного образования.

    Работа в парах ограниченной сменности, парах свободно-сменного характера, работа в мини-группах являются действенным и постоянно используемым инструментом обучения в спортивных секциях дополнительного образования учащихся. Педагог дополнительного образования, стремящийся сделать процесс обучения максимально познавательным и увлекательным для своих воспитанников, постоянно находится в процессе поиска. Как избежать монотонности, рутины? Что можно сделать, чтобы игроки с разным потенциалом приобрели как можно больше знаний, умений и навыков? Как решить проблему нехватки времени, когда за 45 минут нужно обеспечить эффективную работу каждого из игроков? Как добиться, чтобы игроки понимали, что каждый из них , вместе с руководителем спортивной секции, несет ответственность и может сам существенно улучшить  уровень своей подготовки, подготовки партнёра, повлиять на результаты выступлений всей команды?

В течение многих лет обучение основывалось на принципах индивидуализма и соперничества. Такое обучение носит односторонний характер, ведь главным становится личный успех, который противопоставляется неудачам другого. Безусловно, умение работать самостоятельно и достигать поставленных целей очень важно.

Однако мы призваны готовить детей к жизни в мире взрослых, где в наше время большую роль приобретает умение сотрудничать и вместе решать поставленные задачи. Стремительное развитие экономики, возможно, прежде всего, благодаря высоким технологиям и сверхскоростному процессу накопления, анализа и передачи информации, и нормой профессиональной деятельности становится взаимодействие нескольких команд, решающих комплексные задачи, которые не под силу выполнить в одиночку. Именно на принципе сотрудничества и строится коллективное обучение.

Метод коллективного обучения решает ряд задач. Прежде всего - педагогу следует учитывать некоторые организационные моменты, впервые решив провести коллективную работу в группе, учесть возраст, опыт, темперамент, физические данные  детей и уже возникшие в группе взаимоотношения. В первый раз выбирается для работы в парах простейший материал, возможно, даже из уже пройденного и хорошо усвоенного. Продолжительность работы в парах планируется на 10-15 минут, не более.

Сначала используются пары постоянного состава, - те, пары, подобранные педагогом с учётом ряда факторов. Когда игроки немного привыкнут к работе в парах, можете ввести пары ограниченной сменности, - один игрок меняет партнёра под руководством педагога (и по выбору педагога). Только после того, как игроки хорошо освоятся с работой в парах, можно вводить пары сменного состава со свободным выбором партнёров.

Примеры  видов работы в парах на тренировке: организовать эффективный  игровой эпизод, выступить в качестве отягощения при выполнении партнёром упражнения,  осуществлять строгий контроль правильности выполнения упражнения.

Источники эффективности работы в парах:

*внутренняя мотивация (когда человек делает выбор и совершает действие по своему выбору, тогда возникает подлинно внутренняя мотивация)

*комфорт (общение с партнером  в чём-то комфортнее, чем с тренером;  возможность выбора подходящего партнера; самостоятельное регулирование скорости работы; регулирование объема  задания)

*социализация (работа в коллективе объединяет), работа с подходящим партнером (комфорт и качество работы)

Итак, у игроков при парном обучении есть несколько свобод: свобода по времени, свобода в установке скорости действий, свобода по выбору партнера в паре и свобода по выбору места для занятий.

Специалисты утверждают, что даже одной из этих свобод, которыми обладает ученик в парном процессе обучения, вполне достаточно для высокой мотивации ученика к учебе.

Еще одна форма обучения – групповая. Эстонский ученый Х.И. Лийметс выделяет следующие принципы групповой работы:

- команда разбивается на несколько групп от 3 до 6 человек;

- каждая группа получает свое задание, которое может быть одинаковое для всех либо - дифференцированное;

- внутри каждой группы, между ее участниками распределяются роли («лидер», «спикер», «аналитики», «хранитель времени», разыгрывающий игрок, игрок, атакующий в игровой манере ,игрок, атакующий в игровой манере  и т.п.);

- процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;

- выработанные в группе решения обсуждаются всей командой.

Игроки, работая в группе, пытаются совместно выполнить поставленную задачу. При этом задание строится таким образом, чтобы игрок не смог выполнить его без помощи остальных участников группы. Меняется  роль педагога, который превращается из единственно возможного источника информации и контроля в советника и консультанта, направляющего работу группы в правильное русло.

Тренировочный процесс в командных видах спорта характеризуются высокой интенсивностью, требуют большой концентрации внимания, умственного  и физического напряжения со стороны учащихся. Предотвратить физическую и психологическую перегрузку, поддержать работоспособность, снять усталость на тренировке может помочь помогает групповая работа. Она формирует у учащихся новое умение оценивать свою работу, сопоставлять ее с работой товарища по команде, активизирует их инициативу и самостоятельность.

Надо помнить, что не всякий учебный материал подходит для групповой работы. К нему предъявляются, по крайней мере, два требования:

-по своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было расчленить на отдельные подзадачи и подпункты;

-содержание материала должно быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать различные точки зрения, несовпадение позиций.

Одно из важных условий эффективной организации групповой работы - правильное, продуманное комплектование групп. Важно учитывать характер межличностных отношений учащихся. Только в этом случае возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх. В том случае, когда перед педагогом стоит задача научить сотрудничать, можно применить способ «случайной группы».

Еще одним преимуществом группового обучения является возможность осуществлять многоуровневый подход к преподаванию. Педагоги, использующие работу в группе, без особого труда могут обеспечить  игроков с разным потенциалом и способностями  многоуровневыми заданиями. При этом игрок, считавшийся самым “слабым”, почувствует себя способным выполнить данное ему задание, что в конечном итоге повысит его мотивацию к изучению данного предмета. Таким образом, с уверенностью можно сказать, что технология группового обучения вобрала в себя достаточно много преимуществ, что позволяет использовать ее наряду с традиционными методами преподавания в школе.

Групповое обучение основывается на четырех основных принципах:

- социальное взаимодействие

- позитивная взаимозависимость

- личная отчетность

- равная доля участия каждого.

Принцип позитивной взаимозависимости заключается в том, что успешное выступление всей команды зависит от результатов работы каждого из игроков. В большей или меньшей степени такой ситуации можно достигнуть в случае, если:

задание построено таким образом, что каждый из участников группы получает для работы лишь часть материала;

- за каждым из участников группы заранее закреплена определенная роль;

- вся группа должна представить единый продукт своей деятельности;

- успех группы зависит от достижения определенной цели всеми участниками группы;

- участники группы ощущают себя частью единого целого – группы.

Таким образом, коллективное обучение, как современный высокотехнологичный способ достижения поставленной образовательной цели, в полной мере можно назвать подходящим для использования в работе спортивных секций учреждений дополнительного образования.

Мкртчян М. А. Становление коллективного способа обучения. Красноярск, 2010. 228 с.

Лебединцев В. Б. Виды учебной деятельности в парах // Школьные технологии. 2005. № 4. С. 102—112.

Дьяченко В. К. Новая дидактика. М.: Народное образование, 2001. 496 с.