Методическая разработка учителя географии ГБОУ СОШ №1234 Курбатовой Е.Е. "Развивающее обучение в школьном географическом образовании".
методическая разработка по географии на тему

Методическая система предлагается к использованию учитлям географии в средних общеобразовательных школах. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Курбатова Елена Евгеньевна.

Методическая разработка.

«Развивающее обучение в географическом образовании».

Методическая система предлагается для использования в географическом образовании средних общеобразовательных школ.

Краткое содержание авторской методической разработки «Развивающее обучение в географическом образовании».

   Методическая система предлагается к использованию в работе учителям географии основной школы, студентам и преподавателям методики на географических факультетах педагогических ВУЗов.

    Цель  методической системы  – воспитание у учащихся значимого ценностного отношения к учёбе и активной жизненной позиции, формирование универсальных учебных умений, обеспечивающих развитие коммуникативных и познавательных качеств личности, как требуют Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения.

     Методическая  система состоит из  трёх основных направлений.

Первое направление - это КОМПЛЕКСНОЕ изучение природы и хозяйства в курсе географии, обязательное изучение в 8-9 классах географии стран ближнего зарубежья для воспитания толерантности и уважения к народам стран-соседей, для формирования осознания российской идентичности.

Второе направление  методической системы связано с использованием в работе  приёмов развивающего обучения, которые учат детей учиться, формируют познавательный интерес  к учению в целом и к географии в частности.

Третье направление  связано с организацией в школе "Клуба любителей путешествий" культурологической направленности. Основная его идея - организация путешествий как средство развития интереса к предмету, расширения кругозора и формирования потребности в здоровом образе жизни.

Пояснительная записка.

        Какой выпускник добивается успехов, социализирован и готов к самостоятельной жизни? Как правило, это выпускник, который за годы учёбы в школе НАУЧИЛСЯ УЧИТЬСЯ и имеет стремление развиваться и учиться всю жизнь.

   В Федеральных  государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения установлено, что личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

     В связи с этим цель развивающего обучения в географическом образовании формулирую так: формирование у учащихся значимого ценностного отношения к знаниям и активной жизненной позиции.

   И решаю в системе работы следующие задачи:

- развитие интереса к предмету «география»;

- развитие патриотических чувств и хозяйского отношения к территории и ресурсам своей страны;

- воспитание толерантности, уважения к народам России и стран – соседей, коммуникативной культуры;

- развитие гибкости ума, активной мыслительной деятельности, памяти, умения слушать и концентрировать внимание.

   В условиях резкого увеличения объема знаний необходимо большее внимание уделять развивающему обучению и формированию у учащихся универсальных общенаучных умений и навыков.

      Учителям географии основной школы, студентам и преподавателям методики на географических факультетах педагогических ВУЗов предлагаю ознакомиться с продуктивной инновационной методической  системой «Развивающее обучение в географическом образовании». Методическая  система состоит из трёх равноценных направлений.

Первое направление - это КОМПЛЕКСНОЕ изучение природы и хозяйства в курсе географии России и стран ближнего зарубежья в 8-9 классах, где каждый экономический район изучается с позиции: ЧЕМ НАРОД ВЛАДЕЕТ НА ЭТОЙ ТЕРРИТОРИИ И КАК ХОЗЯЙСТВУЕТ? Такой метод позволяет формировать у учащихся ЦЕЛОСТНОЕ представление о природе, хозяйстве и этно-культурном богатстве региона. Для работы в этом направлении  я разработала  авторскую инновационную программу «География России и стран ближнего зарубежья с историко-этнографическими дополнениями» (утверждена 2002 году методической лабораторией географии МИОО).

Второе направление моей методической системы связано с использованием в работе  приёмов развивающего обучения, которые учат детей учиться, формируют познавательный интерес  к учению в целом и к географии в частности. Наиболее продуктивными приёмами считаю задания на сравнение, аналитическое чтение, анализ ответа одноклассника, политинформацию, накопительную систему оценок учащихся, деловые игры на уроках.

Задания на сравнения, связанные с анализом и синтезом информации, способствуют тренировке мыслительной деятельности учащихся, формируют логическое и креативное мышление школьников.

Аналитическое чтение формирует у учащихся навыки рациональной работы с текстовыми материалами. Для продуктивной учёбы в школе, в ВУЗе, в целом для жизни в цивилизованном обществе очень полезны те умения, которые развивает у учащихся аналитическое чтение: выделять в тексте цели и задачи, находить ответы на поставленные вопросы, делать выводы по тексту, в 2-3 предложениях составлять резюме.

Необходимость анализировать по заданному плану ответы одноклассников развивает у учащихся «активное слушание» (умение максимально концентрировать внимание во время ответов других учащихся на уроках). Этот метод учит выделять в устной речи главное, видеть ошибки, не упускать из виду главную задачу. Этот приём стратегически влияет на формирование у учащихся очень полезной привычки – быть внимательным и активным слушателем в жизни, чтобы в любом услышанном материале сразу ухватить  главное и не распыляться на ненужные детали.

География – школьный предмет, содержание которого меняется ежедневно! В связи с этим подготовка учащимися к урокам политинформации превращает наш предмет в ЖИВУЮ ГЕОГРАФИЮ, позволяет не упустить те события, которые меняют границы на политической  карте, влияют на изменение экономическо-политической ситуации, создают угрозу экологии или связаны с мощными природными катастрофами! Использование на уроках информации о последних событиях в повседневной жизни наглядно иллюстрирует многие темы, которые изучаются на уроках теоретически. Такая тесная связь с жизнью воспитывает у учащихся потребность быть в курсе последних событий в стране и в мире, формирует гражданскую сознательность.

Накопительная система оценок развивает у учащихся потребность быть активными на уроках, стараться не упустить сути вопросов, чтобы успешно на них ответить. Этот приём должен использоваться систематически, только в этом случае у учащихся  формируется активная жизненная позиция в целом.

Деловые игры на уроках развивают творческий потенциал учащихся, дают возможность проявить свои организаторские способности, блеснуть теми талантами, которые дети ещё не проявляли в своём коллективе; выявляют ребят с незаурядным мышлением, создают ситуацию успеха для ребёнка, что является мощным стимулом для развития интереса к предмету.

Третье направление  связано с организацией в школе "Клуба любителей путешествий" по авторской модульной программе культурологической направленности. Основная его идея - организация путешествий как средство развития интереса к предмету и формирования потребности в здоровом образе жизни. Эти путешествия формируют зрительные образы географических объектов и явлений, расширяют кругозор, способствуют воспитанию коммуникативной культуры и толерантности.

Надеюсь, что мой педагогический опыт и авторская инновационная методическая система помогут в работе начинающим педагогам и опытным коллегам, которые понимают, что в условиях резкого увеличения объёма знаний приоритет необходимо отдавать НЕ СУММЕ ЗНАНИЙ, а ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ  учебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитию познавательных и творческих способностей и интересов.

Авторская разработка.

Разработка и применение методической системы  

«Развивающее обучение в географическом образовании».

Введение.

 В условиях резкого увеличения объема знаний требуется научить учащихся учиться. Это означает отказ от ориентации на освоение учащимися суммы знаний как основного результата школьного образования  и нацеленность на формирование универсальных общенаучных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитие познавательных и творческих способностей и интересов.

А это значит, что учащихся  необходимо научить:

- основам организации собственной учебной деятельности;

- способам поиска, переработки и представления информации;

- приёмам и методам умственного труда;

- основам коммуникативной культуры.

   Педагогическая общественность понимает, что современные реалии выдвигают особые требования  к подготовке школьников к жизни - необходимо вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими.

Развивающее обучение (РО) выступает как новый, активно - деятельностный способ обучения, альтернативный традиционному. Основной целью традиционного обучения является получение знаний, формирование умений и навыков. Развитие ученика в таком обучении может быть «побочным» продуктом. В РО усвоение знаний является средством для достижения основной цели - всестороннего развития ученика.

Цель: формирование у учащихся значимого ценностного отношения к знаниям и активной жизненной позиции.

Задачи:

- развитие интереса к предмету «география»;

- развитие патриотических чувств и хозяйского отношения к территории и ресурсам своей страны;

- воспитание толерантности и уважения к народам  России и стран-соседей, коммуникативной культуры;

- развитие гибкости ума, активной мыслительной деятельности, памяти, умения слушать и концентрировать внимание;

- создание системы максимальной активизации обучения на уроках.

- разработка и  применение на практике авторской  учебной программы «География России и стран ближнего зарубежья с историко-этнографическими дополнениями в 8-9 классах» (Приложение №1);

- разработка и  применение на практике авторской модульной программы дополнительного обучения учащихся «Клуб любителей путешествий», 5-10 класс (Приложение №2).

Теоретические основы развивающего обучения.

Теория развивающего обучения берёт своё начало в работах Я.Коменского, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, А. Дистервега, К.Д.Ушинского. Научное обоснование этой теории дано в трудах Л.С.Выготского. Своё дальнейшее развитие она получила в экспериментальных работах Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Н.А. Менчинской и других. В их концепциях обучение и развитие предстают как система диалектически взаимосвязанных сторон одного процесса. Обучение признаётся ведущей движущей силой психического развития ребёнка, становления у него всей совокупности качеств личности.

Применение технологии РО в школьной географии еще не получило широкого распространения. Большой вклад в РО в школьной географии внёс В.П.Сухов, который разработал теоретические основы методической  системы РО географии, включающей  системно-деятельностный подход. В своих трудах В.П.Сухов пишет, что основу развития школьников должна составлять познавательная потребность, которая влияет на формирование мотивации к учению. Важным рычагом развития положительной мотивации учащихся В.П.Сухов считает эмоциональный настрой учащихся, «радость познания», положительные эмоции на уроке. Движущей силой активности в обучении В.П.Сухов считает осознание учащимися недостаточности собственных знаний и желание их обогатить. По его мнению, в  учебной деятельности учитель должен системно использовать 3 правила познания:

  1. начинать любую тему необходимо с общей характеристики (например, общая характеристика Земли в целом, как планеты Солнечной системы);
  2. обязательно применять анализ (разделение на части  - выделение оболочек Земли) и синтез (соединение – все оболочки Земли образуют одну, более крупную – географическую оболочку);
  3. обязательно применять правило историзма – все объекты и явления в географии должны изучаться в последовательности их образования, а так же по схеме: условия образования – изменение во времени – современный облик.

В своей методической системе В.П. Сухов большое значение уделяет элементам занимательности, познавательным играм, организации коллективной деятельности детей; использует  на уроках элементы юмора, стихотворных строк, цитаты из песен, готовит эпиграфы к урокам; считает эффективными  работу в группах и рефлексию.

Вопросам РО в географическом образовании школьников посвятил своё исследование преподаватель географии в Лондоне Стив Сиблей. Стив Сиблей считает наиболее эффективными методами обучения активные формы работы с учащимися: практические задания, моделирование, деловые игры на уроках, решение учебных задач. Наряду с учебником Стив Сиблей считает необходимым использовать при изучении новых тем свежие сведения из газет, журналов, интернета и телевизионных программ. Стив Сиблей применяет в своей работе групповые и парные формы выполнения учебных заданий, дети в группах должны быть с разными способностями (и сильные, и слабые!); по его мнению, дети со слабыми способностями обучаются в вмешанных группах и парах быстрее и эффективнее. По мнению Стива Сиблея  учитель должен готовить инструкции для детей с разными способностями, инструкции для слабых учащихся должны быть написаны кратко и простыми предложениями, размер заданий для слабых учащихся должен быть существенно меньше. Для сильных учащихся задания должны быть связаны с решением учебных задач с применением анализа и синтеза. Обучение географии необходимо связывать с реальными событиями и явлениями каждодневной жизни.

 Основные направления развивающего обучения.

  Я преподаю географию школьникам почти  22 года. География – единственный школьный предмет, формирующий у учащихся комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы.

В связи с этим значение географического образования расширяется и определяется:

- огромным воспитательным и развивающим потенциалами, способствующими развитию личности;

- формированием географического мышления, которое даёт возможность видеть объекты и явления в тесной связи и  взаимозависимости во времени и в пространстве, позволяет понимать современную ситуацию;

- реализацией идей гуманизации, проявляющихся в «очеловечивании» географического содержания, рассматривающего природу и хозяйство через человека.

География и история в значительной мере решают основную задачу российской школы: формирование у учащихся российской идентичности как главного условия укрепления российской государственности. Эта задача ставится в качестве приоритетной в разрабатываемых образовательных стандартах второго поколения.

Следовательно, развитие в процессе географического образования у учащихся патриотических чувств, хозяйского отношения к территории и ресурсам России, воспитания толерантности, необходимой в многонациональном государстве, воспитание уважения к народам России и стран - соседей, воспитание думающей и активной личности – задачи актуальные и первостепенные в условиях быстро меняющейся образовательной среды.

Причина, по которой я решила создать авторскую методическую систему, следующая: за годы работы в школе я поняла, что главное предназначение учителя - формирование у учащихся универсальных учебных навыков и умений и воспитание в детях активной жизненной позиции.

Я считаю необходимым развивать у учащихся умения, большая часть которых относится к универсальным учебным умениям:

- отбирать необходимые источники информации, уметь работать с ними, в том числе с текстом учебника, географическими картами и различной информацией на цифровых носителях;

- систематизировать, анализировать, обобщать и синтезировать информацию;

- оценивать территориальные аспекты природных и общественных процессов;

- искать решения географических задач и проблем;

- выражать свою точку зрения, принимать участие в обсуждении проблем развития различных территорий.

В системе моей работы представлены 3 главные направления.

Первое направление - это КОМПЛЕКСНОЕ изучение природы и хозяйства в курсе географии России и стран ближнего зарубежья в 8-9 классах, где каждый экономический район изучается с позиции: ЧЕМ НАРОД ВЛАДЕЕТ НА ЭТОЙ ТЕРРИТОРИИ И КАК ХОЗЯЙСТВУЕТ? Такой метод позволяет формировать у учащихся ЦЕЛОСТНОЕ представление о природе, хозяйстве и этно-культурном богатстве региона. Для работы в этом направлении  я разработала  авторскую инновационную программу «География России и стран ближнего зарубежья с историко-этнографическими дополнениями». Эта программа в 2002 году была утверждена и рекомендована к использованию методической лабораторией географии МИОО.

Несколько слов о программе. Во-первых, обращает на себя внимание явная несправедливость: с распадом СССР из школьного курса географии (в частности, из большинства учебников) исчезла информация о государствах, связанных с Россией общностью исторических судеб. Мы подробно изучаем Китай, Бразилию, страны Северной Африки, Западной и Центральной Европы, а вот государства, являющиеся Родиной для многих учеников наших школ, государства, давшие временный и даже постоянный приют многим нашим соотечественникам, учащиеся теперь не изучают.  В наших школах сейчас учатся дети почти всех национальностей бывших союзных республик. Следовательно, сама жизнь диктует необходимость познакомить учеников с географией стран-соседей, в том числе, и ради воспитания национальной толерантности.

Очевидно, что все больше и больше загружать память учащихся возрастающими объемами информации неэффективно и непродуктивно. Поэтому в своей программе я не стала увеличивать количество часов для усвоения нового содержания, а изменила структуру подачи материала за счет комплексного изучения физической и экономической географии со следующей позиции:

- чем богат изучаемый народ от природы;

- как сумел этим распорядиться;

- что имеет и как этим владеет?

Преимущество комплексного изучения физической и экономической географии заключается в том, что у учащихся формируется целостное представление о природе, хозяйстве и этно-культурном богатстве регионов России и стран соседей.

Второе направление моей методической системы связано с использованием в работе  приёмов развивающего обучения, которые учат детей учиться, формируют познавательный интерес  к учению в целом и к географии в частности. Наиболее продуктивными приёмами считаю задания на сравнение, аналитическое чтение, анализ ответа одноклассника, политинформацию, накопительную систему оценок учащихся, деловые игры на уроках.

Задания на сравнения, связанные с анализом и синтезом информации, способствуют тренировке мыслительной деятельности учащихся, формируют логическое и креативное мышление школьников; поэтому вместо репродуктивных заданий (пересказать) необходимо включать в работу на уроках задания аналитического характера (сравнить, разделить на части, выделить из разных источников информации ответы на определённые несколько вопросов, выстроить материал в логической последовательности, выделить только положительные или только отрицательные последствия, определить перспективы...).

Аналитическое чтение формирует у учащихся навыки рациональной работы с текстовыми материалами. Для продуктивной учёбы в школе, в ВУЗе, в целом для жизни в цивилизованном обществе очень полезны те умения, которые развивает у учащихся аналитическое чтение: выделять в тексте цели и задачи, находить ответы на поставленные вопросы, делать выводы по тексту, в 2-3 предложениях составлять резюме.

Необходимость анализировать по заданному плану ответы одноклассников развивает у учащихся «активное слушание» (умение максимально концентрировать внимание во время ответов других учащихся на уроках). Этот метод учит выделять в устной речи главное, разделять нужное и ненужное, видеть ошибки, не упускать из виду главную задачу отвечающего. Этот приём стратегически влияет на формирование у учащихся очень полезной привычки – быть внимательным и активным слушателем в жизни, чтобы в любом услышанном материале сразу ухватить  главное и не распыляться на ненужные детали.

География – школьный предмет, содержание которого меняется ежедневно! В связи с этим подготовка учащимися к урокам политинформации превращает наш предмет в ЖИВУЮ ГЕОГРАФИЮ, позволяет не упустить те события, которые меняют границы на политико-административной карте, влияют на изменение экономической и политической ситуации в мире и в регионах РФ, создают угрозу экологии или связаны с мощными природными катастрофами! Использование на уроках информации о последних событиях в повседневной жизни наглядно иллюстрирует многие темы, которые изучаются на уроках теоретически. Такая тесная связь с жизнью воспитывает у учащихся потребность быть в курсе последних событий в стране и в мире, формирует сознание неаполитичного человека.

Накопительная система оценок развивает у учащихся потребность быть активными на уроках, принимать участие в беседах, организованных учителем, стараться не упустить сути вопросов, чтобы успешно на них ответить. Этот приём должен использоваться с первых дней учёбы и до самого выпуска учащихся, только при систематическом «подстёгивании» осознания учащимися необходимости, а затем  и своей выгоды в активной работе на уроках у них формируется активная жизненная позиция в целом.

Деловые игры на уроках развивают творческий потенциал учащихся, дают возможность проявить свои организаторские способности, блеснуть теми талантами, которые дети ещё не проявляли в своём коллективе; выявляют ребят с незаурядным мышлением, создают ситуацию успеха для ребёнка, что является мощным стимулом для развития интереса к предмету.

Третье направление моей работы связано с внеклассной работой и организацией в школе "Клуба любителей путешествий".

 "Клуб" работает в школе уже 9 лет по   авторской модульной программе культурологической направленности. Основная его идея - организация путешествий как средство развития интереса к предмету и формирования потребности в здоровом образе жизни. За 9 лет работы "Клуба" более 2200 учащихся побывали более чем в 70 экскурсиях, походах и экспедициях. Эти путешествия формируют зрительные образы географических объектов и явлений, расширяют кругозор, способствуют воспитанию коммуникативной культуры и толерантности.

Результаты использования методики «Развивающее обучение в географическом образовании».

О результативности использования в работе системы развивающего обучения свидетельствует положительная динамика качества обученности.

       

 Однако самым главным результатом своей работы считаю тот факт, что большинство моих учеников любят географию и с удовольствием изучают предмет. На уроках все учащиеся с интересом и ответственностью решают учебные задачи.

 В заключении своей работы   хотелось бы подчеркнуть, что в связи с громадным ростом объёма фактических знаний сегодня, развивающее обучение является наиболее продуктивным и востребованным, так как учит детей учиться, формирует в них активную жизненную позицию, что позволяет ребятам при необходимости мобилизовать свои усилия и освоить любой необходимый учебный материал или при необходимости – гибко модернизировать приобретённые ранее знания и умения.

Список литературы.

1. Коменский Я.А. Великая дидактика. Избранные  педагогические  сочинения. - М, 1939. -228с.

2. Селевко Г.Х.Современные образовательные технологии. – М., 1998.-256 с.

3.  3анков Л.В. Избранные педагогические труды. - М., 1990.- 608 с.

  1. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989. – 560 с.
  2. Сухов В.П. Системно - деятельностный подход в развивающем обучении школьников. - СПб.: РГПУ им, А.И.Герцена, 2004.- 225с.
  3. Сухов В.П. Системно - деятельностный подход в развивающем обучении в курсах географии.// География и регион. - Материалы Международной научно-практической конференции. - Пермь, 2002.- 67с.
  4. Сухов В.П. Формирование творческого мышления учащихся в курсе географии. (Логико-методическая разработка для учителя). - Уфа, 1987.-54с.
  5. S.Sibley . Teaching and Estimation of Pupils Skulls in Geography. – Cambridge University, 2003. -107 p.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система учителя географии ГБОУ СОШ№335 Санкт- Петербург, Пушкин Смирновой Раисы Владимировны

Создание совокупных психолого-педагогических условий для формирования ключевых компетенций учащихся и повышения качества географического образования....

Методическая разработка проведения практического занятия по информатике на основе технологии развивающего обучения

АНОТАЦИЯ:Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения всех специальностей на базе основного общего образования содержат теоретическую часть, которая поможет студент...

Методическая разработка урока географии ГБОУ СОШ 91 Чернышов Д.В.

Методическая разработка урока географиидля 6 класса по теме: «Мировой океан и его части» Автор:  Д.В. Чернышов, учитель географии ГБОУ СОШ № 91 Петроградского района Санкт-Петерб...

Методическая разработка учителя географии и биологии

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениегимназия No66 Приморского района Санкт-Петербурга Методическая разработка учителя географии и биологии Михайловой Светланы Олеговны...

Методическая разработка учителя математики ГБОУ школа № 519 Московского района Санкт-Петербурга Михалевой Наталии Георгиевны «Методические рекомендации по анализу и самоанализу урока»

          Существует много методик проведения анализа и самоанализа урока. Все существующие подходы к этому вопросу, пожалуй, невозможно перечислить. В этой методическо...

Методическая разработка учителя математики ГБОУ CОШ №28 Калининского района Санкт-Петербурга Бурлаковой Е.А. "Свойства,их свойства"

Свойства степени: 1) при умножении степеней с равными основаниями -основание остаётся прежним,а показатели складываются; 2)при делении степеней с равными основаниями-основание остаётся прежним,а показ...

Методическая разработка учителя математики ГБОУ CОШ №28 Калининского района Санкт-Петербурга Бурлаковой Е.А. "Эффективные формы и методы работы с обучающимися ОВЗ и инофонами на уроках математики""

Формы работы на уроках математики с обучающимися ОВЗ и инофонами  Математический диктант;•Эстафета;• Найди ошибку;•Расшифруй;•Математическое лото;•Цепочки;•Уста...