Методическая система учителя географии ГБОУ СОШ№335 Санкт- Петербург, Пушкин Смирновой Раисы Владимировны
статья (география) по теме

 

Создание совокупных психолого-педагогических условий для формирования ключевых компетенций учащихся и повышения качества географического образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_sistema_uchitelya_geografii.docx31.69 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая система учителя географии

ГБОУ СОШ№335 Санкт- Петербург, Пушкин

Смирновой Раисы Владимировны

Цель моей системы обучения -создание совокупных психолого-педагогических условий для формирования ключевых компетенций учащихся и повышения качества географического образования.

Поэтому главной задачей для меня, как учителя, является создание ситуации успеха: сделать обучение комфортным для любого ребенка и этим способствовать развитию творческого потенциала и самореализации  личности; формирование устойчивого интереса учащихся к географическим знаниям при широком внедрении в преподавание географии информационно-коммуникационных технологий.

Моё педагогическое кредо: «Помощь – Поддержка – Продвижение!». По моему глубокому убеждению, степень помощи ученику должна постепенно убывать. Помощи не должно быть «слишком» много, иначе она будет не столько стимулом, сколько тормозом активности ребенка.

Моя методическая система – это ответ на требования, предъявляемые к выпускнику средней школы, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда. Сегодня государству необходимы личности, умеющие самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, видеть проблемы и способы их решения, чётко планировать действия и эффективно сотрудничать в коллективе, анализировать полученные результаты. Работа по собственной методической системе позволяет реализовать данный социальный заказ.

Основной процесс обучения - сотрудничество, именно оно сопутствует созданию ситуации успеха, благоприятных для развития компетенций обучающихся. Сотрудничество с учениками, учителями, родителями, со всеми службами местного социума, между учениками.

В основе методической системы лежит компетентностный подход. Это ответ времени. В условиях модернизации школьное географическое образование становится средством подготовки выпускника к жизни, развитию его ключевых компетенций, практических умений и жизненных навыков. На своих уроках  уделяю большое внимание к организации деятельности учащихся по формированию географических умений. Ведь знания остаются мёртвым грузом, если они не находят практического применения. Именно поэтому  постоянно применяю способы практического обучения школьников работе по анализу различных источников географической информации (планов, схем местности, карт, справочных материалов).

Анализируя свой многолетний педагогический опыт, пришла к выводу, что добиваться  стабильно высоких результатов обучающихся помогает  использование в работе передовых педагогических технологий: проблемного обучения, проектной деятельности, критического мышления, новых информационных технологий. В образовательном процессе я использую как традиционные, так и нетрадиционные типы уроков. Моя  методическая копилка насчитывает десятки оригинальных разработок уроков и внеклассных мероприятий, где наряду с традиционными есть нестандартные формы занятий: урок-игра, урок-путешествие,  интегрированные уроки, урок-мастерская и другие. В педагогической системе  главное место занимает отработка  приемов работы с картой, знание географической номенклатуры, формирование основных географических понятий и закономерностей.

Особое место в моей педагогической деятельности занимает технология проблемного обучения, которая   предоставляет большие возможности учителю для организации самостоятельной мыслительной деятельности и развития личности учащихся. Эту технологию можно осуществлять на всех типах уроков, но особенно на уроках изучения нового материала. Для мотивации познавательных интересов учащихся использую различные способы постановки учебной задачи проблемного характера: нестандартное начало урока, эпиграф, стихотворение, афоризм, загадка. Например, урок в 6 классе «Вода на Земле» начинаю словами  Антуана де Сент-Экзюпери  «Вода! ... Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты - сама жизнь...». Эффективность любого обучения определяется его системностью. Учитывая специфику каждого курса географии, проблемное обучение я выстраиваю по нарастающей от класса к классу.

В 5-6-х классах основываюсь на  метод проблемного изложения материала, где сама  ставлю проблемы, разъясняю гипотезы, делаю выводы из различных вариантов решения и показываю необходимость их проверки, а ученики следят за логикой доказательств, за движением мысли учителя. По мере развития соучастие учеников в ходе проблемного изложение возрастает. Уже  во втором полугодии  начинаю использовать  метод эвристической беседы, всё чаще и чаще предлагаю детям  проблемные вопросы. Чем старше класс, тем более, чаще применяю этот метод.

Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи. Дети знают: широта меньше - тепла больше, и наоборот. Вопрос: «Почему  в Африке  средние температуры в тропических широтах  выше, чем в экваториальных?»-7класс. «Объясните, как повлияло древнее оледенение на почвы?»-8класс. Подвопросы:

1.В чём заключается деятельность ледника в северной части Русской равнины?

2.Где почвы моложе - на севере или на юге Русской равнины?

3.Какие почвы имеют большую мощность - более молодые или более старые?

4.Чем объясняется малая мощность и каменистость почв Кольского полуострова и Карелии?

В заключении опять повторяю вопрос: «Как повлияло древнее оледенение на почвы?»

Делается обобщение и вывод. В старших классах наряду с проблемными вопросами всё чаще применяю исследовательский метод изучения материала, где ученики приобщаются  к творческой деятельности, самостоятельно выполняя задания. Главная задача исследовательской  деятельности - перенести нагрузку с памяти ученика на мышление. Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную и для всего класса, учитель получает возможность “растормозить” механизм его мышления.

Не менее важна и групповая работа (исследовательская)– конструирование ответа в определенной последовательности, подбор и анализ данных, полученных из карты. Моя функция при использовании исследовательского метода заключается, прежде всего, в конструировании и постановке перед учащимися проблемных заданий, а деятельность учащихся состоит в восприятии, осмыслении и решении проблемы в целом.

Практически каждый урок я использую мультимедиа технологии. Это работа с готовыми электронными изданиями: электронные учебники электронные энциклопедии, путеводители, справочники, атласы, коллекции, мультимедиа библиотеки, тренажёры, тесты, презентации детей и мои собственные. С 2011 года я являюсь  участником «Общероссийского  проекта «Школа цифрового века», что позволяет более эффективно использовать цифровые предметно-методические материалы при подготовке к уроку.

Проблемное обучение требует синтеза теоретических знаний и практических умений, наблюдений. Поэтому ребята, у которых слабая память, но хорошая наблюдательность, иногда способны ответить на такие вопросы, которые вызывают затруднение у ребят с хорошей теоретической базой знаний. А ведь это очень важно: суметь реализовать себя на уроке. Появляется уважение к себе, уверенность, преодолен определенный психологический барьер. Используя проблемное обучение, я считаю, что достигла качественного результата, ребята спорят со мной, друг с другом, отстаивая свою точку зрения. Это умение поможет им адаптироваться в будущей жизни. Сегодня ребята не боятся готовить сообщения, рефераты, выступать с ними перед классом. Благодаря применению проблемного обучения ребята способны проанализировать события в мире, экологическую ситуацию, выделить проблемы и предложить возможные пути решения проблем. Ответы на проблемные вопросы стали более глубокими, полными.

Практическая значимость

Созданные психолого-педагогические и  методические условия, способствуют реализации  творческого  потенциала  учащихся и  повышению качества географического образования. Эти условия заключаются в следующих положениях:

1)Применение технологии проблемного обучения, позволило  развивать  логическое мышление обучающихся, сформировать устойчивый интерес к изучению географии. За свою педагогическую деятельность подготовила для страны новое и достойное поколение географов. Только за последние 5 лет шесть  моих воспитанников связали свою жизнь с географией. Четыре из них обучаются  в СПБГУ на факультете Географии и геоэкологии и по  одному в РГГМУ на факультете Океанологии и ЛГУ им.А.С. Пушкина на факультете Естествознания, географии и туризма, чем  я очень горжусь.

2)Широкое применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании географии позволило развивать познавательный интерес учащихся, увлекательно и интересно учиться, создать условия для творчества и самоподготовки. Дети создают интересные задания, тесты, кроссворды, презентации, проекты, которые я успешно использую в учебно-воспитательном процессе. В 2011году был успешный опыт участия  моих учеников во Всероссийской дистанционной викторине «Поиграем в города». Из 19 участников викторины  есть и призёр и победитель.

3)Разработанная и внедренная система работы гарант  стабильно высокого  качества географического образования. За время работы подготовила более  четырёх  десятков победителей и призёров районных олимпиад и более десяти городских и региональных. Горжусь серебряным призёром олимпиады  Всероссийского  уровня 2009г. Старшиновым Алексеем.  Ежегодно выпускники  выбирают экзамен по географии, где показывают  результаты выше, чем средние по району, городу и России. По итогам ЕГЭ в 2010 году школа вошла в десятку образовательных учреждений Санкт-Петербурга, учащиеся которых набрали наибольший балл - средний балл по школе-72,это третий результат в городе.

Пути приобретения опыта и реализации педагогической системы:

1.Курсы повышения квалификации: за пять лет прослушала 560 часов на курсах повышения квалификации по разным направлениям науки

2.Участник Общероссийского проекта «Школа цифрового века»

3.Самостоятельное освоение новых педагогических технологий

4.Индивидуальные консультации в ИМЦ

5.Внеклассная работа по предмету (предметные недели, образовательные дни, конкурсы по предмету от районного  до Всероссийского уровней)

6.Предпрофильная подготовка (элективные курсы  «Введение в экономику»10-11классы)

8.Аттестация

9.Обмен опытом, участие в профессиональных конкурсах:

  1. 2009гРайонный конкурс достижений в области образования «Поколение будущего». Победитель в номинации «Интеллектуальное развитие детей и подростков в области общего образования»
  2. 2010 г Школьный конкурс педагогического  мастерства «Звёздный дождь». Победитель в номинации «Урок-вершина мастерства»
  3. 2010г Всероссийский конкурс «Мой лучший урок», посвящённого 175-летию Д.И. Менделеева- участник

 выступление на конференциях, работа в составе делегации  педагогов Санкт-Петербурга в республике Татарстан в сентябре 2010 года, выступление на педагогических советах, школьных и  районных методических объединениях, открытые уроки, круглые столы, публикации в интернет-изданиях Всероссийского уровня: 

  1. Интеллектуальная игра по географии «Счастливый случай» по теме «Большая 8».
  1.  Интеллектуальная игра по географии «Счастливый случай» по теме «Малые страны Европы»
  2. Интеллектуальная игра по географии «Счастливый случай» по теме «Страны Восточной Европы»
  3. Урок-путешествие  «Вулканы»-6 класс  с использованием ИКТ
  4. Урок «Градусная сеть на глобусе и картах»-6класс с использованием ИКТ
  5. Урок «Географические координаты» 6класс с использованием ИКТ
  6. Методическая система учителя географии
  7. Собственный сайт в социальной сети работников образования nsportal.ru и электронное портфолио
  8. Web-адрес сайта http:// nsportal.ru  raisa-vladimirovna-smirnova

Сегодня мы являемся свидетелями процесса перехода от «школы объяснения» к «школе развития». Совершенно очевидно, что ЗУНы не могут быть единственной педагогической целью: школа должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников и действенно, а не на словах, воспитывать взрослеющую личность. Значит, все должно быть по-другому: и психологическая атмосфера занятий, и учебное содержание, и методика преподавания. А в методике в первую очередь следует изменить часть, отвечающую за введение нового материала: ученики должны открывать знания, а не получать их в готовом виде. Проблемное обучение- будущее нашего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы учителем истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» Ситниковой Ольги Владимировны

«Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы» СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………...

Интернет-ресурсы в работе учителя истории и культуры Санкт-Петербурга

В статье обращается особое внимание на актуальность использования Интернет – ресурсов в работе учителя Истории и культуры Санкт-Петербурга, а также представлены наиболее эффективные средства и п...

Урок русского языка в 5 классе. «Тире между подлежащим и сказуемым» Автор разработки - учитель ГБОУ школы№459 Санкт-Петербурга Казицкая Ирина Борисовна

Урок с использованием современных образовательных технологий:Информационно – коммуникационная технологияГрупповые технологии.Технология проблемного обучения Здоровьесберегающие технологии Технологии у...

Методическая система учителя химии ГБОУ Гимназии №261 г.Санкт-Петербурга Сечиной Н.Н."Формирование универсальных учебных умений учащихся на уроках химии"

Химия - предмет, который позволяет формировать мировоззрение и научную картину мира на протяжении всех четырех лет обучения. Вместе с этим в своей педагогической деятельности я занимаюсь формированием...

Инновационные технологии в урочной и во внеурочной деятельности учителя истории и культуры Санкт-Петербурга.

В современном обществе объективной потребностью становится поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса, а так же рациональных вариантов и содержания обучения и его структуры. ...

Методическое объединение учителей математики Московского района Санкт-Петербурга на пути совершенствования работы школьных методических объединений в условиях реализации инновационной деятельности

В 2018-2019 учебном году методическое объединение учителей математики Московского района Санкт-Петербурга много внимания уделяло на развитие инновационного образования, на совершенствование образовате...